Распространяется ли трудовой кодекс на военнослужащих

Оглавление | Глава 1

Комментарии к ст. 11

Комментарий К. Я. Ананьевой

Комментируемая статья устанавливает общие положения о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и о действии указанных актов по кругу лиц.

Ч. 1 ст. 11 распространяет действие указанных актов на всех работников, заключивших трудовой договор. О понятии, содержании, сроке трудового договора см. гл. 10 ТК и комм. к ней; о порядке заключения трудового договора см. гл. 11 ТК и комм. к ней.

Особенности регулирования отдельных категорий работников закреплены в разделе XII (главы 40—55 ТК); указанные особенности также устанавливаются иными федеральными законами, такими как ФЗ от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в РФ» и др.

Что касается трудовой правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, то по общему правилу, закрепленному п. 3 ст. 62 Конституции РФ, они приравнены в правах и обязанностях к гражданам РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем, лица, не являющиеся гражданами РФ, не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, иностранцы и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, судьями государственных судов, прокурорами и т.п.

О составе территории РФ и трудовых отношениях с иностранным элементом см. комм. к ст. 13.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права и положениям международных договоров РФ.

Статус (правовое положение) военнослужащих определяется Конституцией РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. с послед, изм. и доп., ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 28 марта 1998 г. с послед, изм. и доп., другими ФКЗ и ФЗ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Смысл закрепления особого статуса военнослужащих в том, что они выполняют обязанности, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Военная служба, главной целью которой является осуществление функций и решение задач Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых она предусмотрена ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в сфере обороны и безопасности государства, имеет ряд особенностей и отличий, выделяющих ее в особый вид федеральной государственной службы. Спецификой военной службы является наличие воинский званий, четкая субординация военнослужащих и проч.

Обязанности военнослужащего обусловлены принятой им Присягой и определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями, приказами начальников.

Связанные с особенностями военной службы ограничения военнослужащего распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения (п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащие не вправе:

– обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников);

– совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления;

– участвовать в забастовках.

Указанным законом предусмотрено и ряд иных ограничений.

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

Таким образом, правоотношения, связанные с прохождением военной службы не являются трудовыми, а представляют собой особую разновидность административных правоотношений.

Вместе с тем, следует отличать граждан, имеющих статус военнослужащих от лиц из числа гражданского персонала Вооруженных сил и иных военизированных формирований. На последних распространяются положения ТК и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за отдельными изъятиями (см. ст. 349 ТК и комм. к ней).

Весьма непростыми являются вопросы, связанные с разграничением трудовых и гражданских правоотношений. Они имеют важное практическое значение, ибо от их решения зависят существенные различия правовых последствий, в т.ч. решение вопроса об ответственности сторон договора.

Свобода труда и право/каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные в п. 1 ст. 37 Конституции, дополняются п. 1 ст. 34 Конституции, провозглашающим право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Конкурентная экономика предполагает значительное количество разнообразных рисков, как имущественного, так и неимущественного характера и трудящиеся (в широком смысле) в ней люди имеют отличающийся правовой статус. Одна группа – те, кто готов выполнять определенную трудовую функцию, стабильно и регулярно получая за это заработную плату, не подвергая себя рискам, сопутствующим предпринимательской деятельности и не возлагая на себя ответственности за результаты этой деятельности (наемные работники). Иное бремя – предпринимателей и собственников, использующих свои имущественные активы для предпринимательской деятельности.

Основной материальной целью предпринимательства является извлечение прибыли (дохода) от участия в различных отношениях, так или иначе связанных с использованием имущества (собственного или взятого в пользование). Этот вид деятельности характеризуется полной самостоятельностью участников, по своему усмотрению (своей волей) определяющих характер и содержание своего участия в ней и одновременно несущих риск от последствий собственных решений (см. ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Этим, в основном, предпринимательство отличается от трудовой деятельности, содержание которой определяет работодатель, несущий, как правило, и основные риски. Предпринимательство связано со значительным числом рисков, например, следует учесть общее правило, закрепленное в гражданском законодательстве большинства стран (в т.ч. России в ст. 211 ГК), согласно которому риск случайной порчи или гибели имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Нередко, многие гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, агентский договор и др.) имеют некоторые (прежде всего внешние) черты сходства с договорами трудовыми, однако первые применяются обычно при выполнении конкретных объемов работ, когда как трудовой договор, по общему правилу предполагает, что работник состоит с нанимателем (работодателем) в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью. Поэтому, правовой статус подрядчика, поверенного, агента также реализующих свои способности и возможности в сфере труда, будет отличаться от статуса наемного работника. Следует отметить и то, что трудовые отношения основаны прежде всего на личном выполнении работником своих трудовых обязанностей.

В последние годы в качестве критерия разграничения трудового и гражданского права все чаще называется самостоятельность (или несамостоятельность) труда. Этот критерий, введенный еще в 20-е годы прошлого века в советской правовой науке: «При несамостоятельном труде рабочей силой работника распоряжается не сам работник, а противостоящий ему организатор предприятия, учреждения или хозяйства», и сегодня применяется МОТ.

Конструктивной особенностью трудового права является то, что работодатель вправе принимать локальные акты, не противоречащие ТК, иным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, и условиям действующих коллективных договоров, а также трудовых договоров

Помимо сказанного, следует учитывать, что трудовое право, в отличие от гражданского, опирающегося на принципы свободы договора и равенства сторон, выполняет защитную функцию, предусматривая ряд гарантий и охранительных мер по отношению к наемным работникам.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. В комментируемой статье определена сфера действия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

§ 2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например, являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права.

На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 16 от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (см. Бюллетень ВС РФ. 1993. №3) в п. 50′.

§ 3. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране.

Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990) предусматривает положение о том, что в должности государственного служащего может находиться только гражданин Российской Федерации.

Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором.

В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. №51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ.

Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан – деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторым другим граждан.

§ 4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в Трудовом кодексе и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990); Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 апреля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

§ 5. В последней части комментируемой статьи подчеркивается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом.

Комментарий С. А. Панина

1. Нормативные правовые акты независимо от уровня принятия и юридической силы распространяются на всех работников, т. е. лиц, заключивших трудовой договор.

Специальные правила определения сферы действия установлены только для коллективного договора и соглашения (см. комментарии к ст. 43, 48 Кодекса).

2. Социальная защита, предусмотренная источниками трудового права, в силу действия принципа равноправия охватывает всех работников независимо от пола, возраста, расы, цвета кожи, национальности, политических убеждений и т. п. (см. комментарий к ст. 2 Кодекса).

Нормативные правовые акты в сфере труда действуют независимо от того, состоят работник и работодатель исключительно в трудовых отношениях или их связывают дополнительно обязательственные отношения по поводу имущества организации.

Определяя сферу действия трудового законодательства, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22.12.92 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (Бюлл. ВС РФ, 1993, № 3) указал, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору, на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ (п. 50-1).

Для указанных категорий работников законодательством (настоящим Кодексом и иными федеральными законами) могут быть установлены особенности регулирования трудовых отношений, однако это не выводит их из сферы действия трудового законодательства.

В случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, его нормы применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях (см. комментарий к ст. 64 Кодекса).

3. Нормативные правовые акты в сфере труда распространяют свое действие на всех юридических или физических лиц, выступающих работодателями (см. комментарий к ст. 20 Кодекса). При этом не имеют значения такие факторы, как численность организации, способ финансирования, вид юридического лица, форма собственности на имущество организации.

Нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда должны применять унитарные государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации, финансируемые из бюджета, хозяйственные общества, производственные кооперативы, народные предприятия и т. п. (см. комментарий к ст. 20 Кодекса).

Физические лица, выступающие работодателями, также связаны требованиями трудового права, правда, с некоторыми особенностями (см. комментарии к ст. 303-309 Кодекса).

4. Норма ч. 3 настоящей статьи включена в Кодекс ввиду широкого распространения нарушений трудовых прав работников. Существует практика оформления трудовых по своей юридической природе отношений договорами гражданско-правового характера, для того чтобы избежать предоставления работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательством о труде, подзаконными актами, нормативными соглашениями.

В таких случаях недобросовестное поведение работодателя (подмена трудового договора гражданско-правовым вопреки характеру сложившихся отношений) может быть обжаловано в суд. Суд, определяя круг норм, подлежащих применению в данном случае, должен исходить из существа и характера отношений, а не из содержания договора.

5. Действие российских нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, если они работают в российских организациях или у российских граждан либо в том случае, когда они выступают в качестве работодателей.

Организации, созданные с участием иностранных граждан или учрежденные иностранцами или лицами без гражданства и действующие на территории РФ, должны подчиняться требованиям российского трудового законодательства.

Российское трудовое законодательство применяется также к работникам международных организаций на территории РФ и работникам иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.

Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, как другие работники и работодатели (см. комментарии к ст. 21, 22 Кодекса).

6. Правила о распространении трудового законодательства на трудовые отношения, в которых работником либо работодателем выступает иностранный гражданин, лицо без гражданства или работодателем является организация, созданная (учрежденная) с участием иностранцев (иностранное юридическое лицо, международная организация), действуют лишь в тех случаях, когда нет специального федерального закона или международного договора, регламентирующих эти вопросы.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Указы Президента РФ от 16.12.92 № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ, 1993, № 51, ст. 4938), от 29.04.94 № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (СЗ РФ, 1994, № 2, ст. 77), регулирующие условия и порядок приема на работу иностранных граждан, ряд международных соглашений, определяющих порядок заключения трудовых договоров с мигрантами, их трудовые права (см., например, Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.94 – СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1457).

Существуют и двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан различных государств бывшего Союза ССР на территории РФ, а также соглашения с другими государствами о трудовой деятельности граждан иностранных государств в России (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ от 19.07.94 и Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.00).

7. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников установлены настоящим Кодексом (см. комментарии к ст. 251 – 351 Кодекса) и некоторыми федеральными законами. К их числу надо отнести:

Закон РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РФ, 1993, № 16, ст. 551);

Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2990);

Федеральный закон от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 224);

Закон РСФСР от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150);

Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4135);

Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ, 1997, № 12, ст. 1383) и др.

Новая редакция Ст. 11 ТК РФ

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Статье 11 ТК РФ

В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.

Другой комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.

Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК РФ в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.

В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. статью 2 Трудового кодекса с комментарием) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т.д.

Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).

3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК РФ и комментарий к ней).

Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.

Статья 11 ТК РФ не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК РФ он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.

В силу ч. 1 ст. 391 ТК РФ правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т.п.

Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.

Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК РФ и комментарий к ним).

Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК РФ.

Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК РФ и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем — день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.

4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»; от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»; 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 16 нояб.).

Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.

Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК РФ выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК РФ и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК РФ и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК РФ и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК РФ и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК РФ и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК РФ и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК РФ и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК РФ и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК РФ и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК РФ и комментарий к ним).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК РФ и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК РФ и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК РФ и комментарий к ним).

6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда — ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг — ст. 779 ГК РФ) и др.

В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).

Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, действие трудового законодательства распространяется, прежде всего, именно на эти группы правоотношений, возникающие из трудового договора (или по другим основаниям). Кроме того, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям также применяются положения трудового законодательства. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, можно классифицировать по кругу лиц, времени и территории действия (в пространстве) и др. Рассмотрим эти классификации.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц

Трудовое законодательство распространяется на всех работодателей независимо от:

  • – их организационно-правовой формы (формы собственности):
  • – особенностей – физические это лица либо юридические;
  • – наличия иностранного компонента (организации, созданные или учрежденные иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международные организации и иностранные юридические лица).

По общему правилу, трудовое законодательство распространяется на всех работников. При применении трудового законодательства по отношению к некоторым категориям работников учитывается их специфика, например, распространяющаяся:

  • – на иностранных граждан и лиц без гражданства (как правило, иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, за исключением тех особенностей, которые установлены федеральным законодательством);
  • – на отдельные группы работников, труд которых отличается определенными особенностями (руководители организаций, лица, работающие по совместительству, женщины, лица с семейными обязанностями, молодежь и др.);
  • – на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих и др.

Трудовое законодательство не распространяется на:

  • – военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • – членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • – лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • – других лиц, если это установлено федеральным законом.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращает свое действие в связи с:

  • – истечением срока действия;
  • – вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
  • – отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 12 ТК РФ). Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 4, 5 ст. 12 ТК РФ).

Некоторые особенности вступления в силу имеют такие иные акты, как коллективный договор и локальные нормативные акты. Так, действие коллективного договора, соглашения во времени определяются их сторонами в соответствии с ТК РФ.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 7 ст. 12 ТК РФ).

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

  • – истечением срока действия;
  • – отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
  • – вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам но сравнению с установленным локальным нормативным актом) (ч. 8 ст. 12 ТК РФ).

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Закон не определяет понятия пространства, однако для действия источников трудового права можно сказать, что в данном случае имеется в виду некая «территория». Это – территория государства – Российской Федерации; территория субъектов РФ; территория, на которой осуществляет свою деятельность конкретный работодатель, т.е. каждый нормативный правовой акт, принятый на соответствующем уровне уполномоченным органом, действует только на территории, на которую согласно закону распространяется компетенция данного органа. Например, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют, как правило, на всей территории РФ (ч. 1 ст. 13 ТК РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 2,3 ст. 13 ТК РФ). Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ч. 4 ст. 13 ТК РФ) .

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Она достаточно обширна.

Область применения и сфера действия

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

Так пункт 1 статьи 11 устанавливает, что нормы данной отрасли права относятся ко всем работникам, которые заключили с работодателями трудовые контракты. Такого рода контракт может быть заключен любым лицом, которое обладает правосубъектностью, то есть как юридическим, так и физическим лицом, которое предоставляет работу.

Не все отношения трудового характера между работодателями и работниками оформляются надлежащим образом. Отсутствие контракта расценивается как несоблюдение трудового законодательства, делающее применение его требований достаточно сложным. Однако лицо, не имеющее трудового контракта, заключенного в письменном виде, не лишается права привести доказательства наличия трудовых взаимоотношений.

Действие ТК в пространстве

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Действие трудового законодательства во времени

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени. Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему. Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Что касается времени прекращения действия норм ТП, то это может быть связано:

  • с окончанием термина действия законодательного или нормативного документа;
  • принятием другого акта, который наделен высшей юридической силой;
  • признанием принятого документа или некоторых его положений утратившими свою юридическую силу.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не наделено во времени обратной силой.

Границы действия общих норм

ТК РФ в 11 статье также устанавливаются общие положения, на основании которых действуют законодательные нормы в сфере трудовых отношений. Данная норма определяет, что эти положения касаются лиц, которые являются участниками трудовых взаимоотношений, а именно:

  • работодателей;
  • лиц, не имеющих гражданства и иностранцев;
  • иностранных юрлиц;
  • структур, которые созданы или учреждены иностранцами либо лицами, не имеющими гражданства;
  • международных компаний.

Сфера действия норм трудового права распространяется на наемных работников религиозных структур, однако труд священнослужителей не регламентируется трудовым законодательством.

Круг лиц, на которых не распространяется ТК

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

Оставьте комментарий