В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.
3. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.
4. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
5. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса;
федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;
разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
предельной численности работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы Российской Федерации;
финансового обеспечения служебных командировок на территории Российской Федерации и за рубеж работников федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений;
финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;
налоговой политики;
валютной политики;
политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам;
регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела;
организации и проведения лотерей;
изготовления и обращения защищенной полиграфической продукции на территории Российской Федерации;
финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями;
подписания и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности Министерства;
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
компенсационных выплат и погашения гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств;
контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;
совершенствования банковского законодательства, законодательства в области организации и регулирования денежного обращения;
регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности;
регулирования аудиторской деятельности;
добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на очередной год и плана отпуска ценностей из него;
2) разрабатывает и утверждает:
порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;
отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;
лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;
нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;
порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
методологию противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;
порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями;
порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности;
нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
3) осуществляет:
составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета;
ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета;
введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций;
управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.
6. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра и до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.
7. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации в количестве 1370 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 51777 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
8. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении его центрального аппарата в г. Москве, ул. Ильинка, д.9.
Председатель
Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Приложение 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 1997 год» (млн. рублей) БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВСЕГО 18147750,0 <*> в том числе: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО 13950500,0 из них: государственная поддержка угольной отрасли в целях создания рабочих мест для работников угольной промышленности (на возвратной основе) 1966000,0 погашение задолженности по инвестициям, размещаемым на конкурсной основе в коммерческие высокоэффективные проекты 1995 — 1996 годах (на возвратной основе) 1640500,0 инвестиции, намечаемые к размещению на конкурсной основе в коммерческие высокоэффективные проекты в 1997 году (на возвратной основе) 965000,0 инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности на возвратной основе для финансирования проектов Государственного фонда конверсии 2412500,0 конкурсные проекты федеральной инвестиционной программы (на возвратной основе) 400000,0 связанные иностранные кредиты 6566500,0 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО 1127000,0 из них: связанные иностранные кредиты 1127000,0 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ 264500,0 из них: связанные иностранные кредиты 264500,0 ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА 1707750,0 из них: связанные иностранные кредиты 1707750,0 РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 598000,0 из них: связанные иностранные кредиты 598000,0 ПРОЧИЕ РАСХОДЫ 500000,0 из них: поддержка экспортно ориентированных производств (на возвратной основе) 500000,0 ——————————— <*> Кроме того, прогнозные объемы привлекаемых средств составляют 125000,0 млрд. рублей.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
С.В. Бочкова
Автором отмечается проблема выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Уделено внимание основным принципам оптимизации бюджетных расходов. По мнению автора в сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Приведены направления совершенствования формирования доходов бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет, в нашем случае республиканский бюджет Республики Коми, — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации – Республики Коми. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджетная политика, осуществляемая в Республике Коми, основана на решении и развитии задач, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках бюджетной и налоговой реформ и выполнении Программы социально-экономического развития Республики Коми, учитывает реализацию мероприятий, направленных на проведение реформы органов государственной власти РК и органов местного самоуправления.
Основным результатом проводимых мероприятий является обеспечение сбалансированности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением. В качестве инструмента для проведения экономической политики используются предоставление тех или иных налоговых льгот, в частности налога на имущество организаций. Однако, предоставление налоговых льгот имеет негативные моменты, т.е. сокращается поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РК поэтому целесообразно минимизировать количество предоставляемых льгот.
Проводимая работа по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК с крупнейшими налогоплательщиками позволила увеличить доходную базу за 2004 год по сравнению с 2003 годом на 25% или на 4 096 тыс.руб. , расходную часть – на 18,3% или 3 166 тыс.руб., из которых 2,2 млрд.руб. направлены в виде финансовой помощи муниципальным образованиям. Динамика поступления налоговых платежей свидетельствует о наращивании темпов роста промышленного производства в республике, создании новых рабочих мест, повышения уровня доходов населения, росте привлечения инвестиций в экономику республику. В целях увеличения доходов консолидированного бюджета РК необходимо продолжать работу по дальнейшему расширению налогового потенциала республики.
Следует отметить проблему выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Эта политика остается прежней – основная часть доходов субъектов консолидируется в федеральном бюджете. Приведем распределение фактически поступивших налоговых доходов, собираемых на территории Республики Коми, с 1998 года по 2004 год между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетном Республики Коми (в%) (табл. 1):
Таблица 1
Распределение налоговых поступлений
Федеральный бюджет |
33,2 |
46,3 |
53,2 |
58,4 |
56,7 |
56,0 |
|
Консолидированный бюджет РК |
66,8 |
53,7 |
46,8 |
41,6 |
43,3 |
44,0 |
Резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета являются неналоговые доходы, в частности доходы от сдачи республиканского и муниципального имущества. Неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2003 годом возросли более, чем наполовину, т.е. на 52,7% и составили 1 млрд 174 млн. руб.
В рамках совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходованием бюджетных средств завершается переход на казначейское обслуживание всех распорядителей и получателей средств.
Основными принципами для оптимизации бюджетных расходов являются: обеспечение финансирования приоритетных расходов, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством выплат социального пособия из республиканского бюджета; эффективное использование бюджетных средств и реформирование наиболее затратных отраслей; реформирование и реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы; в связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100% возникает задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; оптимизация сети бюджетных учреждений, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; инвентаризация организаций государственного сектора экономики, в том числе сети унитарных предприятий; модернизация отраслей здравоохранения и образования, медицинская помощь и образование должны быть наиболее доступными и качественными, добиться достаточного уровня обязательного медицинского страхования; обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению.
Главной задачей в области бюджетных расходов на финансирование целевых республиканских программ РК является повышение их эффективности. Бюджетные расходы должны быть сопоставимы с возможностями республиканского бюджета. В целях более эффективного использования бюджетных средств по реализации социально-экономических задач в форме целевых республиканских программ РК и концентрации усилий по решению наиболее значимых проблем развития экономики республики в ходе инвентаризации должны быть определены наиболее значимые и актуальные. Так, в 2005 году количество программ с 28 сокращено до 22. В первоочередном порядке капитальные вложения должны направляться на софинансирование строительства объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, в целевые республиканские программы.
В строительстве жилья приоритетными направлениями должны стать строительство социального жилья для малообеспеченных слоев граждан, развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности, ипотечного жилищного кредитования. Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть направлена на оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение уровня жизни сельского населения и должна ориентироваться на эффективно работающие предприятия. Финансирование научно-исследовательских работ осуществлять по определению значимости конечного результата исследований и разработок для научно-технического развития экономики.
В сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Для достижения стабильности бюджетной системы реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться по направлениям: четкое разграничение расходных полномочий органов государственной власти РК и органов местного самоуправления, перераспределение доходов между республиканским местным бюджетами в соответствии с расходными полномочиями; совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО); финансовое обеспечение всех государственных обязательств РК.
Новые инструменты межбюджетного регулирования, финансовой поддержки муниципальных образований и созданный в республиканском бюджете Республики Коми ФФПМО распределяется по единой методике и предназначается для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов.
Отсутствие сбалансированности между полномочиями, которыми наделены органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми, их финансовым и материальным обеспечением, отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления к росту собственных доходов в связи с существующей практикой перераспределения доходов в пользу вышестоящих бюджетов, в связи с этим снижение собственных доходов, существенное преобладание финансовой помощи из вышестоящих уровней бюджета над собственными доходами муниципалитетов, соответственно зависимость местного бюджета от вышестоящих бюджетов в значительной степени влияют на стабилизацию бюджетного процесса в муниципальных образованиях и затрудняют работу органов местного самоуправления. В связи с этим, перед органами местного самоуправления при решении вопросов по формированию и исполнения бюджета вынуждены исходить из возможности бюджета, а не интересов и потребностей местного населения.
Существующая практика межбюджетных отношений требует совершенствования, так как она на данном этапе выравнивает все муниципальные образования. Основные налоговые доходы распределяются в бюджет субъектов РФ, а уже оттуда перераспределяются в виде финансовой помощи в форме субвенций и субсидий на выполнение государственных полномочий и расходов социально-экономических программ субъектов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Передача в местные бюджеты части налоговых платежей, собираемых на территории МО и зачисляемых в бюджет субъекта, была бы более эффективна. Такая передача стимулировала бы органы местного самоуправления к более полному сбору налогов, повышала бы их ответственность перед населением за решение вопросов на уровне муниципалитетов.
Реформирование, связанное с разграничением расходных полномочий, приводит к снижению ответственности органов местного самоуправления за финансирование государственных обязательств.
Работа по совершенствованию формирования бюджета по доходам включает в себя три важнейших направления: расчет прогнозируемых сумм всех видов доходов, поступающих в местный бюджет; распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренным бюджетным законодательством; определение взаимоотношений республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов муниципальных образований в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивание бюджетной обеспеченности через ФФПМО.
Эти все три направления требуют совершенствования. В связи с тем, что муниципальные образования должны решать большую часть социальных и бытовых проблем населения на местах, необходимо пересмотреть на федеральном уровне распределение налоговых доходов в соответствующие уровни бюджета. На сегодняшний день в доход местного бюджета зачисляются из наиболее значимых поступлений – это 30% налога на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог.
К инструментам регулирования налогами, которые могут обеспечить местные бюджеты собственными доходами, можно отнести: установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет на длительный срок; финансовая помощь в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты (отрицательные трансферты).
Эти инструменты позволят органам местного самоуправления самим прогнозировать доходы и осуществлять долгосрочные программы, повысить стимул у органов власти на местах к собираемости налогов и расширению налогооблагаемой базы.
Существующая методика распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований крайне усложнена. В муниципальных образованиях нет специалистов, способных просчитать и проверить справедливость распределения ФФПМО, которое считают в Минфине и Минэкономразвития Республики Коми. Поэтому необходимо упростить существующую методику распределения ФФПМО, исключить некоторые коэффициенты, в результате чего в основном доля ФФПМО в бюджетах муниципальных образований не изменится, но прозрачность этой методики возрастет.
Поэтому, в дальнейшем необходимо предусмотреть усовершенствование порядка распределения средств ФФПМО. Также следует учитывать, что ФФПМО, как основной источник межбюджетных отношений, не должен уменьшаться, а наоборот, должен увеличиваться вместе с индексом потребительских цен.
Из существующей методики распределения ФФПМО муниципальные образования, получающие дотации на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности, не заинтересованы в формировании собственной доходной базы. Помощь всем муниципальным образованиям является социально справедливым, но с экономической точки зрения это порождает иждивенчество, лишает стимула зарабатывать деньги.
Таким образом, важнейшей целью бюджетной политики Республики Коми является обеспечение устойчивых темпов роста экономики в республике, укрепление социальной стабильности и повышение уровня жизни населения. А главным принципом регулирования межбюджетных отношений должно стать создание стимулов к расширению налогового потенциала местных бюджетов, сокращению неэффективных бюджетных расходов и обеспечению бюджетной ответственности.
Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 28.07.2004 № 127//Республика. – 2004. – 10 августа.
Об утверждении методики межбюджетного регулирования и распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в Республике Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 10.11.2004 № 203// Республика. – 2004. – 07 декабря.
Пояснение.
Функции Президента РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:
1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).
2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).
5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).
2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).
4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).
2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).
3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).
4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)
5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).
Предмет ведения Государственной Думы:
1) Обсуждение и принятие законов.
2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.
3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.
5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.
6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.
9) Объявление амнистии.
10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
А) объявление амнистии — Государственная Дума.
Б) осуществление помилования — Президент РФ.
B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.
Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.
Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.
Москва. 20 января. INTERFAX.RU — Федеральный бюджет в 2019 году исполнен с профицитом 1 трлн 967,6 млрд рублей, или 1,8% ВВП, свидетельствуют данные, опубликованные на сайте министерства финансов РФ.
Таким образом, размер профицита оказался на уровне, изначально планировавшемся на этот год. Ранее и.о. первого вице-премьера — министра финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что профицит по итогам года может составить 1,7% ВВП, до этого экс-премьер Дмитрий Медведев озвучивал прогноз в 1,8% ВВП. В весенних поправках в бюджет профицит был снижен с 1,8% ВВП до 1,7% ВВП. В декабре были приняты поправки, которыми оценка профицита была понижена до 1,4% ВВП (1 трлн 480,81 млрд рублей при оценке объема ВВП в 108,414 трлн рублей).
В декабре сложился дефицит в размере 1,131 трлн рублей, или 10,5% ВВП.
Доходы федерального бюджета составили за год 20 трлн 187,84 млрд рублей, или 101,1% к общему объему доходов на год. При этом нефтегазовые доходы были на уровне 7 трлн 924 млрд рублей (101,1%), ненефтегазовые — 12 трлн 263 млрд рублей (101,1%).
Расходы сложились на уровне 18 трлн 220,23 млрд рублей, или 98,5% к общему объему расходов, утвержденных законом о бюджете, и 94,2% с учетом внесенных изменений.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита составило минус 2,257 трлн рублей и плюс 289,33 млрд рублей соответственно.
Первичный профицит составил 2,5% ВВП.
Федеральная налоговая служба администрировала за год доходы на 12 трлн 612,13 млрд рублей, или 100,5% к прогнозным показателям, Федеральная таможенная служба — на 5 трлн 729 млрд рублей (101,6%), другие федеральные органы — на 1 трлн 846,7 млрд рублей (103,5%).
Расходы на социальную политику составили 4 трлн 883,1 млрд рублей, на национальную оборону — 2 трлн 998,2 млрд рублей, на национальную безопасность — 2 трлн 084,1 млрд рублей, на национальную экономику — 2 трлн 825,5 млрд рублей, ЖКХ — 283,7 млрд рублей, общегосударственные вопросы — 1 трлн 367,3 млрд рублей, образование — 826,6 млрд рублей, здравоохранение — 713,009 млрд рублей, на охрану окружающей среды — 197,5 млрд рублей, на СМИ — 103,5 млрд рублей.
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили в 2019 году 730,8 млрд рублей. Межбюджетные трансферты были осуществлены на сумму 1,003 трлн рублей.
В 2018 году профицит федерального бюджета составлял 2,6% ВВП.