Содержание
Настоящий обзор охватывает основные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата.
В число указанных актов входят:
Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата
утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 696, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 рег. № 40238, вступил в силу 08.01.2016 (далее — Регламент);
Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов, и их формы (далее — Правила);
Требования к документам заявки на выдачу патента на промышленный образец (далее — Требования).
Правила и Требования утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 695, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015, рег. № 40242, вступили в силу 27.01.2016.
Полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, приведен в соответствующем разделе на данной странице сайта Роспатента.
Правила основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и содержат разъяснения по их применению. Правила устанавливают перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе в ходе предоставления государственной услуги. Правила также устанавливают порядок составления и подачи документов, правила их рассмотрения в Роспатенте, в т.ч. основания для отказа в приеме заявки, и порядок взаимодействия с заявителем в ходе предоставления государственной услуги. В качестве приложений к Правилам утверждены формы документов, подаваемых заявителем в Роспатент в связи с предоставлением государственной услуги, в т.ч. форма заявления о выдаче патента.
Требования, разработанные на основании пункта 4 статьи 1374 Гражданского кодекса, устанавливают требования к документам, которые должна содержать заявка на выдачу патента на промышленный образец. В указанном документе подробно изложены правила составления документов заявки и предъявляемые к ним требования.
Регламент базируется на положениях Гражданского кодекса, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правил и других нормативных правовых актов, перечень которых приведен в пункте 16 Регламента.
Регламент регулирует отношения, связанные с предоставлением Роспатентом государственной услуги. Регламент определяет стандарт предоставления государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), критерии принятия Роспатентом решений, а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Регламент разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила разработки регламентов).
Регламент содержит 5 разделов:
I. Общие положения
II. Стандарт предоставления государственной услуги
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
Раздел 1 Регламента устанавливает круг заявителей, а также требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. сведения о месте нахождения и графике работы Роспатента и ФИПС, о месте нахождения помещения приема заявок и иной корреспонденции, адресованной в Роспатент и ФИПС, о месте нахождения и графике работы консультационно-справочного пункта Роспатента и ФИПС, о местах размещения информации о порядке предоставления государственной услуги.
Раздел 2 Регламента устанавливает стандарт предоставления государственной услуги.
В разделе представлена информация о результатах и сроках предоставления государственной услуги, приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной услуги, порядок, размер и основания взимания пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, и иные сведения, предусмотренные Правилами разработки регламентов.
Пунктом 12 Регламента предусмотрены следующие результаты:
1) государственная регистрация промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации (далее – Государственный реестр), выдача патента и публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента;
2) принятие и направление заявителю одного из следующих решений:
а) об отказе в государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец;
б) о признании заявки отозванной;
в) об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;
г) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на изобретение (далее — заявка на изобретение);
д) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на полезную модель (далее — заявка на полезную модель);
3) о внесении сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, выдача дубликата патента и публикация сведений о выдаче дубликата патента в официальном бюллетене;
4) об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление уведомления об отказе в выдаче дубликата патента.
Срок предоставления государственной услуги определен в пункте 13 Регламента.
Срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации промышленного образца и выдачи патента составляет двадцать месяцев и две недели.
Срок предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата патента составляет два месяца и три недели.
Указанные сроки могут быть увеличены в случаях, предусмотренных пунктом 13 Регламента.
Раздел 3 Регламента содержит исчерпывающий перечень административных процедур, сроки и требования к порядку их выполнения.
Пунктом 50 Регламента установлен следующий перечень административных процедур:
1) прием и регистрация заявки;
2) проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза;
3) экспертиза заявки по существу;
4) регистрация промышленного образца в Государственном реестре, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента;
5) рассмотрение ходатайств, поданных заявителем;
6) выдача дубликата патента.
Основанием для начала предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента является подача в Роспатент заявки лицом, обладающим правом на получение патента на промышленный образец.
Роспатент вправе отказать в приеме поданных заявителем документов заявки по основаниям, перечисленным в пункте 12 Правил.
Дата подачи заявки устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 1377 Гражданского кодекса по дате поступления заявки, содержащей заявление о выдаче патента и комплект изображений изделия, дающих полное представление о существенных признаках промышленного образца, которые определяют эстетические особенности внешнего вида изделия, а если указанные документы представлены не одновременно – по дате поступления последнего из документов.
Максимальный срок приема заявки при представлении заявки в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Правил составляет пятнадцать минут, а в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 11 – три рабочих дня. Максимальный срок регистрации заявки составляет два рабочих дня с даты приема заявки.
Результатом административной процедуры приема и регистрации заявки являются:
1) прием и регистрация заявки, направление заявителю уведомления о приеме и регистрации заявки с указанием регистрационного номера заявки, даты поступления заявки и передача заявки из подразделения, осуществляющего прием и регистрацию заявки, в подразделение, осуществляющее проведение формальной экспертизы;
2) отказ в приеме и регистрации заявки и направление заявителю уведомления об отказе в приеме и регистрации заявки с указанием оснований для отказа в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявки в Роспатент.
Критерии принятия решения о регистрации заявки или отказе в приеме и регистрации заявки установлены в пункте 57 Регламента.
По зарегистрированной заявке осуществляется проверка уплаты пошлины и проводится формальная экспертиза.
Максимальный срок проверки уплаты пошлин, предусмотренных пунктами 1.3, 1.9 приложения к Положению о пошлинах, взимаемых за регистрацию заявки на промышленный образец и принятие решения по результатам формальной экспертизы заявки, а также за проведение экспертизы заявки на промышленный образец и принятие решения по ее результатам, составляет две недели со дня поступления заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу заявок.
Если в результате проверки установлено, что пошлина уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, по заявке проводится формальная экспертиза.
В ходе формальной экспертизы заявки осуществляется проверка наличия документов, предусмотренных пунктом 2 Требований, и соблюдения предъявляемых к ним законодательством требований без анализа раскрытия сущности промышленного образца.
Максимальный срок проведения формальной экспертизы заявки составляет два месяца со дня подтверждения факта уплаты пошлин в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах (пункт 70 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса исправленных или недостающих документов, предусмотренного пунктом 72 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 23 Правил. В случае направления заявителю запроса исправленных или недостающих документов или уведомления, срок проведения формальной экспертизы увеличивается (пункт 76 Регламента).
При непредставлении заявителем исправленных или недостающих документов в трехмесячный срок с даты направления запроса заявка признается отозванной.
В случае поступления заявления заявителя об отзыве заявки, оно рассматривается в течение двух недель с даты его поступления (пункт 81 Регламента).
В случае поступления заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или заявку на полезную модель, оно рассматривается в течение двух месяцев (пункт 88 Регламента).
Результат административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы и порядок передачи результата:
1) направление заявителю уведомления о положительном результате формальной экспертизы и передача заявки в подразделение, осуществляющее проведение экспертизы заявки по существу не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры формальной экспертизы;
2) направление заявителю решения о признании заявки отозванной;
3) направление заявителю решения об удовлетворении заявления о признании заявки отозванной;
4) направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или заявления о преобразовании заявки в заявку на полезную модель и передача заявки на промышленный образец в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу заявок на изобретение или полезную модель.
Административная процедура экспертизы заявки по существу осуществляется при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом.
В ходе экспертизы заявки по существу осуществляется проверка соответствия промышленного образца требованиям законодательства Российской Федерации.
По результатам административной процедуры принимается решение о выдаче патента, если в результате проведенной экспертизы по существу установлено, что заявленный промышленный образец соответствует требованиям, перечисленным в абзаце первом пункта 2 статьи 1391 Гражданского кодекса.
При несоответствии промышленного образца хотя бы одному из требований, перечисленных в абзаце первом пункта 2 статьи 1391 Кодекса, принимается решение об отказе в выдаче патента.
По результатам административной процедуры принимается решение о признании заявки отозванной в случае, если заявителем не представлены запрашиваемые дополнительные материалы по запросу, предусмотренному пунктом 103 Регламента, или уведомлению, предусмотренному пунктом 104 Регламента.
Результат административной процедуры экспертизы заявки по существу и порядок передачи результата:
1) направление заявителю решения о выдаче патента и передача документов заявки в подразделение, осуществляющее регистрацию промышленного образца в Государственном реестре, публикацию сведений о выдаче патента и выдачу патента;
2) направление заявителю решения об отказе в выдаче патента;
3) направление заявителю решения о признании заявки отозванной;
4) направление заявителю решения об отзыве заявки в связи с принятием решения об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;
5) направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или заявку на полезную модель.
Максимальный срок экспертизы по существу составляет двенадцать месяцев со дня завершения формальной экспертизы заявки (пункт 100 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса дополнительных материалов, предусмотренного пунктом 103 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 104 Регламента.
Административная процедура регистрации промышленного образца в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента осуществляется при условии принятия решения о выдаче патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 119 Регламента.
Максимальные сроки для каждого административного действия приведены в пунктах 121, 126, 128 Регламента.
Внесение сведений в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.14 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.
Результат административной процедуры регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента и порядок его передачи:
1) регистрация промышленного образца в Государственном реестре, публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене, выдача патента заявителю;
2) направление заявителю решения о признании заявки отозванной с указанием причин принятия решения;
3) направление заявителю решения об удовлетворении поданного заявителем заявления об отзыве заявки, если такое заявление было подано заявителем.
Административная процедура рассмотрения ходатайств осуществляется в случае поступления в Роспатент соответствующего ходатайства, предусмотренного пунктом 3 Правил.
Результат административной процедуры рассмотрения ходатайств, поданных заявителем, и порядок передачи результата:
1) решение об отказе в удовлетворении поданного ходатайства и направление заявителю уведомления об отказе в удовлетворении поданного ходатайства;
2) решение об удовлетворении поданного ходатайства и направление заявителю уведомления об удовлетворении ходатайства.
Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого не требуется уплата патентной пошлины, составляет один месяц с даты поступления ходатайства в Роспатент.
Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого Положением о пошлинах установлена уплата патентной пошлины, составляет один месяц и две недели с даты поступления ходатайства в Роспатент, при условии завершения с положительным результатом проверки уплаты соответствующей пошлины.
Административная процедура выдачи дубликата патента осуществляется при поступлении ходатайства о выдаче дубликата патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 169 Регламента.
Для каждого административного действия Регламентом установлен максимальный срок выполнения (пункты 170, 174, 176, 179, 182, 183 Регламента).
Рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.25 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.
Результат административной процедуры выдачи дубликата патента и порядок передачи результата:
1) удовлетворение ходатайства о выдаче дубликата патента, направление патентообладателю уведомления об удовлетворении ходатайства;
2) внесение в Государственный реестр сведений о выдаче дубликата патента, официальная публикация сведений о выдаче дубликата патента и выдача патентообладателю дубликата патента;
3) направление патентообладателю решения об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента.
Критерии принятия решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента установлены в пунктах 185, 186 Регламента.
Раздел 4 Регламента посвящен формам контроля за предоставлением государственной услуги. В этом разделе определены виды контроля, порядок и периодичность проведения проверок (пункты 189-194 Регламента).
В рамках текущего контроля, осуществляемого на постоянной основе, проверяется соблюдение и исполнение ответственными должностными лицами положений Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
Цель плановых и внеплановых проверок состоит в контроле полноты и качества предоставления государственных услуг. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми планами проверок. Внеплановые проверки осуществляются, в частности, в связи с поступлением жалоб на действия, осуществляемые при предоставлении государственной услуги, на бездействие и принимаемые решения.
Текущий контроль и внеплановые проверки осуществляются руководителями структурных подразделений, ответственных за осуществление административных действий и принятие решений, и их заместителями. Плановые и внеплановые проверки осуществляются специализированными контролирующими подразделениями, к компетенции которых отнесены вопросы полноты и качества предоставления государственных услуг.
Раздел 5 Регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц.
Пункт 200 Регламента определяет предмет жалобы. Требования к содержанию жалобы установлены пунктом 204 Регламента, порядок ее подачи в Роспатент – пунктами 202-206 Регламента, сроки рассмотрения — пунктом 207 Регламента.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Роспатента, а также его должностных лиц, связанные с предоставлением государственной услуги, может быть подана заявителем на имя руководителя Роспатента, заместителя руководителя Роспатента или уполномоченного лица, либо в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 201 Регламента).
Жалоба, поступившая в Роспатент, подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Роспатента, его должностного лица в приеме документов у заявителя – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы.
Решение по жалобе на действия (бездействие) и решение должностных лиц могут быть обжалованы заявителем путем подачи жалобы руководителю Роспатента. Действия (бездействие) и решение руководителя Роспатента могут быть обжалованы путем подачи жалобы в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 211 Регламента).
Базы данных патентного поиска/исследований, информационные источники
Российские базы данных и поисковые системы
Российские информационные ресурсы
Зарубежные базы данных и поисковые системы
Зарубежные базы данных по промышленным образцам
Зарубежные базы данных по товарным знакам
Информационные базы данных от пользователей Интернета
Указатель информационно-патентных ресурсов
Трудоёмкость, полнота, надёжность, а также аналитические возможности патентного поиска/исследований напрямую зависят от используемых источников информации. Так базы данных (БД) национальных патентных ведомств предоставляют официальную информацию по национальным патентам и поэтому являются наиболее надёжным источником правовой информации. Однако в редких случаях и в этих базах бывают несогласованности в выдаче электронной информации поисковых систем. Поэтому в ответственных случаях следует проверять данные по различным источникам.
Как правило, поиск рефератов и доступ к описаниям в базах национальных ведомств предоставляется бесплатно. Но одновременно возможен платный доступ с расширенными функциями поиска и анализа.
Кроме официальных баз данных имеются многочисленные корпоративные информационные базы данных и поисковые системы. Часто эти базы данных более удобны или предоставляют более широкие аналитические возможности. В большинстве случаев эти системы платные, но часто предоставляют ограниченные бесплатные функции.
Российские базы данных и поисковые системы
Для российских заявителей в первую очередь следует посоветовать поиск по его патентным базам. Для этого Роспатент предоставляет информационно-поисковую систему с возможностями поиска по базам данных заявок и патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Доступен также поиск по базам товарных знаков, НМПТ, топологии интегральных схем, программ для ЭВМ и баз данных. Предоставлены возможности бесплатного и платного (с расширенными возможностями) доступа.
При патентном поиске следует также принимать во внимание возможности Всероссийской патентно-техническая библиотеки (ВПТБ), которая предоставляет широкие патентно-информационные услуги, а также справки и консультации по поиску. Среди этих услуг проведение систематического, именного и нумерационного поиска, предоставление машинного времени работы с платными поисковыми системами, в частности к экспертной поисковой системе PatSearch и др.
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) предлагает также платную информационно-поисковую систему (ИПС) «МИМОЗА» на DVD-дисках. Система позволяет проводить анализ по 30 поисковым критериям с глубиной до 1924 г. Достоинством системы также является возможность визуализации информации в различных форматах – отображение патентного ландшафта.
Среди российских корпоративных бесплатных поисковых систем следует указать FREEPFTENT, который имеет удобную навигацию и прост в обращении. Однако бывают случаи неполной выдачи документов.
Яндекс предлагает сервис https://yandex.ru/patents .
В отдельных случаях можно использовать — http://www.findpatent.ru/ .
Российские информационные ресурсы
Информационные базы данных, в основном, используют при исследованиях требующих научно-технического и конъюнктурного анализов. Основные из них следующие:
1. Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) – бесплатный доступ к авторефератам диссертаций и каталогам.
2. Национальная электронная библиотека (НЭБ) — объединенный электронный каталог фондов российских библиотек и др.
3. Российская государственная библиотека (Ленинка) – платные и бесплатные доступы.
4. Электронная библиотека диссертаций РГБ (ЭБД РГБ).
5. Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) – бесплатный доступ к реферативной информации по НИР, ОКР, научно-техническим диссертациям.
6. Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) — бесплатный доступ к БД.
7. Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) – платный доступ к БД реферативных журналов.
Зарубежные базы данных и поисковые системы
На начальной стадии поиска для поиска патентов удобно использовать сервисы Google.ru. Поиск удобен вначале работы для получения общей картины. Дает большой разброс:
— www.google.ru/patents.
Для поиска по этому ресурсу достаточно ввести поисковый запрос (номер, автор, патентообладатель, ключевое слово) в поисковую строку, причём возможно на русском языке.
— https://www.google.ru/advanced_patent_search?hl=ru .
Это уже расширенный поиск патентов с перекрестными характеристиками.
Очень эффективны базы данных международных патентных организаций:
— ESPACENET (бесплатная, непрофессиональная система)
База данных и система поиска поддерживается Европейским патентным ведомством (ЕПВ), включает источники патентной информации более 90 стран, содержит полные источники ЕПВ, ВОИС, США, Германии, Великобритании, Франции и Швейцарии и др. Имеется русская версия — ru.espacenet.com.
Для эффективного использования базой данных можно пройти курс обучения пользования Espacenet. Для обучения можно также использовать электронную брошюру «Введение в базу данных идей» .
— Global Patent Index (GPI) (Профессиональная, бесплатный доступ после регистрации)
Система позволяет осуществлять поиск по национальным базам 87 стран и базам 5 международных организаций.
— PATENTSCOPE (бесплатная, непрофессиональная система)
База данных Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Единственная база данных, которая предоставляет доступ к полной коллекции международных заявок РСТ, а также предоставляет доступ к коллекциям региональных и национальных патентов. Система имеет функции перевода на различные языки мира.
— ЕАПАТИС (свободный и платный доступы)
Система поддерживается Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ). Имеется русскоязычная версия. Поддерживает более 30 патентных баз, включая страны минимума РСТ.
— Патентная база данных США
— Скачивание патентов США в формате PDF
— Патентная база данных Китая
— Патентная база данных Японии
Зарубежные базы данных по промышленным образцам
— Design View — консультационное средство на базе интернета, позволяющее любому пользователю бесплатно проводить поиск промышленных образцов всех участвующих официальных ведомств, в том числе Ведомства по гармонизации на Внутреннем рынке (OHIM).
— Hague Express – содержит данные, внесенные в Международный реестр промышленных образцов, которые были опубликованы в Бюллетене международных образцов ВОИС начиная с выпуска № 1 за 1999 г.
— Гаага Экспресс — база данных Hague Express, обновляется еженедельно.
Зарубежные базы данных по товарным знакам (торговым маркам)
— TMview – можно использовать в качестве удобного вспомогательного инструмента.
— Global Brand Database — международная информационная база данных по товарным знакам. Содержит информацию обо всех международных знаках, зарегистрированных в рамках Мадридской системы.