Регистрация судна

Принцип гласности и публичности закреплен также в ст. 131 ГК РФ: орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Открытый характер реестров судов также закреплен в КТМ РФ:
— Реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.50).
— Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, судовая книга или реестр строящихся судов, в которых регистрируется ипотека судна или строящегося судна, и любые документы, которые подлежат передаче в орган регистрации, являются открытыми, и любое заинтересованное лицо имеет право получить выписки из них и копии таких документов (ст.377 п.6).
Названный принцип отражен также и в Правилах регистрации в морских портах: Реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Выписки из реестров судов должны содержать сведения о судне, зарегистрированных правах на него, а также об ограничениях (обременениях) прав и представляться заявителю в течение пяти рабочих дней. По запросу правообладателя ему предоставляется информация о лицах, получивших сведения о судне, на которое он имеет права (п.6,7).
Информация о государственной регистрации судов и прав на них не является служебной или коммерческой тайной судовладельцев, правообладателей и участников сделок. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Закон об ипотеке также устанавливает публичный характер ее государственной регистрации (ст. 26): любое лицо вправе получить сведения о том, имеется ли регистрационная запись об ипотеке соответствующего имущества, и заверенную выписку из регистрационной записи об ипотеке. Правила регистрации судов (п.6,7) определяет порядок выдачи информации из реестров судов: условия, содержание, форму и сроки получения.
Содержание предоставляемой информации определено Правилами регистрации судов и прав на них.
Выписки из реестров судов должны содержать:
— сведения о судне,
— зарегистрированных правах на судно,
— ограничения (обременения) прав на судно.
Круг лиц, имеющих право на получение информации, законодательством о регистрации судов не определен.
Однако, представляется целесообразным в данном случае применять по аналогии Федеральный закон № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьи 7 и 8.
Данный закон разграничивает сведения, предоставляемые любому лицу (сведения открытого характера), и ограниченному кругу лиц (сведения закрытого характера).
К сведениям открытого характера относятся: а) описание объекта недвижимости; б) зарегистрированные права и сведения о правообладателе; в) зарегистрированные ограничения (обременения) прав; г) сведения о правопритязаниях и правах требования в судебном порядке. Для получения указанной информации необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность, а для юридического лица — документов, подтверждающих его регистрацию и полномочия его представителя, заявления в письменной форме, документа о внесении платы за предоставление информации.
Сведениями закрытого характера (конфиденциальной информацией) являются: а) сведения о содержании правоустанавливающих документов (за исключением сведений об ограничениях и обременениях); б) обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости; в) данные о переходе прав на объект. Конфиденциальные сведения предоставляются только:
— самим правообладателям;
— физическим и юридическим лицам, получившим надлежащим образом удостоверенную доверенность от правообладателя;
— руководителям органов местного самоуправления и руководителям государственной власти субъектов РФ;
— налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
— федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
— судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями; — Председателю, его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ;
— лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или закону;
— по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.
Для соблюдения баланса частных и публичных интересов правообладателю недвижимости Законом о регистрации прав предоставлено право на получение еще одного вида информации — о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которое он имеет права.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации прав и в соответствии с иными федеральными законами в упрощенном порядке (по письменным запросам и бесплатно) информация предоставляется:
— правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;
— органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления;
— налоговым и антимонопольным органам на территории, находящейся в их юрисдикции, государственным органам по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;
— органам государственной статистики;
— иным организациям, определенным законами РФ.
В этом случае подтверждения полномочий представителя и документа о регистрации юридического лица не требуется. Однако форма и содержание запроса должны соответствовать требованиям закона и исключать сомнения в его отправителе. Так, в письме МВД России от 15 марта 1999 года № 1/5000, согласованном с Минюстом России, руководителям органов внутренних дел предложено оформлять запросы на официальных бланках за собственной подписью, скрепленной гербовой печатью, делать ссылку на находящееся в производстве дело и его номер, исключить запросы с нарушением требований Закона о регистрации прав, а также их отправление с использованием факсимильной связи.
Объем информации, предоставляемой организациям, проводящим освидетельствование и классификацию гражданских судов (Российский морской регистр судоходства, Российский речной регистр, иностранные классификационные общества), законом детально не определен. Информация о правах на суда, подлежащие классификации и освидетельствованию, предоставляется в объеме, необходимом для работы. Объем предоставляемой информации, а также сроки, формы и периодичность ее предоставления определяются организациями регистра и органом регистрации судов и прав на них, если иное не установлено законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Разумеется, что указанным организациям должны сообщаться только сведения открытого характера — о судах, зарегистрированных на них правах и правообладателях.

Организация является судоходной компанией. Суда работают под флагом Российской Федерации и приписаны к порту г. Холмска Сахалинской области (регион, приравненный к районам Крайнего Севера), где установлен районный коэффициент (РК) 1,6. В июле судно работало: в районе, где действует РК 1,8, – 7 дней; в районе, где действует РК 2,0, – 11 дней. В трудовых договорах плавсостава зафиксирован районный коэффициент 1,6 по порту приписки судна. Какие коэффициенты применять при расчете заработной платы плавсостава: по фактическому местонахождению судна или по порту приписки?

О. Лотман, г. Холмск

Ответ. На основании ст. 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания РФ судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых портов РФ, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы.

Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденные Приказом Министерства транспорта России от 09.12.2010 № 277) (далее – Правила). На основании этих же Правил определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна (Определение Московского городского суда от 13.10.2014 № 4г/1-8797, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 27.05.2015 № 33-1431-2015).

Таким образом, законодательно закреплено, что территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки конкретного судна, являющегося местом выполнения трудовых обязанностей членов его экипажа. С учетом сложившейся судебной практики районные коэффициенты при расчете заработной платы плавсостава, находящегося в плавании, определяются месторасположением порта приписки судна.

Российский международный реестр судов (РМРС) учрежден на основании Федерального закона № 168-ФЗ от 20 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов», путем дополнения отдельных положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также Таможенного кодекса Таможенного союза. Целью образования РМРС является создание экономических и организационных условий, обеспечивающих благоприятную эксплуатацию зарегистрированных в нем российских судов, имеющих все преимущества «удобного» флага. Традиционно регистрация судов в юрисдикциях «удобного» флага носит упрощенный характер — заявитель оплачивает взнос за совершение регистрационных действий с судном и далее вносит ежегодную оплату за подтверждение регистрации, безотносительно финансовых показателей деятельности судна и судовладельца, что существенно упрощает ведение отчетности.

В Российском международном реестре судов возможна регистрация судов, находящихся в собственности, как российских лиц, так и иностранных, арендованных российскими фрахтователями по договору бербоут-чартера. Регистрация судна в реестре предусматривает предоставление судну права плавания под флагом РФ.

Регистрация в РМРС в целом доступна для следующих типов судов, принадлежащих Российским судовладельцам (собственникам / фрахтователям):

  • Суда для международных перевозок и буксировки (не старше 15 лет);
  • Суда для перевозок и буксировки на территории РФ (не старше 15 лет);
  • Cуда для производства специальных работ (разведка морских ресурсов и т.п.);
  • Cуда, построенные на Российских судоверфях после 01.01.2010;
  • Суда, регистрируемые в портах Крыма;
  • Суда морской линии, выполняющей заходы в морские порты России с периодичностью не более 24 часов;
  • Cуда для хранения и перевалки нефти.

Подробно типы судов, подлежащих регистрации в РМРС описаны в части 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Исходя из буквального содержания указанной нормы, регистрации в РМРС подлежат любые суда, используемые для целей торгового мореплавания, как они определены в статье 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, за исключением судов рыбопромыслового флота. Одновременно с изложенным отсутствуют препятствия для регистрации в РМРС судов, используемых в море для учебных, спортивных и культурных целей, включая вспомогательные и обслуживающие суда.

Зарегистрироваться в Российском международном реестре судов, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, возможно в одном из следующих морских портов Российской Федерации, определенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 583-р:

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Владивосток
  • Калининград Корсаков
  • Мурманск
  • Находка
  • Новороссийск
  • Санкт-Петербург
  • Таганрог
  • Туапсе
  • Холмск

Регистрация в Российском международном реестре судов предоставляет судовладельцу существенные преимущества, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, в отношении выбора классификационного общества, уплаты налогов и сборов, а также возможностей эксплуатации судна. Регистрация судна в РМРС влечёт предоставление льготного налогового режима, предусматривающего уплату лишь государственной пошлины за первоначальную регистрацию судна в реестре и за ежегодное подтверждение такой регистрации. Суда, зарегистрированные в РМРС — транспортные средства международной перевозки и перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования. Более подробная информация о преимуществах регистрации судна в РМРС содержится в презентации «Российский международный реестр судов».

Для регистрации в РМРС в отдел регистрации судов службы капитана морского порта предоставляется заявление установленной формы, анкета судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, классификационные документы, корпоративные документы судовладельца, судоверфи (в случае регистрации вновь построенного судна), доказательства уплаты государственной пошлины. Все документы на иностранном языке должны иметь нотариальный перевод.

В отличие от иных государственных реестров судов Российской Федерации, регистрация судна в российском международном реестре судов требует ежегодной уплаты государственной пошлины путем направления судовладельцем заявления с приложением доказательств уплаты государственной пошлины в установленном размере и выдачей капитаном морского порта свидетельства о подтверждении регистрации до следующего года. Указанная процедура производится до пятнадцатого марта года, следующего за годом внесения судна в российский международный реестр или последующего года, в котором производилось подтверждение регистрации.

В результате регистрации судна в РМРС судовладельцу выдается свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о (подтверждении) регистрации в российском международном реестре судов.

Российский международный реестр является выгодным инструментом ведения бизнеса для Российского судовладельца, при условии соблюдения судовладельцем заявленных целей эксплуатации судна и предоставления документов, необходимых для подтверждения прав на получение преимуществ, возникающих при регистрации в российском международном реестре.

Успешность заведения судна под Российский флаг в РМРС полностью предопределяется предшествующей регистрации правовой работе по экспертизе и формированию документов, представляемых для государственной регистрации, а также составлению и согласованию правоустанавливающих и регистрационных документов.

1. На подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

7) судовая роль;

8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При плавании судов по морским путям в районах плавания, установленных организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса, без захода в иностранный морской порт не требуются судовые документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов. Документы, указанные в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

4. Судовая роль и указанные в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи журналы ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

5. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

6. На подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

2) судовая роль.

7. Судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, годность судна к плаванию. Форма и порядок ведения судового билета устанавливаются правилами государственной регистрации судов.

8. На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим эти документы.

См. все связанные документы >>>

1. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) лицензия судовой радиостанции;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

Наличие на судне свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельства о годности судна к плаванию необязательно в подлиннике на несамоходных судах, эксплуатируемых без экипажа.

Указанные свидетельства должны храниться у судовладельца несамоходного судна; на толкаче (буксире) допускается иметь копию этих судовых документов, заверенных в установленном порядке.

Наличие указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.

2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи на судне, выходящем в море, кроме названных документов, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. Статья 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации указывает, что судно должно иметь следующие основные судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (выдается органом, осуществляющим регистрацию судна);

2) свидетельство о праве собственности на судно (выдается органом, осуществляющим регистрацию судна);

3) свидетельство о годности к плаванию (выдается органом, осуществляющим технический надзор);

4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна) (выдается органами технического надзора и классификации судов);

5) мерительное свидетельство (выдается органами технического надзора и классификации судов);

6) свидетельство о грузовой марке (выдается органами технического надзора и классификации судов);

7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (выдается органами технического надзора и классификации судов);

8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (выдается органами технического надзора и классификации судов);

9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором (выдается органами технического надзора и классификации судов);

10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию) (об утверждения формы и правил ведения судового радиожурнала см. Приказ Госкомрыболовства России от 2 февраля 1999 г. N 19 и Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 80 <89>);

<89> Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 80 «Об утверждении и введении в действие формы Радиожурнала ГМССБ (СР-1)» (текст Приказа официально опубликован не был).

11) судовая роль (см. Правила ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденные Приказом Госкомрыболовства России от 3 марта 2004 г. N 112 <90>; Правила ведения судовой роли, утвержденные Приказом Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 <91>);

<90> Приказ Госкомрыболовства России от 3 марта 2004 г. N 112 «Об утверждении Правил ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 14.

<91> Приказ Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 «Об утверждении Правил ведения судовой роли» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 23.

12) судовой журнал;

13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

14) санитарный журнал;

15) журнал операций со сточными водами;

16) журнал операций с мусором;

17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;

18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;

19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания (выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации).

На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.

Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами (п. 3 ст. 23 КТМ РФ).

3. Кроме того, спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн должны иметь следующие судовые документы:

1) судовой билет (удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна);

2) свидетельство о годности к плаванию;

3) судовая роль.

Кроме того, морские суда и суда смешанного (река — море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, должны иметь на борту следующие документы <92>:

<92> Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 79 «Об утверждении и введении в действие Перечня документации по радиосвязи и электрорадионавигации, которую должны иметь на борту морские суда и суда смешанного (река — море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ» (текст Приказа официально опубликован не был).

1. Лицензию судовой радиостанции.

2. Дипломы радиоспециалистов ГМССБ (об утверждении и введении в действие форм дипломов судовых радиоспециалистов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) см. Приказ Минтранса России от 3 декабря 1998 г. N 144);

3. Журналы:

3.1. Судовой журнал для судов, совершающих рейсы в морских районах А1, А2.

3.2. Радиожурнал ГМССБ для судов, совершающих рейсы в морских районах А3, А4.

4. Свидетельство о безопасности судна по радиооборудованию (для судов, совершающих международные рейсы).

5. Акт освидетельствования радиооборудования Российским морским регистром судоходства.

6. Акт освидетельствования электрооборудования Российским морским регистром судоходства.

7. Свидетельство на радиооборудование Российского речного регистра (для судов смешанного (река — море) плавания с классом Российского речного регистра).

8. Акт ежегодного освидетельствования судна Российским речным регистром (для судов смешанного (река — море) плавания с классом Российского речного регистра).

9. Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы.

10. Проектно-конструкторскую документацию на установку оборудования радиосвязи и электрорадионавигации (ЭРН), откорректированную в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.

11. Техническую и эксплуатационную документацию для каждого вида оборудования радиосвязи и ЭРН (на русском языке для отечественного и на русском и английском языках для оборудования зарубежного производства).

12. Формуляры на отечественное оборудование радиосвязи и ЭРН.

13. Инструкцию для операторов-радиотелефонистов по несению радиовахты, обеспечивающей безопасность на море (РД 31.64.24-94).

14. Список береговых телефонных УКВ радиостанций Службы морского флота (1996 г.).

15. Положение по использованию спутниковых аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ на морских судах (РД 31.62.03.04-93).

16. Указания по организации радиосвязи с судами смешанного (река — море) плавания при эксплуатации их в европейских морских бассейнах, утверждены заместителем министра транспорта Российской Федерации 18 марта 1997 г. (для судов смешанного (река — море) плавания).

17. Руководство по радиосвязи для морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы.

18. Международные справочники (издание ITU):

— List of coast stations (список IV);

— List of ship stations (список V);

— List of radiodetermination and special service stations (список VI);

— List of call sign and numerical identities (список VIIA).

19. Указания по связи на период арктической навигации (для судов, участвующих в арктической навигации).

20. Инструкцию по организации связи при обработке аварийных и контрольных сообщений судов, утверждена Приказом Департамента морского транспорта от 27 апреля 1994 г. N 31.

21. Положение о порядке и правилах использования ведомственных средств связи морского транспорта и свод условных наименований должностных лиц морского транспорта для ведомственной связи, утверждено Приказом Департамента морского транспорта от 7 июня 1994 г. N 41.

22. Расписание работы каналов связи береговых радиостанций морского флота России с судами, передачи циркулярных, гидрометеорологических сообщений и навигационных предупреждений (1997 г.).

23. Формы первичной учетной документации согласно приложению к Приказу ММФ от 30 ноября 1987 г. N 188:

— СВ-12 — радиотелеграмма;

— СВ-13 — аккумуляторный журнал;

— СВ-29 — квитанция о приеме радиотелеграммы (для пассажирских судов);

— СВ-34 — акт приема-сдачи судовой радиостанции.

4. Судовой журнал является официальным документом, в котором отражается деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Все случаи происшествий с судном должны быть записаны в журнале возможно более подробно с указанием всех обстоятельств, при которых они произошли.

Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Проверять наличие судовых документов и их соответствие требованиям законодательства вправе Государственные речные судоходные инспекции бассейнов в соответствии с Инструкцией о порядке проведения осмотров судов работниками Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, утв. Государственной речной судоходной инспекцией РФ 10 мая 1994 г. <93>.

<93> Инструкция о порядке проведения осмотров судов работниками Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, утв. Государственной речной судоходной инспекцией РФ 10 мая 1994 г. (текст инструкции официально опубликован не был).

Государственные речные судоходные инспекции бассейнов проводят осмотры судов внутреннего плавания после межнавигационного периода, а судов смешанного (река — море) плавания — после эксплуатации в море, при заходе их на внутренние судоходные пути.

Контрольные осмотры судов производятся в период навигации не чаще чем через полтора — два месяца и при совершении транспортного происшествия.

При осмотрах самоходных судов проверке подлежат:

1. Судовые документы (наличие, сроки действия, порядок их ведения):

— судовое свидетельство (для судов внутреннего плавания) или свидетельство о праве собственности на судно и праве плавания под флагом России (для судов смешанного (река — море) плавания);

— свидетельство о годности к плаванию, или акт Российской инспекции Регистра с разрешением на разовый переход (для перегоняемого судна), или акт приема плота к буксировке (для плота), акт приемки в эксплуатацию;

— судовая роль;

— вахтенный (судовой журнал);

— единая книга осмотра судна;

— радиотелеграфный журнал (радиожурнал) — если на судне предусмотрена должность радиста;

— санитарное свидетельство (акт осмотра);

— пожарное свидетельство (акт осмотра).

2. Штатное расписание и приказ (или другой документ) судовладельца о режиме эксплуатации судна и работе экипажа.

3. Указания по организации радиосвязи в соответствующем бассейне.

4. Информация капитану об остойчивости судна.

5. Атласы (ЕГС) и навигационные карты (для озер), их корректура.

6. Внутрисудовая документация по организации вахтенной, штурманской, общесудовой службы, спасания людей и борьбы за живучесть судна (наличие, качество ведения):

— расписание вахт;

— расписание по тревогам и личные карточки членов экипажа;

— журнал (подшивка) прогнозов погоды;

— журнал (подшивка) путевой информации и извещений судоводителям;

— таблица девиации магнитного компаса;

— таблица маневренных элементов судна;

— схема маневрирования при падении человека за борт;

— схема теневых секторов РЛС.

7. Наличие и состояние государственного флага, марки на трубе, наименования (номера) судна и регистрационных номеров на бортах, грузовой марки на корпусе.

8. Соответствие судна (состава) разряду и условиям района плавания, типовым схемам формирования составов и габаритам пути, а плотов — Правилам (ТУ) сплотки.

9. Соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности, высоты надводного борта (на грузовой марке), обеспечение нормального обзора с поста управления судном.

10. Наличие и действие световой, зрительной и звуковой сигнализации.

11. Наличие и действие навигационных, штурманских и электрорадионавигационных приборов по нормам Регистра.

12. Соответствие нормам Российских инспекций Регистра количества коллективных и индивидуальных спасательных средств, пиротехники, аварийного снабжения (выборочно). Правильность их маркировки, расположения и хранения.

13. Укомплектованность экипажа в соответствии со штатным расписанием и Положением о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания.

14. Наличие у командного и рядового состава дипломов (квалификационных свидетельств) на право занятия соответствующих должностей, контрольных талонов к дипломам, справок о проверке знаний.

15. Соблюдение в текущем и предыдущих рейсах (по записям в вахтенном журнале) типовых схем формирования составов, норм пассажировместимости и грузоподъемности, ограничений по району и условиям плавания и других требований, указанных в регистровых документах, режима несения вахт, периодичности проведения учебных тревог и тренировок по действиям при отказе рулевого устройства, ДАУ, ДУ.

16. Знание и умение членов экипажа действовать по тревогам (путем опроса нескольких человек) при отказе рулевого устройства, ДАУ, ДУ (проверяется выборочно).

По результатам осмотра работник судоходной инспекции составляет акт с указанием перечня выявленных нарушений, статей нормативно-правовых документов и сроков устранения замечаний. При отсутствии судовых документов и в случаях, угрожающих безопасности плавания, принимает решения о запрещении движения судна (состава, плота), о чем капитан судна информирует судовладельца.

Акт осмотра составляется в двух экземплярах и подписывается работником Государственной речной судоходной инспекции бассейна и капитаном (или первым штурманом). В случае отказа капитана (первого штурмана) от подписи, в акте делается запись с указанием заявленных мотивов отказа.

Первый экземпляр акта хранится на судне, второй — в делах судоходной инспекции.

Отсутствие или истечение срока действия хотя бы одного из судовых документов, а также отсутствие Указаний по организации радиосвязи, откорректированных атласов (ЕГС), навигационных карт, акта об испытании спасательных средств, местных Правил плавания.

Следует особо отметить, что согласно ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Оставьте комментарий