Содержание
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из:
а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ — монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции;
б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции;
в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования;
г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.
Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение – главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция –нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джеф-ферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».
Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику – объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.
М. Фридмен выработал (для условий США 1970‑х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3–5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.
Таков монетаристский метод регулирования инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы – сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее – стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов со – действует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.
Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой – достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.
Общий методологический подход к регулированию инфляции в современной России можно сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге – установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции.
Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3–5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. – 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80–120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Между тем в 2001 г. при российской инфляции в 18,6% валютный курс рубля упал лишь на 8,9%.
Этот разрыв, с одной стороны, можно считать одной из причин названных темпов инфляции, поскольку он стимулировал покупку иностранной валюты Банком России, субъектами хозяйствования, населением и требовал соответствующей эмиссии платежных средств; далее – повышал спрос на импортные товары, что вело к росту их цен и повышению общего уровня цен. С другой стороны, он сформировал мотивацию к росту инфляции на будущее. Неблагоприятная ситуация сложилась в январе 2002 г. При темпе роста инфляции, как уже отмечалось, 3,1% официальный курс доллара к российскому рублю вырос на 1,8%.
Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств.) Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми, средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945–1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку.
В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998 г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998–2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.
Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики.
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна– с отменой фиксации цены вновь растут.
Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.
Политика «дорогих денег» – это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.
При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад (по меньшей мере стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.
Продолжая ранее приведенную аналогию, можно сказать, что «лечение» инфляции через проведение политики «дорогих денег» столь болезненно для пациента (социально-экономического организма), что угрожает его жизни, хотя в конечном счете исцеляет его от данного заболевания.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции –неоклассическая теория «экономики предложения».
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях и реальный сектор экономики. В 1930-е гг. США выходили из Великой депрессии путем инвестиций в дорожное строительство и в развитие отдельных регионов, т.е. путем замедления оборота денег. Этот метод регулирования инфляции был эффективно использован в послевоенной Западной Европе, в Японии и в других странах. Для России проблема также заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для увеличения капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств.
Регулирование инфляции выражается в методах, применяемых монетарными властями в зависимости от состояния инфляционных процессов. Так при гиперинфляции используется денежная реформа, а при умеренной и галопирующей инфляции применяется антиинфляционная политика (подробнее о видах инфл.). Своевременное регулирование инфляции приводит к стабилизации денежного обращения и к приостановке неконтролируемого роста цен.
Денежная реформа
Представляет из себя преобразование денежной системы государства (полное или частичное) с целью нормализации и закрепления обращения денег. Денежные перестройки выполняются разными методами, это зависит от экономической и политической обстановки в стране, от уровня обесценения денег, а также от государственной политики.
1. Нумификация
Это признание государством обесценившихся денег недействительными, т.е. их аннулирование и введение новой валюты (в данном случае меняется денежная единица). Например, такая мера была принята в Германии в 1924 г.
2. Реставрация (ревальвация)
Данная мера выражается в увеличении курса валюты национальной по отношению к валютам иностранным, а также к счетным денежным единицам международного уровня. До отмены золотого содержания при ревальвации (реставрации) одновременно повышалось металлическое содержание денежных единиц. Пример использования такой реформы – Англия в 1925-1928 гг., тогда было возрождено золотое содержание Фунта Стерлинга, преобладавшее в довоенный период.
3. Деноминация
Это укрупнение, увеличение масштаба цен при котором прежние денежные знаки размениваются на новые с единовременным пересчетом в таких же пропорциях цен, заработной платы, тарифов и т.д. Деноминация проводилась в России в 1998 г. и во Франции в 1958-1960 гг.
Антиинфляционная политика
В современном мире регулирование инфляции с помощью денежных реформ осталось в прошлом и теперь вместо него обычно проводятся антиинфляционные действия, которые заключается в комплексе мероприятий по государственному управлению в сфере экономики, финансов, денежного обращения, кредита, заработной платы, валютно-кредитных отношений и т.п. с целью сдерживания инфляционных процессов.
Регулирование инфляции в рамках антиинфляционной политики предполагает два направления: дефляционная стратегия, применяющаяся для корректировки инфл. спроса; а также политика доходов, направленная против инфл. издержек.
Часть 2. Методы антиинфляционной политики (продолжение…)
ISSN 2221-7347
Экономика и право
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
УДК 336.76
М. А. Капустина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
В статье приводится характеристика инфляции, анализируется динамика инфляции в России за период с 2007 по 2010 гг., рассматриваются основные методы борьбы с инфляцией в России на современном этапе.
Ключевые слова: инфляция, индекс цен, дефляция, денежная реформа, антиинфляционная политика, денежная база.
Инфляция — кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII в. в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» (лат. inflatio — вздутие) длительное время связывали с обесценением денег и ростом товарных цен, считая ее чисто монетарным явлением. Однако практика зарубежных стран показала, что инфляция может происходить при относительно стабильной денежной массе.
Современная инфляция не только характеризуется падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах.
Инфляция в любой стране приводит к обострению экономических и социальных противоречий, поэтому требуется проведение государственных мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы. Основными методами борьбы с инфляцией являются: денежная реформа и антиинфляционная политика. Страны, как правило, комбинируют оба эти пути.
Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Она производится различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация).
© Капустина М. А., 2011.
Новый университет. 2011. №1
ISSN 2221-7347
Антиинфляционная политика проводится государством в целях государственного регулирования экономики. Как правило, используются два основных пути: дефляционная политика и политика доходов .
Для оценки и изменения инфляции используют показатель индекса цен. Рост индекса цен определяет уровень инфляции, а уменьшение его- уровень дефляции. Рассмотрим динамику годовой инфляции в России за 2007-2010 г.
Рис.1.Динамика годовой инфляции в России за 2007-2010 г.г.
В кризисные годы годовая инфляция в России установилась на уровне 8,8 %, а средняя ее величина за период с 2007 по 2010 гг. составила 10,7 % .
На протяжении последних лет годовая инфляция в России не устанавливалась ниже 9 %. Эксперты объясняют это рекордное достижение не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан. Действие этих факторов в большинстве развитых стран мира привело к снижению инфляции до самых минимальных уровней, а в некоторых странах даже до отрицательных величин.
По сравнению с общим уровнем инфляции тарифы на услуги в нашей стране растут опережающими темпами — в 2007 и 2008 годах они увеличились на 13,3 %, в 2009 году на 11,6 %. За последние годы только в 2010 году рост тарифов на услуги был меньше, чем уровень инфляции.
Однако, впервые с 2000 года цены на продовольственные товары в 2009 году выросли меньше, чем на промышленные. В целом за 2009 год цены на все продукты увеличились на 6,1%, тогда как на промышленные товары — на 9,7%. В 2010 году ситуация изменилась и цены на продовольственные товары увеличились на 12,9 %, а на промышленные — на 5 % .
Очевидно, что основной вклад в динамику цен на непродовольственные товары внес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале 2009 года импорт.
С конца 2009 года Центральный Банк РФ начал смягчать денежную политику, что означало рост денежной массы и снижение процентных ставок. Достаточно долго снижение процентной ставки вело к замедлению денежного оборота, и поэтому рост денежной массы не разгонял инфляцию.
В течение 2010 года денежная масса возросла примерно на 26 %, такой при-
ISSN 2221-7347
Экономика и право
рост денежной массы не мог не вызвать ускорения инфляции, и если бы не было временного лага между ростом денежной массы и инфляцией, то рост цен был бы примерно на 20-25%.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Кроме перечисленных факторов, ускорению инфляции в России содействовал рост производственных затрат, в том числе на сырую нефть вследствие введения 1 июля 2010 года экспортной пошлины на восточносибирскую нефть, а
также низкий уровень рыночной конкуренции и возникновение дисбалансов в ценообразовании из-за рисков административного вмешательства.
Тем не менее, очевидно, что нынешние темпы роста цен в России слишком высоки, и это оказывает негативное влияние на долгосрочный экономический рост. Таким образом, в настоящее время в стране не сложились необходимые условия для стабилизации денежной системы, что требует более эффективного подхода в проведение государственных мероприятий по преодолению инфляции.
Список литературы
2. Центральный банк Российской Федерации // Официальный сайт. — режим доступа: http://www.cbr.ru.