Реконструкция и капитальный ремонт

При заключении договора строительного подряда на выполнение каких-либо видов строительно-монтажных работ стороны в первую очередь должны руководствоваться положениями Главы 37 Гражданского кодекса РФ «Подряд», § 3 «Строительный подряд». Но, прежде всего, необходимо определить, к какому виду работ будут относиться те, которые будут выполниться на объекте. Что именно будет выполняться? Реконструкция или ремонт? Капитальный ремонт или текущий? Как это обосновать и какие виды документов при этом потребуются?

Начнем с того – чем по сути является любой объект надвижимости. Согласно тексту документа МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), к «основным средствам» можно причислить следующие объекты собственности:

  • Здания и постройки, находящиеся на балансе организации.
  • Земля, на которой стоят строения и находящаяся во владении у предприятия.
  • Технологическое оборудование.
  • Автотранспортные средства.
  • Мебельные принадлежности.
  • Имущество, находящееся в собственности у компании более одного года и использование, которого приносит определённую прибыль.

То есть, объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

У любого объекта основных средств существует балансовая стоимость — это стоимость актива по данным бухгалтерских книг (books of account) организации. Обычно это первоначальная стоимость приобретения актива за вычетом суммы, списанной на амортизацию (depreciation).

Нефинансовые активы – это объекты, находящиеся в пользовании хозяйствующих субъектов и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения.

Согласно п. 27 Инструкции № 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

В связи с этим, определение понятий видов работ по достройке, реконструкции и техническому перевооружению приведены в Налоговом кодексе РФ.

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ:

  • К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
  • к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
  • к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Как видно из вышеизложенного в Налоговом кодексе не предусмотрено определение понятий капитального и других видов ремонта, т.к. капитальный ремонт не относится к капвложениям в объекты основных средств, а значит, не увеличивает их стоимость на затраты, связанные с его проведением.

Целью проведения капитального ремонта является устранение неисправности всех изношенных элементов, включая частичную замену или усиление фундаментов, несущих стен, каркасов, крыши и кровли на более долговечные, экономичные и современные материалы. (Например, замена окон, полов, крыши относятся к капитальному ремонту).

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

В качестве наглядного примера неправильного определения статуса выполняемых на объекте работ можно привести материалы судебного заседания в Судебном участке № 4 Фрунзенского судебного района г. Иваново (Ивановская область).

Выдержки из Постановления от 12 июля 2017 г. по делу № 5-144/2017:

«…Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей» (далее — Центр), <ДАТА> на основании платежного поручения <НОМЕР> совершило нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в оплате расходов на устройство ограждения территории государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей» по адресу: <АДРЕС>, в сумме 388 147,27 рублей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выделенной указанному учреждению Департаментом образования <АДРЕС> области в рамках реализации подпрограммы «Развитие дополнительного образования и реализация государственной молодежной политики».

… Представитель Центра — <ФИО2> в ходе судебного заседания изначально с протоколом не согласилась и пояснила, что ограждение не является капитальным строением, не имеет фундамента и цоколя, подведенных коммуникаций, было отремонтировано за счет оставшихся денежных средств субсидии. До ремонта ограждение было расположено на площади 3 гектаров, а после — на 1,8 гектаров, частично состояло из металлосетчатых панелей (сетки-рабицы) и листов профнастила, а также железобетонных столбов, врытых в землю и сверху покрытых небольшим слоем бетона, фундамент и цоколь отсутствовали, имелся каркас. После ремонта железобетонные столбы были заменены на железные, погружены в бетон, забор также состоит из металлосетчатых панелей и листов профнастила, без фундамента и цоколя, с каркасом. Оплата ремонта была осуществлена за счет средств субсидии. Дополнительно пояснила, что возглавляемому ею учреждению разрешено осуществлять за счет средств субсидии только текущий ремонт, ни капитальный ремонт, ни реконструкцию делать нельзя.

В последующем <ФИО1> свою вину признала и пояснила, что произведенные работы нельзя отнести к текущему ремонту. Часть старой сетки-рабицы и листов профнастила была применена в новом ограждении, а часть была демонтирована и складирована на территории Центра. В связи с уменьшением площади ограждения изменился и его объем. Старые железобетонные столбы были вывезены на мусорную свалку. Остаток субсидии не расходуется и переносится на следующий год.

Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель <ФИО2> пояснила, что составляла протокол об административном правонарушении в отношении Центра, которое могло проводить только текущий ремонт, проведение капитального ремонта и реконструкции было запрещено. Расходы по ремонту ограждения были отнесены на результаты хозяйственной деятельности, однако, фактически на балансе учреждения оказалось два ограждения: старое, по балансовой стоимости 124 488,32 рублей, и новое, по балансовой стоимости 388 147,27 рублей, т.е. по сути произошло увеличение стоимости старого ограждения.

… В случае если в ходе работ заменены все системы (части системы) ограждения, указанные работы следует квалифицировать как реконструкцию.

… Суд считает установленным то, что ранее ограждение состояло из железобетонных столбов, которые были полностью заменены на железные. Данные выводы подтверждаются актом о приемке выполненных работ, в котором содержится описание ранее и вновь установленных столбов, а также пояснениями <ФИО3> в судебном заседании.

Указанные обстоятельства, а также изменение площади ограждения (с 3 гектаров на 1,8 гектаров, что следует из пояснений <ФИО3>, фактическая смена свыше 20 % железобетонных столбов (заменены все столбы на железные) с их погружением в бетон, полная (свыше 40 %) замена заполнений между столбами ограждения, увеличение стоимости ограждения, приводят суд к убеждению в том, что Центр осуществил именно реконструкцию ограждения (особо ценного движимого имущества) за счет выделенной субсидии.

… Ввиду изложенного суд признает необоснованными доводы <ФИО3> о том, что изменение основных технико-экономических характеристик ограждения не произошло, а была произведена только замена отдельных элементов конструкции на аналогичные.

… Постановил: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей» (г.Иваново, <АДРЕС> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 19 407 (девятнадцать тысяч четыреста семь) рублей.»

Подводя предварительный итог, хочется отметить необходимость учитывать взаимосвязь выполнения работ по реконструкции, перестройке и перевооружению объекта с изменением его балансовой стоимости и со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы о различиях в понятиях капитального и текущего ремонта, а также о составе сметной документации при проведении работ по реконструкции объекта и при проведении капитального и текущего ремонта.

Любовь Якушина, сметчик-аналитик, г. Москва

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2012. Вып. 3

В. В. Романова*

ПОНЯТИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ:

ПРАВОВЫЕ ПРОБЕЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ВОСПОЛНЕНИЯ

Правовой статус объекта электроэнергетики, являющегося объектом капитального строительства, имеет особенности по сравнению с другими объектами недвижимого имущества. Данные особенности обусловлены технологическими свойствами объекта, необходимостью регистрации не только в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним, но также в реестре опасных производственных объектов, особенностями приемки в эксплуатацию, технологическими задачами по производству, передаче необходимого количества электрической энергии.

Соответственно, возникает вопрос о том, каким образом данные особенности самого объекта влияют на осуществление строительной деятельности или деятельности по модернизации?

Отношения по строительству объектов капитальному строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, которое состоит в первую очередь из Градостроительного кодекса РФ. Понятие строительства закреплено в п. 13 ст. 1 указанного Кодекса, согласно которому строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте объектов капитального строительства).1 Понятие «реконструкция» получило свое закрепление в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, площади, производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

При характеристике правового регулирования деятельности по выполнению работ В. Ф. Попондопуло справедливо отмечает, что под самой выполняемой работой понимается деятельность исполнителя, осуществляемая за плату, имеющая материальный результат, который передается заказчику. Выполняемая работа может быть направлена на создание новой вещи (например, строительство сооружений) или изменение имеющейся вещи (реконструкция), при этом в любом случае передаче заказчику подлежит овеществленный результат деятельности, отделимый от самой деятельности.2 М. И. Брагинский, В. В. Витрянский определяют строительство как особую отрасль материального производства, отличающуюся тем, что конечный продукт представляет

* Романова Виктория Валерьевна — кандидат юридических наук, соискатель кафедры коммерческого права.

© В. В. Романова, 2012 E-mail: branchmp1@mail.ru

1 Градостроительный кодекс РФ // Российская газета. 2004. 30 дек.

2 Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2010. С. 176-177.

собой недвижимость по ее природе.3 И. С. Шиткина, рассматривая понятие капитального строительства как одну из форм инвестиций, отмечает, что капитальное строительство является одной из основных форм воспроизводства основных фондов.

Думается, что наиболее верным является определение, увязывающее строительство с созданием материального результата, поскольку, как явствует из ст. 42 Федерального закона «Об электроэнергетике», объекты электроэнергетики могут и не быть объектами капитального строительства.4

Рассматривая правовую характеристику деятельности по строительству энергетических объектов, следует отметить, что в связи с введением саморегулирования в строительстве с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий.5 Нормы в отношении саморегулирования в области строительства, проектирования, инженерных изысканий были внесены в Градостроительный кодекс РФ.6 Осуществление работ по строительству объектов капитального строительства возможно членами соответствующей саморегулируемой организации, получившими допуск к работам. Реестр указанных саморегулируемых организаций ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.7 Деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта находится под государственным контролем, который уполномочена осуществлять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.8

В соответствии со ст. 55_8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерством регионального развития РФ утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, среди которых в том числе: устройство наружных электрических сетей и линий связи; устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно; устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;

4 Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

5 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Там же. 2001. № 33. Ст. 3430.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля.

7 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5612.

8 Там же.

устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно; устройство сетей электроснабжения напряжением более 330 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 500 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением более 500 кВ; монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно; монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ; монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно; монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением свыше 35 кВ.9

Учитывая вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод о том, что под строительством энергетического объекта в электроэнергетике понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными лицами, имеющими необходимые допуски, выдаваемые саморегулируемыми организациями в порядке, установленном законом, направленная на создание имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления на свободных земельных участках земель энергетики или на месте снесенных объектов электроэнергетики, при соблюдении соответствующих нормативно-технических требований.

В отношении правового понятия модернизации энергетического объекта ситуация отягощена тем, что понятие «модернизация» как в Градостроительном кодексе РФ, так и в Федеральном законе «Об электроэнергетике» четко не определено. При этом именно модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора страны указаны в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. в качестве основных задач, решение которых необходимо для создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.10

Помимо Энергетической стратегии России данный термин неоднократно указывается в федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях, в частности: в Федеральном законе «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»,11 где согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 модернизация объектов атомной энергетики отнесена к видам деятельности, осуществляемым Корпорацией; в Налоговом кодексе РФ, где согласно абз. 2 п. 2 ст. 25712 к работам по модернизации основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного

9 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 2010. 26 апр.

10 Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) // Там же. 2000. № 32. Ст. 3340.

назначения оборудования, сооружения, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами; в подзаконных актах, в частности в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н,13 в в п. 26 Положения которого закреплено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. Данный термин активно используется и в международных соглашениях. Так, например, еще в Соглашении о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и Федеративной Республики Германия в области экономики и промышленности было закреплено, что договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию сотрудничества, в частности в создании, расширении и модернизации промышленных комплексов и предприятий.14 Модернизация энергетических объектов была включена в Долгосрочную программу развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой,15 предусмотрена Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 8 мая 2007 г.,16 Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов от 24 декабря 1992 г.,17 Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения от 22 декабря 2009 г.,18 а также в других международных соглашениях.

Возникают вопросы, в чем состоит специфика понятия модернизации энергетического объекта; в чем отличие модернизации от реконструкции, от инновационной деятельности; в связи с чем в международных соглашениях термин «модернизация» указывается отдельно от терминов «реконструкция», «новое строительство»?

Определенность в данных вопросах позволит выявить, каким результатом должна подтверждаться выполненная модернизация энергетического объекта, какое законодательство применимо к регулированию деятельности по модернизации энергетических объектов, когда происходит передача прав на результат модернизации.

Следует отметить, что на отсутствие четкости в понятийном аппарате в отношении модернизации обращали внимание в своих исследованиях экономисты. На несовершенство понятийного аппарата, противоречивость понятий для отражения процессов

13 Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»» ПБУ 6/01 // Российская газета. 2001. 16 мая.

14 Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и ФРГ в области экономики и промышленности от 6 мая 1978 г. // Известия. 1978. 7 мая.

15 Долгосрочная программа развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Международный договор от 15 декабря 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.

16 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 8 мая 2007 г. // Там же. 2009. № 10.

17 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов от 24 декабря 1992 г. // Там же. 1994. № 6.

18 Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения от 22 декабря 2009 г. // Там же. 2010. № 5.

преобразования, отсутствие общепризнанных подходов к классификации факторов, воздействующих на качественные преобразования и приоритеты модернизации, обращали внимание и при проведении исследований в области экономики. Среди работ в сфере экономики в данной области можно отметить исследования Л. П. Пидоймо, Т. А. Баяскалановой, Е. Н. Летягиной.19 В частности, в работе Л. П. Пидоймо в качестве приоритета модернизации промышленных предприятий определены научно-технический прогресс, достижение качественно нового, необходимого уровня развития посредством направленных базисных, радикальных нововведений.20

Однако в настоящем исследовании ставится задача определиться с понятием модернизации в сфере развития энергетики с учетом целей Энергетической стратегии России до 2030 г.

Отсутствие четкого определения модернизации энергетического объекта как в законодательстве Российской Федерации, так и в международных соглашениях может повлечь самые неблагоприятные последствия для субъектов деятельности по модернизации (как российских компаний, так и иностранных), поскольку спор может коснуться самого предмета договора. Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ21 договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится в том числе условие о предмете договора. Необходимо также учитывать, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» арбитражным судам были даны разъяснения, что при рассмотрении исков кредиторов, предъявленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора.22

Исходя из отдельных положений о модернизации, содержащихся в законах, подзаконных актах, международных соглашениях, можно сделать вывод о том, что к модернизации энергетических объектов относится деятельность по изменению технологических характеристик существующих энергетических объектов с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В ходе модернизации изменения могут коснуться и конструкторских характеристик объекта, но это не является специфическим признаком модернизации.

19 Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных предприятий: теоретико-методологические основы, приоритеты, система планирования: Дис. … д-ра экон. наук. Воронеж, 2005; Баяскаланова Т. А. Экономическое обоснование выбора варианта обновления основных производственных фондов предприятий промышленности: Автореф. дис. … канд. экон. наук. Иркутск, 2006; Летягина Е. Н. Организационно-экономический механизм технического перевооружения электроэнергетики. Н. Новгород, 2006.

20 Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных предприятий: теоретико-методологические основы, приоритеты, система планирования. С. 387.

21 Гражданский кодекс РФ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

22 Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» // www.arbitr.ru.

Предлагаемое понятие отражает отличие модернизации от строительства нового объекта, под которым согласно Градостроительному кодексу РФ поимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). По смыслу имеющихся положений законодательства под модернизацией как деятельностью понимается деятельность в отношении уже существующего энергетического объекта.

Основное отличие модернизации от реконструкции, под которой согласно Градостроительному кодексу РФ понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, площади, производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения, заключается в следующем. По результатам реконструкции заказчик получает в обновленном виде тот же энергетический объект по технологическим характеристикам, пусть даже с измененными конструктивными габаритами. При модернизации речь идет о замене (преобразовании) в содержательной части объекта, которая осуществляется с использованием научно-технических достижений, т. е. в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью.

Модернизация неразрывно связана с результатами инновационной деятельности. Следует отметить при этом, что в отличие от модернизации инновационная деятельность была предметом исследований как в области экономики,23 так и в области права.24

Следует при этом отметить, что законодательного закрепления терминов «инновационная деятельность», «инновация» также нет. Термины «инновация», «инновационная деятельность» получили закрепление в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации за 19982000 годы»,25 согласно которому инновация определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Понятия инновационной деятельности, инновации получили закрепление в Модельном законе «Об инновационной деятельности», принятом на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. В данном Законе определены правовые, экономические основы регулирования инновационной деятельности в государствах — участниках СНГ. Согласно ст. 2 Модельного закона инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на

25 Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации за 1998-2000 годы» // Российская газета. 1998. 19 авг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом.26

Правовая характеристика инновационной деятельности очень четко дана В. Ф. По-пондопуло, который отмечает, что инновационная деятельность является рисковой деятельностью, что предопределяется и длительностью инновационного процесса, и тем, что инновационный продукт может быть ранее создан конкурентами, и т. д.27 Н. И. Михайлов справедливо указывает, что инновации являются собирательным понятием нововведений, в связи с чем предлагает учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий.28

Основным отличием инновационной деятельности от модернизации является то, что решение о проведении инновационных разработок может приниматься при понимании того, что данная деятельность обладает повышенным риском, результат может быть не достигнут, достижение результата может затянуться на долгий период времени, а может быть получен кем-то иным в более ранние сроки.29

Однако результатом модернизации энергетического объекта должны быть не только технологические идеи, заложенные в проект и даже прошедшие необходимые утверждения, но и материальный результат в виде принятого в эксплуатацию модернизированного энергетического объекта.

Соответственно, чтобы иметь основания приступать к модернизации, результат соответствующей инновационной деятельности уже должен быть достигнут, в противном случае едва ли кто-то из заказчиков согласится на вывод из эксплуатации дорогостоящего объекта, проведение на нем работ при сомнительных перспективах того, что данный объект будет нормально функционировать.

Анализ трудов специалистов в области техники показывает, что модернизация энергетических объектов целесообразна, когда позволяет улучшить технологические характеристики объекта, уменьшить вредные выбросы в окружающую среду и осуществляется при этом в более короткие сроки по сравнению с новым строительством и за меньшую стоимость.30 Данные выводы были сделаны специалистами по результатам внедренных разработок ЛМЗ, реализованных при модернизации энергетических объектов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.31

26 Модельный закон об инновационной деятельности от 16 ноября 2006 // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 2007. № 39.

27 Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 596.

28 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занков-ского. С. 449.

29 Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. С. 596.

30 Лисянский А. С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. СПб., 2006. С. 33.

31 Гудков Н. Н. Проектирование, модернизация и унификация мощностных рядов паровых турбин ЛМЗ, отвечающих требованиям современной теплоэнергетики. СПб., 1997; Лисянский А. С.

Так, в работе Н. Н. Гудкова на примере модернизации паровой турбины мощностью 200 МВт (ТЭС «Тахколуото», Финляндия) по замене проточной части ЦНД с сохранением наружного корпуса показано, что при принятии технического решения о возможности продления ресурса турбоагрегата наиболее эффективным способом осуществления модернизации является замена отдельных элементов или целых цилиндров, в результате чего не только увеличивается надежность оборудования, но и улучшаются служебные характеристики турбины (мощность, организация регулируемых отборов пара и т. д.). В исследовании Н. Н. Гудкова представлены примеры мероприятий по модернизации, разработанных на ЛМЗ,32 в частности замена проточной части отдельных цилиндров с сохранением наружного корпуса, организация регулируемых теплофикационных отборов, модернизация вспомогательных систем турбоустановки.33 В качестве примеров проведения подобных работ помимо замены на ТЭС «Тахколуото» (Финляндия) в данном исследовании указаны также работы по модернизации турбины К-100-90-6 на турбину мощностью 115 МВт с теплофикационным отбором на ТЭС «Скавина» (Польша), по организации теплофикационного отбора 60 Гкал/ч на турбине К-300-170 ТЭС «Агиос-Димитриос» (Греция), по замене ЦВД турбины ПТ-60-90 с изменением начального давления на 130 атм и повышением мощности до 65 МВт на ТЭС «Нефтехим-Бургас» (Болгария).

В диссертационном исследовании А. С. Лисянского также приводятся примеры модернизации, осуществленной путем внедрения основного оборудования с улучшенными технико-экономическими показателями, т. е. уже по результатам проведенных исследований и конструкторских разработок, выполненного анализа технико-экономических показателей действующего оборудования, расчетов наиболее экономически выгодных вариантов осуществления модернизации.

А. С. Лисянским предложено использовать в качестве критериев проведенной модернизации отношение показателей мощности и КПД ПТУ после модернизации к проектным показателям до модернизации; оптимизацию проточной части и конструкций ступеней с использованием 3-мерных методов расчетов и проектирования; совершенствование конструкций подшипников; повышение надежности и ремонтопригодности лопаточного аппарата, включая совершенствование методов борьбы с влиянием этажности. В данном исследовании отмечается, что модернизация должна предусматривать повышение надежности и ресурса всей турбоустановки, выбор наиболее экономически выгодных вариантов ее осуществления, а также быть комплексной. Автор обосновывает возможности многовариантной модернизации, охватывающей широкий диапазон от простого обновления узлов и компонентов до последовательной замены проточных частей цилиндров высокого, среднего, низкого давления, при сохранении статорных

Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. … канд. техн. наук. СПб., 2006.

32 Ленинградский металлический завод — крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности. Предприятие было основано в 1857 г., паровые турбины начало выпускать в 1907 г., гидравлические — в 1924 г., газовые — в 1956 г. В январе 2004 г. ЛМЗ, а также «Завод турбинных лопаток» и «Электросила» объединились в единое юридическое лицо путем присоединения к ОАО «Силовые машины» // www.power-m.ru/company/.

компонентов турбины и исходной тепловой схемы турбоустановки, и приводит примеры энергетических объектов, на которых проводилась модернизация: Эстонская электростанция, Марыйская ГЭС (Туркмения), Белоярская АЭС (Россия), Азербайджанская ГРЭС.34 Среди преимуществ модернизации А. С. Лисянский отмечает сохранение существующих габаритов главных корпусов, использование существующих фундаментов турбин, увеличение электрической мощности примерно на 10-15 %, снижение удельного расхода топлива и вредных выбросов в окружающую среду, сокращенные в 2-3 раза сроки ввода модернизированных мощностей по сравнению с новым строительством, снижение на 30-60 % удельной стоимости вводимых мощностей при модернизации по сравнению с новым строительством.35

Данные преимущества являются сильным обоснованием в отношении применения модернизации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к модернизации энергетического объекта может быть отнесена предпринимательская деятельность, направленная на совершенствование имеющегося энергетического объекта с использованием достижений науки и техники, результатом которой является получение энергетического объекта с новыми качественными характеристиками.

Учитывая, что понятие инновационной деятельности не закреплено на законодательном уровне, под достижениями науки и техники в данном случае следует понимать охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ),36 на которые согласно ст. 1226 Гражданского кодекса РФ признаются интеллектуальные права.

Когда энергетический объект является объектом капитального строительства, деятельность по модернизации должна быть соответствующим образом регламентирована. Данная регламентация может быть аналогичной регламентации строительной деятельности, включая все стадии (проектирование, изыскательские работы, строительные работы, приемка, ввод в эксплуатацию, работы в пределах гарантийного срока). Однако на сегодняшний день нормативного акта, который регламентировал бы деятельность по модернизации энергетических объектов, нет, в связи с чем было бы целесообразным, по крайней мере, введение соответствующего понятийного аппарата в действующие законодательные акты с конкретизацией применимого законодательства.

34 Лисянский А. С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций. С. 27-29, 33.

35 Там же. С. 25.

36 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. 2006. 22 дек.

Определения капитального ремонта и реконструкции

По правилам Госстроя РФ:

Реконструкция — это изменение основных технико-экономических показателей здания.

Целью работ является изменение условий эксплуатации здания, создание новых целей эксплуатации, восполнение физического и морального износа.

Капитальный ремонт — не изменяет основные показатели объекта.

Цель — устранение физического и морального износа.

Может быть проведена замена отдельных конструктивных элементов и инженерных систем.

Какие работы проводятся в каждом случае?

Реконструкция:

Глобальная процедура, перепланировка объекта. Может меняться площадь, объем, этажность и высота здания. Проводится восстановление или замена несущих строительных конструкций, перестройка, расширение, надстройка здания.

Капитальный ремонт:

  • ремонт внутренних систем снабжения здания;
  • ремонт неисправных лифтов, вплоть до их замены; лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвала;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента.

Примечание: ЖК РФ, Гл. 15, Ст. 166.

Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных и многоэтажных домов вы найдете , о формировании фонда капитального ремонта мы рассказывали , нужно ли платить взнос за капремонт в квитанции, законно ли это, рассказано в этом материале.

Изучив данные законодательные акты и воспользовавшись информацией из нашей статьи можно с легкостью понять, в чем разница между реконструкцией и капитальным ремонтом.

Список ремонтов в некоторых случаях расширяется специальным Актом субъекта РФ:

  • утепление фасада;
  • созданием вентилируемой крыши;
  • устройство выходов на кровлю;
  • установка учетных коммунальные приборов и узлов регулирования ресурсами.

Теперь, когда стало понятно в чем отличия капитального ремонта и реконструкции, рассмотрим сроки проведения работ и другие частности.

Разница в сроках

Реконструкция:

Согласно ВСН 58-88 (р): Сроки реконструкции и капитальных ремонтов должны, как правило, совпадать, и исходить из потребностей общества.

Тем не менее, реконструкция требуют множества предварительных согласований и разрешений по правилам различных инстанций.

Если у здания имеется множество собственников (владельцев квартир), проведение реконструкции так же требует их общего согласия, принимаемого на общем собрании, на основании предоставленного проекта.

При его подготовке проводятся и предоставляются инженерные изыскания и решения по проведению работ, специальные мероприятия по пожарной безопасности и защите природной среды.

Скачать ВСН 58-88(р)

На основании проекта необходимо получить разрешение на строительство.

Для этого изучается возможная компоновка будущего строения, необходимость земляных работ, собирается общая информация по зданию, изучаются окружающие природные условия.

После разработки проекта он отправляется на утверждение заказчиком или застройщиком.

Далее проект отправляется на государственную экспертизу, которая проводит окончательное его утверждение.

Так же необходимо получение ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка), допускающий работы на участке, где буду проводиться работы. ГПЗУ выдается уполномоченным на это органом власти.

Теперь можно получать разрешение на строительство, регламентирующее характеристики, установленные ГПЗУ.

Только после этого этапа можно начинать реконструкцию.

После выполнения работ производится ввод объекта в эксплуатацию (выдававшим разрешение органом).

Из представленной информации можно увидеть, что процесс подготовки к реконструкции достаточно сложен и занимает много времени.

Капитальный ремонт:

По правилам Госстроя РФ плановые сроки устанавливаются по документу:

«Нормы продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского благоустройства», МЖКХ РСФСР от 1982 г.

Нормы продолжительности капитального ремонта, скачать

Разница в оплате

Реконструкция:

Вопросами развития и переустройства жилья с привлечением соответствующего финансирования занимаются местные органы государственного управления. Законодательные акты позволяют органам власти стать инициатором новых инвестиционных фондов для аккумулирования средств из различных источников.

Капитальный ремонт:

А есть ли нормативы отличия капитального ремонта и реконструкции? Да, они регламентируются соответствующими разработанными нормативами. Если собранных средств жильцов недостаточно, то здание попадает в региональное ведение, а финансовые расходы в жилищном муниципальном фонде несет местная власть (о региональном фонде капитального ремонта рассказано ).

В частном фонде жилья расходы несут владельцы квартир, исходя из собираемого ими минимального взноса. Учитывая все вышеперечисленное и нужно выбирать реконструкция или капитальный ремонт будут проводиться в вашем доме.

Об оплате капитального ремонта читайте .

Кто проводит?

Реконструкция проводится специализированными организациями, имеющими все необходимые разрешения и лицензии.

Самовольные действия по реконструкции жилых домов законодательно запрещены. В случае выявления нарушений, приведение самостоятельных изменений в прежний вид выполняется застройщиком, выполнившим их самовольно, лично или за его счет.

Капитальный ремонт в свете недавно принятых законодательных решений осуществляется силами НКО.

Все озвученные выше работы осуществляются по утвержденному проекту, а приемка проводится специальной государственной комиссией.

Есть ли сходства?

В чем разница капитального ремонта и реконструкции, более менее понятно, а вот есть ли что-то общее в них?

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт — будем разбираться.

На практике, с внедрением новых методов, норм, материалов и технологий зачастую проводимые работы трудно однозначно трактовать как тот или иной тип работ. Подобные ситуации обычно решаются методом переговоров или в судебном порядке.

Примеры:

  1. Делается капитальный ремонт здания со старым перекрытием из дерева. Перекрытие меняется на железобетонное по профнастилу. Экспертиза требует ГПЗУ. ГПЗУ получить невозможно, т.к. назначение строения не изменено. Экспертиза решает требовать все разрешительные документы. Работа остановлена.
  2. Работы по установке охранно-пожарной сигнализации надзорными органами были расценены как работы по реконструкции. Представленный случай судом определен как капремонт по причине установки сигнализации в результате предписания пожарной службой.

И таких казусов достаточно много.

В связи с увеличением строительства и расширением прав граждан на собственность возникает все больше потребностей как в улучшении структуры ее управления, так и эффективного расходования средств.

Для этого требуются постоянные законодательные усилия в решении вопросов, связанных с различным пониманием норм всеми участниками при работе с жилой собственностью.

Надеемся, что благодаря нашей статье разница между реконструкцией и капитальным ремонтом для вас стала очевидна, вы теперь с уверенностью можете ответить на вопрос: что такое капитальный ремонт и реконструкция жилых домов.

Здравствуйте!
См. п. 2 ст. 257 НК РФ:
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В случае если в результате проведения работ улучшаются технико-экономические показатели функционирования здания, такие работы относятся к реконструкции объекта основных средств. Расходы, связанные с проведением указанных работ, увеличивают его первоначальную стоимость и погашаются путем начисления амортизации. Такой вывод следует из норм п. 1 ст. 256 и п. 2 ст. 257 Кодекса.
Определения ремонта нет в налоговом законодательстве.
Обратимся к другим разъяснениям. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более прочные (долговечные) и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, за исключением полной смены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Основание — п. 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279; п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. Об этом говорится в п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В бухгалтерском учете расходы на текущий и капитальный ремонт учитываются единовременно в отчетном периоде, к которому они относятся, затраты на модернизацию и реконструкцию увеличивают стоимость основного средства и в расходах будут признаваться только через амортизацию. Основание — п. п. 14, 26, 27 Положения по бухгалтерскому учете «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В налоговом учете расходы на ремонт можно признать единовременно в составе прочих расходов (ст. 260 НК РФ).
Смотрим также Градостроительный кодекс РФ:
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
Таким образом, отличие капитального ремонта от реконструкции состоит в том, что при реконструкции изменяется сущность объекта (появляются новые качественные и количественные характеристики), а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а реконструкция — на их увеличение (улучшение) или создание новых. Ремонтные работы, в отличие от реконструкции, не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели.
Согласно п. 2 ст. 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Иными словами, неотделимые улучшения будут следовать за самим недвижимым имуществом. И забрать их после окончания срока аренды арендатор не сможет, несмотря на то что такие улучшения были произведены за его счет.
На практике зачастую возникают сложности с разграничением понятий «неотделимые улучшения» и «капитальный ремонт».
В судебной практике сложилось несколько подходов к решению данного вопроса. Так, некоторые суды считают, что капитальный ремонт является неотделимым улучшением. Другие указывают, что правовая природа улучшений и ремонта различна.
Согласно данной позиции неотделимые улучшения представляют собой такие изменения в объекте, без которых он существовал и использовался ранее по своему назначению, то есть которые улучшают свойства объекта, но не являются объективно необходимыми.
Есть и третья позиция, согласно которой при передаче имущества в состоянии, не требующем капитального ремонта, на что указано в акте приема-передачи, ремонт признается неотделимым улучшением.
Квалификация неотделимых улучшений как ремонта или как амортизируемого имущества напрямую влияет на порядок их учета. Так, неотделимые улучшения признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, арендатор может амортизировать. Это возможно в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 258 НК РФ). А вот расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). Пункт 2 ст. 260 НК РФ предусматривает, что положения ст. 260 НК РФ нужно применять и в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
В Минфине России полагают, что амортизируются только неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, т.е. связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества (например, Письмо Минфина России от 18.11.2009 N 03-03-06/1/762).
Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям ст. 260 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 03.05.2011 N 03-03-06/2/75).
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс.
Достаточно кратко?

Специально для сайта www.audit4dk.ru Мамонова Наталья Леонидовна, руководитель отдела консультационного обслуживания 19.08.2013

Организация является заказчиком работ по устройству вентилируемых фасадов на объектах недвижимости. Работы обусловлены результатами обследований, в ходе которых было выявлено несоответствие толщины стен зданий нормативам по теплотехническому расчету. К какому виду работ — капитальный ремонт либо реконструкция, следует отнести работы по устройству вентилируемого фасада?

Ответ: Главным фактором, определяющим порядок учета затрат в данной ситуации, является соответствие произведенных работ понятию капитального ремонта зданий либо понятиям достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения соответствующих объектов основных средств.

1. Поскольку налоговое законодательство не содержит определения термина «ремонт», следует руководствоваться положениями, установленными в иных отраслях законодательства (пункт 1 статьи 11 НК РФ).

Понятия капитального ремонта и реконструкции содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Так, капитальным ремонтом объектов капитального строительства признается (пункт 14.2 статьи 1 ГрК РФ):

— замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;

— замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

— замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Под реконструкцией объектов капитального строительства понимается (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ):

— изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства;

— замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, при реконструкции происходит изменение параметров самого объекта, полная замена или восстановление несущих строительных конструкций. При ремонте осуществляется только замена или восстановление конструкций объекта либо его элементов, в том числе такая замена (восстановление) может улучшать показатели конструкций и элементов.

2. Помимо положений ГрК РФ на практике для квалификации произведенных работ также руководствуются следующими документами:

— Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее – Постановление № 279);

— Ведомственные строительные нормативы (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденные Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее – Приказ № 312).

Согласно приложению 1 «Основные термины и определения» к Приказу № 312 капитальный ремонт здания — ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (пункт 5.1 Приказа № 312). В

Приложении № 9 к Приказу № 312 приведен перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов. В пункте 4 указанного перечня поименованы такие работы как утепление и шумозащита зданий. Как и работы по устройству вентилируемых фасадов, утепление и шумозащита зданий производятся с целью улучшения эксплуатационных показателей здания (либо с целью приведения его эксплуатационных показателей в соответствие с установленными нормативами). Таким образом, по аналогии работы по устройству вентилируемых фасадов могут быть признаны капитальным ремонтом здания.

3. В Постановлении № 279 также содержится примерный перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений. В разделе IX «Фасады» Приложения 8 к Положению № 279 указаны следующие виды работ:

— ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности;

— полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки;

— полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др.;

— возобновление лепных деталей;

— сплошная окраска устойчивыми составами;

— очистка фасада пескоструйными аппаратами;

— смена балконных плит и ограждений;

— смена покрытий выступающих частей здания.

Такие работы как устройство вентилируемых фасадов указанным перечнем не предусмотрены. В то же время данное обстоятельство не означает, что указанные работы автоматически признаются реконструкцией здания.

К аналогичному выводу пришли судьи в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 № 15АП-9636/2010 по делу № А32-16132/2010: проведение работ, прямо не поименованных в Приложении 8 к Положению № 279, не исключает их признание работами по капитальному ремонту при условии отсутствия признаков достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 № А32-16132/2010 данное решение оставлено без изменения.

Следовательно, если работы по установке вентилируемых фасадов не имеют признаков реконструкции (либо иных капитальных вложений), их проведение признается капитальным ремонтом независимо от отсутствия наименования таких работ в приведенном выше перечне.

4. Расходы признаются капитальными вложениями по следующим основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ):

— произведенные работы вызваны изменением технологического или служебного назначения объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (достройка, дооборудование модернизация);

— переустройство существующих объектов основных средств связано с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (реконструкция);

— работы направлены на повышение технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производственным (техническое перевооружение).

Законодательство о налогах и сборах не раскрывает содержание термина «технико-экономические показатели», который является ключевым для квалификации того или иного комплекса работ. Пояснение указанного термина содержится в Приказе № 312.

В соответствии с Приложением 1 к Приказу № 312 реконструкция здания представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Соответственно, технико-экономическими показателями будут являться перечисленные в Приложении качественные характеристики здания, которые влияют на производственную деятельность.

Судебные органы, рассматривая налоговые споры по вопросу квалификации расходов – капитальные вложения или ремонт, руководствуются именно указанным критерием.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 21.01.2011 № КА-А40/16721-10 по делу № А40-129782/09-112-965 суд указал: осуществление работ по усилению металлоконструкций кровли и связанных с ними электромонтажных работ было вызвано необходимостью предотвращения аварии, а также изменением требований СНиП по допустимым снеговым нагрузкам и было обусловлено заключениями экспертизы промышленной безопасности, заказанной самим обществом. Работы по капитальному ремонту также могут заключаться в улучшении эксплуатационных возможностей объекта и в смене его элементов на более прочные и экономичные. Если такое повышение не ведет к изменению назначения объекта или увеличению его производительности либо к улучшению качества выпускаемой продукции или изменению ее номенклатуры, то расходы на данные работы следует квалифицировать для целей налогового учета как затраты на осуществление ремонта.

В споре о квалификации фасадных работ решение в пользу налогоплательщика приняли судьи в Постановлении ФАС Московского округа от 18.12.2007 № КА-А40/13151-07 по делу № А40-192/07-4-2. Суд установил, что совокупность представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что произведенные заявителем работы в офисных зданиях не повысили и не улучшили показатели объекта, не изменили его качественные характеристики и не выполнялись по специальному проекту в целях повышения мощности объекта, изменения его технологического или служебного назначения. Перепланировка цокольного этажа здания не увеличила его первоначальной стоимости, так как замены существенных конструкций здания, изменяющих его внешний облик или размеры, не производилось.

К аналогичному выводу суд пришел в Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 по делу № А11-8693/2011: в результате проведения работ изменений основных технико-экономических показателей здания не произошло; при выполнении подрядчиком предусмотренных договорами работ несущие (основные) конструкции здания не затрагивались; качество инженерно-технического обеспечения не изменилось; особенностей, характерных исключительно для модернизации (реконструкции) объектов, и не позволяющих отнести указанные работы к капитальному ремонту, выполненные работы не имеют; работы не привели к изменению назначения помещений.

Таким образом, решающее значение для квалификации проведенных работ имеет цель их проведения, а также последствия для основного средства. Вентилируемый фасад здания представляет собой конструкцию наружных ограждений зданий, с утеплителем, вентилируемой воздушной прослойкой и облицовочным слоем. Работы по устройству вентилируемых фасадов не влекут изменения площади зданий, технических характеристик, их служебного или технологического назначения, не связаны с повышенными нагрузками или получением других новых качеств.

Указанные работы производились на ранее существовавших объектах, без создания каких-либо новых. При этом замена либо восстановление несущих строительных конструкций не осуществлялась, существовавшие стены не демонтировались и не перекладывались.

Кроме того, обязательным признаком реконструкции является наличие проекта реконструкции (пункт 2 статьи 257 НК РФ), который в данном случае отсутствовал.

На основании вышесказанного считаем, что выполненные работы соответствуют признакам капитального ремонта, и их стоимость не увеличивает первоначальную (восстановительную) стоимость самого здания у заказчика.

Оставьте комментарий