Релиз коносамента

Спецальные рекомендации, которые будут полезны всем участникам морских перевозок, а именно — о проблеме граммотного оформления морского коносамента, при перевозке и таможенном оформлении грузов на водном транспорте.

Множество операций по перевозкам различных грузов осуществляется ежедневно, и в случае морской перевозки в рамках большинства из них перевозчик обязан выдать грузоотправителю, его агенту или представителю коносамент.

Коносамент не является доказательством заключения договора купли-продажи или поставки перевозимого груза между продавцом и покупателем. Такой договор заключается заранее, еще до момента начала перевозки, и с самой перевозкой никак не связан.

Коносамент не является, сам по себе, договором перевозки груза, а всего лишь доказательством его заключения (ст. 116 КТМ РФ), в связи с чем условия, регулирующие перевозку, по которой выдается коносамент, имеют существенную важность для всех сторон перевозки.

Ознакомление со стандартными условиями перевозки, так называемой «оборотной стороной» коносамента, — важнейший фактор уменьшения рисков сторон перевозки. Существенное значение имеют условия об ограничении ответственности перевозчика, применимое права и юрисдикция для разрешения споров, а так же порядок заявления перевозчику претензий в случае утраты груза. В случае, если стандартные условия не получены грузоотправителем заранее, имеется риск заявления требований ненадлежащим образом или упущение срока давности на такое заявление. Так же, исходя из принятой юрисдикции, обращение с иском к перевозчику может быть экономически нецелесообразным в связи с больших объемом судебных расходов.

Пар. 3 главы VIII КТМ РФ детально регулирует содержание коносамента, и данное регулирование полностью совпадает с требованиями часто применимого к перевозкам английского права. Выдача коносамента, безусловно, подтверждает факт принятия груза к перевозке лицом, указанным в качестве перевозчика, а лица, поименованные в коносаменте в качестве грузоотправителя и грузополучателя, получают права и обязанности в отношении перевозимого груза.

Необходимо отметить важность последнего заключения, так как, часто, грузовладельцы, чьи данные внесены в коносамент экспедиторами и агентами, выбирают неверный способ правовой защиты – обращаются с исками из перевозки к ее организаторам, хотя по коносаменту имеют право и обязанность обращения с претензией к перевозчику. В результате увеличивается процент отказных дел, по которым экспедитор признается не несущим ответственность за утрату груза в процессе перевозки, а грузовладелец пропускает срок исковой давности, не успевая обратиться к перевозчику за взысканием убытков.

Вопросы могут возникать и в отношении того, какое лицо ответственно за перевозку груза. Часто, коносамент подписывает агент, представитель перевозчика, и у грузовладельца возникает вопрос: к кому обращаться с претензией? До выдачи коносамента требуется уточнить статус подписанта – действует он за себя или в интересах третьего лица. В случае, если имеются сведения о том, что за перевозчика коносамент выдается третьим лицом, рекомендуется требовать подтверждения полномочий и четкого указания на статус подписанта в теле коносамента.

Во избежание споров и разногласий, рекомендуется использовать стандартную форму коносамента, содержащую разделы для внесения всех существенных условий, а так же логотип и данные перевозчика.

Аналогично, и перевозчику стоит удостовериться, что в коносамент внесены верные и понятные сведения о сторонах перевозки – грузоотправителе и грузополучателе. Проверка безопасности сторон рекомендуется всем во избежание риска неплатежеспособности контрагентов, а так же невостребованности грузов, что приводит к существенным расходам перевозчика.

Ошибки в заполнении данных сторон перевозки приводят к задержкам и убыткам на таможне, так как коносамент является одним из документов, необходимых для таможенного оформления. Установление стороны, виновной в такой задержке, не всегда реально, так как договоры редко распределяют данную ответственность между сторонами напрямую.

В зоне ответственности перевозчика всегда находится груз: у него имеется обязанность проверить факт совпадения заявленного к перевозке груза и того, что представлено по факту. В случае, если перевозчик невнимательно отнесется к проверке, он рискует принять к перевозке грузы, не совпадающие по качеству и количеству, и нести за это ответственность, ведь данные коносамента являются определяющими.

Несовпадение данных коносамента и фактического содержания грузовых мест всегда приводит к задержкам и запретам при таможенном оформлении. Грузоотправители и грузополучатели же обратятся к коносаменту за проверкой состояния, в котором груз был принят. В случае, если перевозчик не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза (ст. 145 КТМ РФ).

Перевозчик обязан проверить данные, касающиеся наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза. В случае, если в их отношении перевозчик знает или имеет достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу, перевозчику рекомендуется сделать об этом отметку в коносаменте. Перевозчик должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, описать основания для предположений о неточностях или указать на отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

Принимая во внимание, что коносамент является доказательством фактического принятия перевозчиком груза к перевозке, существенной является так же необходимость удостовериться, что груз реально передается на борт судна. В случае, если коносамент выдается без реальной погрузки или передачи, перевозчик становится ответственным за доставку того, чего у него нет.

В зависимости от условий перевозки, рекомендуется так же удостовериться, что в коносамент внесены специальные оговорки, защищающие интересы перевозчика: «погрузка и размещение грузоотправителем», «описано по заявлению грузоотправителя». Такие оговорки защитят перевозчика в случае разночтений, в том числе, по весу груза.

Выдача «чистого коносамента», то есть документа, подтверждающего погрузку груза полностью под контролем и на ответственность перевозчика, не должна производиться без предварительной проверки состояния и количества груза.

Не рекомендуется включать в коносамент условия сторонних договоров, в том числе договора купли-продажи, за исключением условий чартера судна, если это необходимо. Внесение отсылок к другим договорам создают правовую неопределенность и риск конфликта условий двух совершенно разных правоотношений, участником которых перевозчик может и не являться. Запрос на указание в коносаменте «коммерческий сведений», то есть отсылка на гарантийное письмо, базис поставки INCOTERMS, не является основанным на законе, так как данные сведения не относятся напрямую к правоотношению по перевозке. Грузоотправителям же лучше избегать заключения договоров, требующих внесения такой информации в коносаменты, так как правовой пользы такие оговорки не несут.

Допускается указание в коносаменте стоимости перевозимого груза, что значительно облегчает оценку ущерба при его утрате, избавляя стороны от необходимости подтверждать стоимость утраченного груза иными документами.

Одновременно с этим, ч. 4 ст. 4 Правил Гаага-Висби устанавливает, что перевозчик не отвечает за потери или убытки, причиненные грузам, в сумме, превышающей 100 фунтов стерлингов за место или единицу, если только характер и стоимость этих грузов не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент. Таким образом, внесение стоимости груза в коносамент лишает перевозчика права ссылаться на лимит ограничения ответственности по данной статье Правил. Однако необходимо отметить, что данное правило об ограничении ответственности по английскому праву не распространяется на насыпные и иные грузы, где невозможно выделить «единицу» (контейнер, место), как это подтверждается делом Vinnlustodin HF and another -v- Sea Tank Shipping AS (The AQASIA).

Выпуск коносамента должен производиться в оригинале, в согласованном количестве экземпляров, с нанесением всех необходимых оригинальных печатей, подписей и отметок. В ином случае подлинность коносамента оказывается спорной.

Перевозчик может уменьшить риск ответственности за неправомерную выдачу груза путем согласования выдачи груза исключительно в обмен на один оригинальный коносамент, с утратой законной силы любых других оригиналов после выдачи груза.

Наконец, перевозчик должен убедиться, что перевозка, в рамках которой выдается коносамент, оплачена в том порядке, что указан в самом коносаменте. На практике это означает реальное получение денежных средств до выдачи коносамента с отметкой «Фрахт предоплачен». В противном случае, перевозчик берет на себя ответственность за совершение перевозки, фрахт по которой не получен, и удержать груз в обеспечение требований по «оплаченному» фрахту будет затруднительно без подтверждения позиции в суде.

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019

Нужна консультация по морскому агентированию или морским перевозкам? Обращайтесь!

Морская накладная — бумага (вид документа), который выступает в качестве подтверждения факта наличия договора перевозки по морю, а также погрузки (принятия) товара перевозчиком.

Морская накладная — особый вид соглашения, по которому перевозчик берет на себя обязательство привезти груз к получателю (прописан в документе). Морская накладная не относится к товарораспорядительным или оборотным документам. Получить груз могут только указанные в бумаге лица. Как правило, к накладной прилагается ряд сопроводительных бумаг.

Сущность морской накладной

При перевозке груза морем есть множество коносаментов, наряду с которыми появились и другие транспортные документы. По своей сути они аналогичны бумагам, которые оформляются при перевозке других типов грузов. Ранее они носили следующие названия — линейные, океанские или морские накладные. Можно встретить также другое наименование — фрахтовые расписки. Чтобы избежать путаницы, все определения были заменены одним термином — морская накладная.

Причина появления морской накладной — множество нововведений коммерческого и технического характера, увеличение масштабов деятельности монополий, массовый скачок банкротств различных компаний, мошенничество и так далее. Вот откуда возникло стремление корректировать транспортную документацию. В сфере перевозки, торговых отношений и банковских операций морские накладные как бы сосуществуют вместе с коносаментами.

Среди характерных особенностей каждого из документов можно выделить:

1. Перевозки по коносаменту характеризуются единообразием в отношении перевозчиков по морю. Что касается морской накладной, то она не представляет или олицетворяет товар. Данный документ не имеет распорядительной функции. Его задача — лишь подтвердить факт наличия договора перевозки товара, указанного в бумаге. Другими словами, морская накладная — расписка перевозчика, в которой содержится подтверждение о принятии груза.

2. В случае с коносаментом кредитор должен найти своего должника, чтобы последний исполнил свои обязательства. При этом коносамент и товар перемещаются в порт отдельными путями. Кредитор может узнать о прибытии заказа посредством механизма, сформированного банковской сделкой и соглашением купли-продажи. Для получения своего товара кредитор должен предъявить оригинальный документ (коносамент).

Что касается морской накладной, то она идет в порт одновременно с грузом и на одном корабле. Следовательно, снижаются риски потери или задержки товара по времени. Все, что требуется от получателя — подтвердить свою личность. Вся остальная информация уже есть в накладной.

3. Реальность совершения сделки во многом зависит от наличия оригинального варианта коносамента. Уверенность в успехе хочет иметь каждый из участников сделки (банк, покупатель, продавец). При этом многое зависит от перевозчика, который отвечает за правильность описания товара в коносаменте, выдачу товара соответствующему лицу, доставку и так далее.

4. Оформление морской накладной позволяет «убрать» держателя коносамента — лица, которое является наиболее ненадежным участником для перевозчика груза. Это возможно, благодаря включению в накладную пункта о возможности принятия груза тремя различными лицами. Так, получение реально от имени владельца груза, получателя или лично (от своего имени).

Морская накладная: плюсы и минусы для участников сделки

Если раньше имел место отказ от применения морской накладной, то сегодня все больше участников перевозки заинтересованы в оформлении такого документа. При этом позиции каждого из них можно объяснить:

1. Отправители грузов. Одна из основных задач для грузоотправителя — организовать четкую систему передачи права распоряжения товаром во время транспортировки и поиск удобных форм увязки с пожеланиями всех участников оборота. В случае с морской накладной вносится специальная команда NODISP, которую можно оставить или зачеркнуть. Если слово вычеркнуто, то отправитель передает контроль над товаром, прописанному в накладной получателю. В свою очередь, сам товар выступает в роли обеспечения.

Факт контроля появляется у получателя с момента предоставления перевозчиком морской накладной. До момента, пока отправитель не передаст контроль над товаром, его позиция сильнее, чем позиция отправителя груза по коносаменту. Таким образом, применение морской накладной является более удобным.

Морская накладная идеальна для следующих видов отправлений:

— в ходе реализации которых возможны разные варианты договоров о платеже;
— между отделениями транснациональных компаний (корпораций) в случае когда платеж проходит в упрощенном виде;
— при совпадении получателя и отправителя груза.


2. Получатели груза, как правило, заинтересованы:

— в исключении возможности у отправителей товара сделать переадресацию груза, направляющегося к месту назначения;

— в получении права требовать от перевозчика возмещения убытков при недостаче, утере или повреждении товара. При наличии морских накладных защитить свои интересы много проще;

— в наличии доказательств по отношению к выплате задолженности кредитору и,как следствие, ликвидации его обеспечительного интереса в обременительном имуществе.

После введения морской накладной пропадают финансовые и правовые проблемы, которые имеют место по причине различного времени прибытия корабля с грузом или документами. Последние, как правило, могут отправляться раньше посредством почтовых отправлений.

3. Перевозчик. Эта сторона заинтересована в устранении существующих осложнений, имеющих место в процессе перевозки и связанных с различным временем доставки груза в порт. В роли источников таких осложнений, как правило, выступает товарораспределительная функция коносамента. При этом многие используют коносамент не по причине удобства, а из-за традиции. Наличие дифференцированного подхода позволяет решать многие вопросы еще на этапе зарождения.

В морских накладных находят свое отображение так называемые Гаагско-Висбийские правила, которые неизменно становятся частью документа. Такие сделки применяются к любому договору, по которому перевозчик выплатил фрахт и обязался выполнить перевозку груза по морю.

4. Банки. В случае применения коносамента за перевозчиком остается возможность потребовать от получателя товара возмещения убытков. Это главная причина, почему банковские учреждения не очень рады своему участию в коносаменте в роли получателей товара.

По правилам банковских учреждений груз нельзя отправлять на адрес банка без предварительного согласия последнего. Если же и происходит такое нарушение, то представители банка-участника могут отказать в принятии товара, ведь всю полноту ответственности и риска должна брать сторона-отправитель.

Банки предпочитают работать с коносаментом на предъявителя, даже несмотря на увеличение рисков мошенничества или опасности утраты груза. При использовании морских накладных банки согласны с упоминанием их имени, ведь сама природа таких бумаг гарантирует этой стороне сделки определенное спокойствие. Банковское учреждение четко понимает особенности передачи груза и условия передачи права собственности.

К наиболее популярным формам платежа стоит отнести инкассо товарных бумаг и документарный аккредитив. Для открытия последнего банк может пойти на предоставление покупателю кредитных средств. В этом случае именно банковское учреждение будет выступать в качестве получателя груза, а клиент (кредитополучатель) является всего лишь Notify party, то есть уведомляемой стороной.

Морская накладная создавалась, как доказательство наличия соглашения о перевозке груза. Такой документ оформляется между двумя сторонами — отправителем и перевозчиком. Как следствие, перевозчик не может потребовать возмещения убытков от получателя товара. Итог — сохранение контроля над грузом со стороны банковского учреждение и снижение рисков к минимуму. С другой стороны, покупатель обязуется вернуть банку оформленный у него кредит перед тем, как кредитор отдаст ему деливери-ордер.

5. Страховщики. Эта сторона в меньшей степени заинтересована в морской накладной (если сравнивать с банками). Объяснить это можно с той позиции, что для них есть только один критерий оценки документа — суброгация. Страховые компании не устраивает, что в документе нет должной стабильности в области права. Объяснить это опасение просто. Перевозки редко попадают под действие Гаагско-Висбийских правил, а ведь последние являются гарантией для страховщика в обеспечении минимальных требований, а также удержания сроков давности.

Односторонняя распечатка документа (морской накладной) создает страховым компаниям ряд сложностей. К примеру, когда подается регрессивный иск на перевозчика, у страховщика нет необходимых данных об условиях конкретного соглашения. В свою очередь, поиск необходимых для оформления условий уменьшает и без того минимальные сроки юридических манипуляций для защиты личных интересов.

Для сравнения при коносаменте получатель груза может оформить иск на перевозчика, и потребовать возмещения убытков в случае потери груза или его повреждения. Если же перевозка осуществляется на основе морской накладной, то данное право остается, но оно является неустойчивым.

Вопрос:
Что такое телекс-релиз?
Ответ:

Телекс-релиз (telex release) — это внутренний документ океанской линии, который подтверждает, что груз может быть получен без предоставления оригинала коносамента (original Bill of lading). Передача телекс-релиза осуществляется по внутренним каналам линии. Для того, чтобы сделать телекс-релиз, нужно сдать оригинал коносамента в представительство океанской линии, получить специальную отметку и дать информацию о получателе релиза.
Обычно телекс-релиз делают в том случае, когда нет времени на получение оригинала посредством экспресс-доставки. Обращаем внимание, что чаще всего груз из Китая осуществляется на условиях предоплаты. Поэтому оригинал коносамента хранится у отправителя до момента получения всей суммы.
Зачастую получатели задерживают оплату на завод и пытаются сделать телекс-релиз, чтобы быстрее получить документы. К сожалению, в ряде случаев, офисы океанских линий находятся достаточно далеко от заводов. Поэтому время, которое тратится на пересылку оригинала коносамента в океанскую линию, с последующим релизом, может занять столько же времени, сколько и получение оригинала. В остальных случаях телекс-релиз делается в течение дня.

Назад в вопрос-ответ

Международные перевозки грузов О контейнерных перевозках Коносамент

Коносамент

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

грузоотправителем:

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Посмотрите наши цены на текущий месяц:
Цены на международные контейнерные перевозки
Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

Линейный коносамент (linear B/L) — документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.
Чартерный коносамент (charter B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.
Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.
Береговой коносамент (custody B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.
Бортовой коносамент (on board B/L) — документ, который выдается, когда товар погружен на судно.
В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной — когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский — используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) — когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.
Ордерный коносамент (order B/L) — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя». Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.
Коносамент на предъявителя (bearer B/L) — документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов: океанская накладная (ocean waybill); линейная накладная(liner waybills), и сама морская накладная (Sea waybill).

Причины появления морских накладных – поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика, осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в морских перевозках в функции которого входит:
1) Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
2) Функция документа подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается, конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.

Оставьте комментарий