Реорганизация учреждения

Содержание

Виды реорганизации

Реорганизация возможна для разных видов учреждений: муниципального, образовательного, дошкольного, автономного и т.д. Согласно положениям ГК РФ, она осуществляется путем:

  • присоединения;
  • разделения;
  • выделения;
  • преобразования;
  • слияния.

Реорганизация бюджетного (медицинского, дошкольного учреждения и т. д.) в форме присоединения подразумевает ликвидацию этой организации как юрлица, но фактическое существование детского сада, школы, больницы либо другой компании не прекращается. Все активы, обязанности и права к той организации, с которой оно объединяется. Порядок реорганизации бюджетного, казенного и муниципального учреждения культуры, здравоохранения и образовательного заведения в форме присоединения предполагает:

  • укрупнение одного подразделения (отдела);
  • ликвидация иных, за счет их вливания в более крупные структуры.

Реорганизация путем присоединения бюджетного учреждения к автономному также возможна, ведь государство в этой ситуации только выигрывает.

В России существуют и автономные госучреждения. Они характеризуются максимальным уровнем финансово-хозяйственной независимости от государства и обладают большими возможностями самостоятельно зарабатывать на свое развитие и функционирование.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме слияния — это объединение нескольких однотипных предприятий в одно с прекращением работы первоначальных. Создание происходит по договору и на основе передаточного акта.

Разделение также используется и в бюджетной сфере. Переход обязательств и имущества, находящегося на учете материнской организации, осуществляется вновь создаваемым юрлицом поровну либо в требуемых для каждого нового учреждения объемах по разделительному балансу. При этом первоначальная организация перестает существовать.

При выделении предприятие продолжает существовать. Новое юридическое лицо получает часть его активов, прав и обязанностей. Реорганизация учреждения в форме выделения ведется на основе разделительного баланса.

Преобразование подразумевает перерегистрацию предприятия в новую организационно-правовую форму. Оно изменяется с полным сохранением всех прав и обязательств.

Нормативная база

Федеральное бюджетное учреждение в процессе своей деятельности, в том числе реорганизации, руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ГК РФ (ст. 57 и 58);
  • Федеральным законом РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • Федеральным законом РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;
  • Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н и другими.

Порядок процедуры

Для каждого вида реорганизации предусмотрен определенный порядок действий. Общим для всех будет являться принятие решения о начале процедуры, уведомлении налоговых органов и кредиторов.

Принятие решения

Решение о структурной реорганизации федерального учреждения принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном процедуре создания федерального учреждения. В отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. В отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений — местной администрацией муниципального образования (ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Функции по принятию решения об изменении унитарных предприятий возложены на собственников. Они также утверждают учредительные и прочие документы, связанные с реорганизацией унитарного предприятия.

Рассылка уведомлений

Гражданское законодательство установило некоторые особенности уведомлений о реорганизации бюджетных, казенных и муниципальных учреждений:

  • в ст. 60 ГК РФ указывается трехдневный срок, который предоставляется организации, чтобы сообщить о проводимой процедуре в налоговую инспекцию. Уведомление подается по форме Р12003, установленной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процесса, учреждение два раза с периодичностью 1 раз в месяц помещает в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о начале процедуры;
  • кредиторы вправе запросить у реорганизуемого предприятия досрочного погашения задолженности или переоформления соглашения. Осуществить это мероприятие нужно на протяжении 5 дней со времени принятия решения (ст.13.1 Закона № 129-ФЗ);
  • внебюджетные фонды, включая ПФР, ФОМС и ФСС о реорганизации уведомляются в течение трех дней;
  • работники уведомляются в письменном виде и под роспись за 60 дней до начала реорганизационного процесса и сокращения штата. Тем, кто хочет остаться впоследствии, вносят запись о переводе в другую организацию в трудовые книжки (ст. 75 ТК РФ). При этом сотрудники имеют право на увольнение в связи с реорганизацией учреждения по собственной воле.

Формирование бухгалтерской отчетности

Оформление бухучета ликвидируемой организации проводится с использованием форм годовой отчетности, но составляется на дату окончательной ликвидации структуры. Инвентаризационная комиссия должна провести полную проверку активов предприятия. В итоговой отчетности следует указать сведения про правопреемников юрлица и точно определить список имущества, который переходит к вновь возникшей структуре. Новое юридическое лицо должно принять все активы, которые к ней переходят. Для этого бухгалтер оформляет передаточный акт, в котором отмечаются все позиции. Кроме того, весь инвентарь регистрируют в главной бухгалтерской книге, закрываются лицевые счета.

При слиянии, присоединении или преобразовании требуется передаточный акт. При разделении и выделении бюджетных учреждений необходим разделительный баланс.

Документы

Согласно ст. 14 Закона № 129-ФЗ при госрегистрации юрлица, создаваемого за счет реорганизации, в налоговую службу представляют следующую документацию:

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь создаваемого юрлица, возникающего за счет реорганизации, по форме Р12001;
  • учредительные бумаги новых создаваемых организаций (оригиналы или копии, засвидетельствованные нотариально);
  • решение о реорганизации юрлица;
  • договор о слиянии, присоединении в ситуациях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • передаточный акт (либо разделительный баланс);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4000 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.

Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

Сроки

Законодатель не устанавливает точных временных рамок проведения процесса реорганизации по той или прочей форме. Однако сроки устанавливаются во время принятия решения и отражаются в протоколе, их и требуется соблюдать.

Последствия реорганизации учреждения

Последствия реорганизации учреждения — это серьезные шаги правового характера, происходящие после преобразования некоммерческой организации. При слиянии завершается деятельность прежних предприятий после внесения информации в госреестр ЕГРЮЛ, а вновь возникшее юридическое лицо начинает свою деятельность с момента госрегистрации. Аналогичным способом осуществляется процедура и при других типах смены организационно-правовой формы, кроме выделения, при котором функционирование прежней организации не заканчивается, а лишь создается новая компания, продолжающая работу после регистрации.

Процесс реорганизации бюджетных и казенных организаций фактически полностью повторяет подобный процесс на уровне коммерческой компании. К числу отличительных черт относят принятие решения со стороны государственных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ. Смена формы деятельности некоммерческих предприятий дает возможность повысить эффективность работы госструктур по предоставлению услуг гражданам России и реализации функций органов и бюджетных программ.

Проконсультироваться по вопросу осуществления реорганизации учреждения, уяснить спорные моменты этого процесса или получить консультацию в составлении требуемых документов можно у профессионалов на нашем портале. Обратиться к нам можно из любого города и в любое время в режиме онлайн.

Госдума утвердила реформу бюджетных учреждений

Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.

Сейчас Гражданский кодекс РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть или бюджетным, или автономным. Закон вводит новый тип учреждений — казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. В рамках первого чтения переходный период предлагалось завершить 1 января 2011 года. Таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.

Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Новый тип

Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным обязательством зачислять все дополнительные доходы в соответствующий бюджет. Согласно принятой поправке, исключением станет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая доходы от своей деятельности сможет оставлять себе.

Перевод учреждений в казенные должен быть сведен только к внесению изменений в устав учреждения.

Документ предлагает установить закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казенные учреждения. Это управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками и войсками гражданской обороны.

Также в казенные учреждения будут преобразованы следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России, МВД, МЧС, психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.

Платные услуги и госзаказ

Закон уточняет положения о возможности оказания платных услуг сверх установленного государственного и муниципального заказа.

Вводится норма, что уменьшение субсидий, предоставленных на выполнение государственного заказа, возможно только при соответствующем уменьшении государственного задания. На бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, — о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений.

Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Определяется, что автономное учреждение, как и бюджетное, не вправе отказаться от государственного или муниципального задания. После принятия закона не потребуется переназначения руководителей и работников казенных и существующих бюджетных учреждений.

Первоначальные нормативы затрат по оказанию услуг федеральными бюджетными учреждениями будут определяться исходя из базы 2010 года.

Культура и образование

Определяется, что имущество архивных, музейных и библиотечных фондов, включая недвижимость, должно сохраняться, использоваться и ликвидироваться только в соответствии с федеральными законами.

Учредители бюджетного автономного учреждения культуры обязываются в полном объеме финансировать расходы на содержание и пополнение государственных музеев, библиотек, архивных фондов, а также на сохранение и использование объектов культурного наследия.

Согласно закону учредителями вузов могут быть как российские, так и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные, а также их объединения (ассоциации и союзы). Образовательные же учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только государством на федеральном уровне.

Необходимые документы

Регистрация муниципального учреждения проходит в два этапа. Сначала следует подготовить проектную документацию и предоставить ее на утверждение в Администрацию. На данном этапе потребуется создать и согласовать следующие документы:

  • Постановление о создании МУ;
  • проект создания МУ;
  • пояснительная записка к Проекту;
  • Устав МУ.

Про конкретные документы для открытия муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения читайте ниже.

Данное видео расскажет про формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Проект создания муниципального учреждения

Принявшие решение о создании муниципального учреждения органы управления должны подготовить Проект создания. Разрабатывать его будут функциональные органы Администрации или ответственные лица. Документ должен содержать следующие пункты:

  • Наименование и тип создаваемого учреждения;
  • цели деятельности;
  • учредители из Администрации;
  • недвижимое имущество, которое передается МУ (здания и земли);
  • численность сотрудников по ШР;
  • мероприятия по созданию МУ, ответственные лица, органы и сроки.

Проект после согласования с Администрацией, обязательно должен быть опубликован в СМИ.

Вместе с ним ответственными лицами подается Пояснительная записка к нему, а также Устав создаваемого МУ, если он уже разработан.

Пояснительная записка к Проекту

Разработчик должен создать пояснительную записку к документу, в которой будет расписано:

  • Целесообразность создания учреждения;
  • необходимость предоставить организации (если требуется) право управления.

Пояснительная записка должна быть обязательно согласована с теми органами, в ведении которых будет находиться создаваемая организация.

Далее рассмотрена регистрация устава муниципального учреждения.

Устав

После того, как Администрацией будет принято Постановление о создании муниципального учреждения (казенного, бюджетного и т.п.), участниками его создается Устав. Данный документ может подаваться на рассмотрение вместе с Проектом, или начать разрабатываться спустя 2 недели после его согласования.

В Уставе должны быть оговорены основополагающие принципы деятельности, а также определенные данные:

  • Местонахождение МУ или его исполнительного органа;
  • перечень учредителей;
  • сведения о собственнике имущества, которое предоставляется учреждению;
  • оргструктура организации;
  • перечень разрешенных видов деятельности;
  • перечень органов МУ и их полномочий;
  • порядок пользования имуществом;
  • порядок открытия счетов, филиалов.

Далее будет рассмотрен порядок создания муниципальных казенных, автономных, бюджетных предприятий и учреждений

Списание имущества казенных учреждений рассмотрено в данном видеоролике:

Из журнала Кадровое дело: Вопрос: Как оформить кадровые документы при реорганизации организации в форме присоединения

Из журнала Кадровое дело:
Вопрос:
Как оформить кадровые документы при реорганизации организации в форме присоединения
Реорганизация регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Независимо от формы реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).
Процедуру оформления кадровых документов при реорганизации следует отличать от порядка оформления смены собственника имущества организации.
Порядок кадровых изменений при реорганизации
Чтобы оформить кадровые изменения при реорганизации:
составьте штатное расписание;
уведомите сотрудников о предстоящей реорганизации;
оформите прекращение трудового договора с сотрудниками, которые отказались от дальнейшей работы в связи с реорганизацией;
оформите документы сотрудников, которые продолжают работу после реорганизации;
передайте кадровые документы организации-правопреемнику.
Оформление увольнений и изменений в кадровых документах в связи с реорганизацией
Сама по себе реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора с сотрудником организации (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Однако оформить увольнение сотрудника в данной ситуации можно:
– если реорганизация сопровождается сокращением численности (штата) сотрудников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
– если сотрудник отказывается от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ).
Чтобы оформить увольнение сотрудника, получите его отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Свой отказ сотрудник может выразить, сделав соответствующую запись в уведомлении или написав отдельное заявление в произвольной форме. На основании оформленного отказа издайте приказ об увольнении по форме № Т-8 или по самостоятельно разработанной форме и внесите запись в трудовую книжку сотрудника (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000).
Чтобы оформить кадровые изменения в связи с реорганизацией, издайте приказ в свободной форме. Сотрудникам, которые согласны продолжать работу после реорганизации, составьте дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых укажите изменившиеся реквизиты работодателя (ч. 1 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, отразите в дополнительных соглашениях новые условия труда сотрудников, если они были изменены (ст. 72 ТК РФ).
Передача кадровых документов организации-правопреемнику
Кадровые документы реорганизованной организации, которая прекращает свою деятельность, должна хранить организация-правопреемник, к которой переходят ее права и обязанности. Исключением из данного правила будет реорганизация в форме выделения, при которой правопреемнику передается только часть кадровых документов. Это связано с тем, что при реорганизации в этом виде реорганизованная организация продолжает свою деятельность и к правопреемнику переходит только часть ее прав и обязанностей. Такой вывод можно сделать из статьи 58 Гражданского кодекса РФ.
Условия и место хранения архивных документов реорганизованной организации должны определить ее учредители или уполномоченные ими органы (совет директоров) (п. 9 ст. 23 Закона от 01.01.01 г. ). К архивным документам, в частности, относятся и документы по личному составу, которые, как правило, оформляет кадровая служба (п. 3 ст. 3 Закона от 01.01.01 г. ).
Пример оформления кадровых документов при реорганизации в форме присоединения
Общим собранием акционеров «Альфа» было принято решение о реорганизации «Альфы» в форме присоединения к «Торговая фирма «Гермес»».
Руководитель организации утвердил новую редакцию штатного расписания «Гермеса» по форме № Т-3. При этом условия работы сотрудников «Альфы» не изменялись.
Всем сотрудникам «Альфы» были высланы уведомления о реорганизации, в которых они сделали запись о согласии на продолжение работы в новой организации.
Когда было получено свидетельство о прекращении деятельности «Альфы» в результате реорганизации в форме присоединения, руководитель организации издал приказ о реорганизации.
На основании приказа были внесены изменения в кадровые документы: руководитель отдела кадров оформила дополнительные соглашения к трудовым договорам и сделала соответствующие записи в трудовых книжках сотрудников.
Местом хранения кадровых документов учредители «Альфы» определили офис «Гермеса».
Иван Шкловец
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» реорганизовано в форме присоединения к нему Государственного бюджетного образовательного учреждения «детский сад».
Из налогового органа получены документы от 01.01.01 года:
— о прекращении деятельности детского сада (форма N Р50007),
— о реорганизации школы в форме присоединения к ней детского сада (форма N Р50007).
С какого момента работники детского сада должны быть переведены в школу и когда должна быть уволена с должности заведующая детского сада и переведена на должность руководителя дошкольного отделения в составе школы — до 31 июля 2013 года или с 1 августа 2013 года? Какие действия следует предпринять в данной ситуации, какие документы требуется оформить?

9 сентября 2013

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работники присоединяемой организации (детского сада), в том числе и заведующая, продолжают трудовые отношения с организацией, к которой присоединен прежний работодатель (школой), расторжения прежних и заключения новых трудовых договоров не требуется. Если при реорганизации меняется трудовая функция работников (должность по штатному расписанию) и (или) структурное подразделение, то перевод работников может быть осуществлен с 1 августа 2013 г.

Обоснование вывода:

Присоединение является одной из форм реорганизации юридического лица, при которой присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к тому юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение (ст. ст. 57, 58 ГК РФ).

Согласно части пятой ст. 75 ТК РФ реорганизация организации, в том числе в форме присоединения, не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Таким образом, при присоединении организации-работодателя (детского сада) к другой организации (школе) трудовые отношения со всеми работниками детского сада продолжаются на основании трудовых договоров, которые были заключены с ними до проведения реорганизации, если работники не отказались от продолжения работы (смотрите письмо Роструда от 01.01.2001 N 1553-6). Право отказаться от продолжения работы в случае реорганизации организации-работодателя предоставлено работнику частью третьей ст. 75 ТК РФ. В этом случае трудовой договор с ним прекращается на основании п. 6 части первой ст. 77 ТК РФ.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 01.01.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). При этом п. 3 ст. 49 ГК РФ гласит, что правоспособность юридического лица, то есть его способность приобретать права и нести обязанности, прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. А в силу п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, отсюда можно сделать вывод, что до 31 июля 2013 г. правоспособность детского сада еще не была прекращена, а трудовые отношения у работников детского сада со школой возникли с 1 августа 2013 г. — после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации детского сада. Соответственно, до 31 июля 2013 г. работники детского сада могли быть переведены в школу только в порядке, установленном частью второй ст. 72.1 ТК РФ, как на постоянную работу к другому работодателю и, следовательно, в этом случае трудовые договоры с данными работниками должны были быть расторгнуты (п. 5 части первой ст. 77 ТК РФ), а между работниками и его новым работодателем (школой) заключены новые трудовые договоры.

Таким образом, после внесения 31 июля 2013 г. в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединяемой организации (детского сада), с 1 августа 2013 г. трудовые отношения со всеми работниками, в том числе и заведующей детским садом, продолжаются уже с организацией, к которой присоединен прежний работодатель (школой). Поскольку наименование работодателя должно быть указано в трудовом договоре (часть первая ст. 57 ТК РФ), с работниками детского сада, в том числе и заведующей, 1 августа 2013 г. следует заключить дополнительные соглашения к трудовому договору об изменении наименования работодателя.

В трудовой книжке работника в такой ситуации производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение (смотрите письмо Роструда от 01.01.2001 N 1553-6). Такую запись следует оформить по аналогии с оформлением записи о переименовании работодателя, пример которой приведен в п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 N 69. Согласно п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 225, такие записи должны быть внесены в недельный срок с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности детского сада.

Когда при реорганизации меняется трудовая функция работника (должность по штатному расписанию) и (или) структурное подразделение, ранее указанное в трудовом договоре, то это перевод, требующий согласно ст. 72.1 ТК РФ письменного согласия работника. Новая должность и (или) новое структурное подразделение также указываются в дополнительном соглашении к трудовому договору. Перевод оформляется приказом и в трудовую книжку после записи о произошедшей реорганизации вносится запись о переводе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

Оставьте комментарий