Ревизор НКО

Как правило, учредители сами заинтересованы в создании специального контрольно-ревизионного органа. Это важное требование закона. Уже на этапе госрегистрации (при подаче документов), когда некоммерческая организация только создается, в штате она должна иметь как минимум 4 человека, один из которых должен представлять ревизионную комиссию как контрольный орган.

Уже на этапе госрегистрации в штате должен быть человек, который представляет ревизионную комиссию.

Лицо это может быть включено в число членов общественной организации, когда три физических лица – учредители НКО – приняли решение о включении его в члены организации. Избрание ревизора – дополнительная форма контроля внутри самой общественной организации за ее финансовой и хозяйственной деятельностью, а также действиями ее управленческих органов.

Методы работы ревизора

Садоводческие, дачные и огородные объединения относятся к некоммерческим организациям, в которых специально для осуществления функций контроля за работой правления, председателя его и членов, финансово-хозяйственной деятельностью создается ревизионная комиссия, в состав которой избираются двое, и даже более, на двухлетний период.

Ревизорами не имеют права быть председатель правления или его члены, а также их близкие родственники.

На общем собрании членов НКО (или уполномоченных) утверждается Положение о ревизионной комиссии, которое определяет ее полномочия и порядок работы, регулирует деятельность комиссии, процедуру проведения заседаний, принятия их решений и документооборота. Всякий ревизор должен добросовестно осуществлять деятельность строго в интересах НКО.

Перед организацией он вместе с председателем совета ответственен за убытки, которые были причинены их действиями (бездействием). И только если ревизор голосовал против подобного решения, его освобождают от ответственности.

Подотчетность ревизионной комиссии (ревизора) общему собранию обязательно предусматривается положением. Только по настоянию более четвертой части членов НКО могут досрочно назначаться перевыборы ревизионной комиссии.

НКО иных видов создают контрольно-ревизионный орган, если соответствующая запись о том имеется в ее уставе, если высшие органы управления общества приняли подобное решение

Только членство в объединении дает право быть избранным в ревизионную комиссию. А в уставе такая возможность должна предусматриваться для любого из них.

Задачи ревизора

Они определены законом, закреплены в уставе самой НКО. И это:

  • Контроль за соблюдением положений устава объединения, реализацией финансово-хозяйственной деятельности, функционированием представительств и их филиалов, что созданы НКО.
  • Проверки ФХД, полные или частичные. По плану они должны проводиться ежегодно и могут оказаться инициированными ревизионной комиссией, исполнительным органом, частью членов объединения.

Ревизор – это главный контролирующий орган НКО, который следит за тем, чтобы средства направлялись исключительно на цели, ради которых организация была создана. В случае нарушений ревизор обязан сообщить о них компетентным органам для инициации расследования.

Ввиду того, что некоммерческие организации, цель их создания, порядок регистрации и деятельности принципиально отличаются от организаций коммерческих, управление в некоммерческих организациях заключает в себе целый ряд тонкостей и индивидуальных моментов.

В некоммерческих организациях, для которых извлечение прибыли не является основной целью, и миссия которых строится на не всегда четко определенном принципе служения обществу, внутреннее планирование — процедура достаточно сложная. Отсюда вытекает и сложность четкой регламентации деятельности некоммерческих организаций, их регулирования и управления ими.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» и другими законодательными актами, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

В состав управления некоммерческой организацией входит высший и исполнительный органы управления.

Высший орган управления некоммерческой организацией

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение четкого соблюдения целей, для достижения которых данная организация создавалась.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение таких вопросов как: внесение изменений в устав некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества некоммерческой организации, формирование исполнительных органов некоммерческой организации и, в случае необходимости, досрочное прекращение их полномочий, утверждение годового бухгалтерского отчета и баланса, утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, а также создание филиалов, открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Исполнительный орган управления некоммерческой организации

Основная функция исполнительного органа управления некоммерческой организацией — текущее руководство деятельностью некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций Законодательством РФ предусмотрено одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение любых вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, определенной Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими Федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации действует от имени организации без доверенности, представляет интересы организации в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, утверждает нормативные документы, регламентирующие производственную и хозяйственную деятельность организации, заключает и расторгает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, выполняет финансовые операции, принимает на работу и увольняет сотрудников, издает приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников некоммерческой организации.

Надзирающие и контролирующие органы

Помимо высшего и исполнительного органов управления в некоммерческих организациях могут также создаваться надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно, но, как правило, в большинстве учредительных документов предусматриваются периодические проверки финансовой деятельности организации специальным ревизионным органом, ревизором или аудитором, и зачастую учредители сами заинтересованы в создании попечительского совета.

Порядок формирования и ведения деятельности попечительского совета определяется уставом, который утверждается учредителями. Как правило, для соблюдения принципа независимости попечительского совета от других органов организации учредительными документами предусматривается такая схема: первый состав попечительского совета формируется учредителями, а последующее включение новых членов совета на место выбывших происходит по решению большинства оставшихся членов.

Для работы в попечительском совете привлекаются, как правило, люди, пользующиеся уважением, обладающие необходимым опытом в области деятельности, соответствующей целям организации.

» Назад

Методы контроля деятельности некоммерческих организаций 14.03.2013 10:25

Например, контроль за финансово — хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года.

В состав ревизионной комиссии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Порядок работы ревизионной комиссии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

Ревизионная комиссия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Некоммерческие организации других организационно-правовых форм и видов могут создавать ревизионные комиссии по желанию при наличии записи об этом в их уставах.

Решение о создании ревизионной комиссии принимается высшим органом управления некоммерческой организации.

Поскольку ревизионная комиссия – это внутренний контрольный орган, то конкретный состав ее членов устанавливается их избранием.

В уставе должно быть оговорено, что в состав ревизионной комиссии может быть избран любой член данной некоммерческой организации.

Деятельность Ревизионной комиссии может регулироваться Положением о Ревизионной комиссии. Оно определяет порядок проведения заседаний Ревизионной комиссии, принятия решений, оформления документов.. Члены Ревизионной комиссии обязаны действовать в интересах некоммерческой организации разумно и добросовестно.

В Положении о Ревизионной комиссии может быть указано, что Председатель Совета, его члены, члены Ревизионной комиссии несут имущественную ответственность перед некоммерческой организацией за убытки, причиненные некоммерческой организации их действиями (бездействием). Освобождаются от ответственности члены Ревизионной комиссии, голосовавшие против решения, повлекшего за собой причинение некоммерческой организации убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Задачи проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации ревизионной комиссией определяются законодательством и Уставом организации.

Примерный перечень задач.

1)Ревизионная комиссия некоммерческой организации контролирует соблюдение ее Устава, ее хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных ею, структурных подразделений, представительств и филиалов.

2)Проводит полную или частичную плановую ревизию финансовой деятельности некоммерческой организации и ее подразделений. Ревизия должна проводиться ежегодно. Кроме того, она может производиться по инициативе членов ревизионной комиссии, по решению высшего руководящего органа некоммерческой организации, либо по требованию установленной Уставом части членов некоммерческой организации.

Последовательность выполнения ревизионной комиссией своих обязанностей.

Работа ревизионной комиссии включает в себя 2 основных блока:

Формирование заключения по бюджету (смете), годовому отчету и размерам обязательных взносов и платежей.

Проверка соблюдения некоммерческой организацией финансового законодательства.

Порядок представления отчета ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия должна:

представлять высшему руководящему органу некоммерческой организации заключение по бюджету (смете), годовому отчету и размерам обязательных взносов и платежей;

отчитываться перед высшим руководящим органом некоммерческой организации о результатах ревизии с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

Законодательством по отдельным организационно-правовым формам и видам некоммерческих организаций порядок представления отчетности ревизионными комиссиями прописан более подробно.

Итак, независимо от целей контроля и контролирующего органа между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

Оставьте комментарий