Результативность налоговых проверок

УДК 336.02 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10111

ББК 65 © З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов, 2019

Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Зарина Петровна Гасиева, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук

Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2-го курса направления подготовки «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг»

Аннотация. Главную роль в системе налогового контроля играют налоговые проверки. Они являются основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов, который позволяет наиболее полно проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Все проблемы в области исследования налоговых проверок не решены, несмотря на большой объем работ, который посвящен исследованию данной темы. Важность формирования единого концептуального подхода к совершенствованию организационно-правовых основ налоговой проверки как важнейшей формы налогового контроля обусловило выбор темы исследования.

Ключевые слова: налоговая проверка, выездная проверка, камеральная проверка, налоговый контроль, налоговое администрирование.

INCREASE IN EFFICIENCY OF CONDUCTING TAX AUDITS

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Повышение эффективности проведения налоговых проверок. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):239—244.

В настоящее время главная роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, так как налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Ведущей и наиболее действенной формой налогового контроля являются налоговые проверки. При этом

камеральная проверка может быть проведена в налоговом органе, а выездная — по фактическому месту нахождения налогоплательщика. Камеральная проверка представляет собой процедуру, которая проводится налоговым органом в отношении конкретного лица и состоит из ряда последовательных действий.

Вопросы, касающиеся налоговых проверок на сегодняшний день являются довольно актуальными, потому что ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Наиболее распространенными и эффективными с точки зрения выявления налоговыми органами нарушений налогового законодательства и доначисления налоговых платежей являются выездные налоговые проверки.

Проверки бывают камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

В таблице 1 представлены ситуации, которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 г.

Распространенными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие: опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей; штрафование свидетелей за неявку; посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео; использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации; поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото-, аудио- и видеофиксации фактов,

которые с мая 2016 г. правомочны как доказательства в суде; поиск информации, улик в Интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ; изъятие вещественных доказательств (жестких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских; использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Камеральная проверка проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ): в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению; подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через два года после первой декларации; обнаружен ряд несоответствий или противоречий; заявлено использование налоговой льготы. При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Во избежание стрессовых ситуаций необходимо быть готовым к выездной проверке. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа. Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчетности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 г. выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочетов.

Табл. 1. Причины инициирования внепланового налогового контроля

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах

Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами Предположение о занижении доходов, завышении расходов

Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации

Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»

Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объеме, в данное время просто не мог быть произведен. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным и др.

Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений

Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

В 2019 г. предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях: если сумма нарушений выше 10 млн руб.; при наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчетности; если организация внесена в план на 2019 г. по итогам камеральной проверки; при нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации; при вхождении в число крупнейших налогоплательщиков; по поручению правоохранительных органов.

Этапы проведения: анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения.

Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более двух месяцев. До четырех месяцев продление правомочно в следую-

Табл. 2. Изменения в проведении налоговых проверок в 2019 г.

Что нового Стало Было

Статья НК РФ Что теперь сказано

Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет: • 2 месяца — по декларациям российских фирм; • 6 месяцев — по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам —

Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»

Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе —

Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию: • что эти бумаги уже подавались; • реквизиты документов; • название инспекции, в которую подавались документы Инспекция не могла требовать повторно документы, которые: • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля; • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга

Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен: • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования; • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений —

Появилось дополнение к акту проверки. Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. (Источник: Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки) п. 6.1 ст. 101 В дополнении к акту инспекция: • перечисляет мероприятия дополнительного контроля; • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений; • формулирует выводы; • дает предложения по устранению налоговых нарушений; • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

НДС НДФЛ

Налог на прибыль Другие налоги

Рис. 1. Структура сумм доначисленных по результатам налоговых проверок платежей

щих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства; подведение результатов с отчетом; в отчете составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению; при необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков. В 2019 г. произошли следующие изменения в отношении налоговых проверок (табл. 2).

Повышение аналитической составляющей при планировании налоговых проверок в целом по России позволяет обеспечить рост эффективности налоговых проверок при одновременном снижении их количества.

По результатам контрольной работы в 2016 г. было дополнительно начислено 454,8 млрд руб., это на 29,4% больше или на 103,3 млрд руб., чем в 2015 г. В том числе, по выездным налоговым проверкам в 2016 г. доначислено 352,5 млрд руб., или на 30,4% больше, чем в 2015 г.

Рассматривая общую сумму доначисленных платежей, можно отметить, что по результатам налого-

вых проверок основные начисления произведены по НДС — 209,1 млрд руб., а также налогу на прибыль организаций — 135,5 млрд руб.

Необходимо отметить, что были изменены подходы к планированию выездных налоговых проверок. А именно в качестве объекта проверки ФНС России рассматривает не отдельно взятого налогоплательщика, а в целом отрасль (сегменты рынка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечить рост эффективности одной выездной проверки позволил отбор налогоплательщиков, обладающих наибольшими рисками уклонения от уплаты налогов для включения в планы ВНП, а именно с 8,9 млн руб. в 2015 г. до 13,7 млн руб. в 2016 г. (на 4,8 млн руб., или в 1,5 раза) при сокращении количества ВНП (с 30,7 тыс. в 2015 г. до 26,0 тыс. в 2016 г.).

В результате камеральных и выездных налоговых проверок в бюджет было взыскано 216,8 млрд руб., а это на 14,2%, или на 27 млрд руб. больше, чем в 2015 г., в том числе по выездным налоговым проверкам — 172,9 млрд руб., что на 19,6% больше, чем в 2015 г.

Одна результативная выездная проверка принесла в бюджет в среднем 6,7 млн руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2015 г.

Внедрение ФНС России — риск ориентированного подхода к проведению проверок; усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов позволили значительно повысить эффективность камеральных налоговых проверок.

Сумма дополнительно начисленных платежей в 2016 г. по результатам камеральных проверок увеличилась на 25,8% и составила 102,2 млрд руб. по сравнению с 2015 г. Эффективность от одной камеральной проверки возросла на 8,8% и составила 45,3 тыс. руб.

С 1 октября 2013 г. в эксплуатацию внедрена система АСК «НДС», которая совершенствуется по настоящее время и благодаря данной системе повышена эффективность проверок возмещения НДС. За период ее функционирования в работе по контролю за возмещением НДС в восемь раз снизилось количество случаев заявления возмещения высокорисковыми организациями (например, с 791 в III квартале 2013 г. до 101 во IV квартале 2016 г.).

Для контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для вы-

явления и пресечения схем уклонения от налогообложения. Выявлены 31 тыс. деклараций с нарушениями, а это составляет 2% от общего числа актуальных деклараций по НДС за IV квартал 2016 г.

Направлены 31 тыс. требований о представлении пояснений по контрольным соотношениям в адрес налогоплательщиков, в результате 17,4 тыс. налогоплательщиков представили уточенные декларации.

Благодаря новым системам контроля динамика поступлений НДС дала положительный результат. Так, в 2016 г. поступление НДС составило 2657,4 млрд руб., что на 209,1 млрд руб., или на 8,5% больше, чем в 2015 г.

Наблюдаются положительные тенденции в контрольной работе налоговых органов, связанной с администрированием НДС.

Суммы взысканных платежей из сумм дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок деклараций по НДС в 2016 г. выросли по сравнению с 2015 г. на 12,7% (или на 1,9 млрд руб.) и составили16,7 млрд руб.

Количество выездных проверок уменьшилось, по сравнению с 2016 г. на 22,6%, поступило по результатам данных проверок средств на 12% меньше.

По результатам аналитической работы, проводимой налоговыми органами без назначения проверок, в бюджет дополнительно поступило 56,1 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2016 г.

Таким образом, по результатам контрольной и аналитической работы дополнительно поступило в

Табл. 3. Основные показат

бюджет 279,2 млрд руб., что на 16,2% больше, чем в 2016 г.

Рассматривая контрольную работу, проводимую в РСО — Алания, можно отметить, что среди показателей, характеризующих эффективность контрольной работы Управления ФНС России по РСО — Алания и в частности по выездным налоговым проверкам, следует выделить такой, как сумма доначислений на одну проверку, выявившую нарушения (табл. 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что суммы доначислений на одну выездную проверку, выявившую нарушения значительно выше, чем по камеральным проверкам. В 2016 г. сумма доначислений по одной выездной проверке составила 2866,4 тыс. руб., в то время как сумма доначислений по камеральным проверкам составила 40,4 тыс. руб. Суммы доначислений по выездным проверкам за последние три года снизились на 43,3%, что свидетельствует о том, что налогоплательщики реже нарушают налоговое законодательство.

В конечном итоге, можно сказать о положительной динамике проведения камеральных налоговых проверок в 2016 г., что касается выездных налоговых проверок, то для них необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков, так как в 2016 г., по сравнению с 2014 г., дополнительные начисления в результате их проведения заметно сократились.

В завершение отметим, что для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:

и, характеризующие эффективность контрольной работы налоговых органов РСО — Алания, 2014-2016 гг.

Показатели Годы 2016 г. (в % к 201 г.)

2014 2015 2016

Количество камеральных проверок, выявивших нарушения 8205 8365 9954 121,3

Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок, тыс. руб. 78 271 80 305 401 837 в 5,1 раза

Сумма доначислений на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, тыс. руб. 9,5 9,6 40,4 в 4,3 раза

Количество выездных проверок, выявивших нарушения 92 87 54 58,7

Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок, тыс. руб. 273079 756 242 154 787 56,7

Сумма доначислений на одну выездную проверку, выявившую нарушения, тыс. руб. 2968,3 8692,4 2866,4 96,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по данным официальной статистики Управления ФНС России по РСО — Алания на основе отчета 2-НК.

1) создать единую методику анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;

2) совершенствовать критерии отбора налогоплательщиков, который необходимо сделать более гибким, чтобы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Перечень критериев в настоящее время является далеко не полным. Формулировка ряда критериев требует серьезных уточнений в целях устранения вероятной неоднозначности их трактовки;

3) исследовать и использовать положительный опыт иностранных государств в организации и проведении налоговых проверок. К примеру, в Соединенных Штатах Америки налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие данные попадают в компьютеризованную систему, которые автоматически обрабатываются и сопоставляются со сведениями, находящимися в налоговых декларациях. Данная операция дает возможность осуществлять отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами.

Таким образом, чтобы достичь наиболее высокие результаты при организации и проведении выездных налоговых проверок, следует оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.

Литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч. I) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч. II ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Доева Д. Т. Оценка эффективности организации налогового

контроля // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67). С. 1076-1080.

6. Тускаева М.Р., Вазагова К.З. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой систем. В сб.: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики: Сб. науч. тр. по мат. Междунар. конф. 2018. С. 35-42.

7. URL://https://www.buhsoft.ru/article/1365-nalo-govye-proverki

8. URL://https://www.nalog.ru

1. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (Ch. I) ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ // SPS «Konsul’tant-Plyus».

2. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (Ch. II ) ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // SPS «Konsul’tant-Plyus».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

И.Н. КАЛАШНИКОВА, преподаватель кафедры финансов саратовский государственный социально-экономический университет

На основе анализа отдельных показателей, характеризующих эффективность налоговых проверок, как основополагающей формы проведения налогового контроля, в статье отражено влияние результатов контрольной работы налоговых органов на эффективность налогового администрирования. Кроме того, особый акцент сделан на существующих на сегодняшний день проблемах, не позволяющих повысить результативность налоговых проверок, и их решении.

Ключевые слова: налог, администрирование, контроль, результативность, эффективность.

Экономическое благополучие государства зависит от качества работы налоговых органов. Обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков является одним из важнейших условий стабилизации государственной системы финансов. Соблюдение этих условий достигается благодаря качественному функционированию неотъемлемых элементов налогового администрирования. Основными показателями, характеризующими эффективность налогового администрирования, на наш взгляд, являются объем поступления платежей в бюджеты разных уровней и результативность контрольной работы налоговых органов.

На примере Саратовской области рассмотрим доходную составляющую ее бюджета (табл. 1).

Исходя из приведенных в табл. 1 данных, становится ясно, что наибольшая доля в объеме доходов приходится на налоговые поступления, что свидетельствует об эффективности налогового администрирования.

На современном этапе развития налогового администрирования деятельность налоговых органов РФ направлена:

• на повышение уровня собираемости налогов и сборов;

• разработку эффективного механизма и технологий сбора налогов, необходимых для получения ожидаемых поступлений в бюджет;

• прогнозирование объемов налоговых поступлений;

• повышение результативности налоговых проверок при одновременном сокращении их количества;

• установление дружественных отношений с налогоплательщиками путем улучшения качества их обслуживания.

В последние годы в нашем государстве повышению эффективности налогового администрирования уделяется особое внимание. Основным функциональным элементом налогового администрирования, не исключающим таких его функций, как планирование, прогнозирование, организацию и мотивацию, осуществление которых подчинено контрольной функции налогового администрирования и направлено на повышение качества (эффективности) контрольных мероприятий, является налоговый контроль. Контрольная функция в системе налогового администрирования является важнейшей, поскольку посредством нее реализуется фискальная политика государства. Следовательно, решение проблем в отношении повышения качества налогового администрирования связано с обеспечением роста эффективности налогового контроля как основной его составляющей.

Для оценки эффективности работы налоговых органов разрабатываются и ежеквартально корректируются определенные показатели их деятельности, в перечень которых в 2008 г. были включены:

• собираемость налогов и сборов;

• уровень отклонения фактических поступлений в федеральный бюджет относительно прогноза поступлений;

Таблица 1

Основные поступления в бюджет Саратовской области

В консолидиро- В том числе в бюджеты Доля Отклонения по

Год Поступления ванный бюджет, Областной, Муниципальных налоговых сравнению с пре-

млн руб. млн руб. образований, млн руб. доходов, % дыдущим годом, %

2002 Всего 14 013,3 8 273,9 7 381,2 64,33 —

Из них налоговые 9 015,4 3 501,9 5 513,5

2003 Всего 17 589,7 10 135,8 9 235,2 70,03 5,7

Из них налоговые 12 318,8 5 331,1 6 987,7

2004 Всего 18 959,4 12 633,9 10 708,7 78,73 8,7

Из них налоговые 14 926,2 8 986,1 5 940,1

2005 Всего 22 622,8 16 963,9 11 775,8 77,09 -1,64

Из них налоговые 17 464,5 12 583,8 4 880,7

2006 Всего 27 305,2 21 713,2 11 179,2 72,99 -4,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них налоговые 19 929,9 15 080,1 4 849,8

2007 Всего 31 621,7 25 513,1 13 040,5 73,72 0,73

Из них налоговые 23 311,2 17 863,3 5 447,9

• отношение сумм уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в результате аналитической работы налоговых органов к сумме доначисленных платежей по выездным и камеральным проверкам;

• отношение сумм убытков, уменьшенных в целях налогообложения по результатам проверок, к сумме убытков, исчисленных при налогообложении;

• повышение эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства, и т. д. Известно, что налоговые проверки являются основной формой проведения налогового контроля. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть их с позиции эффективности налогового контроля. Выделение налоговой проверки среди многообразия форм налогового контроля как основной обусловлено тем, что именно данная форма позволяет наиболее полно и обстоятельно оценить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение других обязанностей, возложенных законом на налогоплательщика.

Для оценки эффективности контрольной работы налоговых органов необходимо на примере регионального налогового органа (Инспекции) проанализировать результативность налоговых проверок, как основополагающей формы налогового администрирования. По итогам проведенных камеральных и выездных проверок Инспекцией в 2008 г. дополнительно начислено налогов на 20,9 % больше, чем в 2007 г., и на 30,8 % больше, чем в 2006 г., что свидетельствует о повышении результативности контрольной работы.

Основными показателями, характеризующими эффективность налоговых проверок как основного

элемента налогового администрирования, на наш взгляд, являются:

• общее число проверок;

• число проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства;

• суммы дополнительно начисленных по результатам проверок налогов;

• результативность проверок (отношение числа проверок, по которым выявлены нарушения налогового законодательства, к общему числу проверок за определенный период). Рассмотрим указанные показатели. Что касается камеральных проверок, то их число снизилось за последние три года: в 2006 г. было проведено проверок на 43,7 % больше, чем в 2007 г., и на 48,8 % больше по сравнению с 2008 г. Уменьшилось и число камеральных проверок, выявивших нарушения налогового законодательства (с 28,7 % в 2006г. до 22,3 % в 2007г. и 11,7 % в 2008 г.). Несмотря на такое сокращение, доначисления по этим проверкам возросли в 2008 г. на 27,8 % по отношению к 2007 г. и на 44,2 % к 2006 г., что обусловлено повышением качества работы налоговых органов. Результативность камерального контроля с 4,1 % в 2006 г. увеличилась до 7,4 % в 2007 г. и 8,6 % в 2008 г.

Незначительное повышение результатов камеральных проверок, а в некоторых регионах даже их снижение (в Москве в 2006 г. доначислено 30 млрд руб., а в 2007 г. — 19 млрд руб.; в Иркутске доходы от камеральных проверок сократились с 4,4 млрд руб. в 2006 г. до 1,6 млрд руб. в 2007 г. ) обусловлено рядом причин: ограничением списка документов, требуемых инспекторами в период камеральной проверки; ростом числа организаций, проводящих самостоятельную проверку деклараций (по методике налоговых органов) перед отправкой ее в инспек-

цию; увеличением объема бумажной документации и недостаточной компьютеризацией в Инспекции.

Необходимо сделать особый акцент на углубленных камеральных проверках (УКНП) исходя из доли доначислений по таким проверкам в сумме общих доначислений по камеральным проверкам. Увеличение доли углубленных проверок приводит к необходимости повышения их результативности. В анализируемой нами Инспекции число УКНП незначительно сократилось (на 7 % в период с 2006 по 2008 гг.) при одновременном росте доли таких проверок в общем числе проверок с 5,3 % в 2006 г. до 11,5 % в 2007 г. и 13,6 % в 2008 г. (в 2,6 раза). Вместе с тем наблюдался рост доли доначислений по УКНП в сумме доначислений по камеральным проверкам: на 12,6 % в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 19,3 % к 2006 г. Результативность УКНП увеличилась в 2 раза за три года (с 18,1 % в 2006 г. до 36,7 в 2008 г.) Приведенные данные, несомненно, свидетельствуют об эффективности деятельности налоговых органов и необходимости дальнейшего улучшения качества контрольной работы, способствующего увеличению поступлений в бюджет.

На сегодняшний день Федеральная налоговая служба (ФНС) не ставит задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке мероприятий и высоком качестве их проведения, иными словами, на системном налоговом мониторинге. Камеральная проверка — это нечто большее, чем способ выявления арифметических ошибок налоговой отчетности. Основными задачами камеральных проверок в новых условиях являются:

• постоянный мониторинг и системный анализ деятельности и налоговых обязательств налогоплательщика;

• определение групп риска и отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

%

В целях совершенствования налогового администрирования ФНС России на протяжении ряда лет создавала Концепцию планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В Главном научно-вычислительном центре ФНС разработана программа проведения выездной проверки, позволяющая налоговому инспектору наиболее эффективно и в максимально короткие сроки осуществить контрольные мероприятия. Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, применяемые при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, созданы лишь для того, чтобы подать сигнал о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы у инспектора. Данный налогоплательщик автоматически попадает в зону особого внимания налоговых органов. Указанные факты свидетельствуют о том, что механизм проведения выездных проверок стал более прозрачным, понятным и четко регламентированным. Решение о проведении выездной проверки для налогового инспектора должно быть исключительно результатом продуманных, выверенных действий, с определением конкретных зон риска.

С введением политики открытого планирования выездных проверок наблюдаются положительные тенденции налоговых поступлений. Так, если в 2006 г. было представлено 416 тыс. уточненных деклараций на сумму 18 млрд руб., то в 2007 г. представлено 913 тыс. деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств достигла 84 млрд руб. . За 6 месяцев 2008 г. представлено в 2,5 раза больше уточненных деклараций, чем за аналогичный период 2007 г. .

По официальным данным, на протяжении последних лет наблюдается тенденция снижения количества выездных налоговых проверок (рис. 1).

За четыре последних года число выездных проверок сократилось в три раза (2003 г. — 456;

40 30 20 10 0 -10 -20 -30 -40

ЦФО ЮФО С-ЗФО ПФО УФО ДВФО СФО

Ф Выездные проверки —В— Камеральные проверки

Федеральный округ

Рис. 1. Налоговые проверки в Федеральных округах РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная ситуация характерна и для анализируемой нами Инспекции. Число проверок за последние три года снизилось в 5 раз, а доначисления по их результатам возросли почти в 10 раз. Результативность выездных проверок по данной Инспекции — 100 %.

Увеличение эффективности и результативности налоговых проверок одновременно со снижением их числа доказывает не только качество планирования и аналитической работы. При этом подтверждается тот факт, что ФНС России удается обеспечить качество непосредственно контрольных мероприятий. Все это свидетельствует об уровне налогового администрирования в стране.

Однако, несмотря на эффективность контрольной работы налоговых органов в целом, на сегодняшний день существуют проблемы, не позволяющие повысить результативность налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

План проведения выездных налоговых проверок утверждается руководителем налогового органа и является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками. Однако налогоплательщики заранее осведомлены о проверке. В этой связи требуется принять меры, направленные на снижение утечки информации из налоговых органов. Следует также осуществлять налоговый контроль лишь по проблемным налогоплательщикам, выявлять которых необходимо на стадии камеральной проверки. Потребуется отслеживать налогоплательщиков, стабильно нарушающих налоговое законодательство. Для этих целей в конце 2008 года в территориальных налоговых органах создан отдел анализа и планирования.

Инспекторы, занятые в этом отделе, анализируют деятельность налогоплательщиков по 12 известным критериям (и дополнительным 8 основаниям) и включают проблемных в список по выездным проверкам. Пока еще рано судить об эффективности данного отдела. Однако можно с уверенностью сказать, что его образование во многом облегчит работу камеральных инспекторов и позволит акцентировать внимание выездных лишь на грубых нарушителях налогового законодательства, что в итоге приведет к увеличению результативности налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

В настоящее время имеются недостатки в действующей технологии выездных налоговых проверок, основными из которых являются большая трудоемкость и длительность проверки. В целях совершенствования процедуры проведения и оформления результатов проверки необходимо снижение документооборота. Этого можно достичь путем составления по итогам налоговой проверки не справки, как промежуточного документа, а сразу акта. При отсутствии выявленных нарушений достаточно направить налогоплательщику уведомление об отсутствии нарушений в процессе проведенной проверки. Такие меры позволят сократить расходы налоговых органов на осуществление налоговой проверки, а сэкономленные ресурсы направить на проведение большего количества налоговых проверок.

Недостаточный уровень автоматизации характерен сегодня для многих налоговых органов нашей страны. Необходимо повышать эффективность контрольной работы налоговых органов путем использования программных ресурсов системы электронной обработки данных (ЭОД), а также информации из внутренних и внешних источников. Зачастую у инспектора отсутствует возможность получения полной информации о налогоплательщике для выявления причин расхождения данных в подаваемых документах. Кроме того, важно в ближайшее время решить вопросы информационного и правового взаимодействия налоговых структур с другими государственными органами. Несмотря на проведение Программы «Модернизации налоговых органов», направленной, в том числе, и на внедрение новейших информационных технологий в целях облегчения деятельности инспекторов, говорить о конкретных результатах целесообразно будет лишь по завершении ее апробирования во всех регионах.

Наиболее остро стоит вопрос о квалификации современного инспектора. Для работы в камераль-

ных и выездных отделах требуются высококвалифицированные специалисты. Однако в настоящее время наблюдается ситуация, когда в налоговых инспекциях работают «специалисты» без высшего образования и опыта работы в данной сфере. Такое отношение к кадрам, безусловно, негативно отражается на результативности проверок. Следует обратить особое внимание на повышение квалификации работников камеральных и выездных отделов. Кроме того, необходимо повышать юридическую грамотность налоговых инспекторов камеральных и выездных отделов, поскольку незнание норм права приводит к снижению результативности налоговых проверок.

В 2007 г., по данным Высшего арбитражного суда, налоговые органы заплатили госпошлину 1млрд 115 млн руб. . Это огромные затраты, для сокращения которых требуется полностью исключить взыскание штрафов в судебном порядке, если затраты на документацию превышают его величину. То же самое касается и выездных налоговых проверок. Для исключения безрезультативных проверок необходимо заранее проверить, чтобы сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке превышала сумму затрат на ее проведение.

При истребовании документов (информации) (встречной проверке) налоговые органы допускают грубые ошибки, влияющие на результаты контрольной деятельности. К самым распространенным из них относятся:

• непредставление контрагенту копии поручения об истребовании документов;

• наличие на поручении грифа секретности «Для служебного пользования (ДСП)»;

• требование о представлении сведений, если на момент запроса контрагент уже не состоит на учете в данной инспекции;

• нарушение срока составления требования;

• ссылка в поручении об истребовании документов на недействующие приказы;

• истребование не существующих у компании документов;

• запрос сведений и документов, имеющихся в базе данных ИФНС;

• направление поручения в адрес реорганизованного налогового органа.

Это свидетельствует о необходимости повышения качества налогового контроля.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что повышение результативности налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами,

является одним из приоритетных направлений налогового администрирования.

На сегодняшний момент существуют проблемные вопросы, которые выявляются в работе налоговых органов и напрямую влияют на качество контрольных мероприятий. Наиболее выраженными из них, требующими безотлагательного решения, на наш взгляд являются:

1) пробелы в налоговом законодательстве, из-за которых возникают неоднозначные трактовки. Отсутствие стабильности, ясности, а так же противоречивость норм налогового законодательства дают возможность для размышления не только налогоплательщикам, но и праворазъяснительным и правоприменительным органам;

2) пренебрежительное отношение налогоплательщиков к органам исполнительной власти, в особенности к налоговым, в связи с положительной для налогоплательщиков тенденцией по вопросам оспаривания решений налоговых органов в суде;

3) недостаточная квалификация работников налоговых органов (недостаточные знания не только налогового законодательства, но и норм смежных отраслей права, и как следствие, неверная трактовка этих норм; отсутствие навыков корректного общения с налогоплательщиком), которая влечет за собой неправильные расчеты сумм налогов, обязательных к уплате налогоплательщиками. В результате этого бюджет теряет значительные суммы денежных средств;

4) недостаточная численность работников налоговых органов, ведущая к увеличению нагрузки на одного инспектора. Несвоевременная регистрация и ввод данных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, влечет за собой сокращение сроков проведения камеральных проверок, а иногда и вовсе истечение таких сроков. Здесь срабатывает человеческий фактор, который приводит к снижению результативности налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования. Решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода;

5) постоянные изменения в кадровом составе налогового органа, также оказывающие негативное воздействие на эффективность налоговых проверок.

Только благодаря решению указанных вопросов можно достичь улучшения качества проведения камеральных проверок и более эффективного отбора проблемных налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что позитивное развитие основных составляющих

налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и повышение качества налогового администрирования, тесно связано с налоговым контролем. Его цель заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

За более чем семнадцатилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности налоговых органов по осуществлению контроля налогового законодательства. В этот период наблюдался рост числа объектов и субъектов налогообложения, высокая динамика изменений налогового законодательства, создание большого числа нормативно-методических документов, разнообразие организационных структур и постепенное накопление практического опыта налогового контроля. Однако сложившийся к настоящему времени механизм налогового администрирования не позволяет обеспечить значительный рост эффективности контрольной деятельности налоговых органов. Следовательно, необходимо

и дальше продолжать повышать результативность налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баязитова А. Последний регламент. // Учет. Налоги. Право. 2008. № 20. С. 2.

2. Генфан А. Чего ждать от налоговых проверок в ближайшее время. //Учет. Налоги. Право. 2008. № 30. С. 6.

5. Цветков Н. Инспекторы потеряли «доход» от камеральных проверок. //Учет. Налоги. Право. 2008. № 11. С. 1.

6. Шевцова Т. В. Итоги контрольной работы за 2007 год. // Российский налоговый курьер. 2008 год, № 8. С. 13.

Председатель ГНС Сергей Верланов рассказал о становлении обновленной налоговой службы, ее основных задачах и приоритетах на рабочей встрече с литовско-латвийской делегацией.

«Новая налоговая уже работает. Наконец служба демилитаризована. Это позволяет нам строить отношения с налогоплательщиками на принципах партнерства. Наша главная задача — обеспечить добровольную уплату налогов. А для этого необходимо развивать сервисы, чтобы общение с налоговыми органами было максимально комфортным, чтобы, собственно, плательщик забыл дорогу в налоговую», — отметил Сергей Верланов.

Также он отметил, что перезапустят систему аудита: количество проверок существенно сократится, будут проверяться только рисковые плательщики. При определении рисков будет применяться интеллектуальный подход.

Планируется, что новые изменения позволят увеличить процент оплаты по результатам проверки до 40%.

«Мы должны изменить подходы и к судебному обжалованию — идти в суд с железными аргументами. Тогда сможем выполнить наше задание — не менее 70% решений по делам с участием налоговой должны быть в нашу пользу. Высокое качество работы налоговых юристов при уменьшении количества налоговых проверок — это то, к чему мы сейчас идем», — подчеркнул Сергей Верланов

Кроме того, Председатель ГНС проинформировал гостей о принятых законопроектах, которые упрощают ведение бизнеса. В частности, с 1 января 2020 года вводится единый счет для уплаты налогов, внедряется единая отчетность по налогу на доходы физических лиц и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (с 16 отчетов будет только 4 ежеквартальных).

Ожидают подписания Президентом и законы относительно внедрения новейших РРО, которые предоставят возможность внедрения альтернативы классическим регистраторам расчетных операций.

Обратите внимание: в Украине запустили бота-бухгалтера ReporTax для ФЛП, который умеет рассчитывать и платить налоги, а также подавать отчетность в госорганы.

Оставьте комментарий