Результаты проверок росфинмониторинга

Постановка на учет

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей.

«Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2018 год» (подготовлен Росфинмониторингом)

Сообщается, что наиболее часто выявляется несвоевременное скачивание и просмотр перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, непредставление (несвоевременное представление) в Росфинмониторинг результатов проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (по форме ФЭС-3).

Основными причинами допускаемых нарушений являются недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомление с внесенными в них изменениями, несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге.

Сообщается также, что анализ сведений о пересмотре судебными органами решений территориальных органов Росфинмониторинга, принятых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, показал, что доля обжалуемых в 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 2016 — 2017 гг.).

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях является несогласие заявителя с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования — снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение); несогласие заявителя с его отнесением к субъектам Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», несогласие заявителя с квалификацией правонарушения.

При этом около 90% обжалованных постановлений Росфинмониторинга были оставлены в силе полностью или частично.

Об отчетности в ломбарде

(опубликовано на www.smyslovy.ru 22.03.2019)

Авторы:

Смыслов Павел Александрович, консультант по ПОД/ФТ/ФРОМУ и финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук;

Бабешко Виктория Дмитриевна, консультант по вопросам деятельности ломбардов.

В последние годы нагрузка на отчетность в ломбарде существенно выросла. В настоящее время успешная деятельность любого ломбарда связана не только с наличием клиентской базы, удобным месторасположением, но и с правильной и своевременной сдачей отчетности в различные инстанции: Банк России, Росфинмониторинг, налоговую, пенсионный фонд и т.д. Если ломбард сосредоточит свои усилия только на развитии бизнеса, а отчетности уделит недостаточно внимания, его деятельности будут угрожать многочисленные проверки и штрафы, которые смогут выбить из колеи любого, даже самого успешного и уверенного в себе предпринимателя.

В настоящей статье авторы расскажут читателям об основных видах отчетности в ломбарде, сроках ее сдачи и последствия за ее непредоставление в государственные инстанции.

Отчетность в Банк России

Банк России является надзорным для ломбардов органом, который уполномочен на осуществление контрольных и проверочных мероприятий за ломбардной деятельностью. Ломбарды обязаны представлять в Банк России три вида отчета:

— Отчет о деятельности ломбарда;

— Отчет о персональном составе руководящих органов;

— Отчет об операциях с денежными средствами.

Указанием Банка России от 30.12.2015 №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» устанавливаются формы, сроки и порядок составления и представления в надзорный орган документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда.

Отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, и два отчета по итогам года (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года).

При подготовке форм отчетности ломбардов, необходимо руководствоваться следующими правилами: при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года, заполняются только разделы I и III, а при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I — II, IV — V.

К отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений.

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, вместе с сопроводительным письмом представляются в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Банка России.

В случае выявления ломбардом фактов представления в Банк России отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей за любой отчетный период в течение последних 3 лет, исправленная отчетность должна быть направлена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований для внесения исправлений. При формировании электронного документа с исправленной отчетностью отчетность за другие отчетные периоды в него не включается. В случае необходимости внесения исправлений в отчетность, представленную за несколько отчетных периодов, каждая исправленная отчетность направляется в Банк России за каждый отчетный период отдельным электронным документом, к которому прилагается файл, содержащий перечень неверных и (или) неактуальных значений показателей с описанием причин их отражения.

Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос Банка России, в сопроводительном письме к отчетности помимо исходящей даты указывается информация о дате и номере предписания или запроса Банка России.

Электронные документы, содержащие отчетность в Банк России, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда.

Указанием Банка России от 13.01.2017 №4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами» установлены сроки и порядок составления и представления ломбардами в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами.

Ломбарды обязаны ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами в соответствии с приложением 1 к вышеупомянутому нормативному акту.

В целях составления отчетности об операциях с денежными средствами ломбарды осуществляют кодирование операций с денежными средствами, в том числе операций с собственными средствами ломбарда.

Отчет составляется по данным за календарный месяц и представляется в Банк России не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным через личный кабинет на сайте Банка России.

Перечень форм отчетности ломбарда в Банк России

Форма отчетности

Сроки представления

Отчет о деятельности ломбарда

За первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года — не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода.

Годовая (за календарный год дважды — не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года)

Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда

Годовая или на нерегулярной основе (при изменении сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений)

Отчет об операциях с денежными средствами

Ежемесячная (представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным)

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 до 700 000 рублей.

Отчетность в Росфинмониторинг

Росфинмониторинг – является уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Представление в Росфинмониторинг сведений – важнейшая обязанность ломбарда. Нашим читателям крайне важно обеспечить процесс своевременного, корректного и полного представления информации в уполномоченный орган.

Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены порядок и сроки сдачи отчетности ломбардов в финансовую разведку России.

Ломбард должен сформировать в соответствии с установленным порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее — ФЭС), включающего один из следующих видов сведений и информации в следующие сроки:

— об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю;

— об операциях, в отношении которых у работников ломбарда на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операции;

— о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона — сведения направляются ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;

— о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона — ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона, должно направляться ломбардом в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок;

— об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона – информация направляется ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;

— о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции;

— об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми ранее ломбардом были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган – сведения о таком устранении представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

Всю отчетность ломбардов в Росфинмониторинг можно разбить на две группы:

— нерегулярные отчеты, которые направляются ломбардом только в случае наступления событий или фактов, влекущих за собой подачу информации в Росфинмониторинг – таких отчетов большинство;

— регулярные отчеты, которые обязательно направляются ломбардом не реже одного раза в три месяца – это отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, причастных к экстремистской деятельности, терроризму, распространению оружия массового уничтожения. Такой отчет сдается ломбардом с 23 марта 2019 года со следующей периодичностью:

— либо после каждой проведенной проверки по Перечню Росфинмониторинга, если результаты проверки ломбард документирует как проверку клиентов (некоторые Перечни Росфинмониторинга, как правило, обновляются еженедельно);

— либо не реже одного раза в три месяца (например, один раз в два или три месяца), если результаты каждой проведенной проверки по новому Перечню Росфинмониторинга ломбард документирует в виде сверки клиентов.

Отчеты в Росфинмониторинг сдается ломбардами в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Росфинмониторинга.

Меню штрафов за несданные отчеты в Росфинмониторинг для ломбардов весьма разнообразно: например, 50 000 – 100 000 рублей за не сдачу регулярных отчетов о проверке клиентов, 200 000 – 400 000 рублей за не сдачу отчётов об операциях обязательного контроля или о подозрительных сделках.

Отчетность в налоговые органы

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации ломбарды применяют Общую систему налогообложения (пп.7 п.3 ст.346.12 НК РФ устанавливает, что ломбарды в своей деятельности не вправе применять УСН, а также при реализации невостребованного имущества не вправе применять ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ), т.к. реализованное имущество не является собственностью ломбарда, а доход от его реализации поступает в счет погашения обязательств заемщика перед ломбардом).

НДС

Так как деятельность ломбарда основана на выдаче краткосрочных займов гражданам, то начисленные проценты по выданным займам не облагаются НДС (согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), они отражаются в декларации по НДС в седьмом разделе, с кодом вида операции 1010292. Так же ломбард имеет право воспользоваться льготой по НДС, освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в том случае если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает в совокупности два миллиона рублей (ст.145 НК РФ).

Если ломбард оказывает услуги по хранению, консультационные и информационные услуги, они подлежат налогообложению НДС в общем порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения ломбарда, принимаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ они относятся к внереализационным доходам налогоплательщика.

Таким образом, доходы в виде процентов, полученных ломбардом по договору займа, не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщика.

Согласно статье 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начисления, ст.271 НК РФ).

В соответствии с п.6 ст.271 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления, доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

НДФЛ

При реализации невостребованного имущества, у ломбарда не возникает обязанности налогового агента по уплате НДФЛ, так как согласно п. 2 ст. 226 НК РФ ломбарды не являются налоговыми агентами, а поэтому сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц от продажи предметов залога ломбарды не представляют (Письмо Минфина РФ от 14.05.2005 г. №03-05-01-04/133).

Прочие налоги

Налог на имущество, транспортный налог и прочие налоги- ломбард обязан уплачивать и отчитываться по ним в соответствии с возникшими у него обязательствами по данным категориям налогов.

Так же ломбард отчитывается и уплачивает налоги в соответствии с действующим Законодательством в Бюджетные Фонды Российской федерации (ПФР, ФСС, ЦЗН, статистика).

Таким образом, легко увидеть, что фискальная нагрузка на деятельность ломбардов крайне высока. При кажущейся на первой взгляд простоте ведения ломбардного бизнеса, надо учитывать все факторы деятельности ломбарда. Ломбарду крайне важно обеспечить правильное и своевременное заполнение отчетности и ее последующую подачу в надзорные и фискальные органы.

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

А. Таранин

Выпускница Института финансово-экономической безопасности (ИФЭБ) при Московском инженерно-физическом институте Дарья Чуракова одна из первых получила диплом по новой отечественной специальности «финансово-экономическая безопасность» в 2012 г. Сейчас она дописывает кандидатскую диссертацию, которая посвящена анализу данных по финансовому мониторингу, а после защиты планирует работать в одной из банковских или государственных структур. Чуракова уверена, что проблем с трудоустройством у нее не будет: «Работодатели уже не раз обращались с предложениями о работе и ждут меня, и мои однокурсники еще до защиты диплома хорошо представляли, где будут работать».

Специалистов по финансово-экономической безопасности в России готовит только кафедра финансового мониторинга ИФЭБ. Всего ИФЭБ ежегодно выпускает около 100 специалистов по направлениям «Информационно-аналитические системы безопасности», «Экономическая безопасность», «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», «Информационная безопасность». Трудятся они, по данным ИФЭБ, в Росфинмониторинге, ЦБ, Роскомнадзоре, ФСБ, коммерческих банках, страховых, лизинговых и других компаниях.

Отдельного названия у профессии нет, сами же выпускники называют себя «финансовыми разведчиками», рассказывает Чуракова.

Спрос на финансовых разведчиков растет, констатирует старший менеджер отдела кибербезопасности PricewaterhouseCoopers (PwC) Владимир Наймарк. Только за последний год инвестиции российского бизнеса в безопасность выросли, по его оценке, в среднем на 30%. Компаниям нужны специалисты широкого профиля, которые не только специализируются на финансовой безопасности (например, способны предотвратить незаконный вывод денег из компании), но и имеют много сопутствующих знаний, рассказывает Наймарк. Банковские и страховые компании, стремясь сэкономить, уходят в онлайн, а значит, автоматически растут риски кибератак, приводит он пример.

На востребованность таких специалистов повлияло и изменение российского законодательства в области финансового контроля.

Специалисты широкого профиля

Задача финансового разведчика – предотвращать отмывание денег и финансирование терроризма, отслеживать и пресекать нелегальные финансовые потоки, бороться с киберпреступностью и экстремизмом, рассказывает замдиректора ИФЭБ по международной деятельности Елена Писарчик.

В «Яндекс.Деньгах» при помощи IT-системы финансовые разведчики анализируют данные 22 млн пользователей, рассказывает представитель компании Евгения Арнаутова. Это позволяет заранее наметить возможные схемы отмывания денег и проверить информацию о лицах, которые теоретически могут быть связаны с террористами или экстремистами. Перечень организаций и имен людей, занимающихся такой нелегальной деятельностью, сотрудники «Яндекс.Денег» получают в Росфинмониторинге.

Кадры для друзей

50 специалистов для Индии, Китая, Армении и других стран готовит ИФЭБ по заказу от Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, говорит Писарчик

В Qiwi, владеющей одноименной платежной системой, трудятся 10 финансовых разведчиков, рассказывает начальник отдела финансового мониторинга группы Qiwi Максим Белоконь. Они контролируют законность денежных потоков.

Востребованы финансовые разведчики и в инвестиционных компаниях: выпускник с такой специальностью может со временем стать аналитиком инвестиционного департамента, операционным директором или сотрудником юридического отдела, допускает представитель А1.

Опыт важнее диплома

К концу этого учебного года общее количество финансовых разведчиков, которых выпустит ИФЭБ, достигнет 250 человек. Но специалисты такого профиля выпускались, конечно, и прежде, несмотря на отсутствие специального вуза.

Поначалу компании принимали в отделы финансового мониторинга людей разных специальностей. В основном это были юристы, специалисты служб безопасности и внутреннего контроля банков, рассказывает Арнаутова. Тонкостям профессии финансового разведчика они обучались по ходу дела: анализировали финансовые схемы, сравнивали финансовую и юридическую картины происходящего в компаниях, параллельно выстраивая отношения с регулятором.

Чтобы заниматься этой профессией, диплом финансового разведчика иметь не обязательно, а вот опыт работы в банке весьма желателен, замечает директор Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Из четырех финансовых разведчиков, работающих в «Яндекс.Деньгах», только двое с профильным образованием. Остальные пришли в компанию из отделов внутреннего мониторинга российских банков. ЦБ еще в 2004 г. прописал требования к сотрудникам таких отделов: ими могут быть только специалисты с высшим образованием и с опытом работы с банковскими операциями не меньше одного года. Сотрудники отдела финансового мониторинга любого банка должны обязательно получить высшее экономическое или юридическое образование, подтверждает представитель банка «Хоумкредит» Ирэн Шкаровская – таково требование ЦБ.

В Qiwi работают три выпускника ИФЭБ, говорит представитель компании.

Сколько стоит разведчик

Ни одна из опрошенных «Ведомостями» компаний не согласилась раскрыть данные о диапазоне зарплат финансовых разведчиков. Но HR-специалисты высоко оценивают квалификацию таких сотрудников и утверждают, что их навыки предполагают высокий уровень оплаты труда.

Средняя зарплата новоиспеченного специалиста в области финансового мониторинга или финансовой безопасности в Москве – 66 000 руб., говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. У кандидатов с трехлетним опытом работы и более узкой специализацией уровень оплаты труда может достигать 95 000 руб., а у специалиста с опытом работы более шести лет предел – 150 000 руб. Ежемесячный доход руководителя службы финансового мониторинга, по данным HeadHunter, составляет как минимум 180 000 руб.

По словам представителя Qiwi, максимальная зарплата уникального специалиста, занимающегося финансовой разведкой, может достигать и 350 000 руб. в месяц.

В Санкт-Петербурге зарплаты специалистов ниже на 20–25%, а в других регионах – на 40–60%, говорит Игнатова.

В госструктуры за связями

В госсекторе уровень зарплаты ниже, чем в коммерческих компаниях, тем не менее выпускники ИФЭБ готовы работать в госструктурах – Роскомнадзоре, Росфинмониторинге, ФСБ и др. По словам Писарчик, 50 из 100 выпускников ИФЭБ ежегодно трудоустраиваются именно в госсекторе. Около 5% из них учатся по заказу ведомств – например, Росфинмониторинга, рассказывает она. А в 2014 г. вуз начал сотрудничать с подразделением Роскомнадзора – ФГУП «Главный радиочастотный центр» – и отправил на практику 10 студентов, половина из которых осталась работать в Роскомнадзоре, получив диплом. Для финансового разведчика важно разобраться, как работает госсистема, а в коммерческих компаниях ценятся опыт и связи, наработанные в госструктурах, констатирует Савуляк.-

Оставьте комментарий