Россия и двойное гражданство

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили , в 1959 г. — с Перу и Парагваем; в 1968 г. — с Доминиканской республикой; 1960 г. — между Португалией и Бразилией.

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

    1. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев — это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

  1. специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом)понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

— любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

— найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

— любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

— отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

— никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

    1. Право убежища и правовой статус беженцев

Убежище- предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на территории иностранного государства, религиозным — на территории храма (исторически).

Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

Беженец — это лицо, которое: — находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; — в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; — имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования — по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временнойзащиты в РБ» 2008 г.

В Республике Беларусь дополнительная защитапредоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

Временная защитапредоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).

В данной статье мы ответим на вопрос, чем с точки зрения международного права второе гражданство отличается от двойного, а также осветим некоторые аспекты этой темы применительно к двойному гражданству в Российской Федерации в 2020 году.
В России не запрещено иметь двойное гражданство, что закреплено в Статье 62 Конституции РФ:
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Понятие двойное гражданство является частным случаем множественного гражданства. В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (или подданства – если страну возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств. В настоящее время вопрос двойного гражданства у Российской Федерации полностью легализован только с Таджикистаном; есть соответствующий двусторонний договор. Ранее был еще договор с Туркменией, но он прекратил свое действие в мае 2015 года. Что касается всех остальных стран мира, то россияне, имеющие два или несколько гражданств, не рассматриваются российскими властями на своей территории как «двойные граждане». Их второй паспорт означает не двойное, а два гражданства. В юриспруденции это называется «правовым вакуумом».
Как было отмечено выше, примером «легализации» двойного гражданства на межгосударственном уровне могут служить Договор России с Таджикистаном об урегулировании вопросов гражданства. Договор определяют, в частности, что каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести гражданство другой Стороны, не утрачивая предыдущего. В отношении прав и обязанностей «двойных» граждан, их социального обеспечения и военной службы Договор определяет, что данные вопросы относятся к компетенции той Стороны, на территории которой такие лица постоянно проживают. При этом лица, прошедшие военную службу в одной из Сторон, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне. «Двойные» граждане пользуются защитой и покровительством каждой из Сторон. Наличие у граждан паспортов двух государств дает им преимущества для безвизовых поездок из одного государства в другое.

Двойное гражданство в современном мире и возможные ограничения на пути к нему:

  • Отказ от прежнего гражданства как условие приобретения нового гражданства. Во многих странах при получении гражданства обязателен отказ от предыдущего (или всех предыдущих) гражданств. Такие нормы имеют законодательство Германии (за исключением заявителей из стран ЕС и Швейцарии), Дании, Словакии, Сингапура, Японии и многих других государств;
  • прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства (например, Германия, Казахстан, Китай);
  • не предоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.
  • Законодательство России запрещает иметь двойное гражданство высшим должностным лицам государства (Президент, министры), депутатам, работникам ФСБ и других силовых структур, судьям и некоторым другим спец. субъектам

Причины двойного гражданства
Существуют и объективные обстоятельства, которые способствуют возникновению лиц с двумя гражданствами. Прежде всего, это миграционные процессы (люди едут туда, где жить экономически выгоднее и проще). Более того, многие страны (Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США) имеют программы целенаправленного привлечения мигрантов на свою территорию. Как правило, стараются привлечь профессионалов, бизнесменов, инвесторов. И отсюда терпимое отношение к лицам с двумя гражданствами и двумя легальными паспортами. Израиль, Германия, Греция и ряд других стран пошли немного по другому пути, а именно: смягчили условия предоставления гражданства по этническим признакам. Исходя из вышеизложенного, резюмируем: источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств.

Правовой вакуум
Почему в России сложилась ситуация «правового вакуума» в таком важном вопросе, как двойное гражданство? Законно ли иметь второй паспорт? Как мы с Вами понимаем, каждое государство заинтересовано в налогоплательщиках, а также в людях, которые будут нести службу в армии. Поэтому многие страны не поощряют двойного гражданства. При этом есть ряд стран, в которых двойное гражданства запрещено (например, Япония, Китай, Индия, Дания). Тем не менее, правовой вакуум – это не законодательный запрет иметь два гражданства, это всего лишь отсутствие регулирования. Поэтому граждане России могут совершенно законно получить второе гражданство и пользоваться двумя полностью легальными паспортами.
Второй паспорт в России
Сегодня десятки если не сотни тысяч россиян являются одновременно гражданами других стран и помимо российского загранпаспорта имеют второй паспорт другого государства. С одной стороны, паспорт далекой экзотической страны на ваше имя — это возможность уехать именно тогда, когда это потребуется. При этом во многих случаях не обязательно уезжать в страну, гражданином которой являешься. Например, имея паспорт государства, входящего в ЕС, можно проживать и работать в любой из 28 стран Евросоюза. Имея паспорт любой из стран КАРИКОМ, можно жить на любом из Карибских островов, входящих в этот союз. С другой стороны, при наличии гражданства двух стран иногда есть возможность выбрать, в вооруженных силах какого государства служить и служить ли вообще (можно ведь в это время находиться в третьей стране). Тем не мене, предъявлять в российском военкомате второй паспорт бесполезно: если вы получили повестку, то предстоит служить по российским законам. Второе паспорт иностранной державы в вашем статусе на территории РФ ничего не меняет.
Уведомление о двойном гражданстве
28 мая 2014 года в законопроект «О гражданстве в РФ» внесены поправки, по которым любой гражданин России будет обязан уведомить органы ФМС письменно в течение 60 дней о факте получения гражданства другой страны. В качестве наказание за не информирование будет возникать уголовная ответственность (штраф 200,000 рублей или 400 часов обязательных работ). За несвоевременное информирование будет возникать административная ответственность и штраф от 500 до 1,000 рублей.
В качестве заключения
Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Надеемся, данная публикация поможет Вам понять, откуда берется двойное гражданство и чем оно отличается от второго гражданства. Мы также надеемся, что развеяли нелепые слухи о том, что россиянам или украинцам незаконно иметь два гражданства. Правовой вакуум – это не законодательный запрет иметь два гражданства, это всего лишь отсутствие регулирования. Поэтому граждане России могут совершенно законно получить второе гражданство и пользоваться двумя полностью легальными паспортами.
Двойное гражданство – вопросы и ответы:
Вопрос: У меня есть вопрос по поводу двойного гражданства. Я родился в Киргизии, то есть гражданство при рождении Киргизстан, прожил 11 лет в Бельгии и получил бельгийское подданство. Тут родилась дочь, которая имеет также бельгийское и киргизское гражданство. Жена имеет только вид на жительство в Бельгии и также гражданство Киргизии. В чём суть вопроса: мы все скоро едем в Россию т.к. жена и дочь получили гражданство России, то есть они там прописались у родственников и подали на гражданство. Киргизское гражданство нам без надобности. Как нам с дочерью правильно заехать в Россию? Нужно ли ставить визы в российском посольстве, и на каком основании? Либо мы при пересечении границы можем использовать наши киргизские паспорта, короче вопрос в том, как правильно все сделать, чтобы сохранить оба приобретённых гражданства. Нужно ли сначала выходить из киргизского гражданства, чтобы получить российское? И как реально нам пересекать границу Евросоюз-Россия, используя наши паспорта?
Ответ: Если с паспортом Киргизии Россию посещают без визы, то виза Вам не нужна. Покупаете билет в Россию и летите. Для оформления гражданства России отказываться от предыдущих паспортов не требуется; в 2020 году были поправки к закону на эту тему.
Вопрос: Моя подруга вышла замуж и живет в Германии с 1975 года. Последние 10 лет имеет немецкое гражданство, т.е. при оформлении немецкого от российского она отказалась. Может ли она получить от России двойное гражданство?
Ответ: К сожалению, не сможет. С российской стороны препятствий нет, но гражданин Германии не может оформить гражданство иного государства без отказа от немецкого (кроме граждан ЕС, Швейцарии и редких случаев получения гражданства в автоматическом режиме, то есть когда к оформлению иностранного гражданин Германии не прикладывает усилий и волеизъявления).
Вопрос: Интересует получение гражданства КНР. Как гражданке РФ, проживающей в Китае, получить второе гражданство в КНР? Подводные камни этого процесса?
Ответ: Наша компания гражданством Китая не занимается. Но как следует из законодательства, если Вы будете оформлять китайское гражданство, то Вам придется от российского. В Китае двойное гражданство не только не признается, но и запрещено.
Вопрос: Меня интересует вопрос службы в армии при двойном гражданстве. Мой сын получил российское гражданство в 1997 году в возрасте 12 лет. В 16 лет получил второе азербайджанское (российский паспорт он не получил), так как мы в то время жили в Азербайджане. Он там отслужил в армии и получил военный билет. Сейчас он хочет вернуться в Россию и получить паспорт. Сейчас с Азербайджаном нет двойного гражданства и как написано в законе «обладатели двух или даже нескольких гражданств не рассматриваются российскими властями на своей территории как «двойные граждане»». Это значит, что, вернувшись в Россию, он обязан будет отслужить в российской армии?
Ответ: Да, если он в призывном возрасте и является гражданином РФ, то при переезде в РФ он должен будет по месту регистрации встать на учет в военкомат. После чего он может быть призван в армию. Служба в Азербайджане в зачет не пойдет.
Двойное гражданство на государственной службе
Вопрос: Будучи гражданкой Республики Таджикистан, я приобрела по мужу гражданство Российской Федерации. В связи с действием Договора о двойном гражданстве между двумя государствами от 07.09.1995г при приобретении российского отказа от гражданства Таджикистана не требовалось. Трудоустроилась в федеральный государственный орган по замещению вакансии государственной гражданской службы. Кадровая служба полагает необходимость отказа от гражданства Таджикистана для продолжения службы. Так ли это?
Ответ: Двойное гражданство не может иметь Президент, премьер-министр, руководители и высшие должностные лица в силовых структурах (ФСБ, Прокуратура, Милиция), а также депутаты Государственной Думы. На государственную гражданскую службу принимаются все граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие языком РФ и соответствующей квалификацией. Количество гражданств, которым обладает человек, значения не имеет.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, какими аргументами я могу пользоваться при разрешении данной ситуации, в случае если работодатель будет настаивать на отказе от гражданства Таджикистана. Для уточнения добавлю, что работаю главным специалистом-экспертом в федеральном министерстве (Минтранс). Я была принята на должность на конкурсной основе. Есть ли какие-либо комментарии к законодательству о государственной гражданской службе по моему вопросу?
Ответ: По идее, ваша служба – гражданская, а требования Вашего работодателя – незаконны. Рекомендуем поинтересоваться у него, какой именно закон или подзаконный акт указывает на то, что Вам нужно отказаться от гражданства.
Статья отредактирована 22.09.2020

В России вступил в силу федеральный закон (ФЗ), который упрощает условия получения гражданства для иностранцев и лиц без гражданства, которые проживали и проживают в странах бывшего СССР.

Документ исключает требование отказываться от имеющегося гражданства и сокращает сроки нахождения в РФ для получения нового статуса. Владимир Путин подписал соответствующий ФЗ в апреле 2020 года.

В соответствии с законом, чтобы получить гражданство России, больше не потребуется справка об отказе от имеющегося гражданства. Таким образом, российское законодательство позволит иметь одновременно и гражданство РФ, и гражданство Латвии.

Брод: принятие поправок позволит России сильнее защищать сограждан

Ранее российское законодательство обязывало для получения статуса гражданина РФ обратиться в полномочный орган иностранного государства и предоставить заявление об отказе от имеющегося у него иного гражданства.

Согласно новому закону, отменяется требование о трехлетнем сроке нахождения в России и подтверждении наличия законного источника средств к существованию для совершеннолетних лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, которые проживали и проживают в странах бывшего СССР, но не получили гражданство этих государств.

Норма также распространяется на иностранцев, которые состоят в браке с живущим в России россиянином и имеют в этом браке общих детей, а также иностранцев, если один из родителей живет в России и является гражданином этой страны.

При этом гражданам Молдавии, Украины, Белоруссии и Казахстана теперь можно подать заявление на получение российского гражданства без соблюдения срока проживания в России при наличии действительного вида на жительство.

Для тех, кто окончил российские вузы, срок трудовой деятельности в РФ для получения гражданства сокращается с трех лет до одного года.

О негражданах не забыли. Литва и Эстония помогут туристам из Латвии

Несмотря на это, по латвийским законам двойное гражданство с Россией будет по-прежнему запрещено.

Согласно части 2 статьи 23 закона «О гражданстве», гражданин Латвии, который получил гражданство России, должен подать заявление об отказе от гражданства Латвии за тридцать дней. Чтобы продолжать жить в Латвии, он может запросить вид на жительство.

Если УДГМ получит информацию о том, что человек не отказался от гражданства Латвии, как положено по закону, и это подтвердится по итогу проверки, миграционное управление лишит человека латвийского гражданства. При этом неважно, каким способом и как давно человек получил гражданство республики – был ли он гражданином с рождения или натурализовался.

Могут быть исключения

Желающие тайком сохранить два гражданства рискуют потерять гражданство Латвии. Об этом предупреждал ранее председатель комиссии Сейма по гражданству и миграции Андрей Юдин («Новое Единство»). Это связано с тем, что у Латвии нет автоматического двойного гражданства с Россией.

Однако, по словам Юдина, в исключительных случаях, если кто-то действительно хочет сохранить гражданство ЛР, перейдя в российское гражданство, он может просить рассмотреть этот вопрос правительство Латвии. Он добавил, что если кто-то незаконно сохранил два гражданства и при этом потерял латвийское, решение можно будет оспорить в суде.

Напомним, в последние годы растет число лиц, лишенных гражданства в Латвии в принудительном порядке. Так, в 2014 таких случаев было 28, в 2017 уже 207. Это связано в основном с тем, что граждане Латвии, у которых двойное гражданство появилось до совершеннолетия должны были по достижении 25 лет сделать выбор в польщу одного из гражданств. Те, кто не выполнил это условие, принудительно лишались гражданства Латвии.

Как в Латвии накажут желающих схитрить с гражданством России

С какими странами в Латвии разрешено иметь двойное гражданство

Согласно информации на сайте Управления по делам гражданства и миграции Латвии, гражданство Латвии сохраняется для лиц, которые приобрели:

  • гражданство другой страны-участницы ЕС или Европейской ассоциации свободной торговли;
  • гражданство другой страны-участницы НАТО;
  • гражданство Австралийского Союза, Бразильской Федеративной Республики или Новой Зеландии;
  • гражданство такой страны, с которой Латвия заключила договор о признании двойного гражданства. На данный момент ни один договор не заключен;
  • гражданство ранее не упомянутой страны, если в связи с важными государственными интересами будет получено разрешение Кабинета министров на сохранение двойного гражданства;
  • гражданство ранее не упомянутой страны, если оно приобретено автоматически при заключении брака или усыновлении.

При этом детям до 18 лет двойное гражданство допустимо с любой страной.

Те, кто привык свободно перемещаться по миру, у кого есть возможность и желание не привязываться к одному месту жительства, часто задумываются о том, чтобы иметь множественное гражданство (или подданство в случае монархии), а с ним и второй паспорт другого государства.

Плюсы и минусы множественного статуса

Разберемся, что дает двойное гражданство. Во-первых, статус гражданина разных государств упрощает, а то и вовсе отменяет процесс получения виз, облегчает переезд в случае террористической угрозы, гражданской войны, нестабильной политической ситуации в одной из стран проживания и т. д. Во-вторых, альтернативный статус может заинтересовать владельцев бизнеса по причине оптимизации налогообложения. Обязанность уплаты налогов сохраняется в любом случае, но процесс становится более вариативным и привлекательным для гражданина.

Однако имеется и оборотная сторона медали:

  1. В отсутствие международных соглашений могут возникнуть проблемы с налогообложением доходов, получаемых лицом в разных странах.
  2. Многие государства требуют прохождения воинской службы на своей территории, невзирая на гражданскую принадлежность еще к одному государству. Может возникнуть ситуация, когда служить в армии придется дважды.
  3. Возможны проблемы с привычным для мусульман-бипатридов многоженством в странах, где придерживаются традиций моногамии. Усложнятся вопросы наследования, правового статуса и т. д.
  4. Ни одно государство не выступит на дипломатическую защиту своего гражданина против другого государства, гражданином которого он также является.

Можно ли иметь двойное гражданство в России

Сразу следует оговориться, что статус второго и двойного гражданства — это не одно и то же. На вопрос, можно ли иметь двойное гражданство в России, отвечает статья 62 Конституции РФ. Можно быть гражданином скольких угодно стран, при этом не забывая исполнять свои гражданские обязанности.

Двойной гражданский статус присваивается гражданину двух и более стран при условии, что между ними заключены международные соглашения о его правовом состоянии и решении споров, связанных с этим состоянием. Таким образом, человек имеет права и выполняет обязанности гражданина страны, в которой он в данный момент находится, и освобождается от обязанностей в другой. На сегодняшний день существует одно государство, с кем у России заключено международное соглашение о правовом статусе лиц с двойным гражданством, — это Таджикистан. Ранее договор о двойном гражданстве существовал и в отношении граждан Туркменистана, но в 2017 году действие соглашения было отменено в одностороннем порядке.

При этом независимо от того,есть ли двойное гражданство у гражданина в России или только российское, он рассматривается государством как гражданин РФ (ФЗ № 62, статья 6).

Ограничения при получении второго паспорта

Ситуация с осторожным отношением к множественному гражданскому статусу имеет внутренние и внешние причины.

К внутренним причинам можно отнести то обстоятельство, что каждое государство заинтересовано в налогоплательщиках и национальной армии.

Внешние причины кроются в миграционных процессах. Люди уезжают из мест с высокой социальной и экономической напряженностью туда, где жить безопаснее и проще. Часто это вызывает негативные реакции не только со стороны государства, но и со стороны местных жителей страны пребывания.

Советуем тщательно изучить миграционное законодательство страны, в которую планируется переезд, так как получить второй паспорт некоторых государств, в том числе России, можно только в обмен на имеющийся. Таких стран насчитывается более полусотни, и список постоянно меняется. Например, Дания в 2015 году разрешила иностранцам становиться гражданами, не отказываясь от родного гражданства, но при этом ужесточила процедуру натурализации.

Во многих странах это требование имеет оговорки, связанные с правом рождения. По достижении определенного возраста дети с двойным статусом должны выбирать, гражданами какого государства они хотят стать.

В некоторых государствах запрет имеет формальный характер: двойной статус не приветствуется, но и к уголовному преследованию не приводит.

Ограничения на получение двойного статуса

Может ли гражданин России иметь двойное гражданство? В России альтернативный гражданский статус запрещено иметь только некоторым категориям граждан:

  • находящимся на государственной службе, в том числе президенту страны. На рассмотрении находится проект закона, предусматривающий такие же ограничения для членов семей государственных служащих;
  • сотрудникам СМИ, учредителям и владельцам более 20 % акций.

Как получить двойное гражданство

Вопрос,как получить двойное гражданство, в каждом государстве зависит от внутреннего законодательства.

В общем случае процесс занимает около десяти лет, так как получить второе гражданство можно только пройдя несколько этапов:

  • открыть въездную визу;
  • получить вид на жительство;
  • быть полностью благонадежным, то есть не иметь проблем с законом;
  • иметь легальный источник дохода;
  • исправно платить предписанные законом налоги;
  • располагать съемным или собственным жильем;
  • знать государственный язык, законы, историю и культурные традиции страны проживания;
  • постоянно пребывать на территории страны на законном основании;
  • сдать экзамен на натурализацию.

Если все эти условия выполнены, можно претендовать на получение статуса гражданина.

Представленная выше схема справедлива только в самом общем случае —при натурализации. Экономическая эмиграция, брак с гражданином другой страны, воссоединение семей, эмиграция по корням предполагают совершенно иной порядок получения гражданства и сроки рассмотрения заявки.

Как получить второе гражданство россиянину

Для этого существует много легальных способов, но нет ни одного простого и недорогого.

В мире насчитывается 195 государств, и больше половины из них предоставляют возможность получения второго гражданского статуса. Так что вопрос,где можно получить второе гражданство, для россиян стоит не на первом месте.

Популярны варианты эмиграции по этническим корням и воссоединению с семьей, но это скорее частные случаи.

Многие высокоразвитые государства имеют программы по привлечению мигрантов. Как правило, требуются квалифицированные рабочие, специалисты в сфере высоких технологий, врачи. В любом случае нужно доказать свою пользу для экономики выбранной страны, набрать нужное количество баллов в зависимости от образования, опыта, возраста, знания языка, специальности, и можно начинать процесс эмиграции.

Получение двойного статуса через инвестиции

Еще один вариант,как сделать двойное гражданство, — это инвестиционные программы. Таким образом цель достигается быстрее, но это довольно затратный способ. Суть его состоит во вложении в экономику выбранной страны определенной суммы. Этот способ не стоит рассматривать как возможность сэкономить на визах. Он скорее позволяет путешествовать, не отвлекаясь на бумажную волокиту и политическую ситуацию. В большинстве случаев инвестиционные программы распространяются на всех членов семьи.

Дешевле всего стать гражданином стран КАРИКОМ (Карибского сообщества), например в республике Доминика стоимость получения гражданства путем инвестирования начинается от 100 000$.

Если вас интересует,как получить россиянину второе гражданство в странах Евросоюза, то придется вложить в их экономику 1–2 млн. долларов. Распространены и пограничные варианты, связанные с покупкой недвижимости и планомерным прохождением пути постепенной натурализации и легализации.

Как правильно оформить статус гражданина другого государства

О наличии статуса гражданина другой страны россияне должны уведомлять Управление по вопросам миграции МВД России в течение 60 дней. Это можно сделать по месту регистрации или пребывания. Тем, кто длительно проживает за рубежом, подать сведения нужно в течение 30 дней после пересечения границы.

Граждане, постоянно проживающие за рубежом и не имеющие постоянного места жительства в России, подавать сведения не должны.Документы подают сами граждане или их законные представители.Процедура носит статистический характер, дополнительных налогов, сборов, начислений для обладателей двойного статуса законодательством не предусмотрено.За сокрытие сведений предусмотрена административная или уголовная ответственность. Штраф может составлять до 200 тыс.руб. или быть заменен на 400 часов исправительных работ.

Особенности законодательства популярных для иммиграции стран

Канада предоставляет один из сильнейших документов для безвизовых поездок, дающий право на въезд в 164 страны. Для получения статуса гражданина Канады требуется не менее трех лет подряд находиться на территории государства. Допускается владение документами двух государств. Подходит для тех, кто думает,как оформить двойное гражданствои мечтает жить в Канаде.

США — один из популярных и привлекательных вариантов для иммиграции, имеет строгое налоговое законодательство. Оно, в частности, гласит, что налоги необходимо платить со всех источников дохода, где бы в мире они не находились. Более того, при отказе от статуса гражданина США это положение сохраняется еще в течение 5 лет.

Болгария — самая привлекательная из доступных стран для переезда. В последнее время программа иммиграции в эту страну набрала популярность среди пенсионеров. Между Россией и Болгарией существует положение о переводе пенсии. Статус постоянного жителя можно получить через пять лет.

Кипр может обеспечить вторым гражданским статусом в срок от 6 до 8 месяцев за сумму инвестиций в 2 млн долларов. Несмотря на внушительную сумму, мягкий налоговый климат делает эту страну весьма привлекательной для иммиграции. Режимы переезда по натурализации или браку с гражданином Кипра, разумеется, также есть, но занимают намного больше времени.

Мальта имеет приблизительно похожие условия с Кипром. Может различаться распределение платежей: на Мальте, кроме пожертвований, необходимо приобрести недвижимость, и срок рассмотрения документов — примерно 12–14 месяцев. Статус гражданина дает возможность жить и работать в странах Европейского Сообщества и Великобритании.

В Испании статус гражданина для россиян предоставляется в обмен на отказ от российского документа, в стране требуется прожить не менее 10 лет. Схемы легализации по оседлости для нелегальных мигрантов утрачивают популярность из-за ужесточения миграционного законодательства.

Сент-Китс и Невис — страна Карибского сообщества, первая применившая модель экономической иммиграции. По этому образцу строятся инвестиционные программы прочих стран КАРИКОМ. С документами этого государства можно посещать 133 страны, в том числе Шенгенской зоны, Великобританию, Ирландию.

После ураганов 2017 года стоимость экономических миграционных программ в странах КАРИКОМ была снижена почти вдвое, чтобы привлечь инвестиции на восстановление. Это повлекло за собой отзыв безвизовых соглашений от некоторых государств первого мира.

Власти Германии категорически не приветствуют наличие у своих граждан какого-либо другого статуса, кроме титульного. Исключения из этого правила немногочисленны и экзотичны. Тем не менее германские документы в части безвизовых поездок уступают только удостоверениям, выданным гражданам Арабских Эмиратов, и обеспечивают въезд в 166 стран.

Украина оформляет гражданину статус своей страны только взамен на отказ от российского. Несовершенство законодательства позволяет в некоторых случаях стать обладателем документов обеих стран.

Белоруссия категорически не приемлет у граждан наличие двух и более статусов.

Для собственного спокойствия, сохранения репутации, защиты от финансовых рисков настоятельно не рекомендуем пользоваться «серыми» схемами эмиграции. Очень часто на этапе замены документов по истечении срока действия проявляются огрехи легализации. В этом случае можно лишиться гражданского статуса страны, восстановить который непросто.

5. Двойное гражданство и безгражданство

5.1. Двойное гражданство

Гражданин, имеющий гражданство двух или нескольких независимых друг от друга государств является обладателем двойного или множественного гражданства.

Заключение 23 декабря 1993 г. Соглашения между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства было первой попыткой признания двойного гражданства и решения связанных с этим вопросов, которые касались защиты интересов лиц, имеющих двойное гражданство.

В Соглашении указывается, что, стремясь к справедливому и гуманному урегулированию вопросов, связанных с двойным гражданством, каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны. Приобретение гражданами одной стороны гражданства другой стороны осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством той стороны, гражданство которой приобретается. Граждане одной стороны, которые до вступления в силу Соглашения получили по их просьбе гражданство другой стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих сторон.

В соответствии с Соглашением дети, каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбирать им гражданство одной из сторон путем отказа от гражданства другой стороны, подав совместное письменное заявление.

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем. Если оба родителя приобретают гражданство обеих сторон или у них прекращается гражданство обеих сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста. Если у обоих родителей прекращается гражданство одной стороны и сохраняется гражданство другой стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей до 18 лет. Если у одного из родителей, состоящего в гражданстве обеих сторон, прекращается гражданство одной из сторон, то гражданство этой стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет происходит только с их письменного согласия. По достижении 18-летнего возраста лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, может сохранить оба гражданства либо выбрать гражданство одной из сторон путем отказа от гражданства другой стороны, подав письменное заявление об отказе от гражданства в течение одного года по достижении им 18 лет.

Соглашением предусмотрено, что приведенные положения распространяются и на детей, один из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, а другой был лицом без гражданства либо неизвестен, а также на усыновленных детей, приобретающих гражданство обеих сторон или утрачивающих это гражданство с момента усыновления.

Прекращение гражданства каждой из сторон у лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, осуществляется в соответствии с законодательством стороны, гражданство которой прекращается.

В Соглашении устанавливается, что лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает.

Социальное обеспечение лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, производится в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями между сторонами.

Лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой стороне.

Лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляется стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо, по их просьбе, другой стороной, гражданство которой они тоже имеют.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции, наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако если обратиться к ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003, то становится очевидным, что наличие двойного гражданства существенно отражается на правовом статусе его обладателей. Так, лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «Секретно», а «незаконные» бипатриды вообще лишены такого права. Согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, в том числе являются:

а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей;

б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Очевидно, что по этим основаниям ни одно лицо, имеющее двойное гражданство, не может, да и не должно быть уравнено в правах с лицами, имеющими только российское гражданство.

Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет двойное гражданство. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина Российской Федерации иного гражданства в соответствии с международным договором РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в указанной статье и в соответствующих международных договорах.

Отношение России к наличию у своих граждан иного гражданства, приобретенного ими в силу не зависящих от них причин (например, по рождению за пределами России, при вступлении в брак с иностранным гражданином) либо по собственному волеизъявлению, при отсутствии соответствующего международного договора, закреплено в ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве 2002 г. В таких случаях Российская Федерация не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина Российской Федерации. «Гражданин Российской Федерации, – указывается в ст. 6, – имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона о гражданстве 2002 г. приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

Иначе решается в Законе вопрос о приобретении гражданства Российской Федерации иностранцами. Они вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если они обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин (п. «г» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 2002 г.).

Таким образом, Закон о гражданстве 2002 г. в этой части возвращается к формулировке, содержащейся в первоначальном варианте ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве 1991 г., которая устанавливала, что приобретение гражданства РСФСР иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставьте комментарий