Россия в международной торговле услугами

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования представил новый выпуск «Сюжетов внешней торговли», в котором любопытен раздел о торговле услугами. Здесь все в порядке: российские туристы чаще ездят за рубеж, чем иностранные — к нам. Транспортные услуги обеспечивают стабильную транспортировку туристов. Российские математики усердно работают над расчетами инновационных продуктов для иностранных компьютерных гигантов, повышая долю продаж этого важного вида услуг. Хотя, отмечают авторы исследования, есть еще потенциал для роста.

Основные торговые партнеры России по поставкам нам и получению от нас услуг расположены в Европе (7 из 10 крупнейших партнеров — Германия, Франция и ряд других), Азии (Китай и Турция) и Северной Америке (США). США и Швейцария являются основными рынками сбыта услуг для России (первые две позиции), что контрастирует с их ролью в торговле товарами (10 и 19 место, соответственно). Турция выступает как несомненный лидер среди стран — поставщиков услуг в Россию (1-е место), однако в качестве рынка сбыта услуг она не играет ключевой роли (12-е место).

Из всех услуг важнейшая для нас — поездки

Авторы исследования отмечают, что по наиболее заметному в обороте российской внешней торговли виду услуг — поездкам — страна испытывает дефицит торговли по всем ключевым географическим направлениям, включая Китай и Республику Беларусь. Такая ситуация — следствие существенного недоиспользования туристического потенциала России.

Интересно, что большой дефицит внешней торговли услугами отмечается только по личным поездкам (за счет Турции, Испании, Таиланда и других популярных туристических направлений), а вот в части деловых поездок фиксируется профицит. Основными странами, поддерживающими российский экспорт поездок, в настоящее время выступают Казахстан и Украина.

По транспорту мы в профиците

Транспортные услуги — одна из немногих категорий услуг, по которым Россия имеет профицит торговли в целом и с большинством ключевых стран-партнеров (кроме Беларуси и Казахстана).

Наибольшие объемы транспортных услуг Россия экспортирует в Швейцарию и Китай, а импортирует — из Беларуси и Казахстана (при этом исследователи отмечают, что почти 60% импорта и более 30% экспорта остаются не расшифрованными по географическим направлениям). Услуги морского транспорта экспортируются в Швейцарию и Кипр, услуги воздушного транспорта — в Китай и Великобританию. В части прочих транспортных услуг чистый экспорт распределен по странам-партнерам более равномерно, а вот чистый импорт концентрирован прежде всего на странах — участницах ЕАЭС — Казахстане и Беларуси. Экспорт почтовых и курьерских услуг формируется почтовой доставкой импортных товаров из Китая.

По деловым услугам Россия с большинством торговых партнеров имеет либо дефицит торговли, либо примерный паритет экспорта и импорта. Данный вид услуг разнороден и включает в себя следующие подвиды:

  • услуги в области научных исследований и разработок — экспорт в Нидерланды, США, Швейцарию;

  • юридические услуги — импорт из Великобритании и США;

  • услуги в сфере аудита, бухучета и налогообложения — экспорт в Швейцарию;

  • консультационные услуги и услуги по связям с общественностью — импорт из Нидерландов;

  • реклама, маркетинг, изучение общественного мнения — импорт из Ирландии;

  • услуги в области архитектуры, инженерии и техники — импорт из Франции;

  • услуги в области переработки отходов, очистки окружающей среды, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых — импорт из Панамы (услуги на нефтяных и газовых месторождениях);

  • операционный лизинг — импорт из Ирландии и Кипра;

  • прочие деловые услуги — экспорт в Нидерланды и Кипр.

Цифровизация задает тон

Экспорт и импорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в целом сопоставимы по стоимостным объемам, сообщают авторы работы. При этом особенно интересен положительный чистый экспорт в торговле с США, который формируется главным образом за счет компьютерных услуг, а вот по информационным услугам, напротив, Россия имеет существенный торговый дефицит с США.

Большой объем импорта телекоммуникационных услуг связан в основном с активным присутствием российских мобильных операторов в Беларуси, Киргизии, Таджикистане и ряде других стран СНГ, из-за чего Россия оплачивает услуги по эксплуатации линий связи и сетей передачи звука (доходы российских операторов, получаемые от реализации собственно услуг связи на территории этих государств, не входят в экспорт телекоммуникационных услуг, а фиксируются по другим статьям). Практически полное отсутствие экспорта информационных услуг объясняется лидирующими позициями на мировом рынке информационных агентств и провайдеров баз данных из США и Западной Европы.

В части компьютерных услуг экспорт превышает импорт, но при этом является очень концентрированным — почти треть экспорта направляется в США. Продуктовая линейка российского программного обеспечения разнообразна: системы информационной безопасности, офисные приложения, системы управления на предприятиях, мобильные приложения и т.п.; при этом доля зарубежных продаж в общем обороте многих компаний превышает половину.

На строительном фронте без перемен

Внешняя торговля строительными услугами проходит в основном по статье «строительство в России», причем наибольшее отрицательное сальдо торговли по этому подвиду услуг зафиксировано с Турцией и Китаем, а наибольшее положительное — с Францией (сюда отнесены также товары и услуги, приобретенные строительными предприятиями из Франции на территории России у резидентов). Отечественные предприятия оказывают строительные услуги за рубежом в таких странах, как Беларусь, Румыния, Сирия.

Растут закупки интеллектуальной собственности

Российский импорт услуг по статье «Плата за пользование интеллектуальной собственностью» почти в 10 раз превышает экспорт — наибольший разрыв между экспортом и импортом среди всех видов услуг. В тройке крупнейших стран-экспортеров этих услуг в Россию — США, Швейцария и Ирландия, а значимым чистым импортером выступает лишь Казахстан (в Великобританию, Кипр и США экспортируется больший объем данных услуг, чем в Казахстан, однако при этом импорт оказывается еще выше). Страховые услуги экспортируются в очень узкий спектр стран — прежде всего, на Кубу и в Беларусь. В российском импорте страховых услуг однозначно доминирует Великобритания — лидер мирового рынка. В части финансовых услуг Россия выступает нетто-экспортером в ограниченном ряде случаев — главным образом в торговле с Кипром, Великобританией, Беларусью и Южной Кореей. Объемы экспорта в этих случаях достаточно существенны, однако импорт все же превышает экспорт и, кроме того, гораздо равномернее распределен по странам-поставщикам (в терминах чистого экспорта), основные из которых — Италия, Люксембург, Китай и Австрия.

Страна остается крупным покупателем заграничных развлечений

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха компаниями из России в основном импортируются: основными поставщиками по всем подвидам услуг выступают Великобритания, Кипр и США. В части аудиовизуальных и связанных с ними услуг российские предприятия осуществляют экспорт — прежде всего в Казахстан и Беларусь, а вот в части услуг в сфере культуры и отдыха, включающих услуги преподавателей и врачей за рубежом — главным образом в Швейцарию и Казахстан.

Тенденции и прогнозы

В итоге исследователи отмечают, что долгосрочная динамика внешней торговли услугами на протяжении рассматриваемого периода (2002—2018 гг.) происходила в основном за счет поездок — основной статьи российского импорта услуг. С 2007—2008 гг. значительно усилилась роль в импорте деловых услуг и платы за пользование интеллектуальной собственностью. Чистый экспорт услуг формировался в основном за счет транспортных услуг. Прочие виды услуг не играли большой роли в контексте чистого экспорта.

Последние 10 лет более 40% оборота российской внешней торговли услугами приходилось на страны Евросоюза, и прежде всего — Германию (поездки, деловые услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью). В последние годы увеличился импорт из Ирландии (это, прежде всего, лизинг воздушных судов). Среди прочих стран как источники импорта услуг выделяются Турция (в части личных поездок, сильно просевших лишь в 2016 г.) и США (плата за пользование интеллектуальной собственностью и личные поездки), а как ключевой рынок сбыта — Казахстан (транспортные услуги, поездки, деловые услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью). В торговле услугами с Китаем, в отличие от торговли товарами, Россия имеет паритет.

Рост экспорта транспортных услуг — важнейшей статьи экспорта услуг для России (более трети) — невелик по сравнению с большинством других видов услуг. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг определяется главным образом услугами воздушного транспорта, а те, в свою очередь, в значительной степени зависят от спроса россиян на поездки за рубеж: так, корреляция темпов роста импорта личных поездок и экспорта услуг воздушного транспорта составляет 0,76 (для импорта — 0,68). Это означает, что развитие въездного и внутреннего туризма окажет не только прямое влияние на экспорт личных поездок, но и косвенное — на экспорт и импорт услуг воздушного транспорта. Наиболее быстрый рост экспорта отмечался по компьютерным услугам. Доля этой категории в экспорте телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг за период 2002—2018 гг. возросла более чем в три раза, до 77%, а объемы экспорта увеличились в 43 раза. Это быстрее, чем в среднем по миру, но медленнее, чем, например, в Беларуси, где экспорт компьютерных услуг за тот же период увеличился более чем на два порядка и стал одной из сфер специализации страны.

Плата за пользование интеллектуальной собственностью — один из тех видов услуг, экспорт которых быстро рос. Но скорее всего, причиной выступает очень низкий изначальный объем: несмотря на высокие темпы роста экспорта этих услуг в сравнении с другими услугами, доля экспорта по статье «плата за пользование интеллектуальной собственностью» до сих пор существенно не дотягивает до среднемировых значений — 1,4 против 7%.

Прорыв в этой области осложняется высокой концентрацией мирового рынка, на котором доминируют США, и тенденцией переноса высокотехнологичного экспорта услуг в «налоговые гавани» вроде Ирландии.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика

Вариант № 14

Тема: «Россия в международной торговле товарами и услугами»

1. Динамика и структура внешней торговли России. Основные торговые партнеры. Товарная структура экспорта и импорта

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг макси­мального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно сни­жаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долла­ров). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную масть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чу­гуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным по­купателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по ре­конструкции и развитию (МБРР) на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна.

К концу 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,3%. Как выразился один западный эко­номист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не наметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача же­лаемого за действительное. Вместе с тем это определенное отражение положения России в мировой торговле.

С начала XXI века российская внешняя тор­говля становится сферой, имеющей положительную дина­мику развития (см. табл. 1).

Таблица 1. Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 2006 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 2006 г. по­давляющая часть товаров традиционного российского экс­порта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рын­ках; экспорт терял доходность под воздействием относи­тельного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию уве­личивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

Одновременно со снижением доходности экспорта сни­жалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В первое десятилетие ХХI в. средневзвешенная ставка россий­ского импортного тарифа составляла около 15%. Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и ак­цизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта спо­собствовали также рост транспортных тарифов и стабиль­но дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт нес меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся кризисной проблемы в российской экономике ми­нимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокра­щением спроса на эти товары на внутреннем рынке в ре­зультате экономического кризиса, в котором оказалась Рос­сия.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли, следует прежде все­го назвать повышательную ценовую конъюнктуру на ми­ровом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие това­ры российского экспорта, поначалу носившее понижатель­ный характер, в первое десятилетие приобрело повыша­тельный характер. Так, средние контрактные цены по экс­порту увеличились примерно на 8% по сравнению с 2001 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, име­ли резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в 2000 году превышал подобные цены в 2001 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для уча­стников внешнеэкономической деятельности.

Помимо роста официальной внешней торговли в 2000-2005 гг. был отмечен значительный при­рост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По оценкам, в 2005 гг. общий оборот этой торговли составлял 15—17 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил порядка 7%, остальное приходилось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребле­ния в несколько раз превысил цифры официальной торгов­ли. В 2001-2006 гг. «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение, на российском рынке товаров народного потребления в первые годы ХХI века и, видимо, в ближайшей перспективе, оп­ределяли и будут определять «челноки».

Вместе с тем показатели 2007 года, при­веденные в той же таблице, свидетельствуют, что успехи 2003-2005 гг. постепенно перешли в спад. Тенденция к снижению внешнеторгового оборота России, начавшаяся в 2006 г., отчетливо проявилась в последующие годы. Так, в 2008 г. внешнеторговый оборот упал на 16,8% по сравнению с 2007 г., а в нынешнем году снизился еще более чем на 13%. В 2008 г. впервые за годы реформ произошло сокращен объемов внешней торговли, что явилось следствием внутренних экономических и финансовых трудностей.

Таблица 2. Объем внешнеторгового оборота России 2006-2008 г. в млрд. долл.*

2006 г.

2007 г.

2008 г.

138,0

1 15,0

99,7

* Без неорганизованной торговли.

В результате сокращения товарооборота России ухудшилось ее положение в мировой торговле. Доля России в мировом товарном экспорте и импорте в начале ХХI века представлена на рис. 1.

Доля России в мировой торговле в 2001-2008 гг., % (рассчитано по данным МВФ)

Рис. 1. Доля в мировом товарном экспорте (а) и импорте (б), %

Внешняя торговля России стала утрачивать роль своеобразного «локомотива» экономики, ослабилось ее значение в качестве стабилизирующего фактора производства, материальной основы продвижения рыночных реформ

В товарной структуре российского экспорта последние годы сохранялась сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Нефть, газ и продукция металлургии дают России 2/3 всех валютных поступлений. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10— 12 лет, тогда как в машиностроении — 3—5, в электрони­ке — 2—3, сфере обращения — 1—1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономи­сты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориен­тации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит, ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накоп­ления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массиронанного экспорта сырья и энергоресурсов чревата пре­вращением страны в ресурсно-сырьевой сегмент глобально­го мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норве­гии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше, чем у России: 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды, этот по­казатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпус­ка промышленной продукции. Эта закономерность просле­живается во всех странах мира: чем больше объемы чис­того экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В

России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.

Экспорт машин и оборудования в последнее десятилетие находился в стагнирующей ситуации. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники, т. е. вооружения (табл. 3).

Таблица 3. Основные статьи российского экспорта в 2006-2008 гг. (%)

Оставьте комментарий