Счет 76 02

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Для основных средств существуют следующие методы амортизации в бухгалтерском учете:

  1. Линейный. Для расчета берется первоначальная стоимость и срок полезного использования (СПИ).
    • А = ПС х Н где
      • А – амортизация за год
      • ПС — первоначальная стоимость объекта
      • Н – норма, которая определяется по формуле
      • Н = 100% / СПИ

Пример 1

Организацией приобретен станок, СПИ – 5 лет, стоимость приобретения – 600 тыс. руб.

Сумма износа за каждый год эксплуатации в данном случае составит:

А = 600 х (100%/5) = 600 х 20% = 120 тыс. руб.

  1. С использованием уменьшаемого остатка. Для расчета используется остаточная стоимость объекта на начало каждого года.
    • А = ОС х Н, где
      • ОС – остаточная стоимость, для первого года использования ОС = ПС

Пример 2

Воспользуемся условиями первого примера.

Сумма износа за первый год будет такой же, как и при линейном методе, т.е. А1 = 120 т.р. Остаточная стоимость на начало второго года составит:

ОС = 600 – 120 = 480 т.р.

Тогда амортизация за второй год будет равняться:

А2 = 480 х 20% = 96 т.р.

  1. По суммированным годам полезного использования. Для расчета используется соотношение между оставшимся сроком и суммой лет полезного использования.
    • А = ПС Х (СР / СЛ), где
      • СР – срок, оставшийся до конца эксплуатации объекта
      • СЛ – сумма чисел лет СПИ

Пример 3

Для СПИ – 5 лет

СЛ = 1 + 2 +3 +4 + 5 = 15

Износ за первый год (СР = 5) будет равняться:

А1 = 600 х (5/15) = 600 х 0,334 = 200,4 тыс. руб.

За второй год (СР =4)

А2 = 600 х (4/15) = 600 х 0,267 = 160,2 тыс. руб.

  1. Исходя из объема продукции (работ). Здесь используется соотношение между фактическими объемами за расчетный период и нормативными – на весь СПИ.
    • А = ПС х (Оф / Он), где

      • Оф и Он – фактический и нормативный объемы

Пример 4

Предположим, что для станка на период использования установлено нормативное время работы — 10 000 часов. За первый год эксплуатации он отработал 2 500 часов, за второй – 2 000 часов. В этом случае износ за первый и второй год составит:

  • А1 = 600 х (2500 / 10000) = 600 х 0,25 = 150 тыс. руб.
  • А2 = 600 х (2000 / 10000) = 600 х 0,2 = 120 тыс. руб.

Итак, для основных средств в бухучете применяются

Износ начисляется также по нематериальным активам (НМА). применяются и для НМА, за исключением одного – расчета по сумме чисел лет полезного использования.

Для НМА существует еще ряд особенностей, которые следует учитывать, применяя указанные

  1. По НМА, принадлежащим некоммерческим организациям, износ не начисляется (п.24 ПБУ 14/2007).
  2. Если по объекту НМА невозможно определить СПИ, то износ также не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007).

Порядок проведения переоценки МПЗ

Для переоценки необходимы:

  • решение (приказ, распоряжение) директора;
  • инвентаризация — по ее результатам оформляют инвентаризационную опись-акт (инструкция Минфина СССР № 75 и Госкомцен СССР № 10-17/1500-25 от 05.05.1986);

Как провести инвентаризацию и отразить ее в учете, читайте в статьях:

    • «Инвентаризация материально-производственных запасов»;
    • «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
  • информация о рыночных ценах — берется из доступных источников информации (п. 9 ПБУ 5/01, п. 20 Методических указаний по учету МПЗ);
  • учетная политика — в ней указываются источники, из которых будет браться информация о ценах;
  • акт об уценке ТМЦ (форма № МХ-15) — составляется по итогам переоценки в двух экземплярах.

Какие нюансы нужно учесть при составлении учетной политики, читайте в статье «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Пример 1

ООО «МИР» — организация, занимающаяся продажей телевизоров.

В своем торговом зале ООО «МИР» выставляет образцы продаваемых товаров. Появляются дополнительные расходы (затраты на установку, монтаж и т. п.), которые увеличивают стоимость выставляемого товара.

Эти товары ООО «МИР» учитывает на сч. 41, но местом хранения указывается не склад, а торговый зал.

В результате эксплуатации товара в зале его первоначальные качества, скорее всего, будут утеряны. В бухгалтерском учете признается резерв под снижение стоимости МПЗ.

Дт 44 Кт 60 (76) — расходы (установка и т. п.).

Дт 19 Кт 60 (76) — учтен НДС по расходам.

Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.

Дт 91.2 Кт 14 — резерв, созданный под обесценение стоимости товара в зале.

Дт 14 Кт 91.1 — при реализации или ином выбытии товара созданный резерв относится на финансовый результат.

Пример 2

ООО «Звезда» в начале года приобрело материалы. Бухгалтер отразил их на сч. 10. В конце года, перед сведением баланса, была проведена инвентаризация. В результате было выявлено, что ТРС снизилась, и решением директора принято решение о создание резерва на разницу цены покупки и ТРС.

В годовом балансе стоимость материалов будет отражаться за минусом резерва.

Допустим, что в следующем отчетном периоде ТРС увеличилась, тогда нужно снова посчитать разницу между ценой покупки материалов и ТРС. Но в этом случае мы из резерва первого года вычитаем резерв второго года и на эту сумму делаем проводку Дт 14 Кт 91.1.

В балансе стоимость материалов будет учитываться как разница между суммой покупки и суммой, оставшейся на Кт 14.

Если в будущем цена продажи неиспользуемых материалов вырастет, бухгалтер вправе дооценить их, но не выше исходного значения, т. к. не допускается завышение стоимости оборотных активов.

В налоговом учете мы не имеем возможности формировать подобные резервы. Но мы можем учесть расходы по уценке в расходах на рекламу (ненормируемых), например. Это должно удовлетворять требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Учет на 62 счете

Выручка, полученная организацией продавцом от продажи товаров и готовой продукции, признается доходом организации от обычных видов деятельности и отражается проводкой Д62 К90/1. Данная проводка выполняется на стоимость отгруженной продукции, товаров, указанную в прилагаемых первичных документах.

Выручка, полученная организацией продавцом от продажи основных средств, материалов и прочих активов, в том случае, когда данная реализация носит разовый характер и не относится к основным видам деятельности организации, признается прочими доходами предприятия и отражается проводкой Д62 К91/1. Подробнее о продаже основных средств читайте в этой статье.

Кредит счета 62 показывает уменьшение дебиторской задолженности покупателя, по кредиту отражается получение оплаты от покупателя, при этом выполняется проводка Д51 (50) К62.

Если продавец является плательщиком НДС, то в продажную стоимость включается налог, который относится на себестоимость продаваемых товаров, продукции, активов и подлежит уплате в бюджет.

Если реализуются товары или продукция, то НДС начисляется проводкой Д90/3 К68.НДС.

Если реализуются активы, и это не является обычным видом деятельности предприятия, то выполняется проводка Д91/3 К68.НДС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Бухгалтерские проводки

Учет авансовых сумм от клиента

Возможна ситуация, что организация продавец сначала получает предоплату (аванс) от покупателя, а потом уже в счет этого аванса отгружает товары, продукцию. Авансы, полученные от покупателей, учитываются также на счете 62, но для удобства открывается отдельный субсчет 62.2 «Авансы полученные». При этом расчеты с покупателями в общем случае ведутся на субсчете 62.1. Проводка, отражающая получение аванса от покупателя, имеет вид Д51 К62.2.

После того, как организация продавец отгрузит товар, продукцию, окажет услуги, выполнит работы (Д62.1 К90/1), произойдет зачет аванса: проводка Д62.2 К62.1.

В случае с полученными авансами по кредиту счета 62 отражается кредиторская задолженность предприятия.

НДС с авансов полученных:

С полученных авансов организация продавец должна выделить НДС для уплаты в бюджет. Налог отражается на счете 76 субсчет «НДС с авансов» проводкой Д76.НДС с авансов К68.НДС. Эту проводку необходимо выполнить в день получения аванса.

После этого реализуется товар покупателю, на реализованные товары также должен быть начислен НДС проводкой Д90/3 К68.НДС, которая выполняется в день реализации.

Как видим, НДС начислен дважды: с полученного аванса и с реализации. Конечно, удвоенный налог организация платить в бюджет не будет, поэтому последним действием выполняется проводка Д68.НДС К76.НДС с авансов, которая будет означать, что принят к вычету налог в связи с реализацией товара.

Также о начислении НДС с авансов полученных и выданных читайте в этой статье.

Двойные записи

Счет 62 активный или пассивный?

Как видим, на счете 62 может учитываться как кредиторская задолженность предприятия (товар отгружен, оплата еще не поступила), так и дебеторская задолженность (при получении аванса от покупателя). То есть 62 счет бухгалтерского учета является активно-пассивным.

Как часто проводить инвентаризацию кассы

Инвентаризация кассы может производиться в плановом и внеплановом порядке (внезапная ревизия).

Когда проводится плановая проверка

Обычно плановая инвентаризация кассы проводится в следующих случаях:

  1. Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности;
  2. Если меняется материально-ответственное лицо (например, кассир);
  3. Если предстоит реорганизация, либо ликвидация компании;
  4. Если имущество компании сдается в аренду, продается или напротив покупается;
  5. Произошло хищение или порча денежных средств;
  6. Имело место злоупотребление денежными средствами;
  7. Компания оказалась в чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, авария, обрушение и т.д.)

Когда не обойтись без «внезапки»

Внеплановая ревизия кассы, называемая в простонародье внезапка, чаще всего осуществляется:

  • по требованию ревизоров;
  • для контроля над материально-ответственным лицом;
  • если была обнаружена ошибка в бухгалтерском учете.

Как утвердить сроки проверки

Сроки плановой и внеплановой проверки, а также порядок проведения инвентаризации должны быть закреплены в учетной политике компании специальным распоряжением руководителя. Ниже мы приводим образец подобного распоряжения.

Это должен знать каждый бухгалтер!

Налоговики ответили на частые вопросы про онлайн-кассы

Чиновники обновили правила учета командировочных затрат

Путевые листы заполняйте по-новому

Порядок проведения инвентаризации кассы

С целью проведения инвентаризации кассы создается постоянно-действующая специальная инвентаризационная комиссия. В нее могут входить сотрудники администрации, бухгалтерии, а также юристы, финансисты, аудиторы.

Все участники комиссии должны непосредственно присутствовать при инвентаризации. При отсутствии хотя бы одного члена, проверка будет считаться недействительной.

Для утверждения комиссии руководитель компании создает приказ в свободной форме.

Важно! Если с течением времени в компании не было смены материального лица и кадровых перестановок, то ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии не нужно.

Накануне инвентаризации, необходимо завершить все операции по кассе, приходно-расходные кассовые документы закрываются и передаются в комиссию.

А теперь посмотрим, что происходит во время инвентаризации.

1. Пересчет денег

Происходит подсчет денежных средств в кассе в присутствии всех членов комиссии. Полученная сумма сравнивается с данными учета.

2. Сверка бланков

Фактическое наличие бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности проверяется по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

3. Ревизия денег в пути

Ревизия денежных средств в пути представляет собой сверку сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. д.

Как оформить результаты инвентаризации кассы

Результаты инвентаризации кассы оформляются актом по форме ИНВ-15 в двух экземплярах (если ревизия проводилась в связи со сменой кассира, то в трех экземплярах), экземпляры подписывают все члены комиссии.

Образец заполнения акта инвентаризации кассы ИНВ-15:

Если проверялось еще и наличие ценных бумаг, то оформляется также в двух экземплярах акт по форме ИНВ-16. Его подписывают все члены комиссии.

Если проводилась внезапная проверка фактического наличия денежных средств в кассе, то помимо ИНВ-15 составляется еще акт о проверке денежных средств в кассе по форме КМ-9, скачать его можно здесь:

Образец заполнения акта КМ-9 при внезапной проверке кассы:

Если во время инвентаризации кассы было выявлено несоответствие сумм наличности с итоговыми суммами по контрольной ленте, то обнаруженные избытки или нехватки отображаются в соответствующих графах журнала кассира, и заполняется акт по форме КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ».

При употреблении ККТ составление акта КМ-1 обязательно.

Оставьте комментарий