Счет фактура накладная

Что такое счёт-фактура?

Счёт-фактура представляет собой налоговый документ, оформляемый в строго регламентируемой форме продавцом или подрядчиком покупателю (или заказчику) после продажи товара. На основании этого документа осуществляется вычет или возмещение НДС.

Иначе говоря, счёт-фактура выполняет две функции:

  1. Фиксирует факт выполнения работы или заказа (совершения сделки).
  2. Подтверждает сумму перечисленного в бюджет НДС со стороны продавца.

Бланк оформляется в двух экземплярах и содержит в себе следующую информацию:

  • Наименование материальных ценностей.
  • Перечень товаров (услуг), включая их стоимость и НДС (если требуется).
  • Реквизиты продавца и покупателя.
  • Информация об отгрузке и передвижении товара.
  • Страну-производитель.
  • Номер и дату составления документа.

До 2017 г. предприятия, находящиеся на упрощённой системе налогообложения, не должны были предоставлять покупателю счёт-фактуру. Теперь же, согласно новым правилам (ст. 145 НК РФ пункт-1), продавцы могут оформлять этот документ без НДС, при освобождении от уплаты налогов. Это допустимо в случае, если в течение трёх месяцев размер их выручки не превышает 2 млн. рублей.

Подробнее о том, что такое товарная накладная и счет-фактура, читайте .

Чем отличаются?

Так в чем разница между двумя этими бумагами? Документы отличаются между собой по следующим признакам:

  1. Счёт-фактура выписывается в регламентированной форме, а накладная в свободной.
  2. Накладная подписывается двумя сторонами сделки (поставщиком и заказчиком), а счёт только продавцом.
  3. Покупатель не имеет права на основании счёт-фактуры предъявлять претензии о качестве товара к поставщику.
  4. Накладная оформляется только при отгрузке товаров, счёт-фактура — при выставлении общей стоимости на товары и услуги.
  5. Счёт-фактура служит основанием для зачёта НДС, а накладная фиксирует передачу товарно-материальных ценностей из рук в руки.

Также на нашем сайте есть и другая информация о товарной накладной и счет-фактуре, в том числе о том, как объединить их в одном документе. Обратите внимание! Оплата материальных ценностей осуществляется только на основании счёт-фактуры.

Между вышепредставленными документами существует тесная взаимосвязь, поскольку каждый из них оформляется при осуществлении торговой сделки. Но если счёт-фактура служит для передачи данных в налоговую инспекцию и оплаты товарно-материальных ценностей, то накладная используется для учёта и движения товаров.

Таким образом, несмотря на имеющиеся отличия, они оба являются неотъемлемой частью коммерческого процесса и включают в себя информацию о поставке, конечную стоимость с учётом НДС, а также реквизиты обеих сторон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Единый документ счет-фактура и накладная: образец

Актуально на: 28 сентября 2017 г.

Для того, чтобы покупатель смог принять к вычету НДС, предъявленный продавцом, ему необходимо иметь счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ). Форма счета-фактуры и правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (п. 8 ст. 169 НК РФ). Перечень обязательных реквизитов счета-фактуры предусмотрен ст.169 НК РФ. При этом ни НК РФ, ни Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 не запрещают вводить в форму счета-фактуры дополнительные реквизиты (Письмо Минфина от 09.02.2012 № 03-07-15/17). Учитывая, что с 01.01.2013 применение унифицированных форм первичной учетной документации (к примеру, накладной по форме ТОРГ-12) не является обязательным, ФНС разработала на основе формы счета-фактуры форму универсального передаточного документа (УПД), которая может одновременно выполнять функцию счета-фактуры и первичного учетного документа, заменяющего собой унифицированный бланк (Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@). Эта форма носит лишь рекомендательный характер и может использоваться организациями и ИП либо как документ, объединяющий в себе и счет-фактуру, и передаточный документ, либо только как передаточный документ. О форме УПД и некоторых вопросах его применения мы расскажем в нашей консультации, а также приведем пример заполнения этой формы.

Кто может применять УПД

Перечень операций, для оформления которых может использоваться УПД, приведен в Приложении № 2 к Письму ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.

Так, организации и ИП могут применять УПД для оформления, в частности, следующих фактов хозяйственной жизни:

  • отгрузка товаров (любого имущества, кроме объектов недвижимости) без транспортировки с передачей товара покупателю (его доверенному лицу);
  • отгрузка товаров с транспортировкой и передачей товара покупателю (его доверенному лицу) либо иному лицу, привлеченному для транспортировки товаров;
  • передача имущественных прав;
  • передача результатов выполненных работ;
  • оказание услуг;
  • отгрузка (передача) комитенту (принципалу) товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом), который приобрел эти товары (работы, услуги) от своего имени в интересах комитента (принципала).

При этом приведенный перечень операций, которые можно оформлять УПД, не является исчерпывающим (Письмо ФНС от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10623).

Свое решение применять УПД в бухгалтерском учете организация должна закрепить в Учетной политике в целях бухгалтерского учета. А если универсальный передаточный документ будет использоваться также вместо счета-фактуры, это необходимо предусмотреть и в Учетной политике в целях налогообложения.

Оставьте комментарий