Шишлаков Федор

В мероприятии приняли участие: заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Николаевич Вовк, вице-губернатор Ленобласти Михаил Иванович Москвин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Викторович Батанов, глава МО Город Шлиссельбург Владимир Вячеславович Номеров, работники ФБУ «Администрация «Волго-Балт», ветераны Волго-Балта, ректор и курсанты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и другие приглашенные гости.

Виктор Вовк отметил, что за прошедший год по Волго-Балту прошло более 16 миллионов тонн грузов, на туристических круизных судах перевезено более 360 тысяч пассажиров, более двух с половиной миллионов туристов – на экскурсионных маршрутах.

Открыл юбилейную навигацию исполняющий обязанности руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Валерьевич Шишлаков, который поблагодарил всех за труд в период подготовки к навигации и поздравил присутствующих с этим знаменательным событием.

Перед собравшимися парадным строем прошли теплоходы Волго-Балта, а в небо взмыло 300 юбилейных воздушных шаров.

Затем участники мероприятия переместились к дамбе Новоладожского канала, где состоялось торжественное открытие памятника речникам-путейцам. В памятнике воплощен образ бакенщика. Именно бакенщики много лет в любую погоду зажигали путевые огни на голубых дорогах России.

Памятник создан на пожертвования и несет в себе не только символическую функцию, напоминая об истории речников-путейцев, но и обеспечивает безопасность судоходства как опознавательный знак – на фонаре бакенщика горит зеленый огонек. Решение о создании памятника было принято шесть лет назад. Воплотил идею в жизнь молодой скульптор Иван Асиновский.

Право открытия предоставили ветерану Волго-Балта, почетному работнику речного флота, кавалеру Ордена трудового Красного знамени и Ордена Ленина Николаю Александровичу Табунову и курсантам Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова — будущим речникам Артему Башкирову и Элеоноре Никулиной.

Инф. «НИ»

фото Татьяны ПАВЛЕНКОВОЙ

Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУ «Волго-Балт») — одно из ведущих воднотранспортных предприятий России. Оно осуществляет эксплуатацию и развитие водных путей, а также государственное регулирование деятельности речного транспорта в Северо-Западном регионе на территориях Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Псковской и Калининградской областей, города Санкт-Петербурга и частично Республики Карелия.

Общая протяженность эксплуатируемых водных путей — 4 900 км, в том числе с гарантированными габаритами 3 270 км. Комплекс сооружений Волго-Балта включает в себя 11 высоконапорных шлюзов, 3 гидроэлектростанции, 4 водосброса, 25 земляных плотин и дамб, 9 мостовых переходов, 12 паромных переправ. В системе ориентации на озерах действует 8 маяков, среди них исторические: Осиновецкий, высота которого 70 м, Сухо, построенный на искусственном каменном острове, насыпанном по указу Петра I, а также Стороженский, Свирский.

Судоходный путь от Балтийского моря к центральным районам страны стал государственной необходимостью с тех пор, как Россия окончательно утвердилась на берегах Балтики, и в устье Невы был основан город Санкт-Петербург.

Первым сквозным водным путем, соединившим Волгу и Балтийское море, была Вышневолоцкая водная система (1708 г.). Она проходила через реки Тверцу, Мету, озеро Ильмень, реку Волхов, Ладожское озеро и реку Неву.

Растущие потребности в перевозках грузов требовали изыскания новых, более надежных транспортных путей. В начале XIX века были открыты для судоходства Мариинская (1810 г.) и Тихвинская (1811 г.) водные системы, которые действовали параллельно, однако, неудобная для судоходства и сложная по питанию водой Тихвинская постепенно утратила свое значение. Ведущее положение заняла Мариинская система, включившая в свой состав реку Шексну, Белое озеро, реки Ковжу и Вытегру, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Неву. На Всемирной выставке в Париже в 1813 году Мариинской системе как выдающемуся достижению русской инженерной мысли была присуждена Большая Золотая медаль.

Учитывая большие потери флота и грузов, следующих Белым, Онежским и Ладожским озерами, во второй половине XIX века были построены открытые обходные каналы вдоль южных берегов этих озер. В настоящее время эти каналы используются для местных перевозок на маломерных судах.

Коренное улучшение Волго-Балтийского пути началось после строительства Нижнесвирского (1933 г.) и Верхнесвирского (1952 г.) гидроузлов.

В 1964 году после завершения дноуглубительных работ на реках Неве и Свири и строительства между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем нового Волго-Балтийского канала с сеью большими шлюзами (вместо 39 Мариинской системы) с автоматизированной системой управления, был создан современный глубоководный путь с перепадом уровней 13,5 м по Волжскому и 113 м по Балтийскому склонам.

Создание современной воднотранспортной системы позволило эксплуатировать крупнотоннажные суда смешанного «река-море» плавания грузоподъемностью до 5 500 тонн. Эти суда осуществляют перевозки не только внутри страны, но и бесперевалочную доставку экспортно-импортных грузов в порты более двадцати стран мира.

В районе поселка Топорня влево от трассы уходит Северо-Двинский канал, связывающий Волго-Балтийский водный путь с бассейном Северной Двины. Движение по этой водной системе началось в 1828 году.

В 1990 году вступил в строй шлюз №8 Шекснинского гидроузла, являющийся прототипом будущих вторых ниток шлюзов на всей трассе Волго-Балта.

На должность руководителя Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» («Администрация «Волго-Балт») с 21 мая 2019 года назначен Федор Шишлаков. Об этом сообщает пресс-служба учреждения.
Соответствующий приказ Росморречфлота №88/к-мрф подписан 21 мая 2019 года.
Как сообщалось ранее, Шишлаков исполнял обязанности руководителя ФБУ с 31 октября 2018 года
ФБУ «Администрация «Волго-Балт» является территориальным органом государственного управления речным транспортом в системе министерства транспорта РФ и имеет в своем составе восемь подразделений, которые поддерживают работоспособность Волго-Балтийского водного пути: Свирский, Вытегорский, Шекснинский районы гидросооружений и судоходства, Невско-Ладожский, Череповецкий, Новгородский и Гвардейский районы водных путей и судоходства, а также Бассейновый узел связи.
Основными задачами ФБУ «Администрация «Волго-Балт» являются эксплуатация и развитие водных путей и гидротехнических сооружений; государственное регулирование деятельности речного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов; обеспечение безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности; диспетчерское регулирование движения судов и проводка судов государственными лоцманами.
ФБУ «Администрация «Волго-Балт» осуществляет свою деятельность на территории семи субъектов Российской Федерации: Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Псковской и Калининградской областей, города Санкт-Петербурга и частично Республики Карелии.
Волго-Балт — одна из важнейших водных магистралей, входящих в единую глубоководную систему внутренних водных путей Европейской части России. Это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4896 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 2969 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 4495 знаков судоходной обстановки, 243 единицы обслуживающего флота.
Ссылка по теме:
И.о. руководителя ФБУ «Администрация Волго-Балт» назначен Федор Шишлаков

Федор Шишлаков: «Нижегородский гидроузел увеличит грузопоток с Волги на Балтику» Транзитная навигация на Волго-Балте в 2020 году началась почти на неделю ранее планового срока. Раннее начало позволит судовладельцам выполнить больше рейсов, а значит, и заработать больше. О том, каким будет предстоящий сезон ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков. — Федор Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о готовности Волго-Балта к навигации 2020. — Коллектив «Волго-Балта» своевременно подготовился к навигации 2020 года, был проведен комплекс работ по текущему ремонту, выполнены эксплуатационные работы, подготовлен флот, экипажи. Это все, на мой взгляд, было сделано на хорошем уровне. Навигация этого года открылась на 5 дней раньше плановых сроков по просьбе судовладельцев и на основании распоряжения Росморречфлота. С 25 апреля была обеспечена работа средств навигационного оборудования и шлюзов на основной трассе Волго-Балта. Судовладельцы позитивно отнеслись к раннему открытию. К 24 апрелю несколько судов уже стояло на рейдах Череповца, а 25 апреля первым судном, прошлюзованным на Волго-Балте, стал танкер «Бавлы», направляющийся под погрузку нефтепродуктов в Ярославль. — Какие прогнозы по глубинам? В каком состоянии гидротехнические сооружения (ГТС)? — По прогнозу ФГБУ «Северо-Западное УГМС» уровни крупных озёр в мае ожидаются выше нормы: на 0,25 м — на Ладожском озере, на 0,30 м — на Онежском озере. По водпостам уровни Ладожского озера и р. Свири выше среднемноголетних значений. Водохранилища Северного склона Волго-Балтийского водного пути (Вытегорское, Белоусовское, Новинкинское) наполнены до отметок нормального подпорного уровня (НПУ). Шекснинское водохранилище в процессе наполнения, отметки НПУ будут достигнуты в первой декаде мая, при этом проектный уровень воды уже обеспечен. На текущий момент мы не ожидаем снижения уровней воды в навигацию 2020 года ниже проектных отметок, если не возникнут какие-то стихийные природные катаклизмы. Состояние ГТС — эксплуатационное, сооружения готовы к работе по пропуску судов в навигацию 2020 года и обеспечивают поддержание подпорного уровня воды водохранилищ. На все сооружения Волго-Балта, подлежащие декларированию безопасности, имеются действующие декларации безопасности и соответствующие разрешения на эксплуатацию, выданные Ространснадзором. Всего таких сооружений 35 ед. в составе пяти гидроузлов и трёх шлюзов. На основной трассе Волго-Балта от Санкт-Петербурга до Череповца установлена гарантированная глубина 4,0 метра. В навигацию 2020 года внутренние водные пути будут содержать 32 обстановочные бригады, в том числе на основной трассе 22 бригады. Для поддержания гарантированных габаритов пути в навигацию будет задействовано 10 ед. земснарядов. — Какие технические работы выполнены в межнавигационный период и какие запланированы на лето? — В целом подготовка судоходных гидротехнических сооружений к навигации, а также к пропуску весеннего половодья проводилась в обычном режиме. При этом пришлось скорректировать графики завершения некоторых работ в связи с изменением Росморречфлотом срока начала работы шлюзов на более ранний. Выполнялся текущий ремонт железобетонных конструкций, было уложено 350 м3 бетона, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования шлюзов, ремонт механизмов и опорно-ходовых устройств ворот и затворов с заменой отдельных узлов, проводилась замена уплотнений и антикоррозионная защита металлоконструкций ворот и затворов. Выполнен плановый ремонт электротехнического оборудования сооружений, коммутационной аппаратуры цепей управления, кабельных линий шлюзов с заменой выбракованной по результатам испытаний кабельной продукции, проведены необходимы настройки оборудования. В межнавигационный период 2019-2020 г.г. в рамках капитального ремонта были завершены работы по 2 объектам. Первый объект – «Капитальный ремонт бетона порога и стенки падения верхней головы шлюза №7 Шекснинского гидроузла». Второй – «Капитальный ремонт основных ворот верхней головы Нижне-Свирского шлюза». Он уже принят комиссией и эксплуатируется. — Несколько лет назад в стратегических документах Росморречфлота фигурировал проект по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Затем этот проект отодвинули на 2020 год. Какова ситуация сегодня? Сохранилась ли необходимость в актуализации этого инвестпроекта? — Основные документы транспортной отрасли – это и Транспортная стратегия Российской Федерации и Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года предусматривают строительство второй нитки. По объекту была разработана проектная документация и выполнен ряд подготовительных мероприятий. Впоследствии Минтрансом России и Росморречфлотом было принято обоснованное решение об изменении очередности реализации основных инвестпроектов на реке. Если сравнивать с «пиковыми» годами, например с 2013, то судопоток через Нижне-Свирский шлюз уменьшился и сегодня остро проблема не стоит. Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза теперь предполагается после реализации проекта Нижегородского низконапорного гидроузла. После этого мы ожидаем увеличения грузопотока с Волги на Балтику, тогда и станет целесообразным возобновление строительства. — Ваш прогноз на навигацию этого года? — По предварительной информации судовладельцев можно сделать следующие выводы. Перевозки металла по линии Череповец − Санкт-Петербург, строительных грузов с карьеров Ладожского и Онежского озер были запланированы изначально в объемах предыдущего года. Это те грузы, которые в первую очередь зависят от спроса на рынке. С учетом негативных явлений в экономике можно ожидать снижения, а насколько – покажет практика. На лесные грузы с отгрузкой в нашем бассейне кроме спроса оказывает влияние и прошедшая теплая зима, многие лесозаготовители не смогли организовать зимники и вывезти всю продукцию к причалам. Поэтому и по лесу ожидаем снижение. Конечно, значительно уменьшатся пассажирские перевозки в связи с эпидемиологической ситуацией. В настоящее время не осуществляются круизные перевозки и по планам судовладельцев могут возобновиться не ранее июля. У крупных пассажирских перевозчиков идет работа по перекомпоновке запланированных круизов на вторую половину навигации. Администрация «Волго-Балта» готова оперативно содействовать судовладельцам в корректировке графиков движения флота. В целях охраны жизни и здоровья людей, в связи с угрозой, связанной с возможным заражением коронавирусом, на основании ст. 77 Кодекса внутреннего водного транспорта ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с 14 апреля 2020 г. введен запрет на движение пассажирских судов с пассажирами на борту в пределах административных границ Санкт-Петербурга на реке Нева. По мере улучшения обстановки Росморречфлотом будет приниматься решение о его отмене. — В этом году Волго-Балт значительно повысил ставки причального и якорного сбора. Поясните, пожалуйста, какова причина такого решения и на что планируется направить собранные средства? — ФБУ «Администрация «Волго-Балт», как субъект естественных монополий оказывает услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах. В частности такие услуги, как предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта Санкт-Петербург (рейды р. Невы и набережная Л. Шмидта). Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года №293) минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг. Величина ставок на данные услуги последний раз индексировалась в 2014 году, таким образом, уровень ставок уже много лет не покрывал текущие расходы на их оказание. После внесения изменений в действующее законодательство было принято решение об индексации ставок на уровень покрытия затрат на оказание этих услуг. Средства будут направленны на выплату заработной платы персоналу, занятому в оказании этих услуг, проведение текущих работ на причалах. — Вы участвовали в разработке проекта тестовой акватории для испытаний безэкипажных и автономных судов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Почему выбраны именно участки акватории Невы и Ладожского озера? — Спасибо за вопрос. Развитие беспилотных технологий вызывает большой интерес у всех транспортников. Не исключение и речники. Волго-Балт, как лидер инноваций на внутренних водных путях, принимает в этом активное участие. По нашему мнению технологии безэкипажного судовождения могут быть внедрены уже в ближайшем будущем, как первый шаг — на маломерных судах. Необходимо понимать, что любому внедрению инноваций на транспорте, должен предшествовать целый ряд натурных исследований и испытаний. Для проведения такого рода испытаний потребовалось выделение специализированной акватории. Параметры акватории должны позволять проводить испытания и апробацию для всего спектра перспективных безэкипажных судов и объектов, а также отработку технологий беспилотного судовождения в условиях, максимально приближенных к реальным. Таким образом, на основании исследований, проведенных нашими сотрудниками совместно со специалистами ГУМРФ им. адмирала Макарова были выбраны две площадки тестовой акватории: в Ладожском озере и на реке Нева. Расположение акватории именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по реке Нева, что позволит проводить испытания техники класса «река-море». Район восточной части Ладожского озера в Свирской губе будет оборудован средствами навигационной обстановки, уже имеет картографическое покрытие актуализированными электронными навигационными картами, каналами связи, в том числе сотовой связью, что позволяет здесь организовать тестовую акваторию и обеспечить высокий уровень безопасности судоходства при проведении испытаний и апробаций безэкипажных судов. Средние глубины, как правило, превышают 15 м, грунт в основном песчаный, в зимнее время образуется ледяной покров. Акватория позволит проводить испытания судов всех четырех уровней автономности, согласно классификации IMO. Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки, которая и создана на 1371 км реки Нева. Данная площадка будет оборудована всеми необходимыми техническими средствами, имеет высокую доступность для всех потенциальных участников испытаний. Создание тестовой акватории является перспективным шагом в решении инновационных задач для транспортной отрасли Российской Федерации. Беседовала Валерия Ангельчева

Транзитная навигация на Волго-Балте в 2020 году началась почти на неделю ранее планового срока. Раннее начало позволит судовладельцам выполнить больше рейсов, а значит, и заработать больше. О том, каким будет предстоящий сезон ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков.

— Федор Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о готовности Волго-Балта к навигации 2020.

— Коллектив «Волго-Балта» своевременно подготовился к навигации 2020 года, был проведен комплекс работ по текущему ремонту, выполнены эксплуатационные работы, подготовлен флот, экипажи. Это все, на мой взгляд, было сделано на хорошем уровне. Навигация этого года открылась на 5 дней раньше плановых сроков по просьбе судовладельцев и на основании распоряжения Росморречфлота. С 25 апреля была обеспечена работа средств навигационного оборудования и шлюзов на основной трассе Волго-Балта. Судовладельцы позитивно отнеслись к раннему открытию. К 24 апрелю несколько судов уже стояло на рейдах Череповца, а 25 апреля первым судном, прошлюзованным на Волго-Балте, стал танкер «Бавлы», направляющийся под погрузку нефтепродуктов в Ярославль.

— Какие прогнозы по глубинам? В каком состоянии гидротехнические сооружения (ГТС)?

— По прогнозу ФГБУ «Северо-Западное УГМС», уровни крупных озёр в мае ожидаются выше нормы: на 0,25 м — на Ладожском озере, на 0,30 м — на Онежском озере. По водпостам уровни Ладожского озера и р. Свири выше среднемноголетних значений. Водохранилища Северного склона Волго-Балтийского водного пути (Вытегорское, Белоусовское, Новинкинское) наполнены до отметок нормального подпорного уровня (НПУ). Шекснинское водохранилище в процессе наполнения, отметки НПУ будут достигнуты в первой декаде мая, при этом проектный уровень воды уже обеспечен. На текущий момент мы не ожидаем снижения уровней воды в навигацию 2020 года ниже проектных отметок, если не возникнут какие-то стихийные природные катаклизмы.

Состояние ГТС — эксплуатационное, сооружения готовы к работе по пропуску судов в навигацию 2020 года и обеспечивают поддержание подпорного уровня воды водохранилищ. На все сооружения Волго-Балта, подлежащие декларированию безопасности, имеются действующие декларации безопасности и соответствующие разрешения на эксплуатацию, выданные Ространснадзором. Всего таких сооружений 35 ед. в составе пяти гидроузлов и трёх шлюзов. На основной трассе Волго-Балта от Санкт-Петербурга до Череповца установлена гарантированная глубина 4,0 метра.

В навигацию 2020 года внутренние водные пути будут содержать 32 обстановочные бригады, в том числе на основной трассе 22 бригады. Для поддержания гарантированных габаритов пути в навигацию будет задействовано 10 ед. земснарядов.

— Какие технические работы выполнены в межнавигационный период и какие запланированы на лето?

— В целом подготовка судоходных гидротехнических сооружений к навигации, а также к пропуску весеннего половодья проводилась в обычном режиме. При этом пришлось скорректировать графики завершения некоторых работ в связи с изменением Росморречфлотом срока начала работы шлюзов на более ранний. Выполнялся текущий ремонт железобетонных конструкций, было уложено 350 м3 бетона, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования шлюзов, ремонт механизмов и опорно-ходовых устройств ворот и затворов с заменой отдельных узлов, проводилась замена уплотнений и антикоррозионная защита металлоконструкций ворот и затворов. Выполнен плановый ремонт электротехнического оборудования сооружений, коммутационной аппаратуры цепей управления, кабельных линий шлюзов с заменой выбракованной по результатам испытаний кабельной продукции, проведены необходимы настройки оборудования. В межнавигационный период 2019-2020 г.г. в рамках капитального ремонта были завершены работы по 2 объектам.Первый объект – «Капитальный ремонт бетона порога и стенки падения верхней головы шлюза №7 Шекснинского гидроузла». Второй – «Капитальный ремонт основных ворот верхней головы Нижне-Свирского шлюза». Он уже принят комиссией и эксплуатируется.

— Несколько лет назад в стратегических документах Росморречфлота фигурировал проект по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Затем этот проект отодвинули на 2020 год. Какова ситуация сегодня? Сохранилась ли необходимость в актуализации этого инвестпроекта?

— Основные документы транспортной отрасли – это и Транспортная стратегия Российской Федерации и Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года предусматривают строительство второй нитки. По объекту была разработана проектная документация и выполнен ряд подготовительных мероприятий. Впоследствии Минтрансом России и Росморречфлотом было принято обоснованное решение об изменении очередности реализации основных инвестпроектов на реке. Если сравнивать с «пиковыми» годами, например с 2013, то судопоток через Нижне-Свирский шлюз уменьшился и сегодня остро проблема не стоит. Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза теперь предполагается после реализации проекта Нижегородского низконапорного гидроузла. После этого мы ожидаем увеличения грузопотока с Волги на Балтику, тогда и станет целесообразным возобновление строительства.

— Ваш прогноз на навигацию этого года?

— По предварительной информации судовладельцев можно сделать следующие выводы.Перевозки металла по линии Череповец − Санкт-Петербург, строительных грузов с карьеров Ладожского и Онежского озер были запланированы изначально в объемах предыдущего года. Это те грузы, которые в первую очередь зависят от спроса на рынке. С учетом негативных явлений в экономике можно ожидать снижения, а насколько – покажет практика. На лесные грузы с отгрузкой в нашем бассейне кроме спроса оказывает влияние и прошедшая теплая зима, многие лесозаготовители не смогли организовать зимники и вывезти всю продукцию к причалам. Поэтому и по лесу ожидаем снижение. Конечно, значительно уменьшатся пассажирские перевозки в связи с эпидемиологической ситуацией. В настоящее время не осуществляются круизные перевозки и по планам судовладельцев могут возобновиться не ранее июня. У крупных пассажирских перевозчиков идет работа по перекомпоновке запланированных круизов на вторую половину навигации. Администрация «Волго-Балта» готова оперативно содействовать судовладельцам в корректировке графиков движения флота. В целях охраны жизни и здоровья людей, в связи с угрозой, связанной с возможным заражением коронавирусом, на основании ст. 77 Кодекса внутреннего водного транспорта ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с 14 апреля 2020 г. введен запрет на движение пассажирских судов с пассажирами на борту в пределах административных границ Санкт-Петербурга на реке Нева. По мере улучшения обстановки Росморречфлотом будет приниматься решение о его отмене.

— В этом году Волго-Балт значительно повысил ставки причального и якорного сбора. Поясните, пожалуйста, какова причина такого решения и на что планируется направить собранные средства?

— ФБУ «Администрация «Волго-Балт» как субъект естественных монополий оказывает услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах. В частности такие услуги, как предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта Санкт-Петербург (рейды р. Невы и набережная Л. Шмидта).

Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года №293) минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг. Величина ставок на данные услуги последний раз индексировалась в 2014 году, таким образом, уровень ставок уже много лет не покрывал текущие расходы на их оказание. После внесения изменений в действующее законодательство было принято решение об индексации ставок на уровень покрытия затрат на оказание этих услуг. Средства будут направленны на выплату заработной платы персоналу, занятому в оказании этих услуг, проведение текущих работ на причалах.

— Вы участвовали в разработке проекта тестовой акватории для испытаний безэкипажных и автономных судов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Почему выбраны именно участки акватории Невы и Ладожского озера?

— Спасибо за вопрос. Развитие беспилотных технологий вызывает большой интерес у всех транспортников. Не исключение и речники. Волго-Балт, как лидер инноваций на внутренних водных путях, принимает в этом активное участие. По нашему мнению технологии безэкипажного судовождения могут быть внедрены уже в ближайшем будущем, как первый шаг — на маломерных судах. Необходимо понимать, что любому внедрению инноваций на транспорте, должен предшествовать целый ряд натурных исследований и испытаний.

Для проведения такого рода испытаний потребовалось выделение специализированной акватории. Параметры акватории должны позволять проводить испытания и апробацию для всего спектра перспективных безэкипажных судов и объектов, а также отработку технологий беспилотного судовождения в условиях, максимально приближенных к реальным.

Таким образом, на основании исследований, проведенных нашими сотрудниками совместно со специалистами ГУМРФ им. адмирала Макарова были выбраны две площадки тестовой акватории: в Ладожском озере и на реке Нева.Расположение акватории именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по реке Нева, что позволит проводить испытания техники класса «река-море».Район восточной части Ладожского озера в Свирской губе будет оборудован средствами навигационной обстановки, уже имеет картографическое покрытие актуализированными электронными навигационными картами, каналами связи, в том числе сотовой связью, что позволяет здесь организовать тестовую акваторию и обеспечить высокий уровень безопасности судоходства при проведении испытаний и апробаций безэкипажных судов. Средние глубины, как правило, превышают 15 м, грунт в основном песчаный, в зимнее время образуется ледяной покров.Акватория позволит проводить испытания судов всех четырех уровней автономности, согласно классификации IMO.Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки, которая и создана на 1371 км реки Нева. Данная площадка будет оборудована всеми необходимыми техническими средствами, имеет высокую доступность для всех потенциальных участников испытаний.Создание тестовой акватории является перспективным шагом в решении инновационных задач для транспортной отрасли Российской Федерации.

Общая протяженность водных путей Волго-Балта составляет 4944,2 км, из них путейские бригады обслуживают с обстановкой 3526,2 км, с гарантированными габаритами – 2979,2 км, в том числе с освещаемой на протяжении 2206,2 км, с неосвещаемой – 1320 км. Всего обслуживается 4857 навигационных знаков, из них береговых – 2484, плавучих – 2373.

Передовые технологии в практике дня

Владимир Николаев, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна ВВП»

В навигацию 2017 г. для поддержания гарантированных габаритов пути проводятся эксплуатационные дноуглубительные работы. Запланировано выполнить в течение навигации свыше 1500 тыс. м3.

В 2017 году на Волховском шлюзе проведены совместные с ГУ МЧС России по Ленинградской области учения по оценке готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Получен первый положительный опыт в проведении гидроакустического траления с применением многолучевого эхолота Sea Bat T-20P с двумя излучателями на основной трассе Волго-Балта.

На Неве продолжается тестирование надежности работы системы дистанционного мониторинга средств навигационного оборудования с использованием канала связи стандарта GSM. В опытной эксплуатации находятся 103 фонаря со встроенными блоками системы мониторинга. В настоящее время совместно с производителями оборудования идут работы по созданию внешних блоков мониторинга СНО, подключаемых к существующим моделям фонарей. Практическая значимость заключается в повышении эффективности проведения работ по обслуживанию СНО.

С начала года подготовлены материалы для 145 согласований об использовании акватории, проводится работа по созданию и обновлению навигационных карт ВВП РФ. В 2017 г. подготовлены к изданию и выпущены: новая редакция Каталога карт, схем судовых ходов и пособий для плавания по внутренним водным путям РФ, цифровой оригинал для типографской печати тома 2 Атласа ЕГС ЕЧ РФ, в рамках технологии «Печать по требованию» изданы карта реки Нарвы и карта Приладожских каналов.

За первое полугодие 2017 г. реализовано: том 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ – 49 экз., карты «Водные пути «Администрация «Волго-Балт» – 3 экз., карты «Внутренние водные пути РФ» – 11 экз., карты реки Волхов –
1 экз., карты Приладожских каналов – 1 экз.

Внедрена система контроля топлива и мониторинга (СКРТ), которая позволяет отслеживать работу флота и осуществлять объективный контроль расхода топлива. В навигацию 2017 года работает 111 единиц флота, оснащенного этой системой.

Промежуточные итоги навигации на 01.10.2017 в бассейне Волго-Балта – 16 883 рейса. Перевезено 13,53 млн тонн груза.

Лоцманы Волго-Балта участвовали в ряде мероприятий, среди которых наиболее значимое – праздник выпускников школ «Алые паруса» с заходом парусного судна Швеции Тre Kronor of Stokholm.

Большая организационная работа была проделана при подготовке к проведению Главного военно-морского парада в акватории Финского залива и реки Невы, а именно: ночные и дневные репетиции парада кораблей ВМФ проходили с участием лоцманов учреждения, совместно с администрацией Санкт-Петербурга согласовывались особые графики разводки городских мостов, в том числе и дневные.

Продолжаются работы по реконструкции сооружений Шекснинского гидроузла, начатые в 2014 году. По шлюзу № 7 основные строительно-монтажные работы близятся к завершению. Установлены новые металлоконструкции ворот и затворов. Ведутся работы по реконструкции фасадов зданий и механизмов. Реконструировано механическое оборудование шлюза и система управления технологическим процессом судопропуска.

По шлюзу № 8 закончены основные строительно-монтажные работы. Завершение работ по реконструкции сооружений Шекснинского гидроузла – декабрь 2017 г.

Бассейновым узлом связи ведутся работы по тестированию перспективных систем мониторинга СНО по технологии АИС. На 1 октября 2017 г. на трех участках Ладожского озера запрограммированы и включены так называемые «виртуальные СНО-АИС», всего 60. Проверяются качественные характеристики, в течение 3-го квартала будет проведено плавание.

Начаты испытания комплектов мониторинга физических (реальных) СНО-АИС с целью определения возможности их использования на внутренних водных путях, а также перспектив импортозамещения ключевых компонентов этих изделий.

Развернуты работы по вводу в эксплуатацию комплекса оборудования контрольно-корректирующей станции ГЛОНАСС/GPS в пос. Свирица Ленинградской области (ККС «Свирица»).

Коллектив Волго-Балта продолжает работать, чтобы достойно завершить навигацию и выполнить возложенные на нас функции.

Безопасность как результат коллективных усилий

Аркадий Биргер, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волго-Балтийского бассейна ВВП

Одна из основных функций наряду с содержанием внутренних водных путей и гидротехнических сооружений – диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания. В том числе и формирование караванов судов для движения в разводку Санкт-Петербургских мостов, мониторинг движения судов, а также информационное обеспечение судов путевой и гидрометеорологической информацией.

Движение судов

В состав службы регулирования движения судов входит центральная диспетчерская, расположенная в Санкт-Петербурге, а также 10 диспетчерских пунктов в районах водных путей и судоходства на основной трассе Волго-Балта.

В 2017 году на диспетчерское регулирование заключено 38 договоров с агентирующими компаниями, 103 договора с судовладельцами грузового флота, 79 договоров с судовладельцами пассажирского флота, в т.ч. 50 – с судовладельцами прогулочных судов, работающих в акватории Невы, рек и каналов в городе.

Диспетчерский аппарат состоит из 83 человек. Дежурный диспетчер управления и диспетчеры на линии в зависимости от конкретных ситуаций производят оповещение:

– оперативных служб Росморречфлота;

– СЗРЦ МЧС России;

– ЦУКС ГУ МЧС РФ;

– ЛОВД на морском и речном транспорте по Санкт-Петербургу и Ленинградской и Вологодской областям, Республики Карелия;

– Комитета по транспорту СПб;

– СЗУ Ространснадзор;

– ФГУ «Российский речной регистр»;

– Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга;

– Росприроднадзора и др.

Сотрудниками службы большое внимание уделяется вопросам движения по Волго-Балту судов и составов, которые по своим габаритам требуют в соответствии с действующими нормативными документами дополнительных согласований с Администрацией. Это одиночные суда длиной более 140 м и крупногабаритные составы, не входящие в типовые схемы формирования составов.

Служба регулирования движения судов укомплектована опытными сотрудниками с большим стажем работы. В настоящее время руководит ей Алексей Сергеевич Сидоров, прошедший путь от дежурного диспетчера движения, главного диспетчера до начальника службы.

Лоцманское обеспечение

Одной из важнейших составляющих функций по обеспечению безопасности плавания на внутренних водных путях является лоцманская проводка судов. Для этих целей в составе Администрации в 1996 году создана лоцманская служба.

Самым ответственным участком обязательной лоцманской проводки являются Санкт-Петербургские мосты. Численный состав лоцманской службы составляет:

– 35 лоцманов для проводки судов под Санкт-Петербургскими мостами;

– 14 лоцманов для проводки судов по участку Санкт-Петербург – Череповец.

Для поддержания необходимого уровня квалификации лоцманы проходят обучение по дополнительной профессиональной программе «Безопасность судоходства» при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и там же аттестацию. В межнавигационный период 2016-2017 годов прошли обучение 13 лоцманов. В 2017-2018 гг. предстоит очередная подготовка и аттестация 6 лоцманов.

Возглавляет лоцманскую службу Борис Павлович Малиновский – профессионал своего дела, с большим опытом работы в должности капитана.

Госуслуги

Функции отдела дипломирования входят в перечень важнейших функций Администрации бассейна, направленных на обеспечение безопасности судоходства.

Отдел дипломирования проводит работу со специалистами флота, желающими получить рабочие дипломы комсостава, подтверждения к полученным ранее дипломам и квалификационные свидетельства рядового состава согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 349 от 31 мая 2005 г.

На 1 октября 2017 года выдано 222 квалификационных свидетельства плавсоставу, 202 диплома и 189 подтверждений к дипломам.

Проведена аттестация лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов в количестве 14 человек.

В соответствии с Приказом Минтранса и Минтруда 13/11 от 11 марта 1994 г. было аттестовано 24 специалиста.

Данные на каждого специалиста внесены в Информационную систему дипломирования членов экипажей судов ВВП.

Отделом УЛМ осуществляется государственная услуга по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота.

Также оформляется мореходная книжка, которая должна быть на руках у каждого члена экипажа морского судна под государственным флагом РФ, при выходе на судне в море в качестве подтверждения занятия должности на борту этого судна. Документы оформляются гражданам из разных регионов России, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики.

За 2016 год паспортным отделом было оформлено 609 удостоверений личности моряка (УЛМ) и 279 мореходных книжек.

В 2012 году Администрации были переданы функции государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов.

Основными задачами Службы регистрации судов является:

– проверка юридической силы представленных для госрегистрации правоустанавливающих документов,

– проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав,

– государственная регистрация прав и выдача соответствующих документов,

– предоставление информации о зарегистрированных правах по запросам компетентных органов.

В 2016 году было произведено 745 регистрационных действий, на 01.10.2017 г. – 700.

Проведена регистрация ипотечных и арендных сделок в 2016 году – 178, на 01.10.2017 г. – 106.

Вклад ИГПК

Большой вклад в обеспечение безопасности судоходства вносит инспекция государственного портового контроля (ИГПК).

На данный момент инспекция укомплектована инспекторами в количестве 19 человек. Все они имеют большой практический опыт работы на флоте и прошли специальную подготовку. Инспекцией организовано оперативное взаимодействие со службой регулирования движения судов, службой капитана рейда, отделами регистрации судов и дипломирования, что позволяет многие вопросы, связанные с проверками судов, решать в оперативном порядке.

Результаты проверок пассажирских и грузовых судов, в том числе перевозящих опасные грузы, на наличие дипломов, действующих судовых документов, аварийно-спасательного имущества, технического состояния судна и квалификации капитана и судовой команды показывают, что ситуация с безопасностью меняется в лучшую сторону.

Большинство нарушений, так же как и прежде, относятся к категориям: безопасность в целом, средства борьбы с пожаром, судовые свидетельства и документы, спасательные средства и предотвращение загрязнения нефтепродуктами.

Сравнительно небольшой процент задержаний по отношению к общему числу проведенных инспекций можно объяснить тем, что судовладельцы и многие капитаны судов, приходящих в Волго-Балтийский бассейн, стали готовиться к предстоящей инспекции более тщательно и заблаговременно, зная из своего опыта, что проверка судов проводится инспекторами объективно и скрупулезно, а возможная непредвиденная задержка судна в рейсе по вине капитана может осложнить взаимоотношения с судовладельцем.

Тем не менее количество нарушений обязательных требований, не приводящих к задержанию, на некоторых судах все еще остается довольно высоким.

Для обеспечения безопасности плавания и безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов инспекторы ГПК нередко привлекаются в качестве специалистов при проверках плавучих средств по запросу правоохранительных органов.

При проведении проверок судов инспекторы доводят информацию до судоводителей о транспортных происшествиях, имевших место в Волго-Балтийском бассейне, обращают внимание на особенности при прохождении затруднительных участков, которых в нашем бассейне достаточно.

Успешно руководит инспекцией уже в течение более четырех лет Эдуард Вячеславович Черепанов, накопивший за это время большой опыт работы в части организации осмотров и проверок судов.

Положительный результат в столь ответственном деле, как обеспечение безопасности судоходства, может быть достигнут только при объединении усилий сотрудников всех служб, отделов, филиалов Администрации бассейна, постоянном стремлении каждого к совершенствованию своих навыков, повышению уровня знаний и ответственности каждого за порученное дело.

Хочется пожелать всем работникам водного транспорта успехов в решении поставленных задач!

Морские вести России №15, 2017 г.

Оставьте комментарий