Штраф за охрану труда 2018


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ШТРАФЫ
Напомним, что, по словарю-справочнику «Административное право», административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности. Ответственность работодателя за нарушения в области охраны труда в рамках вносимых изменений согласно Кодексу об административных правонарушениях, сводится к следующему:
Статья 5.27 КоАП. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.
Статья 5.27 (1) КоАП. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тысяч рублей.
3. Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.
4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тысяч рублей.
5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 130 до 150 тысяч рублей.

6. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 70 тысяч рублей.
7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Ответственность. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от 100 до 200 тысяч рублей.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовная ответственность за нарушения в области охраны труда возлагается на конкретное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны труда на предприятии.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Ответственность. Наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.).
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Ответственность. Наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.
3. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Ответственность: Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
В связи с вводом СОУТ фактическое количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда увеличилось. По данным Минтруда, в течение первого полугодия 2015 г. Федеральной службой по труду и занятости оформлено более 6,5 тыс. постановлений на юридических и должностных лиц за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах. «За нарушение установленного порядка проведения спецоценки работодатели были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 150,8 млн руб., а организации, проводящие спецоценку условий труда, оштрафованы на сумму более 3 млн руб., – уточнил глава Министерства Максим ТОПИЛИН.

Какова сумма штрафа за отсутствие спецодежды и средств индивидуальной защиты у работников?

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей.

При совершении данного правонарушения повторно должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Правовое обоснование:

Согласно п. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 5 ст. 5.27.1 КоАП совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2016 г.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

8.1. Надзор и контроль в сфере охраны труда

Перечень органов, уполномоченных осуществлять надзор за охраной труда, содержится сразу в двух нормативных документах — в ст. 260 КЗоТ и специальном нормативном документе в сфере охраны труда — Законе об охране труда.

Так, государственный надзор за соблюдением законов и других нормативноправовых актов по вопросам охраны труда осуществляют:

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда — Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Госгорпромнадзор).

2. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности — Государственная инспекция ядерного регулирования Украины.

3. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности — Государственный департамент пожарной безопасности и органы государственного пожарного надзора.

4. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда — органы и заведения Государственной санитарно­эпидемиологической службы Украины.

5. Отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти.

6. Структурные подразделения по охране труда, созданные в составе Совета министров АР Крым, местных государственных администраций.

Рассмотрим полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере охраны труда каждого из перечисленных органов.

Госгорпромнадзор и его территориальные органы. Полномочия должностных лиц Госгорпромнадзора определены ст. 39 Закона об охране труда. Так, должностные лица этого органа имеют право:

— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверки соблюдения законодательства об охране труда;

— получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудиторских проверок, материалы и информацию об обеспечении охраны труда, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства и предпринятых мероприятиях по их устранению;

— выносить обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда;

— запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, а также выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных Госгорпромнадзором разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;

— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

— отправлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

Единые требования по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением законов и других нормативноправовых актов по охране труда со стороны Госгорпромнадзора определены нормами Положения № 92. Так, в соответствии с п. 3.1 упомянутого Положения государственный надзор осуществляется путем проведения проверок предприятий (объектов), учреждений, организаций.

Должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор за охраной труда, во время проверки должно иметь при себе удостоверение, а при проверке режимных объектов — дополнительно допуск, оформленный в установленном порядке согласно законодательству. При этом любые виды проверок должны проводиться в присутствии работодателя или уполномоченного им лица.

Результаты каждой проверки согласно п. 3.6 Положения № 92 оформляются актом проверки, а в случае выявления во время проверки нарушений по вопросам охраны труда должностное лицо Госгорпромнадзора составляет предписание, в которое вносятся:

— запись о характере и содержании нарушения безопасности труда, промышленной безопасности, о невыполнении законов и других нормативных актов (указываются реквизиты нормативного акта, его пункты, статьи и прочее), а также требования
к работодателю об устранении этих нарушений;

— запись о запрете, остановке, прекращении, ограничении работы и эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и прочих средств труда, выполнения определенных видов работ, применения новых опасных веществ, а также о нарушении условий выданных разрешений;

— требование к работодателю о составлении мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законов и прочих нормативноправовых актов по охране труда и письменном информировании о выполнении этих мероприятий.

Объект, эксплуатация которого приостановлена в связи тем, что он создает угрозу жизни или здоровью работающих, опломбируется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке приостановления эксплуатации объектов при наличии нарушений нормативных актов об охране труда, утвержденной приказом Госнадзорохрантруда от 30.12.94 г. № 133. Возобновление эксплуатации такого объекта осуществляется после устранения нарушений, указанных в предписании, и получения от должностного лица Госгорпромнадзора соответствующего решения.

При повторном нарушении требований нормативноправовых актов по охране труда во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации объекта, машины, механизма, оборудования повышенной опасности работодателю выдается предписание, осуществляется приостановление в установленном порядке и инициируется вопрос об аннулировании разрешения, выданного Госгорпромнадзором.

В случае выявления должностными лицами Госгорпромнадзора нарушений требований нормативноправовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни или здоровью работников, они вправе направлять работодателю представления о несоответствии должностных лиц, допустивших эти нарушения, занимаемой должности или передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности (п. 3.10 Положения № 92).

Государственный департамент пожарной безопасности и органы государственного пожарного надзора. Этот орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, противопожарных стандартов, норм и правил, а его полномочия определены Положением № 508. Подробнее о полномочиях должностных лиц органов государственного пожарного надзора читайте на с. 95 данного спецвыпуска.

Органы и заведения санитарно­эпидемио­логической службы. Должностные лица органов и заведений санитарно­эпидемиологической службы осуществляют государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства в отношении безопасности для жизни и здоровья человека продукции и среды жизнедеятельности. Основные задачи и способы осуществления государственного санитарно­эпидемиологического контроля, а также полномочия должностных лиц Санэпидемслужбы установлены Законом № 4004 и Положением № 1109 ().

Государственная инспекция ядерного регулирования Украины. Этот орган осуществляет контроль и надзорза соблюдением законодательства в сфере ядерной и радиационной безопасности. Егополномочия определены Положением о Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 403/2011.

Отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти.Согласно ст. 33 Закона об охране труда министерства и другие центральные органы исполнительной власти осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях вверенной им отрасли.

Государственная инспекция Украины по вопросам труда. Полномочия данного органа в сфере охраны труда также определены ст. 33 Закона об охране труда. К ним относятся:

— проведение государственной экспертизы условий труда;

— контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест в отношении их соответствия нормативноправовым актам по охране труда.

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины. Статьей 22 Закона № 1105 Фонд наделен полномочиями проверять состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях, а также участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подразделения по охране труда, созданные в составе Совета министров АР Крым, местных государственных администраций. Статьей 34 Закона об охране труда структурным подразделениям по охране труда в составе Совета министров АР Крым и местных государственных администраций предоставлено право в пределах соответствующих территорий осуществлять контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативноправовых актов по охране труда.

Общественный контроль. Помимо государственных органов, осуществляющих надзор в сфере охраны труда, действуют и негосударственные институты, имеющие прямое отношение к контролю за охраной труда на предприятии.

Так, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей (ст. 41 Закона об охране труда).

Профессиональные союзы контролируют создание безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно­бытовых условий, а также вопросы обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях либо производствах физических лиц, использующих в соответствии с законодательством наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.

Кроме того, профсоюзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также проектируемых, возводимых или эксплуатируемых объектов производственного назначения на соответствие их нормативноправовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои заключения о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представление по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.

Определившись с тем, какие органы наделены правом осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны труда, перейдем к тому, какая ответственность грозит субъектам хозяйствования за такие нарушения.

8.2. Санкции за нарушение законодательства в сфере охраны труда

За нарушение установленных законодательными актами требований об охране труда к субъектам хозяйствования могут быть применены административно­хозяйственные санкции. Кроме того, физические лица, виновные в таких нарушениях, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности (см. табл. 8.1 и 8.2 на с. 93).

Таблица 8.1

№ п/п

Вид нарушения

Лица, привлекаемые к ответственности

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины

Административнохозяйственные санкции

Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Штраф, максимальный размер которого не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год

Ч. 1 — 2 ст. 43 Закона об охране труда

Уплата указанного штрафа не освобождает юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, от устранения выявленных нарушений в установленные сроки.

Нарушение требований ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда в отношении размеров осуществления расходов на охрану труда

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Штраф в размере 25 % разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период

Ч. 3 ст. 43 Закона об охране труда

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона об охране труда для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год.
На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 % фонда оплаты труда (ч. 4 ст. 19 Закона об охране труда).

Неуплата или неполная уплата штрафа

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Пеня на неуплаченную сумму штрафа (его части) в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в периоде такой неуплаты, за каждый день просрочки

Ч. 4 ст. 43 Закона об охране труда

Нарушения законодательства об охране труда, в том числе создающие угрозу жизни работающих

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Запрет, приостановление, прекращение, ограничение эксплуатации предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнения определенных работ, применения новых опасных веществ, реализации продукции, отмена или прекращение действия выданных разрешений и лицензий до устранения нарушений

Ст. 39 Закона об охране труда

Административные санкции

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда

Работники

Штраф в размере
от 2 до 5 ннмдг(от 34 до 85 грн.)

Ч. 2 ст. 41 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждане — субъекты предпринимательской деятельности

Штраф в размере
от 5 до 10 ннмдг
(от 85 до 170 грн.)

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда

Работники

Штраф в размере
от 2 до 5 ннмдг(от 34 до 85 грн.)

Ст. 93 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждане — собственники предприятий или уполномоченные ими лица

Штраф в размере
от 5 до 10 ннмдг(от 85 до 170 грн.)

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда

Работники

Штраф в размере
от 2 до 5 ннмдг(от 34 до 85 грн.)

Ст. 94 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждане — собственники предприятий
или уполномоченные ими лица

Штраф в размере
от 10 до 14 ннмдг(от 170 до 238 грн.)

Невыполнение законных требований должностных лиц Госгорпромнадзора об устранении нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этого органа

Работники

Штраф в размере
от 3 до 5 ннмдг(от 51 до 85 грн.)

Ст. 1884 КУоАП

Должностные лица

Штраф в размере
от 8 до 14 ннмдг(от 136 до 238 грн.)

Согласно ст. 231 КУоАП дела о нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда в отношении безопасного ведения работ, хранения, использования и учета взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Госгорпромнадзору, а также о невыполнении законных требований органов Госгорпромнадзора (ч. 2 ст. 41 КУоАП, за исключением нарушений санитарно­гигиенических и санитарно­противоэпидемиологических правил и норм, ст. 93, 94, 1884 КУоАП) рассматривают органы Госгорпромнадзора.
От имени органов Госгорпромнадзора рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:
1) за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда, по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Госгорпромнадзору, а также невыполнение законных требований органов Госгорпромнадзора:
— государственные инспекторы — штраф до 7 ннмдг (до 119 грн.);
— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 8 ннмдг (до 136 грн.);
— начальники управлений и отделов Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 9 ннмдг (до 153 грн.);
— руководитель Госгорпромнадзора и его заместители — штраф до 14 ннмдг (до 238 грн.);
2) за нарушение нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Госгорпромнадзору, а также невыполнение законных требований органов Госгорпромнадзора:
— государственные инспекторы — штраф до 10 ннмдг (до 170 грн.);
— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 11 ннмдг (до 187 грн.);
— начальники управлений и отделов Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 12 ннмдг (до 204 грн.);
— руководитель Госгорпромнадзора и его заместители — штраф до 14 ннмдг (до 238 грн.).

Государственная инспекция ядерного регулирования Украины

Административнохозяйственные санкции

Нарушение норм, правил и стандартов безопасности или условий разрешений на ведение работ, если эти нарушения причинили или могли причинить вред здоровью людей или окружающей природной среде

Предприятия, учреждения, организации, осуществляющие деятельность в сфере использования ядерной энергии

Штрафы в размерах, предусмотренных Положением о порядке установления размеров и наложении штрафов на предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в сфере использования ядерной энергии, в случае нарушения ими норм, правил и стандартов безопасности или условий разрешений на ведение работ, утвержденным постановлением КМУ от 29.06.96 г. № 708

Ст. 82 Закона № 39/95

Нарушение требований ядерной и радиационной безопасности

Предприятия, учреждения, организации, осуществляющие деятельность в сфере использования ядерной энергии

Ограничение, прекращение или остановка эксплуатации предприятий, учреждений, организаций и объектов

Ст. 25 Закона № 39/95

Административные санкции

Нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности

Штраф в размере
от 10 до 100 ннмдг(от 170 до 1700 грн.)

Ч. 1 ст. 95 КУоАП

Повторное нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности в течение года после наложения административного взыскания

Штраф в размере от 100 до 200 ннмдг(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 2 ст. 95 КУоАП

Невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц органов Государственной инспекции ядерного регулирования Украины об устранении нарушений законодательства о ядерной и радиационной безопасности, непредоставление им необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей

Физические лица

Штраф в размере
от 10 до 100 ннмдг
(от 170 до 1700 грн.)

Ч. 1 ст. 18818 КУоАП

Повторное совершение нарушения, указанного в п. 13 данной таблицы, в течение года после привлечения к административной ответственности

Штраф в размере от 100 до 200 ннмдг(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 2 ст. 18818 КУоАП

Согласно ст. 24412 КУоАП дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и норм ядерной и радиационной безопасности (ст. 95 КУоАП), а также с невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности (ст. 18818 КУоАП), рассматривают органы Государственной инспекции ядерного регулирования Украины. От имени органов Государственной инспекции ядерного регулирования Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право Главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Украины и его заместители.

Как уже было указано выше, за отдельные нарушения законодательства в сфере охраны труда физические лица, допустившие их, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Перечислим основные нарушения в сфере охраны труда, за которые законодательством предусмотрено уголовное наказание (см. табл. 8.2).

Таблица 8.2

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

Нарушение требований законодательных и других нормативноправовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг
(до 850 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 271 УКУ

Совершение действий, указанных в п. 1 данной таблицы, если они привели к гибели людей или к другим тяжелым последствиям

Исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы на срок до 5 лет,
либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового

Ч. 2 ст. 271 УКУ

Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий или причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет,
либо ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Ч. 1 ст. 272 УКУ

Совершение действий, указанных в п. 3 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 8 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 272 УКУ

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий или причинило вред здоровью потерпевшего

Исправительные работы на срок до 2 лет или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Ч. 1 ст. 273 УКУ

Совершение действий, указанных в п. 5 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 10 лет,
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 273 УКУ

Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Ограничение свободы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 274 УКУ

Действия, указанные в п. 7 данной таблицы, если они привели к гибели людей либо другим тяжелым последствиям

Лишение свободы на срок от 3 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 274 УКУ

Нарушение во время разработки, конструирования, изготовления или хранения промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение во время проектирования или строительства правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать эти правила, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий или причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет,
с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового

Ч. 1 ст. 275 УКУ

Совершение действий, указанных в п. 9 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 275 УКУ

Вопрос: Может ли юридическое лицо оплатить штраф (административное правонарушение) за своего сотрудника (физическое лицо)?

Сообщаю Вам следующее:

Специалисты не рекомендуют оплачивать административные штрафы за сотрудников. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1.

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

  1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Документ 2.

Вопрос: Генеральный директор, управляя автомобилем, принадлежащим организации, нарушил ПДД. За это ему как физическому лицу выписали штраф. Может ли организация уплатить такой штраф со своего расчетного счета?

Ответ: Не рекомендуем организации уплачивать административный штраф за директора со своего расчетного счета. Он должен лично уплатить штраф.

Обоснование: Административный штраф является одним из видов административных наказаний (ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Иными словами, наказание, наложенное на работника организации (пусть и генерального директора), не может считаться наказанием организации, которой он руководит.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к ответственности, в кредитную организацию (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

На основании совокупности указанных норм можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации административный штраф должен уплатить сам генеральный директор. В противном случае цель административного наказания не будет достигнута.

Кроме того, Минфин России в Письме от 30.12.2015 N 02-08-10/77621 разъяснил, что в случае неправомерного перечисления денежных средств третьими лицами за лицо, привлеченное к административной ответственности, обязательство по уплате административного штрафа не может считаться исполненным. В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, обязано составить протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В отдельных случаях генеральный директор может быть привлечен к уголовной ответственности за уплату своих штрафов за счет организации по ст. 160 Уголовного кодекса РФ (см., например, Кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012).

Однако данная позиция небесспорна. Так, в частности, в Постановлении Московского городского суда от 27.08.2010 N 4а-2205/10 содержится вывод о том, что нормами закона не установлена обязанность лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, лично уплачивать назначенный судом штраф.

Учитывая изложенное, рекомендуем не уплачивать штрафы за гендиректора с расчетного счета организации. В случае необходимости организация может выдать заем директору, чтобы он мог уплатить свой штраф лично.

А.О. Пучкина

ЗАО Агентство правовой информации

«Воробьевы горы»

Региональный информационный

центр Сети КонсультантПлюс

{Вопрос: …Может ли организация уплатить административный штраф за директора со своего расчетного счета? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}

Документ 3.

Вопрос: Работник, исполняя служебные обязанности, воспользовался услугой каршеринга и нарушил ПДД. Сумма административного штрафа и штрафа каршеринговой организации будет компенсирована организацией. Возникает ли в данном случае доход, облагаемый НДФЛ?

Ответ: Оплата организацией работнику суммы штрафных санкций за нарушение им Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, допущенное при управлении транспортным средством, предоставленным в рамках услуги каршеринга, признается доходом физического лица, облагаемым НДФЛ.

Обоснование: Под услугой каршеринга понимается предоставление физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности, транспортных средств в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации. Такое определение каршеринга содержится в Приложении к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 02.09.2015 N 61-02-283/5.

Главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за правонарушения в области дорожного движения.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Видом административного наказания является административный штраф.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Также отметим, что согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрена неустойка (пени или штраф), то есть денежная сумма, подлежащая уплате должником за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства.

Договором каршеринга обычно предусматривается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом условий договора клиент обязуется уплачивать штрафы в размере, определенном договором и системой штрафов (приложение к договору). А если к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения РФ была привлечена сама организация-арендодатель (в частности, за правонарушения, зафиксированные при помощи средств автоматической фиксации), то сумма данного штрафа подлежит взысканию с клиента.

На основании ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц по правилам гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

С учетом изложенного, если организация оплатит физическому лицу уплаченные им штрафные санкции, у такого физического лица возникает доход (экономическая выгода).

При выплате такого дохода организация признается налоговым агентом и должна в соответствии со ст. 226 НК РФ исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина России от 20.01.2016 N 03-04-05/1660.

С.В. Разгулин

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

{Вопрос: …Работник, исполняя служебные обязанности, воспользовался услугой каршеринга и нарушил ПДД. Облагается ли НДФЛ оплата организацией за работника штрафа? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}}

Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда

Согласно статье 465 Трудового кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь ответственность за нарушения законодательства о труде несут только лица, виновные в этом.

Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение (несоблюдение) законодательства о труде установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Согласно статье 4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной частиКоАП.

Ответственность за нарушения законодательства о труде, протоколы о совершении которых, согласно пункту 24 части первой статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), предоставлено право составлять уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предусмотрена статьей 9.17, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Статья 9.17 КоАП «Нарушение правил по охране труда» устанавливает административную ответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах в виде штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

В соответствии с частью второй данной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 9.18 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров,- влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража — влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Меры административной ответственности, установленные статьей, распространяются только на физических лиц.

Согласно части первой статьи 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы — влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

Справочно:

В республиканском торгово-производственном предприятии было установлено нарушение сроков выплаты заработной платы работникам. Согласно коллективному договору, действующему в организации, заработная плата работникам выплачивается ежемесячно 17 числа месяца, следующего за отчетным. При проверке установлено, что фактически заработная плата работникам выплачивается после 25 числа месяца. Постановлением государственного инспектора труда Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на организацию наложен штраф в размере 20 базовых величин.

Главный бухгалтер общества с ограниченной ответственностью признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП, так как, будучи уполномоченным должностным лицом нанимателя, не обеспечила выплату заработной платы в установленные в организации сроки. За данное правонарушение к ней применены санкции в виде штрафа в размере 5 базовых величин.

Правоприменительная практика к правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 9.19 КоАП относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами организаций, трудовыми договорами, заключенными с работниками, но и такие нарушения как задержка окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.

Справочно:

Государственным инспектором труда был составлен протокол об административном правонарушении в отношении частного производственного унитарного предприятия, согласно которому средний заработок за время трудового отпуска, предоставленного работнику, был выплачен ему только по окончании отпуска, в то время как наниматель обязан был произвести выплату не позднее, чем за один день до начала отпуска, как того требует законодательство. За данное правонарушение на организацию наложен штраф в размере 10 базовых величин.

Директор общества с ограниченной ответственностью был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 базовых величин, за то, что не произвел окончательный расчет с уволенным работником в день увольнения.

Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 КоАП и частями 1 и 3 статьи 9.19, причинившие вред работнику, согласно части четвертой данной статьи влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

К числу иных нарушений, в первую очередь, относятся нарушения, касающиеся оплаты труда, такие как нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; выплата заработной платы работникам в размере ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и др.

Справочно:

Государственным инспектором труда Департамента государственной инспекции труда в совместном обществе с ограниченной ответственностью было установлено нарушение требований подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 в части предоставления работникам дополнительных мер стимулирования труда. В отношении уполномоченного должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором труда, должностное лицо подвергнуто штрафу в размере 4 базовых величин.

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена частью четвертой статьи 9.19, относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия, т. е. согласно статье 1.3 КоАП — причинение не только имущественного но и иного вреда охраняемым Кодексом правам и интересам работников. К таким нарушением можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года, не предоставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право и т.д.

Справочно:

Директор общества с дополнительной ответственностью на основании протокола по делу об административном правонарушении согласно постановлению по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.19 КоАП, был подвергнут штрафу в размере 4 базовых величин, так как не предоставил работнику трудовой отпуск в течение рабочего года.

Статья 9.20 КоАП устанавливает административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом разделяет ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин на должностное лицо, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин.

Справочно:

Был выявлен случай сокрытия производственного несчастного случая, произошедшего с работником сельскохозяйственного участка республиканского унитарного предприятия, которым при исполнении трудовых обязанностей была получена травма. Нанимателем о данном несчастном случае не сообщено, расследование несчастного случая своевременно произведено не было. За данное нарушение государственным инспектором труда к нанимателю в соответствии со статьей 9.20 КоАП применены штрафные санкции в размере 50 базовых величин.

Мастер ДРСУ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин за сокрытие несчастного случая, происшедшего с дорожным рабочим.

Директор частного производственного унитарного предприятия привлечена к административной ответственности по данной статье КоАП за несвоевременное сообщение о производственном несчастном случае.

Следует отдельно остановиться на статье 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенностью её является то, что штрафные санкции устанавливаются не только в базовых величинах. Согласно данной статье, несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до пятнадцати базовых величин.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого за указанное нарушение на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно частями второй и третьей статьи 6.5 КоАП.

Справочно:

Основными нарушениями при заключении гражданско-правовых договоров являются отсутствие в договорах обязательных существенных условий: порядка расчета по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате обязательных страховых взносов на государственное социальной страхование; обязательств сторон по обеспечению безопасных условий работы; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора; ответственности за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы.

От имени Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях в соответствии с частью второй статьи 3.23 ПИКоАП вправе рассматривать директор Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда.

Оставьте комментарий