Штраф за отсутствие разрешения на строительство

Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.

Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.

В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.

Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.

На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.

Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо.

Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.

В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  1. строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  2. строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  3. строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  4. изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
  5. капитального ремонта объектов капитального строительства;
  6. иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии со ст. 4-5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ «О градостроительной деятельности» на территории Кемеровской области получение разрешения на строительство кроме случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется также в случае строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к электроустановкам напряжением до 20 киловольт включительно (по каждому отдельному объекту капитального строительства):

  • линий электропередачи (воздушных, кабельных, кабельно-воздушных, одно-, двух- и многоцепных линий электропередачи, комбинированных линий электропередачи, компактных линий электропередачи, отпаек и ответвлений от линий электропередачи);
  • электрических подстанций (в том числе открытых, закрытых, встроенных, опорных, трансформаторных, преобразовательных, инверторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций, столбовых трансформаторных подстанций);
  • электрических распределительных устройств (в том числе электрических распределительных пунктов, комплектных распределительных устройств, открытых и закрытых распределительных устройств);
  • трансформаторных пунктов, пунктов секционирования, реклоузеров, переключательных пунктов, щитов управления.

Строительство (реконструкция) объектов, указанных в пункте 1 данной статьи, допускается без получения разрешения на строительство при условии, если в отношении таких объектов осуществляется государственный энергетический надзор и если строительство (реконструкция) таких электроустановок осуществляется на земельных участках, предоставленных для строительства (реконструкции) в установленном федеральным законодательством порядке, и не запрещено документами территориального планирования соответствующих муниципальных образований.

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 08 июня 2017 года N 3-714

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Красноярского края.

Статья 2. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство

1. Получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется также в следующих случаях, за исключением случаев строительства и (или) реконструкции особо опасных и технически сложных объектов:
а) при строительстве и (или) реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, в том числе относящихся к пространственно-стержневым или сплошным сборно-разборным конструкциям башенного и мачтового типа, железобетонным, металлическим или композитным опорам (монолитным слабонесущим или полым, секционно-разборным), высотой до 35 метров включительно в границах населенных пунктов и до 50 метров включительно вне границ населенных пунктов и с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров;
б) при строительстве и (или) реконструкции подземных и наружных линий связи и линейно-кабельных сооружений связи;
в) при строительстве и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 киловольт включительно: линий электропередачи, электрических подстанций, электрических распределительных устройств и связанного с ними иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования;
г) при строительстве и (или) реконструкции сетей наружного освещения;
д) при строительстве и (или) реконструкции тепловых сетей с использованием трубопроводов внутренним диаметром до 300 мм включительно, в том числе камер тепловой сети всех типов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно, за исключением магистральных тепловых сетей;
е) при строительстве и (или) реконструкции водопроводных сетей с использованием трубопроводов внутренним диаметром до 300 мм включительно от магистральных сетей до объектов капитального строительства и при строительстве и (или) реконструкции самотечных сетей канализации, в том числе дождевой (ливневой) канализации, с использованием трубопроводов внутренним диаметром до 500 мм включительно от магистральных сетей до объектов капитального строительства;
ж) при строительстве и (или) реконструкции водопроводных сетей, водонапорных башен, предназначенных для водоснабжения двух и более объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых в соответствии с пунктами 1 — 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводится экспертиза;
з) при строительстве и (или) реконструкции канализационных коллекторов, канализационных насосных станций, предназначенных для отведения сточных вод от двух или более объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых в соответствии с пунктами 1 — 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводится экспертиза;
и) при строительстве и (или) реконструкции на земельных участках, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, мелиоративных систем, отдельно стоящих зданий, строений, сооружений с количеством этажей не более чем один, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или такие зоны установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты;
к) при строительстве и (или) реконструкции систем искусственного снегообразования, представляющих собой единый объект капитального строительства, который включает в себя насосно-компрессорные и насосные станции, водозаборные колодцы, водопроводные сети и сети водоотведения диаметром до 350 мм включительно, водоводы и воздуховоды диаметром до 150 мм включительно;
л) при строительстве и (или) реконструкции ограждений территории в пределах границ земельных участков с использованием железобетонных, металлических столбов и (или) опор высотой до 10 метров включительно и с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров.
2. При реконструкции объектов, в отношении которых пунктом 1 настоящей статьи установлены предельные значения отдельных параметров и функциональных характеристик объектов, их частей (высота, глубина, площадь, количество этажей, класс напряжения и иные), получение разрешения на строительство не требуется при условии, что реконструкция этих объектов не предусматривает превышение указанных параметров и характеристик.

Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете «Наш Красноярский край».

Губернатор
Красноярского края
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

Возведение объекта без разрешения на строительство

Помощь в легализации самовольных построек и защите их от сноса: от коттеджей до торговых центров

Ситуация: В VERDICTO часто обращаются клиенты, чьи объекты сносят в связи с отсутствием разрешения на строительство. Иногда клиент не обращался за выдачей разрешения на строительство, а иногда обращался, но ему отказали в его выдаче или просто проигнорировали обращение.

Вопросы:

  1. Каковы последствия возведения недвижимости без разрешения?
  2. Как получить разрешение на строительство?

Ответ: Самым очевидным последствием строительства без разрешения является его снос как самовольной постройки. Но всегда есть нюансы. Чтобы получить разрешение на строительство, нужно обратиться со специально подобранным пакетом документов в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Подробный ответ: В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ одним из оснований для признания постройки самовольной является отсутствие необходимых разрешений на строительство.

разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка … и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Статья 51 Градостроительного кодекса РФ

По сути, разрешение на строительство решает одновременно две задачи:

  1. подтверждает соответствие проекта «градплану»;
  2. дает законное право застройщику строить, либо реконструировать принадлежащее ему имущество.

Кто выдает разрешение на строительство?

По общему правилу разрешение на строительство выдают органы местного самоуправления (ОМСУ) по месту нахождения участка земли.

В Москве…

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. № 145-ПП, функцию выдачи разрешений на все виды строительства выполняет Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.

В Департамент природопользования и охраны окружающей среды (в Москве) предстоит подавать документы тем, кто планирует осуществлять строительство в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.

В случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, при котором затрагиваются его характеристики надежности и безопасности, Застройщику предстоит обратиться за разрешением в Департамент культурного наследия г. Москвы. Это правило не распространяется на объекты культурного наследия федерального значения, список которых утверждает Правительство России.

В Московской области…

С 1 января 2015 года вступили в законную силу Закон Московской области № 106/2014-ОЗ и Закон Московской области № 107/2014-ОЗ. Согласно указанным нормативным актам в случае строительства индивидуального жилого дома разрешение на строительство, как и раньше, выдает администрация района, в котором Вы решили строить.

Во всех остальных случаях застройщик должен получать разрешение в Министерстве строительного комплекса Московской области.

Список документов для получения разрешения на строительство

Если Вы решили строить ИЖС, потребуются следующие документы:

  1. паспорт;
  2. заявление установленного образца;
  3. свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок или договор аренды земельного участка;
  4. утвержденный градостроительный план земельного участка;
  5. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Во всех остальных случаях список документов значительно шире. Заявитель должен представить в орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство:

  1. паспорт;
  2. заявление установленного образца;
  3. свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок или договор аренды земельного участка;
  4. утвержденный градостроительный план земельного участка;
  5. проектную документацию;
  6. положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
  7. согласие всех правообладателей объекта капитального строительства, если объект находится в долевой собственности;
  8. решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в случае если речь идет о его реконструкции.

В отдельных случаях (строительство в границах особо охраняемой природной территории, реконструкция памятника культуры и т.д.) у застройщика могут потребовать дополнительные документы. Подробнее Вы можете прочитать об этом в других статьях нашего сайта.

Когда разрешение на строительство не требуется?

В ряде случаев, прямо перечисленных в законе, строительство допускается без разрешения. К таким случаям относятся:

  1. строительство гаража на садовом земельном участке или для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  2. строительство киосков, навесов и других объектов не являющихся капитальными;
  3. строительства строений и сооружений вспомогательного использования (беседка, забор и пр.);
  4. реконструкция недвижимости, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом;
  5. капительный ремонт недвижимости;
  6. строительство, реконструкция буровых скважин (например, артезианских скважин на участке).

Что будет, если построить, не имея на руках соответствующего разрешения?

Самым распространенным последствием строительства без разрешения является ее снос. Скорее всего, Вам предстоит пройти следующие процедуры:

  1. Проверки прокуратуры и Гостройнадзора;
  2. Наложение штрафа по ч. 5 ст. 9.5. КоАП РФ ;
  3. В Росреестре Вы не сможете зарегистрировать право собственности на такую недвижимость;
  4. Будет подан иск о сносе самовольной постройки;
  5. Если Вы проиграете дело и откажетесь сносить постройку самостоятельно, ее снесут приставы, а расходы по ее сносу возложат на Вас.

Зачем мне разрешение на строительство, если я строю ИЖС?

Вопреки распространенному мнению, при возведении индивидуального жилого дома также требуется получать разрешение на строительство. К сожалению, в быту распространены такие мнения:

земля моя, значит, я могу строить без всяких разрешений;
это всего лишь садовый домик (подумаешь, что с фундаментом и на 3 этажа);
я уже получил градостроительный план, зачем мне еще разрешение на строительство;

Скорее всего, такие рассуждения приведут Вас в суд. Вы не сможете оформить право собственности на такой дом, продать его или завещать. Такой дом не сможет быть предметом залога по кредитам в банке. В самом плохом случае, такой дом снесут по решению суда, как самовольную постройку. Представьте себе, сколько сил и денег Вы вложите в строительство своего дома, сравните эти усилия с «волокитой получения разрешения на строительство» и ответьте себе на вопрос: «Хочу ли я рискнуть своей недвижимостью»?

на граждан накладывается штраф размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Оставьте комментарий