Системы управления охраны труда

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

О каких документах идет речь

Многие легкомысленно считают, что политика предприятия по охране труда ограничивается принятием общей декларации о СУОТ, которая включает гарантии соблюдения государственных нормативов охраны труда и добровольно взятых на себя обязательств. Это не так. Перечень документов по СУОТ должен быть значительно шире. Как минимум, он включает (п. 4 Положения № 438н):

  1. внутренние нормативные документы СУОТ (2016 года и более ранних периодов);
  2. документы, в которых происходит фиксация различных событий и мероприятий по охране труда: журналы, акты, записи и др.

Таким образом, в целом – это документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ. Трудовая инспекция ими обязательно заинтересуется. Кроме того, они позволят безопасно списать в налоговом учете затраты на мероприятия, которые предусмотрены в разработанной для вашего предприятия СУОТ.

Также см. «Образец приказа о внедрении СУОТ: как должен выглядеть».

Кто и с какими документами СУОТ на предприятии должен иметь дело в силу обязанности, установленной Трудовым кодексом? Ответ на этот вопрос можно частично найти в Типовом положении Минтруда о СУОТ. Для вашего удобства мы собрали основные сведения в таблицу.

Должность Обязанности по ТК РФ в отношении документов СУОТ
Работодатель (самостоятельно) Руководит разработкой распорядительных документов и распределяет обязанности по охране труда между:
• своими заместителями;
• руководителями структурных подразделений;
• службой (специалистом) охраны труда.
Работодатель (через своих замов, начальников подразделений) Обеспечивает доступность действующих документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Служба или специалист по охране труда Контролирует, что персонал обеспечен юридической и методической документацией по охране труда.
Начальник структурного подразделения Обеспечивает наличие в общедоступных местах подразделения документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Мастер или бригадир Отстраняет от работы сотрудников в состоянии алкогольного (наркотического, иного токсического опьянения) и документально оформляет подобные факты, сообщает об этом начальнику подразделения.

Кроме того, на работодателе лежит обязанность установить порядок оформления отчетов об (п. 63 Положения № 438н):

  1. авариях;
  2. несчастных случаях;
  3. профессиональных недугах.

Как организовать документооборот

Пункт 8 Положения № 438н гласит, что в положение предприятия о СУОТ обязательно должен входить раздел о том, как происходит управление документами СУОТ. И здесь в первую очередь нужно отталкиваться от сферы и особенностей вашей деятельности.

Руководителю в документах СУОТ важно установить 4 базовых параметра, благодаря которым система станет эффективно работать:

1 Формы и рекомендации, согласно которым будут оформляться внутренние нормативные акты и иные документы со структурой СУОТ
2 Обязанности и ответственность в рамках охраны труда каждого подразделения и конкретного исполнителя
3 Как будет обеспечена охрана труда и контроль
4 Необходимые связи между подразделениями, которые обеспечивают работу СУОТ

Руководителю при формировании соответствующих перечней подразделений и списков сотрудников важно не пропустить ни одно ответственное лицо и подразделение, которые будут включены в разработку и утверждение документов СУОТ. То есть, от высшего руководства до рядовых специалистов.

В отношении документов СУОТ предприятие также должно прописать:

  • порядок их разработки;
  • согласования;
  • принятия;
  • пересмотра;
  • сроки их хранения.

Некоторые документы и записи по СУОТ категорически нельзя как-либо пересматривать, обновлять и изменять. Среди них:

  • акты и иные записи о работе СУОТ;
  • журналы учета и акты записей о ЧП, несчастных случаях, профессиональных болезнях;
  • записи о влиянии на работников негативных факторов, о мониторинге условий труда и состояния здоровья персонала;
  • контрольные итоги функционирования СУОТ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 Термины и определения

Термин

Определение

Законодательный или нормативный акт, на основе которого дано определение

1. Охрана труда

Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

Согласно Трудовому кодексу РФ

2. Требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда

То же

3. Сертификат соответствия организации работ по охране труда

Документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда

«

4. Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя

«

5. Опасный производственный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме

«

6. Средства индивидуальной защиты работников

Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения

«

7. Стандарты безопасности труда

Правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда

«

8. Компетентное лицо

Лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007

9. Оценка риска

Процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников

То же

10. Опасность

Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными

«

11. Риск

Сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием

«

12. Работодатель

Организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях

Согласно ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

4 Система управления охраной труда

4.1 Общие положения
4.1.1 Целью деятельности системы управления охраной труда в организации (далее — СУОТ) являются обеспечение защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключение несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
4.1.2 СУОТ является составной частью общей системы управления хозяйственной деятельностью организации и представляет собой набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов (политика, организация, планирование и применение, оценка), а также процедуры по достижению этих целей.
4.1.3 Система управления охраной труда создается по инициативе руководства в целях применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда, а также активизации деятельности работников по вопросам охраны труда.

Политика

4.2 Политика в области охраны труда
4.2.1 Руководитель организации после консультации с работниками и их представителями излагает политику в области охраны труда в виде регламентного документа РД СУОТ-01. В этом документе должны быть изложены следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрана здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязана выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
4.2.2 Ответственным за формирование и актуализацию политики в области охраны труда является руководитель службы охраны труда. Руководство обеспечивает обсуждение политики в области охраны труда трудовым коллективом, а также ее принятие и доведение до каждого работника.
4.2.3 Политика в области охраны труда актуализируется с учетом следующих данных:
результатов анализа СУОТ;
изменения законодательных и нормативных актов;
состояния производственного травматизма.
4.3 Участие работников и их представителей
4.3.1 Руководство организации проводит политику по привлечению работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению квалификации по всем аспектам охраны труда, связанных с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий.
Из числа наиболее активных и опытных работников выбираются уполномоченные. Положение об уполномоченных излагается в регламентном документе РД СУОТ-02.
Уполномоченным гарантируется предоставление необходимого времени и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации мероприятий СУОТ.
4.3.3. По инициативе работодателя согласно законодательству должен быть создан комитет (комиссия) по охране труда. Комитет организует совместные действия работодателя и работников по реализации мероприятий СУОТ. Положение о комитете излагается в регламентном документе РД СУОТ-03.

Организация

4.4 Обязанности и ответственность
4.4.1 В соответствии с законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагаются на работодателя, который должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
Должны быть установлены структуры и процессы:
а) определения и доведения до работников организации обязанностей, ответственности и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
б) проведения, при необходимости, эффективного и оперативного наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здоровья работников;
в) сотрудничества, передачи и обмена информацией между работниками, включая их представителей, при применении системы управления охраной труда данной организации;
г) соблюдения принципов построения систем управления охраной труда, содержащихся в соответствующем национальном стандарте, специальных стандартах или в программах по охране труда, выполнение которых организация принимает на себя;
д) установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
е) установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующих сохранению здоровья в течение трудового процесса;
ж) разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
з) обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
и) предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
к) обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
4.4.3 В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением согласно законодательству в организации создается служба охраны труда, которая осуществляет методическое руководство и контроль за разработкой и совершенствованием СУОТ.
Права и обязанности работников службы охраны труда и их участие в создании и совершенствовании СУОТ в организации излагаются в РД СУОТ-04.
4.4.4 На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
в) содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Нормативные основы системы управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) — это регламентированная нормативными и организационно-методическими документами деятельность по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и санитарно-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе труда. Внедрение системы управления охраной труда возможно только на документальной основе, включающей в себя нормативные, директивные, распорядительные, конструкторско-технологические идругие документы. Особая роль отводится нормативным документам.

В строительстве нормативные основы регламентируются СНиП 1.01.01—82* «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», ГОСТ 24369—86 «Объекты стандартизации в строительстве. Общие положения», а также СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве». Нормативные основы, обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда, представляют собой совокупность документов, регламентирующих вопросы планирования, организации, регулирования, контроля и стимулирования работ по охране труда.

В строительной отрасли нормативную основу системы управления охраной труда помимо указанных выше документов составляют документы, разработанные органами государственного надзора. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госнадзорохрантруда Украины.

На практике на различных уровнях в системе управления решения принимаются на основе законодательства об охране труда.

Нормативной основой управления охраной труда в организациях (на предприятиях) являются:

Кодекс законов о труде Украины;

постановления и распоряжения Верховной Рады, Кабинета Министров Украины по вопросам охраны труда;

система стандартов безопасности труда (ССБТ);

отраслевые стандарты по управлению охраной труда (положения), разработанные строительными министерствами в развитие ГОСТ 24369—86 с учетом специфики выполняемых работ и структуры управления;

нормы, правила, положения, указания, инструкции по вопросам охраны труда, утвержденные в установленном порядке;

строительные нормы и правила по технике безопасности в строительстве;

приказы и директивные письма министерств, ведомств, территориальных организаций, трестов, СУ (СМУ).

Все эти законодательные и нормативные документы имеют взаимосвязь, определенную системность в подготовке, утверждении и введении их в действие.

За последний период развития законодательства об охране труда все большее развитие получает тенденция сочетания централизованного регулирования его с расширением местной инициативы по улучшению условий труда. Такая тенденция находит свое выражение в установлении для всех предприятий и строительных организаций общих требований и норм по охране труда, так как они вытекают из единой государственной политики в области регулирования условий труда и учитывают технологические особенности и уровень развития строительного производства независимо от места расположения и ведомственной принадлежности строительной организации.

В зависимости от сферы применения правила по охране труда разделяются на межотраслевые, отраслевые и действующие на предприятии.

Межотраслевые правила и нормы по охране труда определяют основные требования по устройству и эксплуатации любого предприятия с целью создания технической безопасности и гигиены труда, оздоровления производственных условий, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти нормы и правила едины для всех отраслей народного хозяйства и утверждаются Советом Министров СССР или, по его поручению, другими государственными органами совместно или по согласованию с ВЦСПС.

Межотраслевые правила и нормы регламентируют безопасность условий труда при производстве различных работ. Для межотраслевых правил, поскольку они в основном являются общегосударственными, установлен единый порядок утверждения.

Отраслевые правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии характеризуются спецификой каждой отрасли. Такие документы по охране труда утверждаются министерствами, органами государственного управления. Они распространяются только на те ведомства, предприятия и организации, которые утвердили эти документы. В отраслевых правилах и нормах по технике безопасности и производственной санитарии прямо указывается их обязательность, как для администрации строительных организаций, так и для непосредственных исполнителей работ. Задачей отраслевых норм является также повышение уровня требований по охране труда по сравнению с едиными и межотраслевыми нормами, соответствующими достижениям науки и техники на данный период. Кроме того, они должны своевременно изменять и дополнять действующие правила и нормы, направленные на наиболее безопасные и здоровые условия труда.

Реализации указанных задач отраслевых норм строительного производства способствуют локальные нормы ‑ инструкции по технике безопасности и производственной санитарии для отдельных профессий, разрабатываемые и утверждаемые администрацией строительной организации или предприятиями строительной индустрии.

Основной правовой формой планирования и регулирования уровня охраны труда в строительстве является соглашение по охране труда, которое является составной частью коллективного договора. На него полностью распространяется коллективно-договорной режим в части сроков заключения соглашения, порядка обсуждения его проекта, контроля за выполнением обязательств администрации и т.д. В процессе заключения соглашения возникает ряд организационно правовых вопросов о разграничении отдельных пунктов мероприятий по источникам финансирования, об ответственности за выполнение отдельных пунктов соглашения отделов, служб или конкретных должностных лиц, о правовых последствиях невыполнения отдельных пунктов соглашения.

Оставьте комментарий