Содержание
- Казахстан – единственная в СНГ страна, где пилот не может уйти на пенсию по «налёту»
- Фактор риска. Рассказ анонимного лётчика
- Сколько пилотов не могут пройти ВЛЭК?
- Куда идти лётчику, если до пенсии ещё 15 лет, а он уже негоден к полётам?
- Пилоты голосуют ногами: лучшие уходят в иностранные авиакомпании
- КГА: Оклады зарубежных авиакомпаний могут превышать казахстанские в 2,5 раза
- п. п.13 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- п. п. 14 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- п. п. 15 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Безопасность пассажиров в самолёте по большому счёту зависит от трёх факторов: состояния техники, качества аэродромного обслуживания и от пилотов. Последняя составляющая – и есть пресловутый человеческий фактор, который может или спасти, или убить. В кризисной ситуации пилот должен за считанные секунды принять решение, от которого зависит не только его жизнь, но и жизнь десятков других людей. И не просто принять решение, но и успеть быстро среагировать.
В связи с этим вопрос, насколько в Казахстане заботятся о здоровье пилотов, не праздный и затрагивает не только лётчиков. Это один из фундаментальных вопросов безопасности полётов. После катастрофы с Bek Air мы решили разобраться, в каких условиях работают казахстанские лётчики.
Казахстан – единственная в СНГ страна, где пилот не может уйти на пенсию по «налёту»
Об этом ещё в 2017 году говорила депутат Мажилиса Ирина Смирнова в своём запросе. Она попросила пересмотреть пенсионный возраст для лётчиков гражданской авиации, поскольку сейчас лётчики могут выйти на пенсию только в 63 года, как и все остальные жители республики. Однако профессия пилотов – сложная и вредно влияющая на организм, а от их здоровья могут зависеть судьбы людей.
«Из всех бывших республик СССР только в Казахстане не учитываются вредные условия труда лётного состава гражданской авиации при определении выслуги лет по налёту часов для досрочного выхода на пенсию, что вызывает массовый отток молодых и опытных пилотов за рубеж, где можно гораздо раньше, не рискуя, выйти на пенсию. Причём размеры пенсий лётного состава там гораздо выше», – сообщила тогда Ирина Смирнова премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву.
Пилоты просили депутатов поднять эту тему не только в 2017 году, они сами обращались в СМИ и в 2013, и в 2015 году. Но в Мажилисе эту тему подняли именно три года назад из-за того, что слишком часто происходили аварии с гражданской авиацией: разбивались курсанты, врачи, пилоты-частники.
Однако никаких мер после депутатского запроса предпринято не было. Во всяком случае, ситуация никак не изменилась.
Фактор риска. Рассказ анонимного лётчика
«Наш «офис» находится высоко, отсюда риски со здоровьем: солнечная радиация, ультрафиолет, озон. Вы знали, что дышать озоном вредно? – спрашивает казахстанский пилот-аноним, согласившийся рассказать о своей работе, если мы не будем называть его фамилию. – На некоторых крупных самолётах есть оборудование, превращающее озон в кислород, но далеко не на всех – на том же Embraer его точно нет».
Он говорит о том, что у лётчиков, которые часто проводят время на высоте 10 км над землёй, гораздо выше риск заболеть меланомой (раком кожи), чем у людей, которые не работают на такой высоте. И есть те, кого уже унесла это болезнь. У озона, хоть им и приятно дышать, мощные окислительные свойства, он раздражает слизистые, может вызывать кашель и одышку.
«Пилоты опасаются просто не дожить до пенсии, – говорит лётчик. – И тем более сложно до неё доработать по здоровью. Высок риск, что тебя спишут врачи».
Каждый год пилоты гражданской авиации проходят ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Идут на неё со страхом, потому что требования очень серьёзные: далеко не все молодые люди смогли бы её пройти. А с возрастом это ещё тяжелее. А тот, кто эту комиссию не прошёл, не имеет права поднимать в воздух самолёты. По сути, врач может окончить твою карьеру, когда до пенсии ещё очень далеко. Мы задаём пилоту вопрос: можно ли как-то обмануть эту комиссию, подкупить, надавить?
«Обмануть ВЛЭК очень сложно, все анализы серьёзные, пилоты проходят их два раза в год. Первый – это годовой осмотр, там всё-всё-всё проверяют досконально, и врачу гораздо проще списать пилота, чем принимать от него подарки. Был инцидент с одной из казахстанских авиакомпаний, когда пилота в кабине «не оказалось» – в смысле, что он, скорее всего, отключился или умер в небе. Тогда самолёт разбился, и все погибли», – рассказал пилот.
Он отметил, что после того случая речь о подкупе врачей не стоит: даже если предложишь, не примут.
29 января 2013 года авиалайнер Canadair CL-600-2B19 авиакомпании SCAT выполнял плановый внутренний рейс DV760 по маршруту Кокшетау – Алматы, но при заходе на посадку рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту люди: 16 пассажиров и 5 членов экипажа.
В отчёте по расследованию катастрофы было указано, что командир воздушного судна, 55-летний Владимир Евдокимов, в момент столкновения воздушного судна с землёй находился на своём месте, но «активного участия в управлении самолётом не принимал»: не было признаков того, что его руки находились на штурвале, а ноги – на педалях. Экспертиза показала, что при жизни пилот страдал хронической ишемической болезнью сердца, и во время нештатной ситуации у него мог случиться приступ.
Второй врачебный осмотр проходят через полгода после первого, он уже более щадящий, и там просто идёт наблюдение по имеющимся заболеваниям, с которыми можно допускать к управлению бортом. Пилота осматривают терапевт и узкие специалисты-медики, которые ему нужны.
«За границей, кстати, никакого ВЛЭК нет, и медкомиссию там проходят за один день – общий анализ мочи, общий анализ крови, кардиограмма, осмотр у окулиста и всё», – сообщил наш собеседник.
Раньше пилоты имели право выйти на пенсию по «налёту» – если провели в небе, допустим, 20 000 часов. Обычно столько набиралось к 40-45 годам. Это не значит, что лётчик был обязан в 45 лет уходить с работы – он имел право продолжать летать, если здоровье позволяло. Однако многие уходили, если чувствовали, что подорвали его.
Сейчас предполагается, что человек должен до 63 лет беречь здоровье, несмотря на то, что работает при больших перегрузках. А если не сберёг – это его проблемы. Правда, в строгий перечень ВЛЭК не включён такой параметр, как «скорость реакции» – а она в 60 лет редко бывает лучше, чем в 25. Однако от скорости реакции капитана воздушного судна в том числе зачастую зависит благополучие экипажа и пассажиров.
Сколько пилотов не могут пройти ВЛЭК?
В журнале «Гигиена труда и медицинская экология», в №4 (49) от 2015 года была опубликована любопытная статья «Анализ заболеваемости среди лётного состава гражданской авиации в РК» за авторством Файзулы Бисмильдина и Дидара Дюсетаева. В ней говорится следующее:
Специфика лётной работы оказывает существенное влияние на течение заболеваний у летчиков. Вследствие этого уменьшается лётное долголетие, происходит раннее списание летчиков с лётной работы, до 85% лётного состава дисквалифицируется по медицинским показаниям в возрасте 31-45 лет.
В КГА нам предоставили цифры по пилотам в возрасте за минувший 2019 год – по тем, кто прошёл медицинский барьер. По информации ведомства 377 человек старше 55 лет прошли медицинское освидетельствование, из них 304 пилота первого класса (в этой группе 60 человек были старше 63 лет).
Можно только представить, какое богатырское должно быть здоровье у 63-летнего пилота, если подавляющее большинство его товарищей были забракованы более 20-30 лет назад. И до какой степени ветераны цепляются за возможность летать – и зарабатывать хорошие деньги.
Куда идти лётчику, если до пенсии ещё 15 лет, а он уже негоден к полётам?
Варианта два – или пытаться кардинально сменить профессию, например, заняться бизнесом, или надеяться, что авиакомпания пристроит тебя куда-то, рассказал пилот – диспетчером, консультантом. Ещё можно идти преподавать или помогать небольшим авиакомпаниям. Но если места нигде не нашлось, лётчикам приходится тяжело.
«Мы привыкаем быть нужными, отвечать за людей, летать в небе, видеть другие страны, быть всегда готовыми. А потом очень этого не хватает. Можно даже первые полгода наслаждаться тишиной и покоем, но потом тоска заедает, и это очень тяжело», – рассказал наш анонимный собеседник.
В некоторых казахстанских авиакомпаниях соцпакет предусматривает неплохую единовременную выплату на случай досрочного списания, там стараются устроить лётчиков на земле, но такое внимание гарантировано не всем отечественным пилотом – как повезёт с работодателем.
Пилоты голосуют ногами: лучшие уходят в иностранные авиакомпании
Навыки пилотов универсальны в любой стране: переучиться летать с самолёта одного типа на примерно похожий не занимает много времени, поэтому казахстанские пилоты нередко меняют гражданство и отправляются пилотировать иностранные борта. В других странах им обеспечивают более высокую зарплату, и на пенсию можно выйти раньше.
«Только летом 2019 года ушли полтора десятка обученных лётчиков, лучших лётчиков, – рассказал их коллега. – Они отлично знают английский язык, у них нет проблем с тем, чтобы поменять гражданство и позаботиться о своём будущем».
Получается отсев наоборот: лучшие пилоты покидают отечественную авиацию, и кто остаётся с нами?
Отметим, что в Казахстане пилотов в гражданскую авиацию практически не готовят: курсанты обучаются за рубежом, и обучение их обходится авиакомпаниям в 90 тысяч долларов минимум, о чём рассказал директор комплекса по наземному обслуживанию SCAT Даулет Хамзин. Эту же информацию подтверждают и в КГА:
«Затраты на подготовку одного пилота за рубежом могут составлять от 100 до 200 тысяч долларов. В связи с утечкой кадров в зарубежные страны и ростом качества подготовки пилотов местными авиационно-учебными центрами (АУЦ), наши авиакомпании, включая национального авиаперевозчика, постепенно принимают на работу и доводят до требуемого уровня квалификации пилотов, обучившихся в казахстанских АУЦ».
Пилотов для гражданских бортов выпускает и Академия гражданской авиации Казахстана, но устроиться в ту же Air Astana для них проблемно, сообщил пилот. Они проходят обучение на старых самолётах, и в итоге долгое время их даже не рассматривали как кандидатов в лётчики на современных лайнерах. По его словам, сейчас отличников академии стали отправлять в Финляндию, и вот этих выпускников имеет смысл брать на работу, их трудоустраивают.
КГА: Оклады зарубежных авиакомпаний могут превышать казахстанские в 2,5 раза
В КГА признали проблему дефицита лётчиков в Казахстане, но сообщили, что это глобальная проблема для всего мира: в ближайшие 20 лет мировым авиакомпаниям понадобится 800 000 пилотов.
«Некоторое количество наших пилотов (пока это очень маленькая цифра), прошедших подготовку в казахстанских авиакомпаниях и учебных центрах, привлечённые работой за рубежом, переводятся в авиакомпании Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и других стран. Свою роль играют уровни окладов, которые иногда превышают местный уровень в 2-2,5 раза. На китайском рынке оклад пилота может достигать 23 тысяч долларов в месяц», – сообщили в КГА на запрос Informburo.
Пилоты периодически поднимают проблему пенсионного возраста и предлагают вернуть возможности выйти на пенсию после определённых часов налёта, однако пока безрезультатно. На последнем брифинге в Нур-Султане, посвящённом трагедии с Bek Air, заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил, что пока вопрос об этом не стоит.
За время после трагедии мы часто слышали, что правила в авиации пишутся кровью, эти слова повторяли и специалисты, и чиновники, однако норму о пенсионном возрасте пилотов, действующую во многих передовых странах и во всех постсоветских странах, кроме нашей, у нас признавать не хотят.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Закрытое Акционерное общество
«Азербайджан Хава Йоллары»
Национальная Академия Авиации
Факультет: «Экономика и право»
Кафедра: «Менеджмент»
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономика ГА»
Тема:
Оплата труда в гражданской авиации
Студент: Садыгов Самед
План
1. Сущность заработной платы
2. Формы и системы з/п
3. Оплата труда различных категорий работников авиации
Введение
Заработная плата — это часть национального дохода, которая поступает в личное потребление трудящихся и распределяется между ними в соответствии с количеством и качеством труда. Основу ее организации составляет экономический закон распределения по труду.
Заработная плата является основным источником доходов работников предприятий и организаций (необходимого продукта), но не единственным.
Необходимый продукт включает в себя также поступления из общественных фондов потребления и дополнительные выплаты из фондов материального поощрения предприятий.
В структуре доходов семей рабочих и служащих около 80 % составляет заработная плата и соответственно 20 % приходится на другие поступления.
Заработная плата создает личную материальную заинтересованность каждого работника в результатах труда, так как личный трудовой вклад в общественное производство определяет уровень благосостояния хозяйственного строительства в стране.
заработная плата авиация
1. Сущность заработной платы
Заработная плата работника гражданской авиации (ГА) состоит из двух частей: основной (постоянной) и дополнительной (переменной). Основную часть заработка работник получает постоянно. Размер ее обусловлен расценками за единицу и объемом произведенной продукции (выполненной работы) или отработанным временем, квалификацией, установленным должностным окладом. Дополнительная (переменная) часть заработной платы выступает обычно в виде премии, выплачиваемой за выполнение и перевыполнение плановых заданий. Дополнительная часть включает в себя доплаты за сверхурочное время, высокое профессиональное мастерство, за работу в выходные и праздничные дни, вознаграждение за выслугу лет, оплату очередных отпусков в другие виды выплат. Эта часть заработной платы зависит от индивидуальных результатов труда или общих результатов работы производственного коллектива.
Использование заработной платы в качестве главного элемента системно-экономического стимулирования труда требует установления научных принципов ее организации. В Азербайджане равную оплату за равный труд получают все работники, независимо от пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания.
Нормирование труда заключается в определении необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции (выполнение работы) одним или группой работников определенной профессии и квалификации при конкретных организационно-технических условиях. В процессе нормирования разрабатываются нормы времени, нормы выработки, нормы времени обслуживания и нормы обслуживания. На их основе определяется необходимая численность работников основной (эксплуатационной) и неосновной деятельности.
Норма времени — это время, установленное на производство единицы продукции (выполнение работы) одним или группой работников определенной профессии и квалификации при конкретных организационно-технических условиях.
Норма выработки — это количество продукции (выполняемых работ), которое должно быть произведено в единицу времени одним или группой работников определенной профессии и квалификации при конкретных организационно-технических условиях. Норма выработки является обратной величиной нормы времени.
Норма времени обслуживания — это время, установленное для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей и других производственных объектов одним или группой работников определенной профессии и квалификации при конкретных организационно-технических условиях.
Норма обслуживания — это зона работы или то количество единиц оборудования, производственных площадей и других производственных объектов, которые должны обслуживать один или группа работников определенной профессии и квалификации при конкретных организационно-технических условиях.
Нормы затрат труда по методу разработки подразделяются на опытно-статистические и технически обоснованные.
Опытно-статистические нормы устанавливают на основе статистических данных о фактических затратах труда на определенные работы в прошлом или на основе опыта. Основным недостатком этих норм является то, что они не вскрывают имеющиеся резервы повышения производительности труда, поэтому применять их рекомендуется в ограниченных случаях.
Технически обоснованные нормы устанавливают на основе изучения нормируемого процесса путем хронометража, фотографии рабочего времени, самофотографии, исходя из передовой техники, технологии и организации производства, т.е. методом технического нормирования. Они обоснованы инженерно-экономическими расчетами с учетом физиологических и социологических факторов, поэтому получили название научно обоснованных.
Технически обоснованные нормы являются более прогрессивными. Их доля в промышленности страны достигла 87 %, в строительстве -99 %, В ГА они составляют около 60 % и соответственно более 40 % приходится на опытно-статистические нормы. Нормирование труда является мощным фактором повышения его производительности.
Тарифная система. Основой организации оплаты труда рабочих является тарифная система. Она представляет собой совокупность нормативных документов, определяющих уровень основной заработной платы рабочих, ее дифференциацию в зависимости от сложности, тяжести труда, народнохозяйственной значимости отрасли, территориально-экономического района его приложения. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные сетки, часовые тарифные ставки.
Тарифная сетка устанавливает соотношение в оплате труда рабочих различной квалификации. Она представляет собой перечень действующих в данной отрасли тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов оплаты труда. Единая Тарифная Сетка (ЕТС) по оплате труда бюджетной сферы включает разряды, каждому из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной ставке 1-го разряда.
Тарифная сетка состоит из следующих разрядов оплаты труда (от 0 до 19): от 0 до 6 разряда — рабочие профессии; от 7 до 10 — специалисты; от 11 — 12 по 19 — начальники самостоятельных подразделений. Каждому разряду соответствуют установленные диапазоны окладов.
Присвоение разрядов работникам осуществляется аттестационной комиссией в соответствии с порядком проведения аттестации в данной конкретной отрасли. Используются также тарифно-квалификационные справочники, где перечислены профессии и необходимые требования к ним.
Ставки установленные на основе тарифно-квалификационных требований являются государственной гарантией уровня оплаты труда работников, имеющих квалификацию соответствующего уровня. Они устанавливают минимальный уровень заработной платы для данной категории рабочих. Максимальный уровень не установлен и зависит от возможностей предприятия и того, насколько ценен трудовой вклад того или иного работника.
Предусмотрены также доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда, в том числе за работу в сверхурочное время, в праздничные дни, в ночное время и пр. На предприятиях применяют надбавки за высокое профессиональное мастерство, трудовые достижения, персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя и т.п. Размер стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятием самостоятельно.
2. Формы и системы заработной платы
Элементом организации заработной платы являются формы и системы оплаты труда. В ГА, как и в других отраслях, применяются две формы заработной платы — сдельная и повременная.
При сдельной оплате труда заработную плату начисляют исходя из количества изготовленной продукции (выполняемых работ) и расценки за единицу продукции. Сдельная оплата труда применяется там, где увеличение выпуска продукции зависит, главным образом, от рабочего и ему обеспечивается широкий фронт работ. Эта форма заработной платы способствует личной материальной заинтересованности рабочего в выполнении и перевыполнении норм выработки. Однако сдельная оплата может применяться лишь на тех участках, где операции нормированы и имеет место постоянная повторяемость производственных процессов.
Существуют следующие разновидности, т.е. системы сдельной формы оплаты труда: прямая сдельная; сдельно-премиальная; сдельно-прогрессивная; косвенная сдельная; аккордная.
При прямой сдельной системе заработок рабочего или группы рабочих определяется умножением расценки за единицу продукции (выполняемых работ) на количество произведенной продукции. При этом оплата за каждую единицу изделия производится по одной и той же расценке, независимо от степени выполнения норм выработки. В настоящее время эта система оплаты труда применяется в ограниченных масштабах.
Сдельно-премиальная система предусматривает выплату премии сверх прямого заработка по прямым сдельным расценкам за выполнение и перевыполнение плановых заданий, экономию авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ), электроэнергии и других ресурсов. Эта система более эффективная, чем прямая сдельная, так как создает дополнительную материальную заинтересованность в повышении производительности труда.
Сдельно-прогрессивная система предполагает оплату за единицу изделия (выполняемых работ) по нескольким расценкам. За выработку в пределах нормы работу оплачивают по обычным сдельным расценкам. Продукцию, произведенную сверх нормы, оплачивают по повышенным расценкам, причем последние прогрессивно возрастают в зависимости от степени перевыполнения рабочим установленных норм выработки. Эта система применяется в ГА крайне редко. Она оправдывает себя экономически только в тех случаях, когда: на каком-либо производственном участке необходимо в короткий срок значительно поднять уровень выработки рабочих.
Косвенная сдельная система оплаты труда применяется, как правило, для оплаты вспомогательных и обслуживающих рабочих. Эти рабочие непосредственно не производят продукцию, однако от их труда зависят результаты работы обслуживаемых ими основных рабочих. Оплата осуществляется по косвенным сдельным расценкам, установленным за единицу продукции, произведенной основными рабочими. В ГА по этой системе оплачиваются авиатехники на авиационно-химических работах при базировании на оперативных точках.
Аккордная система оплаты труда заключается в том, что рабочему или группе рабочих заранее устанавливается общая сумма заработка за весь комплекс работ, предусмотренных заданием. Кроме того, за сокращение нормативных сроков выполнения работ выплачиваются премиальные. Эта система получила наибольшее распространение в строительных организациях ГА. Различают индивидуальную и коллективную (бригадную) сдельщины.
Индивидуальная сдельщина предполагает учет индивидуальной выработки каждого рабочего и определение его личного заработка. Ее попользуют на тех участках, где по условиям производства возможно выполнение работ одним исполнителем.
На участках, где процесс труда носит коллективный характер, целесообразно применять бригадную сдельщину. С развитием механизации, автоматизации и современных методов организации производства появляется много работ, которые выполняются коллективно бригадами рабочих. Бригадный метод организации труда широко применяется на работах по обслуживанию ВС, в частности, в АТБ, службе спецтранспорта, ГСМ и др.
При коллективной (бригадной) сдельщине оплату труда производят по сданной бригадой конечной продукции (выполненным работам). Заработную плату начисляют всей бригаде в целом и распределяют между ее членами в соответствии с присвоенным квалификационным разрядом, фактически отработанным временем и коэффициентом трудового участия. Коэффициенты трудового участия устанавливают каждому члену советом бригады в пределах, как правило, 0…2. По сумме этих коэффициентов распределяют только сдельный приработок и премиальные выплаты.
Достоинством данной системы оплаты и стимулирования труда является то, что она ликвидирует распределение работ на выгодные и не выгодные, стимулирует совмещение профессий и взаимозаменяемость в процессе труда, способствует созданию товарищеской взаимопомощи и взаимной требовательности. Область применения этой системы все время расширяется.
Повременная форма оплаты труда применяется для оплаты труда командно-руководящего состава, специалистов и служащих ГА, а также некоторых категорий рабочих. При повременной форме труд работников оплачивается в зависимости от отработанного времени и установленного должностного оклада или тарифной ставки. Эту форму заработной платы применяют в случаях, когда нормировать выполняемые работы нецелесообразно, или они не поддаются нормированию, так как содержание и последовательность производственных операций, часто меняются. Повременная форма оплаты труда также имеет свои разновидности (системы). Это простая, повременная, повременно-премиальная.
При простой повременной оплате заработок работника определяется на основе фактически отработанного им времени и установленного должностного оклада или тарифной ставки (часовой, дневной, месячной). Оплата не связана здесь непосредственно с результатами труда работника, а лишь с отработанным временем.
Премиальная система предусматривает сочетание повременной оплаты с премированием за выполнение количественных и качественных показателей работы. Премии устанавливаются в процентах тарифной ставке рабочего или в процентах к должностному окладу инженерно-технических работников и служащих.
В эксплуатационных предприятиях ГА широкое распространение получила повременно-премиальная система с установлением нормированных заданий. По этой системе оплачивается труд авиатехников при обслуживании ВС и ряда других категорий рабочих. Она базируется на совокупности положительных элементов повременной и сдельной форм оплаты труда. Заработок рабочего складывается в данном случае из трех частей:
— повременной заработной платы за отработанное время;
— дополнительной оплаты за выполнение нормированных заданий, начисляемой в процентах от повременной зарплаты;
— премии за снижение трудоемкости работ (изделий), т.е. за повышение производительности труда. Для большей части персонала эксплуатационных подразделений ГА, включая работников технического состава ремонтных баз применяется повременно-премиальная форма оплаты труда.
Отметим, что использование повременно-премиальной оплаты труда технического состава и рабочих ремонтных подразделений связано с тем, что именно повременная оплата труда гарантирует рабочим доход, не зависящий от колебаний объема производства. В некоторой степени это вызвано необходимостью обеспечения высококачественного обслуживания техники, полетов и обслуживания пассажиров, с которым напрямую связана безопасность полетов.
Работник получает вознаграждение не только за конкретное выполнение должностных обязанностей, но и за качество своего труда и конечные его результаты. Системы дифференциации работников, как в разряде отраслей, так и внутри каждого конкретного предприятия применяются для того, чтобы избежать уравниловки.
В условиях рынка принципиально меняются подходы к оплате труда: оплачиваются не затраты, а результаты труда, прибыль становится высшим критерием оценки количества и качества труда.
Планирование фонда заработной платы заключается в определении плановой величины расходов на оплату труда по отдельным категориям работников и рассчитывается в зависимости от среднесписочного и внесписочного состава работников и среднегодовой заработной платы, а также средней заработной платы.
В состав фонда заработной платы входит основная и дополнительная заработная плата. Основная заработная плата включает оплату труда работников по действующим на предприятиях сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) и представляет собой относительно постоянную часть оплаты, соответствующую установленной норме.
В состав фонда основной заработной платы не входят единовременные денежные премии, награды за изобретения и рационализацию производства, премии, выплачиваемые из фонда материального поощрения и т.п.
Дополнительная заработная плата включает различные виды премий, доплаты за работу в сверхурочное время, доплаты по прогрессивным расценкам, за отклонение от нормальных условий труда, оплату целодневных и внутрисменных простоев, доплаты бригадирам и т.д.
В настоящее время за счет части чистой прибыли и заработной платы на предприятии образуется фонд потребления, который является основой доходов работников предприятия и включает:
— фонд оплаты труда — средства, начисленные для оплаты труда всех работников;
— доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива в имущество предприятия
— денежные выплаты и поощрения.
Различают средний доход и среднюю заработную плату работников.
Средний доход работников рассчитывается исходя из суммы средств, направляемых на потребление, а именно: расходов на оплату труда, денежных выплат и поощрений, доходов (дивиденды, проценты).
Средняя заработная плата работников рассчитывается исходя из фонда оплаты труда, списочного состава (включая оплату труда совместителей), вознаграждений по итогам работы за год и единовременных поощрений работников.
3. Оплата труда различных категорий работников гражданской авиации
Все работники эксплуатационных предприятий и объединений ГА в зависимости от выполняемой работы подразделяются на ряд категорий:
— летный и командно-летный состав;
— рабочие и технический состав;
— руководители, специалисты в служащие;
— младший обслуживающий персонал;
— ученики.
Труд каждой категории работников оплачивается по своим формам и системам оплаты труда.
Оплата труда летного состава основывается на сочетании повременной и сдельной форм заработной платы. Основными элементами заработной платы являются:
— должностной оклад;
— надбавка за классность;
— сдельная оплата за выполнение летной работы; премиальные выплаты.
Месячные должностные оклады пилотам и штурманам устанавливают по IV или III классу в зависимости от типа ВС. Оклады другим членам экипажа (бортовой инженер, бортовой механик, бортовой радист, бортовой оператор) устанавливают по III классу. Бортовым проводникам и бортовым операторам — прямые оклады, поскольку квалификационного класса они не имеют. Надбавки за классность установлены в процентах к месячному должностному окладу и составляют: за I класс — 40 %, за II класс -15 % оклада соответствующего специалиста III класса.
Для усиления материальной заинтересованности летного состава в повышении производительности труда, обеспечении регулярности полетов осуществляется помесячное премирование экипажей ВС из фонда материального поощрения эксплуатационных объединений и предприятий. Премирование производится за выполнение месячного плана по производительности полетов в размере до 20 % должностного оклада. Дополнительным условием премирования является выполнение установленного надела часов и качественного выполнения перевозок.
Повременно-премиальная часть месячной заработной платы каждого члена экипажа рассчитывается следующим образом:
где — повременно-премиальная часть заработной платы.
-го члена экипажа, р./мес.;Д0Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
— должностной оклад -го специалиста III (IV) класса, р./мес; — коэффициент доплат за классность; — коэффициент премиальных.
Сдельная заработная плата летному составу выплачивается за выполнение летной работы: налет километров, часов, количество обработанных гектаров площади на авиахимработах, заснятых квадратных километров на аэрофотосъемке.
За все виды выполняемых работ, кроме аэрофотосъемочных, командиру ВС устанавливается расчетная часовая ставка. Она дифференцируется в зависимости от класса ВС, сложности и трудности полетов. На основе часовых расчетных ставок разрабатываются километровые, порейсовые или погектарные расценки.
Аэрофотосъемочные работы оплачиваются исходя из установленных расценок за десять квадратных километров заснятой площади. Расценки дифференцируются в зависимости от масштаба съемки, условий выполнения работ (равнина, горы), класса ВС
Сдельная месячная заработная плата командира ВС на транспортной работе (кроме аэрофотосъемочной) рассчитывается следующим образом:
где — сдельная заработная плата командира ВС -го класса, р./мес; -расчетная часовая ставка командира ВС.
-го класса, р./ч; — налет часов экипажем ВС -го класса за месяц, ч.
На аэрофотосъемочных работах сдельная месячная заработная плата командира ВС рассчитывается:
где — расценка за 10 кв.км. съемки -го масштаба, р.;
-объем заснятой площади -го масштаба, кв.км.
На полеты, выполненные с нарушением расписания или задания по вине экипажа, а также при нарушении правил и наставлений размеры почасовой (порейсовой, погектарной) оплаты уменьшаются всему экипажу на 50 %. В случаях аварии или поломки материальной части ВС, происшедшей по вине членов экипажа, оплата труда за данный рейс (задание) не производится.
По итогам года производится премирование летного состава за безаварийную работу из фонда заработной платы. Размеры премий составляют 1,5-3 должностных оклада, а на авиационно-химических работах — 20-30 % от суммы годовой погектарной оплаты.
Оплата труда рабочих и технического состава. Труд рабочих, авиатехников, авиамехаников и авиамотористов оплачивает по единой шестиразрядной тарифной сетке.
Основной системой оплаты труда технического состава и рабочих является повременно-премиальная, что вызвано необходимостью высококачественного обслуживания авиационной техники и культурного обслуживания пассажиров.
Рабочим присваивается только разряд. Авиатехникам, авиамеханикам и авиамотористам — разряд и классность. При этом присвоение класса является необходимым условием присвоения определенного тарифного разряда. Классы техническому составу устанавливаются в соответствии с утвержденным МГА «Положением о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистов гражданской авиации». При наличии соответствующего класса техническому составу присваиваются разряд:
— авиационному технику: I класса — шестой разряд;
II класса — пятый разряд;
III класса — четвертый разряд
— авиационному механику: I класса — четвертый разряд;
II класса — третий разряд;
III класса — второй разряд;
— авиационному мотористу: I класса — третий разряд;
II класса — второй разряд.
Для присвоения авиационному мотористу первого тарифного разряда класса не требуется.
Техническое обслуживание ВС представляет собой весьма сложную и ответственную работу, В связи с этим большинство работ по техническому обслуживанию оплачивают по тарифным ставкам рабочих сдельщиков, которые несколько выше, чем для повременщиков.
Премирование рабочих и технического состава осуществляется из двух источников — фонда заработной платы и фонда материально го поощрения. Размер премии занятых на техническом обслуживании ВС доставляет 30…40 % от тарифного заработка. Условием для премирования является высококачественное обслуживание ВС в установленные сроки, отсутствие отмен и задержек рейсов по их вине.
Рабочих других наземных служб премируют за качественное и количественное выполнение тех показателей, которые характеризуют работу соответствующей службы. Размер премии составляет 20…30 % от тарифного заработка. Условием премирования являются качественная работа служб, отсутствие предпосылок к летным происшествиям по вине личного состава.
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих. Труд командно-летного состава, руководителей, специалистов и служащих оплачивается по повременно-премиальной системе, поскольку труд этих категорий работников плохо поддается нормированию. Им устанавливают должностные оклады и выплачивают премии только из фонда материального поощрения. При этом должностные оклады дифференцируются в зависимости от класса, к которому относится данное предприятие. В частности, исходя из объема производимой продукции, управления (объединения) подразделяются на три класса, объединенные авиаотряды — на четыре класса, аэропорты — на пять классов, АТБ — на пять классов. Высшим является первый класс.
Для ряда категорий специалистов устанавливаются должностные оклады независимо от класса.
С целью закрепления кадров в отрасли, предприятиями ГА выплачивается единовременное вознаграждение за выслугу лет всем категориям работников из фонда заработной платы. Размер вознаграждения устанавливается в процентах к годовому заработку по должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом непрерывного стажа работы и составляет: от трех до пяти лет — 5 %, от пяти до десяти лет — 10 %: от десяти до 15 лет — 15%; свыше 15 лет — 20%.
Список используемой литературы:
Курс лекции по экономике ГА
Размещено на Allbest.ru
Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет отработать? Какая будет пенсия? Как можно отблагодарить пилота с помощью пожарных машин? И как на Севере прощаются пилоты, совершая последний полет, в своей трудовой карьере? Обо всем этом в нашей статье.
Сколько лет нужно отработать пилоту, чтобы выйти на пенсию? Пилоты, относятся к гражданской авиации, а условия выхода на пенсию для них 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам. Главное, отлетать минимальное количество часов. Для мужчин это 6000 часов, для женщин 4800 часов. Для пилотов, кто принимал участие в спасательных операциях, либо занимались учебно-летной подготовкой — год стажа считается, как полтора года. Они этого заслуживают! Какая пенсия ждет пилота, после завершения трудовой деятельности? Пенсия пилота состоит из двух частей: первая часть — страховая пенсия, вторая часть — дополнительные выплаты. Размер дополнительных выплат зависит от стажа и специфики работы. Так размер доплат составляет 55% от среднемесячной зарплаты, но не более 75%.< В среднем пенсия пилота составляет около 40 тыс. руб. Такой пенсии можно и позавидовать. Если учесть, что средняя зарплата в России 30 тыс. руб. — 40 тыс. вполне неплохо! С какими же почестями провожают пилотов на пенсию?
В день, когда пилот выполняет свой крайний рейс в трудовой карьере, он не только прощается с работой, он прощается и с коллективом, и с компанией, в которой работал. Чтобы сделать этот день особенным, после приземления, самолет встречают аркой воды, подготовив для этого пожарные машины! Иногда даже организуют полноценные торжества, собирая огромные залы. И момент, когда бывший командир снимает погоны и передает их своему второму пилоту, наблюдает целый зал гостей. Это значит, что второй пилот повышен и теперь — он командир.
А на севере, есть традиция, при выходе на пенсию, взлетев крайний раз в небо, сделать несколько кругов над родным аэропортом, помахав крылом поселку… Это означало, что кто-то улетел с Севера навсегда!
Николай Кабанов
На горячую линию ГУ ПФР №5 обратился летчик гражданской авиации Виктор Васильев с просьбой сообщить, как отразится новый законопроект о пенсионном возрасте на специалистах летного состава гражданской авиации. В частности, он опасается потерять льготные права на досрочный выход на пенсию.
Консультирует начальник Главного управления Пенсионного Фонда №5 по Москве и Московской области Александр Акименко.
— Недавно Президент России Владимир Путин , обратился к гражданам России по вопросам предстоящих изменений в пенсионной системе страны, говорит А. Акименко.- В частности, он смягчил ряд нормативов, предложенных в правительственном законопроекте.
Что же касается специалистов летного состава гражданской авиации,- уточняет А.Акименко, — то их льготы были сохранены и в первоначальном варианте законопроекта, принятого Госдумой в первом чтении этим летом.
А.Акименко напомнил, что в соответствии с разработанным проектом федерального закона, досрочная пенсия сохранится для летчиков гражданской авиации, для диспетчеров по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также для специалистов на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины).
Право на досрочные льготы сохранят лица, проработавшие в летно-испытательном составе, непосредственно занятые в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.
А.Акименко отметил, что право на досрочную пенсию по старости предоставляется мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в должностях данной категории. При оставлении летной работы по состоянию здоровья необходимый стаж составляет для мужчин — не менее 20 лет, для женщин – 15 лет. (Список должностей работников летного состава авиации, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459).
При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
— 20 часов налета на самолетах – за 1 календарный месяц;
— 12 часов налета на вертолетах – за 1 календарный месяц;
— 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях – за 1,5 года;
— 1 год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за 1,5 календарных года при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа — за 2 календарных года;
— 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся на высоте не менее 10 метров, — за 1,5 календарных года.
При наличии необходимой выслуги лет в должностях членов летных экипажей судов гражданской авиации к пенсии предусмотрена ежемесячная доплата.
-Наше Управление Пенсионного Фонда №5 проводит заблаговременную работу с застрахованными лицами, выходящими на пенсию ближайшие 12 месяцев, в том числе, и с гражданами, пенсия которым назначается досрочно,- сообщил А.Акименко. — Заблаговременное предоставление документов дает возможность специалистам ПФР сформировать пенсионное (выплатное) дело, при необходимости запросить в архивах организаций необходимые справки (в случае их отсутствия) и назначить пенсию своевременно и в полном объеме.
Наша справка: Отделение ПРФ по г. Москве и Московской области выплачивает пенсии 9 809 гражданам, входящим в категорию летного состава воздушных судов гражданской авиации, из них 5 924 — в г. Москве и 3 885 — в Московской области.
п. п.13 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
п. п. 14 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
п. п. 15 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1991 г. N 459
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА АВИАЦИИ,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ
НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО,
ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Совет Министров РСФСР постановляет:
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Утвердить прилагаемые:
Список должностей работников летного состава авиации и Список должностей инженерно — технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением.
Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ
Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459
Список должностей работников летного состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ЛЕТНОГО СОСТАВА,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
2. Летно — инструкторский состав.
3. Командно — летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники — пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно — спасательных, поисково — спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно — десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459
Список должностей инженерно-технического состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно — испытательных (контрольно — испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно — исследовательских и авиационно — спортивных организациях, а также в летных и учебно — летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459
Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные данным документом, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением (Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» — «г» настоящего пункта) — за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно — летного и летно — инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, — за один месяц выслуги;
в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно — спасательных (поисково — спасательных) подразделениях — за полтора года выслуги;
г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно — летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа — за два года выслуги;
д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, — за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов — за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «г» и «д», один год работы засчитывается за один год выслуги.
2. Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
3. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
4. В выслугу лет работникам летного состава засчитывается:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно — испытательного состава — в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летно — испытательному составу;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации — в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, — по фактической продолжительности;
время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, — продолжительностью, установленной законодательством.
5. Сроки выслуги работников летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.
6. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.
7. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.
8. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы.
27 ноября 2001 года N 155-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ
ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Принят
Государственной Думой
25 октября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 2001 года
Настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 1. Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее — члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее — доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее — взносы).
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 настоящего Федерального закона, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.
Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей (далее — плательщики взносов), пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выплата доплаты к пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Доставка доплаты к пенсии производится по желанию пенсионера через организацию федеральной почтовой связи, кредитную или иную организацию.
Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(статья 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Об утверждении среднемесячной заработной платы см. Справочную информацию.
Статья 2. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:
РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),
где РД — размер доплаты к пенсии;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года — на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;
ЗР — среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
К — коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;
СВ — среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;
СВД — сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть шестая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Размер доплаты к пенсии при перерасчете ее размера определяется в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Статья 3. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Действие положений части второй статьи 4 (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Расчетным периодом для начисления и уплаты взносов признается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Сумма ежемесячного платежа по взносам, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных платежей по взносам.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Данные об исчисленных суммах ежемесячных платежей по взносам на доплату к пенсии отражаются в расчете по начисленным и уплаченным в Пенсионный фонд Российской Федерации взносам, уплачиваемым плательщиками взносов, который представляется не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть девятая утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Сумма взносов, подлежащая уплате, определяется в рублях и копейках.
(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обособленные подразделения организаций, использующих труд членов летных экипажей, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу членов летных экипажей, исполняют обязанности плательщиков взносов и обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам по месту своего нахождения.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, использующей труд членов летных экипажей, определяется исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, использующей труд членов летных экипажей и исполняющей обязанности плательщика взносов, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой взносов, подлежащей уплате указанной организацией в целом, и совокупной суммой взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.
При наличии у организации, использующей труд членов летных экипажей, обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, исполнение обязанности плательщика взносов, а также обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам осуществляется указанной организацией по месту своего нахождения.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4.1. Контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение размеров указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата сумм взносов, соответствующих пеней, штрафов, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть третья утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
(статья 4.1 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4.2. Неуплата или неполная уплата плательщиком взносов сумм взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления сумм взносов или совершения им других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм взносов.
Непредставление плательщиком взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Отказ плательщика взносов от представления или непредставление им в установленный настоящим Федеральным законом срок в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, влекут взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
(часть третья в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Привлечение к ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обжалование актов, вынесенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при реализации ими своих полномочий в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, а также действий или бездействия должностных лиц территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(статья 4.2 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
(статья 5 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Статья 6. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 03.06.2009 N 114-ФЗ.
Статья 8. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 37-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1094).
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль
27 ноября 2001 года
N 155-ФЗ