Служба внутреннего аудита

Особенности организации отдела внутреннего аудита

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

· обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

· сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

· своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

· сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

· участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

· решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

· консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

· участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

· консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

· участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному устране­нию данных отклонений;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

· руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

· руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

· консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

· принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

· принятие участия в наиболее важных проверках;

· анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

· координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

· участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

1) наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

· выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

· определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

· объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

· разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

· соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

· интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

· разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

Что нужно знать ↑

С помощью внутреннего аудита компания сможет быстрее достичь установленных целей. Обеспечивается последовательность и систематизация при оценивании результативности управленческой деятельности и умножения качества управления рисками.

Особо не нужна служба внутреннего контроля малым предприятиям, но присутствие таковой значительно уменьшает риски вероятных ошибок.

Внутренний аудит обладает несколькими основными направлениями, в частности:

Операционный аудит или иначе аудит бизнес-процессов Помогает повысить результативность и эффективность деятельности
Финансовый аудит Способствует обеспечению достоверности всех видов отчетности
Комплекс Ревизует соблюдение законодательных норм и исполнение регламентирующей документации предприятия

С организационно-правовой точки зрения внутренний аудит индивидуален для каждого экономического субъекта. Организация его зависит от особенностей хозяйственной и финансовой деятельности.

Экономика как наука выделяет такие организационные формы внутреннего аудита как:

Создание собственной службы внутреннего аудита Подразумевает реализацию проверки силами штатных сотрудников, неплохо информированных об отраслевых нюансах бизнеса и внутренней структуре
Аутсорсинг Предполагает исполнение аудита при помощи посторонней организации или независимого консультанта
Ко-сорсинг В компании основываются органы внутреннего аудита, но в кое-каких ситуациях привлекаются эксперты со стороны. Ко-сорсинг, по сути, является частичным аутсорсингом

В реалиях российского бизнеса чаще всего внутренний аудит проводится своими силами. Прежде всего, это позволяет сохранить внутри компании конфиденциальные данные и предупредить риски утечки важной информации.

Что касается привлечения внешних экспертов, то большинство компаний не особо им доверяют, поскольку до конца не понимают суть этих форм аудита.

Основные сведения

Внутренним аудитом именуется деятельность, контролирующая управление компанией и важнейшие аспекты работы. При этом такой контроль строго регламентирован.

Осуществляет данную деятельность в организации специально созданный контрольный орган. Основная задача службы внутреннего аудита состоит в поддержке органов управления.

Служба помогает осуществлять эффективный контроль над многообразными сегментами системы внутреннего контроля.

Главная задача заключена в обеспечении потребности управленческих органов в получении проанализированной информации по всем важным их аспектам.

Тотальная функция службы внутреннего аудита состоит в:

Оценивании адекватности контролирующих систем При этом проверяются все звенья управленческой системы, вносятся предложения по ликвидации обнаруженных недостатков и даются рекомендации по увеличению результативности управления
Оценивании эффективности деятельности На данной стадии эксперты оценивают функционирование бизнеса с разных сторон и предлагают различные способы совершенствования осуществляемой деятельности

Наличие внутренних аудиторов несет для управленческих органов информативное и консультативное значение.

Среди главных видов внутреннего аудита можно выделить:

Функциональный аудит управленческой системы Оценивает результативность и продуктивность хозяйственных процессов
Межфункциональный аудит Осуществление разных функций оценивается в их согласованности и взаимосвязи
Организационно-технологический аудит управленческой системы Определяет организационную и/или технологическую целесообразность применяемых техник управления
Аудит видов деятельности Обследует и исчерпывающе анализирует определенные виды деятельности с целью усовершенствования их
Аудит на соответствие предписаниям Проверяет соблюдение норм, учрежденных внешним законодательством и правил, определенных в компании
Аудит на соответствие целесообразности Оценивает деятельность должностных лиц и управленческих органов на предмет целесообразности и аргументированности принимаемых решений

Внутренний аудит может проводиться как по одному направлению, так и охватывать всю деятельность в целом.

При этом находятся сильные и слабые стороны компании, анализируется ее экономическая устойчивость, анализируются перспективы развития и так далее.

Например, в медицине внутренний аудит может выявить возможности получения лучших результатов при внесении отдельных изменений в распорядок работы врачебного персонала.

Цель создания службы

Внутренняя и внешняя политика компании разрабатывается административным звеном. Оно же планирует и основные процессы деятельности.

Однако не всегда персонал может понять суть управленческих решений и не всегда выполняет положенные процедуры должным образом.

Осуществление проверяется менеджерами, но из-за недостатка времени некоторые ошибки могут упускаться из виду.

Служба внутреннего аудита это орган, который находит «зоны риска», отыскивает и идентифицирует «болезненные» места в управленческой системе.

Тем самым деятельность защищается от злоупотреблений и оплошностей, устраняются потенциальные недостатки, находятся нарушенные принципы управления.

Основополагающая цель основания службы внутреннего аудита это создание добавочного ресурса, пособляющего в осуществлении контрольных и управленческих функций.

Причем формирование эффективной системы внутреннего аудита включает в себя несколько важных стадий:

Анализ обстоятельств хозяйствования и установление целей учреждения аудиторской службы При этом цели сопоставляются с принятой ранее стратегической программой, структурой организации, направлениями деятельности и потенциалом компании
Разработка надлежащей деловой концепции предприятия и документальное ее оформление Документальное закрепление политики компании в разных сферах деятельности поспособствует более рациональному и детальному внутреннему контролю
Анализ результативности действующей управленческой структуры и ее корректировка Требуется подробно прописать все организационные звенья и детально обрисовать их функции. Также требуется уточнение документации, плана документооборота, должностных инструкций и прочего. Чем более подробно расписаны все нюансы деятельности, тем легче будет осуществляться внутренний контроль
Разработка формального стандартного алгоритма по контролю свершаемых операций Это весьма упорядочит работу внутренних аудиторов, позволяя эффективно собирать нужную информацию и должным образом оценивать ее качество при вынесении итогового мнения
Создание службы внутреннего аудита

Уровень практической пользы от внутреннего аудита для каждого отдельного предприятия различен. Но по целесообразности можно выделить несколько главных моментов.

Создание службы внутреннего аудита помогает исполнительному органу обеспечить эффективный контроль.

При помощи контрольных проверок раскрываются скрытые резервы производства и определяются самые перспективные направления дальнейшего развития.

Наряду с осуществлением контроля внутренние аудиторы исполняют консультативную функцию касательно должностных лиц.

Кому должна подчиняться

Иерархия службы внутреннего контроля зависима от позиции руководящего звена относительно внутреннего контроля. То есть она зависит от того, насколько правильно начальством понимается роль внутреннего контроля в управлении предприятием.

В целях обеспечения беспристрастности и суверенности внутреннего аудита для созданного органа назначается единый руководитель.

Все сотрудники службы подчиняются исключительно непосредственному руководителю. Сам руководитель находится в прямом подчинении у аудиторского комитета совета директоров и гендиректора.

Учредители субъекта создают специальный аудиторский комитет. Оный ратифицирует Положение о внутреннем аудите.

В нем кроме прочего определяются условия взаимодействия с руководителем службы внутреннего аудита, который назначается на должность после одобрения кандидатуры аудиторским комитетом.

К функциям аудиторского комитета также относится определение ежегодного плана деятельности, структурного состава и бюджета службы внутреннего аудита. Кадровый состав службы формируется непосредственно руководителем органа.

Категорически недопустимо вмешательство сторонних лиц в процессы определения объема и объектов аудита, осуществления аудиторского процесса и формирования отчета о результатах.

Как может осуществляться внутренний аудит смотрите в статье: организация внутреннего аудита.

Пример чек-листа внутреннего аудита СМК, .

Руководитель службы систематически отчитывается перед аудиторским комитетом, предоставляет отчеты о проведенных проверках, информирует об ограничениях, мешающих действенному исполнению назначенных задач.

Действующие нормативы

Осуществление внутреннего аудита может быть ориентировано на ФЗ №402 от 6.12.2011 (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».

В ст.19 сказано, что экономический субъект обязан осуществлять внутренний контроль свершаемых фактов хозяйствования.

В ст.29 новой редакции ФЗ №402 определено, что внутренний контроль считается необходимостью в организациях, чья финансовая отчетность подвержена обязательному аудиту.

Правительство РФ также утвердило стандарт №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». В нем предусмотрена вероятность взаимодействия внешних и внутренних аудиторов при осуществлении обязательного аудита.

Однако в целом порядок и нормы внутреннего аудита еще не достаточно регламентированы на федеральном уровне. Четкая законодательная база о месте внутреннего аудита в экономике РФ отсутствует.

Также нет официальных российских стандартов деятельности внутренних аудиторов. Отсутствует российский Кодекс о профессиональной этике.

Осуществление внутреннего аудита в России во многом ориентировано на международные стандарты и Кодекс профессиональной этики, разработанный американским Институтом внутренних аудиторов.

Организация службы внутреннего аудита на предприятии ↑

Основные стадии формирования службы внутреннего аудита на предприятии таковы:

Выявление и определение вопросов Решение которых требует создания специального органа внутреннего контроля. Постановка задач внутреннего аудита соответственно политике компании
Определение основополагающих функций Нужных для достижения назначенных целей
Объединение в группы отдельных схожих функций И формирование на данной основе структурных подразделений создаваемой службы
Проработка схемы взаимоотношений И взаимодействий между структурными единицами службы. Документальное закрепление ответственности, прав и обязанностей внутренних аудиторов
Объединение отдельных контролирующих отделов в единую целостную службу Внутренних аудиторов с установлением организационного статуса, целей и функций. Разработка и документальное оформление Положения о службе внутреннего аудита
Интеграция службы С прочими звеньями управленческой структуры экономического субъекта
Определение внутренних стандартов Для внутреннего аудита и Кодекса этики

Обязанности руководителя службы

Начальник службы внутреннего аудита должен:

Анализировать риски и готовить план деятельности Определяя приоритеты контроля, соответствующие целям предприятия
Вовремя и профессионально реализовывать план деятельности И представлять исполнительным органам отчеты о проведенной работе
Оказывать поддержку менеджменту предприятия При разработке бизнес-мероприятий, основанных на итогах аудита
Консультировать руководство и ответственных лиц По вопросам контроля, правления и корпоративного регулирования рисков
Взаимодействовать с подразделениями предприятия По вопросам, касающимся проведения внутреннего аудита
Координировать деятельность службы И взаимодействовать с прочими органами контроля и управления
Стараться минимизировать расходы на аудит Как финансовые, так и временные

К полномочиям руководителя службы причисляется:

Составление плана проверок Определение объема и объектов аудита, принятие решения о периодичности проверок
Наличие беспрепятственного доступа К любой документации и информации о деятельности предприятия
Запрос помощи От любых сотрудников организации
Привлечение при необходимости Посторонних экспертов

Структура и состав подразделения

Структура службы и ее численность определяется индивидуально для каждого отдельного предприятия. Чем больше размер компании, тем более многочислен аудиторский состав.

На крупном предприятии служба внутреннего аудита состоит из нескольких отделов, всякий из которых имеет личное функциональное предопределение.

Разные отделы собирают и анализируют данные по разным направлениям деятельности компании. Руководитель обобщает данные, формирует отчет и представляет его аудиторскому комитету или гендиректору.

На практике состав аудиторской службы может выглядеть примерно так:

  • руководитель – разрабатывает план проверки, организует проведение аудита, контролирует работу специалистов, готовит итоговый отчет;
  • специалист по расчетам филиалов с материнской компанией;
  • эксперт по проверке отчетности филиалов;
  • внутренние аудиторы – выступают исполнителями при осуществлении этапов проверки;
  • эксперт по налогообложению;
  • эксперт по правовым вопросам;
  • эксперт по ИТ;
  • эксперт по финансовому анализу.

При этом отдельные специалисты могут и не состоять в штате предприятия и привлекаться со стороны по мере необходимости.

Принципы работы в банке

Внутренний контроль в банках потребность законодательная и насущность. При этом создание службы внутреннего аудита базируется на следующих принципах:

Необходимость административного надзора и традиций контроля Стратегию аудита утверждает совет директоров. За исполнение стратегии ответственны старшие должностные лица
Выявление и оценка рисков Аудит должен охватывать все возможные риски и выявлять потенциально вероятные
Деятельность по осуществлению контроля и разграничение обязанностей Контроль должен вестись постоянно. Обязанности по ежедневному мониторингу должны разграничиваться в целях непредвзятого тщательного контроля
Информация и связь Все данные должны быть достоверны и своевременны. Необходимо чтобы все сотрудники понимали важность внутреннего контроля и вовремя доводили информацию до ответственных лиц
Устранение недостатков в мониторинге О любых недостатках и ограничениях должны своевременно информироваться лица, ответственные за внутренний аудит
Оценка системы внутреннего аудита надзорными органами Если органы надзора считают применяемую систему не эффективной, то против службы и ее недостатков должны приниматься надлежащие меры по совершенствованию контроля

Формирование отчета

Отчет службы внутреннего аудита это официальный документ. В нем обобщаются все полученные данные и итоги проведенных работ.

Правильный аудиторский отчет должен подтверждать профессиональность действий аудиторов и позволять оценить эти действия. Эффективный отчет завсегда сопровождается аудиторскими исследованиями.

Цели отчета внутреннего аудита:

  • раскрытие полученной информации;
  • описание полученных сведений;
  • определение ошибок, неточностей и слабых мест;
  • предложения и рекомендации по исправлению;
  • документальное изложение плана проверки и пояснения для аудируемого субъекта.

В целом аудиторский отчет должен отвечать на четыре главных вопроса:

  • что именно не правильно;
  • почему не правильно;
  • как можно исправить ситуацию;
  • что сделано для исправления.

Как оптимизировать службу

Постоянное развитие экономики в целом и отдельных бизнес-процессов требует постоянного совершенствования службы внутреннего аудита. Сделать это можно разными способами, но изначально следует оптимизировать существующий ресурс.

Как проводится внутренний аудит на предприятии узнайте из статьи: внутренний аудит.

Какие действуют правила ведения кассовых операций, .

Как провести анализ расчетно-кассовых операций банка, .

Повысить эффективность работы внутренних аудиторов можно если правильно организовать аудиторские процессы. При этом основное значение имеет план проверок.

План внутреннего аудита должен выглядеть примерно так:

Определение целей и охвата аудита Четкое формулирование задач помогает сосредоточиться на действительно важных задачах
Данные об аудируемом субъекте Предварительный сбор данных позволяет сэкономить время в процессе работы
Сведения о системе контроля и рисках Исторические данные помогут определить ключевые недостатки, требующие максимум внимания
Организация аудита Важно заранее определить вопросы, требующие ответов и решений и исходя из этого, планировать аудит
Предварительное исследование Посредством опроса должностных лиц, изучения документации и прежних отчетов можно составить предварительное мнение

Составление детального плана позволяет максимально четко определить направление работ. Это избавить от ненужных временных затрат на изучение не существенных вопросов.

В целом при наличии эффективной службы внутреннего аудита можно существенно повысить результативность деятельности компании.

При этом повышается доверие со стороны заинтересованных пользователей. Для самой компании повышается уверенность в сохранности активов, рациональном использовании имеющихся средств, прозрачности деятельности.

Предыдущая статья: Организация внутреннего аудита Следующая статья: Обязательный аудит для ООО

Служба внутреннего аудита: факторы успеха и ее роль в компании

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» вступил в силу с 1 июля 2016 года. В нем описаны цели внутреннего аудита, трудовые функции, требования к квалификации и профессиональному уровню специалистов. Этот стандарт помогает компаниям более точно определиться с подбором персонала для службы внутреннего аудита, чтобы она максимально эффективно выполняла возложенные на нее функции. О ее роли в компании и факторах успешной работы и пойдет речь далее.

Внутренний аудит — действенный инструмент компании, который обеспечивает руководство достоверной информацией о состоянии дел, позволяет оптимально упорядочить структуру и организовать бизнес-процессы, чем значительно экономит средства. Если в компании есть служба внутреннего аудита, то это демонстрирует ее в лучшем свете перед инвесторами и кредиторами, а также заявляет о наличии хорошего корпоративного управления. Кроме того, служба внутреннего аудита позволяет собственникам передать управление в руки менеджеров и воплотить планы по выходу на международные рынки капитала, поскольку правила крупнейших бирж требуют наличия служба внутреннего аудита в компаниях для того, чтобы ее ценные бумаги были внесены в котировальные списки.

Служба внутреннего аудита компании

Формирование службы внутреннего аудита в компании сопряжено с рядом трудностей, таких как: слабая законодательная база, устарелые принципы управления в некоторых отраслях и сложности с подбором персонала для СВА за короткие сроки. Если все эти преграды удается преодолеть, то компания получает действенный инструмент по мониторингу и контролю.

Более целесообразно пользоваться услугами собственной служба внутреннего аудита, чем привлекать к работе специалистов извне. Это существенно сохраняет средства и позволяет получать информацию в любой момент. Также сотрудники СВА используют для своей работы данные по организационной, финансовой и экономической ситуации в компании, консультируясь с сотрудниками из других подразделений. Кроме того, они заинтересованы в высокой эффективности своей работы поскольку имеют влияние на ее функционирование.

Компании могут добиться высоких результатов при эффективной организации работы службы внутреннего аудита, если будут опираться на факторы успеха. Специалисты по внутреннему аудиту могут занять высокий и влиятельный пост в компании, если своей деятельностью обеспечат оптимальное использование ее ресурсов. Нестабильность экономики, высокая конкуренция на рынке и использование зарубежного опыта в отечественном бизнесе постепенно повышает стоимость специалистов по внутреннему аудиту.

Оценка работы и факторы успеха службы внутреннего аудита

Непосредственный интерес к результативности работы СВА имеет руководство компании. Для проверки качества работы этой службы, необходима четкая система оценки. Ранее в системе использовались только количественные показатели, которые поддаются простому измерению:

  • время, затраченное на выполнение проверок;
  • количество проведенных проверок;
  • сроки их проведения;
  • суммы выявленных нарушений;
  • число мероприятий по их профилактике.

Но данный подход недостаточно практичен и не выявляет результативность работы СВА в полной мере. Универсальной системы оценки работы служба внутреннего аудита не существует, так как она выполняет разные функции, соответственно нуждам руководства компании. Для разработки такой системы можно использовать ряд факторов, таких как:

  • превентивный эффект;
  • повышение обоснованности управленческих решений на базе полученных от СВА данных;
  • количество выявленных нарушений и взысканий по ним;
  • снижение затрат на использование услуг внешних специалистов.

Размер и значимость показателей может регулироваться руководством, зависимо от преследуемых им целей. Главное, чтобы специалисты других подразделений не препятствовали выполнению работы сотрудников служба внутреннего аудита.

Согласно исследованиям, внутренний аудит в мире используют очень давно. Интересно, что меньше половины опрошенных руководителей компаний считают, что СВА работает хорошо. Только 45% опрошенных считает, что служба внутреннего аудита приносит значительную пользу, а наименьшее количество респондентов говорят, что они получают от СВА ожидаемую пользу и не более того.

Следовательно, СВА необходимо вложить много сил и времени на то, чтобы доказать свою состоятельность и продемонстрировать реальную пользу для компании от своей работы. Как и при формировании системы оценки результатов деятельности, для ее успешной работы необходимо держать в поле зрения следующие ключевые факторы:

  • независимость в организации;
  • четкое установление должностных обязанностей;
  • свободный доступ к информации и персоналу;
  • компетентное руководство;
  • непредвзятые и компетентные сотрудники;
  • помощь и сотрудничество заинтересованных лиц;
  • стандарты выполнения внутреннего аудита и международные основы профессиональной практики.

Компании, которые только взялись за создание службы внутреннего аудита могут не тратить время на разработку чего-то кардинально нового для создания СВА, а взять за основы эти факторы. Интересно, что большинство из них содержатся в Международных основах профессиональной практики внутреннего аудита и само их использование тоже может стать одним из успешных факторов.

Среди ключевых факторов успеха служба внутреннего аудита особое место занимает компетентность, профессионализм и непредвзятость сотрудников, поскольку их открытость к сотрудничеству и качество предоставляемой информации имеет большое влияние на работу СВА. Также важным фактором является продуктивное взаимодействие служба внутреннего аудита с заинтересованными лицами компании в разрезе согласования и выполнения действий соответственно поставленных целей.

Служба внутреннего аудита может продемонстрировать результативность и эффективность своей работы, опираясь на следующие категории:

  1. Удовлетворенность руководства предоставляемыми данными и принятыми мерами.
  2. Уровень организации и функционирования внутреннего аудита.
  3. Нововведения и организаторские способности.

В России к СВА предъявляют достаточно высокие требования, поскольку профессия внутреннего аудитора существует в новых условиях и должна обеспечить полноценное функционирование компании. А знание ключевых факторов успеха СВА поможет безошибочно организовать ее работу и получать больший результат с меньшими затратами.

Тем, кто задумался о повышении квалификации или расширении карьерных горизонтов в сферу внутреннего аудита напоминаем, что Финансовая академия “Актив” проводит обучение по онлайн-курсам:

  • Внутренний аудит и СВК
  • Внутренний аудит
  • Внутренний контроль

На курсах слушатели могут освоить теоретические данные и практические навыки по проведению аудита и внедрению контроля внутри предприятия.

Для ознакомления с планом обучения по организации работы службы внутреннего аудита, любой желающий может зарегистрироваться и получить бесплатный доступ к первому уроку курса.

Также рекомендуем:

  1. МСФО ДипИФР рус
  2. Обучение для бухгалтеров
  3. Июньская сессия АССА DipIFR(rus) 2016: ожидание и реальность
  4. Профстандарт для бухгалтера 2016: чего ждать специалистам?
  5. Курсы аудиторов

Оставьте комментарий