Служебное поведение государственного гражданского служащего

Главная Карьера Государственная гражданская служба Публикации Подробнее

К вопросу об этике и нормах служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан в органах государства по исполнению должностных обязанностей, направленных на реализацию государственных задач и функций в различных областях общественной жизни. Именно эти граждане – государственные служащие – выполняют те практические задачи, которые общество возлагает на государство как на особую организацию политической власти.

Эффективность реализации государственными аппаратами их полномочий зависит от профессионализма должностных лиц, замещающих должности государственной службы. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего образования и стажа работы, определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также моральных, деловых и психологических качеств. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляя высокие требования нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. В связи с чем нравственный аспект в вопросах государственного управления в решающей степени определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.

Вместе с тем, организация и эффективность работы государственных служащих органов государственной власти различных уровней недостаточно удовлетворяет российское общество, что в свою очередь является одной из причин продолжающегося реформирования системы государственного управления и системы государственной службы. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих является одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».

В специальной литературе указывается, что этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности должностного лица, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень развития государства и его правовых институтов. В современных условиях трансформации социально-политической системы и экономических отношений вопросы совершенствования системы государственной службы требуют особого внимания, поскольку имеющиеся негативные явления, в том числе связанные и с переоценкой ценностей, отражаются и на моральном облике государственных служащих, от профессионализма и уровня нравственности которых во многом зависит авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях государственного управления.

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества каждый государственный служащий в рамках персональной ответственности обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его высокому статусу.

Представляется, что среди всех механизмов, способствующих формированию профессиональной этики на государственной службе, наиболее эффективным является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический кодекс» в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.

Вопросы этики и поведения государственных служащих признаются международным сообществом одним из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает все большую значимость. В 2000 году Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих, где главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. Принятие и соблюдение этики поведения государственных служащих будет способствовать предотвращению ущерба, наносимого коррупцией государственным интересам и повышению качества принятых официальных решений.

В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Дальнейшее развитие вопрос требований к служебному поведению государственных служащих получил в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1 февраля 2007 года Россия присоединились к «Группе государств против коррупции» (ГРЕКО), став полноправным участником этой международной организации, созданной для мониторинга антикоррупционных стандартов. С целью выполнения рекомендаций, выработанных ГРЕКО по итогам оценки состояния борьбы с коррупцией в России в 2008 году, сегодня создана и функционирует законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

В рамках этой работы в мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. федеральным органам государственной власти поручено разработать и утвердить в соответствующих ведомствах «этические кодексы».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).

Кодекс, представляя собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, призван повысить эффективность выполнения ими своих должностных обязанностей. По форме он состоит из общих положений и нескольких разделов об основных принципах и правилах служебного поведения, рекомендательных этических правилах служебного поведения, а также ответственности за нарушения положений Кодекса. По своему содержанию нормы Кодекса условно можно разделить на три типа: предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего поступать в определенных ситуациях), запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения) и рекомендательные (как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации). Например, гражданские служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы военного ведомства. Гражданским служащим запрещается использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера. Кроме того, гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Им рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Тем самым Кодекс является основой для формирования взаимоотношений в сфере гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, основанных на нормах морали и уважительном отношении к ней в общественном сознании, а также выступает в качестве института самоконтроля служащих ведомства.

Таким образом, проблема профессиональной этики и соблюдения требований к служебному поведению служащих связана с тем, что деятельность гражданских служащих должна отвечать не только положениям законодательства о государственной службе, но общепринятым моральным принципам и нормам российского общества и государства. Наиболее действенным механизмом, способствующим формированию надлежащей нравственности гражданских служащих, является разработка и нормативное закрепление на государственном уровне специальных «этических кодексов», положения которых не просто опираются на служение общественным интересам и демократическим ценностям, но и конкретизируют их требования в соответствии со спецификой правового статуса должностных лиц и особенностями их служебной деятельности.

Приложение 3

Утверждено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 29 декабря 2016 года N 706

Типовая должностная инструкция

государственного гражданского служащего и муниципального служащего Кыргызской Республики

1. Общие положения

1. Наименование государственного органа/органа местного самоуправления ________________________________________________

2. Административная должность _____________________________ _______________________________________________________________

(наименование должности государственной гражданской

службы/муниципальной службы)

отдела (сектора, управления) ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

(наименование группы и категории административной должности)

административных должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы.

3. Подчиняется непосредственно _______________________________ ______________________________________________________________

(наименование должности непосредственного руководителя)

(указывается при наличии)

5. В период временного отсутствия _____________________________ (наименование должности государственной гражданской

службы/муниципальной службы)

его должностные обязанности исполняет _____________________________

(наименование должности государственной гражданской

службы/муниципальной службы)

6. В своей деятельности ______________________________________

(наименование должности государственной гражданской службы/муниципальной службы)

руководствуется:__________________________________________________

______________________________________________________________

(перечень основных правовых актов)

2. Квалификационные требования

7. Для замещения административной должности __________________ ______________________________________________________________

(наименование должности государственной гражданской

службы/муниципальной службы)

к государственному гражданскому служащему / муниципальному служащему (далее – служащий) предъявляют следующие квалификационные требования:

8. _______________________________________________________

(уровень образования) образование по специализации __________________ _______________________________________________________________

(указать при необходимости специализацию);

со степенью ____________________________________________________

(указать при необходимости требуемую степень)

9. Стаж государственной службы и/или муниципальной службы не менее _____ лет по совокупности, либо стаж работы по специальности не менее ______ лет (для замещения высших, главных и старших должностей государственной службы и/или муниципальной службы);

10. Профессиональная компетентность:

_____________________________________________________________

(указать перечень конкретных нормативных правовых актов)

— государственного и/или официального языков в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей, другие знания;

________________________________________________________________

(указать необходимые знания для осуществления деятельности в рамках должностной инструкции)

Умения: ___________________________________________________ (указать необходимые умения для осуществления деятельности в рамках должностной инструкции)

Навыки: ___________________________________________________ (указать необходимые навыки для осуществления деятельности в рамках должностной инструкции)

3. Личностные качества служащего

11. Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие должны обладать следующими личностными качествами:

— стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность;

— иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать;

— способность управлять собой и быть уверенным;

— высокий уровень внутренней культуры;

— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности

_______________________________________________________________

(указать личностные качества, необходимые для осуществления деятельности в рамках должностной инструкции)

4. Должностные обязанности служащего

12. В должностные обязанности _______________________________

(наименование должности государственной гражданской службы /муниципальной службы)

входят:

— соблюдение законодательства Кыргызской Республики;

— обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

— соблюдение норм служебной этики;

— соблюдение установленных в государственном органе/органе местного самоуправления правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебной информацией и служебного взаимодействия;

— поддержание уровня квалификации, необходимого для исполнения должностных обязанностей;

— разработка и/или согласование проектов нормативных правовых, и иных актов;

— рассмотрение обращений и консультирование граждан и организаций в пределах своих полномочий;

— составление отчетов;

— составление информационно-методических материалов по актуальным вопросам в пределах своей компетенции;

— принятие мер по предотвращению возникновения личной заинтересованности у подчиненных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих или урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе в подведомственном структурном подразделении (включается для руководителей структурного подразделения);

— своевременное и качественное выполнение распоряжений и указаний вышестоящих лиц, отданных в пределах их должностных полномочий.

* Для руководителей (дополнительно):

— стратегические: постановка целей; выработка стратегий; составление планов;

— административные: организация исполнительства; текущая координация; контроль; управление кадрами; стимулирование;

— экспертно-инновационные: разработка идей, проектов, новых видов изделий; перестройка организации (реорганизация);

— консультирование;

— коммуникационные: прием посетителей; ответы на письма и звонки; ведение переговоров;

— социальные: создание благоприятного морально-психологического климата; поддержание традиций; оказание помощи подчиненным;

— лидерские: воодушевление коллектива на осуществление преобразований.

Должностной инструкцией должны быть установлены также иные обязанности согласно требованиям специфики деятельности, не противоречащим законодательству Кыргызской Республики.

5. Права служащего

13. ________________________________________________________ (наименование должности государственной гражданской

службы и муниципальной службы)

имеет право на:

— ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, и критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей;

— обеспечение организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей;

— посещение в установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также для внесения предложений о совершенствовании деятельности государственного органа/органа местного самоуправления;

— ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

— требование письменного подтверждения устного распоряжения руководителя в случаях возникновения сомнения в законности данного распоряжения.

В случае необходимости дополнить перечень прав и полномочий согласно требованиям специфики деятельности.

6. Ответственность служащего

14. _______________________________________________________

(наименование должности государственной гражданской

службы/муниципальной службы)

несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Типовой должностной инструкцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики:

— несоблюдение регламента работы государственного органа /органа местного самоуправления, правил внутреннего трудового распорядка, правил пожарной безопасности и охраны труда;

— разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

— действие или бездействие, влекущее нарушение прав и законных интересов граждан, юридических лиц;

— несоблюдение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой и муниципальной службой, установленных законодательством Кыргызской Республики;

— несвоевременное, некачественное выполнение заданий, распоряжений и указаний вышестоящих лиц, за исключением неправомерных поручений;

— несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления.

15. ________________________________________________________ (наименование должности государственной гражданской

службы и муниципальной службы)

в соответствии с законодательством несет материальную ответственность за нанесении ущерба, связанного с характером служебной деятельности.

16. В случае исполнения (либо дачи) неправомерного поручения ________________________________________________________________

(наименование должности государственной гражданской службы/муниципальной службы)

несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

7. Порядок служебного взаимодействия служащего

17. В процессе осуществления своей служебной деятельности _______________________________________________________________

(наименование должности государственной гражданской службы/муниципальной службы)

самостоятельно и/или по поручению ________________________________ ________________________________________________________________

(наименование должности непосредственного руководителя, иного должностного лица)

осуществляет взаимодействие со следующими государственными органами/органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.

Функция

С кем взаимодействует (сторона взаимодействия)

В чем выражается взаимодействие

(вид взаимодействия)

Подготовка проекта нормативного правового акта о выделении земельного участка

Заведующий отделом

1. Получение визы согласования.

2. Доработка проекта акта

Руководитель аппарата

Передача проекта на бумажном и электронном носителях

8. Показатели результативности профессиональной служебной деятельности служащего

18. Результаты служебной деятельности ________________________

(наименование должности государственной гражданской службы/муниципальной службы)

характеризуются следующими показателями:

— объем и сложность выполняемых работ;

— качество выполняемых работ;

— соблюдение сроков выполнения работ;

— актуальность и новизна работ;

— самостоятельность в выполнении служебных заданий;

— дополнительные показатели, связанные со спецификой деятельности.

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Приказ ФАС России от 09.06.2014 N 383/14 (ред. от 10.04.2020) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы

3.5. Гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы, включенную в Перечень, установленный приказом ФАС России, обязаны ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в соответствии со статьей 20 Федерального закона.

Приказ Спецстроя России от 28.07.2009 N 357 (ред. от 08.09.2016) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федерального агентства специального строительства

представлять в установленном порядке предусмотренные Законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

Приказ Роспотребнадзора от 30.08.2016 N 905 (ред. от 11.09.2017) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

9) представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.07.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»

1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции»

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

27 июля 2004 года N 79-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).»

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.»

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;

2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

1. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

  • Выдержки из Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Оставьте комментарий