Смешанная перевозка

Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок грузов в смешанном сообщении

Перевозками грузов в смешанном сообщении считаются схемы доставки с использованием двух и более видов транспорта. Такие перевозки называются также интермодальными (США), мультимодальными (Великобритания), комбинированными. Перевозочным документом может быть мультимодальный коносамент или накладная.

Прямым смешанным сообщением называются перевозки, выполняемые самими перевозчиками в соответствии с условиями, оговоренными в специальных разделах отраслевых Уставов и Кодексов. Смешанная перевозка осуществляется, как правило, оператором транспортировки.

В настоящее время прямые смешанные перевозки железнодорожным транспортом с участием автомобильного и воздушного транспорта практически не осуществляются. Завоз и вывоз грузов автотранспортом производится по договорам транспортной экспедиции. Для перевозки в прямом железнодорожно-водном сообщении оформляется накладная соответствующей формы, содержащей пункты для внесения данных по каждому участвующему в перевозке виду транспорта, месту и порядку производства перевалки груза с одного вида транспорта на другой и пр.

Если прямую смешанную перевозку начинает железнодорожный транспорт, как и при прямой железнодорожной перевозке, с грузом следуют накладная (выдается получателю) и дорожная ведомость. Дополнительным документом является копия дорожной ведомости, которая остается в пункте перевалки груза для оформления взаимных расчетов между перевозчиками. Если перевозку начинает водный транспорт, то в порту погрузки составляется коносамент или водно-железнодорожная накладная, а в пункте перевалки на каждый вагон составляются повагонные накладные и дорожные ведомости. Основная водно-железнодорожная (коносамент) накладная прикладывается к последней повагонной накладной.

Перемещение груза в процессе каждой перевалки отражается в передаточной ведомости, имеющей доказательное значение при возникновении споров между соперевозчиками. Перевалочные работы с участием водного транспорта производятся портом. Перевалка грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом возлагается на железную дорогу.

При выборе пункта перевалки контейнеров требуется руководствоваться перечнем пунктов, открытых для операций с контейнерами. При этом используется практика обмена однотипными контейнерами. Аналогично, при хранении грузов и контейнеров на пунктах перевалки в вагонах возникает необходимость в обмене однотипными вагонами. Для обеспечения этих операций в портах создаются обменные парки вагонов и контейнеров. Например, до прибытия судна порт оставляет груз в вагонах, выдавая железной дороге порожние вагоны из обменного парка. Подобная практика распространена и на пограничных железнодорожных станциях.

Особенности организации перевозки в прямом смешанном сообщении связаны также с исчислением сроков доставки, где необходимо учесть время транспортировки грузов каждым видом транспорта (для каждого вида транспорта исчисляются по соответствующим правилам), время на перевалочные операции, режимы работы используемых видов транспорта (разные показатели неравномерности, сроки навигации и т.п.). При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов требуется разработать схемы погрузки в транспортные средства, крепления, строповки грузов, требования к захватным приспособлениям и режимам работы перегрузочных устройств и пр.

Порядок и сроки расчетов с грузоотправителями и грузополучателями устанавливаются договорами между ними и перевозчиками. При перевозке в прямом железнодорожно-водном сообщении оплата провозных платежей осуществляется на станции отправления – грузоотправителем за протяжение железнодорожного пути всех дорог, участвующих в перевозке; в портах перевалки или назначения – грузоотправителем или грузополучателем за протяжение всего водного пути морских или речных пароходств. При перевозке в прямом водно-железнодорожном сообщении:

· в речных портах (на пристанях) отправления – грузоотправителем за протяжение пути всех участвующих речных пароходств, в пункте перевалки или пункте назначения – грузоотправителем или грузополучателем за все протяжение железнодорожного пути и пути морских пароходств;

· в морских портах отправления – грузоотправителем за протяжение всего морского пути, в пункте перевалки или пункте назначения – грузоотправителем или грузополучателем за все протяжение железнодорожного и речного пути.

Участие экспедиторов в платежах за перевозки грузов в прямом смешанном сообщении открывает возможность возложения на них прав и обязанностей операторов перевозки, что освобождает грузоотправителя и грузополучателя от организации отправки, сопровождения, перевалки и получения грузов. При этом экспедитор выступает в роли грузоотправителя, возлагая на своих агентов в пункте перевалки и в пункте назначения осуществление контроля выполнения соответствующих операций и производство финансовых расчетов по ним.

Наличие оператора перевозки (Multimodal transport operator, MTO) является основной отличительной чертой смешанного сообщения от прямого смешанного. Оператор принимает на себя ответственность за осуществление перевозки. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении ответственность распределена между соперевозчиками.

Смешанные перевозки не всегда оформляются единым перевозочным документом. В каждом перевалочном пункте может составляться новый комплект документов. При этом оператор может выступать и в роли перевозчика на каком-либо этапе доставки грузов. В остальном особенности организации смешанного сообщения подобны прямому смешанному.

Смешанная перевозка грузов – это транспортировка объекта несколькими видами транспорта. Комбинировать можно все известные наземные, воздушные и морские средства перевозки.

Перевозки признаются смешанными в том случае, если они осуществляются как минимум двумя различными видами транспорта. В отношении международных смешанных перевозок действует Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.)

Кроме того, не утратило силу Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС) (София, 14 декабря 1959 г.), в соответствии с которым: условия перевозки грузов в международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении и вытекающие из них права, обязанности, ответственность, взаимоотношения между железными дорогами, дунайскими портами и судоходными предприятиями, с одной стороны, и отправителями и получателями грузов, с другой стороны, а также тарифные вопросы и взаимоотношения между железными дорогами, дунайскими портами и судоходными предприятиями регулируются правилами и инструкциями, согласованными между транспортными министерствами и министерствами внешней торговли государств-участников соглашения. Оплата транспортных расходов (провозная плата, дополнительные сборы и другие платежи) производится в соответствии с условиями поставок между внешнеторговыми организациями государств-участников.

По сути, практически все перевозки можно отнести к смешанным: со склада груз доставляют на автомобиле до пункта А, где его упаковывают в контейнер, опечатывают и отправляют на погрузку, предположим, на воздушное судно. По прибытии в аэропорт назначения контейнер с грузом попадает на платформу железнодорожного состава и отправляется в руки адресата. Не исключено, что между разными пунктами груз будет нуждаться во временном хранении. Лишь автомобильные перевозки могут производиться без включения дополнительных транспортных средств.

При смешанных перевозках важно упаковывать груз в контейнер. При смене транспортного средства груз может пострадать. Механических повреждений можно избежать, если обеспечить товар надежной оболочкой, предохраняющей его от негативных последствий перекладываний. Так же необходимо застраховать груз перед отправкой – это даст уверенность в том, что не предвидится никаких материальных убытков от перемещений груза.

Мультимодальная перевозка – все путешествие груза обеспечивается единым документом. Интермодальная перевозка отличается от мультимодальной лишь одним: в транспортировке груза участвует не один участник, а несколько. Количество транспортных документов напрямую зависит от количества перевозчиков.

Среди существующих формализованных способов выбора вида транспорта наиболее часто используется метод экспертной оценки, разработанный американским ученым Ф.Котлером. Сущность этого метода состоит в том, что при выборе средства доставки конкретного товара в расчет принимают до шести факторов. В (приложении 1) дается сравнительная экспертная оценка в баллах различных видов транспорта по каждому из принятых факторов (наиболее благоприятный показатель равен 1).

Оценка значимости рассматриваемых в таблице факторов показывает, что чаще всего выбор наилучшего для международной перевозки вида транспорта базируется на сумме баллов следующих ключевых факторов:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— скорость (время доставки);

— надежность соблюдения графика доставки;

— стоимость перевозки.

По данным факторам автомобильный транспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта (сумма баллов равна 8). Однако следует отметить, что данная таблица может служить лишь для ориентировочной оценки степени предпочтения того или иного вида транспорта условиям перевозки конкретного груза. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, а также учетом возможно и других каких-то значимых факторов.

Основными грузами, вывозимыми из России при помощи системы международных перевозок, по-прежнему являются сырая нефть и нефтепродукты – бензин, дизельное топливо; природный газ; черные металлы (за исключением чугуна), в том числе полуфабрикаты и плоский прокат из углеродистой стали и ферросплавы; машины и оборудование, в том числе грузовые и легковые автомобили; обработанные лесоматериалы; минеральные удобрения, в том числе азотные, калийные и смешанные; безводный аммиак; каменный уголь и кокс; руды и рудные концентраты; а также другие, менее существенные позиции.

Международные транспортные перевозки грузов в Россию доставляют преимущественно различные виды жидкого топлива; продукция черной металлургии, в том числе стальные трубы; лекарственные препараты, в том числе антибиотики; хлопковое волокно; свежие и мороженые мясо и рыба; цитрусовые и другие фрукты; чай и кофе; зерновые культуры, в том числе пшеницу; подсолнечное масло; сахар; какао и какаосодержащие продукты; алкогольные и безалкогольные напитки; одежду, обувь и другие потребительские товары повседневного и длительного спроса; машины и оборудование, в том числе легковые и грузовые машины, промышленное оборудование, бытовую технику; мебель и многие другие позиции.

Особое место в международных перевозках занимает транспортировка опасных грузов (см. прилож. 2). К этому специфичному виду транспортировки предъявляется целый ряд требований, предназначенных снизить до минимума потенциальную опасность этих грузов для окружающей среды и человека. Международные перевозки опасных грузов осуществляется только на специализированном подвижном составе, который обслуживается квалифицированным персоналом, прошедшем специальную подготовку. Также необходимо дополнительное оснащение – средства связи, комплекты ADR и другое оборудование.

Главной особенностью международной логистики является тот факт, что производитель и потребитель товара находятся в различных государствах, следовательно, процесс доставки товаров потребителю включает в себя преодоление государственных границ и таможен. Основными целями международной логистики являются обеспечение грузоперевозок разнообразных товаров из одного государства в другое, а также оптимизация как временных, так и финансовых затрат на доставку товаров от производителя к потребителю.

Сейчас практически ни одна страна мира не в состоянии обеспечить все разнообразие своих внутренних потребностей в различных сферах экономики только за счет собственного производства. Решается эта проблема при помощи международной торговли, которая дает возможность осуществлять товарообмен между государствами. Международное разделение труда создает дополнительные предпосылки, способствующие дальнейшему расширению международной торговли и, как следствие, международным перевозкам.

Большое влияние на международные перевозки оказывает структура мирового рынка, а примерно со второй половины прошлого века неравномерность динамики внешних перевозок проявляется все сильнее. На современном этапе развития мирового сообщества практически не осталось стран, экономика которых не зависела бы от международной торговли и международных перевозок. Однако вся международная торговля и, соответственно, международные транспортные перевозки также находятся в зависимости от некоторых факторов, среди которых наибольшее влияние оказывают рост научно-технического развития мирового сообщества, углубление международного разделения труда, формирование транснациональных корпораций.

Список использованных источников № 6: Таможенный правовой портал: электронный ресурс: режим доступа: www.tamognia.ru/faq

Список использованных источников № 7: Транспортная компания «Transvip»: электронный ресурс: режим доступа: http://www.transvip.ru

Список использованных источников № 3: Международные транспортные операции: конспект лекций/ А. В. Зимовец. – Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008.

Список использованных источников № 4: Административно-управленческий портал: электронный ресурс: режим доступа: http://www.aup.ru

Список использованных источников № 7: Транспортная компания «Transvip»: электронный ресурс: режим доступа: http://www.transvip.ru

Список использованных источников № 6: Таможенный правовой портал: электронный ресурс: режим доступа: www.tamognia.ru/faq

Список использованных источников № 5: Лаборатория ADR: электронный ресурс: режим доступа: http://www.labadr.com.ua

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Смешанная перевозка грузов

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Смешанная перевозка грузов

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Смешанная перевозка грузов

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Международная смешанная перевозка означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой. Главным организатором смешанной перевозки груза является оператор. Он объединяет в себя черты экспедитора и перевозчика. Оператором является любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора. Таким образом, при смешанной перевозке правоотношения между грузовладельцем и перевозчиками не возникают. В этом состоит основное отличие смешанной перевозки от прямой перевозки грузов. Наконец, при рассматриваемой схеме перевозок ответственность оператора определяется единообразно (в основном, только за вину).В Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. (Россия не участвует) международная смешанная перевозка означает перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора о смешанной перевозке. Регулирование смешанных перевозок осуществляется не только в национальной, но и в международной форме — посредством заключения двусторонних и многосторонних международных договоров. Среди источников в области регулирования международных смешанных перевозок, помимо указанной Конвенции 1980 г., следует назвать Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении 1959 г. Россия является участником данного Соглашения. Кроме России, в Соглашении участвуют шесть «дунайских» государств (Болгария, Венгрия, Германия, Румыния, Польша, Чехия). В целях рационального использования железнодорожного и водного транспорта по реке Дунай участники Соглашения установили международное прямое смешанное железнодорожно-водное грузовое сообщение по железным дорогам государств — участников и по реке Дунаю в пределах их территорий.

Международный коммерческий арбитраж (понятие, правовая природа, международно-правовые основы)

Международный коммерческий ар-ж (МКА) — механизм (организация, орган) негосударственного рассмотрения частноправовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности. По своей юридической природе представляет собой третейский суд, избираемый или создаваемый самими сторонами. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. МКА не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Однако не существует полной изоляции ар-жа от национальных судов, суды могут выполнять два процессуальных действия:1) осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска; 2) исполнение ар-жного решения. Разбирательство в МКА необходимо отличать от третейского разбирательства споров между государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами, например, Международным Судом ООН, Постоянной палатой Третейского суда. Преимущества МКА: 1) процедура ар-жного разбирательства отличается простотой и минимальными затратами на ведение процесса; 2) рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны; 3) стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка ар-жного разбирательства, могут полностью или частично определять ар-жную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести; 4) арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики; 5) ар-жное решение носит окончательный и обязательный характер. Законодательство Регулирование деятельности международного коммерческого арбитража – важное направление унификации. Многие международные документы в этой области были подготовлены в рамках ООН: Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже. Женева, 1961 г. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, Москва, 1972. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, Киев 1992 (СНГ). Межамериканская Конвенция о международном коммерческом арбитраже, Панама, 1975. Арабская Конвенция о международном коммерческом арбитраже, 1987. Закон РФ «О международном коммерческом ар-же». Он определяет основные требования, предъявляемые к ар-жному соглашению (обязательна письменная форма), состав и компетенцию ар-жа, порядок ведения ар-жного разбирательства, правила вынесения ар-жного решения и прекращения разбирательства, основания для оспаривания ар-жного решения, процедуры признания и приведения в исполнение ар-жных решений. Положения Закона применяются к МКА, если он находится на территории РФ. Кроме того, его правила распространяются на ар-жные соглашения в отношении формы и порядка признания и приведения в исполнение ар-жных решений, когда МКА имеет место за границей. Положения АПК РФ регулируют признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих ар-жей. Аналогичные положения содержатся также в разделе VIII Закона «О МКА». Лицо, выигравшее дело в МКА, в течение трех лет после вынесения решения должно обратиться с заявлением в компетентный ар-жный суд РФ. На основании заявления возбуждается разбирательство, выносится определение о признании и для принудительного исполнения выдается исполнительный лист. Процесс признания и исполнения решений МКА. РФ участвует в следующих договорах в этой области: Европейская конвенция о внешнеторговом ар-же 1961 г., Конвенция о разрешении ар-жным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, 1972 г. (Московская конвенция СЭВ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных ар-жных решений 1958 г. Важнейшей среди них является Нью-Йоркская конвенция, участниками которой является более половины государств мира. Она применяется к ар-жным решениям, вынесенным ар-жами на территории государства, отличного от государства, где испрашивается признание и приведение в исполнение. Статья III Нью-Йоркской конвенции налагает на всех государств-участников обязательство признавать и приводить в исполнение ар-жные решения. Причем к таким решениям не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений. Если решение международного ар-жа подпадает под действие конвенции, то эти положения должны иметь преимущество перед положениями национального права.

ложительного опыта, достигнутого в частноправовых сферах ныне независимых государств, развивающихся на постсоветском пространстве.

2 Барков Р.А., Блинков О.Е. Эволюция основных положений о завещании: общие тенденции и перспективы их унификации на постсоветском пространстве // Наследственное право. 2013. № 4. С. 41.

3 Богустов А.А. Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 21.

5 Безбородов Ю.С. Влияние международных модельных норм на внутригосударственные законодательные процедуры // Российский юридический журнал. 2011. № 3. С. 84.

6 Хвостов В.М. Система римского права. Общая часть. М., 1996. С. 11.

7 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11. С. 13.

8 О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 29, ч. 1, ст. 3482.

9 Гаращенко Л.П. Сравнительный метод исследования источников трудового права (сущность и значение) // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 23.

А.А. Ананьева

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК

Статья посвящена проблеме отсутствия в настоящее время полноценной гражданско- е

правовой основы для регулирования отношений, складывающихся в связи с заключением н

и исполнением договоров смешанной перевозки груза и пассажиров (багажа). Формулиру- 1

ется вывод о необходимости включения в Гражданский кодекс статей, закладывающих р

основы дальнейшего регулирования смешанных перевозок. Высказывается ряд критических О

замечаний относительно предлагаемой Проектом соответствующего закона конструкции 1

договора смешанной перевозки; предлагаются некоторые пути устранения сложившегося й

дисбаланса в регулировании перевозок в смешанном сообщении. С

Ключевые слова: смешанные перевозки, оператор смешанной перевозки, смешанное а

сообщение. Т

в

A.A. Ananyeva

ON THE CIVIL REGULATORY FRAMEWORK I

OF MULTIMODAL TRANSPORT 1

а

The article is devoted to the problem of the absence at present of a full-fledged civil legal а

basis for multimodal transportation regulation. The author comes to the conclusion about the м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

necessity of inclusion in the Civil code articles devoted to the multimodal transport. Besides, 1

some critical comments regarding the proposed in the Draft law construction of the multimodal №

transport contract are remarked. Also the author suggests some ways to eleminate the imbalance (

in the intermodal transport regulation. 0

Keywords: multimodal transportation, multimodal transport operator, direct mixed traffic. )

1 5

Близится к своему логическому завершению реформа гражданского законодательства, основы которой были заложены Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской

© Ананьева Анна Анатольевна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского 1 международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: annaslast@mail.ru 29

Федерации»1. Тем не менее, приходится констатировать, что вне поля зрения Концепции развития гражданского законодательства РФ остался целый ряд проблем, в т.ч. обязательственного права. В рамках настоящей статьи хотелось бы обратить внимание на отсутствие в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), отметившем недавно очередной юбилей, полноценной основы для регулирования отношений, складывающихся в связи с заключением и исполнением договора смешанной перевозки.

Несмотря на то, что смешанные (комбинированные) перевозки приобретают сегодня особое значение, их правовое регулирование не соответствует потребностям их функционирования и развития этих перевозок. В ГК РФ этому виду сообщения посвящена всего одна ст. 788, да и она лишь устанавливает, что «взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

Заметим, что упоминаемый в ст. 788 ГК РФ Федеральный закон, на основании которого должны заключаться соглашения о порядке организации перевозки в прямом смешанном сообщении, до сих пор так и не был принят. Критика существующего положения дел неизменно звучит в юридической литературе2, но несмотря на это, ситуация с принятием закона не изменилась. Впрочем, упоминания о его разработке периодически появляются в научной литературе, а прессе, и даже в планах законодательной деятельности, а в информационных ? базах размещены его проекты. В частности, осенью 2014 г. в целях проведения 3 публичных консультаций на сайте Министерства экономического развития был ! представлен Проект Федерального закона «О прямых смешанных (комбиниро-I ванных) перевозках», который, однако, не может не вызывать критику.

1 Вернемся к положениям ГК РФ. Авторы Пояснительной записки к обозначен-

го

| ному законопроекту утверждают, что «Гражданским кодексом РФ закреплены

| основные условия перевозки в прямом смешанном (комбинированном) сообще-

| нии», ссылаясь на то, что из ст. 788 ГК РФ вытекает, что смешанная перевозка

2 характеризуется участием в перевозочном процессе двух и более видов транс° порта и тем, что она осуществляется по единому транспортному документу3. » Никак не можем согласиться с данным утверждением и считаем, что в самом | ГК РФ следовало бы раскрыть понятие «договор смешанной перевозки», опреде-е лив правовую модель его осуществления, и заложить основы правового статуса 1 оператора прямой смешанной (комбинированной) перевозки.

° В необходимости законодательного закрепления возможности заключать

го

3 договоры смешанной перевозки с использованием такой фигуры, как оператор 1 смешанной перевозки, и одновременно полном отсутствии подобной конструк-| ции в предлагаемом Минэкономразвития России законопроекте видится один из

важнейших его недостатков. Возможность и целесообразность осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении с участием оператора смешанной перевозки не вызывают у нас сомнений. В мировой практике вообще наличие оператора смешанной перевозки грузов, т.е. лица, которое принимает на себя ответственность за сохранность груза на всем протяжении его транспортировки, 30 является основным отличием данного вида перевозки4.

Применительно к международной перевозке понятие «оператор» было введено Унифицированными правилами о документе смешанной перевозки, изданными Международной торговой палатой в 1973 г. Указание на обязательное наличие данного субъекта перевозочной деятельности мы находим уже в самом определении такой перевозки, предложенной Конвенцией ООН 1980 г. Так, согласно Конвенции международная смешанная перевозка представляет собой перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. В последующих статьях Конвенция дала понятие и оформила статус оператора смешанной перевозки (ОСП). Так, под оператором смешанной перевозки в ней понимается «любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора»5.

Несмотря на то, что Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов на сегодняшний день не вступила в силу, она, без сомнения, станет базой для дальнейшей унификации, в пользу которой, согласно выводам проведенного ЮНКТАД исследования в этой сфере6, высказалось большинство опрошенных респондентов. Таким образом, отсутствие в российском законодательстве легально закрепленной конструкции договора смешанной перевозки с участием такого оператора будет служить препятствием к интеграции нашей страны в систему ш

п

унифицированного регулирования международного смешанного сообщения. и

к

Обозначенный же нами законопроект подходит к формированию конструк- р

ции договора смешанной перевозки крайне узко, предусматривая в качестве в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единственно возможного варианта заключение договора одновременно пере- |

возчиками различных видов транспорта, а оформление проездного документа у

(билета) — одним из таких перевозчиков. Более того, в проекте специально за- с

крепляется, что «размер платы за перевозку грузов в прямом смешанном сообще- н

нии определяется как сумма платежей за услуги по перевозке грузов в прямом I

смешанном сообщении, оказанные на всем следования груза». Аналогичная и

д

норма действует и применительно к перевозке пассажиров. Остается совершенно е

п

неясным, с какой целью авторы проекта исключили возможность включать в | стоимость смешанной перевозки иные суммы, ведь оператор, которым в целом Д

мог выступать и один из перевозчиков, вероятнее всего, будет заниматься этим |

и

не из альтруистических соображений, и что мешает сделать такую перевозку №

го

дороже простой суммы всех составляющих ее тарифов, когда взамен пассажир 1 (грузоотправитель) получает целый ряд преимуществ. £

Таким образом, нормы об операторе смешанной перевозки, равно как и сама 1

такая возможность заключать договор смешанной перевозки с его участием, должны найти отражение в будущем законе. Несмотря на то, что у оператора много общего как с перевозчиком, так и с экспедитором, отождествлять его ни с тем ни с другим нельзя, т.к. он «не просто совмещает в себе функции Перевозчика и Экспедитора, а, заимствуя определённые элементы, интегрирует их и при этом имеет свои, присущие только ему специфические признаки»7. 31

Подводя итоги вышесказанному, еще раз обратим внимание на то, что отсутствие правовой базы, регулирующей прямую смешанную (комбинированную) перевозку, негативно сказывается как на решении теоретических аспектов, так и на судебной практике, отсутствие единообразия в которой при разрешении споров об организации перевозки в прямом смешанном сообщении, без сомнения, можно назвать одной из существенных проблем их функционирования и развития.

Мы, конечно же, выражаем надежду на то, что окончательная редакция Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» в ближайшее время будет представлена законодателю, и будет им одобрена, а также на то, что эта редакция разрешит имеющиеся вопросы и противоречия. Тем не менее, мы настаиваем и на том, что существенным коррективам должен подвергнуться в этой части и сам ГК РФ.

Назрела острая необходимость унификации норм российского законодательства в сфере транспорта, которая может быть отчасти решена путем увеличения удельного веса правовых норм ГК РФ, посвященных транспортной сфере. Хотелось бы выразить надежду на то, что намеченная в Концепции политика комплексной модернизации гражданского законодательства в будущем коснется и тех его сторон, которые пока остались без внимания.

1 См.: Российская газета. 2008. 23 июля.

3 URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/anounce/2014082116 (дата обращения: 25.03.2015).

4 См.: Якушев В. Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. 1996. № 9. С. 61.

6 UNCTAD/SDTE/TLB/2003/1 от 13 января 2003 г. URL:http: //unctad.org/en/docs/sdtetlb20031_en.pdf (дата обращения: 25.03.2015).

О.В. Богданов

БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена исследованию нового законодательства, связанного с банкротством физических лиц. Анализируются отличия старой и новой редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», изменения Гражданского кодекса РФ.

Ключевые слова: банкротство, банкротство физических лиц, признаки банкротства, процедуры банкротства, последствия признания гражданина банкротом.

Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

Основная особенность данных правоотношений состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта.

Это во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля.

Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются различными видами договоров:

— договорами, оформляющими действия перевозчика и грузоотправителя по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры об организации перевозок грузов, договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов, договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявки грузоотправителя на подачу транспортных средств);

— реальными договорами перевозки конкретных грузов в прямом смешанном сообщении;

— договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

При этом содержание договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщении имеет некоторые особенности в сравнении с содержанием обычных договоров перевозки груза, а договоры об организации работ по обеспечению таких перевозок прямо предназначены для этой сферы.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в соответствии со ст. 788 ГК должны регулироваться специальным законом, который до настоящего времени не принят. Необходимые правовые нормы пока содержатся в некоторых транспортных уставах и кодексах и применяются временно, до введения в действие указанного закона (ст.

128 УЖТ и ст. 166 КВВТ) . Поэтому перевозки грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируются гл. V УЖТ, а перевозки грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируются правилами разд. XI КВВТ. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила УЖТ, а если первым перевозчиком окажется организация внутреннего водного транспорта, следует исходить из правил КВВТ.

ВК и КТМ вообще не содержат норм об этом виде перевозок.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении могут осуществляться только через открытые для этого железнодорожные станции либо морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, включенные в специальные перечни (ст. 67 УЖТ и ст. 105 КВВТ). Отдельные виды грузов не допускаются для перевозки в прямом смешанном сообщении (например, грузы, перевозимые наливом в цистернах) или ограничиваются специальными перечнями (например, скоропортящиеся и опасные грузы) (ст. 68 УЖТ, ст. 106 КВВТ).

Оставьте комментарий