СНиП 12 03 99 статус

Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Общие поолжения
5 Организация работы по обеспечению охраны труда
6 Организация производственных территорий, участков работ и рабочих мест
6.1 Общие требования
6.2 Требования безопасности к обустройству и содержанию производственных территорий, участков работ и рабочих мест
6.3 Требования безопасности при складировании материалов и конструкций
6.4 Обеспечение электробезопасности
6.5 Обеспечение пожаробезопасности
6.6 Обеспечение защиты работников от воздействия вредныхпроизводственных факторов
7 Эксплуатация строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования, средств механизации, приспособлений, оснастки, ручных машин и инструмента
7.1 Общие требования
7.2 Требования безопасности при эксплуатации мобильных машин и транспортных средств
7.3 Требования безопасности при эксплуатации стационарных машин
7.4 Требования безопасности при эксплуатации средств механизации, средств подмащивания, оснастки, ручных машин и инструмента
8 Транспортные и погрузочные работы
8.1 Общие требования
8.2 Требования безопасности к процессам производства погрузочно-разгрузочных работ
8.3 Требования безопасности к перемещению грузов на предприятиях
8.4 Требования безопасности при применении машин непрерывного действия
8.5 Требования безопасности при работе автотранспорта
9 Требования безопасности при выполнении электросварочных и газопламенных работ
9.1 Общие требования
9.2 Требования безопасности к технологическим процессам и местам производства сварочных и газопламенных работ
9.3 Требования безопасности при ручной сварке
9.4 Требования безопасности при хранении и применении газовых баллонов
Приложение А Перечень нормативных документов, на которые имеются ссылки в настоящих нормах и правилах
Приложение Б Термины и их определения
Приложение В Форма акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия (организации), жилого микрорайона
Приложение Г Границы опасных зон по действию опасных факторов
Приложение Д Форма наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов
Приложение Е Примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск
Приложение Ж Перечень профессий работников и видов работ повышенной опасности, относительно которых предъявляются дополнительные требования по безопасности труда
Приложение И Акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства
Приложение К Состав и содержание основных проектных решений по безопасности труда в организационно-технологической документации в строительстве
Приложение Л Библиография

Росстандарт сообщил о разработке и общественном обсуждении проектов новых сводов правил и изменений к действующим СП: пересмотр СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» и изменение №1 к СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Для портала ЕРЗ.РФ документы прокомментировал генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николай МАЛЫШЕВ (на фото).

Фото: www.kiev24.ua

Гоголю приписывают известное высказывание: «У России две беды — дураки и дороги». Когда заходит речь о техническом нормировании в строительстве, то мне эту фразу хочется перефразировать следующим образом: «У технического нормирования две беды — кадры и отсутствие финансирования».

Если в 1990-е годы в основном были проблемы с финансированием, но существовали научные школы и еще работали авторы советских СНиП, которые могли заниматься их актуализацией, то в 2000-е годы государство стало выделять средства на эти цели, а научных организаций и специалистов в них осталось очень мало.

Достаточно сопоставить количество и состояние научных институтов в ведении Госстроя (Минстроя) России в тот период и в наши дни. Поэтому когда в программных документах (например, в проекте Стратегии развития строительной отрасли) я вижу правильно поставленные задачи по внедрению передовых технологий в строительстве путем разработки и актуализации нормативной технической базы, то невольно задаюсь вопросом, как это можно сделать без проведения большой работы по возрождению строительной науки?

К сожалению, простой анализ большого числа актуализированных редакций СНиП показывает, что зачастую такая актуализация носит косметический характер и не основана на передовых научных разработках. Ситуацию усугубляет также проведенная ранее отмена обязательности большинства требований СНиП. А несвоевременная актуализация соответствующих актов Правительства РФ (Распоряжение Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010, Постановление Правительства РФ №1521 от 26.12.2014) приводит к тому, что небольшое число действительно новых требований в актуализированных редакциях СНиП долгое время остается в статусе рекомендательных (обязательными являются нормы старых редакций).

Действующие редакции СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» и СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», регулирующие порядок организации строительства и приемки объектов в эксплуатацию, согласно Постановлению Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 не содержат обязательных требований (до 1 июля 2015 года СП 48.13330.2011 частично содержал обязательные требования). В связи с этим возникает вопрос, каким образом вносимые в указанные СНиП изменения могут повлиять на общественные отношения в сфере строительства?

Очевидно, что СНиП 3.01.01-85 и СНиП 3.01.04-87 с момента утверждения их первоначальных редакций еще в советский период и до принятия в конце 2004 года действующего Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) играли совсем другую роль в вопросе правового регулирования организационно-правового порядка осуществления строительства и приемки объектов в эксплуатацию (являлись базовыми регулирующими документами обязательного применения1).

В настоящее время большинство вопросов урегулированы обязательными требованиями градостроительного законодательства и указанные СНиП могут лишь дополнять эти нормы, детализируя определенные требования (например, технические аспекты осуществления строительного контроля). Но даже это сделать затруднительно, если ни один пункт этих СНиП не является обязательным.

Вынесенные на общественное обсуждение новая редакция СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» и изменение №1 к СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», к сожалению, наводят еще на одну мысль. Дублирование в СНиП положений градостроительного законодательства является бесперспективным, поскольку изменения в это законодательство вносятся намного быстрее, чем проводится работа по актуализации СНиП.

В результате проект новой редакции СП 48.13330.2011 и изменение №1 к СП 68.13330.2017 уже не соответствуют ГрК РФ и другим правовым актам, что нельзя объяснить только скоростью вносимых в градостроительное законодательство изменений (многие изменения были внесены более года назад).

Так, подготовленное изменение №1 в СП 68.13330.2017 практически не затрагивает основные положения этого документа. Запланировано внести изменения всего в 6 пунктов этого СНиП и два приложения. При этом почему-то не вносятся изменения в пункты 4.14, 4.16, 4.23 и другие, которые предусматривают, что ЗОС органом государственного строительного надзора выдается в части соответствия техническим регламентам (нормам и правилам), хотя согласно статье 55 ГрК РФ (изменения внесены год назад) ЗОС должен выдаться исключительно на соответствие проектной документации.

В пункте 4.10 последний подпункт «-заключение уполномоченных органов Государственной инспекции труда…» предлагается изъять из текста полностью, а подпункт первый «копий свидетельств о допуске к работам» не планируется уточнять, хотя соответствующие поправки о реформе СРО были внесены в ГрК РФ в 2017 году. По тексту приложений в типовых формах документов также предлагается указывать «номер свидетельства о допуске к определенному виду/видам работ» (изменения не предусмотрены).

Новая редакция СП 48.13330.2011 также содержит достаточное количество уже устаревших норм:

• пункт 7.3.1 дублирует не вполне актуальную норму Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, которая относит к обязательной оценке соответствия только государственную экспертизу (на момент утверждения Технического регламента так и было, но изменения в ГрК РФ от 1 апреля 2012 года, повышающие статус негосударственной экспертизы, ситуацию изменили);

• пункт 7.1.2 предусматривает возможность привлечения «независимых экспертов, имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по созданию опорных геодезических сетей»;

• пункт 6.13 устанавливает, что до проведения итоговой проверки исполнительная документация подлежит хранению у застройщика (технического заказчика), хотя больше года назад в пункт 4 РД-11-02-2006 была добавлена фраза «или лица, осуществляющего строительство».

Фото: www.nedviginform.ru

Вообще, не очень понятно, зачем копировать в указанных СНиП положения иных актов действующего законодательства, а в некоторых случаях еще и менять формулировки.

Так, пункт 7.4 новой редакции СП 48.13330.2011 устанавливает, что авторский надзор осуществляется в обязательном порядке не только в отношении опасных производственных объектов, но также и в отношении всех остальных особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, хотя это не предусмотрено действующим законодательством.

Пункт 6.4 в противовес части 3 статьи 52 ГрК РФ предусматривает, что не лицо, осуществляющее строительство, а застройщик (технический заказчик) организует и координирует работы, обеспечивает соблюдение требований проектной и рабочей документации, технических регламентов и техники безопасности в процессе выполнения таких работ.

Пункт 7.1, как и раньше содержит спорную норму о том, что авторский надзор лица, осуществившего подготовку проектной документации (проектировщика), выполняется в составе строительного контроля. При этом статьи 39 и 41 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений относят строительный контроль и авторский надзор к разным формам оценки соответствия (обязательная и добровольная). Пункт 4.4 СП 246.1325800.2016 предусматривает, что авторский надзор, в отличие от строительного контроля, может проводиться в начальный период эксплуатации объекта. Но если период возможного осуществления строительного контроля и авторского надзора не совпадает, то каким образом авторский надзор может осуществляться в составе строительного контроля?

Фото: plus.google.com

Вместе с тем новая редакция СП 48.13330.2011 и изменение №1 к СП 68.13330.2017 даже в виде рекомендательных положений не устраняют существенные пробелы в действующем законодательстве.

Например, Постановление Правительства РФ №468 от 21.06.2010 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» уже много лет предусматривает обязательное совместное контрольное мероприятие заказчика и подрядчика по проверке законченного строительством объекта. При этом ни данный акт Правительства РФ, ни другие нормативные документы не устанавливают, что именно указанное контрольное мероприятие должно в себя включать и в каком порядке должно осуществляться. В настоящее время можно формально провести такую проверку, оформить акт проверки законченного строительством объекта и направить в орган государственного строительного надзора извещение об окончании строительства.

Напрашивается аналогия с положениями ранее действующей редакции СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», когда государственной приемочной комиссии предшествовала рабочая приемочная комиссия. Задача такой рабочей комиссии заключалась в выявлении и устранении максимального количества недостатков перед предъявлением объекта государственной комиссии. В соответствии с действующим законодательством роль государственной приемочной комиссии по вопросам безопасности выполняет орган государственного строительного надзора, который проводит итоговую проверку возведенного объекта и выдает по ее результатам ЗОС.

Так почему бы не прописать в СП 48.13330.2011 (в разделе о строительном контроле) или в СП 68.13330.2017 процедуру проведения проверки законченного строительством объекта как некий аналог рабочей комиссии? Указанное контрольное мероприятие (завершающий этап строительного контроля) следует увязать с оформлением участниками строительства предусмотренного частью 7.1 статьи 53 и пунктом 6 части 3 статьи 55 ГрК РФ акта о соответствии возведенного объекта проектной документации, и процедурой получения ЗОС в органе государственного строительного надзора. Акт приемки объекта заказчиком у подрядчика может оформляться на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (после получения ЗОС), как это в настоящее время предусмотрено частью 3 статьи 55 ГрК РФ.

Фото: www.lobanovo.ru

Представляется, что проверка законченного строительством объекта как совместное контрольное мероприятие участников строительства должна предшествовать итоговой проверке государственного строительного надзора и предусматривать участие уполномоченных представителей застройщика (заказчика); привлеченной заказчиком организации по строительному контролю; генерального подрядчика; субподрядных организаций; а также организации, осуществлявшей ведение авторского надзора; и лица, которое после ввода объекта будет отвечать за его эксплуатацию2 (при отсутствии такой организации на момент проведения проверки ее функции может осуществлять застройщик).

К положительным моментам новой редакции СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» можно отнести положения о том, что только руководитель (главный инженер) строительства подрядной организации должен быть включен в Национальный реестр специалистов по организации строительства. При этом требования о членстве в Национальном реестре СП 48.13330.2011 не распространяет на рядовых специалистов по строительному контролю заказчика и подрядчика, которые осуществляют отдельные виды такого контроля и документируют его результаты (включая подписание актов освидетельствования).

Фото: www.c.pxhere.com

В последнее время статус специалиста по организации строительства (главный инженер проекта) сильно девальвируется из-за требований инспекторов Ростехнадзора (на основании рекомендуемых форм актов в приложениях к РД-11-02-2006) включать в Национальный реестр даже рядовых специалистов, осуществляющих строительный контроль на объектах (по его результатам подписываются акты освидетельствования). В результате акты освидетельствования зачастую вынуждены подписывать специалисты, которые включены в Национальный реестр, но строительный контроль на конкретных объектах не осуществляли (они вынуждены брать на себя ответственность за действия работников, фактически участвовавших в процедурах освидетельствования).

Всех специалистов крупной организации, которые осуществляют строительный контроль, в Национальный реестр включить практически невозможно из-за требований к стажу работы (не менее 10 лет) и профильному строительному образованию (даже для специалистов по строительному контролю в области электротехнических и иных специальных работ).

При этом пункт 4.6 новой редакции СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» содержит сомнительную норму о постоянном присутствии на строительной площадке специалиста из Национального реестра (имеется ввиду руководитель строительства подрядной организации). Получается, что крупные подрядчики должны иметь в штате по одному главному инженеру из Национального реестра на каждый объект капитального строительства (строительную площадку). Такие требования не предусмотрены действующим законодательством о градостроительной деятельности.

В любом случае, положения СП 48.13330.2011 и СП 68.13330.2017 в настоящее время являются рекомендательными, и их корректировка вряд ли будет иметь последствия в части правового регулирования общественных отношений в сфере строительства.

Николай Малышев

Вместе с тем хотелось бы на момент утверждения этих документов получить не такие сырые редакции: чтобы указанные СНиП можно было использовать в качестве рекомендуемых методик организации строительства, приемки объектов в эксплуатацию и в дальнейшем ставить вопрос о восстановлении обязательности отдельных требований этих СНиП.

Николай МАЛЫШЕВ, генеральный директор Общероссийского общественного фонда «Центр Качества Строительства»

Зачем нужен ППР и ТК

В данном разделе представлены выдержки из нормативных документов, определяющих разработку организационно-технологической документации ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.

Разработка проекта производства работ кранами (ППРк), проекты производства работ на отдельные виды работ и технологических карт на отдельные технологические операции.

п. 125 «ФНиП ПБ ОПОв, на которых используются ПС» (Приказ РТН от 12 ноября 2013 года № 533) — Эксплуатирующая ПС организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности: — разработать и выдать на места ведения работ ППР или ТК (в соответствии с указаниями пункта 101 и пунктов 159-167 настоящих ФНП), схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе, подвижного состава (последнее, при использовании);
п. 8 раздела I I «Правил по охране труда в строительстве» (Приказ Минтруда РФ № 336н от 1 июня 2015 г.) — Организация и проведение строительного производства должны осуществляться в соответствии с проектами организации строительства (далее — ПОС) и проектами производства работ (далее — ППР), которые должны предусматривать конкретные решения по безопасности и охране труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований охраны труда.
п. 5.9 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» — Лицу, осуществляющему строительство, следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации указаний о проведении строительного контроля.
п. 6.1 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» — Строительные работы должны выполняться лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с действующим законодательством, проектной, рабочей и организационно-технологической документацией.
п. 6.2.10 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» — Внутриплощадочные подготовительные работы должны быть выполнены до начала строительно-монтажных работ в соответствии с проектом производства работ.
МДС 14-44.2008 «Рекомендации по составлению проекта производства работ на устройство рельсового пути башенного крана» — Устройство рельсовых путей башенных кранов согласно ГОСТ Р 51248-99 осуществляют по специально разработанным проектам производства работ (ППР).
МДС 12-40.2008 «Рекомендации по составлению проекта производства работ на монтаж строительных лесов» — Проекты производства работ на монтаж лесов входят в состав основных организационно-технологических документов на строительство и являются востребованными местными органами государственного надзора при подготовке разрешительных документов на строительные работы.
п. 17 «Правил по охране труда при работе на высоте» (Приказ Минтруда РФ № 155н от 28.03.2014 г. — введены с 6 мая 2015 г.) — Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать проведение технико — технологических и организационных мероприятий, включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте (далее — ППР на высоте), выполняемых на рабочих местах с меняющимися по высоте рабочими зонами (далее — нестационарные рабочие места), или разработку и утверждение технологических карт на производство работ.
п. 4.18. «СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» — Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты организации строительства (ПОС), проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда, по составу и содержанию соответствующие требованиям, изложенным в приложении Ж СНиП 12-03-2001.
Осуществление работ без ПОС и ППР, содержащих указанные решения, не допускается.
п. 1.4. ВСН 41-85(р) «Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий» — Осуществление капитального ремонта без утвержденных проекта организации капитального ремонта и проекта производства работ запрещается.
п. 1.2. «СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» — Указанные в 1.1 работы надлежит выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), а также соблюдать требования соответствующих стандартов, сводов правил по организации строительного производства и технике безопасности в строительстве, правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ, а также требования органов государственного надзора.
п. 3.3. СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия» — Отделочные работы должны выполняться в соответствии с проектом производства работ (ППР) на возведение зданий и сооружений.
п. 3.51. СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия» — Облицовку поверхностей необходимо выполнять согласно ППР в соответствии с проектом. Соединение поля облицовки с основанием должно осуществляться.
п. 3.2. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» — При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. При их наличии безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.), по составу и содержанию соответствующих требованиям СНиП 12-03.
п. 8.4.5 СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» — Возведение зданий и сооружений из сборных элементов следует производить в соответствии с проектом производства работ, в котором должны быть предусмотрены последовательность установки конструкций и мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки, пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение, устойчивость конструкций и частей здания или сооружения в процессе возведения, безопасные условия труда.
п. 1.2. СНиП III-10-75 «Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории» — Работы по благоустройству территорий должны выполняться в соответствии с рабочими чертежами при соблюдении технологических требований, предусмотренных правилами настоящей главы и проектами производства работ.
п. 11.2. СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87» — Работы по устройству оснований и фундаментов без ППР не допускаются, кроме сооружений 4-го уровня ответственности по назначению.
п. 5.6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» — Условия выполнения в процессе строительства требований законодательства об охране труда, окружающей среды и населения, а также возможность выполнения всех видов контроля, необходимого для оценки соответствия выполняемых работ требованиям проектной, нормативной документации и (или) условиям договора, устанавливаются проектами организации строительства и организационно — технологической документацией.
п. 15.1.2 СП 50-102-2003 «Проектирование и устройство свайных фундаментов» — Работы по устройству свайных фундаментов должны производиться по проекту производства работ (ППР), разработку которого выполняет подрядная организация на основании проекта организации строительства. ППР согласовывается с проектной организацией, разработавшей проект свайных фундаментов.
п. 5.1 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85» — Организация дорожно-строительных работ должна соответствовать требованиям СП 48.13330, требованиям соответствующих разделов проекта, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

Когда нужен ППР?: • при открытии ордера на производство работ в ОАТИ;
• при согласовании с ГИБДД проведения работ работах на проезжей части дорог и тротуаров;
• при проверках органами стройнадзора, ОАТИ, прочими контрольными организациями;
• при согласовании Заказчиком организационно-технологических аспектов выполнения работ.
• при пуске башенных кранов в эксплуатацию

Какие наказания, штрафы и последствия при отсутствии ППР расскажет статья 9.4. Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов».

1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 35 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ).
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 35 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 35 000 до 40 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток; на юридических лиц — от 300 000 до 600 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 35 000 до 45 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ).

Разработка планов и технологических карт производства работ на высоте.

• План производства работ ППР на высоте (ППРк) — это организационно-технологическая документация, которая разрабатывается на организацию и проведение работ на высоте по новым «Правилам по охране труда на высоте» (утв. Приказом Минтруда от 28.03.2014 № 155н.) В документе в обязательном порядке содержатся требования по безопасному производству работ, местам крепления систем защиты от падения. При проведении работ совместно с грузоподъемными механизмами указываются места их расстановки.
В графической части на плане указываются возможные границы отлета падающих со зданий и сооружений грузов, инструмента. Работы на высоте с неогражденных площадок должны предусматривать меры по защите падения (временные ограждения, натянутые троссы для зацепки рабочего персонала и др.).
План производства работ ППР и технологические карты на высоте обязательны к разработке когда:
— возможны риски падения работников с высоты 1,8 м и более;
— при подъеме или спуске высотой более 5 м работников по вертикально расположенной лестнице с углом наклона к горизонтальной поверхности более 75 градусов;
— при производстве работ на неогражденных площадках с перепадом 1,8 м и более или с ограждением этих площадок высотой менее 1,1 м;
— возможны риски падения работника с высоты менее 1,8 м при проведении работ над машинами и механизмами, водной поверхностью либо выступающими предметами.
ППР и технологические карты на высоте должны находиться у ответственного производителя работ. Весь задействованный рабочий персонал, проводящий работы на высоте должен быть ознакомлен под роспись. Без ознакомления допуск персонала не разрешается.
• Технологические карты на высоте для стационарных рабочих мест Технологическая карта на высоте для стационарных рабочих мест разрабатываются когда работы проводятся на технологическом оборудовании, с мостовых и башенных кранов при подъеме на кабину и др. При разработке ТК на эти работы предусматриваются меры по устройству новых или реконструкции существующих площадок обслуживания и подъемных лестниц.
В планах производственных площадок и помещений выделяются места установки ограждений, границы опасных зон с учетом наибольшего габарита груза и знаков безопасности. Под местами производства работ обозначаются и ограждаются зоны повышенной опасности. Так же в ТК на высоте предусматриваются места и габариты складирования материалов и/или оборудования.
• План производства работ ППР на высоте для нестационарных рабочих мест
План производства работ ППР на высоте для нестационарных рабочих мест разрабатывается при строительстве зданий и сооружений, монтаже технологического оборудования, металлоконструкций эстакад и сооружений, прокладке инженерных сетей как подземных так и надземных и др. При работе вблизи траншей и котлованов разрабатываются меры по ограждению опасной зоны от падения с учетом призмы обрушения грунтов, указываются места установки знаков безопасности.
• Состав и содержание плана ППР и технологических карт на высоте
К составу и содержанию плана ППР и технологических карт на высоте предъявляются следующие требования:
— организация рабочих мест с применением системы обеспечения безопасности, санитарно-бытовое обслуживание работников;
— устройство временных и постоянных ограждающих устройств и конструкций;
— перечень средств подмащивания и подъемных механизмов (лестницы, леса, подмости, стремянки, настилы, вышки тура, люльки, площадки, подъемники, АГП);
— системы обеспечения безопасности работ на высоте с местами и способами их крепления и перечень средств индивидуальной защиты от опасных факторов и вредных веществ на месте производства работ, перечень средств пожаротушения;
— обеспечение монтажной технологичности конструкций и оборудования;
— пути и средства подъема работников к местам проведения работ и рабочим местам;
— места размещения машин и механизмов;
— снижение трудоемкости и объема выполняемых работ.
В зависимости от сложности выполняемых работ ППРв и технологические карты на высоте дополняются необходимыми разделами в соответствии с Правилами по охране труда на высоте.

Методическая организации помощь по организации эксплуатации опасных объектов ( лифты ,АЗС, эскалаторы, платформы подъемные для инвалидов) в том числе и опасных производственных объектов ( краны, котлы, трубопроводы , системы газопотребления и др.)

Какие объекты законодательно относятся к опасным производственным объектам и опасным объектам?
Опасным производственным объектом в соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
a. воспламеняющиеся вещества;
b. окисляющиеся вещества;
c. горючие вещества;
d. взрывчатые вещества;
e. токсичные вещества;
f. высокотоксичные вещества;
g. вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.
2) Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
3) Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
4) Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
5) Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
к Опасным (не производственным) объектам относятся:
1) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;
2) лифты,
3) подъемные платформы для инвалидов,
4) эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах),
5) пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

Порядок работы с опасными производственными объектами и опасными объектами примерно одинаковый и имеет ряд несущественных отличий:

1. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта. Оформляется Акт ввода (разрешение на ввод) в эксплуатацию ОПО в целом и/или составных частей (технических устройств) ОПО.
2. Постановка на учет в качестве технических устройств оборудования ОПО (грузоподъемные механизмы, оборудование под давлением и т.д.). Оборудованию присваивают индивидуальный регистрационный номер, который указывается на титульном листе паспорта.
3. Регистрация ОПО – получение Свидетельства о регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора.
4. Страхование ответственности владельца опасного объекта – оформление полиса на обязательное страхование ОПО согласно ст. 9 и 15 ФЗ №116 и ст. 5 ФЗ №225. Иногда страховой полис нужно получать до регистрации ОПО – в частности, некоторые управления Ростехнадзора придерживаются такой практики по грузоподъемным механизмам.
5. Разработка, утверждение и согласование (регистрация) нормативно-технических документов для ОПО: Положение о производственном контроле (ППК) – согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263. План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (для ОПО 1-3 кл. опасности) – согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013г. № 730 + заключение договора с аварийно-спасательным формированием (АСФ). Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ) — согласно ст. 9 ФЗ №116 и п. 32 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480. Должностные, производственные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО – согласно ФНП по каждому типу опасных производственных объектов.
6. Аттестация по промышленной безопасности – получение протоколов проверки знаний в конкретных областях ПБ по результатам сдачи экзамена (прохождения тестирования) в Ростехнадзоре (или в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации).
7. Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1-3 классов опасности согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492. Обратите внимание! Получить лицензию можно только после того, как ОПО введен в эксплуатацию, зарегистрирован, застрахован, на него оформлены нормативно-технические документы. И только на ту организацию, которая эксплуатирует объект (на которую выдано Свидетельство о регистрации ОПО.

Наша компания окажет квалифицированную помощь на всех этапах деятельности связанной с опасными объектами (от проектирования до утилизации) в т. ч. и аутсорсинг функций эксплуатирующей организации.

Оставьте комментарий