Социальное обеспечение

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

Государственная система социального обеспечения

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Студенты должны знать, в каких формах в нашей стране реализуется конституционное право на социальное обеспечение, четко усвоить основные признаки организационно-правовых форм социального обеспечения, различать их по указанным признакам.

Команда «Экспо-2020» совместно с партнерами и государственными структурами ОАЭ работает над повышением уровня социальной защищенности рабочих. Наша цель – обеспечить охрану труда, здоровья и достоинства рабочих, и мы постоянно пересматриваем принятые правила, стандарты и процедуры в отношении персонала, занятого в подготовке «Экспо-2020». Мы отслеживаем уровень социальной защищенности рабочих, регулярно инспектируем их условия труда и проживания. По всем направлениям работы (снабжение, строительство, проведение мероприятий и создание базы для долговременного эффекта от проведения выставки) мы контролируем деятельность наших подрядчиков, мотивируя их на соблюдение принятых стандартов. Решение этой задачи подразумевает тесное сотрудничество с федеральными структурами ОАЭ и государственными органами Дубая.

СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
Социальная защищенность рабочих – наша общая ответственность, ее обеспечение лежит в основе работы по подготовке выставки, рассчитанной на долгосрочную перспективу социально-экономического развития и способной внести существенный вклад в развитие региона. Первая в истории Всемирная выставка на территории Арабского мира предоставляет всем участникам подготовки уникальные возможности для налаживания сотрудничества и благоприятного воздействия на социальную защищенность рабочих.
Все организации, занятые в подготовке «Экспо-2020» в Дубае, включая сторонних застройщиков, подрядчиков и партнеров, должны соблюдать наши требования в этой области; соответствующие нормы включены в каждый заключаемый нами контракт.
Компании-партнеры обязаны демонстрировать активную заботу о благополучии рабочих и выделять достаточно ресурсов на то, чтобы обеспечить соответствие предлагаемых ими условий труда нашим требованиям. Мы регулярно проводим встречи и тренинги, направленные на то, чтобы поддержать и усилить работу подрядчиков по данному направлению.
Мы привлекаем сторонних экспертов и постоянно пересматриваем действующие стандарты, чтобы удостовериться, что они соответствуют самым передовым нормам.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
В ходе строительства, проведения мероприятий и подготовки территории выставки для дальнейшего долгосрочного использования мы активно поддерживаем и мотивируем своих партнеров на соблюдение 10 принципов нашей политики в области социального обеспечения сотрудников.
Требования данной политики распространяются на все компании, занятые в подготовке «Экспо-2020» в Дубае. Работодатели обязаны:

  • Нанимать персонал честно и безвозмездно
  • Разъяснять работникам правила и условия трудоустройства
  • Обращаться с работниками на принципах равенства и без дискриминации
  • Защищать достоинство работников и пресекать случаи агрессии и притеснений
  • Уважать право работников на удержание у себя личных документов
  • Выплачивать заработную плату своевременно и в полном объеме
  • Предоставлять работникам свободу для осуществления их юридических прав без угрозы наказания
  • Обеспечивать безопасные и здоровые условия труда
  • Предоставлять возможность пользоваться механизмами подачи и рассмотрения жалоб
  • Гарантировать отказ от использования принудительного, рабского и детского труда

Ознакомиться с Политикой обеспечения социального обеспечения сотрудников «Экспо-2020» в Дубае можно .
ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ТРУДА, ЗДОРОВЬЯ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
Требования нашей Политики охраны труда, здоровья, окружающей среды и обеспечения качества распространяются на все компании, занятые в подготовке «Экспо-2020» в Дубае.
По нашим расчетам, в период ведения основных строительных работ на территории выставочного комплекса будет возводиться более 100 объектов, на которых будет задействовано около 40 000 рабочих строительных специальностей. Обеспечение их безопасности, здоровья и защита достоинства – одна из приоритетных задач комитета и партнеров «Экспо-2020» в Дубае.
Мы совместно работаем над тем, чтобы достичь образцового уровня охраны труда, здоровья, окружающей среды и обеспечение качества, а наша концепция в этой области базируется на трех основных принципах – заботе, уважении и гордости за свое дело.
Забота
Мы заботимся об окружающих и о самих себе, и потому стремимся обеспечить безопасные и здоровые условия труда для всех. Здоровье и благополучие рабочих имеют для нас не менее важное значение, чем соблюдение техники безопасности.
Уважение
Мы с уважением относимся к окружающей среде и применяем экологически безопасные подходы к работе. Мы стремимся находить такие рабочие решения, которые оказывают позитивное воздействие на окружающую среду.
Гордость
Мы гордимся своей работой и стараемся добиваться отличных результатов. Наша цель – делать все хорошо с первого раза, сокращая количество брака и необходимость переделывать одно и то же несколько раз.
Политика в области охраны труда, промышленной безопасности и окружающей среды «Экспо-2020» в Дубае внедряется на основе риск-ориентированного подхода, который включает принятие мер безопасности, соблюдение нормативно-правовых требований и использование передовых методов работы. В его основу положены шесть принципов:
Лидерство
Мы активно вовлекаем в работу участников форумов для руководства компаний-партнеров, что привлекает большое внимание к вопросам обеспечения социальной защищенности рабочих строительной отрасли. На таких форумах встречаются представители высшего руководства всех основных компаний-подрядчиков «Экспо-2020», а также сторонних застройщиков и правительственных структур. Кроме того, мы проводим встречи с руководителями разных уровней всех подрядчиков «Экспо-2020» в Дубае, предоставляя им площадку для обмена опытом и возможность оптимизации работы.
Взаимодействие
Действующая на территории комплекса программа введения в должность знакомит рабочих со стандартами в ходе тренингов, которые проводятся на разных языках и затрагивают темы трудоустройства, паспортов, питания, здравоохранения и безопасности. Для того чтобы подчеркнуть ключевые принципы, используются специальные плакаты.
Используя прозрачные подходы к распространению информации, наши подрядчики ежемесячно проводят встречи с представителями рабочих и субподрядчиков, на которых открыто обсуждаются спорные вопросы. Руководство обязано отчитываться о том, какие решения получают выявленные проблемы.
Соответствие профессиональным требованиям
Мы полагаем, что социальное обеспечение сотрудников требует создания благоприятной трудовой культуры, абсолютным приоритетом которой является безопасность и достоинство людей. Поэтому мы внедрили жесткие процедуры предварительного квалификационного отбора для оценки уровней профессионального соответствия потенциальных подрядчиков. Такой отбор выполняется до заключения контракта на выполнение подрядных работ.
Он включает в себя инспектирование и аудит условий размещения и порядка трудоустройства рабочих. Необходимые условия – отсутствие платы за трудоустройство, прямой доступ рабочих к их паспортам и наличие механизмов подачи и рассмотрения жалоб для безопасного решения возникающих проблем.
В первые три месяца работы подрядчика на территории выставочного комплекса мы проводим детальный аудит его бухгалтерских отчетов, а также условий транспортировки и размещения рабочих. Все случаи нарушения требований обсуждаются с подрядчиком с тем, чтобы найти подходящее решение. Мы проводим семинары и тренинги для повышения уровня профессионального соответствия подрядчиков.
Наши партнеры с контролирующими функциями регулярно проверяют условия найма, труда и размещения рабочих, занятых на каждом объекте. Кроме того, мы подписали меморандум о намерениях с министерством человеческих ресурсов и эмиратизации касательно сотрудничества в области инспектирования, техники безопасности и охраны здоровья.
Вовлеченность
Для того чтобы обеспечить надежный контроль социального обеспечения сотрудников и реализации политики охраны труда и здоровья, мы устанавливаем партнерские отношения с участниками подготовки выставки. В сентябре 2017 года Комитет по вопросам здравоохранения и безопасности Великобритании был избран независимым сторонним консультантом по данным вопросам, а в 2018 году – создан подкомитет правительственного комитета ОАЭ по правам человека, который занимается распространением политики охраны труда на всю территорию страны. Председателем этого подкомитета стал представитель полицейского управления Дубая, а членами – представители управления гражданской обороны Дубая, муниципалитета Дубая, министерства человеческих ресурсов и эмиратизации и команды «Экспо-2020».
Признание и награды
Мы вознаграждаем частных лиц и компании за усилия, направленные на поддержание принципов заботы, уважения и гордости за свое дело. Ежегодно на поле для крикета международного уровня проводится чемпионат по крикету среди рабочих. В 2017 году участие в нем принимали 4000 человек, а в 2018 – уже 15 000.

Последовательное совершенствование
Наличие комплексной и эффективной системы управления позволяет нам проводить частые и регулярные инспекции условий труда и проживания рабочих, занятых на возведении объектов «Экспо-2020», отслеживая уровень их социальной защищенности. Мы ведем рейтинг показателей социальной защищенности, что помогает нам мотивировать подрядчиков на контроль и соблюдение необходимых стандартов, постоянно ставить новые цели и увеличивать скорость их достижения.

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;

  • предоставление услуг по социальному страхованию;

  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

  • Меры по преодолению безработицы;

  • Поддержка многодетных семей;

  • Выплата пособий на детей;

  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации

  • Фонд социального страхования Российской Федерации

  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

Под системой в философской науке понимается совокупность взаимодействие элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальное обеспечение полностью соответствует признакам системы. Это целостное образование, состоящее из множества комплектов, которые находятся во взаимосвязи.

Определив понятие социального обеспечения, необходимо дать его компонентный (элементный) и структурный анализ как системы. Всякая система имеет внутреннюю организацию (структуру), которая представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

Социальное обеспечение — система со сложной структурой, содержание которой может изменяться в зависимости от того, что берется за ее основу. Существуют две основные структуры: структура по общественным отношениям и структура системы социального обеспечения.

Структура по общественным отношениям — суть строение социального обеспечения как системы общественных отношений. Какие же виды общественных отношений здесь необходимо учитывать? Социальное обеспечение состоит из связанных между собой различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических и правовых.

Отношения по социальному обеспечению как экономические есть часть распределения. Как экономическая категория социальное обеспечение выражает совокупность отношений но поводу создания, распределения, перераспределения и потребления обобществленной части необходимого и части прибавочного продукта.

Отношения по социальному обеспечению представляют собой часть общественных социальных отношений. В качестве таковых они связаны с обеспечением людей жизненными средствами, расширенным воспроизводством человека как производительной силы. Через институты социального обеспечения происходит обеспечение жизненными средствами определенных категорий людей: достигших пенсионного возраста, инвалидов, временно потерявших трудоспособность, семей с детьми, безработных, малообеспеченных и др. Социальные отношения базируются на экономических отношениях и обусловлены ими.

В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими по характеру, отношения по социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, являясь в данной структуре основными, через механизм интересов оказывают на политические отношения определяющее влияние. Связь же политических и социальных отношений выражается в следующем. Социальные отношения определяют содержание и направленность политических отношений. В рамках же политических отношений решаются текущие социальные проблемы. Социальная политика выступает формой организации социальных отношений.

Одним из важнейших элементов структуры социального обеспечения как системы общественных отношений выступают правовые отношения. Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями. Правовое воздействие па отношения по социальному обеспечению (экономические, социальные, политические) ограничено характером взаимоотношений экономики, социальной сферы, политики и права. Как известно, право вторично по отношению к экономике и в конечном счете зависит от базиса. Поэтому взаимодействие правовых и экономических отношений определяются взаимоотношениями экономики и права.

Социальные отношения создают основу для взаимодействия, существования и развития идеологических, в том числе правовых, отношений. Однако они связаны с правовыми отношениями опосредованно, через политические отношения. Право регулирует лишь те социальные процессы, которые получают отражение в политике на данном этапе развития общества.

Тесно связаны между собой правовые и политические отношения в области социального обеспечения. Социальная политика требует от государства применения правовых средств. В свою очередь, социальная политика не только пользуется правовыми нормами как средством для реализации своих целей, но и способствует совершенствованию права.

Исследование структуры системы социального обеспечения требует предварительного разъяснения понятия этой системы. Из предыдущих тезисов можно сделать вывод, что к компонентам указанной системы относятся денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Это дает возможность определить систему социального обеспечения как систему взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и нормативных правовых актов.

Компонентами рассматриваемой системы являются ее части (государственная и негосударственная) и подсистемы (финансирование, управление, субъекты обеспечения, виды обеспечения, права), направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Каждая из них образует относительно самостоятельную систему с собственным внутренним составом, в то же время все они активно взаимодействуют, в результате чего осуществляется нормальное функционирование системы в целом.

Оставьте комментарий