Социальный аудит

СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ КАК ЧАСТЬ АУДИТА ПЕРСОНАЛА

В настоящее время в качестве одного из составных элементов комплексного аудита персонала как системы консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации рассматривается социальный аудит.

Появление теории и практики социального аудита как части аудита персонала неразрывно связано с возрастанием роли человеческого фактора в производстве.

Развитие концепций гуманизации труда, качества трудовой жизни, управления человеческими ресурсами заставило работодателей обратить внимание на персонал как главный ресурс предприятия, источник повышения производительности труда.

Это в свою очередь вызвало необходимость формирования концептуальных основ оценки кадрового потенциала, эффективности кадровой работы, основных социальных показателей результатов трудовой деятельности персонала.

Если ранее эффективность деятельности организации рассматривалась исключительно в рамках финансовых и экономических показателей (рентабельность, структура финансового баланса, амортизация основных фондов, уровень финансовых рисков), то с осознанием важной роли работника в процессе труда оценка эффективности деятельности становится невозможной без учета и социальных индикаторов (социально-психологический климат, профессиональный и квалификационный уровень сотрудников, уровень удовлетворенности трудом, социальные риски и т.д.).

Так как финансовый аудит не позволяет проанализировать и охарактеризовать новые социальные индикаторы хозяйственной деятельности, в дополнение к нему стал использоваться социальный аудит, который был направлен преимущественно на проведение всестороннего анализа системы социально-трудовых отношений.

Таким образом, начальные этапы становления теории социального аудита были связаны с процессом осмысления нововведений и открытий в сфере социально-трудовых отношений в послевоенный период в странах рыночной экономики.

Новый толчок развитию теории и практики социального аудита придала концепция корпоративной социальной ответственности, которая определила и новое содержание социального аудита.

Экономический рост, характерный для американской экономики в 1960—1970 гг., имел серьезные отрицательные последствия для общества: потребители были недовольны ухудшением качества ряда товаров и услуг, некоторые наемные работники протестовали против ухудшения условий безопасности труда и дискриминации в области его оплаты, население многих штатов выражало свое растущее беспокойство в связи с загрязнением окружающей среды.

Важные изменения происходили и внутри делового сообщества. Шумные скандалы, связанные с неэтичным поведением руководителей крупных корпораций, породили недоверие к ним, что угрожало существенным сокращением лояльности потребителей. Да и сами предприниматели, прежде чем делать инвестиции в другие компании, начали интересоваться не только результатами финансовой деятельности, но и уровнем их социальной ответственности.

В этих условиях компании были вынуждены использовать различные инструменты, которые позволили бы продемонстрировать обществу и всем заинтересованным лицам свою социальную активность, показать свой вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем. Одним из таких инструментов стал социальный аудит.

Таким образом, рождение практики социального аудита было связано с несколькими важными обстоятельствами. С одной стороны, это был результат давления общества на бизнес с целью регулирования социально-значимых аспектов деятельности корпорации, с другой — осознанием частного бизнеса, что положительный социальный имидж предприятия значительно повышает его конкурентную способность.

Дать однозначное исчерпывающее определение социальному аудиту сегодня практически невозможно. Существуют многие десятки подходов к пониманию сущности социального аудита и столько же его определений.

Так, согласно одному из подходов, под социальным аудитом понимается процесс оценки деятельности компании с точки зрения соблюдения ею своей экономической, юридической, этической и филантропической ответственности.

Другой подход предполагает, что целью социального аудита является контроль за соблюдением социальным норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации.

В проекте Федерального закона РФ «О социальном аудите в Российской Федерации» под социальным аудитом понимается метод регулирования социальных отношений в системе социального партнерства, призванный выявить и определить состояние социальной среды, в том числе: реальные угрозы и потенциальные риски обострения социальных отношений, нарушения правовых норм российского и международного законодательства в сфере социальных отношений, а также несоответствие социальной ситуации международным стандартам и этическим нормам, основные причины возникновения социальных рисков, варианты оптимизации социальных рисков, пути достижения социального консенсуса через принятие согласованных мер по развитию человеческих ресурсов.

Так как объективной основой появления и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов, характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному, и в первую очередь растущая взаимозависимость между экономикой и социальной сферой, то можно сделать вывод, что в теоретико-методо- логическом плане теория социального аудита опирается на концепцию социоэкономики, в центре которой находится процесс воспроизводства человеческих ресурсов.

Если исходить из социоэкономических категорий, то социальный аудит рассматривается как «эффективный инструмент регулирования социоэкономических отношений, далеко выходящих за рамки отдельной организации, охватывающий различные уровни социальной сферы и имеющий целью активное воздействие на весь комплекс воспроизводства и развития человеческих ресурсов».

Исходя из приведенного выше определения, в зависимости от характера объектов управления социальный аудит может проводиться на уровне:

  • ? страны в целом (на уровне национального хозяйства);
  • ? отрасли;
  • ? региона;
  • ? предприятия.

Если изучать социальный аудит как часть аудита персонала, необходимо исследовать его на уровне предприятий и организаций, а не в масштабах целой страны или отдельных отраслей.

Значимость социального аудита для корпоративного уровня обусловливается следующими факторами:

  • ? появление новых источников социальных рисков и высокая степень их негативного влияния на деятельность компаний побуждает корпоративный сектор использовать социальный аудит как инструмент их минимизации;
  • ? заинтересованность компаний в создании положительной репутации, повышении своей инвестиционной привлекательности заставляет бизнес обратить внимание на социальный аудит как инструмент информирования стейкхолдеров об уровне своей социальной ответственности;
  • ? новые условия конкурентной среды заставляют частный бизнес первостепенное внимание обращать на качество продукции, на ее инновационный характер, соблюдение определенных стандартов, формирование своего социального имиджа и экологическую безопасность. В этих условиях появились такие объекты аудиторского обследования, как корпоративная социальная ответственность, качество продукта, защита окружающей среды и другие;
  • ? в условиях повышения значимости человеческого потенциала целью организации становится использование социального аудита как эффективного инструмента стабильного управления человеческими ресурсами.

Все вышесказанное позволяет разграничить понятия социального аудита и аудита персонала.

Социальный аудит изучает влияние организации на всех заинтересованных в деятельности компании лиц: акционеры, инвесторы, персонал, потребители, общество, а аудит персонала — это аудит только кадрового потенциала, оценка деятельности сотрудников.

Социальный аудит затрагивает, прежде всего, две основные сферы: сферу менеджмента качества и сферу управления человеческими ресурсами.

В сфере менеджмента качества в соответствии с концепциями TQM (Total Quality Management) и TRM (Total Responsibility Manag- ment) выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, контроль за негативным воздействием на окружающую среду и т.д.

Сфера управления человеческими ресурсами оценивается по следующим показателям: практика набора персонала, отсутствие дискриминации, здоровье и безопасность, текучесть кадров, практика продвижения и карьерного роста, зарплаты и выплаты, в том числе социальный пакет, процедура принятия решений, практика реагирования на сокращение производства, аутсорсинг.

Таким образом, социальный аудит есть один из механизмов управления социальным развитием организации, инструмент регулярной и всесторонней оценки социальных отношений как внутри компании, так и в ее внешнем окружении, а также способ мониторинга степени достижения организацией своих целей деятельности с учетом взглядов и ожиданий стейкхолдеров.

  • Приспособление (адаптация) той или иной стороны трудовой деятельности к человеку; гуманизация труда предполагает создание наиболее благоприятных условий и организации труда для максимальной реализации трудового потенциала работников.
  • Суть концепции качества трудовой жизни заключается в существовании прямой взаимосвязи между ростом производительности труда и степенью удовлетворения потребностей работников организации.
  • Подход в управлении персоналом, при котором сотрудники рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.
  • Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на обществои окружающую среду через прозрачное и этичное поведение.
  • «О социальном аудите в Российской Федерации: проект федерального закона РФ».
  • Отрасль науки, исследующая закономерности современной экономической жизничеловека во времени и пространстве сквозь призму ограничений (морально-этическихтребований) и допущений (критериев социальной справедливости).
  • Социальный аудит : учебник / под ред. А.А. Шулуса, Ю.Н. Попова. М.: АТИСО, 2008.
  • Основные (акционеры, инвесторы, персонал, потребители, местные сообщества и др.)и косвенные (органы государственной власти, некоммерческие организации, общественные организации и др.) заинтересованные в деятельности компании стороны.
  • Общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов; предполагает постоянное параллельное усовершенствование трех составляющих: качества продукции; качества организации процессов; уровня квалификации персонала.
  • Предполагает осознание ответственности компании как за качество продукции, так и закачество трудовой жизни своих сотрудников, сохранение окружающей среды, увеличениефинансовых результатов в интересах акционеров, цивилизованное ведение бизнеса, оказание помощи местным сообществам, на территории которых оперирует компания.

Еще по теме Тема 21. Аудит в социально-трудовой сфере.:

  1. Раздел IV. Оценка эффективности и аудит в социально-трудовой сфере.
  2. Тема 4. Социально-трудовые отношения.
  3. Тема 1.1. Необходимость и сущность денег, их функции и роль в экономике и социальной сфере
  4. Проблема российских брендов. Корпоративная социальная ответственность как брендинг. Формы социальной ответс-твенности бизнеса. Корпоративное гражданство: от филантропии к социальным инвестициям. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: международные стандарты и индексы КСО. Сравнение несравнимых: индекс и рейтинг КСО. Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации: PR как Public Relations и Public Responsibility. Быть частью большего…
  5. Методика операционный аудит в топографо-геодезической сфере производства
  6. 18.2. Аудит соблюдения трудового законодательства и использования рабочего времени
  7. Социально-трудовая сфера
  8. 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
  9. Угрозы в социальной сфере
  10. Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
  11. Глава 40СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА УГРОЗ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
  12. Раздел 1. Труд и социально-трудовые отношения
  13. 6. Экономическая составляющая в социальной сфере
  14. Раздел III. Социальные основы трудовой деятельности.
  15. Рэкет в сфере трудовых отношений (профсоюзный рэкет).
  16. 65. АУДИТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

— Аудиторская деятельность — Банки — Бизнес — Бухгалтерский учет — Кредит — Маркетинг — Менеджмент — Философия — Финансы — Экономика -

Оставьте комментарий