Совет муниципальных образований Тульской области

При под­го­тов­ке сво­его мо­нито­рин­га «Реги­оны, му­ници­пали­теты, мес­тные со­об­щес­тва про­тив COVID–19» Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний оп­ра­шивал ре­ги­ональ­ные ас­со­ци­ации му­ници­пали­тетов о фор­мах и ме­тодах их ра­боты в пе­ри­од пан­де­мии. Тог­да Ассо­ци­ация «Совет му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний Туль­ской об­ласти», из­вес­тная сво­им бо­гатым опы­том под­дер­жки ак­тивных мес­тных со­об­ществ, по­дели­лась мо­дель­ным ак­том об ор­га­низа­ции ра­боты пред­ста­витель­ных ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в дис­танци­он­ном ре­жиме.
В тот слож­ный для всех пе­ри­од СМО Туль­ской об­ласти на­чал ак­тивно ис­поль­зо­вать воз­можнос­ти ин­тернет-ком­му­ника­ций не толь­ко с му­ници­пала­ми, но и с жи­теля­ми, про­водил ве­бина­ры и мас­тер-клас­сы. И сей­час, ког­да не­об­хо­димость при­дер­жи­вать­ся стро­гих ог­ра­ниче­ний от­па­ла, Совет про­дол­жа­ет раз­ви­вать свою де­ятель­ность в со­ци­аль­ных се­тях.
Ко Дню Рос­сии Ассо­ци­ация «Совет му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний Туль­ской об­ласти» за­пус­ка­ет еще од­ну ак­цию – #Гото­вим­слю­бовь­ю­изРос­сии!
В об­ра­щении Сове­та го­ворит­ся: «Готовь­те на­ци­ональ­ные блю­да, вык­ла­дывай­те ре­цеп­ты, ви­део и фо­тог­ра­фии про­цес­са при­готов­ле­ния блю­да, и обя­затель­но ре­зуль­тат ва­шей ра­боты в со­ци­аль­ные се­ти с хеш­те­гами #Гото­вим­слю­бовь­ю­изРос­сии #МыРОССИЯ #МыВМЕСТЕ #ЯЛЮБЛЮТЕБЯЖИЗНЬ #Мы71
По ито­гам ак­ции са­мые ин­те­рес­ные ре­цеп­ты вой­дут в под­борку блюд на­ци­ональ­ной кух­ни и бу­дут опуб­ли­кова­ны в на­ших со­ци­аль­ных се­тях!»
Источ­ник: smo71.ru

Строка № 59

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Луниной Т.Д., Копаневой И.Н.,

при секретаре Прямицыной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Б. на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 02 декабря 2009 года по делу по заявлению Б. о признании недействительными решения: Собрания депутатов муниципального образования Д. Ясногорского района Тульской области №3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района Тульской области №3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования Т. Ясногорского района Тульской области №2-3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования И. Ясногорского района Тульской области № 6 от 29.03.2009 года «Об избрании представителей в состав Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район» в части включения в состав представителей Собрания представителей МО Ясногорский район по должности глав МО Д., МО А., МО И. и МО Т.; о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия решений: Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района «О выдвижении инициативы по формированию собрания представителей муниципального образования Ясногорский район» от 10.12.2008 года №102, решений Собрания депутатов МО Д. от 26.12.2008 года № 91, Собрания депутатов МО Т. от 26.12.2008 года №30-70, Собрания депутатов МО И. от 17.01.2009 года №2 «О поддержании инициативы Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района по выдвижению инициативы по формированию Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район»

Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Собрания депутатов муниципальных образований А., Д. Т., И. Ясногорского района Тульской области, в котором просил: признать недействительными решения Собрания депутатов муниципального образования Д. №3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования А. № 3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования Т. №2-3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов муниципального образования И. № 6 от 29.03.2009 года «Об избрании представителей в состав Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район» в части включения в состав представителей Собрания представителей МО Ясногорский район по должности глав МО Д., МО А., МО И. и МО.

В ходе судебного разбирательства Б. подал дополнительное заявление о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия решений Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района «О выдвижении инициативы по формированию собрания представителей муниципального образования Ясногорский район» от 10.12.2008 года №102, решений Собрания депутатов МО Д. от 26.12.2008 года № 91, Собрания депутатов МО Т. от 26.12.2008 года №30-70, Собрания депутатов МО И. от 17.01.2009 года №2 «О поддержании инициативы Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района по выдвижению инициативы по формированию Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район».

В обоснование своих требований Б. указал, что Собранием депутатов МО А. Ясногорского района принято решение «О выдвижении инициативы по формированию Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район за №102, в соответствии с которым выдвинута инициатива о формировании Собрания представителей МО Ясногорский район из глав муниципальных образований и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального образования Ясногорский район.

Данная инициатива Собрания депутатов МО А. была поддержана Решениями Собрания депутатов МО Д. от 26.12.2008 года №91, Собрания депутатов МО Т. от 26.12.2008 года №30-70, Собрания депутатов МО И. от 17.01.2009 года №2.

Считает, что решения противоречат ст.ст.3, 130, 131 Конституции РФ, федеральному законодательству, нарушают его конституционные права на осуществление местного самоуправления, а также избирательные права, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с решениями Собрания депутатов МО Д. Ясногорского района от26 марта 2009 года № 3, Собрания депутатов МО А. Ясногорского района от 26.03.2009 года № 3, Собрания депутатов МО Т. Ясногорского района 26 марта 2009 года № 2-3, Собрания депутатов муниципального образования И. Ясногорского района от 29.03.2009 года № 6 главы МО Д. Ясногорского района БЕ., МО А Ясногорского района К., МО Т. Ясногорского района П. и МО И. Ясногорского района В. были включены в состав представителей Собрания представителей МО Ясногорский район.

Полагает, что обжалуемые им решения приняты с нарушением норм действующего законодательства, поскольку Закон запрещает одновременно являться муниципальным служащим и депутатом муниципального образования.

В связи с этим считает, что Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район продолжительное время действует и принимает решения в составе, не соответствующим требованиям закона по его формированию.

В судебном заседании Б. и его представитель адвокат Щедров Ю.С. доводы и требования, изложенные в заявлениях Б., поддержали, просили их удовлетворить.

Представители Собраний депутатов муниципального образования Ясногорский район и муниципального образования А. Ясногорского района Тульской области К., Собрания депутатов муниципального образования Д. Ясногорского района Тульской области БЕ., Собрания депутатов муниципального образования Т. Ясногорского района Тульской области П., Собрания депутатов муниципального образования И. Ясногорского района Тульской области В. просили в удовлетворении требований Б отказать за необоснованностью.

Кроме того считают, что заявителем пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд в заявленными требованиями, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ и не представлено доказательств уважительности причин пропуска указанного срока, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области по доверенности ТА. полностью поддержал требования и доводы, изложенные, в заявлениях Б.

Помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Баранов М.С. против удовлетворения заявленных Б. требований возразил, пояснив, что обжалуемые Б. решения Собраний представителей муниципальных образований А., Д., Т. и И. были приняты в строгом соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав и свобод Б.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области 02 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований Б. отказано.

В кассационной жалобе Б. просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и неправильной оценкой доводов заявителя.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Как следует из ст.1 и ст.11 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство РФ о выборах составляют: Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в РФ.

В силу п.1 ст.3 указанного Закона гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

Аналогичные положения были закреплены в Законе Тульской области №567-ЗТО от 13.04.2005 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», действовавшем до 1.04.2009 года.

При этом п.4 ст.4 указанного Закона предусматривалось, что гражданин РФ одновременно может быть депутатом представительного органа поселения и депутатом представительного органа муниципального района, на территории которого расположено данное поселение.

В соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей или может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ч.5 указанной статьи, на основе всеобщего и прямого голосования представительный орган муниципального района формируется, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей статьи.

В силу абзаца 2 ч.5 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ, представительный орган муниципального района может формироваться в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, то есть из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Согласно п.3 ст.26, п.4 ст.43 Уставов муниципальных образований А., Д., Т., И. решения, принимаемые Собраниями депутатов указанных муниципальных образований по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами, законами Тульской области, Уставами муниципальных образований, принимаются в форме Решения.

Судом установлено, что Решением Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района от 10.12.2008 года №102 «О выдвижении инициативы по формированию Собрания представителей МО Ясногорский район», была выдвинута инициатива о формировании Собрания представителей МО Ясногорский район по принципу, закрепленному в п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ.

Данная инициатива была поддержана всеми остальными представительными органами поселений Ясногорского района, что подтверждается Решениями Собрания депутатов МО Д. от 26.12.2008 года №91, Собрания депутатов МО Т. от 26.12.2008 года №30-70, Собрания депутатов МО И. от 17.01.2009 года №2 , Собрания депутатов МО рабочий поселок Р. от 26.12.2008 года №114 и Собрания депутатов МО г. Ясногорск Ясногорского района от 19.02.2009 года №184 «О поддержании инициативы Собрания депутатов муниципального образования А. Ясногорского района по выдвижению инициативы по формированию Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район».

Порядок принятия данных решений и кворум при их принятии Собраниями представителей муниципальных образований был соблюден.

На основании Решения Собрания представителей МО Ясногорский район от 25.06.2009 года №8, соответствующие изменения были внесены в Устав МО Ясногорский район (ст.18 Устава ).

Доводы Б. о том, что при принятии названных решений не было обеспечено своевременного внесения изменений в Устав МО Ясногорский район с учетом мнения населения, суд обоснованно признал несостоятельными.

Так, в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона №131-ФЗ, в случае, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами, публичные слушания правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав не проводятся, что и имело место в данном случае, так как изменения в Устав муниципального образования Ясногорский район вносились исключительно в целях приведения его в соответствие со ст.35 Федерального закона №131-ФЗ и в установленном данным Законом порядке.

При изложенных обстоятельствах, дав правильное толкование приведенных выше норм закона и, учитывая содержащиеся в них правовые положения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые Решения Собрания депутатов МО А., МО Д., МО Т., МО И. Ясногорского района приняты в соответствии с законом и в пределах полномочий представительных органов указанных поселений, при этом не нарушают прав заявителя, в связи с чем обоснованно отказал Б. в удовлетворении требований в указанной части.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отказал Б. в удовлетворении требований о признании недействительными Решений Собрания депутатов МО Д. от 26.03.2009 года, Собрания депутатов МО А. №3 от 26.03.2009 года, Собрания депутатов МО Т. от 26.03.2009 года, Собрания депутатов МО И. Ясногорского района Тульской области № 6 от 29.03.2009 года «Об избрании представителей в состав Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район» в части включения в состав представителей Собрания представителей МО Ясногорский район по должности глав МО Д., МО А., МО И. и МО Т.

По мнению заявителя, действующее законодательство запрещает депутату Собрания представителей данного муниципального образования занимать муниципальные должности муниципальной службы, каковыми, как считает Б., являются должности Глав муниципальных образований А., Д., Т. и И.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя в указанной части, суд исходил из того, что ст.34 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.36 Закона)

При этом согласно п.2 указанной статьи, Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Как следует из п.1 ст.26 Уставов МО А., МО Д., МО Т. и МО И. Собрания депутатов муниципальных образований большинством голосов от числа избранных депутатов избирает тайным голосованием главу муниципального образования, который исполняет полномочия председателя Собрания депутатов муниципального образования.

С учетом данных положений были приняты решения Собрания депутатов МО А. №1 от 13.03.209 года, Собрания депутатов МО Д. №1 от 14.03.2009 года, Собрания депутатов МО Т. 31-1 от 15.03.2009 года, Собрания депутатов МО И. №1 от 15.03.2009 года об избрании Главами соответствующих муниципальных образований соответственно К., БЕ., П. и В.

В соответствии со ст.35 ч.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 годапредставительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

В соответствии с п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно п.4 ч.2 ст.36 указанного Закона, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Частью 3 указанной статьи установленные пунктами 2-4 части 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом в п.2ст.1 Федерального закона № 25 от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

В Законе Тульской области №931-ЗТО от 17.12.2007 года «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» (в редакции от 18.12.2008 года №1178-ЗТО) закреплено, что Глава муниципального образования также не является муниципальным служащим, а замещает муниципальную должность.

Установлено, что в штатном расписании муниципальных образований А., Д., Т. и И. отсутствуют должности главы администрации поселения и денежное содержание главы поселения за исполнение полномочий главы администрации не предусмотрено. В связи с чем суд обоснованно признал, что Главы поселений не являются муниципальными служащими.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что оспариваемые Б. решения приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий представительных органов муниципальных образований А., Д., Т. и И. и права Б., в том числе избирательные, данными решениями нарушены не были, поскольку он принимал непосредственное участие в 2009 году в выборах в качестве кандидата в депутаты в Собрание представителей МО г. Ясногорск Тульской области, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Б. требований.

Доводы кассатора о том, что суд не разрешил вопрос относительно пропуска заявителем трехмесячного срока на обжалование вышеуказанных решений, являются несостоятельными, поскольку заявителю отказано в удовлетворении заявления и в связи с пропуском процессуального срока на обжалование вышеуказанных решений. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обжалование, Б. не представлено.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, которым дана оценка с изложением соответствующих выводов, которые судебная коллегия находит правильными.

Таким образом, при рассмотрении дела и принятии решения судом всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, полностью соответствуют установленным судом обстоятельствам и основаны на представленных доказательствах. При этом суд правильно применил нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст.362 ГПКРФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ясногорского районного суда Тульской области от 02 декабря 2009 года — оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Оставьте комментарий