Специализированная служба по вопросам похоронного дела

Главе администрации Партизанского городского округа

<…>

ул. Ленинская, д. 26а,

г. Партизанск Приморского края, 692864

ИП Еликову Р.В.
ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 23, кв. 74
г. Партизанск,692984

Конкурсному управляющему

МУП «Городское хозяйство г. Партизанск

<…>

ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 38 г. Партизанск,692984

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № 025/01/15-590/2019

Резолютивная часть решения объявлена: 2 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 3 октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…> — заместителя руководителя управления; членов Комиссии: <…> — начальника отдела контроля органов власти; <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства; <…> – специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 25/01/15-590/2019 по признакам нарушения администрацией Партизанского городского округа (ОГРН: 1022500802026, ИНН: 2509000230, 692864 г. Партизанск ул. Ленинская, д. 26 А) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции),

в отсутствии заявителя, ответчика и заинтересованного лица, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Еликова Р.В. (далее — предприниматель) от 19.10.2018 вх. № 9233 о нарушении администрацией Партизанского городского округа (далее — администрация) антимонопольного законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения при наделении муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» г. Партизанск (далее также – МУП), являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела, функциями (полномочиями) органов власти по ведению дел на кладбищах и по их содержанию.

Приморским УФАС России по результатам рассмотрения указанного обращения были выявлены признаки нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в:

— принятии Положения об организации и содержании мест захоронения на территории Партизанского городского округа, утвержденного постановлением от 30.12.2014 № 1230-па, в части, наделяющей специализированную службу по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по отводу земельных участков на кладбищах под семейные (родовые) захоронения (абзац 3 пункта 2.2.), обязанностью содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать: своевременную подготовку могил, погребения, подготовку регистрационных знаков; систематическую уборку дорог и дорожек общественного пользования, проходов других участков хозяйственного назначения; соблюдение установленных санитарных норм и правил; соблюдение правил пожарной безопасности; информацию для потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации в местах оформления заказов на услуги; содержание в надлежащем порядке братских могил, воинских мемориальных захоронений и захоронений, имеющих историческое значение; согласование мест размещения торговых объектов по реализации цветами, предметами похоронного ритуала и материалами по благоустройству могил; соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством; разрешение в установленном законодательством порядке возникших имущественных и других спорных вопросов (раздел 6);

— наделении МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска, являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на кладбищах, а именно по ведению разрешительно — учетной работы (по выделению земельных участков для захоронения, оформлению заявок на организацию похорон, регистрации, выдаче разрешений на захоронение и справок, определению режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища), контролю за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, проверке произведенных захоронений на соответствие действующему законодательству, по обеспечению содержания кладбищ и др.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации было выдано предупреждение от 18.01.2019 № 443/08 о необходимости в срок до 25 февраля 2019 года прекращения действия, изменения акта, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, следующим путем: 1. внесения изменений в абзац 3 пункта 2.2., раздел 6 Положения об организации и содержании мест захоронения на территории Партизанского городского округа, утвержденного постановлением от 30.12.2014 № 1230-па, исключающих слова «специализированная служба»; 2. принятия мер по передаче функции (полномочий) по ведению дел на кладбище, а именно по ведению разрешительно — учетной работы (по выделению земельных участков для захоронения, оформлению заявок на организацию похорон, регистрации, выдаче разрешений на захоронение и справок, определению режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища), контролю за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, проверке произведенных захоронений на соответствие действующему законодательству и др., а также по решению вопроса организации (обеспечения) содержания кладбищ от МУП «Городское хозяйство», наделенного статусом специализированной службы, непосредственно администрации (ее соответствующему структурному подразделению) или муниципальному казенному учреждению для осуществления ими указанных функций (полномочий).

Предупреждение по ходатайствам администрации было продлено до 12.04.2019, а затем до 01.07.2019.

Администрация не представила информацию о выполнении предупреждения в части, указывающей о необходимости ринятия мер по прекращению осуществления МУП функции по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа, а именно по передаче функции (полномочий) по ведению дел на кладбище, а именно по ведению разрешительно — учетной работы (по выделению земельных участков для захоронения, оформлению заявок на организацию похорон, регистрации, выдаче разрешений на захоронение и справок, определению режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища), контролю за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, проверке произведенных захоронений на соответствие действующему законодательству и др., а также по решению вопроса организации (обеспечения) содержания кладбищ от МУП «Городское хозяйство», наделенного статусом специализированной службы, непосредственно администрации (ее соответствующему структурному подразделению) или муниципальному казенному учреждению для осуществления ими указанных функций (полномочий).

В связи с этим Приморское УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции возбудило дело № 025/01/15-590/2019 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из писем Управления жилищно-коммунального комплекса администрации от 04.09.2018 исх. № 3-04/663 (на вх. №№ 1.2-03-82-47 от 16.09.2018, 1.2-03-8149, от 24.09.2018, 1.2-07-8448 от 03.10.2018), от 05.09.2018 № 3-04/663 (вх. № 821-Е от 28.08.2018), представленных администрацией в материалы дела, МУП «Городское хозяйство» осуществляет выделение земельных участков для захоронения, оформляет заявки на организацию похорон, регистрацию, выдает разрешения на захоронение и справки, определение режима работы кладбища и порядок въезда на кладбища, контролировать соблюдение правил, установленных на территории кладбища, проверять произведенные захоронения на соответствие действующему законодательству.

Для осуществления деятельности хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги, обязаны согласовывать свои действия с МУП., оплатив услуги, если это предусмотрено соответствующим перечнем, в том числе обязаны согласовывать место захоронения. По завершению захоронения представитель специализированной службы должен проверить произведенное захоронение на соответствие действующему законодательству и СанПиНу.

Вместе с тем, пояснений, нормативно обосновывающих наделение хозяйствующего субъекта МУП функциями (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дела на общественных кладбищах, администрацией в материалы дела не представлено.

МУП «Городское хозяйство» также не представило в материалы дела пояснений по существу дела.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему лица, привлеченные к рассмотрению дела не представили пояснения, доказательства и не привели доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении от 18.09.2019 об обстоятельствах дела.

Комиссия, исследовав материалы дела, установила следующее.

Из материалов дела следует, что МУП, наделенный статусом специализированной службы в сфере похоронного дела, осуществляет функцию (полномочия) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на территории общественного кладбища городского округа.

Вместе с тем, МУП является хозяйствующим субъектом, осуществляющим согласно выписке из ЕГРЮЛ, а также постановлению администрации от 02.06.2017 № 1025 » Об утверждении стоимости платных ритуальных услуг МУП «Городское хозяйство» г. Партизанск» деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03.) на территории городского округа.

Исходя из этого, МУП является хозяйствующим субъектом, состоящим в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность на территории городского округа, при этом наделенным функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах городского округа.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее — органы власти), за исключением случаев, установленных федеральным законом, Указом Президента, постановлением Правительства РФ.

Состав нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют два обстоятельства: наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти и такое наделение является незаконным, не предусмотренным федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ.

В отличие от части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая содержит условие о необходимости установления влияния на конкуренцию незаконных действий органов власти, для признания действий органов власти, нарушающими часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется установление (доказывание) влияния на конкуренцию незаконного наделения хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти, из чего следует, что запрет на незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами (полномочиями) органа власти, установленное данной нормой, является безусловным.

Вместе с тем, данная норма введена в связи с тем, то нарушение этого запрета создает или может создавать реальную угрозу конкуренции, поскольку хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.

Исходя из этого, для признания в действиях органов власти нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подлежит установлению (доказыванию) незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее — ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении), в связи с чем действия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг должны соответствовать нормам настоящего закона.

Как предусматривает пункт 1 статьи 18 Закона о погребении, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из общепринятого (общепризнанного) понятия, ведение означает заведование, руководство, управление, администрирование, ведение разрешительно учетной работы в отношении объекта заведования, управления, из чего следует, что ведение дел на общественном кладбище относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, ведение дел на общественном кладбище, включающее выделение земельных участков для захоронения, оформление заявок на организацию похорон, выдачу разрешений на захоронение и справок, ведение учета захоронений, определение режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, а также решение вопроса содержания кладбищ относится исключительно к функции (полномочиям) органа местного самоуправления — администрации.

В соответствии со ст. 6 и 70 Бюджетного кодекса РФ указанными функциями (полномочиями) могут быть наделены казенные учреждения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25, статьи 29 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.

Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: «специализированная служба по вопросам похоронного дела — это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 стати 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории городского округа мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.

Статьей 6 Федерального закона N 8-ФЗ указано, что в случае мотивированного отказа кого-либо из лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от исполнения его волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Из совокупного применения перечисленных норм следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы из бюджета по каждому факту захоронения.

Никакие иные функции (полномочия) не могут быть возложены на специализированные службы.

Ни специализированная служба, ни иная организация или индивидуальный предприниматель не могут быть наделены функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на кладбище и по решению вопроса организации содержания общественных кладбищ.Указанные полномочия относятся исключительно к функции (полномочиям) органа местного самоуправления — администрации.

Таким образом, наделение администрацией хозяйствующего субъекта МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска, выполняющего, в том числе полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией по ведению дел на кладбище (по содержанию муниципальных общественных кладбищ; по принятию решений об отводе земельных участков для захоронения, о выдаче разрешений на захоронение, о регистрации захоронений, о выдаче удостоверений о захоронении и др.) не соответствует пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», то есть является незаконным.

При указанных обстоятельствах наделение МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска, являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на кладбищах, а именно по выделению земельных участков для захоронения, оформлению заявок на организацию похорон, регистрации, выдаче разрешений на захоронение и справок, определению режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища, контролю за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, проверке произведенные захоронения на соответствие действующему законодательству является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Обоснованность позиции Приморского УФАС России подтверждена судебной практикой (судебными актами: Апелляционным определением Судебной коллегии по административным дела ВС РФ от 25.07.2018 № 9-АПГ18-9; Определением ВС РФ от 27.04.2017 № 301-КГ17-4039; Определение ВС РФ от 22.01.2019 № 304-КГ18-23409; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу № А53-3751/2012,Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАСРФ от 23.09.2008 № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 и др.).

В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, установлено, что продуктовые границы исследуемого товарного рынка — оказание ритуальных услуг и иных связанных с ними услуг (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению), географические границы товарного рынка определяются территорией Партизанского городского округа, временной интервал исследования – с 30.12.2014 (с даты принятия постановления от 30.12.2014 № 1230-па) до настоящего времени.

Наделение хозяйствующего субъекта, выполняющего, в том числе функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа и непринятие мер по прекращению осуществления МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска указанной функции (полномочий), создало реальную угрозу конкуренции, так как хозяйствующему субъекту МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска предоставлены преимущественные условия деятельности на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, предоставлению услуг по погребению) в географических границах Партизанского городского округа, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии факта нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска, выполняющего, в том числе функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа и непринятие мер по прекращению осуществления МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска указанной функции (полномочий), что создало реальную угрозу конкуренции на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, предоставлению услуг по погребению) в географических границах Партизанского городского округа, так как хозяйствующему субъекту МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска предоставлены преимущественные условия деятельности на указанном товарном рынке, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); 2) ликвидации юридического лица — единственного ответчика по делу; 3) смерти физического лица — единственного ответчика по делу; 4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); 5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

Подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что в материалах дела администрацией не представлены доказательства принятия мер, направленных на прекращение осуществления МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска функции (полномочий) по ведению дел (управлению делами на общественных кладбищах городского округа, имеются основания для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска (далее-МУП), выполняющего, в том числе функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа и непринятии мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МУП указанной функции (полномочий), что создало реальную угрозу конкуренции на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, предоставлению услуг по погребению) в географических границах Партизанского городского округа, так как хозяйствующему субъекту МУП предоставлены преимущественные условия деятельности, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется

3. Выдать администрации предписание о принятии в установленном законодательством порядке мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МУП «Городское хозяйство» г. Партизанска функции (полномочий) по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа (по выделению земельных участков для захоронения, оформлению заявок на организацию похорон, выдаче разрешений на захоронение и справок, регистрации, определению режима работы кладбища и порядка въезда на кладбища, контролю за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, проверке произведенные захоронения на соответствие действующему законодательству и др.) в срок до 8 ноября 2019 года.

Председатель Комиссии <…>

Наши услуги

  • Регистрация и оформление ответственного за захоронение
  • Содействие в смене ответственного за захоронение
  • Перерегистрация участка на кладбище

Юрист по юридическому оформлению мест захоронения
Корольков Михаил Владиславович
тел. 8-926-703-68-98
ЗВОНИТЕ !!!

Кто является ответственным за захоронение

Ответственным за захоронение может быть лицо взявшее на себя обязанность выполнить все процедуры, связанные с погребением умершего.

Ответственный за захоронение или кто распоряжается могилой

Рассматриваемый вопрос в большой степени интересен жителям крупных городов. Проблема захоронения заключается в том, что в мегаполисах почти вся территория застроена и как следствия территории кладбищ не могут самопроизвольно, по желанию граждан, расширяться. Следовательно, возникает вопрос: кому достанется место на кладбище в родном городе, а кому придется довольствоваться или в другом месте или вообще за городом. Для кого-то это не принципиально. А кто-то хочет, что бы его родственники покоились на земле предков и так, что бы дорога на кладбище для поминания не занимала много времени.
Для решения данного немаловажного, в сегодняшних условиях дороговизны и очевидной нехватки свободных мест на кладбище, вопроса и существует понятие — ответственный за захоронение .
Принимая во внимание тот факт, что по прошествию 15 лет возможно до захоронение усопшего в уже существующую могилу, роль ответственного за захоронение приобретает огромное значение.
Законодатель, понимая всю серьезность решения данного вопроса, урегулировал данные правоотношения с помощью следующих правовых норм.
В соответствии с п. 2.12 Правил работы кладбищ и крематориев г. Москвы, порядок их содержания (утв. постановлением Правительства Москвы от 08 апреля 2008 г. N 260-ПП) каждое захоронение на кладбище регистрируется в книге регистрации (учета) захоронений с указанием номера участка захоронения (колумбария), могилы (ниши), а также лица, ответственного за захоронение .
Согласно п. 2.1, удостоверение (паспорт) на захоронение — документ, выдаваемый администрацией кладбища лицу, ответственному за захоронение в соответствии с записями, содержащимися в книге регистрации (учета) захоронений, подтверждающий факт захоронения умершего на конкретном участке кладбища, с указанием сведений о захороненном (захороненных), номера участка и могил.
Согласно п. 2.14 Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядок их содержания, утвержденных Постановлением Правительства Москвы «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве» от 08 апреля 2008 года N 260-ПП ответственному за захоронение лицу предоставляется право принимать решения о том, кто в дальнейшем будет погребен на данном участке .
Согласно п. 2.13 указанных Правил одновременно с договором о предоставлении места для захоронения на кладбищах города Москвы и об осуществлении ухода за ним ответственному за захоронение лицу оформляется удостоверение (электронный паспорт) на захоронение; перерегистрация захоронения (перезаключение договора) на другое лицо возможна только с согласия лица, ответственного за захоронение , и рассматривается в каждом отдельном случае ГУП «Ритуал» через администрацию кладбищ; согласия лица, ответственного за захоронение.
Конечно, с моральной точки зрения, заниматься решением этих вопрос не всегда приятно. Но порой это становится необходимо. Для этого и существуют квалифицированные посредники в лице наших юристов, которые в ответственный момент помогут решить ваши проблемы с максимальной для вас выгодой.

Cмена ответственного за захоронение

Под сменой ответственного за захоронение понимается внесение изменений в список лиц, принимающих решение по захоронению в конкретной могиле. Все эти юридические действия регулируются законом «О погребении и похоронном деле».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ относит организацию оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения к вопросам местного значения муниципальных образований. При реализации этого положения на практике у муниципалитетов возникает множество споров, которые зачастую приходится разрешать в судебном порядке.

Кто обязан создать специализированную службу

НА ЗАМЕТКУ: Ритуальные услуги — деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронения

Вопросы организации оказания ритуальных услуг регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Он относит полномочия по организации и содержанию мест погребения к компетенции органов местного самоуправления. Они определяют порядок предоставления ритуальных услуг и стоимость гарантированного перечня услуг по погребению. Муниципалитеты также обязаны установить правила содержания мест погребения. Если нарушены санитарные или экологические нормы, орган местного самоуправления должен приостановить или прекратить деятельность по погребению и принять меры.

Для реализации предоставленных полномочий муниципалитеты создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Эти службы занимаются погребением умерших и оказывают ритуальные услуги. Порядок их деятельности определяют органы местного самоуправления.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования — обязанность органов местного самоуправления. Такая служба по первому требованию гражданина оказывает на безвозмездной основе гарантированные услуги по погребению из перечня, который приведен в статье 9 Закона № 8-ФЗ (Указ Президента от 29.06.1996 № 1001). Отказ в их предоставлении не допускается, даже если в бюджете муниципалитета нет денег. Поэтому суды обязывают местные администрации создавать специализированные службы на территориях муниципальных образований.

ПРИМЕР 1. Заместитель прокурора обратился в суд с иском к местной администрации и потребовал, чтобы та создала специализированную службу по вопросам похоронного дела. По условиям муниципального контракта на исполнителя была возложена только обязанность по эвакуации невостребованных трупов в городской морг, но не обязанность по их захоронению. Муниципалитет отметил, что на оказание дополнительных услуг в местном бюджете нет средств. Однако суд удовлетворил заявленные требования. Отсутствие финансирования не исключает обязанности муниципалитета организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (апелляционное определение Пермского краевого суда от 21.09.2015 по делу № 33–9940/2015).

Специализированная служба должна быть в каждом сельском поселении, даже если аналогичная муниципальная организация уже работает на территории района

Наличие специализированной службы на территории муниципального района не исключает обязанности органов местного самоуправления по созданию такой службы и на территории поселений, входящих в этот район.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он указал, что на территории муниципального образования есть действующие кладбища, однако служба не создана.

Муниципалитет возражал против удовлетворения требований. Бюджет сельского поселения — дотационный. Создавать службу экономически необоснованно при малой численности населения. Специализированная служба создана и функционирует на территории района.

Судьи удовлетворили требования прокурора. Они отметили, что отсутствие специализированной службы в сельском поселении нарушает права его жителей на выбор исполнителя ритуальных услуг из-за отсутствия конкуренции (апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15.06.2017 № 33а-2590/2017).

Можно ли передать функции частным компаниям

Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или некоммерческому партнерству (письмо ФАС от 03.07.2014 № ЦА/26577/14). Но в судебной практике были случаи, когда судьи считали иначе. Они указывали, что на территории муниципального образования можно и не создавать специализированную службу, если с ее функциями справляются частные компании.

ПРИМЕР 3. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Суд пришел к выводу, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация их оказания. А она возможна как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности в рамках размещения муниципального заказа. Объективной необходимости в том, чтобы специализированную организацию по вопросам похоронного дела учредило муниципальное образование, в городском округе нет. Услуги по погребению оказывают организации немуниципальной формы собственности. Все захоронения производятся по мере необходимости в штатном режиме. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. Свердловский областной суд отказал прокурору (апелляционное определение от 31.01.2018 по делу № 33а-2037/2018).

2 подхода раньше применяли суды в спорах об особом статусе немуниципальных похоронных служб. Верховный суд решил эту проблему

Отдельные суды приходят к выводу, что, если в муниципальном образовании есть частная ритуальная служба, ее можно наделить статусом специализированной организации.

ПРИМЕР 4. Прокурор района обратился в суд с требованием к администрации поселения о возложении обязанности создать муниципальное предприятие или учреждение, которое будет оказывать бесплатные услуги по погребению из гарантированного перечня. Суд отметил, что, если в муниципальном образовании имеются похоронные службы, их можно наделять статусом специализированной организации. Создание муниципальных организаций по вопросам похоронного дела возможно исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах, если конкурентная среда в сфере похоронного дела в муниципальном образовании отсутствует, для обеспечения прав граждан. Необходимости в создании такой организации в поселении с численностью населения около 3 тыс. человек нет. Услуги по погребению оказывают в муниципальном районе три организации немуниципальной формы собственности. В удовлетворении требования прокурора отказано (апелляционное определение Смоленского областного суда от 22.10.2013 по делу № 33–4473).

Организационно-правовую форму ритуальной службы определите самостоятельно. Но сама служба должна быть муниципальной

В то же время в практике судов распространен и другой подход, согласно которому наличие хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности не должно подменять собой создание специализированной муниципальной организации. Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Примеры таких решений: определение ВАС от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАС от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192. Того же мнения придерживается и антимонопольная служба.

ПРИМЕР 5. Индивидуальный предприниматель обратился в территориальное УФАС с заявлением о неправомерных действиях муниципалитета. Местная администрация наделила одну из компаний статусом специализированной организации и тем самым создала ей преимущества в вопросах похоронного дела на рынке ритуальных услуг.

Комиссия УФАС указала, что чиновники нарушили закон. Орган местного самоуправления присвоил компании особый статус, но это не означает, что он создал специализированную службу по вопросам похоронного дела. Такие действия органов власти могут привести к тому, что у компании появятся необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг. Это нарушение законодательства о защите конкуренции (решение УФАС по Челябинской области от 29.12. 2017 по делу № 16–07/17).

Так в судебной практике возникло два взаимоисключающих подхода. Одни суды принимали решение о том, что статусом специализированной организации может быть наделена организация любой формы собственности. Другие указывали, что таким статусом можно наделить только организацию, которую создал орган местного самоуправления. Противоречие разрешил Верховный суд.

Важный документ: Кассационное определение Верховного суда от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3

ПРИМЕР 6. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала на территории муниципалитета специализированную службу по вопросам похоронного дела. Суд первой инстанции прокурора не поддержал. В муниципальном образовании есть хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем. Апелляция поддержала это решение.

Верховный суд отменил состоявшиеся акты и направил дело на новое рассмотрение. При этом высший судебный орган пришел к выводу, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местной власти как гарантию исполнения требований Закона № 8-ФЗ. У лиц, которые осуществляют погребение, должно быть право выбора похоронной организации независимо от наличия на территории муниципального образования иных поставщиков ритуальных услуг. Вывод суда первой инстанции о том, что статусом специализированной службы можно наделить любой хозяйствующий субъект, — ошибочный. Орган местной власти вправе самостоятельно определить организационно-правовую форму специализированной службы по вопросам похоронного дела. Но такую службу должен создать именно орган местного самоуправления.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела — обязанность органа местного самоуправления. Не ставьте ее в зависимость от наличия денежных средств в местном бюджете, в том числе в случаях, когда он дотационный. Исполните данную обязанность, даже если в муниципалитете функционируют аналогичные организации немуниципальной формы собственности
  • Специализированная организация по вопросам похоронного дела должна быть создана в каждом муниципальном образовании. Суды признают необходимость создания специализированной организации в поселении, даже если на территории муниципального района уже создана и функционирует такая организация.
  • Специализированную службу должен создать именно муниципалитет. Если вы наделите организацию немуниципальной формы собственности статусом специализированной организации, то нарушите законодательство о защите конкуренции. Так считает Верховный суд.

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-07/17 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП Щеглова А.В. о неправомерных действиях Администрации, выразившихся в создании преимуществ ООО «Ромашка» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг на территории Каслинского городского поселения, путем наделения общества статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела.

По результатам рассмотрения заявления ИП Щеглова А.В. и представленных документов Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано Администрации предупреждение № 41-07/16 исх. № 7792/07 от 03.07.2017 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок указанное предупреждение Администрацией не исполнено, в связи с чем Приказом Челябинского УФАС России № 176 от «07» августа 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 16-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрацией представлены следующие письменные пояснения, документы (исх. от 23.10.2017 № 1841).

Постановлением Главы Каслинского городского поселения от 21.07.2017 № 255 отменено Постановление Администрации от 17.02.2017 № 35 «Об определении специализированной организации в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения».

Постановлением Администрации от 28.07.2017 № 262 исключен пункт 3 Порядка захоронения умерших на кладбищах на территории Каслинского городского поселения, утвержденного Постановлением Администрации от 17.02.2017 № 36.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 17.02.2017 № 35 ООО «Ромашка», осуществляющее ритуальные услуги и содержание мест захоронения, наделено статусом специализированной организации (далее — Постановление от 17.02,2017 № 35).

Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В статье 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу,

взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

  1. предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Следовательно, перечень гарантированных услуг по погребению, определенный в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям с частной формой собственности, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206 также указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Тем самым, действия органа местного самоуправления по присвоению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам с частной формой собственности не соответствуют действующему законодательству.

В силу статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Тем самым, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг (статьи 9, 10 Закона о погребении).

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Кроме того, статья 25 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Наделение Администрацией статусом специализированной службы ООО «Ромашка» не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку присвоение обществу указанного статуса не является созданием органом местного самоуправления специализированной службой по вопросам похоронного дела, что может привести к созданию обществу необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг путем обеспечения возможности предоставления комплекса услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 2.2 Постановления от 17.02.2017 № 35 установлено, что ООО «Ромашка» обязано обеспечивать на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению (оформлению документов, необходимых для погребения, предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозке тела (останков) умершего к месту захоронения, погребению), а именно:

— приемку заказов по организации похорон;

— оповещение родственников;

— оказание услуги по захоронению, производство копки могил и уход за ними;

— эксгумацию, транспортировку и перезахоронение останков умерших;

— представление информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих;

— эвакуацию и захоронение невостребованных трупов (останков и праха умерших);

— содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами;

— вывоз мусора с территории кладбища.

Исходя из системного анализа норм Закона о погребении такие услуги, как организация перевозки тел граждан, умерших (погибших) на территории поселения или городского округа (а равно, как перевозка тел граждан, умерших в учреждениях здравоохранения), приемка заказов по организации похорон, оповещение родственников, оказание услуги по захоронению, производство копки могил и уход за ними, эксгумация, транспортировка и перезахоронение останков умерших, представление информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих, эвакуация и захоронение невостребованных трупов (останков и праха умерших), содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами, вывоз мусора с территории кладбища не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункты 1, 2 статьи 9 Закона о погребении). Следовательно, не относится к исключительным полномочиям и компетенции специализированной службы (специализированных организаций) и может быть, . оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, в том числе на конкурентной основе.

Так, содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора с территории кладбища, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ необходимо для муниципальных нужд и выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего данные работы, должен производиться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Выполнение таких работ за счет собственных средств общества, отсутствие в местном в бюджете средств, предусмотренных на выполнение работ по содержанию кладбищ, не исключают того, что необходимость осуществления указанных мероприятий относится к потребностям муниципального образования, то есть к муниципальным нуждам.

Таким образом, поскольку оказывать услуги по осуществлению копки могил, приемке заказов по организации похорон, оповещению родственников, захоронению, эксгумации, транспортировке и перезахоронению останков умерших, представлению информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих, эвакуации и захоронению невостребованных трупов (останков и праха умерших) может не только специализированная организация, но и иные лица, действия Администрации по принятию абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 6 пункта 2.2 Постановления от 17.02.2017 № 35, которыми ООО «Ромашка» наделено обязанностью обеспечения на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению (оформлению документов, необходимых для погребения, предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозке тела (останков) умершего к месту захоронения, погребению), а именно — приемку заказов по организации похорон, оповещение родственников, оказание услуги по захоронению, производство копки могил и уход за ними, эксгумацию, транспортировку и перезахоронение останков умерших, представление информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих, эвакуацию и захоронение невостребованных трупов (останков и праха умерших), может привести к созданию преимущественных условий специализированной службе и к недопущению, ограничению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

Действия Администрации по принятию абзацев 7, 8 пункта 2.2 Постановления от 17.02.2017 № 35, предусматривающих выполнение ООО «Ромашка» работ по содержанию территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами, по вывозу мусора с территории кладбища территории Каслинского городского поселения, приводят или могут привести к созданию преимущественных условий ООО «Ромашка» осуществления предпринимательской деятельности, а также необоснованных препятствований доступа к выполнению указанных работ иным хозяйствующим субъектам в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

3. Постановлением Администрации от 17.02.2017 № 36 утвержден порядок захоронения умерших на кладбищах на территории Каслинского городского поселения (далее — Порядок).

Пунктом 3 Порядка установлено, что после получения гербового свидетельства о смерти оформляется заказ на копку могилы и захоронение в специализированной службе по вопросам похоронного дела г. Касли (или непосредственно на кладбище, где планируется захоронение).

При этом, сведения о возможности граждан оформить заказ на копку могил и захоронение в иной организации, оказывающей ритуальные услуги, Порядок не содержит. Соответственно, из содержания Порядка следует, что такой заказ может принять только специализированная служба.

Тем самым, закрепление в Положении таких полномочий специализированной службы как прием заказов на копку могил и захоронение без указания на возможность предоставления этих услуг иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по захоронению, может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий специализированной службе и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 2 названной нормы.

По результатам рассмотрения заявления ИП Щеглова А.В. Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 41-07/17 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 28 июля 2017 года путем:

  1. отмены Постановления Администрации от 17.02.2017 № 35, наделяющего ста­тусом специализированной организацией в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения ООО «Ромашка»;
  2. приведения пункта 3 Порядка захоронения умерших на кладбищах на территории Каслинского городского поселения, утвержденного Постановлением Администрации от 17.02017 № 36, в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем его исключения из Порядка.

В установленный предупреждением срок Администрацией направлено письмо (исх. № 1094 от 13.07.2017), из которого следует, что решение Администрации об исполнении предупреждения № 41-07/17 будет принято в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-17579/2017 по заявлению Прокурора Челябинской области к Администрации о признании недействительным Постановления от 17.02.2017 № 35. В связи с этим возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрацией в адрес Челябинского УФАС России направлено письмо (исх. № 1841 от 23.10.2017), из которого следует, что Постановлением Администрации от 21.07.2017 № 255 отменено Постановление Администрации от 17.02.2017 № 35, Постановлением Администрации от 28.06.2017 № 262 пункт 3 Порядка исключен.

Согласно пункту 2 статьи 28 Устава Каслинского городского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Каслинского городского поселения от 30.01.2008 № 286, постановления администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием постановлений администрации считается публикация их полных текстов в средстве массовой информации, определяемом в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановление Главы Каслинского городского поселения от 21.07.2017 № 255 об отмене Постановления Администрации от 17.02.2017 № 35 опубликовано газете «Красная заря» от 28.07.2017 № 56 (11481).

Однако, Постановление Администрации от 28.06.2017 № 262 об отмене пункта 3 Порядка в средствах массовой информации не опубликовано, соответственно указанное Постановление не может считаться вступившим в силу.

Доводов по возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражений против доводов других лиц, участвующих в деле, Администрацией не представлено.

Арбитражным судом Челябинской области рассмотрено заявление Прокурора Челябинской области к Администрации о признании недействительным Постановления от 17.02.2017 № 35.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2017 по делу № А76-17579/2017 Постановление Администрации 17.02.2017 № 35 признано недействительным.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий, субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать. на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (группам 96.03, 81.30).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, выделяются следующие группы:

— группа 96.03 — организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, которая включает, в том числе захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков; предоставление услуг по похоронам или услуг кремации, изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей.

— группа 81.30 — деятельность по благоустройству ландшафта, которая включает, в том числе обслуживание городских территорий (парков, городских зеленых зон, кладбищ и т.п.).

Географические границы товарного рынка: Каслинское городское поселение Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 17.02.2017 по 21.12.2017, то есть с даты принятия Постановления Администрации № 35 от 17.02.2017, Постановления Администрации № 36 от 17.02.2017, до даты проведения анализа состояния конкуренции.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка -с 17.02.2017 по 21.12.2017.

Продуктовые границы исследования — рынок организации похорон и предоставления связанных с ними услуг и рынок деятельности по благоустройству ландшафта.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 16- 07/17 от 29.11.2017 и пунктом 3 определения об отложении рассмотрения дела № 16- 07/17 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.11.2017 предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 16-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 16-07/17 от 29.11.2017, в адрес Челябинского УФАС России не поступило.

Таким образом, действия Администрации по принятию пункта 1, абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 6 пункта 2.2 Постановления № 35 от 17.02.2017, пункта 3 Порядка, предусматривающих наделение ООО «Ромашка» статусом специализированной организации, обязанностями по обеспечению приемки заказов по организации похорон, оповещению родственников, оказанию услуги по захоронению, производству копки могил и уходу за ними, эксгумации, транспортировки и перезахоронению останков умерших, представлению информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих, эвакуации и захоронению невостребованных трупов (останков и праха умерших), захоронению, приводят или могут привести к созданию специализированной службе необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг на территории Каслинского городского поселения и необоснованному препятствованию осуществления деятельности иными хозяйствующими субъектами на указанном товарном рынке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

Действия Администрации по принятию абзацев 7, 8 пункта 2.2 Постановления № 35 от 17.02.2017, предусматривающих наделение ООО «Ромашка» обязанностями по выполнению работ по содержанию территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами, по вывозу мусора с территории кладбища территории Каслинского городского поселения, приводят или могут привести к созданию преимущественных условий ООО «Ромашка» осуществления предпринимательской деятельности на рынке благоустройства ландшафта на территории Каслинского городского поселения, а также необоснованного препятствования доступу к выполнению указанных работ иным хозяйствующим субъектам в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

Поскольку Постановление Администрации от 28.07.2017 № 262 об отмене пункта 3 Порядка не вступило в силу, Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы действия Администрации (ул. Ленина, д. 55, г. Касли, ИНН 7402006950, ОГРН 105742650702) по принятию пункта 1, абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 6 пункта 2.2 Постановления Администрации № 35 от 17.02.2017, пункта 3 Порядка захоронения умерших на кладбищах на территории Каслинского городского поселения, утвержденного Постановлением Администрации от 17.02.2017 № 36, предусматривающих наделение ООО «Ромашка» статусом специализированной организации, обязанностями по обеспечению приемки заказов по организации похорон, оповещению родственников, оказанию услуги по захоронению, производству копки могил и уходу за ними, эксгумации, транспортировки и перезахоронению останков умерших, представлению информации по проведению работ по перезахоронению останков Российских (Советских) и иностранных военнослужащих, эвакуации, принятию абзацев 7, 8 пункта 2.2 Постановления № 35 от 17.02.2017, предусматривающих наделение ООО «Ромашка» обязанностями по выполнению работ по содержанию территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами, по вывозу мусора с территории кладбища территории Каслинского городского поселения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдавать предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

  • может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оставьте комментарий