Специальные жидкости для автомобилей

Помимо моторных и трансмиссионных масел в ассортименте «Эни» много других специальных продуктов, без которых невозможна эксплуатация транспортного средства.
К этой группе относятся антифризы, тормозные жидкости, масляные теплоносители, детергенты, смазки для шасси и многие другие жидкости для специального применения.
AdBlue ® — это специальная жидкость, используемая в двигателях транспортных средств, оснащенных системой SCR (избирательная каталитическая нейтрализация) — технологией, позволяющей снижать содержание вредных веществ в выхлопных газах. С октября 2006 года дизельные машины в Европе должны выполнять норму Евро-4, направленную на снижение выброса вредных веществ. Для выполнения этих норм обязательно применение NoX AdBlue (водный раствор мочевины, 32,5%) на дизельных двигателях почти всех видов тяжелой техники (грузовые автомобили, различные виды автобусов).

AdBlue требуется также и для некоторых видов легковых машин (Mersedes, Audi, Mazda, VW и других).

Применяя данную жидкость, очень важно быть уверенным в ее качестве, которое может быть гарантировано, только если весь путь продукта — от производства до реализации — находится под контролем.

Каталитические нейтрализаторы системы SCR крайне чувствительны к примесям, поэтому применение некачественного продукта может приводить к необратимым изменениям в системе и дорогостоящим повреждениям. Автопроизводители могут снимать транспортное средство с гарантии, если поломка произошла по причине неправильно залитого AdBlue. Без сомнения, вы принимаете правильное решение, выбирая «Эни» в качестве своего поставщика (будь то продукт в канистрах или на розлив).

К специальным жидкостям, применяемым при эксплуатации ма­шин транспортного строительства, относятся жидкости для систем охлаждения двигателей, гидравлических систем и тормозов.

Жидкости для систем охлаждения двигателей. Для обеспече­ния нормального теплового состояния двигателей внутреннего сго­рания необходимо в процессе его работы постоянно отводить тепло от высоконагреваемых деталей. Отклонение от оптимальных тепло­вых условий могут в значительной степени нарушить нормальный режим работы двигателя.

В связи с этим необходимо систематическое охлаждение, осу­ществляемое в рассматриваемых двигателях с помощью жидкости. В качестве охлаждающих жидкостей для двигателей внутреннего сгорания широко используют воду и низкозамерзающие смеси (ан­тифризы).

Вода как охлаждающая жидкость имеет преимущественное при­менение, хотя для нее характерны эксплуатационные недостатки. В частности, не представляется возможным ее использовать зи­мой, так как для воды характерна высокая температура замер­зания. Вторым недостатком воды является наличие различных солей, способных в виде накипи осаждаться на поверхностях деталей водяной рубашки и ухудшать отвод тепла. Кроме того, вода ока­зывает и определенное коррозионное действие.

С целью частичного устранения солей, содержащихся в воде, практикуют ее умягчение. В частности, в практике эксплуатации мо­гут найти применение антинакипины, которые представляют собой составную часть присадок, вводимых в систему охлаждения дви­гателя, чтобы предотвратить образование накипи и улучшить анти­коррозионные свойства воды. В качестве антинакипина применяют хромпик.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы)при­меняют при отрицательных температурах окружающей среды. Они обладают более низкой по сравнению с водой температурой за­мерзания.

В качестве низкозамерзающей жидкости для систем охлаждения наибольшее распространение получила смесь этиленгликоля с дис­тиллированной водой. Температура замерзания такой жидкости зависит от соотношения перечисленных составляющих. В чистом виде этиленгликоль — бесцветная, прозрачная, без запаха жидкость с температурой замерзания —11,5°С.

Промышленность выпускает чистый этиленгликоль, а также спе­циальные водоэтиленгликолевые смеси (антифризы) двух марок 40 и 65 (цифра означает температуру замерзания смеси). В пос­леднее время начато производство антифризов Тосол-А и Тосол-А20.

Жидкости для гидравлических систем. В качестве рабочего тела гидравлических систем машин используется гидравлическая жид­кость,которая, как правило, долгое время работает в неблагоприятных условиях. В связи с этим к гидравлическим жидкостям предъявляются следующие требования:

вязкость жидкости должна обеспечивать хорошую ее прокачиваемость и малую изменяемость в зависимости от температуры;

температура застывания жидкости должна быть ниже температу­ры окружающего воздуха;

жидкость должна обладать высокими противокоррозионными свойствами и не вызывать разрушения или разбухания резино­технических уплотнений;

жидкость должна иметь высокую смазывающую способность, чтобы износ деталей и потери на трение были наименьшими;

жидкость должна обладать высокой химической и физической стабильностью, не окисляться в процессе работы и не изменять своих первоначальных характеристик;

жидкость не должна содержать механических примесей, во­ды и др.

В настоящее время промышленность выпускает более 20 наи­менований жидкостей, предназначенных для применения в гидрав­лических системах различных машин. Эти жидкости получают глав­ным образом из нефтяных дистиллятов с добавлением соответ­ствующих присадок.

В большинстве машин применяются жидкости ВМГЗ (ТУ 38-101479-74) и МГЗО (ТУ 38-1-01-50-70). Первую из них применяют при температурах от —40 до + 10°С, а вторую — от —5 до + 40 °С. В качестве заменителей используют веретенное АУ (ГОСТ 1642—75) и индустриальное И-ЗОА масла.

В качестве единой гидравлической жидкости применяют масло МГЕ-10А (ТУ 39-1-307-69), которое представляет собой загущенную низкозастывающую фракцию нефтяного масла с присадкой. Эта жидкость может эксплуатироваться в температурных пределах от —55 до +90 °С. Ее температура застывания —70 °С, а вязкость при температуре 50 °С составляет 10 сСт.

Жидкости для тормозных систем являются разновидностью жид­костей для гидравлических систем и к ним предъявляется в це­лом тот же комплекс требований.

Промышленность выпускает тормозные жидкости нескольких ви­дов и сортов на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.

На касторовой основевыпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60 % касторового масла и 40 % этилового спирта и ок­рашена в красный цвет, а жидкость БСК составлена из 50 % кас­торового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранже­вый цвет. Тормозные жидкости на касторовой основе обладают хорошей смазывающей способностью и в достаточной мере отве­чают основным требованиям, предъявляемым к тормозным жидкостям Однако их нельзя применять при температуре ниже —20 °С, так как при низких температурах в этих жидкостях выкристал­лизовывается касторовое масло в виде салообразной массы.

На глицериновой основепроизводится тормозная жидкость, со­держащая 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта-ректифи­ката. Эта жидкость по своим свойствам аналогична рассмотренным выше.

На гликолевой основеизготовляется жидкость ГТЖ-22М, ко­торая обладает хорошими низкотемпературными свойствами и на­дежно обеспечивает работу тормозов независимо от сезона эксплу­атации. Одновременно эта жидкость проявляет усиленную корро­зионную агрессивность к чугуну и характеризуется невысокими смазывающими свойствами. Жидкость окрашена в зеленый цвет.

На нефтяной основевыпускаются тормозные жидкости марок ГТН и АМГ-10, окрашенные в красный цвет. В процессе эксплуа­тации эти жидкости вызывают набухание резины, поэтому их при­менение ограничено наличием уплотнительных и других деталей тормозов из маслостойкой резины.

Большинство автовладельцев «имели счастье» хоть раз да наблюдать, как стрелочка-указатель температуры на приборной панели покидает привычное место в середине шкалы и стремится занять свое место в крайне опасной красной зоне. Перегрев двигателя, закипание охлаждающей жидкости… и машина прочно занимает место на обочине. Или того хуже – встает в левом ряду, создавая дополнительное препятствие в и без того затрудненном движениии мегаполиса.

Случаен ли такой исход, или мы сами спланировали его неправильным или несвоевременным обслуживанием автомобиля? Мысленно «отмотаем пленку» на полгода назад и попробуем разобраться. Основные детали современного двигателя – кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры – изготовлены из разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Поэтому все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на работу в узком интервале температур. Система охлаждения поддерживает эту рабочую температуру при раличных режимах работы двигателя и нагрузках.

Всем известно, что температура кипения воды или антифриза при атмосферном давлении – около 100°С. При повышении давления температура кипения охлаждающей жидкости будет повышаться. В системе охлаждения двигателя создается давление около 1,2 атм. При таком давлении антифриз будет закипать, соответственно, уже при температуре 120-125°С.

Из этого следует вполне очевидный вывод – если система охлаждения негерметична, то давление не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. Раз система негерметична, то так или иначе охлаждающая жидкость будет убывать. Автолюбитель подливает антифриз и совершенно не подозревает, что двигатель… работает на износ!

Надо отметить, что износ непрогретого двигателя увеличивается в несколько раз. Кроме того, на инжекторных двигателях стоит датчик температуры, который вводится в заблуждение и крайне ошибочно полагает, что двигатель все еще прогревается, и дает команду на подачу увеличенной дозы бензина. В итоге неисправная система охлаждения выливается в лишние 7-10% расхода топлива. При нынешних ценах на бензин издержки более чем ощутимые!

Но и это не все. Работа двигателя на обогащенной смеси – это большая беда. Разжижается масло, возрастает нагарообразование, под угрозой преждевременного выхода из строя оказывается каталичический нейтрализатор! При чем сбои в работе двигателя и другие сопутствующие проблемы нарастают лавинообразно… Не проще ли использовать высококачественные охлаждающие жидкости и специальные средства ухода за системой охлаждения от Liqui Moly?

Основное назначение антифриза – это отвод тепла от деталей двигателя. Кроме того он должен защищать систему охлаждения от коррозии, не допускать кавитации (схлопывания пузырьков пара, образующихся при работе водяного насоса), не замерзать при низких температурах и не кипеть при высоких.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автомобилиста в заблуждение. Однако систематизация вполне возможна. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей можно разделить на несколько групп и подгрупп.

1. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ (часто называемые силикатными, так как содержат силикаты): могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые – одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции.

Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы: а) североамериканского типа и б) европейского типа. В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение запрещено. Европейские также не содержат аминов, а некоторые еще и нитритов. В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula. На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть макркировку G11 или G48.

2. ОРГАНИЧЕСКИЕ (использует карбоксилатные кислоты в качестве основного ингибитора коррозии). Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету: а) G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу они практически идентичны, а также идентичны антифризам Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является то, что все они содержат в основном два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. б) Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислов и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.

Необходимо упомянуть, что до 2000-2001 года Honda и Toyota предлагали другой тип антифриза, в котором отсутствовали силикаты, но при этом было избыточное количество фосфатов.

3. ГИБРИДНЫЕ (G40): в них используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Несмотря на то, что данный тип антифриза не содержит фосфатов, на самом деле они присутствуют, только в совсем незначительном количестве. Цвета разные: желтый (оригинальный цвет антифриза Valvoline Zerex G05 Long Life Coolant), а также зеленый и оранжевый. Здесь много нюансов: все зависит от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.

Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

Оставьте комментарий