Списание имущества казны муниципального образования

Учет имущества казны (основных средств)

Как показали результаты сдачи годовой отчетности за 2006 г., многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не поставили на учет имущество казны. Исправлены ли данные ошибки, покажут результаты сдачи отчетности за 2007 г.

Прежде чем рассмотреть вопросы учета имущества казны, определимся, что собой представляет имущество казны. Имущество казны — это имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. ст. 214 и 215 ГК РФ).

В соответствии с Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Так как бюджетный учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н), представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов исполнительной власти, то имущество казны, а именно государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, также подлежит бюджетному учету. Такие пояснения дают чиновники Минфина России (Письмо от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2567). Имущество подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (Письмо Минфина России от 22 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/39), в порядке, определенном Инструкцией N 25н.

>Бюджетный учет

Рассмотрим отражение на счетах бюджетного учета операций с имуществом казны.

Поступление имущества в казну

Безвозмездное получение имущества:

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 150 (1 401 01 151, 1 401 01 152, 1 401 01 153), 1 401 01 180

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов»), «Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»), «Прочие доходы»

  • формирование стоимости имущества казны при безвозмездном получении;

Дебет 1 401 01 150 (1 401 01 151, 1 401 01 152, 1 401 01 153), 1 401 01 180

«Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»), «Прочие доходы»

Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410 — 1 104 07 410), 1 104 08 420

«Амортизация», «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»

  • принята к учету начисленная амортизация при безвозмездном получении имущества казны;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 — 1 101 09 310), 1 102 01 320, 1 103 00 000 (1 103 01 330 — 1 103 03 330)

«Основные средства», «Увеличение стоимости нематериальных активов», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принятие к учету имущества казны.

Приобретение имущества

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320,1 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 1 208 19 660 (1 208 20 660, 1 208 21 660,1 302 19 730, 1 302 20 730, 1 302 21 730)

«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств» («Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению непроизведенных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»)

  • формирование первоначальной стоимости имущества казны при приобретении;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 — 1 101 09 310), 1 102 01 320, 1 103 00 000 (1 103 01 330 — 1 103 03 330)

«Основные средства», «Увеличение стоимости нематериальных активов», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410,1 106 02 420,1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принятие к учету имущества казны.

Следует отметить, что при формировании первоначальной стоимости учитываются суммы фактических вложений учреждения на приобретение, сооружение и изготовление объектов имущества казны (п. п. 12, 24, 29 Инструкции N 25н) с отражением на соответствующих счетах бюджетного учета. Исключение составляют объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Инструкции N 25н).

В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности (Письма Минфина России от 6 февраля 2006 г. N 02-14-10а/239, от 6 сентября 2007 г. N 03-03-06/4/128).

Аналитический учет имущества казны ведется в инвентарных карточках (ф. 0504031).

Их поступление оформляется следующими первичными документами:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • Акт о приеме-передаче здания (ф. 0306030);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Выбытие имущества из казны

Безвозмездная передача имущества казны оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410 — 1 104 07 410), 1 104 08 420

«Амортизация», «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 — 1 101 09 410), 1 102 01 420

«Основные средства», «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

  • списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась);

Дебет 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 241, 1 401 01 242, 1 401 01 251, 1 401 01 252, 1 401 01 253

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов»), «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», «Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств», «Расходы на перечисления международным организациям»

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 — 1 101 09 410), 1 102 01 420, 1 103 00 000 (1 103 01 430 — 1 103 03 430)

«Основные средства», «Уменьшение стоимости нематериальных активов», «Непроизведенные активы»

  • списание объектов имущества казны в сумме остаточной стоимости.

Списание имущества казны, пришедшего в негодность, отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410 — 1 104 07 410), 1 104 08 420

«Амортизация», «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 — 1 101 09 410), 1 102 01 420

«Основные средства», «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

  • списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась);

Дебет 1 401 01 172 (1 401 01 273)

«Доходы от реализации активов» («Чрезвычайные расходы по операциям с активами»)

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 — 1 101 09 410), 1 102 01 420, 1 103 00 000 (1 103 01 430 — 1 103 03 430)

«Основные средства», «Уменьшение стоимости нематериальных активов», «Непроизведенные активы»

  • списание объектов имущества казны в сумме остаточной стоимости.

Выбытие имущества казны оформляется следующими первичными документами:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
  • Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Реализация имущества казны

При реализации имущества казны средства, полученные от продажи, включаются в состав соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 41 БК РФ). А в учете необходимо отразить следующие операции:

Средства от реализации поступают в доход бюджета за минусом НДС:

Дебет 1 205 09 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств» («Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов», «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»)

Кредит 1 205 09 660

«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 10 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Средства от реализации (в том числе НДС) поступают на внебюджетный счет:

Дебет 2 205 09 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

Кредит 2 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 09 660, 2 205 10 660

«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов», «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление на внебюджетный счет средств от реализации имущества и НДС;

Дебет 2 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

Кредит 2 303 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

  • начислена сумма доходов от реализации имущества, подлежащая перечислению в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена в бюджет сумма дохода от реализации материалов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств» («Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов», «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»)

Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства.

Сдача имущества казны в аренду

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 42 БК РФ). В учете операции начисления и поступления средств от сдачи имущества казны в аренду отражаются следующим образом:

Дебет 1 205 02 560

Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

Кредит 1 401 01 120

«Доходы от собственности»

  • начисление арендной платы;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 1 210 02 120

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»

Кредит 1 205 02 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

  • администратором поступлений отражаются суммы арендной платы, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 10 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации (п. 9 Инструкции N 25н). В органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, целесообразно ввести разряд в код счета аналитического учета для быстрого формирования данных по имуществу, составляющему казну.

Разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции N 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны. К таким операциям можно отнести определение необходимых форм документов и порядок их заполнения в случае отсутствия необходимой информации; порядок документооборота; порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами, порядок управления и распоряжения, приема и списания данного имущества и другие вопросы, не противоречащие законодательству (Письмо Минфина России от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2566). Все это должно быть отражено в приказе по учетной политике и Положении об имуществе казны либо аналогичном по своей сути документе. Примерное положение об имуществе казны приведено на странице 49.

Списание имущества муниципальной казны

Для отражения операций по приватизации, договорам мены квартир применяйте детализированный код БК 1 14 02053 10 0000 410 «Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности сельских поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу».

Обоснование

1. Из рекомендации

Как оформить и отразить в бюджетном учете выбытие имущества казны

Ситуация: как отразить в бюджетном учете реализацию имущества казны

Реализованное имущество казны спишите на счет 1.401.10.172 «Доходы от операций с активами». Объяснения тут следующие.

Как отражать в учете реализацию нефинансовых активов, которые входят в состав казны, в Инструкции № 162н не сказано. При этом в пункте 39 Инструкции № 162н есть проводка по реализации ценностей Госфонда России: Дебет 1.401.10.172 Кредит 1.108.53.410. Значит, по остальному имуществу казны проводки можно делать аналогично.

Кроме того, можно провести аналогию с реализацией нефинансовых активов, которые в состав казны не входят. Так при реализации материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов их стоимость нужно списать в дебет счета 1.401.10.172 «Доходы от операций с активами».

Списание отражают в учете:

 по остаточной стоимости – в части амортизируемого имущества: недвижимое и движимое имущество, нематериальные активы;

 по первоначальной стоимости – в части неамортизируемого имущества: непроизведенные активы, материальные запасы, ценности Госфонда России.

Об этом сказано в пунктах 10, 13, 17, 26, 38, 39 Инструкции № 162н

В бюджетном учете сделайте проводки:

Дебет счета Кредит счета
Реализация амортизируемого имущества казны
1. Списана ранее начисленная сумма амортизации по реализованным объектам имущества казны:
– недвижимого имущества; КРБ.1.104.51.410 КРБ.1.108.51.410
– движимого имущества; КРБ.1.104.58.410 КРБ.1.108.52.410
– нематериальных активов КРБ.1.104.59.420 КРБ.1.108.54.420
2. Списана остаточная стоимость реализованных объектов имущества казны:
– недвижимого имущества; КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.108.51.410
– движимого имущества; КРБ.1.108.52.410
– нематериальных активов КРБ.1.108.54.420
Реализация неамортизируемого имущества казны
1. Списана первоначальная стоимость неамортизируемых объектов имущества казны:
– непроизведенных активов; КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.108.55.430
– ценностей Госфонда России и субъектов РФ; КИФ.1.108.53.410
– материальных запасов КРБ.1.108.56.440

Об этом сказано в пунктах 38, 39, 120 Инструкции № 162н и подтверждено в части непроизведенных активов в письме Минфина России от 24 января 2017 № 02-07-10/3361.

Реализация имущества казны возможна по распоряжению главы публично-правового образования. Средства за приобретенный объект покупатель перечисляет в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому проинформируйте его о необходимых реквизитах, в том числе о коде классификации доходов бюджета (КДБ).

Код КДБ, который покупатель должен указать в платежном документе, зависит от следующих факторов:

 кто является собственником имущества: Россия, субъект РФ или муниципалитет;

 кто выступает главным администратором доходов данного поступления в бюджет.

Например, если реализуете матзапасы, которые находятся в федеральной собственности, укажите код 000 1 14 02019 01 0000 440. На месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора, на месте 14–17-го разрядов код подвида доходов (например, если главным администратором является федеральный государственный орган применяется код подвида доходов 6000).

В учете администратора доходов бюджета сделайте следующие проводки

Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход от реализации имущества казны:
– основных средств; КДБ.1.205.71.560 КДБ.1.401.10.172
– ценностей Госфонда России и субъектов РФ; КИФ.1.205.71.560
– нематериальных активов; КДБ.1.205.72.560
– непроизведенных активов; КДБ.1.205.73.560
– материальных запасов КДБ.1.205.74.560
2. Зачислен в бюджет доход от реализации имущества казны:
– основных средств; КДБ.1.210.02.410 КДБ.1.205.71.660
– ценностей Госфонда России и субъектов РФ; КИФ.1.205.71.660
– нематериальных активов; КДБ.1.210.02.420 КДБ.1.205.72.660
– непроизведенных активов; КДБ.1.210.02.430 КДБ.1.205.73.660
– материальных запасов КДБ.1.210.02.440 КДБ.1.205.74.660

Такой порядок установлен пунктами 78, 91, 120 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 205.00, 210.02, 401.10)

Ситуация: как отразить в бюджетном учете приватизацию имущества казны

Приватизацию имущества казны отражайте в учете аналогично операциям по реализации. Причем порядок будет зависеть от того, как приватизируется имущество – с рассрочкой платежа или нет. Объясним подробнее.

Приватизация – это возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности России (федерального имущества), имущества субъектов РФ и муниципальных образований в собственность граждан и (или) организаций (ст. 1 Закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ).

Таким образом, по своей сути приватизация равнозначна реализации имущества. Поэтому в бухучете приватизацию отразите так же как и реализацию имущества казны. Такой вывод следует из разъяснений Минфина России, изложенных в письмах от 12 сентября 2013 № 02-06-10/37699, от 11 июня 2008 № 03-05-04-01/24.

Но если при приватизации недвижимости установлена рассрочка платежа (в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ), то в отражении операций будут некоторые особенности. В этом случае сделайте такие проводки:

Дебет счета Кредит счета
На момент заключения договора купли-продажи (до перехода права собственности):
1. Начислены доходы на основании договора купли-продажи с рассрочкой КДБ.1.205.71.560 КДБ.1.401.40.172
Одновременно: Увеличение забалансового счета 26
2. Если раньше приватизируемое имущество казны было в возмездном пользовании (по договору аренды, социального найма) и числилось на забалансовом счете 25 «Красное сторно»забалансовый счет 25
На момент прекращения права собственности:
3. Отражено выбытие имущества казны КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.108.51.410
Одновременно: Уменьшение забалансового счета 26
4. Списаны доходы будущих периодов на доходы текущего периода КДБ.1.401.40.172 КДБ.1.401.10.172

Код КДБ, который покупатель должен указать в платежном документе, зависит от следующих факторов:

 кто является собственником имущества: Россия, субъект РФ или муниципалитет;

 кто выступает главным администратором доходов данного поступления в бюджет.

Например, при приватизации недвижимости, находящейся в собственности городских округов, следует указывать код 000 1 14 02043 04 0000 410. При этом на месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора, на месте 14–17-го разрядов код подвида доходов (в частности, если главным администратором является федеральный государственный орган, применяется код подвида доходов 6000).

Такие разъяснения приводит Минфин России в письме от 12 сентября 2013 № 02-06-10/37699. Указанное письмо ссылается на нормы приказа Минфина России от 21 декабря 2012 № 171н, который утратил силу. Однако его можно применять и в отношении действующего законодательства

2. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

000 1 14 00000 00 0000 000 ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 2
<…>
000 1 14 02050 10 0000 410 Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности сельских поселений (за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу 4
000 1 14 02052 10 0000 410 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении органов управления сельских поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу 5
000 1 14 02053 10 0000 410 Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности сельских поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу 5
<…>

К вопросу учета имущества казны

К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний «Бизнес ИТ», г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории…

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

— Федеральный орган власти — Росимущество;

— Региональный орган власти;

— Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов — 108 00 000, а именно: «Нефинансовые активы имущества казны»

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

— 104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

— 104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

— 104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетномуучету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Выводы:

— Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

— Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

— Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

— На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. — код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила — на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061 ).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи ) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

0 401 20 ххх

0 302 хх 730

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

— на сумму балансовой стоимости

0 101 1х 000

0 210 06 660
0 401 10 180

— на сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

0 104 1х 410

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

0 104 1х 410

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its.1c.ru)

Имущество — нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 — 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне необходимо знать:

-Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

-Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ «Безвозмездное поступление ОС и НМА».

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе «Операция (бухгалтерская)» ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ «Корректировка амортизации» датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку «Заполнить».

Документ следует провести (кнопка «ОК» или «Провести»).

Внимание!

Время проведения документа «Корректировка амортизации» (реквизит «от» документа) должно быть больше, чем время документа «Операция (бухгалтерская)».

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа «Корректировка амортизации».

>УЧЕТ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ В 2019 ГОДУ

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ В 2019 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Имущество казны учитывается органами управления имуществом. Оно может передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в оперативное управление и изыматься у них, быть передано в безвозмездное пользование, в операционную и финансовую аренду и т.д., с 2019 года в связи с изменением КОСГУ по безвозмездным поступлениям и выбытиям меняются многие бухгалтерские записи по учету имущества казны.

Состав имущества казны

Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Права собственника от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.
Таким образом, в состав имущества казны могут входить:

денежные средства (бюджет);
нефинансовые активы (движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы).

Реестровый учет

Учет федерального имущества и ведение его реестра осуществляется на основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).
Нормативные правовые документы по реестровому учету имущества муниципальной казны принимаются на местном уровне.
Согласно п. 3 Положения № 447 объектами учета федерального имущества является расположенное на территории РФ или за рубежом федеральное имущество:

а) недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу);
б) движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);
в) иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Основные понятия в учете имущества казны

Практика показывает, что учет имущества казны – сложная тема для бухгалтеров. Начисление амортизации имущества казны (в том числе проводки по ее начислению), порядок передачи имущества в казну и, наоборот, передачи имущества казны в оперативное управление, особенности бюджетного учета имущества казны и правила списания имущества казны согласно действующим нормам законодательства на конкретных примерах рассматривает эксперт журнала «Учет в учреждении».

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, считается муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

О новых правилах учета основных средств в казенных учреждениях в статье «Учет основных средств в казенных учреждениях».

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета имущества казны

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

О новых правилах учета основных средств в бюджетных и автономных учреждениях в статье «Учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2016 году».

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Порядок учета и ведения реестра имущества казны субъектов РФ (муниципальной казны) определяют региональные и местные власти. Например в Москве порядок учета имущетства казны установлен постановленим правительства Москвы от 18.06.2012 № 273-ПП и Законом г. Москвы от 26.12.2007 № 53.

Так же для учета имущества муниципальной казны может быть создано отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-03-12/вн-20777).

Пример заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Бюджетный учет имущества казны

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. Как передать имущество в казну читайте в журнале →

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. Амортизируемое имущество для целей бюджетного учета читайте в журнале →

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н).

Учет имущества казны: проводки

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. Однако финансовый орган имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования. При этом следует иметь в виду, что такие активы не переводятся в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства», а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000. С продажи имущества казны НДС платит покупатель читайте в журнале →

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

О том, как принять к учету основные средства, поступившие безвозмездно в статье «Безвозмездное поступление основных средств в учреждениях госсектора».

Передача имущества в казну: пример 1

Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
38 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
8 000

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета…». Основанием для списания переданных активов с учета служит акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение ().

Передача имущества в казну: пример 2

Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения) 4 210 06 560
«Увеличение расчетов с учредителем»
4 101 24 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»
380 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 4 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»
4 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
80 000

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.

При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

Оставьте комментарий