Справка о результатах медико социальной экспертизы

Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882, от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772, от 21.06.2018 N 709)
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)
17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
18. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
19. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
19(1). Предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил направления на медико-социальную экспертизу и указанная в пункте 19 настоящих Правил справка в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
(п. 19(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 318; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
При решении бюро (главного бюро, Федерального бюро) о заочном освидетельствовании гражданина учитываются следующие условия:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
проживание гражданина в отдаленной и (или) труднодоступной местности, или в местности со сложной транспортной инфраструктурой, или при отсутствии регулярного транспортного сообщения;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
тяжелое общее состояния гражданина, препятствующее его транспортировке.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
24. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями, предусмотренными пунктом 24(1) настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
24(1). Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:
а) установление группы инвалидности;
б) установление категории «ребенок-инвалид”;
в) установление причин инвалидности;
г) установление времени наступления инвалидности;
д) установление срока инвалидности;
е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;
з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
и) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
м) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
(п. 24(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
26. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее – консультанты).
27(1). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
(п. 27(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 772.
29(1). Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
(п. 29(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121)
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
33. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
34. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.2016 N 772, от 24.01.2018 N 60)
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
При необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее – товары и услуги), ребенку-инвалиду по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
Составление новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах осуществляется на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
В случае если в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, ребенок-инвалид (его законный или уполномоченный представитель) представляет в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) выданную медицинской организацией справку, содержащую информацию об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка (далее – справка), и решение о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, которое принимается на основании справки.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
Представление справки не требуется, если заявление о включении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида поступило в течение 1 года с даты выдачи указанной программы бюро (главным бюро, Федеральным бюро). В данном случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, выносится по имеющимся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведениям предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида, находящихся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
35. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
Сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
36. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121, от 06.08.2015 N 805)
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
37. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Порядок направления и проведения медико-социальной экспертизы.

ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации (адаптации) детей и взрослых, получивших инвалидность. Программа разрабатывается специалистами бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) для каждого ребенка (или взрослого) индивидуально и выдается одновременно с актом медико-социальной экспертизы.

Что входит в программу реабилитации?

  1. Восстановительная терапия (лекарства для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности);
  2. Реконструктивная хирургия;
  3. Санаторно-курортное лечение;
  4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;
  5. Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации.

Получить ТСР

Отдельный пункт — технические средства реабилитации (ТСР):

  1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;
  2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные;
  3. Протезы и ортезы;
  4. Ортопедическая обувь;
  5. Противопролежневые матрацы и подушки;
  6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;
  7. Специальная одежда;
  8. Специальные устройства для чтения «говорящих книг»;
  9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения;
  10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;
  11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные;
  12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;
  13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;
  14. Телефонные устройства с текстовым выходом;
  15. Голосообразующие аппараты;
  16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники);
  17. Абсорбирующее белье, подгузники;
  18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

В ИПРА также входит ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).

Зачем нужна ИПРА?

ИПРА обязательна для исполнения всеми органами государственной власти и организациями. В то же время она носит рекомендательный характер: ребенок с инвалидностью (или его представитель) может отказаться от исполнения всей программы реабилитации или ее отдельных частей. При этом он теряет право на компенсацию стоимости тех услуг и средств, которые должны были быть предоставлены бесплатно.

Внесите в ИПРА все виды технических средств реабилитации (ТСР), реабилитационные программы и процедуры, а также рекомендации по проведению реабилитации (реабилитационные центры), организации труда и учебы.

Получить компенсацию

Если предусмотренные ИПРА средства реабилитации и (или) услуги не были предоставлены либо вы приобрели их за собственный счет, вам выплачивается компенсация. Для получения компенсации вам нужно подать заявление в Фонд социального страхования (ФСС), приложив ИПРА и документы, которые подтверждают стоимость того, что вы приобрели. Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней с даты получения заявления о выплате компенсации. Компенсация не может превышать размера стоимости изделия/услуги, указанной в программе реабилитации.

Государство обеспечивает бесплатный ремонт технических средств. Для этого вам также нужно обратиться с заявлением в ФСС. Технические средства предоставляются государством во временное пользование, то есть их нельзя продавать, дарить или передавать другим людям.

Вся публикуемая информация предоставлена юридическим отделом фонда «Подари жизнь», в кратком виде она изложена в юридической памятке «На что вы имеете право?», изданной специально для пациентов наших подшефных больниц. Подробнее см. в разделе «Юридическая информация».

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 января 2011 г. Регистрационный N 19539

1. Утвердить:

форму справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 1;

форму выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 2;

порядок составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 3.

2. Установить, что бланк справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные настоящим приказом, относятся к защищенной полиграфической продукции уровня «В».

3. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2004 г. N 5758);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 543 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 г. N 7004);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N 263н «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г. N 14158).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2011 г.

Министр Т. Голикова

Приложение N 3

Порядок составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

1. Реквизиты формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности (далее — справка), и формы выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (далее — выписка), заполняются в точном соответствии с записями аналогичных реквизитов в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

В строку выписки «Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с______по______признана уважительной (неуважительной)» вносится запись о характере причины пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время и периоде, в течение которого лицо не проходило переосвидетельствование. При этом после предлога «с» указывается дата (число, месяц, год), до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании, после предлога «по» указывается дата, непосредственно предшествующая дате настоящего установления инвалидности.

В строку справки «Дополнительные заключения» вносится запись о характере причины пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время, периоде, в течение которого лицо не проходило переосвидетельствование, установлении (не установлении) инвалидности (категории «ребенок-инвалид») за прошлое время в период, в течение которого лицо не проходило переосвидетельствование по уважительной причине, и записями, сделанными в строках выписки «Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с_____по_____признана уважительной (неуважительной)» и «Инвалидность (категория «ребенок-инвалид») за прошлое время с_____по_____установлена (не установлена)».

2. В строку справки и выписки «наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы» вносится запись о наименовании главного бюро медико-социальной экспертизы с указанием наименования бюро медико-социальной экспертизы, Федерального бюро медико-социальной экспертизы в точном соответствии с наименованием, определенным уставом главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

3. В строке справки и выписки «дата установления инвалидности» указываются:

дата поступления в бюро медико-социальной экспертизы заявления гражданина (его законного представителя) о проведении медико-социальной экспертизы в случае первичного освидетельствования гражданина; освидетельствования гражданина, пропустившего срок переосвидетельствования; переосвидетельствования инвалида ранее установленного срока; без указания срока переосвидетельствования в связи с изменением состояния здоровья;

дата представления инвалидом (его законным представителем) документов, являющихся основанием для изменения причины инвалидности;

дата, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании, в случае переосвидетельствования инвалида в установленные сроки;

дата, следующая за днем наступления возраста 18 лет, в случае переосвидетельствования гражданина, которому категория «ребенок-инвалид» была установлена до достижения возраста 18 лет, в установленные сроки;

дата поступления в бюро медико-социальной экспертизы заявления гражданина (его законного представителя) о проведении медико-социальной экспертизы в случае изменения решения главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро в порядке обжалования, либо в порядке контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы при усилении группы инвалидности;

дата вынесения решения об изменении ранее принятого решения в случае осуществления главным бюро, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы при снижении группы инвалидности, не установлении инвалидности.

4. В строке справки и выписки «Инвалидность установлена на срок до» указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность.

5. В строке справки и выписки «Дата очередного освидетельствования» указывается дата очередного освидетельствования, которая определяется с учетом графика работы федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по календарю соответствующего года.

При установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования в указанную строку вносится запись «бессрочно».

6. В строке справки и выписки «Основание: акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы» указывается номер акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы и дата поступления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина (его законного представителя) о признании его инвалидом, либо дата вынесения решения об изменении ранее принятого решения в случае, когда контрольное освидетельствование проводится по инициативе главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы без заявления гражданина.

7. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подписываются руководителем бюро, главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы и заверяются печатью бюро, главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдается гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю).

Выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

8. В случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, признанного инвалидом, по его заявлению (заявлению его законного представителя), федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства, на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым ему была установлена инвалидность, выдается новая справка.

При этом оформляется новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы без дополнительного освидетельствования инвалида, в котором делается запись о выдаче новой справки (новой выписки), взамен выданной ранее справки (выписки), и оформляется протокол. Ранее выданная справка погашается путем перечеркивания и внесения надписи «погашена» и подшивается в акт освидетельствования гражданина.

(указывается Ф.И.О., дата рождения)

Новая справка (выписка) оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Порядка.

9. В случае утраты (порчи) выданной справки (выписки) федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (при отсутствии места жительства — по месту пребывания, фактического проживания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации), выдают дубликат справки по заявлению инвалида (его законного представителя), дубликат выписки по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В заявлении (запросе) указываются обстоятельства утраты (порчи) справки (выписки) и место ее выдачи.

Дубликат справки (дубликат выписки) выдается на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым была выдана утраченная (испорченная) справка (выписка). При этом оформляется новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы без дополнительного освидетельствования инвалида, в котором делается запись о выдаче дубликата справки (дубликата выписки), взамен утерянной (испорченной) справки (выписки), и оформляется протокол.

Испорченная справка (выписка) погашается путем перечеркивания и внесения надписи «погашена» и подшивается в акт освидетельствования гражданина.

В случае утери акта освидетельствования, в соответствии с которым была выдана утраченная (испорченная) справка, ее дубликат выдается на основании копии выписки, подлинник которой хранится в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение. Указанная копия выписки выдается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по запросу федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.

Дубликат справки выдается на бланке справки (дубликат выписки — на бланке выписки) установленного образца, действующего на период выдачи дубликата справки (дубликата выписки).

В правом верхнем углу бланка справки (выписки), на котором оформляется соответствующий дубликат, делается запись «Дубликат», ниже строки «Дата выдачи справки» («Дата выдачи выписки») делается запись «Дубликат выдан» и указывается дата выдачи дубликата.

Заключение о характере и условиях труда, а также других формах социальной защиты, вписанное в утраченную (испорченную) справку, в дубликате справки вносится в строку «Дополнительные заключения».

Если утраченная (испорченная) справка (выписка) была выдана в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года, то в дубликате справки (выписки) ниже строки «Причина инвалидности» прописью делается запись о ранее установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Дубликат справки (дубликат выписки) оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Порядка.

Инвалиды Казахстана вынуждены периодически подтверждать недуг, чтобы сохранить свой статус. Раз в полгода или год они собирают справки, чтобы доказать, что имеют право на льготы и соцпособия. Инвалиды пожаловались, что каждый раз это превращается в пытку.

Астанчанка Татьяна Лысенко рассказала, что у её матери сложный вид аритмии, она перенесла восемь операций и имеет вторую группу инвалидности. Женщина жалуется, что все необходимые справки нужно брать у врачей по месту жительства, в том числе и у узких специалистов. Однако запись к ним закрывается за месяц вперёд.

«А если человеку именно в этот день плохо и он не может посетить врача? Нужно ждать ещё месяц. С нашим заболеванием мы не можем обратиться к частному врачу, потому что на комиссию нас будет подавать участковый врач. У мамы вторая группа инвалидности. Как сказал нам участковый кардиолог, пока нам дали инвалидность на один год, вторая группа – работоспособность только на 30%. Так вот врач рекомендовал ежемесячно показываться кардиологу и желательно хотя бы раз за год очутиться в стационаре», – рассказала Татьяна Лысенко informburo.kz.

Ажар Сагиден из Экибастуза пожаловалась, что её отец – инвалид третьей группы по зрению. Он тоже вынужден каждый год собирать справки, чтобы доказать, что его зрение не улучшилось.

«Папа говорит, что много ненужных анализов и много кабинетов нужно пройти. На получение инвалидности уходит один-полтора месяца. Хорошо бы организовать прохождение медкомиссии в одном месте, потому что слишком много специалистов надо проходить. И как всегда – человеческий фактор. Кто-то в отпуске, кто-то на больничном, кто-то просто «понтуется». Был у нас в Экибастузе такой член медико-санитарной экспертизы, который вставлял палки в колёса. Город маленький, все друг другу сват и брат, и все просто ждали, когда он выйдет на пенсию. Папино предложение: чтобы каждая поликлиника выдавала инвалидность. У нас в стране проблемы – это бюрократия и обслуживание. Вот эти две проблемы не прошли мимо и вопроса подтверждения инвалидности», – сказала Ажар Сагиден.

Пятилетний сын Фатимы Миловановой из Астаны неожиданно заболел в сентябре, ему поставили диагноз «синдром слабости синусового узла синкопы сердечной недостаточности». Мальчику был экстренно установлен кардиостимулятор. После выписки он получил инвалидность на два года. На её оформление у Фатимы Миловановой тоже ушло немало времени – две недели. Женщина отметила, что могла бы и быстрее пройти этот процесс.

«В поликлинике сгорел трансформатор. Одна справка в тот момент у нас уже была – о прописке. Она десять дней пригодна. В итоге нам пришлось её брать снова. Как-то не предусмотрено, чтобы мы пошли, взяли минимальный список – или в одном месте это как-то делали. Почему нельзя запрос делать о прописке по компьютеру – сейчас же такой век, когда всё доступно, есть интернет. Чтобы не в ЦОН ходить, искать, с кем бы детей оставить. Я живу одна с тремя детьми. Как-то можно было бы упростить. Хотя бы сделать доступ на том же МСЭКе (медико-социальная экспертная комиссия. – Авт.) к справкам. Чтобы они запрашивали, и им приходило. Это намного бы упростило сбор всех этих документов», – сказала женщина.

После того, как мальчику оформили инвалидность, его мать решила вступить в общество детей-инвалидов. Однако и для этого пришлось заново собирать все документы. Фатима Милованова считает, что, когда она оформляла инвалидность, попутно могла бы собрать нужные справки, однако никто ей об этом не сказал.

«Я не ищу виноватых. Просто когда мы оформляли инвалидность, нас могли бы проинформировать сразу. Попутно, когда мы собираем документы на оформление инвалидности, мы могли бы также собрать эти же документы на посещение соцработников на дом и на вступление в общество инвалидов. Сегодня я должна пойти к врачу, взять справку, где будет указан алгоритм документов, которые я должна показать. Я выйти не могу. Ребёнок себя плохо чувствует, оставлять одного я его боюсь, с ним выходить не могу, ему плохо. Опять замкнутый круг. Я не сталкивалась с грубостью, везде относятся с пониманием и добротой. Но проблема остаётся неразрешённой», – добавила Фатима Милованова.

Кроме того семья столкнулась и с другой проблемой – мальчику противопоказано проходить через магнитные турникеты, которые установлены во всех супермаркетах и торгово-развлекательных центрах. В итоге поход в магазин для них становится целым испытанием.

«Из соцзащиты мне позвонили. Сказали, что помогут. Спросили, какие рядом супермаркеты есть. Вроде должны были позвонить туда и оповестить, что рядом живёт такой ребёнок. Всё осталось пока, как есть. Проблему эту никто решать не будет, как я поняла. Один на один мы остались», – сказала она.

Почему инвалиды сталкиваются с этими проблемами, корреспондент informburo.kz спросила у заместителя председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и соцзащиты населения Дамежан Садвокасовой. Она считает, что казахстанцы должны соблюдать культуру ухода за своим здоровьем.

«Если дали группу инвалидности на год или два, то в течение всего этого периода человек должен наблюдаться, проходить лечение. Бывает ситуация: два года человек не приходил. И перед самым сроком установления инвалидности приходит и говорит – дайте мне направление. А как ему лечащий врач даст направление, если он в течение года вообще не наблюдался? Не проходил курс лечения, реабилитацию. Естественно, у лечащего врача возникают вопросы: вас два года не было, а чтобы направить на комиссию, нужны же все анализы», – сказала Дамежан Садвокасова.

Она добавила, что, если человек находится в тяжёлом состоянии и не может передвигаться, то при получении или продлении инвалидности комиссия выезжает к нему на дом.

Она отметила, что есть специальный перечень заболеваний, в том числе и с анатомическими дефектами, с более 40 наименованиями. В этих случаях инвалидность устанавливают бессрочно, когда по заключению врачей нет реабилитационного потенциала. В остальных случаях люди должны подтверждать свою нетрудоспособность, и за один день это сделать невозможно. Однако, по её словам, если человек регулярно наблюдается в поликлинике, получает лечение, то процесс не должен затягиваться на несколько месяцев.

«Человек оповещает, что срок уже подходит, социальные работники, поликлиника заранее должны готовить его. Всё зависит от самого человека. Если он сам не обращается (в течение года. – Авт.), то все процедуры и результаты обследований ему необходимы для объективной оценки состояния его здоровья», – добавила она.

Прокомментировала она также проблему Фатимы Миловановой со вступлением в общественное объединение. Она отметила, что такие организации не регулируются нормативными актами министерства – у них свои уставы и требования.

«Но я не слышала, что для вхождения в состав общественного объединения какие-либо справки требовали. В основном то, что у них на руках. Но если этот человек хочет получить дополнительные деньги для лечения, выезд за рубеж, у них спросят подтверждающие документы. Но это никак не госорганы, а общественные объединения решают», – сказала Дамежан Садвокасова.

Комментируя проблему с турникетами, спикер привела в пример свою коллегу с кардиостимулятором, которая показывает документ охранникам и проходит вне турникета. И охрана должна быть осведомлена о таких людях.

«Я знаю, что и в госучреждениях везде, где есть турникеты, дополнительно есть калиточка, где люди могут пройти. Вы знаете, что сейчас проверки предпринимательства осуществляют только в соответствии с жалобами. Таких обращений к нам не поступало», – отметила Дамежан Садвокасова.

Она выразила готовность разобраться по каким-либо отдельным случаям, если возникают нарушения на местах.

«Сейчас у нас рассматривается новая концепция медико-социальной экспертизы. В будущем какие-то преобразования будут», – заключила зампред комитета.

В день подготовки материала, 20 декабря, эту проблему инвалидов поднял и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев во время заседания Правительства РК. Он выразил недовольство тем, что госуслуги слишком медленно переводят в электронный формат, и в пример привёл как раз те трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, когда собирают справки.

«Мы пишем, что услугу «Установление инвалидности» запустим в электронном формате в середине 2019 года. Это самые болезненные вопросы. Их нужно решать сейчас. Он инвалид без рук, без ног! Что, он будет сам ходить? Мы всему миру сообщили, что приняли программу «Цифровой Казахстан». Оказание услуг инвалидам мы оставили на последний момент. Я думаю, что это неправильно. На это нужно обратить особое внимание. Как только что в своём докладе отметил Абылайхан Оспанов (глава Правительства для граждан. – Авт.), будут выдаваться справки по рождению ребёнка… Год заканчивается – у вас запуск только в конце 2017 года. Конец 2017 года уже через неделю. Всё, уже год заканчивается, выдаём эту справку?» – возмутился он.

Оставьте комментарий