Содержание
Новая редакция Ст. 333 ТК РФ
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 г.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
Комментарий к Статье 333 ТК РФ
Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:
— продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;
— другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;
— отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.
Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.
Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее — не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:
— для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;
— для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю;
— для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю;
— для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — в размере 720 часов в год.
Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцентам — 700 — 720 часов, ассистентам — 850 — 900 часов в год.
Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.
В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 — 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.
Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.
Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.
Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.
Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:
— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);
— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;
— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;
— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.
Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.
Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.
2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.
Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов — 18 часов в неделю, для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю, для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю.
Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.
3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации — не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцента — 700 — 720 часов, ассистента — 850 — 900 часов в год.
4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).
5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.
6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.
7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.
В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.
Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.
В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:
— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);
— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;
— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;
— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.
Многие образовательные учреждения в качестве платных услуг организуют обучение водителей транспортных средств. Данные услуги требуют соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения.
Преподаватели и мастера производственного обучения
В целях оказания методической помощи организациям, обучающим водителей, Минобрнауки России своим Письмом от 18.08.2015 N АК-2294/06 направило Методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий (далее — Рекомендации).
В разд. 5 Рекомендаций приводятся требования к кадровому обеспечению учебного процесса по подготовке водителей.
Программу профессионального обучения водителей транспортных средств реализуют педагогические работники — преподаватели учебных предметов и мастера производственного обучения, которые должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом не важен стаж работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Преподаватель
В должностные обязанности преподавателя входит обучение в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Преподаватель организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Отметим, что согласно разд. 7 Рекомендаций компьютеры с соответствующим программным обеспечением включаются в рекомендуемый перечень материально-технического обеспечения учебного процесса.
Преподаватель обязан обеспечить достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов), оценивать эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков.
Преподаватель оценивает обучающихся, применяя современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в том числе ведение электронных форм документации).
Преподаватель разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.
Преподаватель должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
— основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
— педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
— современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
— основы трудового законодательства;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Мастер производственного обучения
В должностные обязанности мастера производственного обучения входит проведение практических занятий по вождению.
Мастер производственного обучения должен подготавливать оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствовать материальную базу. Мастер производственного обучения заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения, готовит обучающихся к сдаче квалификационных экзаменов, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Кроме того, он должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования;
— основы педагогики, психологии;
— методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— технологии педагогической диагностики;
— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации мастера производственного обучения — высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Рекомендации как основа для должностных инструкций
В перечислении должностных обязанностей как преподавателей, так и мастеров производственного обучения, приведенном в Рекомендациях, достаточно много общих фраз, взятых, очевидно, из других типовых должностных инструкций. Например, согласно Рекомендациям мастер производственного обучения организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению, принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением и др.
Однако за основу для разработки должностных инструкций с учетом специфики деятельности конкретного учреждения могут быть взяты именно должностные обязанности из разд. 5 Рекомендаций.
Типовой договор
В разд. 6 Рекомендаций приведена типовая (примерная) форма срочного трудового договора между образовательной организацией и преподавателями (мастерами производственного обучения).
В трудовом договоре обязательно должно быть указано наименование подразделения, филиала, куда принимается на работу преподаватель или мастер производственного обучения, а также наименование предметов, которым он будет обучать.
Указанный трудовой договор может являться как договором по основной работе, так и договором по совместительству.
Согласно п. 1.3 типовой формы в договоре указывается срок его действия (даты начала и окончания работы). Необходимо отметить, что согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ трудовые договоры могут заключаться:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается только тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Случаи, когда допустимо заключать срочный трудовой договор, приведены в ст. 59 ТК РФ. При этом в ч. 1 ст. 59 ТК РФ перечислены случаи, когда заключение срочного трудового договора обусловливается характером работы или условиями ее выполнения, а в ч. 2 ст. 59 ТК РФ — случаи, в которых срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора, без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Итак, срочный трудовой договор заключается:
— на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
— на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
— для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
— с лицами, направляемыми на работу за границу;
— для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
— с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
— с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
— для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;
— в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;
— с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;
— с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;
— в других случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ или иными федеральными законами.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
— с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);
— с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;
— с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
— для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
— с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
— с лицами, получающими образование по очной форме обучения;
— с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
— с лицами, поступающими на работу по совместительству;
— в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Также необходимо принять во внимание ст. 332 ТК РФ, согласно которой трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок.
При этом заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в вузе, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу. Конкурс может не проводиться при приеме на работу по совместительству, в создаваемые вузы до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.
Таким образом, договор с мастером, обучающим водителей, может заключаться на определенный срок только в случае, если учреждение осуществляет обучение не весь год, а только в определенный сезон, либо в случаях, если мастер поступает на работу по совместительству и согласен на заключение срочного трудового договора.
С преподавателем срочный трудовой договор может заключаться в тех же случаях, и дополнительно с преподавателем вуза может заключаться срочный трудовой договор по соглашению сторон, которому, как правило, предшествует избрание по конкурсу.
В иных случаях трудовой договор должен быть заключен на неопределенный срок.
При этом учреждениям необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
А также в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
В Рекомендациях не приведено типовой формы бессрочного трудового договора, однако это не значит, что учреждение не может заключить такой договор с работником. Вместо конкретных дат начала и окончания работы в пункте «Срок договора» может быть указано «Бессрочно».
В п. 6 типовой формы трудового договора оговаривается порядок оплаты труда. Преподавателю и мастеру производственного обучения предлагается устанавливать заработную плату в соответствии с категорией в виде часовой ставки. Также в трудовом договоре указываются надбавки и доплаты, установленные законодательством РФ, и иные дополнительные (поощрительные) выплаты.
При условии прекращения трудового договора по уважительным причинам наряду с выплатами, предусмотренными действующим законодательством, преподавателю или мастеру производственного обучения может быть выплачено единовременное пособие в фиксированном размере, указанном в трудовом договоре.
Заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц в сроки, определяемые коллективным договором.
Режим рабочего времени и отдыха преподавателя (мастера производственного обучения) в пределах рабочего дня устанавливается правилами внутреннего распорядка.
Продолжительность рабочего времени преподавателя устанавливается индивидуальным планом и не может превышать 6 часов в день и 36 часов в неделю при дневном обучении, а в форме вечернего обучения — соответственно 4 часов и 24 часов. Продолжительность рабочего времени мастера производственного обучения устанавливается индивидуальным планом и не может превышать 8 часов в день и 40 часов в неделю.
Это связано с тем, что преподаватель относится к педагогическим работникам, для которых в соответствии со ст. 333 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Мастер производственного обучения к педагогическим работникам не относится, и для него используется общая норма продолжительности рабочего времени.
В трудовом договоре должна быть указана продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, условия повышения квалификации, социально-бытовые условия, а также условия замены преподавателя (мастера производственного обучения) в случае его отсутствия другим работником.
Напомним, что трудовой договор должен быть подписан в двух экземплярах, а на экземпляре работодателя должна быть подпись работника в получении его экземпляра (ст. 67 ТК РФ).
Бухгалтерский учет
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в учете казенных учреждений выплата заработной платы работникам, а также начисления на нее должны отражаться по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию».
В учете бюджетных и автономных учреждений заработная плата относится на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ, а взносы — на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».
Расчеты по заработной плате преподавателям, мастерам производственного обучения в бухгалтерском учете отражаются такими записями:
Дебет счета 0 40120 211 «Расходы по заработной плате»
или Дебет счета 0 10900 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит счета 0 30211 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»;
Дебет счета 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит счета 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ;
Дебет счета 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит счета 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений),
Кредит счета 0 20121 610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),
Кредит счета 1 30405 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате» (для казенных учреждений).
Одновременно — увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (для бюджетных и автономных учреждений)
— перечислена заработная плата на карты сотрудников.
Начисление страховых взносов учитывается так:
Дебет счета 0 40120 213 «Начисления на выплаты по заработной плате»
или Дебет счета 0 10900 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит счетов
0 30302 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
0 30306 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
0 30307 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»,
0 30310 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
— начислены страховые взносы с заработной платы.
Трудовой договор с учителем школы составляется по тем же правилам, что с другими специалистами. В соглашении нужно указать права, обязанности и ответственность работника и работодателя, а также ряд специфических условий – об ежегодном медосмотре, периодическом повышении квалификации.
Как составить трудовой договор с учителем: образец 2020 года
Согласно статье 57 ТК РФ, трудовой договор с педагогом должен содержать следующие пункты:
- дата и место заключения;
- сведения о работнике и работодателе;
- срок действия соглашения;
- условия оплаты труда;
- рабочее время и время отдыха;
- ответственность сторон.
Обратите внимание: для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. В трудовой договор учителя начальных классов или старших классов можно включить условие об испытательном сроке. По истечении срока испытаний договор может быть продлен или расторгнут.
Срочный трудовой договор с учителем
Соглашение может быть бессрочным или срочным. В первом случае работодатель и сотрудник договариваются о сотрудничестве на неопределенное, а во втором – устанавливают конкретные сроки. Срочный трудовой договор учитель может подписать на срок до 5 лет. Как правило, временный контракт нужен для замены отсутствующего основного работника.
Предлагаем вам составить трудовой договор с учителем (образец 2020 года) с помощью нашего сервиса и скачать готовый документ в формате Word или PDF.
Популярные документы и процедуры:
- Объяснительная записка
- Образец искового заявления в суд
- Бланк доверенности на получение товара
- ТОРГ 12
ведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки». — URL: http:// www.rg.ni/2008/l 1/19/a284569-dok.html.
4. Сайт компании «Ассоциация репетиторов». — URL: http://www. repetit.ru.
5. Сайт компании «Ваш репетитор». — URL: http:// repetitors.info.
6. Сайт компании «Репетитор для вас». — URL: http:// www.rututor.ru. Закон «Об образовании». Сайт Мини-
стерства образования и науки Российской Федерации. -URL: http://mon.gov.ru.
8. Bray M. Confronting the Shadow Education System. What Government Policies for What Private tutoring? UNESCO, 2009.
9. Nelson P. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. — 1970. — Vol. 78. — P. 311-329.
Balakina T. P.
ECONOMICS TUTORING: MOTIVES, INCENTIVES, MODELS
УДК 338.46
Французова Л. В. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
В статье изложены особенности заключения трудового договора с преподавателями
Ключевые слова: преподаватели, трудовое право, трудовые договоры, трудовые контракты, трудовые отношения, трудоустройство.
Труд профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений имеет специфику, отличающую их деятельность от работы сотрудников других организаций. В настоящей статье мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо иметь в виду при заключении трудового договора с преподавателем вуза.
Но сначала рассмотрим несколько важных вопросов, которые предваряют заключение трудового договора с педагогами.
Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее по тексту
— ТК) заявляет, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбле-
ния), половой неприкосновенности и половой свободы личности против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Как видим, указанная статья ТК называет 3 критерия, позволяющие гражданину реализовать себя как педагога:
1. Наличие образовательного ценза.
2. Положительный моральный облик.
3. Отсутствие определенных заболеваний.
Остановимся более подробно на тех новациях,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
которые были внесены в ТК в последнее время.
В результате принятия Федерального закона от 23.12.2010 г. N° 387-Ф3 подверглась переработке часть первая ст. 65 ТК, дающая перечень документов, которые гражданин предъявляет при заключении трудового договора. Мало того, что педагог должен предъявить работодателю для заключения трудового договора паспорт или иной документ, удостоверяющий
© Французова Л. В., 2012
Экономика образования ♦ № 2, 2012
личность, трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, так теперь еще он обязан предъявить и справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную по установленной форме.
Основанием для зачисления педагогического работника на работу является заключение трудового договора. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Однако заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.
Не проводится конкурс на замещение:
— должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
— должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
— должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
Согласно ст. 57 ТК в трудовом договоре указываются следующие обязательные условия:
1. Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой мес-
тности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Допустим, преподаватель поступает на работу в филиал вуза, расположенный в г. Дмитрове Московской области. Значит в его трудовом договоре так и следует указать: «филиал такого-то вуза в г. Дмитрове Московской области».
2. Трудовая функция.
Под трудовой функцией ТК понимает работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административнохозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
Принципиально важно, чтобы педагогическая должность соотносилась с Квалификационным справочником. Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N° 761н утвержден раздел Единого квалификационного справочника, касающийся должностей руководителей, специалистов и служащих, работающих в сфере образования.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
Режим рабочего времени и времени отдыха указывается в трудовом договоре, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.
Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных
типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, — типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Нельзя говорить, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа обязательных, то это является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. В таком случае трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
— об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
— об испытании;
— о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной и иной);
— об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
— о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
— об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
— об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права
и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;
4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также образовательных стандартов и требований;
5)выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
7)на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
1)обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса.
Экономика образования ♦ № 2, 2012
Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Отдельно хочется сказать про испытание. Согласно части первой ст. 70 ТК целью испытания является проверка соответствия работника поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора соглашений, локальных нормативных актов.
Испытание при приеме на работу, в частности, не устанавливается для:
— лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности,
FEATURES OF THE EMPLOYMENT
— лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
— лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
— лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо условий труда трудовой договор должен также содержать следующую информацию:
— фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя,
— сведения о документе, удостоверяющим личность работника,
— идентификационный номер налогоплательщика (только для работодателей),
— сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
— место и дата заключения трудового договора.
Frantsuzova L. V. CONTRACT WITH THE TEACHERS
The article describes the features of the employment contract with the teachers.
Keywords: teachers, labor law, labor contracts, labor contracts, labor relations, employment.
УДК 378
Неборский Е. В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ США. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ «АКАДЕМИЧЕСКИМ КАПИТАЛИЗМОМ» И ПОИСКОМ «ИСТИНЫ»
В статье идет речь о проблеме»академического капитализма», который является основой конфликта между задачей исследовательского университета, как социального института служения обществу, и практической исследовательской деятельностью университета, связанной с созданием конкурентного преимущества для частного бизнеса.
Ключевые слова: исследовательский университет, образование, академический капитализм, социальный контракт, частный бизнес.
Если при индустриальной модели общества глав- постиндустриальному обществу требуются не
ными были три компонента: земля, труд и капитал, столько дисциплинированные исполнители, сколь-
то при постиндустриальной главным становится зна- ко создатели, творцы. Решающую роль приобрета-
ние и интенсивность его использования. Возникает ют высококвалифицированные специалисты,
так называемая экономика знаний. Таким образом, способные к самообучению и непрерывному
Настоящий Договор-оферта о платных услугах в сфере дополнительного образования (далее – Договор) определяет порядок оказания платных услуг в сфере дополнительного образования, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений между Обществом с ограниченной ответственностью «Хайв Проджект» в лице директора Лисакович А.С., действующей на основании Устава, в дальнейшем именуемым «Исполнитель», и потребителем услуг, именуемым в дальнейшем «Заказчик», принявшим (акцептовавшим) публичное предложение (оферту) о заключении настоящего Договора.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Предметом договора является оказание платных услуг в сфере дополнительного образования в соответствии с программами Исполнителя, организация и проведение обучающих занятий с привлечением специалистов соответствующей квалификации и уровнем подготовки.
1.2. Заказчиком является физическое лицо (Слушатель обучающего курса), изъявившее желание получить платную услугу в сфере дополнительного образования, оказываемую Исполнителем, в соответствии с условиями настоящего Договора.
1.3. Действующий систематизированный перечень оказываемых Исполнителем платных услуг в сфере дополнительного образования с ценами приведен на сайте Исполнителя в сети интернет по адресу www.tmin.club (далее – Сайт), и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.4. Виды и наименование занятий, перечень тем, форма реализации занятий, стоимость и срок оказания Услуг и иные необходимые характеристики курса указываются в Учебных программах Исполнителя, являющимися неотъемлемыми частями Договора.
1.5.Для оказания услуг Исполнитель вправе привлекать соискателей по своему выбору.
1.6. После оказания Услуг Исполнитель выдаёт Заказчику Сертификат, подтверждающий оказание Услуг Исполнителю.
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА
2.1. Договор-оферта размещается на сайте Исполнителя: www.tmin.club.
2.2. Настоящий Договор является публичным договором, в соответствии с которым Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию платных услуг в сфере дополнительного образования в соответствии с п. 1.1. настоящего Договора и осуществляет его в отношении каждого Заказчика, обратившегося к Исполнителю за оказанием услуг.
2.3. Размещение настоящего Договора на Сайте Исполнителя в сети Интернет по адресу www.tmin.club является публичным предложением (офертой) Исполнителя заключить настоящий Договор, адресованный неопределенному кругу лиц.
2.4. Заключение Договора происходит посредством присоединения Заказчика к предложенному Договору, то есть посредством принятия (акцепта) Заказчиком условий настоящего Договора в целом, без каких-либо условий, изъятий и оговорок.
2.5. Ознакомившись с условиями, учебной программой, сроками и стоимостью образовательных курсов Исполнителя, размещённых на Сайте и текстом настоящего Договора, Заказчик сообщает о своем желании получить платную услугу в сфере образования в соответствии с п.1.1. настоящего Договора путем подачи заявки через форму на сайте, в соответствии с контактной информацией, указанной на сайте Исполнителя, сообщая при этом следующие сведения, идентифицирующие Заказчика – фамилия, имя, контактный телефон, адрес проживания, адрес электронной почты, паспортные данные (серия и номер, кем и когда выдан), идентификационный номер, а также, при необходимости все реквизиты юридического лица в случае, если оплату за Заказчика производит юридическое лицо.
2.6. Фактом принятия (акцепта) Заказчиком условий настоящего Договора является заполнение заявки на оказание услуг и предоставление Исполнителю всей необходимой информации, а также оплата Заказчиком услуг оказываемых Исполнителем в порядке, предусмотренном п. 4.2 настоящего Договора.
2.7. Осуществляя акцепт Договора-оферты в порядке, определённом п. 2.6. Договора-оферты, Заказчик гарантирует, что ознакомлен, соглашается, полностью и безоговорочно принимает все условия Договора в том виде, в каком они изложены в тексте Договора-оферты, в том числе в приложениях к Договору-оферте, являющихся неотъемлемой частью Договора-оферты.
2.8. Заказчик понимает, что акцепт Договора- оферты в порядке, указанном в п. 2.6. Договора-оферты равносилен заключению Договора на условиях, изложенных в Договоре-оферте.
2.9. Совершая действия по акцепту Договора-оферты Заказчик гарантирует, что он управомочен и имеет законные права на вступление в договорные отношения с Исполнителем.
2.10. Настоящий Договор, при условии соблюдения порядка его принятия (акцепта), считается заключенным в простой письменной форме и не требует скрепления печатями и/или подписания Сторонами, сохраняя при этом полную юридическую силу.
2.11. После подтверждения регистрации Заказчика Исполнителем путём телефонного звонка, отправки письма на электронную почту, указанную в заявке, Исполнитель оплачивает услугу в сроки, установленные условиями выбранного курса и указанными на странице соответствующего курса.
2.12. Исполнитель имеет право изменять условия настоящего Договора в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на Сайте не менее чем за 1 (один) календарный день до их ввода в действие.
2.13. Договор вступает в силу с момента совершения акцепта и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
3. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
3.1. Занятия проводятся по установленному Исполнителем расписанию. Информация о расписании (дни и время посещения занятий), а также изменениях расписания доводится до сведения Заказчика индивидуально посредством телефонного разговора по номеру телефона, указанного Заказчиком, и/или посредством электронного ящика, указанного при регистрации Заказчика.
3.2. Занятия проводятся в группах, численность которых определяется индивидуально по каждому курсу и указывается непосредственно на странице каждого курса.
3.3.В случае болезни преподавателя или возникновения непредвиденных обстоятельств Исполнитель вправе отменить либо перенести занятие, о чем должен предупредить Заказчика до начала проведения занятия посредством телефонного звонка или отправки SMS-сообщениями номер телефона, указанный Заказчиком при регистрации, или направления электронного письма на почту Заказчика.
3.4.Приходить на занятия необходимо без опозданий.
3.5.В случае нарушения Заказчиком регламента оказания Услуг (опоздание, частичное присутствие, невыполнение упражнений предусмотренных программой) Услуга считается выполненной в полном объеме, оплата не возвращается.
3.6. В случае если Заказчик известил Исполнителя о пропуске предварительно оплаченного занятия или вовсе не известил, Услуга считается выполненной в полном объеме, оплата не возвращается.
3.7. Слушатели и преподаватели с признаками ОРВИ и иных инфекционных заболеваний к занятиям не допускаются.
3.8. Исполнитель оставляет за собой право отстранить Слушателя от занятий в случае немотивированного агрессивного поведения Слушателя.
3.9. Фото- и видеосъемка Заказчиком может проводиться только с разрешения Исполнителя.
4. СТОИМОСТЬ, ПОРЯДОК И СРОКИ ОПЛАТЫ УСЛУГ.
4.1. Стоимость обучения утверждается руководителем Исполнителя, определяется исходя из затрат на обучение и составляет сумму в белорусских рублях в размере, указанном на странице каждого курса, размещаемом на Сайте.
4.2. Оплата за обучение осуществляется Заказчиком на условиях, в размере и в сроки, определённых индивидуально для каждого образовательно курса в зависимости от выбранной программы обучения и указанных на странице соответствующего курса.
4.3. Способ оплаты по Договору: перечисление Заказчиком денежных средств с помощью системы приёма электронных платежей bePaid.
4.4. Оплата услуг без получения подтверждения регистрации заявки от Исполнителя не допускается.
5. ПОРЯДОК СДАЧИ-ПРИЁМА УСЛУГ
5.1. По окончании обучающего курса Исполнитель формирует Акт сдачи-приёма (далее — «Акт») оказанных услуг и не позднее 5-ти календарных дней после окончания обучающего курса передает его для подписания Заказчику в 2 (двух) экземплярах.. Акт является безусловным подтверждением факта и объема оказанных Заказчику услуг.
5.2. Заказчик подписывает и передает Акт Исполнителю не позднее 5-ти календарных дней с момента получения данного Акта. В случае наличия у Заказчика претензий к Исполнителю, он должен направить письменное возражение в течение 5-ти календарных дней после получения Акта. В противном случае, Акт считается подписанным Заказчиком. Заказчик может получить Акт путем обращения к своему администратору (по письменной просьбе Заказчика – путем отправки на адрес электронной почты Заказчика или путем отправки по почтовому адресу).
5.3. Стороны пришли к соглашению, что если в течение 5 рабочих дней со дня получения Акта, Заказчик не представил Исполнителю нарочно или заказным почтовым отправлением по выбору Заказчика письменные мотивированные возражения к Акту, то Акт считается подписанным Заказчиком, а Услуги, указанные в Акте — принятыми Заказчиком.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
6.1. Исполнитель имеет право:
6.1.1. Самостоятельно определять программу, уровень сложности, форму и методы работы с Заказчиком. В случае несогласия Заказчика с предложенной схемой обучения Исполнитель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.
6.1.2. Самостоятельно определять состав специалистов, оказывающих Услуги, и по своему усмотрению распределять работы между ними.
6.1.3. Требовать оплаты за оказанные или оказываемые Услуги.
6.1.4. Не допускать на занятия Заказчика в случае отсутствия оплаты в сроки, установленные Исполнителем.
6.1.5.Предоставить Заказчику информацию по пропущенному занятию в случае пропуска занятия по болезни Заказчика.
6.1.6. Расторгнуть Договор в одностороннем порядке досрочно, письменно уведомив об этом Заказчика за 10 календарных дней и предоставив возможность Заказчику посетить все занятия, оплаченные на момент предупреждения о расторжении договора.
6.1.7. Использовать работы, выполненные Заказчиком во время обучения, в рекламных целях.
6.1.8. Вести видеозапись занятий.
6.1.9. Осуществлять информационную рассылку об акциях и новостях Исполнителя, а также специальных предложениях посредством SMS или электронной почты, предоставленных Слушателем.
6.1.10. Получать от Заказчика любую информацию. необходимую для выполнения своих обязательств по Договору-оферте. В случае непредставления либо неполного или неверного представления Заказчиком информации Исполнитель вправе приостановить исполнение своих обязательств по Договору-оферте до представления необходимой информации.
6.2. Исполнитель обязуется:
6.2.1. Обеспечить качественное оказание Услуг Слушателю в соответствии с Учебной программой, расписанием занятий и Договором-офертой, предоставив ему необходимые условия для получения соответствующих знаний:
— аудиторию, соответствующую изучению курса;
— соответствующее рабочее оборудование и необходимые материалы.
6.2.2. Обеспечить доступ к системе Исполнителя для оказания предоставляемых услуг, где содержатся необходимые материалы для обучения Заказчика.
6.2.3. После завершения полного обучения, при условии посещения 80% (восьмидесяти процентов) занятий, выполнении всех требований преподавателей выдать сертификат Исполнителя, подтверждающий прохождение соответствующего курса.
6.2.4. Использовать все личные данные и иную конфиденциальную информацию о Заказчике только для оказания Услуг, не передавать и не показывать третьим лицам, находящуюся у него документацию и информацию о Заказчике.
6.2.5. Проявлять уважение к личности Заказчика, не допускать физического и психологического насилия, не нарушать прав Заказчика на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
6.3. Заказчик имеет право:
6.3.1. Получение платной услуги в сфере дополнительного образования в соответствии с пунктом 1 настоящего договора.
6.3.2. Требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего оказания Услуг.
6.3.3. Отказаться от исполнения Договора при условии оплаты Исполнителю фактически проведённых им занятий в соответствии с Учебной программой и расписанием курса.
6.3.4. Обращаться к Исполнителю по всем вопросам, связанным с оказанием Услуг, а также задавать вопросы, связанные с оказанием Услуг.
6.4. Заказчик обязуется:
6.4.1. Добросовестно относиться к программным требованиям и выполнению домашних заданий и внимательно слушать преподавателя.
6.4.2. Вести себя корректно по отношению к другим Слушателям, преподавателям и сотрудникам Исполнителя.
6.4.3. Осуществлять оплату стоимости обучения в сроки, установленные в пункте п.п.4.2 настоящего Договора.
6.4.4. Не допускать опозданий на занятия.
6.4.5. Соглашаться с изменениями в расписании, связанными с переносом занятий по причине болезни преподавателя или непредвиденными обстоятельствами.
6.4.6. Использовать все материалы, полученные в процессе обучения, исключительно в личных целях. Все материалы обучения охраняются авторским правом.
6.4.7. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, а также имуществу третьих лиц, находящемуся в аудитории. А при повреждении или уничтожении имущества Исполнителя и (или) третьих лиц Слушатель обязуется возместить ущерб в полном объёме и за свой счёт в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента наступления данного факта.
6.4.8. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе оказания Услуг, не распространять полученные от Исполнителя лекции, конспекты, материалы и домашние задания третьим лицам, в том числе иным Слушателям. В случае нарушения конфиденциальности и несанкционированного распространения полученной информации без письменного согласия Исполнителя Слушатель обязуется выплатить штраф в размере 10 базовых величин за каждый факт нарушения.
6.4.9. Не наносить репутационный ущерб в виде информации, порочащей репутацию Исполнителя и не являющейся достоверной или доказанной показаниями трёх свидетелей. В случае нарушения данного пункта и распространения ложной информации, наносящей ущерб репутации Исполнителя Слушатель обязуется выплатить штраф в размере 10 базовых величин за каждый факт нарушения и возместить понесённые Исполнителем убытки и недополученную прибыль в связи с неправомерными действиями Слушателя.
6.4.10. Сообщать в письменном виде Исполнителю о смене контактных данных, предоставленных при оформлении Заявки, в том числе, о номере мобильного телефона и адресе электронной почты. В случае нарушения Слушателем условий настоящего пункта, любые уведомления и претензии, направленные по последнему известному номеру мобильного телефона или адресу электронной почты , считаются доставленными надлежащим образом, даже в случае их изменения.
6.4.11. Соблюдать требования Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Исполнителя, соблюдать дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к сотрудникам Исполнителя и другим Слушателям, не посягать на их честь и достоинство.
6.4.12. Своевременно передавать все необходимые документы и информацию Исполнителю.
6.4.13. Возмещать ущерб, причинённый имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7.2. Неустойка по Договору выплачивается только на основании обоснованного письменного требования Сторон.
7.3. Выплата неустойки не освобождает Стороны от выполнения обязанностей, предусмотренных Договором.
7.4. Ответственность Заказчика:
7.4.1. За нарушение сроков оплаты оказанных Услуг, Заказчик уплачивает Исполнителю пеню в размере 0,15% процент от общей стоимости Услуг по Договору за каждый день просрочки.
8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА.
8.1. Все права на авторские методики и материалы, с использованием которых осуществляется обучение, принадлежат ООО «Хайв Проджект». Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
8.2. Факт непосещения занятий не освобождает Заказчика от оплаты стоимости обучения в полном объеме. Перерасчеты за пропущенные занятия не производятся.
8.3. Изменения и/или дополнения в настоящий Договор вносятся в одностороннем порядке по решению Исполнителя и вступают в силу на следующий день после их опубликования.
8.4. Изменения и/или дополнения, вносимые Исполнителем в настоящий Договор в связи с изменением законодательства, вступают в силу одновременно со вступлением в силу изменений в таких актах законодательства.
8.5. Текст изменений и/или дополнений настоящего Договора, либо его новая редакция доводится Исполнителем до всеобщего сведения посредством размещения соответствующей информации на Сайте Исполнителя.
8.6. Стороны безоговорочно соглашаются с тем, что молчание (отсутствие письменных уведомлений о расторжении настоящего Договора, либо о несогласии с отдельными положениями настоящего Договора, в том числе с изменением стоимости Услуг Исполнителя) признается согласием и присоединением Заказчика к новой редакции настоящего Договора.
8.7. В случае невозможности исполнения настоящего договора по вине Исполнителя, последний обязуется уведомить Слушателя посредством телефонного звонка, направления SMS или электронного письма, на номер телефона/адрес электронной почты, предоставленные Слушателем и вернуть оплаченную Слушателем стоимость Услуг. Возврат денежных средств производится Исполнителем в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня направления соответствующего уведомления.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Договор вступает в силу с момента его заключения, в порядке, установленном п. 2. настоящего Договора, и действует до полного оказания Исполнителем оплаченных услуг.
9.2. Договор изменяется и расторгается в соответствии с условиями настоящего Договора, законодательством Республики Беларусь.
9.3. Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также в одностороннем порядке по письменному требованию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным Договором и законодательством.
9.4. Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в любое время при условии оплаты Исполнителю стоимости всех занятий, проведённых Исполнителем в рамках соответствующего обучающего курса.
9.5. Исполнитель вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случаях:
9.5.1. Нарушения Заказчиком сроков оплаты Услуг либо несвоевременной оплаты Заказчиком Услуг по Договору на срок более 10 рабочих дней.
9.5.2. Неоднократного (2 и более раз) нарушения Заказчиком своим поведением прав и законных интересов других Слушателей и работников Исполнителя, процесса оказания Услуг.
9.5.3. Неоднократного (2 и более раз) нарушения Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Исполнителя.
9.6. Все споры и разногласия по настоящему Договору Стороны решают путем переговоров, а при недостижении согласия – в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
9.7. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором, регламентируются действующим законодательством Республики Беларусь.
9.8. Стороны признают, что если какое-либо из положений Договора становится недействительным в течение срока его действия вследствие изменения законодательства остальные положения Договора обязательны для Сторон в течение срока действия Договора.
10. ФОРС-МАЖОР
10.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по Договору в случае, если неисполнение обязательств явилось следствием действий непреодолимой силы, а именно:пожара, наводнения, землетрясения, забастовки, войны, действий органов государственной власти или других независящих от Сторон обстоятельств.
10.2. Сторона, которая не может выполнить обязательства по Договору, должна своевременно, но не позднее 5 календарных дней после наступления обстоятельств непреодолимой силы, письменно известить другую Сторону, с предоставлением обосновывающих документов, выданных компетентными органами.
10.3. Стороны признают, что неплатёжеспособность Сторон не является форс-мажорным обстоятельством.
11. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН.
11.1. Стороны безоговорочно соглашаются реквизитами Заказчика считать информацию, указанную им при оформлении Анкеты (пункт 2.10 Договора).
11.2. Реквизиты Исполнителя:
ООО «Хайв Проджект»
Адрес г. Минск, ул. Ленина 50, 3 эт., офис 1
УНП 192445095
р/с BY93OLMP30120000860740000933
в ОАО «Белгазпромбанк», БИК OLMPBY2X