Срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего

Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащих

Подробности Опубликовано 26.02.2019 23:44 Просмотров: 1645

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Порядок привлечения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) к дисциплинарной ответственности регламентирован Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. В соответствии со статьей 28.3 Закона не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное: — во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира; — в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если оно вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения; — при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред; — в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный; — при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия; — в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом описанных выше признаков нахождения подвергшегося принуждению лица в состоянии крайней необходимости. Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности: — в случае отсутствия события дисциплинарного проступка; если его действие (бездействие) не являлось противоправным или виновным, в том числе по вышеупомянутым основаниям, или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики; — повторно за один и тот же дисциплинарный проступок; — в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено; — в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов); — по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, т. е. одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела, но при наличии в действии (бездействии) этого лица признаков дисциплинарного проступка (за исключением случаев применения взыскания в связи с утратой доверия к военнослужащему или в связи с нарушением им запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, которое применяется не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении им коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения).

Военный прокурор Тверского гарнизона полковник юстиции В. Мантуленко

Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами»

Поправками, в том числе:

уточнен перечень лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предъявляемыми к лицензиату;

установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований (например, к ним отнесено нарушение лицензионного требования в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах и др.);

предусмотрено, что при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения совершены, либо обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению;

установлено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать;

предусмотрено, что в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

к предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;

расширены полномочия и компетенция главного государственного жилищного инспектора (в т.ч. они наделены правом издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля).

3.2. Ответственность военнослужащих за невыполнение установленных и доведенных до него требований безопасности.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения в следствие нарушения установленных требований безопасности.

Наиболее часто уголовная ответственность наступает в следствие нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих(ст. 349 УК РФ) и нарушения правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ).

Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

1. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия, — наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к статье 349.

Правила обращения с оружием и иными предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, определены различными нормативными актами: уставами внутренней, гарнизонной и караульной служб, курсами стрельб из различных видов оружия, наставлениями по стрелковому и минометному делу, руководствами по хранению отдельных видов боеприпасов, взрывчатых, химических, радиоактивных и других веществ.

Под оружием в широком смысле слова следует понимать устройства и средства, применяемые для уничтожения живой силы противника, его техники и сооружений: ядерное, химическое, огнестрельное, реактивное, минное, торпедное и др.

Под боеприпасами имеется в виду артиллерийские и реактивные снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные и глубоководные бомбы, патроны, гранаты, мины, фугасы и т. п.

Радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества, представляющие повышенную опасность для окружающих, включают в себя большую совокупность различных веществ, находящихся в распоряжении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами и другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, выражается в невыполнении или в ненадлежащем выполнении установленных приемов и способов их использования, хранения, транспортировки или применения.

Состав преступления образуется лишь тогда, когда нарушение правил обращения с перечисленными в статье предметами повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники или иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями понимается срыв выполнения боевой задачи, снижение боеготовности подразделения, разрушение военных сооружений и т. п.

Части 2 и 3 в качестве преступных последствий предусматривают смерть одного или нескольких человек.

По субъективной стороне рассматриваемое преступление является неосторожным.

Субъектом преступления может быть любой военнослужащий, проходящий службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, который обязан был соблюдать правила обращения с оружием и предметами, представляющими опасность для окружающих.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин.

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Комментарий к статье 350.

Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.

К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др.

Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т. п.

Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по данной статье от квалификации по ст. 264 (общеуголовное деяние — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Уничтожение или повреждение машин в число преступных последствий не входит.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

По устоявшейся судебной практике субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной.

Субъектом нарушения правил эксплуатации машин может быть военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин. Это может быть водитель, закрепленный за автомашиной, начальник контрольно-технического пункта, военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.

Теги: обвс

Оставьте комментарий