Ст 145

Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации»

Как следует из представленных материалов, В.Б. Слободенюк, осуществлявший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года использовал право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Решением налогового органа от 7 февраля 2007 года в продлении срока освобождения ему было отказано по мотиву несоблюдения требований налогового законодательства, в связи с чем он направил в налоговый орган новое уведомление и полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. По этому уведомлению было принято положительное решение и заявителю с 1 апреля 2007 года предоставлено право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2004 N 242-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Штин Ларисы Александровны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации»

В Определении от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении на них дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 данной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Приказ МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 11.03.2004) «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации»

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан»

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (Определение от 1 июля 1999 года по жалобе гражданина В.В. Варганова на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и Законом Белгородской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации).

<Письмо> МНС РФ от 24.03.2003 N ВГ-6-03/337@ «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при их переходе на упрощенную систему налогообложения»

В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение не будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 указанной статьи.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, определение экономической целесообразности как установления, так и изменения существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение подобных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж, Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О «По жалобе гражданки Паутовой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.И. Паутова просит признать пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации противоречащим статьям 8 (часть 1), 19 (часть 2), 34 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. По мнению заявительницы, данное правоприменителем истолкование содержащейся в нем нормы нарушает конституционный принцип равенства, так как ставит ее в неравное положение с другими индивидуальными предпринимателями — продавцами неподакцизных товаров, вынуждая устанавливать в отличие от них цену, увеличенную на сумму налога на добавленную стоимость; кроме того, неопределенность формулировки оспариваемой нормы приводит к произвольному ограничению прав налогоплательщиков на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.

<Письмо> МНС РФ от 30.09.2002 N ВГ-6-03/1488@ <Об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС>

При продлении использования права на освобождение в течение последующих двенадцати календарных месяцев, отказе от использования права на освобождение налогоплательщики вместе с уведомлением представляют в налоговые органы документы, установленные пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказ МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447»

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2010 года Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 сентября 2010 года Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 20 апреля 2014 года N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (абзац дополнительно включен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ).

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (абзац дополнительно включен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ

Комментарий к статье 145 НК РФ

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:
— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов — специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— по реализации земельных участков (долей в них);
— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
— осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:
— соответствующее письменное уведомление;
— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
— выписку из книги продаж;
— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Консультации и комментарии юристов по ст 145 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 145 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Как видно из протокола явки с повинной от 7 февраля 2016 года, Логвинец К.И. собственноручно и добровольно сообщил о совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом ему разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против самого себя. Его утверждения о том, что он был вынужден оговорить себя и Зорина, являлись предметом проверки на основании ст. 144 и ст. 145 УПК РФ, по результатам которой принято обоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 67-АПУ17-9 Приговор: По ч. 5 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотических средств, по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ за покушение на незаконный сбыт наркотических средств. Определение ВС РФ: Приговор изменен, действия осужденных переквалифицированы с ч. 5 ст. 228.1 УК РФ на п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, осужденному-1 окончательно назначено 13 лет лишения свободы со штрафом, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, осужденному-2 — 12 лет лишения свободы со штрафом, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Результаты оперативно-розыскной деятельности постановлением заместителя начальника УФСКН России по Новосибирской области от 8 августа 2015 года направлены руководителю следственного органа для принятия решения в порядке статей 144 — 145 УПК РФ (т. 1 л.д. 262 — 63).

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 74-АПУ17-6 Приговор: Осужденные-1, 2 — по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ за кражу, по ч. 2 ст. 191 УК РФ за незаконные хранение и перевозку драгоценных материалов; осужденный-1 — по ст. 316 УК РФ за укрывательство преступления; осужденный-2 — по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство. Определение ВС РФ: Приговор изменен, явка с повинной признана обстоятельством, смягчающим наказание осужденного-1 по преступлениям, предусмотренным п. «б» ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 191 УК РФ, осужденного-2 — по преступлению, предусмотренному п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ; назначенное осужденному-1 окончательное наказание смягчено до 6 лет 9 месяцев лишения свободы со штрафом и ограничением свободы на 2 года, осужденному-2 — до 12 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом и ограничением свободы на 2 года.

При этом, как следует из рапорта старшего следователя Заречного межрайонного следственного отдела СУ СК России по РС (Я) майора юстиции Х. от 05.11.2015, основанием для организации проверки в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК РФ по признакам данного преступления явилось сообщение Колгана С.А. о совершении им убийстве С. (т. 1 л.д. 21).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 972-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144, 145, 148, 151, 285 и 286 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктами 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 921-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шертман Натальи Юрьевны на нарушение ее конституционных прав статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Ю. Шертман утверждает, что статьи 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении» УПК Российской Федерации по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают отказ в принятии сообщения о преступлении, проведении его проверки и вынесении процессуального решения, чем нарушают права, гарантированные статьями 19 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 920-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Раднаева Тимура Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Часть вторая статьи 140 УПК Российской Федерации лишь закрепляет общее основание для возбуждения уголовного дела, которым является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Эта норма действует в системе иных норм того же Кодекса, допускающих возбуждение уголовного дела при наличии полученного из надлежащего источника повода (часть первая статьи 140 и статьи 141 — 143) и отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела (статья 24), а также дифференцирующих порядок возбуждения уголовных дел публичного, частного и частно-публичного обвинения (статьи 145 — 147) и предполагающих, что соответствующее процессуальное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть четвертая статьи 7). Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее права заявителя в указанном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 20-АПУ17-5 Приговор: По ч. 3 ст. 33, п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за организацию убийства, ч. 2 ст. 222 УК РФ за незаконные приобретение, хранение и передачу огнестрельного оружия и боеприпасов. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Таким образом, заявления Гамзатова Р.М. о вынужденном характере своих показаний на стадии предварительного расследования в результате оказанного давления со стороны сотрудников полиции, в том числе и по результатам проведенной процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ, подтверждения не нашли.

Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 по делу N АКПИ17-191 Требование: Об отмене решения ВККС о даче согласия на привлечение бывшего судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, принято в пределах полномочий ВККС, права заявителя не нарушены.

Процедурный механизм осуществления уголовного преследования в отношении судей урегулирован Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе его статьями 144, 145 и 448, во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и предусматривает в качестве составной части и одновременно способа обеспечения неприкосновенности и независимости судей особый — усложненный по сравнению с обычным — порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 19-АПУ17-2 Приговор: Обвиняемые-1, 2 осуждены по ч. 4 и ч. 5 ст. 33 и п. п. «а», «е», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за подстрекательство и пособничество в убийстве, по ч. 4 и ч. 5 ст. 33 и ч. 2 ст. 167 УК РФ за подстрекательство и пособничество в умышленном уничтожении чужого имущества; обвиняемый-1 оправдан по ч. 3 ст. 222 УК РФ за незаконный оборот взрывных устройств, по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ за незаконный оборот взрывных устройств; обвиняемый-2 осужден по ч. 2 ст. 222 УК РФ за незаконный оборот взрывных устройств, по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ за незаконный оборот взрывных устройств. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Более того, как видно из материалов дела, по заявлению осужденного была проведена служебная проверка в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ, и по ее результатам вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (т. 5, л.д. 239 — 242).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 581-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андронова Максима Сергеевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 29 ноября 2018 г.

Получить освобождение от НДС могут плательщики НДС только в отношении внутрироссийских операций, облагаемых этим налогом (ст. 145 НК РФ). То есть платить НДС при ввозе товаров на территорию РФ все равно придется (п. 3 ст. 145 НК РФ).

При наличии освобождения от НДС налогоплательщики:

Если же освобожденный от НДС плательщик, несмотря на освобождение, выставит покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то он должен будет уплатить его в бюджет и представить в ИФНС декларацию по НДС по итогам налогового периода (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Кто может получить освобождение от НДС

Получить освобождение от НДС могут организации и ИП на общем режиме налогообложения, которые не реализуют подакцизные товары, и у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 последовательных календарных месяца составила не более 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом выручка считается по тем операциям, которые подлежат обложению НДС (Письмо ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@). С начала месяца, следующего за этими 3 месяцами, плательщик может воспользоваться освобождением от НДС.

Плательщики ЕСХН и освобождение от НДС

Организации и ИП, применяющие ЕСХН, с 01.01.2019 признаются в общем случае плательщиками НДС (ч.12 ст.9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Для освобождения плательщиков ЕСХН от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС с указанной даты действует особый порядок.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС имеют те организации и ИП, которые переходят на ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году. Для тех же, кто уже применяет ЕСХН, для освобождения от НДС необходимо, чтобы за предшествующий календарный год сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) по ЕСХН-деятельности не превысила определенный лимит. По итогам 2018 года такой лимит без учета НДС составляет 100 млн. руб., за 2019 год — 90 млн. руб., за 2020 год — 80 млн. руб., за 2021 год — 70 млн. руб., за 2022 год и последующие годы — 60 млн. руб.

Как получить освобождение от НДС

О применении освобождения от уплаты НДС необходимо уведомить налоговиков. Для этого в свою ИФНС не позднее 20 числа месяца, с которого предполагается начать применять освобождение, нужно представить (п. 3 ст. 145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по утвержденной форме (утв. Приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342);
  • выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП) (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Выписки могут быть предоставлены в произвольной форме, утвержденных образцов для них нет.

Обращаем внимание, что плательщики ЕСХН, претендующие на освобождение от НДС, представлять выписки не должны — они подают только уведомление.

См. Образец уведомления об использовании права на освобождение от НДС

Срок освобождения от НДС

Освобождение от НДС предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев. И до истечения указанного срока отказаться от освобождения нельзя (п. 4 ст. 145 НК РФ). Но плательщик может утратить право на освобождение. Это произойдет, если в периоде освобождения:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за 3 любых последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб.;
  • плательщик начнет продавать подакцизные товары.

Тогда начиная с месяца, в котором произошло хотя бы одно из указанных событий, плательщик считается утратившим право на освобождение и должен начать исчислять НДС в общем порядке (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

А вот плательщики ЕСХН, получившие освобождение от НДС, не вправе самостоятельно от него отказаться даже по истечении 12 месяцев. Право на освобождение от НДС они могут только утратить. Это произойдет, если сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при ведении деятельности, переведенной на ЕСХН, превысила указанный выше лимит. Или если была реализация подакцизных товаров. С 1-го числа месяца, в котором возникло любое из указанных обстоятельств, плательщик ЕСХН теряет право на освобождение от НДС. При этом повторно получить такое право в будущем он уже не сможет.

Подтверждение права на освобождение от НДС

До 20 числа месяца, следующего за 12-ым месяцем периода освобождения, нужно направить в свою ИФНС уведомление либо о продлении, либо об отказе от использования права на освобождение и документы, которые подтверждают, что за прошедший «освобожденный» год сумма выручки от реализации за каждые 3 последовательных месяца без учета налога была в пределах 2 млн. руб. (п. 4, 6 ст. 145 НК РФ).

Плательщики ЕСХН, освобожденные от НДС, подавать ежегодно документы, подтверждающие право на освобождение, не обязаны.

Условия, при которых можно использовать право на освобождение

Предельная сумма выручки

Фирма (предприниматель) может претендовать на право не платить НДС, если общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три календарных месяца, предшествующих освобождению, не превышает 2 000 000 рублей (без учета НДС).

Обратите внимание

Такое правило действует и при полном отсутствии выручки в этом периоде (письмо УФНС РФ по г. Москве от 4 сентября 2006 г. № 19-11/077487).

ПРИМЕР

Торговая фирма планирует воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС с октября.

За три предшествующих месяца выручка фирмы от реализации товаров составила:

Итого общая сумма выручки за три месяца без учета налогов:

826 000 – 126 000 + 708 000 – 108 000 + 755 200 – 115 200 = 1 940 000 руб.

Поскольку 1 940 000 < 2 000 000, фирма вправе направить уведомление в налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от уплаты НДС с октября.

Есть еще одно условие. Оно касается фирм (предпринимателей), которые торгуют подакцизными товарами. Список таких товаров есть в статье 181 Налогового кодекса.

Если фирма в течение трех месяцев, предшествующих освобождению, продавала только подакцизные товары, то право на освобождение она получить не может (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Если фирма продавала как подакцизные, так и неподакцизные товары, то она может получить освобождение от уплаты НДС. Однако налогом не нужно облагать только неподакцизные товары. Чтобы получить освобождение, фирма должна вести раздельный учет продаж подакцизных и неподакцизных товаров (письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@).

ПРИМЕР

Предприниматель занимается розничной торговлей. Общая сумма выручки за три месяца не превысила 2 000 000 руб. В число товаров, которыми торгует предприниматель, входят сигареты (подакцизный товар). Предприниматель не ведет раздельный учет по продажам подакцизных и неподакцизных товаров. Следовательно, он не имеет права на освобождение от НДС.

Уведомление об освобождении

Если вы хотите получить освобождение от уплаты НДС, подайте в налоговую инспекцию соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение.

Уведомление выглядит так:

Вот перечень необходимых документов:

Для фирмы Для предпринимателя
выписка из Отчета о финансовых результатах. выписка из книги учета доходов и расходов
и хозяйственных операций
выписка из книги продаж

Фирмы и предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим, подают в налоговую инспекцию уведомление и выписку из книги учета доходов и расходов. Такой же порядок действует для предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог и перешедших на общий режим налогообложения.

Все документы нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа того месяца, с которого вы хотите использовать право на освобождение. Документы можно отправить в налоговую инспекцию по почте заказным письмом. В этом случае документы будут считаться представленными налоговой инспекции на шестой день после отправки заказного письма. Таким образом, крайний срок отправки заказного письма – 14-е число месяца, с которого вы хотите использовать освобождение.

Имейте в виду: налоговики не могут отказать вам в праве на освобождение от уплаты НДС только лишь из-за непредставления в установленный срок в инспекцию уведомления и подтверждающих документов. Такой вывод содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.

Если вы заявили о своем праве на освобождение, НДС можно не платить в течение 12 месяцев. При этом отказаться от использования освобождения в течение этого периода вы не можете.

Когда освобождение не действует

Также имейте в виду: даже если вы используете налоговое освобождение, в двух случаях платить НДС все равно придется:

  • если вы ввозите товары на территорию России из-за границы;
  • если вы должны перечислить налог в бюджет как налоговый агент (в частности, при покупке товаров (работ, услуг) на территории России у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России, либо при аренде муниципального или государственного имущества).

Дело в том, что на эти случаи освобождение не распространяется (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Кроме того, если налоговое освобождение использует фирма, ранее платившая НДС, также может возникнуть ситуация, когда придется заплатить налог уже в период действия освобождения. Подробнее об этом смотрите в этом разделе ситуацию «Уплата НДС в переходный период».

Обратите внимание

Даже используя освобождение от уплаты НДС, вы будете обязаны, реализуя товары (работы, услуги), выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Выставляя покупателям счета-фактуры, бухгалтер фирмы, использующей освобождение от НДС, делает в них запись «Без налога (НДС)».

Как учитывать входной НДС

Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), фирма, использующая освобождение, к вычету не принимает, а учитывает в стоимости приобретенных ценностей (работ, услуг).

ПРИМЕР

ЗАО «Актив» использует освобождение от уплаты НДС с 1 октября. В октябре этого года «Актив» приобрел у поставщика партию товаров за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). В этом же месяце товары были проданы за 180 000 руб.

Поскольку «Актив» пользуется налоговым освобождением, сумма НДС, уплаченная поставщику, включается в себестоимость приобретенных товаров.

С выручки от продажи товаров «Актив» НДС не уплачивает. Бухгалтер «Актива» выставил покупателю счет-фактуру на 180 000 руб. без выделения НДС.

Прибыль от данной сделки составит:

180 000 – 118 000 = 62 000 руб.

Бухгалтер «Актива» сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 000 руб. – перечислены деньги поставщику в оплату товаров;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 118 000 руб. – товары оприходованы на балансе фирмы (по покупной стоимости, включая НДС);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 180 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 – 118 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 62 000 руб. – отражена прибыль от продаж (по итогам отчетного месяца).

Обратите внимание

Если бухгалтер фирмы, получившей налоговое освобождение, выставит покупателю счет-фактуру с выделением НДС, то сумму налога по этой сделке фирма будет вынуждена заплатить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Кроме того, вам придется сдать и декларацию по этому налогу (несмотря на то, что в общем случае декларацию по НДС такие фирмы не сдают).

При этом сумму НДС, уплаченную поставщику при приобретении товаров, принять к вычету не удастся, так как Налоговый кодекс не позволяет принимать к вычету НДС фирме, получившей налоговое освобождение.

ПРИМЕР

АО «Актив» получило освобождение от уплаты НДС с 1 октября. В октябре «Актив» приобрел у поставщика партию товаров за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Поскольку «Актив» пользуется налоговым освобождением, сумма НДС, уплаченная поставщику, включается в себестоимость приобретенных товаров.

В этом же месяце товары были проданы за 177 000 руб. В нарушение установленного порядка бухгалтер «Актива» выставил покупателю счет-фактуру на 177 000 руб., выделив отдельной строкой сумму налога – 27 000 руб. В этом случае 27 000 руб. «Актив» вынужден будет заплатить в бюджет.

Прибыль от данной сделки составит:

177 000 руб. – 27 000 руб. – 118 000 руб. = 32 000 руб.

Бухгалтер «Актива» в октябре сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 000 руб. – перечислены деньги поставщику в оплату товаров;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 118 000 руб. – товары оприходованы на балансе фирмы (по покупной стоимости, включая НДС);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 177 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 – 118 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 27 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 32 000 руб. – отражена прибыль от продаж (по итогам отчетного месяца)

Уплата НДС в переходный период

На практике может сложиться ситуация, что фирма приобрела товары до того, как начала использовать право на освобождение, а продавать их будет в тот период, когда освобождение от НДС уже будет действовать.

В этом случае НДС, принятый к вычету до получения освобождения, придется восстановить. По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстанавливают в полной сумме. С 1 января 2015 года порядок восстановления НДС такой (п. 8 ст. 145 НК РФ):

  • если освобождение применяется с первого месяца квартала, то НДС восстанавливают в последнем квартале перед использованием освобождения;
  • если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то НДС восстанавливают в квартале, с которого применяют освобождение.

В налоговом учете восстановленный НДС включают в состав прочих расходов (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

ПРИМЕР

5 сентября АО «Актив» приобрело у поставщика партию товаров за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Сумма НДС по оприходованным товарам в общеустановленном порядке была принята к вычету.

С 1 октября «Актив» использует право на освобождение от уплаты НДС.

В сентябре товары проданы не были. Следовательно, в III квартале (в сентябре) сумма НДС по товарам (18 000 руб.) должна быть восстановлена и включена в состав прочих расходов.

Бухгалтер «Актива» сделает такие проводки:

5 сентября

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 000 руб. – перечислены деньги поставщику в оплату товаров;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – товары оприходованы на балансе фирмы (по покупной стоимости без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 18 000 руб. – учтен НДС, уплаченный поставщику товаров;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 18 000 руб. – принят НДС к вычету.

30 сентября

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 18 000 руб. – восстановлена сумма НДС, принятая к вычету до начала действия освобождения;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19 – 18 000 руб. – восстановленная сумма НДС включена в состав прочих расходов.

Обратите внимание: чтобы упростить записи, в данной ситуации можно сделать одну проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 18 000 руб. – восстановленная сумма НДС включена в состав прочих расходов.

По основным средствам и нематериальным активам НДС восстанавливают с их остаточной стоимости (по данным бухгалтерского учета). Такие разъяснения дают финансисты и специалисты налоговой службы (письмо Минфина РФ от 12 апреля 2007 г. № 03-07-11/106, письмо УМНС РФ по г. Москве от 5 мая 2003 г. № 24-11/23897).

Но судьи с этой позицией не согласны. Они считают, что если основные средства какое-то время уже использовались для операций, облагаемых НДС, то восстанавливать налог не нужно. Тем более, что Налоговый кодекс не содержит правил по восстановлению налога для амортизируемого имущества при переходе на освобождение от НДС (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2005 г. № А52/7134/2004/2).

Однако правомерность такой позиции, скорее всего, придется доказывать в суде. Поэтому, если вы хотите полностью исключить возможные претензии при проверке, следуйте требованиям налоговиков.

Обратите внимание

НДС нужно восстановить в последнем квартале, который предшествует освобождению. Однако Налоговый кодекс не уточняет, в каком месяце квартала это следует сделать. Поэтому фирма ничего не нарушит, если будет восстанавливать налог в последний день того или иного квартала: 31 марта, 30 июня, 30 сентября или 31 декабря.

Значит, если вы, например, начали применять освобождение от НДС с апреля, то восстанавливать налог вам нужно будет с остаточной стоимости, посчитанной на 31 марта (то есть с учетом январской, февральской и мартовской амортизаций). Таким образом вы заплати- те в бюджет меньшую сумму НДС.

Когда право на освобождение может быть утрачено

Как уже было сказано выше, освобождением можно пользоваться в течение года.

Однако, чтобы оно впоследствии не было аннулировано, выручка от реализации товаров (работ, услуг) в течение этого времени за каждые три последовательных календарных месяца не должна превышать 2 000 000 рублей.

Кроме того, если в период действия освобождения вы начали помимо обычных товаров продавать подакцизные, а раздельного учета по этим продажам нет, то право не платить НДС вы потеряете.

Если же хотя бы одно из этих условий будет нарушено, вам придется заплатить НДС начиная с того месяца, в котором произошло превышение либо были проданы подакцизные товары без ведения раздельного учета.

ПРИМЕР

Фирма уведомила налоговую инспекцию о своем праве на освобождение от уплаты НДС с 1 октября 2010 года по 30 сентября 2011 года. Выручка от реализации товаров в этом периоде (без НДС) составила:

Рассчитаем сумму выручки фирмы за каждые три последовательных месяца:

Таким образом за период март–май 2011 года сумма выручки превысила 2 000 000 руб. Это произошло в мае (700 000 + 800 000 + 620 000 > 2 000 000). Поэтому начиная с 1 мая 2011 года фирма утратила право на освобождение. За май 2011 года сумма НДС должна быть восстановлена.

Это означает, что фирма должна исчислить НДС со всей суммы выручки, полученной за май. При этом суммы НДС, которые были уплачены поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), с 1 мая 2011 года могут быть приняты к вычету.

С июня по сентябрь 2011 года фирма освобождением не пользуется и уплачивает НДС так, как будто оно и не было получено. Право снова получить освобождение от уплаты НДС фирма теряет до октября 2011 года.

В октябре же фирма может направить в налоговую инспекцию новое уведомление об освобождении. Все условия для этого соблюдены, так как выручка за три предшествующих календарных месяца (июль–сентябрь 2011 года) не превысила 2 000 000 руб.

Инспекция вправе проверить соблюдение условия об ограничении суммы выручки за любые три последовательных месяца, содержащихся в выделенных 12 месяцах (постановление Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. № 2500/03).

ПРИМЕР

Фирма применяет освобождение от уплаты НДС с 1 февраля. Инспекция в ходе выездной проверки выяснила, что выручка в I квартале (январь-март) превысила 2 000 000 руб. Доначисление НДС было бы незаконным, ведь январь не входит в период действия освобождения.

Если бы инспекция проверила выручку за март, июнь и август, доначисление НДС тоже было бы необоснованным – эти месяцы не последовательны.

Если бы инспекция проверила выручку за февраль, март и апрель, и она превысила бы 2 000 000 руб., то доначисление НДС было бы законным. Ведь эти три месяца являются последовательными и входят в 12 месяцев применения освобождения.

Подтверждение права на освобождение

По окончании 12 месяцев, в течение которых фирма пользовалась освобождением (не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом освобождения), в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие, что за этот период:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 рублей;
  • фирма не продавала подакцизные товары или про- давала их, но вела раздельный учет.

Также в инспекцию нужно представить уведомление о продлении права на освобождение или об отказе от него.

Обратите внимание

Если вы этого не сделаете, в бюджет придется заплатить налог за все время действия освобождения (независимо от суммы полученной выручки), а также пени (п. 5 ст. 145 НК РФ).

ПРИМЕР

Фирма использовала освобождение от уплаты НДС в период с 1 апреля 2010 года по 31 марта 2011 года. В течение этого периода выручка фирмы не превышала 2 000 000 руб. за каждые три последовательных календарных месяца.

До 20 апреля 2011 года фирма не представила документы, подтверждающие размер полученной выручки. В этом случае налоговая инспекция заставит фирму заплатить НДС за весь 12-месячный период. При этом налоговики рассчитают налог за каждый квартал и доначислят пени начиная с 21-го числа месяца, следующего за II кварталом 2010 года (т. е. с 21 июля 2010 г.).

Тем не менее, если фирма представит все документы за исключением уведомления, то восстанавливать НДС ей не придется. Такой вывод сделал ФАС Уральского округа в постановлении от 22 июля 2008 года

№ Ф09-5261/08-С2. Арбитражная практика имеет примеры решений, когда суды вставали на сторону фирм, подавших документы в инспекцию с опозданием. И в этой ситуации восстановления НДС удавалось избежать (см. постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4254/08-С2, Северо-Западного округа от 28 мая 2007 г. № А21-4576/2006, от 10 сентября 2007 г. № А66-1868/2007).

Как продлить право на освобождение

Если срок действия освобождения истек, а фирма захочет его продлить еще на 12 месяцев, нужно представить в налоговую инспекцию уведомление и документы в том же порядке, что и при первоначальном получении освобождения. Если же пользоваться освобождением фирма больше не желает, в налоговую инспекцию следует направить уведомление об отказе от использования освобождения.

Выгодно ли получать освобождение от НДС?

Минусы освобождения

Статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного – не более 1% от общего числа плательщиков налога. Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение, несколько.

Во-первых, слишком большое количество документов нужно представить в налоговую инспекцию.

Во-вторых, необходимо постоянно отслеживать сумму поступающей выручки, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 2 000 000 рублей.

И, наконец, главная причина: если большинство клиентов фирмы – плательщики НДС, получать освобождение просто невыгодно. Дело в том, что если покупатель – плательщик НДС – приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.

ПРИМЕР

Предположим, есть две конкурирующие фирмы: ЗАО «Актив», которое платит НДС, и ООО «Пассив», получившее освобождение от налога.

Обе фирмы закупают одинаковый товар у производителя по цене 118 руб. (100 руб. + 18 руб. НДС) и продают его покупателю – плательщику НДС. Рыночная цена на данный товар составляет 236 руб. (200 руб. + 36 руб. НДС).

Купив товар у «Актива», покупатель сможет принять 36 руб. НДС к вычету, а купив у «Пассива», – нет. Следовательно, чтобы конкурировать с «Активом», «Пассив» должен продавать товар за 200 руб. (без НДС), пожертвовав частью своей прибыли:

Если же «Актив» и «Пассив» продают товар покупателю – неплательщику НДС, – в более выгодном положении оказывается «Пассив» (так как в данном случае покупателю все равно, приобретает он товар с НДС или без него):

Таким образом, освобождение от НДС в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не
являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.

Оставьте комментарий