СТ 19.29 КоАП РФ
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 19.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающей ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, закреплено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Следует учитывать, что Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым регламентируется деятельность указанных комиссий.
Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы установленного законом требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Неисполнение работодателем данной обязанности, закрепленной законом, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Необходимо отметить, что перечень таких должностей устанавливается Указами Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
2. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ, регламентирующей условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
3. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством РФ ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, при нахождении на государственной или муниципальной службе либо после увольнения с государственной или муниципальной службы.
4. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий: привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в частности, в отсутствии согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
6. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в умышленной или неосторожной форме вины.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 сентября 2019 года
город Москва
Мировой судья судебного участка № 397 района Замоскворечье г. Москвы Гейзлер Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № «…» по ст.19.29 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «АБ» зарегистрированного по адресу: «…», ОГРН «…», ИНН/КПП «…», дата регистрации «…» г., сведения о привлечении ранее к административной ответственности, представленный материал не содержит,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, Замоскворецкой межрайонной прокуратурой в период с 09.00 30.07.2019 по 09.00 20.08.2019 проведена проверка ООО «АБ» во исполнение поручения прокуратуры г. Москвы по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации при приёме на работу С.С.Н.
В ходе проверки, установлено, что ООО «АБ» нарушены требования ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» (далее — Правила).
Данное правонарушение выразилось в том, что работодателем ООО «АБ» на основании приказа от 22.06.2018 № 00000000002 привлечен к трудовой деятельности (принят на работу) на должность бухгалтер, с должностным окладом «…» руб. 00 коп., С.С.Н., замещавший в период с 17.07.2017 по 19.03.2018 должность федеральной государственной гражданской службы специалист 1 разряда ИФНС России № 21 по г. Москве. Местом работы С.С.Н. являлось ООО «АБ», расположенное по адресу: «…», трудовой договор с С.С.Н. также заключался по данному адресу. Трудовой договор № 16 от 22.06.2018 со стороны работодателя подписан генеральным директором ООО «АБ» С.В.В.
Согласно Приказу ФНС России от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@ «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должность специалиста 1 разряда входит в перечь должностей, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, замещаемая С.С.Н. должность, являлась должность государственной службы.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также, в силу ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако ООО «АБ» не уведомило бывшего работодателя С.С.Н. о принятии его на работу в учреждение.
Несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Таким образом, ООО «АБ» привлекло бывшего государственного служащего – С.С.Н., замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы специалист 1 разряда ИФНС России № 21 по г. Москве, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, к трудовой деятельности, с нарушением требований предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в связи с чем, действиями ООО «АБ» нарушаются требования законодательства о противодействии коррупции, а именно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.
Местом совершения административного правонарушения является «…».
Время совершения административного правонарушения 00 часов 01 минута 02.07.2018.
В судебное заседание явился помощник Замоскворецкого межрайонного прокурора г. Москвы М.Д.В., который ходатайствовал о привлечении ООО «АБ» к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
В судебное заседание явилась представитель ООО «АБ» по доверенности Оганесян А.А., которая вину ООО «АБ» в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, ходатайствовала о назначении штрафа ниже низшего предела поскольку ООО «АБ» незамедлительно устранило выявленное нарушение, направив в ИФНС России №21 по г. Москве сообщение о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы, указанное административное правонарушение совершено впервые, кроме того, ООО «АБ» находится в сложном финансовом состоянии, штат Общества составляет семь сотрудников, минимальный остаток денежных средств на счете общества составляет «…» руб., при этом Общество имеет на исполнении три государственных контракта, авансовые платежи по которым не предусмотрены.
Мировой судья, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что вина ООО «АБ» подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
— постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.08.2019 г., подтверждающим событие и сам факт совершения ООО «АБ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
— решением Замоскворецкого межрайонного прокурора города Москвы от 30.07.2019 г. о проведении проверки в отношении ООО «АБ» в целях исполнения требований законодательства о противодействии коррупции;
— приказом ООО «АБ» от 22.06.2018 г. о принятии С.С.Н. на работу на должность бухгалтера с должностным окладом «…» руб.
— трудовым договором №16 от 22.06.2018 г., заключенным между ООО «АБ» и С.С.Н.;
— копией трудовой книжки С.С.Н., согласно сведениям из которой 17.07.2017 г. С.С.Н. был принят в ИФНС России №21 по г. Москве на должность специалиста 1 разряда. В соответствии с записью от 19.03.2018 г. №12 в трудовой книжке С.С.Н. освобожден от службы. 22.06.2018 г. С.С.Н. был принят на должность бухгалтера в ООО «АБ»;
— Уставом ООО «АБ», выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «АБ», адрес места нахождения которого: «…»;
Изучив материалы дела, мировой судья приходит к выводу о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях.
Исследовав и проанализировав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что данные доказательства собраны в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ, соответствуют предъявленным к ним требованиям, а именно содержат фактические сведения о событии правонарушения, времени и месте его совершения, в представленных материалах указано существо правонарушения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо фактов нарушения определенной законом процедуры сбора и фиксации доказательств не установлено, в связи с чем, подвергать сомнению письменные доказательства у мирового судьи оснований не имеется.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, мировой судья признает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для признания ООО «АБ» виновным в совершении административного правонарушения, а действия квалифицирует по ст. 19.29 КоАП РФ.
Оснований для освобождения от административной ответственности, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а также переквалификации действий ООО «АБ» мировой судья не усматривает.
Не усматривается и оснований для назначения ООО «АБ» наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ, ввиду нижеследующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа, назначаемого судом после провозглашения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, может быть снижен судом ниже низшего предела на основе требований Конституции Российской Федерации, в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В данном случае из представленных материалов не усматривается очевидность избыточного ограничения прав ООО «АБ», доказательств тому, что юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «АБ», является признание вины в совершении административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «АБ», не установлено. Сведения о привлечении к административной ответственности ранее в представленных материалах отсутствуют.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного ООО «АБ» административного правонарушения, сведения об имущественном положении юридического лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ
Признать Общество с ограниченной ответственностью «АБ» зарегистрированного по адресу: «…», ОГРН «…», ИНН/КПП «…», дата регистрации «…» г., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При невыполнении указанных действий административный штраф взыскивается принудительно, а лицо, не уплатившее штраф, привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Банк получателя- ГУ Банка России по ЦФО, БИК банка «…», р/с «…», КБК «…», ОКТМО «…», ИНН получателя «…», КПП получателя «…», получатель УФК по г. Москве (Прокуратура города Москвы л/с «…»).
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в судебный участок №397 района Замоскворечье г. Москвы по адресу: Москва, 1-й Хвостов пер., д. 11, стр. 2, зал 31.
Постановление может быть обжаловано в Замоскворецкий районный суд г. Москвы через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.
Мировой судья