Ст 273 ТК

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:

лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

См. все связанные документы >>>

1. Статья 59 ТК предусматривает возможность заключения с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности срочных трудовых договоров.

Комментируемая статья, являющаяся специальной нормой, регламентирует, чем следует руководствоваться, определяя срок трудового договора с руководителем. Это могут быть учредительные документы организации либо соглашение сторон. Вместе с тем названные нормы не позволяют утверждать, что с руководителями организаций трудовой договор следует заключать исключительно на определенный срок.

Изменения, внесенные в ст. 59 ТК, позволяют однозначно утверждать, что заключение срочного трудового договора с руководителем организации осуществляется по соглашению сторон, что не исключает возможность заключения с руководителем организации бессрочного трудового договора.

Возможность выбора сторонами срока действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, позволяет предусмотреть в учредительных документах организации положение о том, какой вид трудового договора будет заключаться.

В случае закрепления данного правила в учредительных документах организации это становится обязательным.

Согласно ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» генеральный директор народного предприятия избирается на срок, определенный уставом предприятия, но не более чем на 5 лет.

Правило, согласно которому с руководителем организации может быть заключен только срочный трудовой договор, может быть закреплено в законодательных и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, ректор высшего учебного заведения может быть избран на должность на срок до 5 лет. Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В отдельных случаях законодательством может быть определена минимальная продолжительность трудового договора с руководителем организации. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее 3 лет.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи заключению трудового договора могут предшествовать специальные процедуры, отдельные из которых прямо предусмотрены статьей.

Так, Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предусматривается, что председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса.

Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора, который приводится в статье (проведение конкурса, избрание или назначение на должность), не является исчерпывающим.

К другим процедурам, предшествующим заключению трудового договора, можно отнести следующие:

утверждение в должности;

избрание коллективом;

избрание коллективом с последующим утверждением учредителем;

назначение учредителем и др.

При заключении трудового договора с руководителем его стороной может выступать собственник имущества организации, лицо, уполномоченное собственником имущества, либо орган, на который действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

С руководителями федеральных государственных унитарных предприятий трудовые договоры заключают по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление федеральным имуществом.

С руководителями унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, трудовые договоры заключают, как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ и уполномоченные ими лица.

3. В отдельных случаях собственник имущества организации может принять решение о продлении срочного трудового договора с руководителем организации. Представляется, что в подобных случаях (на примере ООО — общества с ограниченной ответственностью) следует руководствоваться следующим.

Согласно ст. 58 ТК в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Данное положение является общим для работников, заключающих срочные трудовые договоры.

Вместе с тем гл. 43 ТК предусмотрены особенности регулирования труда руководителя организации — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для этой категории дополнительные правила.

Так, в соответствии с комментируемой статьей трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Одним из учредительных документов ООО является устав. Требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устав общества не должен содержать положений, противоречащих указанному Закону и иным федеральным законам. Согласно ст. 40 названного Закона единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Таким образом, заключению трудового договора с руководителем общества должна предшествовать процедура по его избранию. При этом Закон не предусматривает каких-либо изъятий или исключений в случае, если одно и то же физическое лицо по истечении срока полномочий вновь претендует на избрание его единоличным исполнительным органом.

Кроме этого, ТК не содержит понятия «продление срочного трудового договора».

На основании изложенного представляется, что в случае, если срок трудового договора с руководителем общества истекает, избрание его единоличным исполнительным органом общества на новый срок должно осуществляться по общим правилам, т.е. с соблюдением процедуры, предшествующей заключению трудового договора.

4. В случае заключения срочного трудового договора в нем должны быть указаны как срок его действия, так и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК и иными федеральными законами (ст. 57 ТК).

5. Вступление в должность руководителя организации оформляется приказом (распоряжением), издаваемым, как правило, самим руководителем.

6. Положения комментируемой статьи не распространяются на руководителей филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений организации. Согласно ст. 59 ТК срочный трудовой договор может заключаться с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 55 ГК филиалы являются обособленными подразделениями организации (юридического лица), расположенными вне места его нахождения, и сами по себе юридическими лицами не являются.

Таким образом, оснований для заключения срочного трудового договора по инициативе работодателя с руководителем филиала в соответствии со ст. 59 ТК, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора с руководителем организации, в целом не имеется. С указанными лицами срочный трудовой договор может быть заключен по общим правилам, установленным ст. 58 ТК.

7. Учитывая, что заключению трудового договора с руководителем организации в отдельных случаях предшествуют определенные процедуры (избрания общим собранием участников), срок окончания трудового договора целесообразно связывать со сроками проведения общего собрания участников. В этом случае можно будет избежать нежелательных перерывов в руководстве организацией со стороны единоличного исполнительного органа.

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Комментарий к Ст. 273 ТК РФ

1. Нормы трудового права распространяются на руководителя организации с учетом специфики его трудовой функции, определяющей особенности его правового положения как наемного работника.

2. Распространение норм трудового права на руководителя организации не зависит от организационно-правовых форм организаций и форм собственности на их имущество, за исключением особого правового статуса работодателя в тех случаях, которые указаны в ч. 2 настоящей статьи.

Второй комментарий к Статье 273 Трудового кодекса

1. В ч. 1 ст. 273 уточнен и расширен круг актов, в которых определяется ведущее положение руководителя организации в управлении организацией. Такими актами теперь являются: Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, учредительные документы юридического лица (организации) и локальные нормативные акты. Разумеется, акты локального уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Это требование относится к актам органов местного самоуправления и субъектов РФ. Здесь, как и в других случаях, действует принцип иерархической соподчиненности актов (см. статью 5 Трудового кодекса РФ).

2. Глава 43 Кодекса устанавливает особенности регулирования труда руководителей организаций в связи с их особым положением, особой ролью в обеспечении выполнения руководимой организацией стоящих перед ней задач, особой ответственностью за нормальное функционирование организации.

3. Руководитель организации-работодателя является легитимным представителем в отношениях с работниками, с органами социального партнерства, другими субъектами права. То есть он представляет интересы и защищает права организации как во внутренних (внутри организации), так и во внешних (с другими субъектами права) отношениях.

4. О руководителе организации как представителе работодателя см. ст. 33 ТК РФ.

О лицах, уполномоченных представлять работодателя в трудовых отношениях, см. ч. 4 ст. 20 ТК РФ.

Труд руководителя во многом отличается от труда всех остальных работников, прежде всего высокой степенью самостоятельности и ответственности, правовой статус его также отличается.

Правовое положение руководителя организации в отношениях, составляющих предмет трудового права, двойственно: с одной стороны, руководитель представляет собственника-работодателя в отношениях с работниками (организует процесс труда, подбирает и расстанавливает кадры, проводит прочие организационно-управленческие действия от имени собственника имущества), с другой — предоставляет свой труд в распоряжение собственника имущества и в этом смысле сам является работником. В первом своем качестве руководитель участвует в организационно-управленческих отношениях в сфере труда (например, по заключению коллективного договора) и некоторых других так называемых тесно связанных с трудовыми отношениях. Во втором — в собственно трудовом правоотношении, сторонами которого являются в данном случае руководитель — в качестве работника и собственник имущества организации — в качестве работодателя.

Права и обязанности руководителя организации, как наемного работника, могут быть конкретизированы в законах, иных нормативных правовых актах, учредительных документах и индивидуальном трудовом договоре.

Особенности трудовой функции руководителя организации связаны прежде всего с тем, что в силу своих обязанностей по трудовому договору он реализует правосубъектность юридического лица как участника гражданского оборота. Так, в частности, руководитель муниципального унитарного предприятия действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия (статья 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Единоличный исполнительный орган акционерного общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Председатель производственного кооператива в пределах полномочий, предоставленных уставом кооператива, действует от его имени без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, и тем более в подзаконных актах, а также учредительных документах организации и трудовых договорах, не должны противоречить настоящему Кодексу, а следовательно, ухудшить положение работника — руководителя организации.

К полномочиям руководителя организации относятся:

— организация работы организации;

— представляет интересы организации на территории РФ и за ее пределами

— распоряжается имуществом организации;

— совершает сделки от имени организации;

— выдает доверенности, в том числе руководителям филиалов и представительств, совершает иные юридические действия;

— утверждает структуру и штаты организации, осуществляет прием на работу работников организации, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними;

— осуществляет в установленном порядке прием на работу главного бухгалтера;

— применяет к работникам организации меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обеспечивает выполнение требований трудового законодательства;

— делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;

— в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации, утверждает положения о представительствах и филиалах;

— определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;

— готовит мотивированные предложения об изменении размера уставного фонда организации;

— отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества организации и др.

К основным обязанностям руководителя, включаемых, как правило, в проформу договора (на примере Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия (утв. Распоряжением Минимущества РФ от 11 декабря 2003 г. №6946-р) можно отнести следующие обязанности:

— добросовестно и разумно руководить предприятием, обеспечивать выполнение установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия в составе программы их деятельности и осуществлять иные полномочия;

— обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств предприятия;

— обеспечивать развитие материально-технической базы, увеличение объема платных работ, услуг;

— обеспечивать соответствие результатов деятельности предприятия утвержденной в установленном порядке программы деятельности предприятия. Не допускать принятие решений, которые могут привести к несостоятельности (банкротству) предприятия;

— обеспечивать содержание в надлежащем состоянии находящегося в хозяйственном ведении предприятия движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущие ремонты недвижимого имущества.

— обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством.

— обеспечивать своевременную уплату предприятием в полном объеме всех установленных законодательством Российской Федерации налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Российской Федерации, соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетные фонды.

— обеспечивать своевременную выплату заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам предприятия в денежной форме.

— не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

— совершать сделки с имуществом предприятия или иными способами распоряжаться имуществом исключительно в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором и др.

Исполнение обязанностей руководителем организации напрямую связано с его вознаграждением (оплатой труда). Так, согласно п.4.4 Примерного договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, в случае если руководитель не обеспечил своевременную выплату работникам предприятия установленных законодательством и/или коллективным договором премий, пособий, доплат, компенсаций, меры поощрения к нему не применяются до момента полного погашения задолженности работникам предприятия по этим видам выплат. Аналогичная связь прослеживается в п.4.3 Примерного договора: в случае если производственная деятельность предприятия или его структурного подразделения приостановлена уполномоченным на то государственным органом в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, экологических, санитарно-эпидемиологических норм, Руководитель предприятия не вправе получать вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности (с момента приостановления деятельности предприятия до момента устранения выявленных нарушений).

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 декабря 2002 г. — №48. — Ст.4746.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958).

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2018 г. № 873

Изменения,которые вносятся в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения

1. Пункт 9 дополнить подпунктом «р.1» следующего содержания:

«р.1) обеспечивать выполнение утвержденного в установленном порядке плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением3.1;».

2. Пункт 11 дополнить подпунктом «в.1» следующего содержания:

«в.1) проводить оценку эффективности работы руководителя с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением (в случае проведения такой оценки)3.1;».

3. Пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. Выплаты стимулирующего характера осуществляются с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждения и работы руководителя8.1.».

4. Дополнить пунктом 20.1 следующего содержания:

«20.1. Руководителю устанавливаются следующие показатели эффективности его работы8.1:

Наименование показателя Критерии оценки показателя Отчетный период

«.

5. Дополнить сноской 3.1 следующего содержания:

«3.1 Включается в трудовые договоры руководителей учреждений в сфере культуры, охраны здоровья, социального обслуживания, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации проводится независимая оценка качества условий оказания услуг.».

6. Дополнить сноской 8.1 следующего содержания:

«8.1 В показатели эффективности работы руководителя учреждения могут включаться в том числе:

показатели, предусмотренные подпунктом «ч» пункта 9 настоящего трудового договора (в случае их установления);

показатели, которые должны быть достигнуты по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением (в случае проведения такой оценки);

показатели, которые должны быть достигнуты по результатам выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением, в рамках компетенции руководителя (в случае проведения такой оценки).».

Оставьте комментарий