Ст 284

Ст. 284 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 284 НК РФ

Кто в России платит налог на прибыль?

Налог на прибыль уплачивают только организации. У индивидуальных предпринимателей свой обязательный платеж — НДФЛ.

Среди плательщиков «прибыльного» налога в ст. 246 НК РФ поименованы:

  • отечественные организации;
  • иностранные компании, которые работают в нашей стране через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ;
  • организации — ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков (они признаются плательщиками в отношении налога непосредственно по КГН).

Не платят налог компании, применяющие спецрежимы, такие как:

  • УСН (от налога на прибыль освобождается вся деятельность компании-«упрощенца»);
  • ЕНВД (освобождение от налога на прибыль действует в отношении деятельности, переведенной на эту систему);
  • ЕСХН (за исключением отдельных доходов).

В отдельных ситуациях налог уплачивает не сам налогоплательщик. Его налоговую обязанность может исполнять налоговый агент.

О том, кто становится таким агентом, рассказывает наша статья «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

По вопросу применения положений ст. 284 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Какие ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ?

Ст. 284 НК РФ устанавливает общую ставку налога на прибыль, которую применяет большинство налогоплательщиков, а также специальные налоговые ставки. Последние предусмотрены либо для отдельных видов доходов, либо для некоторых категорий налогоплательщиков. В основном они ниже общей ставки. Однако для некоторых случаев сделаны исключения. О них мы расскажем ниже. Но сначала остановимся на общей ставке.

Какова общая ставка налога на прибыль?

Общая ставка налога на прибыль равна 20% и распределена между бюджетами в следующем соотношении (п. 1 ст. 284 НК РФ):

  • в федеральный бюджет — 2% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 18%.

Однако на период 2017-2024 годов это распределение установлено иным:

  • в федеральный бюджет — 3% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 17%.

По 20%-ной ставке налог уплачивают также компании, занятые добычей углеводородов на их новом морском месторождении. Но в этом случае налог не распределяется, а полностью относится в федеральный бюджет (пп. 1.4, 6 ст. 284 НК РФ).

О том, как рассчитывается база по прибыли, и об особенностях уплаты налога – в статье «Налог на прибыль организаций: плательщики, ставки и расчет».

Для кого ставка в бюджет субъекта может быть ниже общеустановленной?

Субъект Федерации может понизить региональную ставку до 13,5% для отдельных категорий налогоплательщиков. В этом вопросе каждый регион определяет приоритеты сам. Например, в Москве льготная ставка установлена для организаций, осуществляющих на территории города производство автомобилей (ст. 1 закона г. Москвы от 26.06.2013 № 34). Но опять же не для всех, а только для тех, кто делает капитальные вложения в производство в определенных законом объемах. Ленинградская область поддерживает экспортеров информационных технологий (областной закон Ленинградской области от 13.11.2003 № 88-оз), Волгоградская — пивоваров и инвалидов (закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 352-ОД) и т.д.

Также пониженные ставки могут вводиться субъектами РФ для:

  • Организаций — резидентов особой экономической зоны — в отношении деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. Условием является раздельный учет доходов (расходов) по деятельности на территории такой особой зоны и вне этой территории. Ставка не может быть ниже 13,5% (а на период 2017-2020 годов согласно закону 30.11.2016 № 401-ФЗ – 12,5%).
  • Организаций — участников региональных инвестиционных проектов. Для них действуют правила п. 3 ст. 284.3 и п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ).

О том, допустимо ли неприменение пониженной ставки, читайте в материале «От пониженной ставки налога на прибыль нельзя отказаться».

Нулевая ставка налога на прибыль — для кого она?

Право на ставку 0% согласно ст. 284 НК РФ имеют следующие организации:

  1. Образовательные и медицинские — в отношении общей суммы налога. Особенности и условия ее применения закреплены в ст. 284.1 НК РФ. Дивиденды и доходы по долговым обязательствам у них облагаются с применением общеустановленных ставок.
  2. Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства в кластер, — в части налога в федеральный бюджет. Период применения нулевой ставки — с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, а в части налога в федеральный бюджет у резидентов-«туристов» — с 1 января 2012 года до 1 января 2023 года. Условия применения ставки 0%:
  • наличие статуса резидента (ставку можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за тем, в котором этот статус получен; при утрате статуса резидента право на 0% утрачивается с 1-го числа периода, в который статус потерян);
  • ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности в пределах и за пределами указанных особых зон.
  1. Сельхозтоваропроизводители (п. 2 ст. 346.2 НК РФ) и рыбохозяйственные организации (подп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Ставка применяется к прибыли от деятельности, связанной с реализацией произведенной ими с/х продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной с/х продукции.
  2. Участники региональных инвестиционных проектов — в части федерального налога на прибыль. Правила применения установлены в п. 2 ст. 284.3 и п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ. Для применяющих правила п. 2 ст. 284.3 такое право действует до 2029 года.
  3. Участники свободной экономической зоны — по налогу в федеральный бюджет от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне. Ставка применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с периода, в котором была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках такого договора. Необходим раздельный учет.
  4. Организации со статусом резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток — по налогу в федеральный бюджет. Особенности применения нужно искать в ст. 284.4 НК РФ.
  5. Организации, осуществляющие соцобслуживание граждан. Ставка применяется с 2015 года до 2020 года по налогу в целом, кроме дивидендов и доходов по долговым обязательствам. Особенности и условия применения приведены в ст. 284.5 НК РФ.
  6. Участники Особой экономической зоны, созданной в Магаданской области, по деятельности, определенной в соглашении о ее осуществлении. Нужно ведение раздельного учета по видам деятельности. Нарушение условий соглашения об осуществлении деятельности ведет к необходимости восстановления и уплаты налога (с пенями) весь период нахождения участника в реестре Особой экономической зоны.
  7. Центральный банк РФ.
  8. Участники проекта «Сколково» — в отношении прибыли, полученной после прекращения использования освобождения, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ. Превышение установленного предела дохода в периоде утраты права на освобождение влечет за собой необходимость восстановления и уплаты налога (с пенями) за этот налоговый период. При этом для 2017-2021 годов введены дополнительные условия, при которых участник может оказаться обязанным восстановить и уплатить налог за период утраты права на освобождение.

При некоторых условиях нулевая ставка применяется к дивидендам, полученным российскими юрлицами и иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами РФ.

Кроме того, ставку 0% можно применить к отдельным «долговым» доходам, а также к прибыли от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (с учетом особенностей ст. 284.2 и 284.2.1 НК РФ).

О нюансах применения специальных ставок узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Каковы ставки налога на прибыль по дивидендам?

Для дивидендов п. 3 ст. 284 НК РФ определены 3 ставки: 0, 13 и 15%.

Для российской организации полученные ею дивиденды (как от российских, так и от иностранных компаний) в общем случае облагаются налогом на прибыль по ставке 13%.

К этим доходам может применяться ставка 0% при определенном условии: нужно непрерывно в течение не менее 365 календарных дней владеть на праве собственности не менее чем половиной уставного капитала выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение не менее половины от всех выплачиваемых ею дивидендов.

Об особенностях исчисления срока владения, в том числе при реорганизации, читайте в статье «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

В целях подтверждения права на ставку 0% налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, подтверждающие даты приобретения права собственности на вклад (долю) или депозитарные расписки. Эти же документы Минфин России предписывает представлять налоговому агенту вместе с подтверждением предъявления их налоговикам (письма от 24.02.2009 № 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 № 03-03-06/2/68).

К таким документам, в частности, относятся договоры купли-продажи или мены, решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры и решения о реорганизации в различных формах, балансы, передаточные акты, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг и др. Главное, чтобы в них была дата приобретения права собственности на вклад или депозитарные расписки.

При выплате дивидендов иностранной организацией нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Дивиденды, полученные иностранной компанией (по акциям российских организаций или от участия в капитале в иной форме), облагаются налогом по ставке 15%.

Напомним, что налог по дивидендам исчисляет и уплачивает источник выплаты — налоговый агент. При этом весь налог поступает в федеральный бюджет (пп. 3, 6 ст. 284 НК РФ).

Об особенностях налогообложения в зависимости от вида дохода читайте в статье «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации».

По каким ставкам облагаются доходы по долговым обязательствам?

Таких ставок тоже 3:

  1. Ставка 15% применяется:
  • по процентам по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторым исключением), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
  • процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
  • облигациям российских организаций, эмитированным в период 2017-2021 и обращающимся на рынке ценных бумаг;
  • доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
  1. Ставка 9% действует в отношении:
  • процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года;
  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
  1. Ставка 0% установлена:
  • для процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно;
  • процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Налога на прибыль по этим ставкам зачисляется в федеральный бюджет (пп. 4, 6 ст. 284 НК РФ).

Какие особенности есть по ставкам для иностранных компаний?

Здесь все зависит от того, есть ли у компании постоянное представительство в РФ.

Внимание! Признаки постоянного представительства закреплены в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Если такое представительство имеется, то деятельность, осуществляемая через него, облагается налогом на прибыль по общей ставке 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ).

Исключением являются:

  • дивиденды от российских организаций;
  • доходы от распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, облигациям с ипотечным покрытием и облигациям, выпущенным российскими организациями.

Они облагаются по ставкам для дивидендов и процентов, рассмотренным нами выше. Причем ставку 0% для дивидендов не могут применить иностранные компании, признанные резидентами РФ по условиям международного договора или имеющие органы управления на территории РФ.

В отношении доходов иностранной компании, не связанных с деятельностью через представительство в РФ, действуют ставки:

  • 10% — с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% — со всех иных доходов, кроме дивидендов и процентов по долговым обязательствам.

Внимание! В первом случае (постоянное представительство есть) налог на прибыль исчисляет и уплачивает само это представительство (п. 8 ст. 307 НК РФ). При этом он распределяется между бюджетами в обычном порядке: 2% — в федеральный, 18% — в региональный (а для периода 2017-2024 годов – 3% и 17%, соответственно). Во втором случае (представительства нет) обязанность по удержанию и уплате налога ложится на российскую организацию — налогового агента (ст. 310 НК РФ). При этом весь налог по ставкам 20 и 10% зачисляется в федеральный бюджет (пп. 2, 6 ст. 284 НК РФ).

О том, как поступить, если налог агентом не был удержан, читайте в материале «Уплата агентом неудержанного налога на прибыль из собственных средств избавит его от взыскания».

Помимо иностранных компаний налог по ставке 20% уплачивают налогоплательщики — контролирующие лица по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний (пп. 1.6, 6 ст. 284 НК РФ).

О правилах начисления налога иностранными юрлицами и контролирующими их российскими компаниями, читайте в статье «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Когда грозит повышенная 30%-ная ставка налога на прибыль?

По ставке 30% налог на прибыль уплачивается с доходов, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются:

  • на счете депо иностранного номинального держателя;
  • счете депо иностранного уполномоченного держателя;
  • и (или) счете депо депозитарных программ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

См. все связанные документы >>>

1. Непосредственный объект — общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, — различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

2. Объективная сторона характеризуется тремя признаками: а) нарушением установленных правил обращения с указанными документами и предметами; б) их утратой и наступлением тяжких последствий; в) причинной связью между деянием и наступившими последствиями.

Диспозиция уголовно-правовой нормы, закрепленной в комментируемой статье, является бланкетной. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ «О государственной тайне», Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283) и другими нормативными правовыми актами. По каждому уголовному делу необходимо установить, какие конкретно правила были нарушены и в чем выражалось это нарушение.

Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

3. В комментируемой статье, по сути, указаны два вида последствий — утрата соответствующих документов и предметов и наступление тяжких последствий, причем второе обусловлено первым.

Утрата означает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно. Она должна создавать возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было (например, они уничтожены или приведены в состояние, при котором нельзя извлечь информацию), то нарушение правил обращения, о которых говорится в комментируемой статье, не образует состава рассматриваемого преступления.

Производным от утраты являются тяжкие последствия. Они могут наступить как результат утраты соответствующих документов сам по себе либо как результат попадания (возможности попадания) в руки посторонних лиц.

Между нарушением установленных правил обращения и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный: лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к государственной тайне. В Законе РФ «О государственной тайне» выделяются: а) доступ к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений; б) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Таким образом, ответственность по комментируемой статье несет лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.

{Назва статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законом № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014}

1. Кримінальне провадження закривається в разі, якщо:

1) встановлена відсутність події кримінального правопорушення;

2) встановлена відсутність в діянні складу кримінального правопорушення;

3) не встановлені достатні докази для доведення винуватості особи в суді і вичерпані можливості їх отримати;

4) набрав чинності закон, яким скасована кримінальна відповідальність за діяння, вчинене особою;

5) помер підозрюваний, обвинувачений, крім випадків, якщо провадження є необхідним для реабілітації померлого;

6) існує вирок по тому самому обвинуваченню, що набрав законної сили, або постановлена ухвала суду про закриття кримінального провадження по тому самому обвинуваченню;

7) потерпілий, а у випадках, передбачених цим Кодексом, його представник відмовився від обвинувачення у кримінальному провадженні у формі приватного обвинувачення, крім кримінального провадження щодо злочину, пов’язаного з домашнім насильством;

{Пункт 7 частини першої статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законом № 2227-VIII від 06.12.2017}

8) стосовно кримінального правопорушення, щодо якого не отримано згоди держави, яка видала особу;

9) стосовно податкових зобов’язань особи, яка вчинила дії, передбачені статтею 212 Кримінального кодексу України, досягнутий податковий компроміс відповідно до підрозділу 9-2 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України;

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 9 згідно із Законом № 63-VIII від 25.12.2014}

10) існує нескасована постанова слідчого, прокурора про закриття кримінального провадження з підстав, передбачених пунктами 1, 2, 4, 9 цієї частини, у кримінальному провадженні щодо того самого діяння, що розслідувалося із дотриманням вимог щодо підслідності;

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 10 згідно із Законом № 2213-VIII від 16.11.2017}

10) після повідомлення особі про підозру закінчився строк досудового розслідування, визначений статтею 219 цього Кодексу, крім випадку повідомлення особі про підозру у вчиненні тяжкого чи особливо тяжкого злочину проти життя та здоров’я особи.

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 10 згідно із Законом № 2147-VIII від 03.10.2017}

Слідчий, прокурор зобов’язані закрити кримінальне провадження також у разі, коли строк досудового розслідування, визначений статтею 219 цього Кодексу, закінчився та жодній особі не було повідомлено про підозру.

{Частину першу статті 284 доповнено абзацом згідно із Законом № 2147-VIII від 03.10.2017}

2. Кримінальне провадження закривається судом:

1) у зв’язку зі звільненням особи від кримінальної відповідальності;

2) якщо прокурор відмовився від підтримання державного обвинувачення, за винятком випадків, передбачених цим Кодексом;

3) досягнуто податковий компроміс у справах про кримінальні правопорушення, передбачені статтею 212 Кримінального кодексу України, відповідно до підрозділу 9-2 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України.

{Частину другу статті 284 доповнено пунктом 3 згідно із Законом № 63-VIII від 25.12.2014}

3. Провадження щодо юридичної особи підлягає закриттю у разі встановлення відсутності підстав для застосування до неї заходів кримінально-правового характеру, закриття кримінального провадження чи ухвалення виправдувального вироку щодо уповноваженої особи юридичної особи.

Про закриття провадження щодо юридичної особи прокурор приймає постанову, а суд зазначає про це у виправдувальному вироку або постановляє ухвалу. Рішення про закриття провадження щодо юридичної особи може бути оскаржено в порядку, встановленому цим Кодексом.

{Статтю 284 доповнено новою частиною згідно із Законом № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014}

4. Про закриття кримінального провадження слідчий, прокурор приймає постанову, яку може бути оскаржено у порядку, встановленому цим Кодексом.

Слідчий приймає постанову про закриття кримінального провадження з підстав, передбачених пунктами 1, 2, 4, 9, 10 частини першої цієї статті, якщо в цьому кримінальному провадженні жодній особі не повідомлялося про підозру.

{Абзац другий частини четвертої статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законами № 63-VIII від 25.12.2014, № 2213-VIII від 16.11.2017}

Прокурор приймає постанову про закриття кримінального провадження щодо підозрюваного з підстав, передбачених частиною першою цієї статті.

5. Рішення прокурора про закриття кримінального провадження щодо підозрюваного не є перешкодою для продовження досудового розслідування щодо відповідного кримінального правопорушення.

6. Копія постанови слідчого про закриття кримінального провадження надсилається заявнику, потерпілому, прокурору. Прокурор протягом двадцяти днів з моменту отримання копії постанови має право її скасувати у зв’язку з незаконністю чи необґрунтованістю. Постанова слідчого про закриття кримінального провадження також може бути скасована прокурором за скаргою заявника, потерпілого, якщо така скарга подана протягом десяти днів з моменту отримання заявником, потерпілим копії постанови.

Копія постанови прокурора про закриття кримінального провадження та/або провадження щодо юридичної особи надсилається заявнику, потерпілому, його представнику, підозрюваному, захиснику, представнику юридичної особи, щодо якої здійснюється провадження.

{Абзац другий частини шостої статті 284 в редакції Закону № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014}

7. Якщо обставини, передбачені пунктами 1, 2 частини першої цієї статті, виявляються під час судового розгляду, суд зобов’язаний ухвалити виправдувальний вирок.

Якщо обставини, передбачені пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10 частини першої цієї статті, виявляються під час судового провадження, а також у випадку, передбаченому пунктами 2, 3 частини другої цієї статті, суд постановляє ухвалу про закриття кримінального провадження.

{Абзац другий частини сьомої статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законами № 63-VIII від 25.12.2014, № 2213-VIII від 16.11.2017}

8. Закриття кримінального провадження або ухвалення вироку з підстави, передбаченої пунктом 1 частини другої цієї статті, не допускається, якщо підозрюваний, обвинувачений проти цього заперечує. В цьому разі кримінальне провадження продовжується в загальному порядку, передбаченому цим Кодексом.

9. Ухвала суду про закриття кримінального провадження може бути оскаржена в апеляційному порядку.

В любом случае очевидно, что в еврозоне закрепляются близкие к нулю ставки по все более длинным долгам. Что это на самом деле означает для инвесторов и заемщиков?

Красивые отчеты

Здесь надо учитывать не только номинальную процентную ставку, но и реальную (с учетом инфляции). Очень низкая — или даже отрицательная — номинальная процентная ставка может приносить положительный реальный доход инвестору, если цены существенно падают. Японские вкладчики зарабатывают на этом феномене уже более десятилетия, получая более высокие реальные доходы, чем их коллеги в США, несмотря на то что номинальные процентные ставки в Японии намного ниже, чем американские.

Впрочем, номинальные ставки действительно важны. Если их игнорировать, то появляется возможность рисовать красивые отчеты о прибылях, в то время как на балансах медленно накапливаются проблемы.

Поскольку бухгалтерия ведется на основе странной смеси номинальных и рыночных цен, она может легко стать непрозрачной и манипулируемой. Если цены, а значит, и способность обслуживать долги, падают, то реальная долговая нагрузка увеличивается. Однако это становится очевидным лишь в тот момент, когда надо рефинансировать долг или когда вырастают процентные ставки.

В условиях нулевых или почти нулевых процентных ставок у кредиторов есть стимул «продлевать и закрывать глаза» — то есть продлевать долг с подошедшим сроком погашения, с тем чтобы скрыть проблемы должников в течение более длительного времени. Поскольку долг можно рефинансировать по очень низким ставкам, риски при его продлении крайне низки, что позволяет заемщикам, которые в нормальной ситуации считались бы банкротами, сохранять платежеспособность намного дольше. Вообще, если долг можно постоянно продлевать по нулевой ставке, он становится несущественной проблемой. Никто не может стать банкротом, а долг становится де-факто вечным.

Никакой долг не страшен

Японский опыт прекрасно иллюстрирует этот феномен. Государственный долг превышает 200% ВВП и кажется неподъемным. Но обслуживание этого долга обходится всего лишь в 1–2% ВВП, позволяя Японии избегать банкротства. Точно так же и Греция теперь может справиться со своей долговой нагрузкой, равной примерно 175% ВВП, благодаря сверхнизким процентным ставкам и удлинению сроков погашения (они даже больше, чем у японского долга), обеспеченных ее европейскими партнерами.

В целом достаточно низкие процентные ставки позволяют сделать любое соотношение долга к ВВП решаемой проблемой. Именно поэтому в нынешних условиях низких процентных ставок требование Маастрихтского договора ограничивать размер госдолга 60% ВВП становится бессмысленным. И именно поэтому так называемый фискальный пакт, требующий от стран ЕС постоянного прогресса в движении к этому уровню, следует пересмотреть.

На самом деле нулевые процентные ставки меняют само понятие «избыточного долга» для таких стран, как Греция, Ирландия, Португалия и Испания. Эти страны накопили огромные долги во время кредитного бума, который обернулся крахом в 2008 году. Однако стоимость обслуживания этого долга сейчас настолько низка, что она не приводит к тем последствиям, которых можно было бы ожидать в нормальной обстановке: сокращение доходов, торможение экономического роста, чувство неопределенности у инвесторов. Сегодня эти страны могут просто рефинансировать свои обязательства на более длительный срок.

Государственные долговые облигации без сомнения играют значимую роль в глобальной финансовой системе. Но в условиях нулевых процентных ставок необходимо провести переоценку этой роли.

В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 1 П. 3 СТ. 284 НК РФ К НАЛОГОВОЙ БАЗЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ ПО ДОХОДАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ, ПРИМЕНЯЕТСЯ НАЛОГОВАЯ СТАВКА 0 ПРОЦЕНТОВ ПО ДОХОДАМ, ПОЛУЧЕННЫМ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО НА ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ ПОЛУЧАЮЩАЯ ДИВИДЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕ МЕНЕЕ 365 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ НЕПРЕРЫВНО ВЛАДЕЕТ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ 50-ПРОЦЕНТНЫМ ВКЛАДОМ (ДОЛЕЙ) В УСТАВНОМ (СКЛАДОЧНОМ) КАПИТАЛЕ (ФОНДЕ) ВЫПЛАЧИВАЮЩЕЙ ДИВИДЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ДЕПОЗИТАРНЫМИ РАСПИСКАМИ, ДАЮЩИМИ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ДИВИДЕНДОВ, В СУММЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ 50 ПРОЦЕНТАМ ОБЩЕЙ СУММЫ ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДИВИДЕНДОВ. ОАО БЫЛО РЕОРГАНИЗОВАНО В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ООО В 2010 Г. С КАКОГО МОМЕНТА СЛЕДУЕТ ИСЧИСЛЯТЬ СРОК ВЛАДЕНИЯ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО, ПЛАНИРУЮЩЕГО ВЫПЛАТИТЬ ДИВИДЕНДЫ УЧАСТНИКАМ В 2011 Г., В ТОМ ЧИСЛЕ УЧАСТНИКУ, ВЛАДЕЮЩЕМУ БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ПРОЦЕНТАМИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/678 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о правомерности применения налогоплательщиком ставки налога на прибыль 0 процентов к налоговой базе, определяемой по доходам в виде дивидендов, и сообщает следующее. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб. Если российская организация — получатель дивидендов не соответствует вышеуказанным условиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса, такая организация не имеет права применять налоговую ставку 0 процентов при налогообложении дивидендов и согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 Кодекса должна применять к таким доходам налоговую ставку 9 процентов. Как следует из п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме преобразования указанное лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования возникает новое юридическое лицо. При этом у собственника вклада (доли) в уставный (складочный) капитал (фонд) преобразуемой организации право собственности на указанный вклад (долю) прекращается в момент реорганизации, тогда как право собственности на вклад (долю) в уставный (складочный) капитал (фонд) вновь образованной организации возникает в момент ее государственной регистрации. Учитывая изложенное, при исчислении в целях применения пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса срока непрерывного владения на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, созданной в результате преобразования, учитывается срок владения указанным вкладом (долей) с момента государственной регистрации данной организации. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/678

Оставьте комментарий