Ст 5 ФЗ 123


Классификация зон по условиям пожарной безопасности

Открытые пространства, часть или весь объём помещений, где эксплуатируются электроустановки, и в которых обращаются (хранятся, обрабатываются, применяются) горючие вещества классифицируют на пожароопасные и взрывоопасные зоны.

Ст. 17 ТР о ТПБ : классификация пожароопасных и взрывоопасных зон применяется для выбора электротехнического и другого оборудования по степени их защиты, обеспечивающей их пожаровзрывобезопасную эксплуатацию в указанной зоне.

Пункт 20 Правил противопожарного режима в РФ : руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2.1 Классификация пожароопасных зон

Термины и определения, применяемые при классификации пожароопасных зон

Горючие вещества и материалы – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления или образовывать горючие пар, газ или туман.

Горючая жидкость – жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания, и имеющая температуру вспышки выше 61 0 С. ГЖ с температурой вспышки выше 61 0 С, нагретые до температуры вспышки и выше, относятся к взрывоопасным (п. 7.3.12 ПУЭ) .

Температура вспышки – самая низкая температура жидкости, при которой в условиях специальных испытаний над ее поверхностью образуются пары, способные воспламеняться в воздухе от источника зажигания, устойчивое горение при этом не возникает.

Пожароопасная зона – пространство внутри и вне помещений, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут находиться при нормальном технологическом процессе или при его нарушениях (п. 7.4.2 ПУЭ) . Эти зоны характеризуются также отсутствием возможности образования взрывоопасных смесей.

Классификация пожароопасных зон

Классификация ПОЗ приведена в ТР о ТПБ и в ПУЭ , и не имеет существенных отличий. Отличия в определениях классов пожароопасных зон выделены в табл. 2 жирным шрифтом . С учётом положений п. 20 Правил противопожарного режима в практической деятельности необходимо руководствоваться классификацией, приведённой в ТР о ТПБ.

По степени опасности пожароопасные зоны делятся на четыре класса , в порядке убывания пожарной опасности: П-I, П-II, П-IIа, П-III:

Таблица 1

Помещения

П-I

ГЖ с t всп. > 61 о С

П-II

Пыли с НКПВ > 65 г/м 3

П-IIа

ТГМ

Снаружи

П-III

Всё

Таблица 2

Класс зоны

Характеристика зоны по ПУЭ

Характеристика зоны по ТРоТПБ

Примеры

П-I

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки выше 61 ° С

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки 61 и более ° С

Склады минеральных масел; насосные станции по перекачке горючих жидкостей; камеры масляных трансформаторов, выключателей

П-II

Зоны, расположенные в помещениях в которых выделяются горючие пыль или волокна с нижним концентрационным пределом воспламенения более 65 г/м 3 к объему воздуха

Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие пыли или волокна

Деревообрабатывающие, трепальные, чесальные, льноперерабатывающие, ткацкие, прядильные установки; малозапыленные помещения элеваторов

П-IIа

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твердые горючие вещества

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твёрдые горючие вещества в количестве, при котором удельная пожарная нагрузка составляет не менее 1 МДж/м 2

Склады бумаги, древесины, швейных изделий, мебели; библиотеки; музеи; архивы; сборочные цехи деревообрабатывающих предприятий

П-III

Расположенные вне помещения зоны, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки выше 61 °С или твердые горючие вещества

Зоны, расположенные вне зданий, сооружений, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки 61 и более °С или любые твердые горючие вещества

Открытые или под навесом склады минеральных масел; склады каменного угля, торфа, древесины; сливо-наливные эстакады масел

Зоны, в которых горючие вещества сжигаются или утилизируются путем сжигания, не относятся в части их электрооборудования к пожароопасным (п. 7.4.7 ПУЭ).

Зоны в помещениях вытяжных вентиляторов, обслуживающих помещения с пожароопасными зонами класса П-II, относятся также к зонам класса П-II. Зоны в помещениях вентиляторов местных отсосов относятся к пожароопасным зонам того же класса, что и обслуживаемая ими зона (п. 7.4.8 ПУЭ).

При размещении в помещениях и вне помещений единичного пожароопасного оборудования, зона в пределах 3 м по горизонтали и вертикали от него считается пожароопасной.

2.2 Классификация взрывоопасных зон

Классификация ВОЗ приведена в ТР о ТПБ и в ПУЭ . При этом, в отличие от пожароопасных зон, данная классификация имеет существенные различия, как по обозначению классов взрывоопасности зон, так и в подходе к их определению.

ТР о ТПБ при классификации ВОЗ следует руководствоваться для объектов, запроектированных после его вступления в силу (01.05.2009). Для остальных объектов классификация зон проводилась по ПУЭ, в связи с чем в настоящее время действуют две системы классификация ВОЗ.

2.2.1. Классификация взрывоопасных зон по ПУЭ (шестое издание)

Термины и определения, применяемые для классификации ВОЗ по ПУЭ (п.п. 7.3.2-7.3.35)

Взрыв – быстрое преобразование веществ (взрывное горение), сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить работу (п. 7.3.2).

Легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ) – жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61 0 С (п. 7.3.11).

Взрывоопасная смесь – смесь с воздухом горючих газов, паров ЛВЖ, горючих пыли или волокон с нижним концентрационным пределом воспламенения не более 65 г/м 3 при переходе их во взвешенное состояние, которая при определенной концентрации способна взорваться при возникновении источника инициирования взрыва. К взрывоопасным относятся также смесь горючих газов и паров ЛВЖ с кислородом или другим окислителем (п. 7.3.18).

Верхний и нижний концентрационные пределы воспламенения – соответственно максимальная и минимальная концентрации горючих газов, паров ЛВЖ, пыли или волокон в воздухе, выше и ниже которых взрыва не произойдет даже при возникновении источника инициирования взрыва.

Взрывоопасная зона – помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в которых имеются или могут образовываться взрывоопасные смеси.

Взрывоопасные зоны делятся на 6 классов взрывоопасности:

Класс Зоны

Характеристика зоны

Примеры

В-I

(п. 7.3.40) Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие газы или пары ЛВЖ в таком количестве и с такими свойствами, что они могут образовывать с воздухом ВОС при нормальных режимах работы

Загрузка и разгрузка технологических аппаратов; хранение или переливание ЛВЖ, находящихся в открытых ёмкостях; установки приготовления резинового клея, получения ацетилена.

В-Iа

(п. 7.3.41) Зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации ВОС горючих газов или паров ЛВЖ не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей

Помещения для хранения баллонов с горючими газами; насосные

станции по перекачке ЛВЖ и горючих газов.

В-Iб

(п. 7.3.42) Зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации ВОС горючих газов или паров ЛВЖ не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей и которые отличаются одной из следующих особенностей:

1. Горючие газы обладают высоким НКПВ (15% и более) и резким запахом.

Помещения аммиачных компрессорных установок

2. Помещения производств, связанных с обращением водорода, где исключается образование ВОС в объеме, превышающем 5% свободного объема помещения, и имеют взрывоопасную зону только в верхней части помещения

Помещения электролиза воды,

зарядные станции аккумуляторов

3. Помещения с небольшим количеством ГГ и ЛВЖ, недостаточном для образование ВОС в объёме, превышающем 5% свободного объёма помещения

Лабораторные помещения

В-Iг

(п. 7.3.43) Пространства у наружных установок, содержащих горючие газы, или ЛВЖ, а также у проёмов в наружных ограждающих конструкциях помещений с ВОЗ В-I, B-Ia, B-II.

Надземные и подземные резервуары с ЛВЖ и ГГ;

эстакады для слива и налива ЛВЖ

В-II

(п. 7.3.45) Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна, способные образовывать с воздухом ВОС при нормальных режимах работы.

Помещения тепловых электростанций и котельных по разгрузке угля и торфа, приготовления угольной и торфяной пыли

В-IIа

(п. 7.3.46) Зоны в помещениях, в которых опасные состояния, указанные для предыдущего кнс класса взрывоопасности, возможны только в результате аварий или неисправностей.

Помещения топливоподачи торфа, угля.

Размеры взрывоопасных зон:

  • в помещениях (п. 7.3.39) :
    1. весь объем помещения, если объем ВОС превышает 5% свободного объема помещения;
    2. 5 м по горизонтали и вертикали от технологического аппарата, из которого возможно выделение горючих газов или паров ЛВЖ, если объем ВОС равен или менее 5% свободного объема помещения;
  • вне помещений – по горизонтали и вертикали: (п.7.3.44) :
    1. 0,5 м – от проемов за наружными ограждающими конструкциями со взрывоопасными зонами кнс классов взрывоопасности В-I; В-Iа; В-II;
    2. 3 м:
      • от закрытого технологического аппарата, содержащего горючие газы или ЛВЖ;
      • от вытяжного вентилятора, установленного снаружи и обслуживающего помещения со взрывоопасными зонами любого класса;
      • от запорной арматуры и фланцевых соединений трубопроводов с ГГ и ЛВЖ;
    3. 5 м:
      • от устройств для выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей и технологических аппаратов с горючими газами или ЛВЖ;
      • от расположенных на ограждающих конструкциях зданий устройств для выброса воздуха из систем вытяжной вентиляции помещений с взрывоопасными зонами любого класса;
    4. 8 м – от резервуаров с ЛВЖ или ГГ, а при наличии обвалования – в пределах всей площади внутри обвалования;
    5. 20 м – от места открытого слива и налива ЛВЖ.

2.2.2 Классификация взрывоопасных зон по ТР о ТПБ (ст. 19)

Термины и определения, применяемые для классификации ВОЗ по ТР о ТПБ

Взрывоопасная среда – смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде газа, пара, пыли, волокон или летучих частиц, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Взрывоопасная газовая среда – смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде газа или пара, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Взрывоопасная пылевая среда – смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде пыли или летучих частиц, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Пожароопасная (взрывоопасная) зона – часть замкнутого или открытого пространства, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут находиться при нормальном режиме технологического процесса или его нарушении (п. 30 ст. 2 ТР о ТПБ) .

Классификация взрывоопасных зон

0-й класс взрывоопасности – зоны, в которых взрывоопасная смесь газов или паров жидкостей с воздухом присутствует постоянно или хотя бы в течение одного часа.

1-й класс взрывоопасности – зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования выделяются горючие газы или пары легковоспламеняющихся жидкостей, образующие с воздухом взрывоопасные смеси.

2-й класс взрывоопасности – зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси газов или паров жидкостей с воздухом, но возможно образование такой взрывоопасной смеси газов или паров жидкостей с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

20-й класс взрывоопасности – зоны, в которых взрывоопасные смеси горючей пыли с воздухом имеют нижний концентрационный предел воспламенения менее 65 граммов на кубический метр и присутствуют постоянно.

21-й класс взрывоопасности – зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальном режиме работы оборудования выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна, способные образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации 65 и менее граммов на кубический метр.

22-й класс взрывоопасности – зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси горючих пылей или волокон с воздухом при концентрации 65 и менее граммов на кубический метр, но возможно образование такой взрывоопасной смеси горючих пылей или волокон с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

Соответствие классов взрывоопасных зон по ПУЭ и Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности

Вещества, образующие с воздухом взрывоопасные смеси

ПУЭ

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Горючие газы, пары ЛВЖ

В-I

В-Iа

В-Iб

В-Iг

1 или 2

Горючие пыли, волокна

В-II

В-IIа

Примеры определения класса пожаро- и взрывоопасной зоны

Пример 1. Цех получения дивинила. Технологический процесс протекает по непрерывному циклу при соответствующей герметизации аппаратов.

  1. По условиям технологии применяется дивинил . Пожароопасные свойства дивинила: горючий газ, t сам = 430 0 С, КПРП 2,0-11,5 % об.
  2. Согласно п. 7.3.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона.
  3. Технологический процесс получения дивинила непрерывен и аппараты герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ в данном цехе присутствует взрывоопасная зона класса В-Iа.
  4. Согласно статье 19 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в помещении цеха имеется взрывоопасная зона 2-го класса.

Пример 2. Насосная бензина А-66. Технологический процесс перекачки бензина закрытый, насосы герметичны.

  1. Согласно бензин имеет t всп = -39 0 С, КПРП 0,76-5,0 % об., и согласно п. 7.3.11 ПУЭ является легковоспламеняющейся жидкостью.
  2. Согласно п.п. 7.2.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона.
  3. Технологический процесс перекачки бензина закрытый, насосы герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ в данной насосной присутствует взрывоопасная зона класса В-Iа.
  4. Согласно статье 19 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в помещении насосной имеется взрывоопасная зона 2-го класса.

Пример 3. Помещение насосной и разливочной подсолнечного масла.

  1. Согласно подсолнечное масло имеет t всп = 204 0 С, следовательно, согласно п. 7.3.12 ПУЭ является горючей жидкостью и не относится к ЛВЖ.
  2. Согласно п. 7.4.3 ПУЭ и статьи 18 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в данном помещении присутствует пожароопасная зона класса П-I.

Пример 4. Насосная гептана. Технологический процесс перекачки закрытый, насосы герметичны.

  1. Согласно гептан (С 7 Н 16 ) – легковоспламеняющаяся жидкость, t всп = -4 0 С, КПРП 1,07-6,7 % об.
  2. Согласно п.п. 7.3.11, 7.2.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона, так как присутствует ЛВЖ.
  3. Технологический процесс перекачки гептана закрытый, насосы герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ данная зона относится к классу В-Iа.
  4. Согласно статье 19 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в помещении цеха присутствует взрывоопасная зона 2-го класса.

Литература:

  1. Черкасов В.Н., Костарев Н.П. Пожарная безопасность электроустановок: учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. -377 с.
  2. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  3. Правила устройства электроустановок. СПб.: Издательство ДЕАН, 2003. – 928 с.
  4. Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
  5. ГОСТ Р 51330.9-99 (МЭК 60079-10-95). Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон.
  6. ГОСТ Р 51330.19-99 (МЭК 60079-20-96). Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 20. Данные по горючим газам и парам, относящиеся к эксплуатации электрооборудования.
  7. ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007. Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования.
  8. ГОСТ Р МЭК 61241.10-2007. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 10. Классификация зон, где присутствует или может присутствовать горючая пыль.
  9. ГОСТ Р 52350.10-2005 (МЭК 60079-10: 2002). Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон.
  10. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Асс. «Пожнаука», 2004. – Ч. I. – 713 с.
  11. ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

Необходимо определить категорию помещения или класс зоны помещения по взрывопожарной опасности? Компания «Пожарный Эксперт» проводит расчеты категорий зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. По всем вопросам обращайтесь по телефону (473) 280-20-01. Более подробная информация на сайте https://pogexpert.ru

Аварийный выход — дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Безопасная зона — зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Вероятность воздействия опасных факторов пожара — Математическая величина возможности воздействия опасных факторов пожара с заранее заданными значениями их параметров (по ГОСТ 12.1.033-81).

Время начала эвакуации — интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Критическая продолжительность пожара — время, в течение которого достигается предельно допустимое значение опасного фактора пожара в установленном режиме его изменения (по ГОСТ 12.1.004-91*)

Маломобильные группы населения (МГН) -люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. (по СП 59.13330.2012).

Необходимое время эвакуации — время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара (Источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Необходимое время эвакуации рассчитывается как произведение критической для человека продолжительности пожара на коэффициент безопасности. Предполагается, что каждый опасный фактор воздействует на человека независимо от других (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Объекты с массовым пребыванием людей — пребывание 50 и более человек (по ППР №390 п.5).

Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

План эвакуации — документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара (по ГОСТ 12.1.033-81).

План эвакуации — План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации. (по СП 3.13130.2009).

Спасение — представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении
непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется
самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально
обученного персонала, в том числе с использованием спасательных
средств, через эвакуационные и аварийные выходы (СП 1.13130.2009)

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

Пожарная профилактика — комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара.

Система предотвращения пожара — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение условий возникновения пожара.

Система противопожарной защиты — совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

Первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

Координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности;

Противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;

Обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;

Управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности.

Генеральный план (Генплан) — часть проекта, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства объекта строительства, размещения зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания.

Узел промышленный — группа предприятий, размещенных на одной территории, с общими коммуникациями, инженерными сооружениями, вспомогательными производствами и хозяйствами, а при соответствующих условиях — с кооперированием основных производств.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная опасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная опасность веществ и материалов — состояние веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения горения или взрыва веществ и материалов.

Пожарный отсек — часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара.

Предел огнестойкости конструкции — промежуток времени от начала огневого воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) предельных состояний.

Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений и отсеков.

Противопожарная преграда — строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.

Верхняя зона помещения — зона помещения, расположенная выше обслуживаемой или рабочей зоны.

Взрывоопасная смесь: Смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;

Воздушный затвор: Конструктивный элемент этажного ответвления воздуховода от вертикального коллектора, обеспечивающий разворот потока газов (продуктов горения), перемещаемых в воздуховоде, в противоположном (обратном) направлении для предотвращения задымления вышележащих этажей.

Дымоприемное устройство: Проем или отверстие в канале системы вытяжной противодымной вентиляции с установленной в них сеткой или решеткой или с установленным в них дымовым люком или нормально закрытым противопожарным клапаном.

Дымовой канал (дымовая труба): Вертикальный канал прямоугольного или круглого сечения для создания тяги и отвода дымовых газов от теплогенератора (котла), печи вверх в атмосферу.

Дымоход: Канал, по которому осуществляется движение продуктов горения внутри печи.

Дымоотвод: Канал для отвода дымовых газов от теплогенератора до дымового канала или наружу через стену здания.

Дымовая зона: Часть помещения, защищаемая автономными системами вытяжной противодымной вентиляции, конструктивно выделенная из объема этого помещения в его верхней части при применении систем с естественным побуждением.

Дымовой люк (фонарь или фрамуга): Автоматически и дистанционно управляемое устройство, перекрывающее проемы в наружных ограждающих конструкциях помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией с естественным побуждением тяги.

Клапан противопожарный: Автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности:

— нормально открытый (закрываемый при пожаре);

— нормально закрытый (открываемый при пожаре);

— двойного действия (закрываемый при пожаре и открываемый после пожара).

Клапан дымовой: Клапан противопожарный нормально закрытый, имеющий предельное состояние по огнестойкости, характеризуемое только потерей плотности, и подлежащий установке непосредственно в проемах дымовых вытяжных шахт в защищаемых коридорах.

Помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся непрерывно более двух часов.

Противодымная вентиляция: Регулируемый (управляемый) газообмен внутреннего объема здания при возникновении пожара в одном из его помещений, предотвращающий поражающее воздействие на людей и (или) материальные ценности распространяющихся продуктов горения, обусловливающих повышенное содержание токсичных компонентов, увеличение температуры и изменение оптической плотности воздушной среды.

Водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Пожарный шкаф: Вид пожарного инвентаря, предназначенного для размещения и обеспечения сохранности технических средств, применяемых во время пожара.

Многофункциональный интегрированный пожарный шкаф: Вид пожарного инвентаря, предназначенного для размещения и обеспечения сохранности первичных средств пожаротушения, индивидуальной защиты, спасения людей и материальных ценностей.

Пожарный кран; ПК: Комплект, состоящий из клапана ПК, установленного на внутреннем противопожарном водопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также из пожарного рукава с ручным пожарным стволом.

Клапан пожарного крана: Запорный клапан, установленный в системе внутреннего противопожарного водопровода и предназначенный для открытия потока воды в ПК.

Модуль: Унифицированная единица, входящая составной частью в совокупность сборочных единиц, оформленная конструктивно как самостоятельное изделие.

Пожарный ствол — устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования и направления огнетушащих струй.

Огнетушитель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска запасенного огнетущащего вещества.

Пожарный гидрант — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.

Электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (по ПУЭ).

Открытые или наружные электроустановки — электроустановки, не защищенные зданием от атмосферных воздействий.

Электроустановки, защищенные только навесами, сетчатыми ограждениями и т.п., рассматриваются как наружные (по ПУЭ).

Закрытые или внутренние электроустановки — электроустановки, размещенные внутри здания, защищающего их от атмосферных воздействий (по ПУЭ).

Помещения с химически активной или органической средой — помещения, в которых постоянно или в течение длительного времени содержатся агрессивные пары, газы, жидкости, образуются отложения или плесень, разрушающие изоляцию и токоведущие части электрооборудования (по ПУЭ).

Номинальное значение параметра — указанное изготовителем значение параметра электротехнического устройства (по ПУЭ).

Напряжение переменного тока — действующее значение напряжения (по ПУЭ).

Напряжение постоянного тока — напряжение постоянного тока или напряжение выпрямленного тока с содержанием пульсаций не более 10 % от действующего значения (по ПУЭ).

Взрывобезопасное электрооборудование — взрывозащищенное электрооборудование (электротехническое устройство), в котором взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при признанных вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме повреждений самих средств взрывозащиты (по Российская энциклопедия по охране труда).

Устройство защитного отключения (УЗО) — механический коммутационный аппарат (или совокупность элементов), который при достижении (превышении) током заданного значения вызывает размыкание контактов. УЗО предназначены для того, чтобы избежать пожара или поражения человека электрическим током. Входят в комплект вводно-распределительных устройств (ВРУ), вводных и распределительных щитов, устанавливаемых в общественных и жилых зданиях, производственных помещениях и т. д. (по Российской энциклопедии по охране труда).

Система предотвращения пожара — комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты(ФЗ №123)

Пожарная опасность — Возможность возникновения и/или развития пожара (по ГОСТ 12.1.033-81).

Температура вспышки — самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары или газы, способные вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования недостаточна длявозникновения устойчивого горения (источник: Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд. в 2 книгах. — М., Химия, 1990.).

Температура самовоспламенения — самая низкая температура вещества, при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций, заканчивающихся пламенным горением (источник: Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд. в 2 книгах. — М., Химия, 1990.).

Нижний концентрационный предел распространения пламени (предел воспламенения) — это такая доля горючего в смеси с окислителем, с уменьшением которой смесь становится не способной к распространению пламени (источник: Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд. в 2 книгах. — М., Химия, 1990.).

Верхний концентрационный предел распространения пламени — это такая доля горючего в смеси с окислителем, с увеличением которой смесь становится не способной к распространению пламени (источник: Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд. в 2 книгах. — М., Химия, 1990.).

Температурные пределы распространения пламени — это значения температур, при которых насыщенные пары вещества образуют в смеси с окислителем концентрации, равные соответственно нижнему (нижний температурный предел tнп) или верхнему (верхний температурный предел концентрационным пределам распространения пламени (источник: Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. и др. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд. в 2 книгах. — М., Химия, 1990.).

Пожарная нагрузка — Количество теплоты, отнесенное к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещении или здании при пожаре (СП 12.13130.2009).

Очаг пожара — Место первоначального возникновения пожара (по ГОСТ 12.1.033-81*).

Локализация пожара — Действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его успешной ликвидации имеющимися силами и средствами (по ГОСТ 12.1.033-81*).

Ликвидация пожара — Действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения (по ГОСТ 12.1.033-81*).

Огнетушащее вещество — Вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения (по ГОСТ 12.1.033-81*).

Пожарная охрана — Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).

Пожарная техника — Технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара (по ГОСТ 12.2.047-86).

Пожарная машина — Транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для использования при пожаре, транспортировке огнетушащих средств (по ГОСТ 12.2.047-86).

Пожарное оборудование — Оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения, а также средства технического обслуживания этого оборудования (по ГОСТ 12.2.047-86).

Пожарный ствол — Устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования и направления огнетушащих струй (по ГОСТ 12.2.047-86).

Вероятность возникновения пожара — Математическая величина возможности появления необходимых и достаточных условий возникновения пожара (по ГОСТ 12.1.033-81*).

Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (по ФЗ «О пожарной безопасности»).

Пожарная опасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара; (источник: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).

Пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара; (источник: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).

Государственный пожарный надзор (ГПН) — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (источник: Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Экспертиза в области пожарной безопасности — определение уровня пожарной безопасности предполагаемого строительства в сравнении с выработанной нормативной базой, имеющимися образцами и с учётом предлагаемых решений.

Диана Полетаева

Пока Москва самоизолирована под угрозой штрафов всех уровней, расчерчена бордюрными камнем и полутораметровыми расстояниями, заражена, но показательно готова к любым сценариям эпидемии, её накрыло не только «стеклянным колпаком «повышенной готовности», но и «медным тазом» рукотворного российского Скайнета.

Если верить п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», добрый ламповый Скайнет возьмёт москвичей в свои заботливые руки с 1 июля 2020 года.

Дата кажется неслучайной. Вдруг к этому времени тёплые и яркие солнечные лучи, внедрившись в тело через кожу (по Трампу), осилят уханьского вирусного гастролёра и граждане начнут забывать случившееся (по Пескову) … А информации о потрепанных болезнью организмах к тому моменту будет накоплено предостаточно. Её можно взболтать (но не смешивать) с прочими медицинскими, статистическими данными о жителях, в результате чего получится солидная база данных. И если персональные данные — новая нефть, то отчего бы не использовать искусственный интеллект как новый крекинг-процесс?

Для легитимации вмешательства устанавливается «экспериментальный правовой режим». Смелый филологический ход! Нет скидок на общестрановую аллергическую реакцию на слово «эксперимент» и, тем паче, на слово «режим». Срок проведения эксперимента подходящий — пять лет (с 1 июля 2020 года).

Закон писали люди вдумчивые, интеллигентные. Поэтому есть и цели, и задачи, и принципы. Всё как в учебнике.

Самая занимательная для поборников гражданских прав и свобод часть Федерального закона от 24.04.2020 № 123-ФЗ — это п. 5 ст. 2: «Результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В тексте чувствуется мысль гениального Азимова, чей Нулевой закон робототехники гласит: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред».

Наш законодатель, видимо, тоже читал Азимова и тоже не может «бездействием допустить». Потому и не бездействует в активной форме — введением «экспериментального правового режима специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта».

Понятийный аппарат Закона — родной брат понятийного аппарата Указа Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

В Законе мы встречаем аккуратно переписанные из Указа № 490 строки:

«искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

технологии искусственного интеллекта — технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта)».

Как и в случае с Указом, недостаточная гражданская сознательность рождает у нас риторические вопросы:

  1. Почему порой даже «Википедия» справляется с правилами логики лучше, отрицая идолов современного законодателя — тавтологию, пространность и «авторский язык»?
  2. Что означает «сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека»? Результаты чьей интеллектуальной деятельности будут взяты за максимум? Скайнета? (и ведь он тут же решит, что человек — минимум — лишний)
  3. Кто в рамках упомянутого «минимума» сможет точно отделить потребность гражданина в килограмме картошки от потребности в принудительном лечении?

Продвигаясь по руслу идеи законодателя, обнаруживаем, что имеются «участники экспериментального правового режима», определяемые как «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона».

То есть проявляются бенефициары идеи (помимо системы госуправления).

Круг «избранных» будет очерчен строго. Сделает это «уполномоченный орган», которым является «орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, уполномоченный на координацию мероприятий экспериментального правового режима, а также на осуществление иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом» по правилам ст. 5 Закона.

Тут — исключительно ввиду нашей визионерской слабости и гражданской несознательности — перед глазами встаёт совершенно гоголевская картина, в которой Мэрия Москвы в образе Хомы Брута чертит мелом по брусчатке круг … Мы мысленно крестимся, сплёвываем три раза через плечо и читаем Закон дальше.

«Уполномоченный орган» определит:

  • порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.

Наступает, наконец, понимание, что обрабатывать искусственный интеллект будет всё же не данные о закупках полезных для города средств ограждения и дорожных покрытий, а цифровую тень жителей «нашего городка». Значит тезис о том, что «результатом… не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан», неслучаен.

И действительно:

«Целями установления экспериментального правового режима являются:

  1. обеспечение повышения качества жизни населения;
  2. повышение эффективности государственного или муниципального управления;
  3. повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта;
  4. формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима».

«Основными принципами установления экспериментального правового режима являются:

  1. прозрачность экспериментального правового режима;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства;
  3. недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта».

Уверения благородные. Но прочтение Закона не оставляет впечатления, что гражданин хоть где-то становится субъектом, а не донором цифрового материала.

Следует это прямо из финальных пассажей Закона:

«Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» … следующие изменения: …
«9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом;»;
2) в статье 10:

а) в части 1 слова «частью 2» заменить словами «частями 2 и 2.1»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.».

То есть вывод один: цифровая «Тень, знай своё место»!

При этом все практикующие в сфере защиты персональных данных юристы понимают, что нет ничего прекраснее и лживее химеры «обезличивания» в законодательстве.

Как гласит подп. 9) ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Роскомнадзор в Приказе от 05.09.2013 № 996 разъяснил, что к наиболее перспективным и удобным для практического применения относятся следующие методы обезличивания:

  • метод введения идентификаторов (замена части сведений (значений персональных данных) идентификаторами с созданием таблицы (справочника) соответствия идентификаторов исходным данным);
  • метод изменения состава или семантики (изменение состава или семантики персональных данных путем замены результатами статистической обработки, обобщения или удаления части сведений);
  • метод декомпозиции (разбиение множества (массива) персональных данных на несколько подмножеств (частей) с последующим раздельным хранением подмножеств);
  • метод перемешивания (перестановка отдельных записей, а также групп записей в массиве персональных данных).

Затем Регулятор прошёлся по свойствам каждого метода, на «белую нитку» пришив много общих выражений об «обратимости» и о том, что «требуется». Дальше — тишина.

Законодатель до сих пор не рассказал нам (с достаточной степенью определённости):

  • куда испарятся исходные данные нашей цифровой личности;
  • как будет обеспечена конфиденциальность, если что-то не «перемешается»;
  • кто ответит в случае, если цифровая личность не прикроется фиговым листом обезличивания на достаточном уровне.

На фоне сообщений о масштабных утечках персональных данных пока не случалось объявлений о том, что они, дескать, были обезличены. И если принять во внимание, что речь идёт, в том числе, о медицинских данных граждан, удар может оказаться несопоставимо бо’льшим и болезненным.

Если уж законодатель относится к гражданину как к донору цифрового материала, без излишних рефлексий, то что говорить про простого обработчика данных, когда речь зайдёт о манящем предложении, скажем, даркнета.

Нужно понимать, что — с большой долей вероятности — «всех посчитают» и «всех продадут» минимум дважды: участникам эксперимента (легально) и любым заинтересованным лицам (нелегально). Перспектива менее переливчатая, чем восходящая заря искусственного интеллекта.

И мы бы даже впали в уныние (на втором месяце самоизоляции), если бы не пассаж законодателя в виде ст. 6 Закона:

«Координационный совет экспериментального правового режима

  1. В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима, в том числе мониторинга экспериментального правового режима, образовывается координационный совет экспериментального правового режима.
  2. Положение о координационном совете экспериментального правового режима и его состав утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации. По предложению Правительства Российской Федерации в состав координационного совета экспериментального правового режима включаются представители федеральных органов исполнительной власти.
  3. Координационный совет экспериментального правового режима участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы по вопросам, связанным с установлением экспериментального правового режима, а также вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального правового режима в процессе и по итогам применения специального регулирования. По результатам проведения эксперимента координационный совет экспериментального правового режима подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации».

Кажется, Скайнет начинает обрастать какой-то дартвейдеровщиной с «Имперским маршем»…

Гротеск усиливается и начинает искрить.

I Д.А. Бесперстов // D.A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

I Е.А. Попова // Ye.A. Popova

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO «Kemerovo State University», 650056, Kemerovo

I А.Н. Кроль // A.N. Krol’ anna.krol.79@mail.ru

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

I В.В. Романова // V.V. Romanova romvvaer@mail.ru

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

УДК 31+614.841.315

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ ANALYSIS OF NORMATIVE-TECHNICAL COLLISIONS IN MODERN CONDITIONS WHEN FULFILLING THE FIRE SAFETY REQUIREMENTS PROBLEMS, SOLUTIONS

Несмотря на положительную тенденцию в нормативно-техническом регулировании, возник вопрос о необходимости выполнения требований, которые ранее были обязательными, а в настоящее время рекомендательными. В отношении таких объектов законодатель определил, что если техническим регламентом установлены более высокие требования, то возможно выполнение ранее установленных норм. В свою очередь, если проведен капитальный ремонт или реконструкция объекта, то необходимо выполнение современных действующих требований. Таким образом возникли ряд вопросов, решение которых необходимо проводить безотлагательно. Также требования пожарной безопасности в ряде случаев имеют не однозначную интерпретацию. Возникшие вопросы фактически и являются коллизиями, в силу противоречий. Противоречия или неоднозначность требований могут быть неверно истолкованы и являться дополнительными нормативными барьерами при выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей.

В статье изложены проблемы реализации современных законодательных требований в области пожарной безопасности к объектам защиты предложен порядок устранения нормативно-

технических противоречий в области пожарной безопасности.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РИСК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПОЖАРОВ, НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, НОРМАТИВНЫЕ КОЛЛИЗИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Key words: FIRE SAFETY, FIRE SAFETY RISK, REGULATORY REQUIREMENTS, TECHNICAL RULES, REGULATORY CONFLICTS, TECHNICAL CONFLICTS, ECONOMIC GROWTH, SOCIAL DEVELOPMENT.

Как в прошлом, так и в наши дни проблема обеспечения пожарной безопасности остается открытой. Изменился подход к данной проблеме. Введены критерии по определению применяемого уровня пожаробезопасности. В Российской Федерации наиболее всеохватывающей оценкой соответствия объектов защиты является федеральный государственный пожарный надзор. Данным надзором проводятся соответствующие проверки. Так согласно сведениям, изложенным на сайте со статистическими показателями МЧС России, за 2018 год проведено 39425 проверок в области пожарной безопасности, проведенных инспекторами пожарного надзора. По результатам проверок вручены предписания по 20980 объектам. Фактически на 53 % объектов пожарная безопасность надлежащим образом не обеспечивается .

Данная ситуация зачастую возникает по причине ненадлежайшей деятельности организаций по обеспечению пожаробезопасности объектов. Вместе с тем ведут свою деятельность и добросовестные руководители, на пути которых возникают нормативно-технические коллизии при выполнении противопожарных норм и правил.

В связи с развитием в нашей стране технического регулирования и возможным выполнением ряда норм на добровольной основе, технические регламенты стали основополагающими требованиями 2, 3]. То есть фактически технические регламенты явились нормативно-правовыми актами с обязательными требованиями, своды правил и национальные стандарты — нормативные документы с добровольными положениями.

Данное обстоятельство позволило производителям и собственникам товаров и объектов быть более конкурентоспособными за счет возможности удовлетворения потребителей большей разнообразностью продукции. Безусловно, должно выполняться одно условие — условие безопасности. Техническое регулирование привело и к разнообразию форм оценок соответствия, и как следствие, к разнообразию критерий. Как правило, данные формы и критерии не взаимозаменяют, не исключают друг друга, а дополняют. Применение различных форм оценок

соответствия объекта защиты позволяет всесторонне рассмотреть и изучить объект, установить альтернативные, более эффективные решения, чем те которые изложены в нормах.

Несмотря на положительную тенденцию в нормативно-техническом регулировании, возник вопрос о необходимости выполнения требований, которые ранее были обязательными, а в настоящее время рекомендательными. В отношении таких объектов законодатель определил, что если техническим регламентом установлены более высокие требования, то возможно выполнение ранее установленных норм. В свою очередь, если проведен капитальный ремонт или реконструкция объекта, то необходимо выполнение современных действующих требований 2].

Так возникл ряд вопросов, решение которых необходимо проводить безотлагательно. Возникшие вопросы фактически и являются коллизиями, в силу противоречий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Как понять термин: «более высокие требования»?

К примеру, установка противодымных дверей позволит задержать опасные факторы пожара. Вмести с этим, дополнительные двери будут являться дополнительными препятствиями эвакуации людей при возникновении пожара.

Также, с одной стороны размещение первичных огнетушащих средств является необходимым требованием пожаробезопасности, с другой стороны их применение увеличит время начала эвакуации, т.к. появляется риск самостоятельного применения огнетушителей. То же самое можно сказать про размещение в зданиях и сооружениях пожарных кранов.

2. Почему необходимо выполнение норм, которые применялись до вступления в силу технического регламента? Зачастую данные нормативные акты в настоящее время утратили силу, да и в самих нормах не определено их действие до или после начала деятельности объекта.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, имеющую наивысшую юридическую силу в стране, все граждане имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности . В данной ситуации уровень обеспечения пожарной безопасности людей, находящихся в зданиях и сооружениях, введенных

в эксплуатацию до и после вступления в силу технического регламента по пожарной безопасности, не одинаков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Особый вопрос возникает в том, что при проведении ремонта, капитального характера, на объекте применяются современные требования, установленные техническим регламентом в объеме работ, проведенного ремонта. Так при проведении капитального ремонта, в настоящее время, например, на 5-м этаже 10-ти этажного здания введенного в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента по безопасности в области недопущения пожаров, то на 5-м этаже будут предъявляться требования по-жаробезопасности, установленные техническим регламентом, для остальных этажей будут установлены требования, действующие до введения в действие соответствующего регламента.

Вместе с тем отсутствует однозначность к условию соответствия объекта требованиям безопасности в области пожарной безопасности. Так считается, что пожаробезопасность обеспечивается при выполнении одного из следующих двух условий:

1. Должен быть проведен комплекс мероприятий, изложенный в техническом регламенте, а также риски должны соответствовать минимально необходимым значениям.

2. По аналогии с вышеизложенным условием, при выполнении всех требований технического регламента. Вместе с этим должны быть выполнены мероприятия, приведенные в документах, являющихся нормативными по пожаро-безопасности . Как мы видим расчет пожарных рисков приравнен к требованиям, изложенным в нормах. То есть речь идет о сопоставлении и приравнивании независимых друг от друга документов. Так в исходные данные по расчетам пожарных рисков входят далеко не все параметры, изложенные в нормативных документах. Для устранения данной коллизии в методику по определению расчетных величин пожарного риска необходимо внесены изменения в части тех фактов, которые позволят получить результаты с учетом проведенных расчетов риска, то есть данные работы необходимо учитывать в части объектов, которые рассматривались .

К данным вопросам можно добавить необходимость устранения противоречий, имеющихся в нормативных актах, когда требования в одном документе отличаются от требований другого. Так, в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности устанавливаются временные рамки прибытия пожарных подразделений в городских окру-

гах 10 минут, в сельских поселениях — 20 минут , что противоречит Конституции Российской Федерации, которая дает равное право на жизнь каждому человеку, независимо от места его проживания .

Другой пример, правила противопожарного режима в Российской Федерации категорически запрещают хранение баллонов с горючими газами в жилье . Вместе с этим сводами правил по газораспределительным системам, хранение баллонов с газом в квартирах разрешается при определенных условиях .

Противоречия имеют место в законодательных актах Российской Федерации в части, касающейся реализации полномочий органами местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на вверенной им территории. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о выполнении органами местного самоуправления вопросов городского поселения относится к требованиям по обеспечению пожаробезопасности населения, являющихся первичными . В свою очередь, регламентом, являющегося техническим в области обеспечения пожаробезопасности объектов к первичным мерам отнесено 9 мероприятий. Законодательством же по пожарной безопасности уменьшено количество первичных мер до 3-х .

Рассмотрев ряд нормативно-технических коллизий можно предложить следующую схему порядка их устранения (схема 1).

Согласно представленной схеме в целях устранения ранее рассмотренных нормативно-технических коллизий в области пожарной безопасности необходимо, чтобы требования национальных стандартов и сводов правил были сопоставимы с расчетной методикой по оценке пожарного риска. В свою очередь, связующим звеном между современными требованиями и требованиями, действующими до вступления в силу технического регламента о требованиях по-жаробезопасности, предлагается проектно-смет-ная документация на объект защиты. Выполнение данной документации актуально по причине того, что она действует на всех этапах жизненного цикла объекта с учетом действующих норм в области пожарной безопасности, соответствующих текущему периоду времени. Актуальность проблемы устранения нормативно-технических коллизий очевидна и заключается в том, что при наличии противоречий не обеспечивается надлежащим образом безопасность людей, предоставленная им конституционным правом. Также требования пожарной безопасности в ряде случаев имеют не однозначную интерпретацию.

Схема 1 — Порядок устранения нормативно-технических коллизий в области пожарной безопасности Scheme 1 — Procedure for resolving regulatory and technical conflicts in the field of fire safety

Противоречия или неоднозначность требований могут быть неверно истолкованы и являться дополнительными нормативными барьерами при выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей.

Малоэффективные мероприятия приводят к дополнительным финансовым затратам. Особенно остро данная проблема стоит перед добросовестными организациями, которые готовы проводить весь необходимый комплекс противопожарных мероприятий. Они заинтересованы в выполнении всех актуальных для их объектов требований, которые установлены соответствующими нормами по пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации.

Собственники объектов, которые нарушают противопожарные требования, не заботятся об обеспечении безопасности своих работников. Не добросовестные организации не заинтересованы в актуальности норм, в силу своей неисполнительности и низкой культуры безопасности.

Предприятия, нарушающие нормы в области пожарной безопасности, не заботившиеся о безопасности своих работников, не заинтересованы в актуальности норм в силу их неисполнения.

Сложившаяся ситуация приводит не только к неравным социальным правам граждан, обусловленным различными подходами рабо-

тодателей к безопасности своих работников, но и экономически не равным условиям деятельности предприятий. Организации готовы в разной степени выполнять требования по пожарной безопасности в зависимости от социальной грамотности собственников предприятий. Это указывает на неравную конкурентоспособность организаций. Добросовестные предприятия несут дополнительные убытки, затрачиваемые на противопожарные мероприятия, которые при возникновении пожара не дадут необходимый эффект. Препятствия на пути развития отдельных предприятий послужит задержкой развития Российской Федерации в целом.

С учетом того, что Российская Федерация вошла во всемирную торговую организацию (ВТО) и выбрала путь развития малого и среднего предпринимательства, потребность в выполнении международных законов и норм, на основе которых внедрено техническое регулирование, в том числе по выполнению требований в области пожарной безопасности . Техническое регулирование позволяет разработать максимально эффективные, в том числе отсутствующие в нормах, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населения. С учетом развития технического регулирования безусловное выполнение добровольных норм не требуется, то есть нормативные документы, в настоящее время, выполняются на необязательной основе.

На пути развития предпринимательства

в России нормативно-технические коллизии устанавливают дополнительные административные барьеры. Неоднозначность, двоякость и противоречивость норм позволяют их интерпретировать инспекторам по пожарному надзору, осуществляющих контроль за выполнением соответствующих требований в контролируемой области, на свое усмотрение, в зависимости от удобства для себя их применения, что уже при-

С учетом вышеизложенного нельзя недооценивать гармонизацию выполнения существующих требований по пожаробезопасности. Устранение нормативно-технических коллизий в современных условиях является основополагающей задачей, решение которой необходимо для дальнейшего развития Российской Федерации.

водит к коррупционной составляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. 4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

5. 5. Методика определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приложение к Приказу МЧС России от 30.06.2009 № 382)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставьте комментарий