Ст 79 ФЗ 44

Содержание

В июне 2019 года заказчик заключил контракт на работы по сохранению объектов культурного наследия. С 1 июля 2019 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в частности п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который позволяет однократное изменение срока исполнения контракта.
Можно ли воспользоваться указанной нормой закона, если контракт заключен до вступления в силу поправки в закон? Нужно ли заключать дополнительное соглашение и дополнять текст контракта п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?

14 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Независимо от даты заключения контракта при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, стороны вправе заключить дополнительное соглашение об изменении срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. Включать для этого в контракт положение о возможности изменения условий контракта на основании указанной нормы не требуется.

Обоснование вывода:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень таких случаев предусмотрен ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
С 1 июля 2019 года ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дополнена, в частности, пунктом 9, который предусматривает возможность при соблюдении перечисленных в нем условий однократно изменить по соглашению сторон срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (абзац восьмой подп. «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ, далее — Закон N 71-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор. Таким образом, к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Ни Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ, ни Закон N 44-ФЗ не устанавливают каких-либо специальных правил применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, был ли контракт, который планируется изменить, заключен до или после 1 июля 2019 года.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ (ст. 4 ГК РФ).
Упомянутая в вопросе норма не устанавливает правил и требований, которым должен соответствовать контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а предусматривает право заказчика изменить условия такого контракта при соблюдении перечисленных в ней условий. Следовательно, п. 2 ст. 422 ГК РФ в рассматриваемой ситуации неприменим, а п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может применяться заказчиками с 1 июля 2019 года, независимо от того, когда был заключен контракт. Предварительно включать в контракт условие о допустимости изменения условий контракта на основании вышеупомянутой нормы не требуется. Возможность изменения контракта по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не обусловлена необходимостью наличия указания на такую возможность в документации о закупке и (или) контракте (в отличие от основания, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Изменение контрактов на выполнение строительных работ по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества

ВАЖНО. Основные нормативно-правовые документы и источники информации о закупочной деятельности.

  • Закон «О защите конкуренции» — Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  • Закон «Об электронной подписи» — Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
  • Закон «О размещении заказов» — Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Закон «О контрактной системе» — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Закон № 223-ФЗ — Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Закон «Об организованных торгах» — Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»
  • Постановление Правительства РФ № 932 — Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»
  • Постановление Правительства РФ № 616 — Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»
  • ЕИС — единая информационная система в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru
  • ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц

Базовые принципы конкурентных закупок:

  • Свободная конкуренция
  • Информационная прозрачность
  • Равенство участников закупки
  • Экономически эффективное использование средств заказчика

Под действие Закона № 223-ФЗ подпадают несколько сот тысяч организаций — госкомпаний, компаний с государственным участием, организаций коммунального хозяйства — то есть значительная часть рынка. Статус субъектов Закона № 223-ФЗ «гибридный»: это одновременно и хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, и социально значимые организации.

Нормативное регулирование закупочной деятельности таких организаций двойственно: на них не распространяется строгое законодательство о госзакупках (ФЗ-44), для них нет ограничений в использовании закупочного инструментария, но их закупки относятся к регулируемым и ограничены рядом условий. Основные условия: обеспечение свободной конкуренции между поставщиками, что включает в себя обязательное использование торговых процедур (конкурса и аукциона) при проведении закупок, и публикация информации о закупках в ЕИС.

Правила честного тендера

При проведении законодательно регулируемой закупки не допускается создание привилегированных условий для участия в закупке для одного или нескольких участников, в том числе запрещено:

  • Сообщать часть закупочной информации лишь отдельным поставщикам, без публикации в интернете.
  • Допускать потенциальных поставщиков к участию в закупке лишь по результатам рамочных соглашений, которые были заключены без соблюдения требований Закона.
  • Устанавливать для участников излишние квалификационные требования, если они не обоснованы спецификой закупки.
  • Предъявлять к участникам закупки и к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке.
  • Осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям, которые не указаны в документации о закупке.

Субъектами Закона № 223-ФЗ являются компании, относящиеся по крайней мере к одной из категорий хозяйствующих субъектов, перечисленных в ч. 2 ст. 1 этого закона, и не подпадающие ни под одно из исключений, указанных в ч. 2.1 этого закона. Без учёта требований Закона № 223-ФЗ субъекты этого закона могут проводить лишь закупки, перечисленные в ч. 4 ст. 1 этого закона — важно обратить внимание на то, что ни закупки на небольшие суммы, ни закупки по специальному указанию руководителя компании или её головной организации не относятся к таким исключениям.

Если субъект Закона № 223-ФЗ не опубликовал в ЕИС корпоративное положение о закупках, или допустил иные нарушения требований закона, то всю свою закупочную деятельность он должен будет перевести под Закон «О контрактной системе» №44-ФЗ. Его условия намного жестче, поэтому нужно обязательно следить за тем, чтобы в деятельности вашей компании отсутствовали нарушения.

Закон № 223-ФЗ распространяется на компании, которые работают с бюджетными средствами (ГУПы, МУПы и т.п.) либо деятельность которых социально значима (естественные монополии, организации электроснабжения и т.п.). Проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ обязаны:

  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства и муниципального образования в совокупности превышает 50%.
  • Госкорпорации.
  • Госкомпании.
  • Естественные монополии.
  • МУПы.
  • ГУПы. Автономные учреждения.
  • Организации – газоснабжения, – водоснабжения, – очистки сточных вод, – электроснабжения, – теплоснабжения, – водоотведения, – утилизации твердых бытовых отходов.
  • Бюджетные учреждения, когда они проводят свои закупки:
  1. за счет грантов — если условиями, определёнными грантодателями, не установлено иное;
  2. для исполнения контракта, в котором данное бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя;
  3. за счёт средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

критериев. То есть если организация, например, оказывает услуги водоотведения, но при этом не имеет в своём капитале государственной доли, то она всё равно попадает под действие закона, более того, это так даже в том случае, если водоотведение (водоснабжение, теплоснабжение или любой другой вид регулируемой деятельности) не является для такой организации основным.

Исключения

Не подпадают под действие ФЗ-223 те компании из приведённого выше перечня, для которых одновременно соблюдаются три следующих условия:

  1. В их уставном капитале компании доля государства и муниципалитета в совокупности не превышает 50%.
  2. Компания относится к одной из следующих категорий: – субъекты естественных монополий, – организации электроснабжения, – организации газоснабжения, – организации теплоснабжения, – организации водоснабжения, – организации водоотведения, – организации по чистке сточных вод, – организации по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
  3. В выручке за год не более 10% приходится на выручку от видов деятельности, перечисленных в предыдущем пункте.

Информация об объёме выручки размещена в ЕИС. На «дочек» и «внучек» перечисленных выше компаний право не проводить закупки по 223-ФЗ распространяется в том случае, если выручка от закупки продукции основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

  1. куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  2. приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
  3. осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  4. закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  5. закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  6. осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  7. заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка — участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  8. осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
  9. определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ)

Закупочная деятельность регулируемой организации в обязательном порядке должна соответствовать всем принципам, закреплённым в Законе № 223-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)

В положении о закупках должны быть отражены все эти принципы, а закупочные процедуры, описанные в положении о закупках, должны соответствовать этим принципам. Все перечисленные принципы взаимосвязаны. Так, свободная конкуренция подразумевает формальное равенство участников закупки и обеспечивается информационной открытостью закупочного процесса. Равенство участников закупки обеспечивается и тем, что они не сравниваются между собой по неизмеряемым параметрам.

Что не имеет права делать закупщик

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. (ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)

Кроме того, в рамках реализации принципа свободной конкуренции Закон № 223-ФЗ запрещает самому заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию между поставщиками.

То есть всегда, когда это возможно, процедура закупки должна быть конкурентной (в том числе запрос цен, запрос предложений и иные упрощённые).

Иногда продукцию невозможно закупить на конкурентной основе или такая закупка будет неэффективна. Принцип свободной конкуренции не должен входить в противоречие с принципом экономической эффективности, а потому для обеспечения такой эффективности заказчик может провести свою закупку на неконкурентных началах. Однако каждый случай ограничения конкуренции (например, проведение т.н. «прямой закупки», т.е. закупки у единственного поставщика) должен быть обоснован в Положении о закупке — таким обоснованием могут быть обстоятельства форс-мажора, закупка продукции естественной монополии и т.п.

Информационная открытость тендера

Информационная открытость закупочного процесса реализуется публикацией в интернете всей важнейшей информации по каждой закупке. Субъекты Закона № 223-ФЗ обязаны публиковать:

  • положение о закупках,
  • план закупок,
  • извещение о каждой закупке,
  • документацию по каждой закупке,
  • проект договора по каждой закупке,
  • итоговый протокол каждой закупки,
  • ежемесячный отчёт.

Если информация опубликована не будет, ФАС может отменить результаты уже проведённой закупки или приостановить незавершённую закупку до того времени, пока необходимая информация не будет опубликована, а кроме того оштрафовать заказчика.

Исключения

Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000 рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 рублей. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Измеряемость требований

Частный случай создания ситуации, в которой возможно нарушение равенства участников закупки, — это установление в закупочной документации неизмеряемых требований. Такими требованиями могут быть «Наличие достаточного опыта в выполнении аналогичных работ», «Положительная репутация на рынке», «Наличие производственных мощностей» и т.п. При проведении закупки по Закону № 223-ФЗ каждое требование к участнику закупки должно быть выражено в количественных показателях, например: «Опыт работы в данной сфере не менее 5 лет», «Наличие не менее 10 завершенных кон- трактов с аналогичным предметом договора» и т.п.

Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года и ему на смену пришел закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который действует и сейчас. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей, что дает возможность участвовать в государственных закупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для субъектов малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота — не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ).

Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов. Например, на площадке www.roseltorg.ru на 10 января 2016 года зарегистрировано 266 643 заказчиков, объявлены 17 654 процедуры на общую сумму более 76 млрд. рублей, а количество поставщиков составляет всего 301 785. На одного заказчика приходится чуть больше одного поставщика, можно сказать, полное отсутствие конкуренции. Это стоит того, чтобы освоить непростую процедуру госзакупок.

Существуют КОНКУРЕНТНЫЕ (открытые и закрытые закупки) И НЕКОНКУРЕНТНЫЕ ( закупки у единственного поставщика)способы закупок. Принципиальное отличие этих видов состоит в том, что при открытом способе закупки информация в открытом доступе для всех участников и ко всем участникам предъявляются единые требования. При закрытом способе существуют ограничения, так как данный вид закупок предназначен в случаях, если:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

Ну а фраза «ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК» говорит сама за себя, здесь могут принять участие только один участник, изначально обозначенный Заказчиком. Это происходит, к примеру, при закупке услуг по поставке электроэнергии, газа, воды и т.д.

Положениями ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) определен исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении закупок. К ним относятся:

— открытый и закрытый конкурс; — открытый и закрытый двухэтапный конкурс; — открытый и закрытый конкурс с ограниченным участием; — открытый и закрытый аукцион в электронной форме; — запрос котировок; — запрос предложений

Рассмотрим два наиболее простых и популярных способов закупки для новичков.

Один из таких способов – ЗАПРОС КОТИРОВОК . Запрос котировок – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

На сегодняшний день, запрос котировок – самый приемлемый способ как для заказчика так и для участника(поставщика)

Преимущества для заказчика

Преимущества для участника(поставщика)

Короткие сроки проведения закупки(12-16 дней)

Краткая заявка ( не нужно прикладывать учредительные документы, выписку из ЕГРЮЛ, решение о крупной сделке и др.)

Небольшой объем документации

Не нужно нумеровать, сшивать заявочную документацию

Один лот

Не нужна ЭП при подаче в письменном виде

Отсутствие необходимости разъяснений

Нет обеспечения заявки

Краткие сроки рассмотрения заявок

не применяются антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта более чем на 25 %.

Формирование одного результативного протокола

Хочется отметить, что в запросе котировок основным критерием выбора победителя является самое низкое ценовое предложение (при условии соответствия заявки участника закупки требованиям извещения), никакие другие критерии оценки не используются.

ФЗ № 44 допускает проводить запрос котировок в размере, не превышающем 10 % совокупного годового объема закупок заказчика, при этом общая стоимость закупок, проведенных данным способом, не должна быть более чем 100 млн рублей, а начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) по одной процедуре закупки не должна превышать 500 тыс. рублей.

Этапы участия в запросе котировок

Этап № 1Поиск заявок

Поиск закупок, в том числе и котировок, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. На начальном этапе можно использовать функционал расширенного поиска сайта, по определенной тематике закупок без какой-либо регистрации, так как информация о проводимых закупках находится в открытом доступе. Для этого вводим:

  • наименование закупки (например, «компьтерная техника», «бумага», «оказание бухгалтерских услуг», «текущий ремонт» и т.д.);
  • выбираем субъект РФ, в котором находится потенциальный заказчик (Московская, Нижегородская область и др.);
  • указываем этап закупки «Подача заявок» и начинаем поиск.

На этом этапе нужно досточно свободного времени, чтобы ежедневно проводить анализ всех закупок на сайте www.zakupki.gov.ru, и выбрать то, что приемлемо для Вас. Наша компания предлагает начинать экономить, уже на этом этапе работы. В комплекс услуг, которые ТЕНДЕРМАРКТ, предлагает Вашему вниманию входит ежедневный фильтр закупок и подборка извещений именно по Вашему профилю. В любое время суток Вы можете войти в свой личный кабинет, доступ к которому Вы получите, при работе с нами и просмотреть список отобранных для Вас лично закупок за каждый день, для дальнейшего участия в торгах.

Этап № 2Подача и оформление заявки

Заявку на запрос котировок может подать абсолютно любое заинтересованное лицо в сроки, установленные в извещении. При этом следует учитывать, что подаваемая заявка должна полностью соответствовать требованиям, установленным в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, поскольку в противном случае существует вероятность ее отклонения со стороны заказчика и комиссии по осуществлению закупок. Рекомендуется перед оформлением заявки внимательно прочитать извещение о закупке, условия, изложенные в проекте контракта, ознакомиться с требованиями по оформлению заявки, указанными не только в извещении, но и непосредственно в самом ФЗ № 44. Каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ № 44 заявка может быть подана в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа, о чем сделана соответствующая пометка в извещении о проведении закупки.

Заявка на участие в запросе котировок оформляется путем заполнения формы, приложенной заказчиком к данной закупке и согласно ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 содержит следующие требования:

  • 1) Наименование, место нахождения(для юр. лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.
  • 2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении
  • 3) Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
  • Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара должны быть сформулированы максимально точно и не должны сопровождаться перечислениями (например, «или белая», «или желтая», «или красная»), промежуточными значениями («от» и «до», «с» и «по», например, «высота шкафа от 180 см до 200 см») и словами «или эквивалент», за исключением тех случаев, когда конкретным значением для той или иной характеристики является диапазон, т. к. заказчик обязательно должен знать, какой товар ему будет поставлен по итогам определения поставщика (подрядчика). Участник закупки при подготовке заявки должен предлагать к поставке товары с такими характеристиками, которые не выходят за пределы диапазонов, установленных заказчиком в извещении о закупке.

  • 4)Предложение о цене контракта.

    ФЗ № 44 не предусматривает необходимость указания в составе котировочной заявки цены за единицу товара, но в случае если типовая форма заявки содержит подобное требование, то его следует соблюсти во избежание возникновения рисков отклонения заявки участника закупки.

  • 5) Документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 — 29 ФЗ № 44 (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов).
  • 6) Идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) при наличии:
    • ИНН учредителей;
    • ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица;
    • ИНН исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
  • 7) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44.
  • 8) Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44, либо заверенные копии данных документов.

Данный перечень – исчерпывающий и требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением вышеперечисленных, заказчику не допускается.

Этап № 3Оформление документов и порядок приема заявок

Заявка участника закупки должна быть оформлена на фирменном бланке (при наличии такового), подписана руководителем организации участника закупки и скреплена печатью (при наличии таковой). Документы, прилагаемые к котировочной заявке, могут оформляться как приложения к заявке. В случае предоставления копий документов их следует заверить надлежащим образом.

Оформленная заявка упаковывается в конверт, запечатывается, на конверте указывается: номер извещения, наименование и адрес заказчика и отправляется в адрес заказчика с помощью почтовой связи или доставлена лично по адресу, указанному в извещении. При этом, если представитель участника закупки лично доставляет котировочную заявку, то ему необходимо иметь в наличии паспорт и доверенность на право подачи заявки от имени участника закупки.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ № 44 заявка должна быть зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации заявок. Отказ в приеме и в регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации со стороны заказчика не допускаются. Чтобы в дальнейшем подтвердить факт подачи заявки рекомендуется требовать от заказчика расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения. Сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность лежит полностью на Заказчике.

Кроме этого, заказчик обязан обеспечить рассмотрение заявок только после вскрытия конвертов с такими заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с котировочными заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия. За подобное нарушение требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Поданные после окончания срока подачи заявки, (сроки указаны в извещении), не рассматриваются и в день их поступления и возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Участник не имеет право изменять и отзывать котировочную заявку, за исключением случая, если заказчиком были внесены изменения в извещение. (ч. 1 ст. 77 ФЗ № 44. )

Этап № 4 Определение победителя

Вскрытие всех поступивших конвертов с котировочными заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в присутствии котировочной комиссии в один день, во время и в месте, которые указаны в извещении.На данной процедуре вскрытия

Все участники подавшие заявки либо их представители вправе присутствовать и наблюдать за соблюдением законности действий котировочной комиссии. Кроме того, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии, о дополнительной возможности подачи заявок. Подобное действие направлено на предоставление дополнительного шанса поучаствовать в запросе котировок тем участникам, которые не успели подать заявки в сроки, установленные извещением.

Котировочной комиссией при вскрытии конвертов с заявками озвучивается следующая информация:

  • информация о месте, дате, времени процедуры вскрытия конвертов;
  • наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника запроса котировок, подавшего заявку;
  • предложения о цене контракта, указанные в заявках;
  • иную информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

При вскрытии конвертов с заявками заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов, алюбой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов, имеет право также осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов.

Победителем запроса котировок согласно ч. 6 ст. 78 ФЗ № 44 признается участник запроса котировок, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Если наиболее низкая цена товара, работы или услуги предложена несколькими участниками, то победителем признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Все основания для отклонения котировочных заявок определены в ч. 7 ст. 78 ФЗ № 44. Комиссия по осуществлению закупки не рассматривает и отклоняет заявки, если:

  • заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении;
  • предложенная в заявках цена товара, работы или услуги превышает НМЦК, указанную в извещении;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44.

Отклонять заявки по иным основаниям, не предусмотренным законодательством, запрещается!!!

По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол, который подписывается всеми присутствующими на заседании членам комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Участники могут узнать победителя запроса котировок на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, после размещения там протокола о результатах закупочной процедуры.

Отметим также, что любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие, после размещения итогового протокола на сайте www.zakupki.gov.ru вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (согласно ч. 10 ст. 78 ФЗ № 44.), а заказчик в свою очередь обязан предоставить участнику, подавшему такой запрос, соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.

По общим правилам протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.

Этап № 5: Заключение контракта

Заключение контракта по результатам запроса котировок производится не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и не позднее 20 дней с даты подписания данного протокола (ч. 13 ст. 78 ФЗ № 44).

Кроме того, контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке победителя запроса котировок или в заявке участника, занявшего второе место, в случае уклонения победителя от заключения контракта.

Если извещением было предусмотрено обеспечение исполнения контракта, то участник одновременно с подписанным контрактом предоставляетзаказчику документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту. В качестве такого документа согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44 может выступать банковская гарантия или платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на счет заказчика в установленном размере.

При не выполнении условий подписания государственного контракта или не предоставления обеспечения исполнения контракта участник признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 ФЗ № 44), что ведёт участника к неприятным последствиям, а именно:

а) включением в реестр недобросовестных поставщиков сведений как о юридическом лице, так и о физических лицах (об учредителях, членах коллегиального исполнительном органа), выступающих на стороне такого участника закупки и невозможностью в течение 2-х лет принимать участие в любых государственных торгах;

б) заказчик имеет право обратиться в суд с иском о возмещении убытков.

Эти же последствия в случае уклонения от заключения государственного контракта наступают не только для победителя, но и последующих участников закупки, которым было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Если по результатам проведения закупки запрос котировок признан несостоявшимся, то в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ № 44 заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

К основным случаям признания запроса котировок несостоявшимся относятся следующие случаи:

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении;

2) если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующейтребованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении.

Таким образом, в случае наличия единственной заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям, заключение контракта для обеих сторон является обязательным, несмотря на статус закупки «несостоявшийся запрос котировок».

Также запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если:

  • котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • не подано ни одной заявкина процедуру закупки.

В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией отклонены все поданные заявки, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок.

Надеемся, что, ознакомившись с данной краткой инструкцией начинающий участник сможет правильно подготовить котировочную заявку, которая будет отвечать всем требованиям действующего законодательства. А если Вам понадобится наша помощь в составлении заявочной документации или Вы решите стать нашим партнером, мы рады будем совместному сотрудничеству, которое приведет Вас к успеху в данной сфере!

Любое нарушение 44-ФЗ грозит госзаказчику штрафом. Сотруднику придется заплатить до 50 тыс. рублей, юрлицу — до 300 тыс. рублей. За что назначают штрафы, как их оспорить и можно ли не платить?

Подберите закупочную позицию сами

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042.

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

статья КоАП Вид нарушения Сумма штрафа

Неправильный выбор способа закупки

ч.1
ст.7.29
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2.1
ст.7.29
Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или закрытого конкурса, в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.
Нарушен порядок и сроки направления в ФАС документов, которые нужны, чтобы согласовать проведение закрытой закупки или заключение контракта с единственным поставщиком.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1
ст.7.29.3

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
20 000 — 50 000 ₽ должностное лицо

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

ч.2
ст.7.29.3
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.3
ст.7.29
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено 30 000 ₽ — должностное лицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении конкурса и аукциона, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1
ст.7.30
  • не более чем на 2 рабочих дня
5 000 ₽ — должностное лицо
15 000 ₽ — юрлицо
ч.1.1
ст.7.30
  • более чем на 2 рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо
100 тыс. рублей — юрлицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1.2
ст.7.30
  • не более чем на 1 рабочий день
3 000 ₽ — должностное лицо
10 000 ₽ — юрлицо
ч.1.3
ст.7.30
  • более чем на один рабочий день
15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.1.4
ст.7.30
Размещение в ЕИС информации с нарушением:

  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.3
ст.7.30
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
500 000 ₽ — юрлицо
ч.4
ст.7.30
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.4.1
ст.7.30
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников (кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ).
В один лот включены объекты закупки, не связанные между собой технологически и функционально.
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 ₽
ч.4.2
ст.7.30
Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ 3 000 ₽ — должностное лицо

Нарушения при составлении плана-графика

ч.4
ст.7.29.3
План-график и изменения в нем утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.5
ст.7.30
Информация о закупке была изменена в плане-графике. Заказчик не выждал один день с момента изменений и разместил в ЕИС извещение. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.6
ст.7.30
Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам. 30 000 ₽ — должностное лицо

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

ч.1.7
ст.7.30
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены. 30 000 ₽ — должностное лицо

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
ч.2
ст.7.30
  • для аукциона и конкурса
должностное лицо — 1% от НМЦК,
но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.6
ст.7.30
  • для запроса котировок и запроса предложений
должностное лицо — 5% от НМЦК, но не более 30 000 ₽
ч.2.1
ст.7.30
Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.7
ст.7.30
Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.8
ст.7.30
Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки отмены закупки. 30 000 ₽ — должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13
ст.7.30
  • не более чем на 2 рабочих дня
3 000 ₽ — должностное лицо
ч.14
ст.7.30
  • более чем на два рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1
ст.7.31.1
  • не более, чем на 3 рабочих дня,
5 000 ₽ — должностное лицо
30 000 ₽ — юрлицо
ч.2
ст.7.31.1
  • более, чем на 3 рабочих дня.
15 000 ₽ — должностное лицо
90 000 ₽ — юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

ч.1
ст.7.32
При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000
ч.2
ст.7.32
  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3
ст.7.32
Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.4
ст.7.32
Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. 20 000 ₽ — должностное лицо
200 000 ₽ — юрлицо
ч.5
ст.7.32
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушенияя
ч.6
ст.7.32
Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта 50 000 ₽ — должностное лицо
200 000 ₽ — юрлицо
ч.7
ст.7.32
Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет
юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽
ч.8
ст.7.32
Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.9
ст.7.32
Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.10
ст.7.32
Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1
ст.7.32.5
Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса 30 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.32.5
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
дисквалификация от 1 до 2 лет — должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

ч.1
ст.7.31
В РНП включена заведомо недостоверная информация 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.31
Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием.
Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.
20 000 ₽ — должностное лицо

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

ч.11
ст.9.16
Проведение закупки, которая не соответствует требованиям энергетической эффективности 30 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Закупки у СМП

ч.11
ст.7.30
Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ (не менее 15% от годового объема закупок). Время совершения правонарушения — окончание календарного года. 50 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Невыполнение в срок законного предписания

ч.7
ст.19.5
Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или член комиссии — 50 000 ₽
Юрлицо — 500 000 ₽
100 000 ₽ — юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

ч.1
ст.19.7.2
Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. 15 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

  1. Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

  2. Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

  3. Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Заявка на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ подача заявок на участие в электронном аукционе (далее также — заявка) осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Участник электронного аукциона (далее — участник) вправе подать только 1 заявку на участие в электронном аукционе (далее также аукцион) в отношении каждого объекта закупки (ч. 10 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Заявка на участие в аукционе состоит из 2 частей (ч. 2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), из которых:

— первая часть заявки должна содержать информацию о предложениях участника относительно объекта закупки, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, и может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (ч. 4 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— вторая часть заявки должна содержать документы и информацию об участнике, а также о предлагаемых им товаре, работе, услуге, предусмотренные ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.

Подробно содержание первой и второй частей заявки рассмотрено в отдельных материалах.

Внимание

Требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Как указано в ч. 7 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, участник вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявка направляется участником оператору электронной площадки (далее — оператор) в форме 2 электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки, предусмотренные ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Указанные электронные документы подаются одновременно (ч. 8 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Далее, с соответствии с ч.ч. 9, 11, 12 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в течение 1 часа с момента получения заявки оператор обязан:

— присвоить заявке порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику, подавшему заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера (ч. 9 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— возвратить заявку подавшему ее участнику в случае наличия оснований, предусмотренных ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. При этом одновременно с возвратом заявки оператор обязан уведомить в форме электронного документа участника, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона N 44-ФЗ, которые были нарушены (ч. 12 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Оператор обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках, подавших заявки, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки, до размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (ч. 15 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). За нарушение указанного требования оператор несет ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ.

Исчерпывающие основания для возврата заявки подавшему ее участнику предусмотрены ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Так, оператор обязан возвратить заявку в указанный выше срок в случае:

— подачи заявки с нарушением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 60 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой документы и информация, направляемые участником в форме электронных документов, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника (п. 1 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— подачи одним участником аукциона 2 и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе (п. 2 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— получения заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок (п. 3 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— получения заявки от участника с нарушением положений ч. 14 ст. 61 Закона N 44-ФЗ, то есть менее чем за 3 месяца до даты окончания срока аккредитации участника на электронной площадке (п. 4 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

— отсутствия на лицевом счете подавшего заявку участника, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах (далее — лицевой счет участника), денежных средств в размере обеспечения данной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с ч. 18 ст. 44 Закона N 44-ФЗ для обеспечения иных заявок (п. 5 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Возврат оператором заявок на участие в аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 12 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

В случаях, перечисленных в п.п. 1 — 4 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, в течение 1 рабочего дня с даты возврата заявки оператор прекращает осуществленное при получении этой заявки блокирование операций по лицевому счету участника в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки (ч.ч. 18 и 20 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

В случае отсутствия на лицевом счете участника средств в размере обеспечения заявки (п. 5 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), блокирование операций по лицевому счету участника изначально не осуществляется (ч.ч. 18, 19 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Участник вправе отозвать поданную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок, направив об этом уведомление оператору (ч. 14 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). При этом в течение 1 рабочего дня с даты поступления уведомления об отзыве заявки оператор прекращает блокирование операций по лицевому счету участника, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (ч.ч. 18 и 21 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Если по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Последствия признания аукциона несостоявшимся в такой ситуации рассмотрены в отдельном материале.

Оставьте комментарий