Стандарт педагога дошкольного

Профстандарт педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА — скачать

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г. № 544н (не вступил в силу) скачать Приказ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)от 25 декабря 2014 г. № 1115н — скачать Приказ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н — скачать Приказ

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

· при приеме на работу для определения квалификации работника;

· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

С какого момента применяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .

Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.

В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.

Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.

Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедрения профессиональных стандартов:

1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;

2. Разработайте План по организации применения профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

Включите в план:

· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;

· сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;

· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;

· этапы применения профстандартов;

· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Правовая база

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н
    О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта
  • «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536
  • ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н
    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года)
  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 24.07.2015 № 514Н
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 08.09.2015 № 613Н
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

    Принятые профессиональные стандарты педагогическ их работников в сфере общего образования

    Наименование Профстандарта

    Возможные наименования должностей

    Утверждающий документ

    Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт*

    1

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

    Воспитатель;

    Учитель.

    Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

    1 января 2017 г.**

    2

    Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

    Психолог;

    Педагог-психолог;

    Психолог образовательной организации.

    Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

    1 января 2017 г.

    3

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Педагог дополнительного образования;

    Старший педагог дополнительного образования;

    Тренер-преподаватель;

    Старший тренер-преподаватель;

    Преподаватель;

    Методист;

    Педагог-организатор.

    Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

    1 января 2017 г.

    * Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

    **Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .

    Тест Общие знания нормативно-правового документа

    «Профессиональный стандарт педагога»

    Уважаемые педагоги! Вам предложен тест, состоящий из 10-ти вопросов, которые позволяют оценить общие знания нормативно-правового документа. Правильный ответ необходимо подчеркнуть или выделить другим цветом. Вопросы теста могут содержать несколько правильных ответа. Будьте внимательны! Выполнение теста рассчитано на 30 минут.

    1. В Министерстве труда и социальной защиты Профессиональный стандарт педагога был утвержден:

    А) 17.10.2013г.

    Б) 14.11.2013г.

    В) 18.10.2013г.

    2. Профессиональный стандарт определяет:

    А) деятельность дошкольной Организации;

    Б) основные требования к квалификации педагога;

    В) общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

    3. Для какой категории педагогических работников разработан Профессиональный стандарт:

    А) для всех педагогических работников;

    Б) для специалистов и воспитателей ДОУ;

    В) для педагогов ДОУ и учителей

    1. Какая часть стандарта описывает профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе?

    А) 1 часть

    Б) 2 часть

    В) 3 чсть

    Г) 4 часть

    5. Как называется документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации?

    А) Профессиональный стандарт

    Б) Закон об образовании

    В) Конституция РФ

    Г) ФГОС

    6. Сколько трудовых функций обозначено в Профессиональном стандарте педагога:

    А) 2 (А, В);

    Б) 3 (А, В, С);

    В) 1 (А).

    7. Содержание трудовой функции отражает:

    А) необходимые знания + необходимые умения;

    Б) необходимые знания + необходимые умения + необходимые навыки;

    В) необходимые знания + необходимые умения + другие характеристики

    8. Трудовые действия в Профессиональном стандарте педагога это:

    А) завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека;

    Б) совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

    В) хаотичный набор трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека.

    9. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных организациях» отражает:

    А) «Общепедагогическую функцию. Обучение» + «Воспитательная деятельность» + «Развивающая деятельность»;

    Б) «Педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования» + «Общепедагогическую функцию. Обучение»;

    В) «Планирование образовательного процесса» + «Общепедагогическую функцию. Обучение».

    10. В какой части содержания стандарта говорится о владении педагогом ИКТ-компетенциями?

    А) Приложение № 4

    Б) Часть А

    В) Приложение № 1

    Г) Приложение № 2

    11. В профессиональную ИКТ-компетентность входят (Укажите все верные ответы):

    А) Общепользовательская ИКТ-компетентность

    Б) Общепедагогическая ИКТ-компетентность

    В) Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность

    12. Что входит в состав общепользовательского компонента? (Укажите все верные ответы):

    А) Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ

    Б) Клавиатурный ввод

    В) Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире

    Г) Навыки поиска в Интернете

    Д) Навыки программирования

    13. Профессиональный стандарт педагога может применяться (Укажите все верные ответы):

    А) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

    Б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

    В) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

    14. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. (Укажите все верные ответы):

    А) Сфера дошкольного образования

    Б) Сфера начального образования

    В) Сфера общего среднего образования

    15.Какова цель применения профессионального стандарта «Педагог»? (Укажите все верные ответы)

    А) Определять необходимую квалификацию педагога

    Б) Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

    В) Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

    Г) Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

    Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

    Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности.

    Требования профстандарта педагога

    В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

    Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.

    Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.

    Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.

    Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

    К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:

    Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.

    Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.

    Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.

    Также воспитатель обязан: Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста. Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

    Профстандарт педагога дошкольного образования

    Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне. Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, — это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей — умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.

    Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности

    Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

    Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога

    БИМ-БАД Борис Михайлович – профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктор педагогических наук.
    Родился в 1941 году в городе Илецкая Защита Оренбургской области. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института (ныне – МПГУ).
    Вся профессиональная деятельность связана с системой образования. Теоретик, исследователь, продолжатель российской научной школы педагогической антропологии, а также учитель-экспериментатор, учитель-практик, долгие годы работающий со слепоглухими студентами психологического факультета МГУ, с детским домом для слепоглухих детей в Загорске (ныне – Сергиев Посад). Основатель и первый ректор Университета Российской академии образования.
    Научные интересы: методика преподавания истории и литературы, дидактика гуманитарного цикла, история и философия педагогики и образования. Автор множества книг и статей.
    Действительный член (академик) Российской академии образования.
    Женат. Имеет дочь и трёх внуков.
    Кредо жизни: живи и не мешай жить другим.

    По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

    Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

    Каковы же эти судьбоносные требования? Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, для которых русский язык не является родным и других. Педагог обязан эффективно управлять классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера.

    Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и прочее.

    В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

    • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
    • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
    • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
    • работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

    Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в числе которых мультипликация, анимация, трёхмерная графика и прототипирование.

    На официальной площадке Минобрнауки РФ в
    Livejournal блогеры, обсуждая проект концепции и содержания профстандарта педагога, пишут, каким они видят современного преподавателя: «Преподаватель должен обладать навыками хорошего психолога, менеджера и быть сильным мотиватором. Внешне красивый и ухоженный, человек с оптимистическим настроем, с которого хотелось бы брать пример».
    «Плюс отлично знающий свой предмет, умеющий объяснить ученикам новое, успевающий за учебное время интересно дать всю информацию и проверить её усвоение… Эх, идеал…»
    «Да нет, это далеко не идеал, а всего лишь минимальный набор качеств, которыми должен обладать современный преподаватель».

    Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детсковзрослых сообществ, становления картины мира, работа с родителями, семьёй, местным сообществом.

    Стандартом предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и др.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества.

    Требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, думается, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

    Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение этого требования означало бы превращение школ в казармы, где действует принцип «не умеешь или не хочешь – заставим».

    Невозможно, как того требуют от педагогов, вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность независимо от их способностей и характера. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.

    По требованию авторов документа, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Обретение столь ценного качества «невозможно без расширения пространства педагогического творчества». Но расшифровка этой формулы и подобных ей деклараций, на которые не поскупились разработчики стандарта, означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

    Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога. Как в проекте стандарта предполагается оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю? Посредством так называемого внутреннего и внешнего аудита. Оба их вида мало чем отличаются. Оба включают анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

    Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемых к педагогам профессиональных требований.

    По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка (был – стал).

    Или, в особо сложных случаях (например, ребёнок с синдромом Дауна) – показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

    Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка (например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости).

    Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.

    В проекте стандарта подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей (а не «соавторов» педагога) выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных
    форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

    Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

    По-видимому, предусмотренные в стандарте аудиты и иные мероприятия по оценке качества педагогического труда не реалистичны.

    Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни, в большинстве случаев обладающие для учителя непреодолимой силой.

    И сами в принципе недостижимые требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям превращают стандарт в инструмент формализации деятельности педагога.

    По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями. Но это декларации. В действительности предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога, а усиливает его.

    В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

    Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. А не предшествовать им.

    Весьма странно, что стандарт предусматривает как раз обратную последовательность: сначала в действие вводится стандарт, а потом уж изменяются педагогическое образование и система переподготовки учителя.

    К профессиональному стандарту учителя прилагаются рекомендации по процедуре его внедрения к сентябрю 2014 года. К этому времени рекомендуется сделать три шага:

    1. широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами – педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками;
    2. запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога;
    3. полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.

    Сделать эти три шага за оставшееся до сентября 2014 года время не представляется возможным.

    Притом авторы заявляют, что этот стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Каким именно, не говорится. Неясно, чему и в чём он должен соответствовать.

    Появление стандарта учителя продолжает уже давно начавшийся процесс «стандартизации» ученика и выпускника. Но педагоги стандартизируемы не более чем «личностные результаты» выпускника школы. В проекте стандарта нет даже упоминания о миссии педагога. Не потому ли, что миссия не поддаётся стандартизации, учёту и контролю?

    Нет в проекте стандарта и различения между педагогической практикой как искусством и педагогической наукой как теорией этого искусства. Различения, которое со времён К.Д. Ушинского стало истиной отечественной педагогики. Практическая педагогика зависит от душевного склада, таланта и опыта педагога.

    Если профессия педагога творческая, нестандартная (всегда была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста.

    Настоящий «стандарт педагога» может служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающим их людям.

    В качестве исходной точки для начала исследования условий и факторов профессиональной подготовки педагогов был выбран Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором отражен социальный заказ системе высшего педагогического образования.
    Общие требования к образованности педагога, заложенные в Госстандарте, предусматривают осознание будущим учителем личностной и социальной значимости профессии педагога, владение системой знаний и представлений о человеке как о существе, прежде всего духовном. Это требует от педагога владением научно-гуманистическим мировоззрением, что свидетельствует о замене материалистического мировоззрения научно-гуманистическим. При любом вопросе, к такому профессиональному он сможет решить вашу проблему. Если это специалист по иностранному языку, то, к примеру, к нему можно обратиться по вопросу перевода текста.

    Следующие требования к специалисту по дисциплинам общекультурной подготовки, связаны непосредственно с герменевтической проблематикой: специалист должен иметь представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры. В нормативных документах Госстандарта придается особое значение к знаниям будущего педагога не только о научной и философской, но и о религиозной, художественной и языковой картинах мироздания и месте в нем человека.

    Большое значение в положениях Госстандарта придается ценностным аспектам деятельности педагога, который должен свободно ориентироваться в различных этических системах и эстетических ценностях. Будущий педагог должен также иметь представления о языке, символике и образности искусства, которые необходимы для развития творческих способностей личности. С точки зрения педагогической герменевтики эти элементы также способствуют более глубокому познанию и творческому пониманию ребенка самим педагогом с опорой на гуманистический потенциал общечеловеческих ценностей.

    Профессиональная образовательная программа будущих педагогов должна включать в себя вопросы гуманитаризации образования, однако, в технологию обучения и технологию педагогической диагностики и прогнозирования, входящих в документы Госстандарта не входят приемы и методы герменевтической интерпретации педагогических явлений. Это говорит о том, что нормативные документы Государственного стандарта нуждаются в значительных поправках и дополнениях.

    В документах Госстандарта обращается внимание на развитие педагогики не только как науки, но и как искусства, однако отсутствует указание на использование художественно-эстетических методов и приемов интерпретации и понимания педагогических ситуаций. Это является существенным упущением и также подтверждает необходимость доработки этих документов.

    Документы Госстандарта относительно содержания учебного материала, рекомендуемого по курсу «Психолого-педагогическая антропология» акцентируют внимание на гуманистичности данного раздела человековедения. Этим курсом предусматривается изучение будущими педагогами природы человека с учетом специфики взаимодействия человека в пространстве его бытия и времени, а также с учетом взаимодействия человека и культуры, что, по сути своей является собственно герменевтическим подходом. В то же время в содержании образования будущих педагогов не выделено особо герменевтическо-интерпретационное направление, которое предусматривает понимание человека в единстве его биологического, социального и духовного начал.

    Несмотря на акценты, сделанные в документах Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на ценностные ориентиры педагогической профессии, требования по дисциплинам психолого-педагогического цикла ориентированы в основном на усвоении знаний в процессе подготовки учителей. Педагогу необходимо владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний о человеке, о закономерностях его психического развития, обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях.

    В комплекс обязательных знаний Госстандарта не включены знания о герменевтико-интерпретационной деятельности, а среди обязательных педагогических умений отсутствуют умения понимать и интерпретировать педагогический процесс. Еще раз хочется подчеркнуть, что документация Госстандарта требует переработки и дополнительной конкретизации требований по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, а также содержания программ дисциплин психолого-педагогической подготовки. Необходимо привести их в соответствие с общими требованиями и требованиями по дисциплинам общекультурной подготовки.

    Оставьте комментарий