Статистическая отчетность страховых организаций

«Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании», 2010, N 4
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Увеличение объемов продаж и страховых выплат, операций перестрахования, получение отрицательного финансового результата влияют на уровень платежеспособности страховщика и исполнение им законодательных и нормативных актов. На основе каких показателей оценивается платежеспособность организации и каковы принципы формирования плана финансового оздоровления? Каким образом страховщик должен отчитываться о его выполнении?
При оценке платежеспособности страховых организаций следует руководствоваться Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 02.11.2001 N 90н (далее — Положение от 02.11.2001 N 90н).
Оценка платежеспособности проводится на основании данных формы N 6-страховщик «Отчет о платежеспособности страховой организации». Путем сопоставления фактического размера маржи платежеспособности с нормативной величиной делаются выводы о финансовой состоятельности страховой организации:
1) если фактический размер маржи платежеспособности превышает нормативный на 30% и более, то не требуется установления контроля по этому показателю;
2) если на конец финансового года фактический размер маржи платежеспособности превышает нормативную величину меньше, чем на 30%, разрабатывается план оздоровления финансового положения для представления в орган страхового надзора;
3) если на промежуточную отчетную дату фактический размер маржи платежеспособности превышает нормативную величину меньше, чем на 30%, страховой организации рекомендуется представить в орган страхового надзора сведения о мерах по выполнению требований платежеспособности;
4) если фактический размер маржи платежеспособности меньше нормативной величины, страховая организация признается неплатежеспособной и разрабатывается план оздоровления финансового положения. Орган страхового надзора направляет предписание в адрес страховщика за нарушение ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и п. 11 Положения от 02.11.2001 N 90н;
5) если фактический размер маржи платежеспособности меньше нормативной величины при наличии неисполненного предписания по тому же основанию, страховая организация продолжает оставаться неплатежеспособной. При этом, если организация остается неплатежеспособной и по окончании срока действия предписания, орган страхового надзора приостанавливает действие ее лицензии.
Если размер маржи платежеспособности ниже нормы, страховая организация представляет для согласования в орган страхового надзора план финансового оздоровления. Он представляется в составе годовой или промежуточной отчетности, а ежеквартально, начиная с отчетного периода, следующего за периодом, когда установлено нарушение, представляются отчет о ходе выполнения плана и отчетность в составе форм N 1-страховщик, N 2-страховщик, N 5-страховщик, N 7-страховщик, N 8-страховщик и Расчета соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности по форме, указанной в Приложении 1 или 2 к Положению от 02.11.2001 N 90н (далее — Расчет).
План финансового оздоровления также разрабатывается и при установлении признаков банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Мерами по финансовому оздоровлению являются:
— оказание финансовой помощи учредителями и иными лицами;
— изменение структуры активов и структуры пассивов (приведение структуры активов в соответствие со сроками обязательств с целью их исполнения; сокращение расходов на управление; продажа активов, не приносящих доход; снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов и т.п.);
— увеличение размера уставного капитала и величины собственных средств;
— отказ от распределения прибыли в виде выплаты дивидендов;
— изменение организационной структуры (изменение состава и численности работников; изменение структуры или прекращение деятельности структурных и обособленных подразделений и т.п.);
— пересмотр страховой и перестраховочной политики (оптимизация тарифной политики, усовершенствование правил страхования и системы андеррайтинга, пересмотр критериев отбора перестраховщиков и т.п.);
— иные не запрещенные законодательством меры.
План финансового оздоровления должен содержать перечень мер по восстановлению платежеспособности со сроками их реализации. К плану прилагается расчет на конец каждого финансового года (указываются нормативные значения с разбивкой по отчетным датам за весь период осуществления мер по финансовому оздоровлению и динамика изменения величины собственных средств). План финансового оздоровления может содержать анализ финансового состояния (перечень и оценку причин нарушения платежеспособности, произведенную на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности за период не менее 12 месяцев).
Все меры по финансовому оздоровлению, сроки их реализации, а также расчеты предполагаемого результата должны быть обоснованы подтверждающими документами, которые представляются в копиях, заверенных в установленном порядке (например, решения (выписки из решений) совета директоров (наблюдательного совета); протоколы о намерениях или иные документы, подтверждающие намерение учредителей внести дополнительные взносы в уставный капитал, и т.п.).
План оздоровления финансового положения составляется в двух экземплярах, утверждается руководителем организации и согласовывается с учредителями, если в нем предусмотрено изменение уставного капитала за счет средств учредителей. Все листы плана, включая приложения, следует пронумеровать, прошить и скрепить печатью.
Страховщик вправе представить план мер, разработанный аудиторской организацией (или с ее участием). В этом случае целесообразно приложить аудиторское заключение, в итоговой части которого отражаются степень участия аудиторов в проведении оценки финансового состояния и (или) разработке мер по финансовому оздоровлению, а также мнение аудиторской организации о перспективах деятельности страховщика с учетом разработанных мер по финансовому оздоровлению.
В случае согласования плана органом страхового надзора страховая организация обязана обеспечить выполнение плана в полном объеме и в предусмотренные сроки.
А.А.Кварандзия
Главный редактор журнала
«Налогообложение,
учет и отчетность
в страховой компании»
Подписано в печать
12.08.2010

Финансовая газета. Региональный выпуск, 17 августа 2000 г.
Квартальная статистическая отчетность страховых организаций
5899 просмотров

При формировании квартальной статистической отчетности по форме № 1-С страховые организации должны будут учитывать новые требования к порядку ее составления и представления, которые установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3.07.2000 г. № 63н «Об утверждении формы ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь — ______ 20__ года (нарастающим итогом)» и Инструкции о порядке ее заполнения» и вводятся в действие начиная с отчетности за 9 месяцев 2000 г.

Данный приказ издан в соответствии со ст. 28 и 30 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.12.97 г. № 157-ФЗ и от 20.11.99 г. № 204-ФЗ).
Вновь вводимые форма № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь— _________ 20__ года (нарастающим итогом)» и Инструкция о порядке ее заполнения были согласованы с Госкомстатом России (соответственно письма от 31.05.2000 г. № АС-1-21/2208 и от 8.06.2000 г. № АС-1-21/2351).
Утверждение и введение в действие новой формы статистической отчетности и Инструкции о порядке ее заполнения связаны главным образом с изменением порядка представления отчетности. Так, согласно пп. 3 и 4 Инструкции статистическая отчетность по форме № 1-С будет составляться также филиалами страховых организаций и представляться ими непосредственно в территориальные органы страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющие надзор на территории по месту расположения филиала.
Введение данного порядка представления отчетности объясняется следующими причинами. Российские страховые организации в последние годы проводят активную региональную политику и стремятся к созданию широкой филиальной сети. На этом фоне особенно заметна деятельность крупных столичных страховщиков по созданию филиалов и иных обособленных подразделений на территориях различных субъектов Российской Федерации. Этот процесс имеет неоспоримое положительное значение. Открытие страховщиками своих филиалов в разных регионах страны способствует повышению емкости регионального страхового рынка и расширению возможностей местных страховщиков по покрытию крупных рисков на территории региона, а также расширению ассортимента страховых услуг, предлагаемых населению,предприятиям и организациям. Кроме того, филиалы иногородних страховщиков участвуют в реализации различных региональных программ страхования и способствуют развитию конкуренции на местном рынке страховых услуг.
В настоящее время все страховые организации, имеющие в своем составе филиалы, представляют так называемую сводную статистическую отчетность. Последняя включает показатели деятельности всех филиалов и иных обособленных подразделений, которые расположены ипроводят страховые операции от имени создавшего их страховщика на территории разных субъектов Российской Федерации.
В процессе свода и различных группировок отчетной статистической информации (по 89 субъектам Российской Федерации, 12 экономическим районам или 11 территориям, подведомственным территориальным органам страхового надзора Минфина России) статистические данные каждой страховой организации включаются в сводные статистические данные того региона, на территории которого она зарегистрирована в качестве юридического лица.
В результате официальная статистическая информация о состоянии и развитии региональных страховых рынков не может считаться полной и достоверной, так как, во-первых, сведения о деятельности на территории какого-либо региона филиалов иногородних страховщиков не включаются в сводные статистические показатели по этому региону, тогда как роль этих филиалов на региональных рынках страховых услуг может быть довольно существенной, во-вторых, сводная статистическая информация, собранная в масштабах какого-либо региона, содержит данные о деятельности расположенных за его пределами филиалов местных страховых организаций, т.е. тех, которые зарегистрированы на территории этого региона, но имеют филиалы за его пределами.
Таким образом, ранее действовавший порядок представления отчетности, а также методика группировок и свода статистической информации не давали возможности получать достоверную картину развития страхования в региональном аспекте.
Кроме того, региональные и местные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, территориальные органы страхового надзора Минфина России, а также страховые компании, работающие в разных регионах страны, их союзы и объединения выражают заинтересованность в получении полной и достоверной статистической информации о состоянии и развитии региональных страховых рынков, представленных местными страховыми организациями и филиалами иногородних страховщиков, и объективной информации одвижении финансовых потоков в регионах.
Расширение географии работы страховых компаний приводит к появлению помимо общих рисков, присущих страховой деятельности, новых его видов. К ним можно отнести прежде всего региональный риск и риск потери управляемости. Региональный риск заключается в том, что неблагоприятное или даже резко отрицательное изменение экономической ситуации в каком-либо регионе может негативно повлиять как на деятельность филиала страховой организации, расположенного в этом регионе, так и на страховую организацию в целом. Дополнительный риск потери управляемости может заключаться в принятии руководством филиала неподконтрольных руководству и собственникам страховой компании решений или невыполнении филиалом принятых руководством или собственниками компании решений.
Во избежание таких рисков страховая компания, как правило, организует и осуществляет внутренний контроль за деятельностью своих филиалов в порядке, определенном учредительными документами, Положением о филиале страховой организации и Положением о внутреннем контроле, если таковой имеется (либо аналогичным ему документом).
С введением в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3.07.2000 г. № 63н внутренний контроль за деятельностью филиалов будет дополнен внешним контролем со стороны органов страхового надзора.
Изменение порядка представления отчетности по форме № 1-С связано также со вступлением в силу Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и изданием в рамках его реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7.03.2000 г. № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» и приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 6.05.2000 г. № 340а «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг».
Новой порядок представления отчетности будет способствовать реализации ряда положений перечисленных нормативных правовых актов. Так, для определения доминирующего положения страховщика на рынке страховых услуг должна быть рассчитана емкость региональногорынка страховых услуг и доля, занимаемая на нем страховщиком. Для этого необходимы сведения о страховой премии, собранной страховщиком и его филиалами в границах и вне границ изучаемого регионального страхового рынка.
С целью однозначного понимания термина «филиал страховой организации» в п. 2 Инструкции дано его развернутое определение. Обособленное подразделение страховщика согласно этому определению признается филиалом, если обладает следующими признаками:
• расположено вне места нахождения страховой организации;
• указано в учредительных документах;
• осуществляет в соответствии с Положением о филиале страховые операции по заключению договоров страхования (сострахования), получению страховых премий (взносов) и осуществлению страховых выплат.
В отношении филиалов будет проводиться так называемое выборочное статистическое наблюдение по форме № 1-С в отличие от отчитывающихся страховых организаций, в отношении которых всегда проводилось сплошное статистическое наблюдение, означающее обязательное представление отчетности всеми страховщиками. Так, согласно п. 3 Инструкции отчет должен будет составляться только теми филиалами, которые расположены на территориях, относящихся к ведению территориальных органов страхового надзора Минфина России, и еслисоздавшая их страховая организация находится на иной территории. С целью единообразного применения этого порядка предлагаем две схемы представления отчетности по форме № 1-С страховщиками и их филиалами.

Схема 1.

Страховая организация Филиалы страховой организации
Место нахождения адрес и объем представления отчета место расположения адрес и объем представления отчета
территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России в Минфин России, отчет по страховой организации в целом территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России не представляется
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора в инспекцию страхового надзора, отчет по деятельности филиала

Первая схема предназначена для страховых организаций, которые находятся на территориях, относящихся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Как видно из схемы 1, в том случае, если страховая организация зарегистрирована на территории, поднадзорной непосредственно Департаменту страхового надзора Минфина России, статистическую отчетность по форме № 1-С составляют только те ее филиалы, которые расположены на территориях, поднадзорных инспекциям страхового надзора Минфина России.
Вторая схема предназначена для страховых организаций, которые находятся на территориях, относящихся к ведению территориальных органов страхового надзора Минфина России.

Схема 2.

Страховая организация Филиалы страховой организации
Место нахождения адрес и объем представления отчета место расположения адрес и объем представления отчета
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (А) в Минфин России и инспекцию страхового надзора, отчет по страховой организации в целом территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России не представляется
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (А) не представляется
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (В) в инспекцию страхового надзора (В), отчетпо деятельности филиала

Из схемы 2 следует, что филиалы таких страховых организаций составляют статистическую отчетность по форме № 1-С только в том случае, если они и страховые организации, которые их создали, находятся на территориях, поднадзорных различным территориальным органам страхового надзора Минфина России.
Страховые организации, не имеющие в своем составе филиалов, представляют отчет в прежнем порядке и могут руководствоваться левой половиной обеих схем (графы «Страховая организация»).
Отчитывающиеся филиалы страховых организаций должны будут составлять отчет только по результатам проводимых ими страховых операций. Основой отчета могут быть как первичные документы по заключению договоров страхования (страховые полисы, договоры страхования, квитанции о получении премий (взносов) и т.п.) и урегулированию убытков (страховые акты о гибели и повреждении имущества; документы, подтверждающие факт и обстоятельства наступления страхового случая, и т.п.), так и иные документы, в которыхведутся систематизация и накопление информации о проводимых страховых операциях (например, журналы учета заключенных договоров и журналы учета убытков и досрочно расторгнутых договоров).
Изменение порядка представления отчетности касается также части форм ее представления. Согласно п. 4 Инструкции отчет должен будет представляться страховыми организациями (филиалами) одновременно как на бланках типовой формы (официальный отчет, подписанный руководителем), так и по телефону (телеграфу) (оперативный отчет) с обязательным соблюдением идентичности данных. Кроме того, в соответствии с п. 12 Инструкции предусмотрено обязательное уведомление Департамента страхового надзора и (или) территориальных органов страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии у страховщика (филиала) страховой деятельности в отчетном периоде.
Установленная типовая форма отчетности осталась той же, что применялась в течение последних двух с половиной лет и стала привычной для страховщиков. Изменения коснулись только реквизитов титульного листа формы отчетности, которые приведены в соответствиес Отраслевым (ведомственным) стандартом на формуляр-образец государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.05.98 г. № 55 (с изменениями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 26.03.99 г. № 21).
Порядок заполнения формы отчетности (раздел II Инструкции) претерпел некоторые изменения, которые связаны главным образом с уточнением редакции самого текста. В связи с этим предлагаем лишь два небольших пояснения.
Первое пояснение касается п. 15 Инструкции, устанавливающего требование о том, что сведения по операциям перестрахования в отчет не включаются. Это означает, во-первых, что страховые премии (взносы) и страховые выплаты по договорам страхования (сострахования) показываются в отчете полностью независимо от того, была ли передача рисков по ним в перестрахование, и, во-вторых, что суммы премии, причитающиеся к получению от перестрахователей по договорам перестрахования, и суммы доли убытков, причитающиеся к возмещению перестрахователям, в отчетные сведения не включаются. Данный порядок не относится к страховым организациям, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование. Они составляют отчет в соответствии с п. 22 Инструкции.
Второе пояснение связано с особенностями составления отчета страховыми медицинскими организациями в части проводимого ими обязательного медицинского страхования. В пп. 19 и 21 Инструкции даны однозначные определения понятий страхового платежа (отражаетсяпо строке 07 формы отчета) и оплаты медицинских услуг (отражается по строке 14 формы отчета) по обязательному медицинскому страхованию.
Однако при составлении отчетности страховые медицинские организации неправомерно включают в указанные строки и иные суммы, например:
• авансовые платежи, выданные медицинским учреждениям под оказание ими медицинских услуг;
• средства, поступающие от фонда обязательного медицинского страхования преимущественно только для компенсации расходов на ведение дела, при этом фактическое финансирование деятельности медицинских учреждений осуществляется по договорам поручения непосредственно самими фондами обязательного медицинского страхования;

• средства, поступающие из местных бюджетов на оплату медицинской помощи, в том числе и той, которая не включается в территориальную программу обязательного медицинского страхования;
• суммы, перечисленные страховщиком медицинским учреждениям, которые не связаны с оплатой конкретных счетов медицинских учреждений за оказанную ими медицинскую помощь застрахованным гражданам;
• суммы, прошедшие по взаимозачетам с фондами обязательного медицинского страхования.
Все перечисленные суммы не должны отражаться в отчетности как страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию или как оплата медицинских услуг.
С отчета за 9 месяцев 2000 г. утратят силу ранее действовавшие форма № 1-С и Инструкция о порядке ее заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 11.12.97 г. № 88н (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина России от 6.07.98 г. № 32н).
Л. БАРАХНИНА, главный специалист Департамента страхового надзора Минфина России
(статья приведена без таблиц)

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Журавко Е.А. 1 Даниловских Т.Е. 1 1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса В статье проведен анализ рынка ОСАГО, целью которого является решение ряда проблем, существующих и усиливающихся с каждым годом. ОСАГО – это обязательный вид страхования, в связи с этим является самым массовым из всех. То есть чтобы зарегистрировать автомобиль и получить государственный номерной знак, каждый должен предъявить полис страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. В данной статье освещается информация об основных проблемах, существующих на рынке ОСАГО, а также меры, которые помогут устранить ряд из них. 996 KB ОСАГО урегулирование убытков страхование закон об ОСАГО 1. Годовой отчет РСА 2012 года . – М.: Российский союз автостраховщиков. – Режим доступа: http://www.autoins.ru/media/C2CBF8C8-A0AC-4229-8C85-6561F40AC1C9/6456C143-276C-4DF6-8953-256B701AFE91/RAMI_annual_2012.pdf, (дата обращения 02.05.2014). 2. Горовцова М. ОСАГО: конфликты и пути их разрешения . – М: Информационно-правовой портал «Гарант». – 2013. – 28 ноября. – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/507825/, (дата обращения 21.04.2014). 3. Зубец А. Основные итоги 2013 года на страховом рынке России // Прайм-Тасс Страхование. – 2014. – 04 марта. – Режим доступа: http://life.investfunds.ru/news/39643/, (дата обращения 03.05.2014). 4. Официальный сайт компании «Консультант плюс». Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ . – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/osago/52_2.html, (дата обращения 15.04.2014). 5. Официальный сайт РСА. Компенсационные выплаты . – Режим доступа: http://www.autoins.ru/ru/compensation/, (дата обращения 02.05.2014).

В последние годы отмечается уверенный рост сбора страховых премий по всем видам страхования, несмотря на те сложности, которые переживает сейчас российский страховой рынок. Доля страхования в ВВП страны по итогам 2011 года составила 1,2 %, 2012 – 1,3 %, по итогам 2013 года уровень проникновения в ВВП вырос – 1,36 %. Одним из основообразующих видов в общей структуре портфеля страхового рынка является ОСАГО.

ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По всем источникам и, как показывает практика, данный вид страхования вводился как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причиненного владельцами транспортных средств.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, регулирующий порядок разрешения всевозможных ситуаций на дорогах, был принят в апреле 2002 года. Вступил он в силу с 1 июля 2003 года. С этого момента каждый владелец транспортного средства обязан заключить договор финансовой защиты своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, потерпевших при использовании транспортного средства .

С учетом закона об ОСАГО, размер страховой выплаты при причинении вреда жизни и здоровью составляет не более 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего. При этом в случае причинения вреда жизни размер страховой выплаты составляет 135 тысяч рублей – на лиц, имеющих в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца); не более 25 тысяч рублей – на возмещение расходов на погребение лицам, понесшим эти расходы. При причинении вреда имуществу нескольких потерпевших размер страховой выплаты составляет не более 160 тысяч рублей, при причинении вреда имуществу одного потерпевшего – не более 120 тысяч рублей. Количество страховых случаев не ограничено – страховщик ответит по обязательствам перед пострадавшими за каждую аварию.

Дабы не отставать от мирового сообщества, Россия пошла по стопам Европейских соседей, где действует так называемая «Зеленая карта», с которой и была взята идея подобного вида страхования.

Как считают многие автолюбители, обязательный характер ОСАГО – это гарантия того, что водители в случае ДТП не станут уклоняться от выплат, так как их будет производить страховая компания.

За все 10 лет действия закона об ОСАГО остались не решенными масса вопросов: будь то заключение договора страхования или урегулирование ущерба.

По данным годового отчета Российского союза автостраховщиков (далее РСА) за последние годы в Российской Федерации численность автопарка продолжает расти. Показатели аварийности также росли в период до 2008 года, с 2008 по 2011 год наблюдалось сокращение числа ДТП, в которых причинен вред жизни и здоровью физических лиц, снизилось также и количество пострадавших в ДТП. В 2012 и 2013 годах наблюдается незначительный рост числа ДТП, а также увеличение количества пострадавших в ДТП.

За период с 1 июля 2003 года по 31 декабря 2012 года было заключено более 323 млн. договоров ОСАГО, более 16 млн. потерпевших получили возмещение причиненного им в результате ДТП вреда, общая сумма страховых выплат потерпевшим составила 385 млрд. рублей.

В 2012 году заключено договоров – 40,8 млн.; получено страховых премий – 121,3 млрд. рублей; заявлено требований о возмещении вреда – 2,60 млн.; урегулировано страховых случаев – 2,55 млн.; осуществлено страховых выплат на сумму – 62,0 млрд. рублей. По итогам 2013 года заключено 42,3 млн. договоров, сборы по ОСАГО составили 134,2 млрд. рублей, выплачено – 77,4 млрд. рублей, было заявлено 2,8 млн .

При этом сегодня многие эксперты приходят к мнению, что рынок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нуждается в серьезных структурных преобразованиях. Прежде всего, это касается размеров страховых выплат и методики их расчетов. Основная претензия автостраховщиков заключается в том, что цены на ремонт автомобилей постоянно растут, но в то же время базовые ставки и тарифы коэффициентов по ОСАГО изменяются незначительно и довольно редко. Владельцы автомобилей, в свою очередь, недовольны размерами страховых выплат и часто возникающими затруднениями в получении денег .

Впервые тарифы по ОСАГО Правительством России были установлены в 2003 году. С этого времени они корректировались дважды, но незначительно. Предполагалось, что через некоторый отрезок времени тарифы будут приведены в соответствие с практикой. Однако за первые пять лет существования закона этого ни разу не сделали.

И только в 2009 году впервые были незначительно увеличены некоторые коэффициенты, из которых складывается плата за страхование по ОСАГО.

Однако, по мнению авторов статьи, к снижению убыточности приведет увеличение абсолютной величины базового тарифа по ОСАГО, который до сих пор оставался неизменным. Это связано с увеличением средней выплаты по имуществу, так как российский автопарк подорожал, а также цены на запчасти и ремонт автомобиля стремительно возрастают.

На фоне высокой убыточности по вышеуказанным причинам страховые организации прекращают свою деятельность. Так, например, по словам Вице-президента ООО «Росгосстрах» Дмитрия Маркарова, динамика численности страховых компаний, оказывается неутешительной – за 10 лет действия Закона около 67 страховщиков из 170 членов РСА потеряли лицензии и обанкротились, а по их обязательствам из компенсационных фондов РСА было выплачено более 18 млрд. рублей.

По данным РСА состоянию на 31 декабря 2013 года в государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 103 страховых организации, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, это 22,5 % от общего количества страховых организаций.

Но тарифы по ОСАГО – это далеко не единственная проблема, связанная с данным видом страхования.

С 2003 года было установлено, что потерпевший должен обращаться за выплатой в страховую компанию виновника. С 1 марта 2009 года страхователь имеет возможность обратиться за выплатой по ДТП непосредственно в свою страховую компанию, где застрахован по ОСАГО.

Согласно законодательству страхователь может обращаться за выплатой в свою страховую компанию в случаях, если: ДТП произошло с участием только 2-х ТС; оба участника застрахованы по ОСАГО; вред причинен только имуществу потерпевшего .

Однако, в последнее время страховые компании, в том числе крупнейшая страховая компания Росгосстрах, начали переносить центры урегулирования претензий в отдаленные города региона во избежание обращений пострадавших по прямому возмещению претензий и соответственно с целью снижения убыточности компании. Так, например, в Приморском крае компания РГС в прошлом году перенесла вышеуказанный отдел в город Находку. Не каждый человек имеет возможность проехать 170 км, чтобы подать документы по ДТП. Тем более что сдать весь пакет документов с первого раза не всегда получается, и иногда людям приходится приезжать по три раза. Такого рода инициатива РГС и других страховых компаний лишает человека выбора, так как потерпевшие не имеют фактически возможности обратиться в свою страховую компанию, да и если при ДТП у виновника полис ОСАГО компании РГС, потерпевшим затруднительно получить страховую выплату.

А недостаток таких действий для других страховых компаний, которые принимают своих клиентов по прямому возмещению ущерба, заключается в том, что для простоты расчетов между компаниями была выведена так называемая «средняя выплата» по ОСАГО. Она составляет около 22 тысяч рублей. Теперь каждая страховая компания, которая производит оплату за другую страховую организацию (за компанию виновника), получает из средств фонда всегда одну и ту же сумму компенсации – эти самые 22 тысячи рублей. То есть если сумма убытка составила 100 тысяч, страховая компания получит только 22 тысячи рублей. То есть страховая компания, в которую потерпевшие из-за отдаленности не смогли подать документы, получает убыток в размере 22 тысяч, а другая страховая, выплатившая по ущербу, – 100 тысяч. Соответственно страховые компании ухудшают свой финансовый результат за счет убытков других организаций. Именно поэтому практически все страховые компании начали переносить свои отделы урегулирования убытков.

Еще одним камнем преткновения в процессе урегулирования страховых случаев является срок выполнения обязательств перед клиентами, который регламентируется Законом об ОСАГО, – это 30 «заветных» дней. После предоставления страхователем всех запрошенных страховой компанией документов, осуществляется расследование и согласование убытка. Акт о признании события страховым случаем и выплата страхового возмещения должны быть осуществлены в течение этого времени.

В случае если событие не признаётся страховым случаем, в течение этих же 30-ти дней страхователю направляется по адресу регистрации, письменное извещение об отказе в выплате с описанием причины этого отказа .

Однако многие потерпевшие жалуются на нарушение вышеуказанных сроков, что приводит довольно часто к судебным разбирательствам. В крупных компаниях это бывает редко из-за нестандартных случаев, например, при проверке службой безопасности, при запросе документации в компетентных органах. Чаще всего это происходит в мелких компаниях с низким финансовым результатом из-за нехватки денежных средств на счетах страховой компании. В таких случаях страховая компания не платит довольно длительное время, вплоть до момента отзыва лицензии.

В связи с этим дабы избежать злоупотреблений, сгладить предвзятое отношение сотрудников, регулирующих убытки, повысить управляемость процессом практически все страховые компании забирают убытки из регионов в центр. За этим идут и технологии, потому что в случае централизации происходит большой обмен информацией между пунктом урегулирования убытков и центром принятия решений.

Однако основная проблема в урегулировании убытков по ОСАГО, которая и приводит к вышеуказанным негативным вопросам, это то, что в связи с несовершенством законодательной базы многие нормы Закона толкуются противоречиво, и в первую очередь это касается правил определения суммы страховой выплаты. Сегодня применяются несколько методик ее расчета, что часто приводит к значительно отличающимся друг от друга результатам и служит одной из самых распространенных причин конфликта между автовладельцами и страховщиками.

Размер начисленной страховой компанией выплаты может быть оспорен в суде с использованием заключения независимой экспертизы о фактической стоимости ремонта в качестве доказательства. Надо сказать, что в таких случаях суд чаще встает на сторону автолюбителей, удовлетворяя их требования, причем размеры страховых сумм, начисленных по разным методикам, могут сильно отличаться друг от друга .

К примеру, страховая компания может возместить владельцу автомобиля чуть меньше 37 тысяч рублей, а по расчетам независимого оценщика размер подлежащего выплате возмещения будет составлять почти 114 тысяч рублей. Это и приводит к различным неординарным действиям со стороны некоторых страховых компаний, как перенос центров урегулирования.

Нельзя не сказать, что создание специального органа для урегулирования вопросов по ОСАГО, – РСА, это преимущество данного вида страхования.

К сожалению, не всегда происходит так, что потерпевший в ДТП может обратиться в компанию виновника. Это может быть связано не только с отдаленностью центра урегулирования, но и с тем, что страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась, или что у страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, или что виновник ДТП неизвестен, или что виновник ДТП не имеет договора обязательного страхования гражданской ответственности. В таких случаях потерпевший может рассчитывать на компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью. При осуществлении компенсационных выплат возмещается вред, причинённый жизни и здоровью пострадавших в ДТП и имущества потерпевших в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ.

Согласно закону возмещению подлежат следующие обстоятельства: утраченный потерпевшим доход, который он имел либо определенно мог иметь на день причинения ему вреда, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, имущественные претензии .

Таким образом, ОСАГО – это действительно знаковый проект, который является своего рода точкой отсчета для развития массового страхования в России. За десять лет существенно повысилась страховая культура граждан, у них сформировалось понимание ценности и необходимости страхования. Автострахование остается самым популярным и востребованным видом страхования. Все, что связано со страхованием автомобилей, уже прочно вошло в наше сознание. Чего не скажешь про другие виды страхования.

Однако усиливающийся с течением времени конфликт между страховыми компаниями и автолюбителями требует внесения существенных поправок в закон. В настоящее время Госдума рассматривает законопроект об увеличении страховых тарифов на 20-30 %, что положительно отразится на осуществление страховых выплат.

По мнению авторов статьи, пересмотр тарифов по ОСАГО должен производиться ежегодно в соответствии с уровнем инфляции, соответственно цен на медицинские слуги и ремонт автомобилей.

И для окончательного решения вышеизложенных проблем предположительно необходимо произвести выбор независимой экспертной организации, которая сможет разработать единую методику расчета фактического ущерба и в дальнейшем поддерживать соответствующие данные в актуальном состоянии. На сегодняшний день, Российский Союз Автостраховщиков проявила инициативу, однако конкретных действий пока не наблюдается.

Библиографическая ссылка

Журавко Е.А., Даниловских Т.Е. ОСАГО, ЕГО ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-3. – С. 114-117;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5761 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставьте комментарий