Статья 1 конституции

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РФ)

Казинян Б.В.

Кандидат юридических наук, доцент Советник юстиции второго класса

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина1

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными, переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. На основе Конституции строится вся остальная иерархия законов и подзаконных актов страны.

В истории конституционного развития Российской Федерации насчитывается 5 конституций — соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций. На изменение конституции повлияли многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства и т.д.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года.2

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства

в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.3

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.4

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Конституции Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое. В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления. Под юридическими свойствами конституции понимаются ее признаки как основного закона государства и отличающие ее от актов текущего законодательства. В соответствии с этим современная наука выделяет юридические свойства конституции, которые рассмотрены ниже. Юридические свойства Конституции — это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать

легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» -закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства. Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О неко-

торых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться. 6

Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Конституция — юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. В мировой конституционно-правовой теории на сегодняшний день нет единого взгляда на содержание Конституции. Так, главной целью конституции в любой стране сегодня должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей и пр.

Действующая Конституция РФ в соответствии с данной моделью демократического государства предполагает выполнение своей главной цели, обеспечивая соответствие принципам современной цивилизации.

Безусловно, нельзя сказать, что установленные Конституцией 1993 года положения действуют в настоящее время в полной мере. В этой сфере остается, к сожалению, немало вопросов. Однако принятие действующей конституции в ключе общедемократических принципов ознаменовало начало принципиально нового этапа развития страны. Причем, не только правового развития, но и социального, культурного, экономического и т.п.

Дальнейшая работа над обеспечением верховенства права в нашей стране обеспечит в перспективе повышение уровня правовой культуры граждан и, как следствие, развитие правового государства.

Следует признать, что Конституция РФ имеет качественно новую для нас сущностную характеристику: это юридическое средство поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе на основе объективно сложившегося в нынешних условиях соотношения социальных сил.

Список литературы

1. С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права», 2003, N 11.

2. Кравец И.А. Верховенство конституции — принцип конституционализма // Журнал российского права. — 2002. — № 7.

3. http: //ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России

4. http: //federacia.ru/encyclopaedia/law/

5. http://www.ipolitics.ru/lnk/228.htm

6. http: //m.wikipedia.org/wiki/Конетитуция_России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. http: //federacia.ru/encyclopaedia/law/

8. http://www.ipolitics.ru/lnk/228.htm

9. http: //ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России

10. С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права», 2003, N 11.

11. Кравец И.А. Верховенство конституции — принцип конституционализма // Журнал российского права. — 2002. — № 7.

ДОГОВОРНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Шамшетов Шарафатдин Сарсенович

Кандидат юридических наук, доцент кафедры Правоведения Каракалпакского государственного университета. Адрес вуза: Республика Узбекистан,

г. Нукус, ул. академика Ч.Абдирова, 1. Индекс: 230112

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность договорного представительства как одного из видов судебного представительства. По результатам исследования данного вопроса автор приводит свои идеи и предложения.

Ключевые слова: судебное представительство, договорное (добровольное) представительство, договор поручения, доверенность

Keywords: judicial representation, contractual (voluntary) representation, contract of commission, power of attorney

В научной литературе существуют классификации судебного представительства по различным основаниям. В самом общем виде представительство подразделяется на договорное (добровольное) и обязательное. Данная классификация проводится по характеру отношений представителя и представляемого .

В договорном представительстве, отношения между представителем и представляемым в основном строятся на основании гражданско-правового договора поручения. Согласно ч.1. ст 52 ГПК РУз по договорному (добровольному) представительству доверитель поручает представителю вести дело в суде в защиту его прав и охраняемых законом интересов.

Основанием к договорному представительству служит воля гражданина, организации и при наличии согласия у представителя защищать их

Приказ Ростехнадзора от 28.06.2016 N 250 «Об утверждении Положения о Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Приказ Минюста России от 06.06.2017 N 97 Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов

4. При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 436н (ред. от 27.05.2020) Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты

4. Документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению N 1 к настоящему Приказу (далее — Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее — федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее — территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.

Приказ Росавиации от 26.05.2017 N 421-П (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров Федерального агентства воздушного транспорта»

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, приказами Росавиации.

Приказ ФТС России от 15.06.2017 N 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении»

9. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, техническими и методическими документами в области экспертиз и исследований, а также настоящим Положением.

«Положение о Северо-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 262)

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Приказ Минфина России от 23.05.2017 N 383 «Об утверждении Положения о Департаменте управления делами и контроля Министерства финансов Российской Федерации»

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

Приказ Росреестра от 29.05.2017 N П/0260 «Об утверждении Положения о Правовом управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами, настоящим Положением, принципами, заложенными в политике в области качества Росреестра, следует целям в области качества, ежегодно утверждаемым заместителем Министра экономического развития Российской Федерации — руководителем Росреестра (далее — Руководитель), и соблюдает требования системы менеджмента качества Росреестра.

<Письмо> Роспотребнадзора от 22.03.2020 N 02/4707-2020-27 «О направлении изменений по организации лабораторной диагностики COVID-2019»

Правительство Республики Карелия в лице Главы Республики Карелия Худилайнена Александра Петровича, действующего на основании Конституции Республики Карелия, с одной стороны, и Федеральная антимонопольная служба в лице руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева Игоря Юрьевича, действующего на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти» (утв. МЧС России 03.02.2017 N 2-4-71-2-11)

1.5. Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.

Верховная Рада Украины от имени Украинского народа — граждан Украины всех национальностей,

  • выражая суверенную волю народа,
  • опираясь на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение,
  • заботясь об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни,
  • заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины и подтверждая европейскую идентичность Украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины,
  • стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство,
  • осознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями,
  • руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, одобренным 1 декабря 1991 всенародным голосованием,

принимает настоящую Конституцию — Основной Закон Украины.

Раздел 1 — Общие положения Конституции Украины

Статья 1. Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством.

Статья 2. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна.

Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Статья 4. В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом.

Статья 5. Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Никто не может узурпировать государственную власть.

Статья 6. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Статья 7. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление.

Статья 8. В Украине признается и действует принцип верховенства права.
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.

Статья 9. Действующие международные договора, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Статья 10. Государственным языком в Украине является украинский язык.

Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.

В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Государство способствует изучению языков международного общения.
Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом.

Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

Статья 12. Украина проявляет заботу об удовлетворении национально — культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства.

Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.

Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.

Статья 14. Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Статья 15. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.

Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная.

Цензура запрещена.

Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины.

Статья 16. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства.

Статья 17. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа.

Оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины.

Обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом.

Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан либо с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности.

Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также членов их семей.

На территории Украины запрещается создание и функционирование каких — либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом.
На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Статья 18. Внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 19. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Статья 20. Государственными символами Украины являются Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.

Государственный Флаг Украины — стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.

Большой Государственный Герб Украины устанавливается с учетом малого Государственного Герба Украины и герба Войска Запорожского законом, принимаемым не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины).

Государственный Гимн Украины — национальный гимн на музыку М. Вербицкого со словами, утвержденными законом, который принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Описание государственных символов Украины и порядок их использования устанавливаются законом, принимаемым не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Столицей Украины является город Киев.

Просмотров: 233444

3.4. Основной закон Российской Федерации — Устав Российской Федерации

Вспомним, в каком порядке появилась Российская Федерация.

На основании Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» возникла в пространстве Российская Федерация путем переименования одного государственного образования РСФСР (государственное устройство — республика) на другое — Российская Федерация (государственное устройство — федерация), что неравнозначно. В результате издания такого Закона изменено не только наименование, но фактически заменили государственное устройство, а, следовательно, само государство. Причем Ельцин Б.Н. в тот день подписал 2 закона: как президент РСФСР и как президент РФ. Вопреки ст. 5 Конституции СССР, так и ст. 5 Конституции РСФСР, согласно которым важные вопросы принимаются путем всенародного обсуждения или голосования (референдума), принято решение, не спросив мнения народа.

Равно как 12 нюня 1990 г. Ельциным Б.Н. была принята Декларация, провозгласившая суверенитет РСФСР, нарушив положения ст. 72 Конституции СССР от 1977 г. и Закона СССР от 3 апреля 1990 г. № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В соответствии со ст. 2 данного Закона СССР решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Поэтому Декларация о независимости носит декларативный, формальный характер и поэтому незаконны.

Ежегодно перед 12 июня проводятся опросы, согласно которым люди не могут ответить, чему посвящен этот день отдыха, что, в свою очередь, означает интуитивное неприятие столь, казалось бы, важного события в жизни общества.

Аналогично произошло и с Конституцией РФ 1993 г.

21 сентября 1993 года в 20:00 часов Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин экстренно выступил по центральному телевидению с его Обращением к гражданам России, в котором изложил свой новый Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Указ с приложениями скачать одним файлом.

В Указе № 1400 Б.Н. Ельцин провозгласил: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются. Полномочия депутатов Российской Федерации прекращаются. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания».

Конституция РСФСР (Российской Федерации), гласила:

«Статья 121.10. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации (РСФСР), законов Российской Федерации (РСФСР), а также данной им присяги.

Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат».

Утром 22 сентября 1993 года на внеочередном заседании Верховного Совета России в парламентском Доме Советов («Белом доме») председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, который и ныне председатель Конституционного суда Российской Федерации, огласил заключение Конституционного Суда:

Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствует части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, части третьей пункта 11 статьи 121.5, статье 121.6, части второй статьи 121.8, статьям 165.1, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121.10 или 121.6 Конституции Российской Федерации.

21 сентября 1993 г. Верховный Совет РФ выносит Постановление № от 5779-I «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина».

22 сентября 1993 г. Верховный Совет РФ выносит Постановление № от 5780-I «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина». См. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» № 39 (ст. 1631).

В соответствии со ст. 104 Конституции РСФСР Съезд народных депутатов — Высший орган государственной власти РСФСР/Российской Федерации с 16 мая 1990 по 21 сентября (4 октября) 1993. Избран 4 марта 1990 на 5-летний срок. .

Таким образом, процедура отрешения Ельцин Б.Н. от должности Президента соблюдена. Поэтому у него отсутствовали полномочия совершать вообще какие-либо действия после 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года, в том числе, проводить референдум по проекту Конституции. Конституционная реформа, начало которой положено Указом № 1400, совершена с нарушением положений Конституции РСФСР, а потому также не имеет юридической силы.

Здесь нельзя обойти стороной особые мнения четырех судей Конституционного Суда РФ, приложенные к Заключению Конституционного Суда от 21 сентября 1993 г. так как они отражает позицию немалой части сторонников государственного переворота. Так, судья Э. М. Аметистов указал, что на референдуме 25 апреля 1993 года народ выразил доверие Президенту Б. Н. Ельцину и поддержал социально-экономической политики Правительства. Следовательно, приходит к выводу судья, любые попытки отрешить от должности или другим путем лишить полномочий законного Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и любые попытки противодействовать проводимым Президентом и Правительством экономическим реформам противоречат высшей воле российского народа, противоправны и нелегитимны. Именно такие попытки предпринимались и предпринимаются большинством депутатов и руководства Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, что также подтверждается многочисленными фактами, приводимыми в преамбуле Указа. Эта антинародная, противоправная деятельность угрожает самому будущему страны, единству и целостности Российской Федерации, ее суверенитету.

Полагаю, что на этом особые мнения судей, сводящиеся к отсутствую права у Конституционного Суда давать заключение без соответствующего на то заявления, более нет необходимости комментировать. Не замечать намеренно или ошибочно государственного переворота, начавшегося с издания Указа № 1400, означает формализованный подход к правосудию.

Тем не менее, после известных вооруженных событий 1-3 октября 1993 г. Ельциным Б.Н. антиконституционная деятельность продолжена. Так, им подписывается Указ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции», то есть на основании единоличного решения Ельцина Б.Н. проводится голосование 12 декабря 1993 г.

Согласно п. «и» ч. 2 ст. 22 Положения о всенародном голосовании, утвержденного Указом от 15 октября 1993 г. № 1633, Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по проекту Конституции Российской Федерации от 20.12.1993 № 142 в п. 1 всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации признано состоявшимся, а в п. 2 признано, что принята уже Конституция Российской Федерации. В этом же постановлении приведены результаты голосования: «За» проголосовало 32 937 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании; против проголосовало 23 431 333 или 41,6% избирателей, принявших участие в голосовании. Да, именно таким образом был произведен подсчет голосов согласно Указу, который не имеет юридической силы.

Однако, 24 сентября 1993 г. исполняющим обязанности Президента РФ А.В. Руцким был подписан Закон № 5810-I «О порядке принятия Конституции Российской Федерации».

В ст. 6 Закона РФ от 24 сентября 1993 г. № 5810-I предусмотрена возможность принятия Конституции всенародным голосованием (референдумом), назначенным по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа граждан РСФСР (по тексту Закона – Российской Федерации), имеющих право на участие в референдуме, и если указанное большинство голосов получено в не менее чем в двух третях от общего числа субъектов РСФСР (по тексту Закона – Российской Федерации), указанных в статье 71 Конституции (Основного Закона) РСФСР (по тексту Закона – Российской Федерации — России).

Обратившись одновременно к Закону РСФСР 241-1 от 06.10.1990г «О референдуме РСФСР», а именно к статье 35, то увидим аналогичное условие, при котором решение на референдуме считается принятым: «При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме».

Выполнив подсчет голосов исходя из большинства численности избирателей, принявших участие в голосовании, а не от числа граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме, таким образом при голосовании за проект Конституции РФ 1993 г. нарушены положения не только действовавшей Конституции РСФСР, но и Закона РСФСР 241-1 от 06.10.1990г «О референдуме РСФСР» и Закона от 24 сентября 1993 г. № 5810-I «О порядке принятия Конституции Российской Федерации».

Статьи 2, 3, 4 Закона от 24 сентября 1993 г. № 5810-I также определяют порядок обсуждения и согласования проекта Конституции. Обсуждение проекта Конституции происходит с участием субъектов Российской Федерации, профсоюзов, представителей общественно-политических и иных объединений граждан (ст. 2), а также путем всенародного обсуждения (ст. 3). Согласование же проекта Конституции осуществляется в случае изменения конституционного устройства Российской Федерации (ст. 4).

Из перечисленных положений Закона следует, что принятие Конституции предполагает несколько этапов: обсуждение и согласование проекта, принятие непосредственно Конституции.

При этом, мы помним, что в силу ст. 5 Конституции РСФСР наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Запятая и слово «также» означает, что всенародное обсуждение и голосование не одно и то же.

Всенародное обсуждение — это буквально обсуждение населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории.

Всенародное голосование — это общегосударственный референдум, т.е. голосование, проводимое на всей территории государства с целью принять решения по поставленному вопросу.

Справедливости ради стоит отметить, что обсуждение происходило, но выборочно, ограниченным кругом человек, к примеру, смотрите документы по обсуждению и непосредственному голосованию в Пензенской области (С. 17 – 28). Особенно обратите внимание на резолюцию, согласно которой принявшие участие в обсуждении проекта Конституции, с твердой уверенностью полагали, что произойдет «воссоединение больших республик в единое союзное государство уже на новой добровольной основе в рамках открытой федерации, что скорее всего будет возможным, когда сегодняшняя Россия докажет другим способность к ведению свободного хозяйства и правовой государственности». Это актуально и по настоящий день!

Также загляните на с. 39, где указаны результаты голосования по проекту Конституции в Пензенской области: за проголосовало 289 550 человек, против – 435 965 человек.

Кроме того, проект Конституции Российской Федерации воспринимался и воспринимается как временный вариант, о чем говорят и ведущие ученые-конституционалисты. Очень торопились принять этот нужный для отдельных лиц документ, оставив нас без вооруженных сил (отсутствует упоминание о вооруженных силах, только о Главнокомандующем в ст. 87, тогда как в ст. 31 Конституции СССР прямо указано, что защита социалистического Отечества отнесена к важнейшим функциям государства и является делом всего народа, в ст. 30 Конституции РСФСР установлена обязанность государственных органов, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности), с запретом на цензуру (ст. 29), провозглашении частной собственности буквально на все, в первую очередь, на природные ресурсы, что принадлежит истинным владельцам — гражданам СССР — народу, имеющему высшую власть в своей Стране.

Резюмируя вышеизложенное заключаем, что проект Конституции от 12 декабря 1993 г. как Основной закон государства не принят, значит, нет оснований для существования такого государства как Российская Федерация. Ведь на основании «новой Конституции» разрабатываются законы, иные нормативные правовые акты, по которым мы пытаемся жить 27 лет, судьи, занимаясь правоприменением, выносят зачастую несправедливые судебные акты.

Практически все органы «государственной» власти на основании «новой Конституции» стали юридическими лицами (сейчас в юриспруденции их определили, как публичные юридические лица), чтобы участвовать в так называемом гражданском обороте, как и введены в гражданский оборот РФ и субъекты РФ, точнее, земля и природные ресурсы.

Например, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – юридическое лицо (см. п. 12 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450), Министерство здравоохранения (см. п. 12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608) и другие.

Более того, произошла подмена публичных (властных) функций государства оказанием государственных услуг, рассчитывая на правовую безграмотность народа — единственного источника власти и народного суверенитета. Этому свидетельствует тотальный переход в последние годы на предоставление органами государственной власти и управления государственных услуг, и в первоочередном порядке — в электронном виде. Активно внедряются комплексы административных регламентов, разрабатываются и применяются стандарты государственных и муниципальных услуг, в которых еще больше запутываются человек, получающий государственные услуги.

Оказание услуг, услуга — это категории, в первую очередь, экономические. Услуга, точнее, результат услуги как объект гражданского права применяется в частноправовых отношениях (ст. 128 ГК РФ), но не публичных.

Приводятся обоснования различий «публичных услуг» и «государственных услуг», а также перечисляются их виды. По моему мнению, такое деление не только невозможно, но и применение слова «услуга» в контексте публичных отношений человек, гражданин — государство, человек, гражданин — государственные органы не приемлемо. .

Поскольку юридические лица – органы государственной власти — руководствуются «новой Конституцией» от 12.12.1993 г., то Конституция РФ от 12.12.1993 г. – это фактически Устав группы компаний – министерств, служб, их территориальных органов. Последние оказывают нам услуги вместо государственных функций, что имеет принципиальное различие, и собирают дань в виде налогов, взносов, пошлин как с рабов, не выплачивая при этом достойную заработную плату, социальные пособия, государственную пенсию.

Поэтому становится очевидным, чьи интересы преследуют группы лиц, стоящие во главе Правительства РФ, осуществляющее свою деятельность на основе Устава, лиц во главе министерств, служб, территориальных органов, — свои личные и интересы крупного бизнеса, к которому относятся компании, незаконно завладевшие общенародной собственностью.

Проект Конституции, изменение государственного устройства, изменение наименования, принятие Декларации о «суверенитете», изменение форм государственной собственности — все это произошло в отсутствие моего мнения и граждан РСФСР и СССР, то есть нарушив статьи 5 Конституции СССР и РСФСР, и вопреки решению Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. за сохранение СССР.

И вообще, кто-нибудь видел оригинал так называемой Конституции?

Обсуждение — один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в обсуждении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории.

Основы института о. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института о. — например, Закон РСФСР от 20 апреля 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни».

Не исключается институт о. и в настоящее время. Например, Регламент Государственной Думы предусматривает, что она может принять решение о всенародном о. законопроекта, принятого палатой в первом чтении. Например, есть Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. — М.: Юстицинформ, 2015. // СПС «Гарант».

«Револьвер». Игорь Барциц: Конституция 1993 года как вызов России. https://www.youtube.com/watch?v=wgrxpPMVnds

Ничтожность приватизации по Уставу Российской Федерации
Основы общенародной собственности
Итоги приватизации
Ничтожность приватизации
Ничтожность ваучерной приватизации
Постваучерная приватизация
Государственные органы = юридические лица
Заключение — требование

Оставьте комментарий