Статья 1227

Комментируемая ст. 12.27 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения. В качестве дополнительного объекта данного состава можно рассматривать отношения в области охраны жизни и здоровья человека, поскольку проведение медицинских осмотров и освидетельствований в первую очередь направлено на контроль состояния здоровья водителя.

Объективная сторона выражается в совершении водителем активных действий, направленных на выражение им отказа от исполнения законных требований уполномоченного должностного лица. Объективная сторона охватывает собой отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при условии предъявления законного и обоснованного требования должностным лицом уполномоченного органа. Положения ч. 2 комментируемой статьи предусматривают квалифицированный состав рассматриваемого правонарушения, который сопряжен не только с наличием признаков опьянения, но и с отсутствием у лица, управляющего транспортным средством, такого права. Поскольку в настоящее время состояние опьянения не отнесено законом к отягчающим вину обстоятельствам, то в качестве квалифицирующего признака рассматриваемого деяния выступает отсутствие у виновного специального права — права управления транспортным средством.

Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, которому уполномоченным должностным лицом предъявлено требование о прохождении медицинского освидетельствования. По смыслу ч. 2 настоящей статьи в качестве субъекта правонарушения рассматривается лицо, которое не может быть признано водителем вследствие отсутствия у него права управления транспортным средством, но которое тем не менее в нарушение установленных требований осуществляет управление транспортным средством, которому также предъявлено требование о прохождении медицинского осмотра.

Субъективная сторона определяется и характеризуется исключительно наличием в действиях виновного прямого умысла.

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

См. все связанные документы >>>

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются установленный порядок управления, а также общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей транспортных средств п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

К обязанностям, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 1 комментируемой статьи, относятся: остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и др.

По ч. 2 данной статьи водитель несет ответственность в случае оставления места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, т.е. водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное ДТП.

По рассматриваемой части статьи нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших — для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в п. 2.6 Правил дорожного движения (взаимное согласие водителя в оценке случившегося, составление схемы ДТП и др.).

4. По ч. 3 статьи ответственность наступает за нарушение водителем запрета употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (п. 2.7 Правил дорожного движения). Невыполнение данного запрета представляет собой оконченное административное правонарушение.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства.

6. С субъективной стороны правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.27 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 12.27 КоАП РФ, судебная практика применения

Ответственность по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.27 КоАП РФ установлена ответственность водителя за невыполнение обязанностей, предусмотренных п. 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения, за исключением оставления водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия. К действиям водителя, образующим объективную сторону данного правонарушения, относятся невыполнение предусмотренной п. 2.5 Правил обязанности водителя немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ

Действия водителя, оставившего в нарушение требований п. 2.5 Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное дорожно-транспортное происшествие. Указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда ДТП произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, может быть совершено как с прямым, так и косвенным умыслом. При прямом умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. В любом случае лицо должно знать о том, что им было совершено дорожно-транспортное происшествие.

В то же время судебной практике известны случаи, когда водитель транспортного средства, не замечая соприкосновения с другим транспортным средством, оставляет место совершения дорожно-транспортного происшествия. С учетом характеристики нарушения и последствий его совершения, недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в некоторых таких случаях суды отменяли вынесенное по делу об административном правонарушении постановление.

См. подробнее публикацию: Административная ответственность за оставление водителем места ДТП. Обзор судебной практики, включающий следующие разделы:

  • Примеры доказанности вины и наказания водителя за оставление места ДТП.
  • Примеры в пользу водителя — не доказан умысел на оставление места ДТП
  • Пример в пользу водителя — не доказано участие лица в ДТП
  • Примеры в пользу водителя — постановление о привлечении к ответственности отменено ввиду нарушения требований КоАП РФ
  • Пример в пользу водителя — малозначительность правонарушения, производство прекращено

Ответственность по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ

Административная ответственность по ч. 3 статьи 12.27 КоАП РФ наступает за невыполнение водителем требования п. 2.7 Правил дорожного движения, запрещающего употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

При выявлении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 статьи 12.27 КоАП РФ, водитель отстраняется от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ). Проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ). Транспортное средство подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ наступает и в случае, когда ДТП произошло на дороге в пределах прилегающей территории

Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке).

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Субъект правонарушения, предусмотренного ст. 12.27 КоАП РФ

С учетом этого административной ответственности по статье 12.27 КоАП РФ подлежит водитель транспортного средства, причастный к дорожно-транспортному происшествию. В случае, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (например, пешеход, пассажир транспортного средства) и нарушившие ПДД РФ, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части статей 12.29, 12.30 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ

К действиям водителя транспортного средства, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.27 КоАП РФ, относится невыполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП)

При этом оставление водителем в нарушение требований ПДД РФ места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в том числе до оформления уполномоченными должностными лицами документов в связи с таким происшествием либо до заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования в установленных законом случаях, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ.

По данной норме также квалифицируется невозвращение водителя к месту дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, после доставления им пострадавшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение в экстренных случаях при невозможности отправить пострадавшего на попутном транспортном средстве.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП)

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, судье в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя в оставлении им места дорожно-транспортного происшествия, учитывая при этом конкретные фактические обстоятельства (например, погодные условия, габариты транспортного средства, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений), которые могут быть подтверждены любыми полученными с соблюдением требований закона доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Оставление места «бесконтактного» ДТП водителем, нарушившим ПДД

К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Употребление алкогольных напитков после оставления места ДТП — ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ

В том случае, если после оставления места дорожно-транспортного происшествия водитель, причастный к нему, не выполнил требования ПДД РФ о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, его действия дополнительно подлежат квалификации по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ. При этом доказательством состояния опьянения такого водителя будет являться акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (в целях подтверждения либо опровержения факта употребления указанных напитков или веществ после дорожно-транспортного происшествия) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 12.26 КоАП РФ.

Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 11 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

Часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Какие действия водителя являются правонарушением по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ?

К действиям водителя, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.27 КоАП РФ, в частности относятся:

невыполнение предусмотренной пунктом 2.5 ПДД обязанности немедленно остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания первой помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и т.п.;

невыполнение установленных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД правил, разрешающих покинуть место дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших и разногласий между его участниками в оценке обстоятельств произошедшего, но обязывающих оформить дорожно-транспортное происшествие либо на ближайшем посту дорожно-патрульной службы (пункт 2.6), либо, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, без участия сотрудников полиции (пункт 2.6.1).

Какие действия водителя являются правонарушением по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ?

Действия водителя, оставившего в нарушение требований пункта 2.5 ПДД место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ.

Ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ наступает в случае, когда ДТП произошло как на дороге, так и на прилегающей территории

При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ, следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории.

Новая редакция Ст. 12.27 КоАП РФ

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Комментарий к Статье 12.27 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, Правила дорожного движения.

Правонарушение по ч. 1 ст. 12.27 характеризуется противоправным деянием и выражается в невыполнении водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения в связи с ДТП, участником которого он является (например, несообщение о случившемся в милицию, неприменение аварийной сигнализации, непринятие мер по оказанию медицинской помощи и др.). Согласно п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

— принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно — доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Субъективная сторона ч. 1 характеризуется виной в форме неосторожности.

2. Объективная сторона ч. 2 ст. 12.27 выражается в оставлении водителем места ДТП, участником которого он являлся. Субъективная сторона ч. 2 характеризуется виной в форме умысла.

3. Субъектом правонарушения является водитель, на котором лежали обязанности в связи с ДТП, предусмотренные Правилами дорожного движения.

С 1 января 2008 г. будет действовать новая часть 3 статьи 12.27, предусматривающая ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Другой комментарий к Ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения.

Правонарушение, сформулированное в диспозиции ч.1 ст.12.27, с объективной стороны характеризуется противоправным действием (бездействием) и выражается в невыполнении водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения в связи с ДТП, участником которого он является.

Невыполнение обязанностей в связи с ДТП может проявляться, например: а) в неприменении аварийной сигнализации и знака аварийной ситуации; б) в непринятии возможных мер для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, в непринятии мер к вызову «Скорой медицинской помощи», а в экстренных случаях — к отправке пострадавших на попутном, а если это невозможно, на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; в) в непринятии всех возможных мер к сохранению следов правонарушения и организации объезда места происшествия; г) в несообщении о случившемся в милицию и др.

Учитывая, что диспозиция ч.1 ст.12.27 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности необходимо установить, какие специальные правила были нарушены.

2. Объективная сторона ч.2 ст.12.27 характеризуется противоправным действием и выражается в оставлении водителем, в нарушение Правил дорожного движения, места ДТП, участником которого он являлся.

Правонарушение, предусмотренное ч.2, по юридической конструкции образует формальный состав. Оно считается оконченным в момент оставления места ДТП. То же самое деяние, в случае наступления последствий, квалифицируется по ст.265 УК.

3. Субъективная сторона ч.1 характеризуется виной в форме неосторожности. Оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, может быть совершено только умышленно: виновный сознает, заведомо знает, что он оставляет место ДТП, участником которого он является, и желает совершать эти действия. Мотивы и цели оставления места ДТП могут быть самыми разнообразными, их установление не влияет на квалификацию совершенного правонарушения.

4. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, на котором лежали обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения, в связи с ДТП.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, несмотря на кажущуюся несложность, тем не менее требует особо тщательного подхода в исследовании обстоятельств происшествия, в оценке доказательств, доводов лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, доводов потерпевшего.

При рассмотрении отдельных категорий дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями Правил дорожного движения, возникают сложности при квалификации деяний водителей транспортных средств.

Подавляющее число случаев нарушений Правил дорожного движения имеет место на оживленных участках дорог, в населенных пунктах, при этом при составлении протокола об административном правонарушении по этим фактам, свидетелей, беспристрастных и незаинтересованных в исходе дела, за редким исключением, не имеется.

Наиболее распространенным в данном случае правонарушением является деяние, предусмотренное частью 1 статьи 610 Кодекса об административных правонарушениях, и влекущее административную ответственность за нарушение водителем транспортного средства установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортного средства, грузов, дорог, дорожных и иных сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб.

Нередки ситуации, когда на дорогах вне населенных пунктов, в особенности в ночное время, происходит столкновение транспортного средства с животными – лошадью, крупным рогатым скотом, овцами, пересекающими проезжую часть дороги в направлении движения транспортного средства.

Результатом подобных столкновении является гибель скота, повреждение транспортного средства.

Увы, не исключены случаи причинения вреда здоровью людей, находящихся в это время в кабине транспортного средства, смерти водителя или пассажиров.

По сложившейся практике, в случаях гибели только животных, при отсутствии вреда здоровью людей, уполномоченное должностное лицо органов внутренних дел составляет в отношении водителя транспортного средства протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 610 Кодекса об административных правонарушениях.

Разумеется, правильность и обоснованность составления протокола не вызывает сомнения, если дорожно-транспортное имело место в зоне действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 – перегон скота, и 1.25 – дикие животные.

Данный вывод вытекает из требований подпункта 2 пункта 5 раздела 1 Правил дорожного движения Республики Казахстан, в соответствии с которым участники дорожного движения обязаны выполнять требования дорожных знаков.

В этом случае также обоснована ссылка на пункт 1 раздела 10 Правил, который обязывает водителя транспортного средства вести его со скоростью, не превыщающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость обеспечивает водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Абзацем вторым данного пункта установлено, что при возникновении препятствия и (или) опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он принимает меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасному для других участников движения объезду препятствия.

Однако, столкновения транспортного средства с животными нередко происходят именно на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов, где предупреждающие дорожные знаки 1.24 и 1.25 не установлены, и максимальная скорость на данных участках не ограничена запрещающим дорожным знаком 3.24 – ограничение максимальной скорости.

В Актюбинской области судебная практика сложилась таким образом, что и в этих случаях к административной ответственности до недавнего времени привлекались водители транспортного средства, их действия квалифицировались по части 1 статьи 610 Кодекса.

Данная практика была основана на том, что автомобиль является источником повышенной опасности, и в соответствии с пунктом 1 статьи 931 Гражданского кодекса на владельца источника повышенной опасности возложено бремя доказывания, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В этих случаях предполагалось, что столкновение с животным произошло по вине водителя транспортного средства, не выполнившего требования пункта 1 раздела 10 Правил дорожного движения.

Несмотря на сложившуюся судебную практику, имеется и другая точка зрения о том, что при столкновении с животными водитель транспортного средства, управлявший им на дорогах вне населенных пунктов, с соблюдением ограничений, установленных Правилами, не подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 610 КоАП.

Данная точка зрения основывается на следующих обстоятельствах.

Так, нелишне вспомнить, что подпунктом 26 пункта 2 Раздела 1 Правил к участникам дорожного движения отнесены лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве пешехода, пассажира или водителя.

Как видим, перечень исчерпывающий, и данная норма Правил не допускает расширительного толкования.

Знание водителем транспортного средства правил дорожного движения предполагается безусловно, и данное обстоятельство вытекает из пунктов 1 Раздела 5 и 2.3 Раздела 1 Правил.

Из этого, в свою очередь следует бесспорный вывод о том, что водитель транспортного средства, нарушая Правила дорожного движения, действует с прямым умыслом, и лишь к последствиям, наступившим в результате его деяний, его субъективное отношение характеризуется как неосторожность.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях имеют отсылочный характер, при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте надлежит точно установить, какие требования Правил дорожного движения не выполнены лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Необходимо иметь в виду, что все без исключения пункты Правил дорожного движения являются императивными, не допускающими расширительного либо альтернативного толкования.

Нарушение правил дорожного движения, если деяние не привело к вредным последствиям, само по себе влечет административную ответственность по соответствующей статье Особенной части КоАП (превышение установленной скорости движения, выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и т.д.)

Если же нарушение Првил дорожного движения привело к наступлению вредных последствий в виде повреждения имущества и соответственно причинения материального ущерба, ответственность наступает по части 1 статьи 610 Кодекса.

Как это следует из содержания данной нормы, для наступления административной ответственности водителя транспортного средства обязательно наличие двух условий – нарушение им установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, и наступление в результате этого вредных последствий в виде повреждения имущества, причинившее материальный ущерб.

Установленными правилами обеспечения безопасности являются Правила дорожного движения Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года за № 1196.

В данных Правилах с достаточной ясностью изложены обязанности водителей транспортных средств, пешеходов, пассажиров.

Более того, подпунктом 1 пункта 8 раздела 24 Правил установлено, что владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появление на дорогах с твердым покрытием.

Очевидно, что введение этого запрета продиктовано необходимостью обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Однако, несмотря на наличие запрета на оставление животных без надзора, законодатель не ввел ответственность за нарушение именно данного запрета.

Часть 1 статьи 601 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в отношении владельцев домашних животных, как правило, применяется лишь при наступлений последствий, предусмотренных частью 1 статьи 610 КоАП.

При этом, поскольку субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 610 КоАП, как это указано в императивной форме, является только водитель транспортного средства, данная норма не применима к владельцам скота.

Нормы статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях предусматривают привлечение виновного лица за нарушение правил, налагающих запрет на совершение тех или иных деяний.

Теперь обратимся к нормам гражданского законодательства, поскольку нарушение водителем транспортного средства Правил дорожного движения, повлекшее в результате повреждение имущества, влечет впоследствии гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда.

Так, из пункта 4 статьи 188 Гражданского кодекса следует, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства.

Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.

Таким образом, из указанных норм Гражданского кодекса и Правил дорожного движения Республики Казахстан следует бесспорный вывод о том, что на собственника имущества, в том числе владельца скота, возложена обязанность по соблюдению прав других лиц.

Внезапное появление и нахождение на проезжей части дороги безнадзорного скота безусловно является прямым нарушением прав участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам, допущенное владельцем данного скота.

В результате изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 610 Кодекса, связанных со столкновением транспортного средства и животных, установлено, что в большинстве случаев животные внезапно выбегали на проезжую часть дороги в ночное время, в условиях ограниченной видимости, на участках дорог, где знаки 1.24 и 1.25 не установлены.

Каждому из нас приходилось управлять транспортным средством в ночное время.

В это время свет фар автомашины освещает лишь проезжую часть дороги, которая находится выше уровня прилегающей к дороге территории, на дорожной насыпи.

Однако то, что происходит по краям дороги, ниже уровня насыпи, остается вне досягаемости света автомобильных фар.

В этом случае доводы водителей транспортных средств, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, о том, что животное, которого не было видно в дальнем свете фар, внезапно выбежало на дорогу, мне представляются состоятельными.

При изложенных обстоятельствах вызывает сомнение обоснованность привлечения к административной ответственности за нарушение им правил дорожного движения водителя, управлявшего транспортным средством без превышения установленной скорости, и сбившего животное на проезжей части дороги.

Отсутствие единого мнения по данному вопросу несомненно оказывало влияние на судебную практику.

Точка в этом вопросе поставлена Верховным Судом Республики Казахстан.

Так, в абзаце втором пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года за № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», разъяснено следующее.

Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 «Перегон скота» при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений Правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения.

Таким образом, для привлечения к ответственности водителя транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия, повлекшее гибель скота и домашних животных, а также их увечье, необходимо наличие следуюших условий.

Первое. ДТП имеет место в зоне действия знака 1.24 «перегон скота».

Второе. ДТП является следствием превышения установленной скорости движения водителем транспортного средства, выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, обгона, когда такой обгон запрещен дорожными знаками или разметкой дороги, неисправность приборов освещения или тормозной системы и др.

В связи толкованием пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан возникает еще один вопрос – а как же квалифицировать деяние водителя транспортного средства в случае, если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота или домашних животных, имеет место в населенном пункте?

Вопрос не праздный, ибо в сельской местности по традиции владельцы домашнего скота в утреннее время выгоняют его на выпас, и в вечернее время домашний скот возвращается к месту содержания.

Кроме того, собаки, которых не держат на привязи, домашняя птица, по обыкновению, безпрепятственно разгуливают по населенному пункту в сельской местности.

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Данный афоризм И.Ильфа и Е.Петрова, вложенная в уста своего героя Остапа Бендера, в настоящее время стала реальностью. И семьи, в которых отсутстует средство передвижения, становятся все большей редкостью.

Очевидно, что в данных реалиях водитель транспортного средства, принимая во внимание особенности и традиционный уклад жизни в сельской местности, принимая во внимание интенсивность движения как транспортных средств, так и передвижение людей, пересекающих проезжую часть дороги без соблюдения требований Правил дорожного движения, наличие домашних животных и птицы на улицах, обязан руководствоваться пунктом 1 Раздела 10 данных Правил, и, как мне представляется обоснованным, подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 610 КоАП в случае, если несоблюдение им требований данной нормы Правил повлекло гибюель скота или домашних животных, птицы.

Разумеется, мои доводы не являются бесспорными, поэтому отклики на данное выступление, дискуссия по данному вопросу послужат лишь выработке единой судебной практики и выполнению задач законодательства об административных правонарушениях, изложенных в статье 6 КоАП.

Оставьте комментарий