1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Комментарий к Ст. 262 ГК РФ
1. Рассматривая содержание п. 1 комментируемой статьи, важно обратить внимание на следующее.
Во-первых, речь идет только о правах граждан (но не иных субъектов гражданского права).
Во-вторых, говорится о правах граждан находиться на земельных участках, которые являются государственной или муниципальной собственностью.
В-третьих, имеются в виду земельные участки общего пользования (не закрытые для общего доступа). Так, в составе земель населенных пунктов выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и т.д. (п. 12 ст. 85 ЗК России).
В-четвертых, граждане вправе не только находиться на таких земельных участках, но и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. Соответствующее указание находит конкретизацию в ряде иных нормативных актов. Так, в силу ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В-пятых, в комментируемой статье (и в ряде иных актов), с одной стороны, указывается, что рассматриваемые права граждан реализуются свободно, без каких-либо разрешений, а с другой стороны, называются источники пределов (стеснений) этих прав. Пределы устанавливаются законом, иными правовыми актами, собственником земельного участка. Важно отметить, что иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) должны соответствовать (не противоречить) федеральным законам (п. п. 3 — 6 ст. 3 ГК).
Усмотрение собственника земельного участка также ограничено указаниями закона и иных правовых актов, т.е. недопустимо произвольное установление собственником земельного участка пределов прав граждан.
Правило комментируемой статьи о пределах прав граждан с различной степенью детализации конкретизируется в разных нормативных актах. Так, в п. 9 ст. 85 ЗК РФ предусматривается, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В ст. 11 Лесного кодекса РФ устанавливается, что гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной и санитарной безопасности; 2) безопасности граждан при выполнении работ. Одновременно указывается на недопустимость запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах по иным основаниям. В Водном кодексе РФ предписывается, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации (ст. 6 Водного кодекса).
2. В п. 2 комментируемой статьи речь идет о праве прохода через чужой земельный участок. Только о праве прохода, но не проезда, прокладки каких-либо коммуникаций и т.д. Право прохода может принадлежать только гражданину (но не иному субъекту гражданского права).
Право прохода принадлежит гражданину независимо от того, кому принадлежит земельный участок (другому гражданину, юридическому лицу, муниципальному образованию и т.д.). Важно только, что собственник земельного участка не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается.
Права прохода через чужой земельный участок не существует, если собственник участка огородил его. «Иной способ» информирования о запрете входить на земельный участок может выразиться в установке каких-либо знаков, содержащих соответствующие надписи, и пр. Запрет имеет правовое значение (препятствует существованию права прохода), если он ясно (вполне очевидно, недвусмысленно, способом, понятным каждому) выражает волю собственника земельного участка ограничить доступ на участок или исключить его вовсе.
Право прохода (как и любое право) существует в определенных пределах. Так, недопустима его реализация исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 ГК). В комментируемой статье предусматривается, что право прохода существует, если не причиняется ущерб собственнику. Например, нет права прохода, если придется проходить по грядкам или клумбам, разбитым собственником участка. Более того, реализация права прохода вообще не должна доставлять какого-либо беспокойства собственнику.
1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет право граждан свободно находиться на открытых для доступа земельных участках, т.е., по сути, речь идет о земельных участках общего пользования, а также природных объектах, как в черте населенных пунктов, так и за их пределами, где допускается свободное пребывание граждан. К участкам общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (п. 12 ст. 85 ЗК, п. 12 ст. 1 ГрК). В границах данных участков гражданам предоставляется право использовать находящиеся на этих участках природные объекты. Положения данной статьи действуют только в отношении земельных участков, находящихся в собственности публичных образований. Пределы пользования природными объектами, расположенными в общедоступных местах, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а также могут определяться собственником земельного участка. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 11 ЛК). Статья 221 Кодекса устанавливает правило о возможности приобретения права собственности на общедоступные для сбора вещи, которое может применяться при присвоении водных, лесных ресурсов в период пребывания на общедоступных территориях. За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования предусматривается административная ответственность.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает право прохода через чужой земельный участок. Поскольку речь идет только о проходе, субъектами данного права могут быть исключительно физические лица. Это право распространяется на любой земельный участок, независимо от формы собственности. Пределы этого права ограничиваются интересами собственника: осуществление права прохода не должно причиняться собственнику ущерба или беспокойства. Установление общего разрешения на проход через земельный участок необходимо для обеспечения возможности свободного передвижения граждан, которые при отсутствии явных ограничений не обязаны изыскивать информацию о принадлежности земельного участка, его границах, режиме использования. Право прохода действует по умолчанию, т.е. если отсутствует прямой запрет, который может выражаться путем установления информационных знаков, использования иных общедоступных способов предоставления информации. Наличие запрета без размещения какой-либо дополнительной информации предполагается, если земельный участок огорожен. В таком случае проход возможен только при условии получения согласия собственника.
Комментарии к статье 1. В п. 1 коммент. ст. признаются: а) право граждан на свободный доступ на земельные участки общего пользования из состава земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и б) право пользования этими участками и имеющимися на них природными объектами. Пределы осуществления данного права устанавливаются законодательством, а также собственником земельного участка.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК земельные участки общего пользования, находящиеся в составе земель поселений, могут относиться к различным территориальным зонам (например, жилым, производственным, рекреационным, зонам водных объектов и др.) и не подлежат приватизации. Указанные земельные участки могут быть заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и др. объектами.
Для определения содержания права пользования природными объектами, имеющимися на земельных участках, не закрытых для общего доступа, следует обращаться к водному и лесному законодательству. В частности, в соответствии со ст. 43 Водного кодекса граждане обладают правом пользования водными объектами общего назначения и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). В ст. 86 ЛК конкретизируется право граждан бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, охотиться и т. п., если иное не предусмотрено законодательством РФ.
2. В отношении же земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, п. 2 коммент. ст. предусматривает лишь право прохода через чужой участок. Данное право может быть осуществлено при наличии условий, одни из которых относятся к самому объекту права частной собственности — земельный участок не огорожен либо собственник не обозначил иным способом ясно свой запрет на проход через его участок; другие условия касаются поведения посторонних лиц — это не должно причинять ущерба или беспокойства собственнику.
Коммент. правило содержит оценочные понятия «ясно не обозначил», «беспокойство», которые должны определяться с учетом конкретных обстоятельств. При этом ясность обозначения предполагает, что собственник выразил свой запрет на проход через его участок словесно, графически или иным способом, доступным для восприятия любым лицом. «Беспокойство» имеет не только правовой, но и этический смысл, и означает создание помех и препятствий для осуществления права собственности, нарушение покоя, тишины и т. п.
1. Земли общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются частью земель городов и иных поселений. Они состоят из земель, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, бульварами, пляжами и т.д.
Такие же земельные участки находятся и в составе земель лесного фонда. Статья 86 ЛК разрешает гражданам пребывать в лесах (а следовательно, и на землях лесного фонда) для сбора для собственных нужд дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений.
Земельные участки общего пользования могут также находиться и в составе земель рекреационного назначения. В первую очередь это земли за пределами городской черты, занятые лесопарками и другими зелеными насаждениями, являющиеся местом отдыха населения.
На землях особо охраняемых территорий также могут находиться земельные участки общего пользования, занятые дорогами, проездами, автомобильными стоянками и т.д.
На земельных участках общего пользования могут находиться водные объекты общего пользования для купания, катания на лодках, водопоя скота и т.д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования могут быть запрещены.
2. Если в п. 1 комментируемой статьи речь шла в основном о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, то в п. 2 речь идет о земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Лица, проходящие через земельный участок собственника, не должны причинять последнему ущерб и беспокойство. Если понятие «ущерб» выражается в четких юридических категориях — ущерб может быть возмещен собственнику в порядке, установленном законом, то «беспокойство» — более размытое понятие. Возможно, что беспокойство может быть связано с шумом, проходом одновременно больших групп людей и т.д. Таким образом, собственник сам определяет, какие факторы причиняют ему беспокойство при проходе через его участок, и вправе действовать в соответствии со ст. 304 ГК (см. коммент. к этой статье).