Ставки страховых взносов

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Социальное страхование — это часть государственной системы социального обеспечения в части защиты населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Страховая природа этих выплат проявляется в резервировании части средств организаций или граждан (выбытие из денежного оборота) и возвращении их лишь при наступлении определенных событий — страховых случаев.

Субъектов социального страхования можно разделить на три категории:

1. Страхователи — плательщики страховых взносов;

2. Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

3. Застрахованные лица — это лица, подверженные риску, на которых распространяются условия страхования и за которых уплачиваются страховые взносы.

Система социального страхования организуется одновременно как на добровольной, так и обязательной основе.

Добровольность чаще всего реализуется тогда, когда застрахованное лицо выступает страхователем собственных рисков, т.е. лицо, подверженное какому-либо риску, заключает договор со страховой организацией, на основании которого уплачивает страховые взносы, а при наступлении страхового случая получает страховое обеспечение — денежную компенсацию ущерба.

Однако в силу особой значимости некоторых социальных рисков, подверженности им большого числа граждан, большая часть социального страхования строится на обязательной основе, т.е. необходимость его осуществления является не правом, а законодательно установленной обязанностью страхователей. Обязательное социальное страхование регламентируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (165-ФЗ от 16.07.1999 г.). Отдельные виды обязательного социального страхования регламентируются собственными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. 255-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29 декабря 2010 №326-ФЗ.

В настоящее время в системе обязательного социального страхования выделяются три вида страхования:

— обязательное пенсионное страхование;

— обязательное социальное страхование на случай временной потери трудоспособности;

— обязательное медицинское страхование.

Для реализации этих видов страхования в системе государственных финансов созданы государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд — это обособленный фонд денежных средств в составе бюджетной системы государства, имеющий целевой характер и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения определенных потребностей социального и экономического характера.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) образован в целях реализации обязательного пенсионного страхования — совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) обеспечивает гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности, материнству и младенчеству, а также пособия при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования — форма социальной защиты населения в охране здоровья, которая гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Этот фонд существует на федеральном уровне, где представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), и на территориальном уровне — территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Формирование доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется двумя главными способами:

1) за счет межбюджетных трансфертов, как правило, финансирующих страховое обеспечение нетрудоспособного населения;

2) за счет уплаты страхователями страховых взносов (ранее — единого социального налога), финансирующих страховое обеспечение работающего и самозанятого населения.

Помимо указанных выше источников образования доходов внебюджетных фондов могут быть: штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного со- циального страхования.

Страховой взнос — это обязательный платеж на обязательное социальное страхование. Страховые взносы имеют индивидуальный возмездный характер, целевым и персональным назначением которых является реализация права граждан на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в РФ, регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ.

Ключевую роль для определения суммы страховых взносов, порядка и сроков их уплаты играет категория, к которой можно отнести плательщика страховых взносов (страхователя). Все плательщики взносов делятся на две категории.

Первую категорию образуют лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (плательщики-работодатели), к которым относятся:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) физические лица, не признаваемые ИП, но производящие выплаты другим физическим лицам.

Вторую категорию образуют лица, получающие собственные доходы и не производящие выплаты физическим лицам (плательщики-предприниматели). К ним относятся:

1) индивидуальные предприниматели;

2) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Для исчисления страховых взносов первой категории плательщиков следует определить объект обложения страховыми взносами и его стоимостное выражение — базу обложения. Для плательщиков-работодателей (кроме физ. лиц, не признаваемых ИП) объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении права на произведения науки, литературы, искусства.

Для работодателей — физических лиц, не признаваемых ИП, объектом обложенияявляются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками в пользу физических лиц. Для всех плательщиков-работодателей не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения ими гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренных в Налоговом кодексе РФ.

База для начисления страховых взносов определяется исходя из стоимостной оценки объекта обложения. Для плательщиков-работодателей, за исключением физических лиц, не признаваемых ИП, она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за расчетный период в пользу работников. Причем при определении базы обложения учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы, за исключением выплат, не признаваемых объектом обложения.

Для физических лиц, не признаваемых ИП, база обложения определяется как сумма выплат и вознаграждений, являющихся объектом обложения и выплачиваемых за расчетный период в пользу физических лиц.

Важно отметить, что плательщик обязан определять базу обложения отдельно по каждому работнику в течение всего расчетного периода (года) с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Предельная величина базы обложения с учетом ее индексации с 1 января 2015 г. установлена на уровне 670 тыс. руб. для уплаты в ФСС и 711 тыс. руб. для уплаты в ПФ. По взносам в ФОМС предела налоговой базы с 2015 года не предусмотрено.

Для плательщиков-предпринимателей объект и база обложения страховыми взносами не устанавливаются, а сумма страховых взносов определяется на основе минимальной стоимости страхового года.

К выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся, такие как:

— государственные пособия;

— компенсационные выплаты;

— суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком;

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции традиционных видов промысла;

— стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

— суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

— суммы материальной помощи, выплачиваемые работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. руб. на одно лицо за расчетный период и другие.

Не подлежат обложению страховыми взносами следующие расходы на командировки: суточные, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу и регистрацию загранпаспорта, получение виз, расходы на обмен наличной валюты.

Для второй категории плательщиков — плательщиков-предпринимателей объектом и базой обложения установлен 12-кратный минимальный размер оплаты труда.

Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Страховые взносы уплачиваются в следующих размерах: в ПФ РФ – 22%; в ФСС – 2,9%; в ФОМС – 5,1%.

Порядок исчисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, регулируется ст. 15 Закона 212-ФЗ. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый внебюджетный фонд. При этом она определяется как произведение соответствующего тарифа страхового взноса и базы обложения страховым взносом. Сумма страховых взносов исчисляется страхователем в виде ежемесячных обязательных платежей и определяется без округлений.

Порядок исчисления страховых взносов для плательщиков, получающих собственные доходы и не производящих выплаты физическим лицам, иной. Величина страховых взносов исчисляется на основе стоимости страхового года — суммы денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками-работодателямиопределяется следующим образом:

1. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики исчисляют ежемесячные обязательные авансовые платежи по страховым взносам и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца;

2. Плательщики страховых взносов ведут учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому осуществлялись выплаты;

3. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в государственные внебюджетные фонды;

4. По итогам каждого квартала плательщики предоставляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета:

— до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (февраль, май, август, ноябрь), — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган Пенсионного фонда и в фонды обязательного медицинского страхования;

— не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (январь, апрель, июль, октябрь), — в территориальные отделения Фонда социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в этот фонд, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по этому виду страхования.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты (вознаграждения), превышает 25 чел., предоставляют указанные расчеты в электронной форме установленной формы с электронной цифровой подписью.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, не являющимися работодателями, определяются следующим образом:

1) Обязательные платежи уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года;

2) Сумма страховых взносов исчисляется плательщиком отдельно в отношении взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

3) Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний было установлено Законом от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ. Этот вид страхования предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, а также возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни физических лиц при выполнении ими обязанностей по трудовому договору.

Застрахованными лицами в данном виде страхования являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства):

— выполняющие работу на основании трудового договора;

— осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

— выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если это предусмотрено в договоре.

Страхователями, т.е. плательщиками взносов, определены: юридические лица; физические лица, привлекающие наемных работников на основании трудового договора или гражданско-правового договора, если это определено его условиями. Функции страховщика по данному виду страхования выполняются Фондом социального страхования РФ.

Объект обложения — это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Стоимостное выражение этого объекта представляет базу обложения, которая определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

Тарифы страхования отличаются по видам экономической деятельности и по классам профессионального риска. Их величина устанавливается в процентах к базе обложения и подлежит ежегодной корректировке.

Класс профессионального риска устанавливается Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. №713.

Исчисленные суммы страховых взносов перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления на счет) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а в случае выплат на основе гражданско-правовых договоров срок устанавливается страховщиком. Страхователи осуществляют учет случаев производственного травматизма и профзаболеваний застрахованных и связанных с ними выплат. Если страхователь производил выплаты на обеспечение по страхованию, то исчисленная сумма страховых взносов уменьшается на данную величину.

Ежеквартально страхователь предоставляет страховщику отчетность о начисленных и уплаченных суммах взносов не позднее 20-го числа месяца на бумажном носителе и на электронном носителе не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом. А органам статистического учета страхователь предоставляет отчетность о производственном травматизме, профзаболеваниях и связанных с ними затратах.

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1926;

Подход к начислению страховых взносов в 2018 году

В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:

  • начислений в пользу физических лиц;
  • установленных лимитов облагаемой базы;
  • тарифов страховых взносов;

При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.

Начисления в пользу «физиков»

Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.

Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:

  • сотрудникам в рамках трудовых отношений;
  • руководителю организации – единственному участнику независимо от наличия трудового договора с ним;
  • исполнителям по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • исполнителям по авторским договорам.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.

Пример

В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.

Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.

Лимиты и облагаемая база в 2018 году

В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. «Предельная база для начисления страховых взносов с 2018 года».

База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица

Взносы База
2017 год 2018 год
На обязательное пенсионное страхование 876 000 руб. 1 021 000 руб.
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 755 000 руб. 815 000 руб.
На медицинское страхование Не утверждается

Тарифы взносов в 2018 году: таблица

Тарифы пенсионных, медицинских и страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2018 году не изменятся (Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ). Так, если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2018 года нужно начислять взносы по основным тарифам. Они указаны в таблице:

Вид взносов База в 2018 году Ставка в пределах базы Ставка сверх базы
Пенсионные 1 021 000 руб. 22% 10%
На социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства 815 000 руб. 2,9 % (1,8 %)
Медицинские Не устанавливается 5,1 %

Общая ставка взносов составляет в 2018 году – 30% (ст. 425, 426 НК РФ):

  • 22 % – на пенсионное страхование;
  • 5,1 % – на медицинское страхование;
  • 2,9 % – на социальное страхование. При этом сумма взносов к уплате зависит от того, превысил доход установленный лимит или нет.

Ставка 30% будет действовать по 2020 год включительно (ст. 425, 426 НК РФ). Продление тарифа предусмотрено Федеральным законом от 27.11.2017 № 361-ФЗ.

Имейте в виду Каждый страхователь считает лимит отдельно. Если сотрудник устроился в компанию в середине 2018 года, то не учитывайте в лимитах доходы, которые он получил у другого работодателя.

Пониженные тарифы страховых взносов

В 2018 году льготные категории страхователей, которые вправе платить взносы по пониженным тарифам, не изменяются.

Условия применения пониженного тарифа Тарифы страховых взносов, %
пенсионное страхование социальное страхование медицинское страхование
Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
8,0 2,0 4,0
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим:
– в технико-внедренческих особых экономических зонах;
– в промышленно-производственных особых экономических зонах
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер
Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:
– разработкой и реализацией программ для ЭВМ и баз данных;
– оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
– установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ, баз данных
Организации и предприниматели с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (кроме судов для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России) 0 0 0
Организации и предприниматели на УСН, занятые определенными видами деятельности и если их доходы нарастающим итогом за календарный год не превышают 79 млн руб. 20,0 0 0
Плательщики ЕНВД: аптечные организации и предприниматели с лицензией на фармацевтическую деятельность, с выплат гражданам, которые имеют право или допущены к фармацевтической деятельности
Некоммерческие организации, которые применяют упрощенку и ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
– массового спорта (кроме профессионального).Исключение – государственные и муниципальные учреждения
Благотворительные организации на упрощенке
Предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения, кроме:
– сдающих в аренду (наем) жилые и нежилые помещения;
– работающих в сфере розничной торговли и общепита
Организации – участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Коммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Законом от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ8 6,0 1,5 0,1
Коммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов свободного порта Владивосток в соответствии с Законом от 13 июля 2015 № 212-ФЗ 6,0 1,5 0,1

Все вышеперечисленные пониженные тарифы также можно обобщить в единую таблицу со ставками. В итоге получим следующее:

Тариф Кто вправе применять
20% Малый бизнес на упрощенке, патенте, аптеки на спецрежимах, благотворительные и социально ориентированные некоммерческие организации на упрощенке
14% Хозяйственные общества и партнерства, которые занимаются технико-внедренческой деятельностью и туристско-рекреационной на территории особых экономических зон
Участники проекта «Сколково»
IT-компании
7,6% Плательщики, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток
0% Плательщики в отношении выплат членам экипажей судов из Российского международного реестра судов

Что «упрощенцам» нужно знать про новый классификатор ОКВЭД

В 2017 году году вступил в силу новый классификатор ОКВЭД2 (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст). Из-за этого коды некоторых льготных видов деятельности изменились. Это никак не влияет на пониженный тариф. Изменение ОКВЭД не может лишить льготы. Это предусмотрено Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Подробнее см. «Новые льготные виды деятельности по УСН»

Дополнительные тарифы на 2018 год

С зарплаты сотрудников, которые заняты во вредных и опасных условиях, работодатели платят дополнительные страховые взносы. Тарифы зависят от результатов спецоценки или их отсутствия (п. 3 ст. 428 НК РФ).Если же специальную оценку условий труда не проводили и классы условий труда по состоянию на 2018 год, то применяйте такие дополнительные тарифы:

Кто платит Тариф взносов на пенсионное страхование, %
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (по списку 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10) 9,0
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (утвержденные списки профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) 6,0

Если специальная оценка условий труда проводилась, то дополнительные тарифы распределяться по классам:

Условия труда Тариф взносов на пенсионное страхование, % Основание
класс – опасный
подкласс – 4
8,0 п. 3 ст. 428 НК РФ
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Если по выплатам в пользу одного работника возможно применение разных доптарифов, то взносы надо начислять по наибольшему. Например, спецоценка (аттестация) не проводилась, а работник одновременно занят и на работах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона№ 400-ФЗ, и на работах, указанных в п. п. 2 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Значит, взносы с его выплат надо начислять по дополнительному тарифу – 9%.

Страховые тарифы для ИП

С 2018 года размер взносов ИП больше не зависит от МРОТ. Теперь в законодательстве зафиксирован точный размер платежей ИП «за себя» на обязательное пенсионное страхование. См. «Страховые взносы ИП с 2018 года».

Для ИП, доход которых не превысил 300 тыс.рублей, размер взносов на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей. Однако ИП, чей годовой доход более 300 тыс. рублей, по-прежнему должны уплачивать дополнительно пенсионные взносы по ставке 1%. То есть, если доход ИП за год превысит 300 тыс. рублей, то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен перечислить в ИФНС дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ). Приведем таблицу с новыми значениями:

Взносы Ставка Размер платежа
Фиксированные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год не более 300 тыс. рублей 26 545 руб.
Дополнительные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год более 300 тыс. рублей 1 % 1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб.
Фиксированные взносы на медицинское страхование 5 840 руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страховые взносы за работников 2018

• Тарифы страховых взносов в 2017 году

• Страховые взносы по договорам ГПХ

• Выплаты, не облагаемые страховыми взносами

• Уплата страховых взносов

• Отчётность в фонды 2017 (скачать бланки РСВ-1 и СЗВ-М в ПФР, а также 4-ФСС)

В 2017 году работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % от зарплаты работника:

  • Пенсионный фонд (ПФР) — 22 %
  • Фонд медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %

Но для некоторых ИП и организаций предусмотрены пониженные тарифы.

Предельная база страховых взносов 2018

С 2016 года установлены новые предельные величины базы для начисления взносов:

  1. ПФР — 1 021 000 руб. (суммы сверх базы облагаются взносами по ставке 10 %). В 2017 г. было 876 000 руб.
  2. ФСС — 815 000 руб. (при превышении базы взносы далее не уплачиваются). В 2017 г. было 755 000 руб.
  3. ФФОМС — предельный размер базы отменён

• Плательщики по пониженным тарифам при превышении базы в 1 021 000 руб.
и 815 000 руб. взносы в ПФР и ФСС не платят.

• Предельная база считается нарастающим итогом с начала календарного года,
отдельно по каждому работнику.

• Если работник устроился не с начала года, то учитывается заработок только
у текущего страхователя.

Тарифы страховых взносов в 2018 году

ПЛАТЕЛЬЩИКИ

ПФР

ФФОМС

ФСC

ИТОГО

ОБЩИЕ ТАРИФЫ

ИП и организации на ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН
(кроме льготников)

22 %

5,1 %

2,9 %

30 %

ИП на ПСН (торговля, общепит,
сдача имущества в аренду)

Организации СМИ (кроме реклама и эротика)

Организации, оказывающие
инжиниринговые услуги

Начисления инвалидов и общественных
организаций инвалидов

При превышении размера базы в 755 000 руб. (ФСС)

22 % 5,1 % 27,1 %

При превышении размера базы в 876 000 руб. (ПФР)

10 % 5,1 % 15,1 %

ПОНИЖЕННЫЕ ТАРИФЫ

ИП на ПСН (кроме: торговля, общепит,
сдача имущества в аренду)

20 %

20 %

ИП и организации на УСН, применяющие
льготные виды деятельности

Аптечные организации и ИП-фармацевты на ЕНВД

НКО на УСН, осуществляющие деятельность в области соц. обслуживания населения, науки, здравоохранения, культуры и искусства

Благотворительные организации на УСН

Организации, получившие статус участника
проекта «Сколково»

14 % 14 %

Организации, осуществляющие технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах

8 %

4 %

2 %

14 %

Организации в области ИТ, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД
(при определённых условиях)

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ №127

ИП и организации — участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

6 % 0,1 % 1,5 % 7,6 %

Организации, зарегистрированные в Рос. международном реестре судов, производящие выплаты членам экипажей судов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

9% 9%

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и др. (пп. 2-18 п.1 ст. 27 ФЗ №173)

6 % 6 %

Помимо этих доптарифов есть ещё и специальные доптарифы для работодателей, которые провели специальную оценку условий труда. По результатам такой оценки страховые взносы за работников могут варьироваться по ставке от 0 до 8% (ч.1-2.1 ст.58.3 ФЗ №212)

Взносы по договорам ГПХ

С доходов физлиц, работающих по договору ГПХ (гражданско-правового характера), взносы уплачиваются только в ПФР и ФФОМС.

В соответствии с главой 34 НК РФ взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются, а на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — только если это предусмотрено в договоре ГПХ (Абзац 4 п.1 ст.5 Закон № 125-ФЗ).

Выплаты, не облагаемые взносами

Определённые виды выплат работникам не облагаются страховыми взносами. Например, государственные пособия, компенсационные выплаты, материальная помощь, оплата обучения, выплаты в пользу иностранцев и др. (Подробнее в главе 34 НК РФ).

Уплата

Платежи производятся ежемесячно до 15 числа следующего месяца. Если на последний день платёжного срока выпадает выходной или праздник, уплата переносится на ближайший рабочий день.

С 2015 года страховые взносы нужно платить и указывать в отчётности в рублях и копейках.

Оплачивать можно со своего расчётного счёта по платёжному поручению или в Сбербанке.

На сайте налоговой также есть личный кабинет по ИНН, где отражается задолженность и можно распечатать квитанцию. Либо можно в налоговой получить квитанции.

Нажимайте на каждое интересующее поле инструкции, чтоб появилась подробная информация.

1) в ПФР С 2014 года все платежи в Пенсионный фонд нужно отправлять одним платёжным документом и
только на страховую часть пенсии.

КБК в платёжном поручении указывается – 182 1 02 02010 06 1010 160.

Теперь не важен год рождения сотрудника. Работники сами выбирают для себя тариф взносов по накопительной части. И в соответствии с этим ПФР сам распределяет взносы от работодателя на накопительную и страховую части пенсии.

2) в ФФОМС КБК в платёжном поручении -182 1 02 02101 08 1013 160. 3) в ФСС

— Ставка на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как уже выяснили, составляет 2,9 %, которая у льготников может быть ещё меньше (см. таблицу).

КБК в платёжном поручении — 182 1 02 02090 07 1010 160.

— Ставка на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска осуществляемой деятельности.

КБК в платёжном поручении — 393 1 02 02050 07 1000 160.

Отчётность в фонды

С января 2015 года ИП и организации, у которых численность работников свыше 25 человек, сдают отчётность в ПФР и ФСС только в электронном виде с применением Усиленной квалифицированной электронной подписи. Днем представления электронной отчётности считается дата ее отправки.

На бумажном носителе отчётность сдаётся при количестве работников менее 25 человек. Подать её можно следующими способами:

  • Лично или через представителя по доверенности
  • По почте ценным письмом с описью вложения.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

15,8 процента

2,2 процента

0,8 процента

1,2 процента

20,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Оставьте комментарий