Ставки транспортного налога

Общие правила налогообложения

Транспортный налог отнесен к компетенции региональных властей. Это означает, что субъекты РФ не только могут изменять отдельные показатели для расчета платежей, но и вовсе отменять налог на своей территории. Выделим общие правила, которые нужно учитывать автовладельцам при оплате налога на автотранспорт:

  1. налоговые обязательства возникают только для собственников автомашин и иных транспортных средств, поименованных в законе – владение машиной по доверенности или по договору аренды не порождает таких обязательств;
  2. на федеральном уровне определены объекты налогообложения, основные параметры для расчета платежей, отдельные категории льгот, базовые ставки;
  3. регионы вправе устанавливать правила предоставления льгот по налогу, а также конкретные ставки платежей, однако с отклонением от федеральных стандартов не более чем в 10 раз.

Таким образом, собственникам автомашин придется учитывать базовые нормы НК РФ, а также специальные правила региональных актов.

В Налоговом кодексе РФ определены следующие базовые критерии, влияющие на размер платежей:

  • транспортный налог зависит от лошадиных сил, т.е. от мощности двигателя – этот показатель определяется по технической и регистрационной документации на автомашину;
  • размер платежей зависит от года выпуска, если такое положение будет указано в региональных нормативных актах – год выпуска также определяется по технической документации производителя и свидетельству о регистрации ТС;
  • регионам предоставлено право вводить понижающие и повышающие коэффициенты, в зависимости от экологического класса автомашины – этот критерий носит стимулирующий характер, а его применение пока не получило широкого распространения в субъектах РФ.

На размер платежа, либо на полное освобождение от налога, будет влиять и статус собственника, а также категория ТС. Например, регионы могут снижать размер транспортного налога для отдельных категорий граждан, либо предусматривать частичное освобождение от платежей. Кроме того, в НК РФ предусмотрена льгота по налогу на автомашины, предназначенные для эксплуатации инвалидами, либо выделенные по линии соцзащиты. Если такой статус транспорта будет подтвержден собственником, ему не придется оплачивать налог.

Расчет транспортного налога и направление собственникам квитанций входит в компетенцию налоговой службы. Поэтому гражданам не придется ежегодно представлять техническую и регистрационную документацию в ИФНС. Это потребуется только в случае, если в базы данных ГИБДД и ИФНС были внесены неверные показатели мощности и года выпуска автотранспорта.

Рассмотрим особенности применения отдельных показателей при расчете транспортного налога в 2019 году.

Как происходит начисление налога

Большинство показателей, влияющих на размер платежей, собственник может узнать самостоятельно, путем изучения технической и регистрационной документации на свой автомобиль. Прежде всего, при постановке автомашины на учет в базе данных ГИБДД фиксирует год выпуска и показатель мощности двигателя. Эти сведения производитель обязан указать в паспорте технического средства, либо в ином документе. Однако для некоторых моделей такой показатель может отсутствовать, особенно если срок изготовления и производитель транспорта неизвестен.

Налоговый орган самостоятельно использует сведения о критериях автомобиля для начисления ежегодных платежей. Происходит это следующим образом:

  1. при постановке машины на учет, и регистрации каждой последующей сделки, актуализируется база данных ГИБДД;
  2. аналогичным образом обновляются данные, если собственник вносит изменения в технические характеристики машины (например, если устанавливается более мощный двигатель, новый показатель лошадиных сил будет внесен в свидетельство о регистрации и ПТС после представления технического заключения эксперта);
  3. информация из базы данных ГИБДД доступна налоговым службам для начисления ежегодных платежей – если сведения о машине будут не соответствовать действительности, собственник должен обратиться не только в ИФНС, но и в территориальный отдел ГИБДД.

Показатели лошадиных сил (мощности) и года выпуска автомашины будут иметь значение не только для определения суммы налога. Региональные власти имеют право вводить льготы, которые могут быть привязаны к характеристикам автомашины.

Как правило, льготное налогообложение связано со следующими факторами:

  • полное или частичное освобождение от транспортного налога будет распространяться только на одну единицу транспорта – если у льготника в собственности есть две и более машины, он вправе выбрать оптимальный вариант для расчета налога;
  • льгота может быть ограничена предельной мощностью автомашины – например, ветеран боевых действий может претендовать на освобождение от транспортного налога, если мощность его машины не превысит 150 л.с.;
  • аналогичным образом, льгота может быть предоставлена только автомобилям, чей срок эксплуатации превысил определенный предел – например, для пенсионеров Санкт-Петербурга предусмотрено полное освобождение от налога на машину отечественного производства, выпущенную до 1991 года.

Присвоение автомашине определенного экологического класса также происходит при выпуске с производства. Однако даже указание такого класса производителей машины не гарантирует применение этого фактора при начислении транспортного налога. Пока региональные власти не введут этот критерий в формулу для расчета, налоговые службы не будут применять его при выставлении квитанции. На 2019 год, применение критерия экологических классов оправданно только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, другие областные и краевые центры), для которых борьба за снижение вредных выбросов выходит на первый план по мере увеличения количества транспорта.

Состав критериев, влияющих на расчет налоговых обязательств по транспорту, может меняться практически ежегодно. Например, общепринятым и базовым показателем является только мощность автомашины, выраженная в лошадиных силах. Этот критерий легко устанавливается из технической и регистрационной документации, и подлежит изменению в редких случаях. Фактор года выпуска не столь важен для расчета налога, особенно для автомашин иностранного производства. Поэтому региональные власти могут гибко варьировать налоговую нагрузку на граждан, увеличивая или уменьшая налогооблагаемые показатели мощности и года выпуска транспорта.

Таким образом, при расчете налоговых обязательств основными критериями признаются мощность автомашины, исчисленная в лошадиных силах, год выпуска (по данным производителя и ПТС), а в ряде случае и критерий экологического класса. Все указанные показатели будут получены в автоматическом режиме из базы данных ГИБДД, поэтому представлять техническую документацию в налоговый орган не требуется.

Нюансы расчета транспортного налога

При обработке данных о технических характеристиках автомашины могут возникать ошибки, которые приведут к возникновению обязанности уплачивать налог, либо к завышению суммы ежегодного платежа. Например, если порог освобождения от уплаты налога определен в 120 л.с., превышение технической мощности в базе данных даже на 1 л.с. приведет к возникновению обязанности перечислять средства в бюджет.

Выявить ошибку можно заблаговременно, обратившись в ИФНС, либо при получении квитанции из налоговой службы. Определить правильность начисления, в том числе по законодательным критериям мощности и года выпуска, можно следующими способами:

  1. из содержания квитанции, которую налоговый орган обязан ежегодно рассылать собственникам;
  2. из информации в Личном кабинете налогоплательщика, если собственник машины зарегистрировался в этом сервисе;
  3. путем запроса в ИФНС или ГИБДД – по каждому письменному обращению граждан налоговая служба обязана представить подробное обоснование начислений.

При выявлении ошибок необходимо незамедлительно обратиться в территориальный отдел ГИБДД, а также в налоговый орган. Нужно учитывать, что оплатив транспортный налог, рассчитанный по неверным техническим критериям, вернуть переплату крайне сложно. Для этого предстоит внести изменения в базу данных ГИБДД, после чего подать заявление в налоговый орган по месту жительства. Даже в этом случае можно получить отказ, который придется обжаловать через суд.

Если в региональное законодательство внесены изменения, уточняющие порядок применения отдельных критериев, они вступят в силу только со следующего календарного года. Каждый нормативный акт, меняющий правила налогообложения, должен быть обнародован в СМИ или на официальном портале субъекта РФ. Если изменения направлены на снижение налоговых обязательств, в том числе снижение порога мощности для применения льгот, они могут вступать в силу в течение текущего года.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Порядок исчисления и взимания транспортного налога установлен гл. 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных гл. 28

НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ).

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК РФ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Налоговая база определяется (ст. 359 НК РФ):

  • • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • • в отношении иных водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Сведения, необходимые для определения налоговой базы, содержатся в паспорте транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Виды и размеры ставок установлены в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и авансового платежа самостоятельно. Суммы авансовых платежей по налогу рассчитываются по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

  • • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • • 1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • • 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет. При этом исчисление сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае регистрации транспортного средства или его снятия с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Они должны доводить в налоговые органы сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Уплата налога и авансовых платежей в бюджет производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1-го февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты налога (ст. 363 НК РФ) для налогоплательщиков — физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Оставьте комментарий