Стаж работы по специальности

Стаж работы по специальности — как считать?

Здравствуйте. Три года стажа работы по специальности — требование на замещение должности гос.гражданского служащего, с чем я и столкнулась. Могли бы вы пояснить как исчисляется стаж работы по специальности юриста: с момента начала трудовой деятельности (с соответствующей записью в трудовой книжке) в период учебы либо исключительно с момента начала трудовой деятельности после окончания ВУЗа?
Понятие «стаж работы по специальности» в законе не определено. Применяем аналогию права. Ниже приведена Инструкция на основании которой, на мой взгляд, можно рассчитывать данный стаж.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г. N 1250
Утверждаю
Министр юстиции
Российской Федерации
В.А.КОВАЛЕВ
27 декабря 1996 г. N 10 (35)-5
Председатель Верховного
Суда Российской
Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
27 декабря 1996 г.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
27 декабря 1996 г.
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАЖА РАБОТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.
1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.
Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. N 2;
при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 N 263).
КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 13.03.1995 N 263 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 19.04.2000 N 694
2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.
Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.
4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.
5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.
Благодарю за ответ!

Что такое стаж работы по специальности

Стаж работы по специальности — это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу. В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.

В частности, в ст. 256 ТК России упоминание стажа работы по специальности происходит в связи с указанием на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж, в т. ч. и так называемый спецстаж, за исключением ситуаций, когда сотрудник досрочно выходит на пенсию.

Применительно к военным стаж по специальности упоминается в ч. 3 ст. 10 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, где говорится, что период контрактной службы засчитывается в стаж (общий трудовой, госслужбы и работы по специальности) из расчета 1 к 1, а период нахождения на воинской службе по призыву — 1 день за 2. Время прохождения альтернативной службы также засчитывается в стаж работы по специальности (ч. 2 ст. 19 закона об альтернативной службе от 25.07.2002 № 113-ФЗ).

Кроме того, стаж работы по специальности требуется для получения свидетельства о допуске СРО к выполнению отдельных видов строительных и инженерных работ. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса России, для получения свидетельства установлено и такое требование, как стаж работы по соответствующей специальности на протяжении как минимум 5 лет.

Что касается квалификационных требований о наличии опыта работы по специальности, то они все же прописываются для ряда сотрудников, например устраивающихся в органы внутренних дел (ч. 7 ст. 36 закона «О службе в органах…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ), в страховую компанию (п. 2 и 3.1 ст. 32.1 закона «Об организации…» от 27.11.1992 № 4015-1). Квалификационные требования о наличии стажа работы по специальностиустановлены также для нотариусов (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1), адвокатов (ч. 1 ст. 9 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ), судей и др.

Стаж работы по специальности для государственных служащих

Согласно п. 2 ст. 14 закона «О системе госслужбы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в стаж госслужбы одного вида добавляется время работы на госслужбе другого вида или замещения должностей муниципальной или государственной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, стаж госслужбы учитывается при исчислении стажа гражданского служащего.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

При подсчете же стажа гражданской госслужбы учитывается период работы сотрудника муниципальным служащим, а также наоборот (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона «О муниципальной службе…» от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Это объясняется единством требований к квалификации обоих видов служб.

Согласно п. 1 ст. 12 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для претендента на замещение должности гражданского служащего либо, в силу п. 3. ст. 5 закона № 58-ФЗ, госслужащего субъекта РФ соответствие квалификационным требованиям обязательно. В частности, должен быть стаж работы на гражданской службе либо по специальности. Для замещения должности муниципального служащего к соискателю предъявляются аналогичные требования (п. 1 ст. 9 закона № 25-ФЗ).

Как считать стаж работы по специальности

По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж) существует два мнения. Такая ситуация возникла из-за того, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, в результате чего на практике существуют следующие позиции:

  1. При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
  2. В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.

Согласно разъяснениям из письма Минздравсоцразвития о направлении госслужащих на профессиональную переподготовку от 11.08.2011 № 17-3/1568, для замещения должностей гражданской службы необходимо, чтобы претендент имел профильное образование. Однако если служащему, подпавшему под сокращение, планируют предложить должность, но полученное им образование не соответствует направлению деятельности этого подразделения госоргана, тогда принимается во внимание полученное им дополнительное образование и практический опыт в нужной области.

Вторая позиция спорна, так как на практике зачастую к претендентам больше предъявляются требования о наличии практического опыта, которым они могут обладать, продолжая при этом обучение в образовательном учреждении для получения соответствующей квалификации.

Для того чтобы точно установить, как все-таки считать спецстаж — по количеству лет работы на должности или с момента получения соответствующего профильного образования, каждый работодатель может разработать локальный нормативный акт. Это может быть как инструкция по порядку определения квалификационных и других требований, которые предъявляются к претенденту при трудоустройстве, так и стандарт (правила) СРО. В данном документе можно четко прописать, какие именно периоды трудовой деятельности будут засчитываться в спецстаж.

***

Итак, в стаж работы по специальности включается период работы сотрудника на определенной должности или по конкретной профессии. О том, что именно включается в такой стаж, нет четкой законодательно установленной позиции. Это значит, что сами учреждения (предприятия, госорганы и т. д.) в своих внутренних правилах могут прописать, включается в такой спецстаж период профильного обучения или учитывается только фактический период работы по данной специальности (в должности).

Что такое стаж работы по специальности

В рамках действующего законодательства РФ термин не раскрыт, однако существует несколько нормативных актов, в которых он упоминается, например, ст. 256 ТК РФ. В ней сказано, что начисление осуществляется во время пребывания в отпуске по уходу за несовершеннолетним ребенком.

Касательно военнослужащих упоминание термина наблюдается в ч. 3 ст. 10 ФЗ №76 от 27.05.1998 г. По данной норме расчет периода контрактной службы осуществляется 1 к 1, а призывной – 1 к 2. Альтернативная служба тоже входит во время работы по специальности (ч. 2 ст. 19 ФЗ №113 от 25.07.2002 г.).

Стаж необходим в целях получения свидетельства о факте допуска к СРО (к выполнению определенных разновидностей работ строительного характера). В соответствии с ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, для получения свидетельства продолжительность работы должна составлять от 5 лет и более.

Если же вести речь о квалификационных требованиях касательно наличия рабочего опыта, они указываются для сотрудников в индивидуальном порядке в зависимости от характера их деятельности. Эти нормы определяются в рамках действующего федерального и регионального законодательства и содержат целый перечень нюансов.

Как рассчитать

Касательно проведения расчетных мероприятий по специальному стажу имеет место быть два мнения. Такая ситуация сформировалась в связи с тем, что законодательное регулирование данного вопроса отсутствует. В итоге на практике сформировалось несколько актуальных позиций:

  1. В области специального стажа во внимание принимаются лишь периоды работы по конкретной профессии на определенной должности. Роли не играет тот факт, имеется ли подтверждение образования и квалификационного уровня.
  2. В специальный фактор допустимо включать тот временной отрезок работы, в который она выполнялась в соответствии с квалификационной подготовкой и соответствует полученному образовательному документу (сертификату, диплому). Получается, что отсутствие предоставленного документа об образовании равняется невозможности трудоустройства.

Вторая позиция считается более спорной, так как на практике к кандидатам в основном предъявляются требования, связанные с присутствием практического опыта работы. Чтобы точно определить порядок расчета СС (на базе числа отработанных лет или с момента обретения образования), работодатель имеет право на разработку собственного ЛНА в форме инструкции или стандарта. В документе как раз и будут прописаны временные отрезки, которые однозначно засчитываются.

Получается, что во временной отрезок специального характера включен период работы сотрудника на определенной должности или в рамках конкретной сферы. Законодательной базы о том, какие именно направления включаются в СС, не имеется. Это говорит лишь о том, что сами учреждения могут прописать данный аспект во внутренних правилах.

Юридический

Юридический стаж включает в себя временные отрезки исполнения обязанностей в стенах различных государственных органов. Это деятельность в любых юридических конторах на должностях, предполагающих обязательное наличие юридического профильного образования. Он также включает временной интервал исполнения рабочих функций в иных должностях, смежных со сферой поддержания прав граждан и субъектов хозяйствования.

Женщины вправе рассчитывать на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком также будет включен.

В качестве базы для установления этого параметра принято использовать отметки, прописанные в трудовой книжке специалиста. Остальные аспекты начисления находятся в зависимости от конкретных должностей:

  1. Судебные приставы. На такую должность вправе попадать лица, имеющие соответствующий образовательный уровень, профессиональные и личностные качества, должное физическое состояние.
  2. Судьи. Чтобы занимать эту должность, специалист должен соответствовать двум требованиям, в частности, по возрасту (от 25 лет) и стажу (от 5 лет). Порой для проведения расчетных мероприятий может требоваться особая документация в форме инструкций, приказов и т. д., способная подтвердить информацию о факте исполнения лицом определенных трудовых действий. При возникновении спорных моментов решение вопросов ложится на плечи судейской коллегии, представители которой имеют должный уровень компетенции.
  3. Адвокаты. Чтобы получить статус наряду с юридическим образованием, потребуется рабочий стаж, составляющий от двух лет, или же присутствие ученой степени. Также необходимо подтвердить факт прохождения курсов стажировки.
  4. Представители служб МВД. Общая продолжительность предусматривает право сотрудника на получение пенсии на льготных условиях. Выслуга лет включает в себя временной интервал замещения должности, пребывание в командировках, на военной службе, учете, испытательном сроке в рамках ОВД.

Определение стажей для представителей разных должностей осуществляется в соответствии с квалификационными нормами.

Отличие от опыта

Многие наемные сотрудники путают понятия «опыт» и «стаж». Несмотря на схожую суть, между ними существуют колоссальные различия.

Опыт – частный случай предыдущего понятия. Например, за всю свою жизнь человек проработал бухгалтером, старшим специалистом отдела продаж, секретарем, охранником и менеджером. Суммарная продолжительность занятия этих должностей – это стаж. Время работы на отдельных должностях – это опыт.

Стаж – общее отработанное время, т. е. интервал от первого и до последнего дня рабочей деятельности, отсчитывается временной отрезок, из него вычитаются дни, которые не имеют отношения к трудовому стажу. Остальное зачисляется в стаж, на основании которого и производится выплата пенсионных сумм, больничных величин и т. д.

Таким образом, получается, что второй показатель – общее отработанное время, а опыт – конкретные знания, навыки и практические умения, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей в конкретной сфере. Опыт работы важен в процессе трудоустройства. Первый же фактор имеет значение в ходе расчета социальных государственных выплат – субсидий, пособий, преференций.

Что такое профильный стаж

Профильный стаж – это временной отрезок, в течение которого сотрудник работал в соответствии со своим профилем. Требования по нему указаны в профессиональных стандартах, должностных инструкциях, специализированных справочниках и прочих актах. Система профессиональных стандартов стала использоваться на практике с середины 2016 года, и в их рамках для представителей всех видов профессий выделено 9 уровней квалификации.

Учет профильного элемента осуществляется в соответствии с разработанной правительством нормативно-правовой базой:

  • ст. 1 и 195.3 ТК РФ;
  • ФЗ №122 от 2 мая 2015 г.;
  • Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г.;
  • Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г.;
  • ФЗ №273 от 29.12.2012 г.;
  • ст. 5.27 КоАП РФ.

В этих актах используется понятия профессиональной переподготовки, повышения квалификации, аттестации. Опыт на эти аспекты никак не влияет, тем не менее, время пребывания на обучении в него зачисляется. Наряду с данным понятием рассматривается термин специального стажа, предполагающего временной период, в течение которого сотрудник исполнял должностные обязанности в особых условиях.

Управленческий

Под управленческим стажем принято понимать временной интервал, на протяжении которого работник занимал руководящие посты. К примеру, если за все время своей карьеры успел побывать в должности гендиректора, начальника отдела и индивидуального предпринимателя, суммарная продолжительность этих временных отрезков и составляет управленческий стаж.

Таким образом, стаж работы в рамках специальности – обобщенное понятие, требующее детализированного изучения.

О том, можно ли устроиться на работу без трудового стажа по специальности, рассказано в данном выпуске новостей.

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2010, N 7

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) государственного служащего зависит сумма ежемесячной надбавки к его должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. В статье автор рассмотрит порядок определения стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Государственная служба Российской Федерации объединяет 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба <1>. Государственная гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации <2> (см. таблицу 1).

<1> Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ).

<2> Части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ.

Таблица 1

Государственная служба Российской Федерации

Государственная гражданская служба

Военная служба

Правоохранительная
служба

Федеральная

Субъекта Российской
Федерации

Для чего нужен стаж?

Стаж государственной гражданской службы необходим:

— для замещения определенных групп должностей гражданской службы;

— для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

— для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

— для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности. Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131.

Должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В таблице 2 приведены требования к стажу для каждой группы должностей.

Таблица 2

Требования
к стажу <3>

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Требования к стажу
государственной
гражданской службы
(государственной
службы иных видов)

Не менее
6 лет

Не менее
4 лет

Не менее
2 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования к стажу
работы по
специальности

Не менее
7 лет

Не менее
5 лет

Не менее
4 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

<3> Пункт 1 Указа Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации <4>.

<4> Пункт 5 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим, имеющим определенный стаж гражданской службы, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе <5> от 10 до 30 процентов (см. таблицу 3).

<5> Подпункт 1 п. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ.

Таблица 3

Стаж гражданской службы, лет

Надбавка к должностному окладу
за выслугу лет, в %

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).

Таблица 4

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Ежегодный основной
оплачиваемый
отпуск,
календарных дней
<6>

Общая
продолжительность
ежегодного
основного
оплачиваемого
отпуска и
ежегодного
дополнительного
оплачиваемого
отпуска за выслугу
лет, не более,
календарных дней
<7>

<6> Пункты 3, 4 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

<7> Пункт 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Назначение пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные государственные служащие) назначается при одновременном наличии трех условий:

1) стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет;

2) замещение должности федеральной государственной гражданской службы на дату увольнения не менее 12 полных месяцев. Исключение — увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата;

3) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данной статье рассматривается стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Что входит в стаж гражданской службы?

В стаж государственной гражданской службы для установления надбавки за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска входят 2 вида службы.

К первому виду относятся периоды замещения должностей, предусмотренные Перечнем <8>, утвержденным Указом N 1532 (см. таблицу 5 на нашем сайте).

<8> Перечень периодов государственной службы, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — Перечень), утвержденный Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ» (далее — Указ N 1532).

Ко второму — периоды, не предусмотренные Перечнем, но включаемые в стаж гражданской службы решением руководителя государственного органа. В стаж включаются те периоды работы, когда были приобретены опыт и знания, необходимые государственным гражданским служащим для выполнения их должностных обязанностей в настоящее время.

По Перечню в стаж государственной гражданской службы включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы, прокурорских работников, прохождения военной службы, службы в органах налоговой полиции, таможенных органах и другие.

Кроме того, в Перечень входят годы службы в партаппаратах от ЦК КПСС до райкомов и горкомов на освобожденных выборных должностях в этих учреждениях, периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших отдельные функции государственного управления. В стаж включаются только периоды, в которые замещались должности, отнесенные законодательством соответствующего времени к категории должностей руководителей, специалистов и служащих.

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка работника и военный билет.

При наличии ошибок в трудовой книжке или отсутствии записи основанием для зачета стажа является архивная справка, подтверждающая периоды государственной службы. К архивной справке должны прилагаться копии документов о назначении на должность и освобождении от должности.

Документами, подтверждающими отнесение занимаемой ранее должности к категории должностей, осуществляющих отдельные функции государственного управления, являются: запись в трудовой книжке, положение о данном государственном органе, должностная инструкция, позволяющая квалифицировать данную должность как государственную.

В стаж государственной гражданской службы не включаются периоды работы:

— на должностях, включенных в штатные расписания в целях технического обеспечения деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений;

— в высших партийных и зональных комсомольских школах;

— в штабах студенческих строительных отрядов;

— на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

— в качестве члена колхоза;

— в кооперативном предприятии;

— время осуществления индивидуальной трудовой деятельности;

— по гражданско-правовым договорам (подряда и другим);

— по найму у отдельных граждан;

— в акционерных обществах открытого и закрытого типа, товариществах, а также периоды творческой деятельности членов творческих союзов и другие, не входящие в Перечень.

Пример 1. С 01.01.1983 по 01.08.1986 в горкоме КПСС г. Энска работали Кузнецов Е. Н., Дробышев Г. Е. и Сидорова М. Э.

Кузнецов Е. Н. работал первым секретарем горкома КПСС,

Дробышев Г. Е. — инструктором промышленно-транспортного отдела,

Сидорова М. Э. — секретарем приемной, о чем свидетельствуют записи в трудовых книжках.

При расчете стажа государственной гражданской службы Кузнецову Е. Н. и Дробышеву Г. Е. зачли период работы в ГК КПСС г. Энска, а Сидоровой М. Э. не зачли, потому что исполнение обязанностей по должности секретаря приемной не связано с функциями государственного управления.

Также не засчитываются в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности машинистки, библиотекаря и другие.

Включение в стаж государственной службы:

1) периодов замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 01.01.1992 до введения в действие Сводного перечня государственных должностей РФ <9>, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих <10>, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов РФ:

— в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством РФ отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам;

— в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы;

— в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;

2) периодов замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991, в том числе:

— в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения;

— в аппаратах государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 <11>.

<9> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

<10> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

<11> Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532».

Включение в стаж государственной службы вышеперечисленных периодов осуществляется руководителем государственного органа (представитель нанимателя).

В случае необходимости следует обратиться в Минздравсоцразвития России, на которое возложена обязанность по разъяснению применения Перечня и Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденных Указом N 1532 <12>.

<12> Пункт 3 Постановления N 472.

Для получения заключения о возможности включения в стаж гражданской службы отдельных периодов необходимо направить в Минздравсоцразвития России соответствующее представление с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации.

Минздравсоцразвития России рассматривает внесенное представление и письменно уведомляет представителя нанимателя о принятом решении.

Расчет стажа

При расчете стажа государственной службы периоды службы суммируются.

Стаж государственной службы исчисляется в календарном порядке, то есть из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Исключением являются периоды, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Военная служба

При расчете стажа государственной гражданской службы часто возникают вопросы о включении периодов военной службы. Разберем эту проблему более подробно.

Независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу время военной службы засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего <13>.

<13> Часть 9 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.

С 01.03.1993 по настоящее время военнослужащие проходят военную службу по контракту (в добровольном порядке) и по призыву <14> (см. таблицу 5).

<14> Пункт 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ.

Таблица 5

Военная служба

До 1 марта 1993 г. <16>

С 1 марта 1993 г. <17>

Действительная военная служба <18>

По контракту

По призыву

Действительная
срочная
военная служба

Действительная
сверхсрочная
военная служба

Действительная
военная служба

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины

Солдаты, матросы, сержанты,
старшины

Офицерский
состав

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования,
— мичманы,
— прапорщики,
— офицеры

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
до заключения
с ними контракта
о прохождении
военной службы

<16> Статья 5 Закона Союза ССР от 12.10.1967 N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее — Закон СССР N 1950-VII).

<17> Пункты 1, 2 ст. 19 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 4455-1).

<18> Статья 8 Закона СССР N 1950-VII.

По контракту проходят военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы.

По призыву проходят военную службу сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы <15>.

<15> Пункт 1 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы, а для граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения <19>.

<19> Пункт 10 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части <20>.

<20> Пункт 11 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10) устанавливает следующие соотношения между стажем военной службы и государственной гражданской службы.

Если военнослужащий проходил службу по контракту, то время нахождения его на военной службе включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

В случае нахождения гражданина на военной службе по призыву 1 день военной службы засчитывается за 2 дня гражданской службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 1 день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также 1 день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за 2 дня военной службы по призыву <21>.

<21> Пункт 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Пример 2. Добрынин К. Г. с 21.05.1999 по 21.10.1999 проходил действительную военную службу по призыву, а с 22.10.1999 по 25.07.2000 участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня.

Определим стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г.

1. С 21.05.1999 по 21.10.1999 (5 месяцев 1 день) Добрынин К. Г. проходил военную службу по призыву. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ один день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, то есть в стаж гражданской службы будет засчитано 10 месяцев и 2 дня (5 мес. 1 дн. x 2 = 10 мес. 2 дн.).

2. С 22.10.1999 по 25.07.2000 (9 месяцев 4 дня) Добрынин К. Г. участвовал в боевых действиях. Один день участия в боевых действиях засчитывается за 2 дня военной службы по призыву, то есть 9 месяцев и 4 дня участия в боевых действиях засчитываются как 1 год 6 месяцев 8 дней прохождения военной службы по призыву (9 мес. 4 дня x 2 = 18 мес. 8 дн., или 1 год 6 мес. 8 дн.).

Так как 1 день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, стаж государственной службы Добрынина К. Г. за период с 22.10.1999 по 25.07.2000 составит 3 года 16 дней (1 год 6 мес. 8 дн. x 2 = 3 года 16 дн.).

Периоды
военной службы

Прохождение
военной службы

Стаж участия
в боевых
действиях

Стаж военной
службы
по призыву

Стаж
государственной
службы

С 21.05.1999
по 21.10.1999

Прохождение
действительной
военной службы
по призыву

0 лет 5 мес.
1 день

0 лет 5 мес.
1 день x 2 =
0 лет 10 мес.
2 дня

С 22.10.1999
по 25.07.2000

Участие в боевых
действиях
на территории
Республики Чечня

0 лет 9 мес.
4 дня

0 лет 9 мес.
4 дня x 2 =
1 год 6 мес.
8 дней

1 год 6 мес.
8 дней x 2 =
3 года 0 мес.
16 дней

3. Общий стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г. за период военной службы с 21.05.1999 по 21.10.1999 составит 3 года 10 мес. 18 дней (0 лет 10 мес. 2 дн. + 3 года 0 мес. 16 дн. = 3 года 10 мес. 18 дней).

Как учитывать стаж работникам, проходившим военную службу

До 1 марта 1993 года?

Продолжительность действительной военной службы до 01.03.1993 включается в общую продолжительность военной службы <22>.

<22> Статья 61 Закона N 53-ФЗ.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» введены Законом РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу с 01.03.1993. Ранее применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава — «действительная военная служба» <23>. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных Законом СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», считались состоящими на действительной срочной военной службе, а проходившие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе <24>.

<23> Закон СССР N 1950-VII.

<24> Часть 3 ст. 8 Закона СССР N 1950-VII.

Законом N 76-ФЗ установлены социальные гарантии и компенсации для граждан, уволенных с военной службы:

— в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, а также

— в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР <25>.

<25> Пункт 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Указания Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У <26> военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

<26> Указание Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (далее — Указание Минсоцзащиты России N 1-4-У).

С учетом положений Закона N 76-ФЗ и Указания Минсоцзащиты России N 1-4-У Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет, что действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т. е. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы <27>.

<27> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Прохождение военной службы

Стаж военной
службы

Стаж
государственной
службы

Действительная срочная военная служба

1 день

2 дня

Военная служба по призыву

1 день

2 дня

Действительная сверхсрочная военная
служба

1 день

1 день

Военная служба по контракту

1 день

1 день

Участие в боевых действиях

1 день

2 дня

Пример 3. Иванов П. С. с 04.07.1983 по 31.01.2007 проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Этот период составляет 23 года 6 месяцев 28 дней и засчитывается в стаж государственной гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы в соответствии с п. 9 Перечня и ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ.

О зачете периодов обучения в военных

Образовательных учреждениях

Рассмотрим порядок включения периодов военной службы военнослужащих, зачисленных в военные образовательные учреждения до и после 01.03.1993, то есть изменения, произошедшие со вступлением в силу Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

До 01.03.1993 действовал Закон СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии с которым граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе, именуются курсантами и пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы <28>.

<28> Часть 2 ст. 11 Закона СССР N 1950-VII.

Таким образом, если на учебу в военно-учебное заведение поступали лица из числа гражданской молодежи или военнослужащих срочной военной службы, то время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере.

Если гражданин сначала отслужил срочную военную службу, а затем поступил и окончил военно-учебное заведение, то в трудовой стаж засчитываются в двойном размере период срочной военной службы до поступления в учебное заведение и период обучения в качестве курсанта.

Время учебы курсантов из числа прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в военно-учебных заведениях зачету в трудовой стаж в льготном порядке не подлежит <29>.

<29> Статья 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 (в ред. Закона от 27.01.1995).

Пример 4. Грушников А. Л. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1985 по 08.07.1991, в том числе с 01.08.1985 по 01.08.1990 в качестве курсанта военного учебного заведения. 23.06.1990 ему присвоено звание лейтенанта. С 24.06.1990 по 08.07.1991 проходил действительную военную службу.

1. Период с 01.08.1985 до 23.06.1990 составляет 4 года 10 месяцев 23 дня. Так как время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере, следовательно, стаж гражданской службы составит 9 лет 9 месяцев 16 дней (4 года 10 мес. 23 дн. x 2 = 9 лет 9 мес. 16 дн.).

2. Период с 24.06.1990 по 08.07.1991 составляет 1 год 0 месяцев 15 дней и засчитывается в стаж гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

3. Общий стаж гражданской службы составляет 10 лет 10 месяцев 1 день (9 лет 9 мес. 16 дн. + 1 год 0 мес. 15 дн. = 10 лет 10 мес. 1 день).

С 01.03.1993 учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта отнесена к военной службе по призыву <30> и включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, а после заключения контракта — из расчета 1 день военной службы за 1 день работы <31>.

<30> Статья 2 Закона N 76-ФЗ.

<31> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Периоды прохождения военной службы (или другой приравненной к ней службе) подтверждаются записями в военном билете, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, послужными списками и другими документами соответствующих государственных органов.

Иные периоды

В соответствии с Порядком исчисления стажа гражданской службы <32> в стаж государственной гражданской службы могут быть включены, в порядке исключения, периоды предшествующей работы на должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

<32> Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом N 1532.

Решение о включении в стаж государственной службы иных периодов, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, принимается руководителем государственного органа (приказ, распоряжение) на основании протокола комиссии государственного органа по установлению стажа государственной службы.

Комиссия рассматривает личное заявление гражданского служащего, представление руководителя гражданского служащего, трудовую книжку и должностной регламент. Решение комиссии излагается в форме протокола.

В. Аминов

Генеральный директор

ООО «АБС-Консалт»

Подписано в печать

Обновлены требования к стажу госслужбы или опыту работы по специальности, необходимому для замещения должностей федеральных государственных гражданских служащих

Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»

В частности, указывается, что в случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. В случае если должностным регламентом квалификационные требования не предусмотрены, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы.

При этом требования к продолжительности стажа, необходимого для занятия должностей федеральной государственной гражданской службы, остались прежними.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, устанавливаются законами субъектов РФ с учетом положений подписанного Указа.

Утратившим силу признан Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» с внесенными в него изменениями.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Оставьте комментарий