Евсюков Владимир Васильевич, канд. техн. наук, доц., evsvl@yandex.ru, Россия, Тула, Финуниверситет,
Облаухова Инга Вячеславовна, главный кредитный аналитик, ingachka28@,mail. ru, Россия, Курск, банк ВТБ
TOOLS OF AN ADEQUATE VALUATION OF THE COMPANY IN THE IMPLEMENTATION OF TRANSACTIONS ON MERGE AND ABSORPTION IN MODERN
V.V. Evsujkov, I. V. Obloukova
Key words: the company valuation, discounted cash flow method by, a neural network, data mining, modeling.
Evsujkov Vladimir Vasilevech, candidate of technical sciences, docent, evsvlayandex.ru, Russia, Tula, FinUniversity,
Obloukova Inga Vyacheslavovna, chief credit analyst, ingachka28amail. ru, Russia, Kursk, RPO «Kursk» branch No. 3652 VTB 24.
УДК 339.92
ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Н.А. Горюнова
Рассматриваются инструменты политики привлечения иностранных инвестиций, используемые в России и за рубежом.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, стимулирование иностранных инвестиций, инструменты стимулирования иностранных инвестиций.
Последние десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение инвестиционной привлекательности конкретной отрасли и отдельного предприятия для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является серьезным вопросом для национальных правительств и региональных администраций и требует от них разработки и реализации новых комплексных мер экономической политики .
Основные тенденции в притоках ПИИ определяются крупнейшими ТНК и, несмотря на то, что международные компании из развивающихся
стран и стран с переходной экономикой возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в начале 2000-х годов. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки, наиболее крупных государств Южной Азии, а также некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран в этот период являлась их активная деятельность по размещению их филиалов в других развивающихся странах своего или близлежащих регионов.
Регулирование процесса привлечения ПИИ в экономику стран осуществляется на основе принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанных МБРР совместно с МВФ. Эти принципы неодинаково реализуются в национальных законодательствах принимающих стран. В развитых странах специальные законы об иностранных инвестициях отсутствуют, а к иностранным инвестициям применяются нормы национального законодательства. В развивающихся странах, имеющих специальные законы об иностранных инвестициях, общей тенденцией развития национального законодательства об иностранных инвестициях является его либерализация.
Методы государственного регулирования привлечения ПИИ включают в себя:
— методы стимулирования иностранных инвестиций (табл.1);
— систему мер, ограничивающих приток иностранного капитала.
Таблица 1
Методы и инструменты стимулирования иностранных инвестиций
Метод Инструменты стимулирования
1 2
Режим функционирования иностранного капитала на территории страны реципиента — Национальный режим; — режим наибольшего благоприятствования
Система государственных гарантий для иностранных инвесторов — Гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранные инвестиции; — гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности; — гарантии, касающиеся порядка рассмотрения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций
Окончание табл.1
1 2
Налоговое регулирование — Налоговый кредит; — инвестиционные скидки; — налоговые каникулы; — ускоренная амортизация; — инвестиционные субсидии; — льготы косвенного налогообложения
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Валютное регулирование — Административные инструменты (валютный контроль, валютные ограничения); — рыночные инструменты
Таможенное регулирование — Таможенный тариф, ввозные и вывозные таможенные пошлины; — паратарифные меры
Финансовое регулирование — Субсидирование расходов; — субсидированные займы; — гарантии на предоставляемые кредиты и займы; — государственное страхование экспорта, — преференциальные государственные контракты
Как следует из табл.1, практика стимулирования иностранных инвестиций включает разнообразные методы и инструменты.
Развитыми странами в основном применяются финансовые стимулы, поскольку их использование требует значительных затрат, а также -налоговые льготы, в частности, ускоренная амортизация и снижением налоговых ставок. Инструментами стимулирования ПИИ, характерными для развивающихся стран, являются снижение налоговых ставок и ставок таможенных пошлин, возврат сумм уплаченных налогов, предоставление налоговых каникул, а также льготы для особо значимых для развития национальной экономики инвестиционных проектов.
Система мер, ограничивающих приток иностранного капитала, включает меры административного и экономического характера.
В Российской Федерации деятельность иностранных инвесторов регулируется Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» , которым установлен перечень гарантий и льгот иностранным инвесторам, направленных на стимулирование притока иностранных инвестиций в РФ. К ним относятся гарантии: от неблагоприятного изменения законодательства; обеспечения надлежащего рассмотрения споров; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; компенсации при национа-
лизации и реквизиции имущества; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов; предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество и другие. В соответствии со статьей 16 иностранному инвестору, а также российским организациям с иностранными инвестициями, осуществляющим приоритетный инвестиционный проект, должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов.
Следует отметить, что установление различных льгот и преференций, касающихся иностранных инвестиций, в некоторых государствах постсоветского пространства разработано более детально и четко, чем в РФ. Примером может служить Республика Казахстан.
В большинстве стран за стимулирование притока иностранных инвестиций отвечают организационные структуры, взаимодействующие с правительствами. Страны выбирают различные формы организации агентств по привлечению (или стимулированию) инвестиций: государственную, частную или смешанную. При проведении активной инвестиционной политики необходимо учитывать не только законодательную, ресурсную, технико-экономическую, финансовую составляющие реализуемой стратегии, но и типы институциональной организации национальных агентств по привлечению ПИИ.
В РФ для активизации притока ПИИ в страну созданы Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), целью которого является привлечение иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики, и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», одним из направлений его деятельности является улучшение инвестиционного климата и поддержка инвесторов. Перед Правительством РФ стоит задача трансформировать экономику, основанную на добыче и экспорте природных ресурсов, в инновационную экономику.
Стимулирование инвестиций связано со следующими видами деятельности: проектный анализ, маркетинг, правовое обеспечение и обслуживание инвесторов. Успешное осуществление деятельности по стимулированию привлечения ПИИ требует использования современных методов управления и быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.
Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и являются важным инструментом создания положительного имиджа страны на международном уровне и формирования делового климата.
В табл.2 приведены результаты анализа подходов ряда стран к привлечению прямых иностранных инвестиций .
Таблица 2
Инструменты политики привлечения (стимулирования) прямых иностранных инвестиции в разных странах
Страна Инструменты политики привлечения (стимулирования) ПИИ
1 2
КНР Создание СЭЗ; преференции для ПИИ: налоговые льготы для совместных предприятий; право свободно импортировать сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства; упрощение процедур лицензирования; правительственные гарантии; отмена ряда обременительных местных сборов
Индия Упрощение и сокращение времени прохождения процедуры одобрения ПИИ; создание организаций, отвечающих за привлечение ПИИ; преференции для ПИИ: налоговые каникулы, налоговые льготы, разрешение на использование ускоренной амортизации
Южная Корея Налоговые каникулы, денежные гранты для проектов в сфере НИОКР, финансовая поддержка на цели найма и обучения работников, освобождение на определенный период от арендной платы за землю или ее снижение, создание Офиса инвестиционного омбудсмена в дополнение к Агентству по привлечению инвестиций (КОТКА)
Япония Субсидии иностранным компаниям, осуществляющим высокорентабельный бизнес; финансовые программы на приобретение основных фондов (земельных участков, зданий, машин и оборудования), а также для проведения НИОКР; служба омбудсмена в сфере торговли и инвестиций; налоговые льготы
США Предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов; программа стимулирования национальных и иностранных инвестиций в экономику США «SelecШSA» (предусматривает снижение административных барьеров на пути ПИИ, оказание информационного содействия зарубежным инвесторам)
Бразилия Снижение или освобождение от налогов на доход в виде процентов и дивидендов, секторальные, региональные стимулы, создание особых зон экспорта
Окончание табл.2
1 2
Великобритания Создание «свободных зон» и «предпринимательских зон», в пределах которых действуют упрощенные таможенные и административные процедуры и льготные налоговые ставки; программы, реализуемые Агентствами регионального развития, предусматривающие предоставление деловой недвижимости компаниям малого и среднего бизнеса на льготных условиях; льготные условия получения виз и вида на жительство для иностранных инвесторов
Ирландия Низкий налог на прибыль корпораций, гранты на покупку оборудования, земли, зданий, обучение персонала, НИОКР, налоговые льготы для иностранных компаний, открывающих филиалы в стране
Германия Налоговые льготы, налоговые каникулы, льготная система амортизационных отчислений, получение кредитов на особо выгодных условиях
Франция Политика создания и поддержки инновационных кластеров, создание ОЭЗ — технопарков, помощь иностранным инвесторам со стороны государственных служб, гарантии по налогам и административным условиям
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Польша Освобождение от уплаты налога на прибыль и на собственность в СЭЗ, инвестиционные гранты, льготы, относящиеся к приобретению и созданию новых технологий
Словакия Плоская шкала налога на доходы, отсутствие налога на дивиденды и доход в виде процентов, предоставление государством помощи иностранным инвесторам, возможность участия иностранных компаний в государственных программах по НИОКР
Таким образом, принимающая страна предоставляет иностранным и отечественным инвесторам финансовые, налоговые и другие льготы, поэтому в государственной политике стимулирования притока ПИИ можно выделить два направления:
1) повышение инвестиционной привлекательности стран за счет распространения информации о состоянии экономики и потенциальных возможностях страны по привлечению ПИИ;
2) предоставление государством зарубежным инвесторам комплексного пакета услуг по поддержанию и развитию их инвестиционной
деятельности.
Иностранный капитал несет в страну прогрессивные технологии, современную технику и эффективные методы управления, способствует развитию рынка отечественных инвестиций, что ускоряет экономический рост. Опыт многих стран показывает, что часто подъем национальной экономики происходит при активном привлечении иностранного капитала.
Список литературы
5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. . Режим доступа: http://www.ved.gov.ru
Горюнова Наталья Алексеевна, канд. техн. наук, доц., gorna@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет
TOOLS TO PROMOTE THE ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS
Р.М. НУРИМУХАМЕТОВ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: инвестиции, льгота, кредит.
Инвестиционная привлекательность страны и ее регионов является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной экономики. Для активизации процесса привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны и ее регионов необходимо уметь научно обоснованно оценивать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в реальный сектор экономики следует внимательно изучать и использовать, адаптируя его к российским условиям.
Современные нормы регулирования инвестиций, принятые в международном сообществе, предусматривают либерализацию инвестиционной политики и исключение дискриминационных мер по отношению к различным категориям инвесторов, а также обеспечение защиты интересов инвесторов. В этой связи региональная инвестиционная политика должна иметь не селективный, а общесистемный характер, предполагающий создание общих институциональных и экономических условий реализации активности всех участников инвестиционного процесса, привлечение и эффективное использование в экономике региона внешних инвестиций, включая как материальные и финансовые ресурсы, так и прогрессивную технику, новые технологии, управленческий опыт.
Любой регион при различных стартовых условиях может стать инвестиционно привлекательным как для иностранного капитала, так и для реализации на его территории крупных проектов национального масштаба и благодаря этому добиться устойчивого социально-экономического развития.
Экономическая политика, проводимая в настоящее время, позволяет значительно расширить возможности стимулирования инвестиционной деятельности на региональном и местном уровнях. Региональная экономическая политика направлена на регулирование экономических отношений в инвестиционной сфере между субъектами федерации и муниципальными образованиями с целью обеспечения эффективного функционирования как экономики страны в целом, так и ее регионов.
Действующий Налоговый кодекс предполагает, что финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования уполномочены принимать решение об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам и сборам, включая предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 63 Ч. I Налогового кодекса РФ). Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, изменяется также на основании решения соответствующего финансового органа. Это положение способствует расширению стимулирующих возможностей инвестиционной деятельности в регионах.
Наиболее интересен опыт США в разработке программ привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В США нет специально разработанных на федеральном уровне программ стимулирования привлечения иностранных инвестиций, зарубежным инвесторам предоставляется национальный режим (т.е. одинаковый набор стимулов, как и для национальных предпринимателей).
Основные льготы иностранным инвесторам предоставляются на уровне штатов органами Департамента торговли, которые разрабатывают программы привлечения прямых иностранных инвестиций. От целенаправленности каждой программы зависят виды, объем и количество льгот, которые может получить инвестор. Здесь различают прямые финансовые льготы, предполагающие:
— разработку облигационных программ развития промышленности (штат выпускает облигации, доходы от которых используются на финансирование проекта развития местной промышленности, а процентные поступления по ним освобождаются от уплаты налога с дохода);
— получение займов от штата. Например, администрация штата Нью-Джерси может предоставить гранты в форме снижения ставки регионального налога на перевод доходов на 10-80%-ных пунктов на срок до 10 лет. При этом тщательно анализируются условия деятельности компании-претендента на льготы: содействие экономическому росту штата, совокупный объем капиталовложений, количество создаваемых рабочих мест, характер рабочих мест, которые будут созданы, уровень заработной платы. Приоритет отдается фирмам, которые создают полную занятость;
— власти штатов могут содействовать реализации программы занятости местного населения на основе частичного субсидирования подготовки кадров. В штате Аризона практикуется субсидирование до 75% расходов на обучение в рамках программы набора и подготовки кадров. Если же программа создает менее 85% запроектированных рабочих мест, то работодатель обязан вернуть всю выделенную спонсорскую помощь.
Кроме того, устанавливаются налоговые льготы, которые могут предоставляться в форме освобождения от уплаты налога на собственность средств, предназначенных на исследовательские цели, а также розничным торговцам разрешается использовать часть сумм налога с продаж для финансирования расширения производственных мощностей.
Широко распространена практика налогового кредита. Так, по закону штата Небраска фирма получает налоговый кредит, если содействует росту занятости в штате. При этом она должна удовлетворять двум критериям: нанять не мене двух служащих на полный рабочий день и вложить капитал в экономику штата в сумме не менее 75 тыс. долл. в течение финансового года. Размер налогового кредита равен 1500 долл. для каждого вновь принятого на работу и в размере 1000 долл. на каждые 75 тыс. долл. вложенных инвестиций.
Стимулируют привлечение иностранного капитала также так называемые зоны развития (зоны предпринимательства). Так, например, штат Калифорния принял инновационную программу зон предпринимательства при использовании особых побудительных механизмов, недоступных иностранным компаниям за пределами этой территории: отсрочка на налог с оборота на первые 20 млн долл., потраченные на покупку оборудования; кредиты на найм квалифицированного персонала в первые 5 лет; зачет до 100% оперативных убытков в течение первых 15 лет; вычитание выплат процентов по займам из корпоративного налога; льготные цены на землю и строения; необлагаемое налогом строительство; быстрое утверждение планов и выдача решений властями; помощь в подготовке персонала; привлекательные финансовые условия и низкопроцентные револьверные кредиты, предоставляемые местными банками.
Способствуют эффективному использованию привлекаемых инвестиций качественно подготовленная информация и легко доступные данные. Например, отдел международной торговли штата Индиана консультирует инвестор по всем законодательным и политическим изменениям, которые могут повлиять на организацию бизнеса или налогообложение; ежегодно проводит ин-
формационное обеспечение туристических визитов инвесторов. В Европе отдел проводит 1-2 семинара «Инвестиции в Индиану» в год, а получает от этого 5-6 инвестиционных потоков в Индиану.
Показателен также опыт других стран и, прежде всего, Китая в области стимулирования притока капитала. В настоящее время Китай стал самой привлекательной зоной для иностранных инвестиций. Это выразилось в том, что в 2003 г. Китай вышел на лидирующее место в мире по объему привлеченных инвестиций.
Происходит постоянный рост иностранных инвестиций в Китай, причем прямые инвестиции составляют большую их часть, и, по различным оценкам, в период с 2006 по 2010 г. объемы ежегодных инвестиций в экономику Китая превысят 100 млрд долл. по сравнению с 50 млрд в 2002 г. При этом становится очевидным, что плюсы от вступления КНР в ВТО пока перевешивают минусы и польза «открытости» экономики (кайфан чжэнцэ) довольно значительна. Лучшим свидетельством тому является факт: в настоящее время более 400 из 500 ведущих мировых компаний организовали в Китае свои предприятия.
Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 1980-е годы. Период 1990-х годов характеризуется резким возрастанием объемов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 1980-е годы пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 1990-х годов ведущую роль стали играть прямые инвестиции. Более того, к середине 1990-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешевой рабочей силы и природных ресурсов. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в свое время от Китая (Гонконг, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объема прямых инвестиций в экономику КНР.
Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Ее характерная черта — предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как рискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала, с одной стороны, и углубления рыночных реформ — с другой, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки.
Специальные льготы получают прежде всего предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли разрешены только в нескольких городах экономически наиболее развитого приморского пояса Китая.
На практике различные цели принимающей страны (рост экспорта, занятости, заимствование технологий) реализуются путем сотрудничества с разными группами иностранных инвесторов. Обычно инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации проектов лишь в том случае, когда происходит экономия издержек за счет использования дешевой китайской рабочей силы. Поэтому наибольшие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности. Напротив, предприятия, перспек-
тивные с точки зрения передачи технологии, испытывают наибольшие трудности с валютной сбалансированностью. Они создаются иностранными инвесторами в основном в расчете на освоение внутреннего рынка КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и комплектующих нужного качества, и значительная часть валютных средств уходит на импорт необходимых ресурсов. В этой связи китайская политика по отношению к иностранным инвестициям основана на принципе диверсификации, разнообразия методов стимулирования.
В китайской практике используется ряд организационно-правовых форм иностранного инвестирования. Помимо применения таких достаточно сложных форм, как паевые совместные предприятия и предприятия полной иностранной собственности, зарубежные инвесторы могут прибегать к заключению субподрядных соглашений с китайскими предприятиями, ведению компенсационной торговли (поставки готовой продукции в погашение стоимости поставленного оборудования), созданию контрактных совместных предприятий (имущественных комплексов без юридического лица, в которых распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности). Для принимающей стороны использование этих относительно простых форм обычно не предполагает существенную передачу технологии, но зато оно перспективно с точки зрения создания новых рабочих мест и извлечения доходов в валюте.
В результате преобразований экономики в XX в. Китай получил в свое распоряжение эффективные инструменты регулирования (будь то хорошо развитая кредитно-денежная, налоговая, банковская система), которые дают возможность на равных сотрудничать с развитыми капиталистическими странами и корректировать негативные эффекты, возникающие в экономике. В КНР есть экономическая стратегия и экономическая политика. Суть дела не в том, хорошие они или плохие. Главное они есть и последовательно (и успешно) проводятся в жизнь. Опыт КНР, несомненно, очень ценен для стран с социалистической системой организации общества, кроме того, путь развития и реформирования Китая — замечательный пример образцового управления в кризисные моменты для всех остальных государств.
Важным является и тот факт, что, несмотря на продолжительный срок реформ и более чем двадцатилетний период сверхвысокого роста, экономика Китая продолжает развиваться очень высокими темпами. Так, за самый успешный период реформ в 1980-1990-е годы, согласно статистике, ВВП страны возрос в 7,4 раза (640%), в том числе в 11 раз в промышленности, в 8,6 раза увеличился ВВП в сфере услуг. Эти цифры говорят о большом внутреннем резерве китайской экономики, международные эксперты считают, что в весьма недалеком будущем Китай в процессе продолжающегося роста будет ставить новые рекорды производительности.
Согласно самым скромным подсчетам, по абсолютному показателю объема ВВП Китай должен сравняться с США уже в 2010 г. Китай уже вышел на второе место в мире по объему прямых зарубежных инвестиций. Этот факт говорит о том, что он сейчас очень привлекателен для инвесторов. В частности, вкладчиков больше всего интересуют отрасли обрабатывающей промышленности, недвижимости, коммунальных услуг. Вложения в данные сферы, как правило, имеют большие сроки окупаемости и таят в себе большие риски, но огромные массы капитала, идущие в китайскую экономику, показывают, что инвесторы ожидают в целом дальнейшего созидательного процесса в стране, поэтому с уверенностью вкладывают деньги. Также очевиден и тот факт, что иностранные инвестиции способствуют многократному росту внешней торговли, технологическому обнов-
лению национальной экономики. Предприятия, созданные с участием иностранного капитала, способствуют экспортной ориентации экономики, ее подъему.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
На первом этапе реформ Китай давал иностранным инвесторам налоговые льготы, дешевую землю и другие стимулы, а также тратил миллиарды долларов на строительство портов, дорог, гостиниц, линий оптоволоконной связи и других объектов инфраструктуры. Сначала от иностранных инвесторов требовали, чтобы они брали себе китайского партнера, при этом они могли свободно экспортировать свою продукцию, но их ограничивали в объемах продаж производимой ими в совместных предприятиях продукции на внутреннем рынке для защиты местных производителей. Также жестко ограничивались иностранные инвестиции в ряде ключевых отраслей, таких, как автомобильная, сталелитейная и телекоммуникации. Однако после вступления в ВТО эти ограничения были ослаблены, и Китай еще больше открыл свою экономику для внешнего мира.
Для создания конкурентоспособных на мировом рынке производств Китай делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций, технологий и кадров. Для достижения этой цели в КНР были созданы «зоны высоких технологий», где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. Чтобы китайские предприятия использовали микросхемы китайского производства, был введен 17%-ный налог на импортную продукцию и всего 3%-ный — на местную. В результате на территории Китая было создано много предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом.
Пополнение оборотных средств предприятий с 1983 г. стало происходить за счет банковских кредитов. Вместо прежней системы обязательных отчислений от прибыли с 1984 г. предприятия должны были уплачивать налоги в бюджеты разных уровней. С 1987 г. в государственной промышленности начала применяться следующая система: предприятия должны были заключать с вышестоящей организацией договоры на определенный объем производства и сумму налоговых отчислений.
С 1993 г. взят курс на создание «системы современных предприятий», главным образом за счет превращения государственных предприятий в акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью. Использование финансов как инструмента макроэкономического регулирования означает в Китае, как и повсюду в мире, разработку и исполнение эффективного государственного бюджета и совершенствование налоговой и банковской системы.
Постоянная (за исключением 1985 г.) дефицитность бюджета в период реформы с общей тенденцией к росту его относительной величины вынудила китайское руководство решиться на введение «двойного бюджета» — балансируемого «постоянного» и небалансируемого «строительного» (близкого российскому «бюджету развития»). Поскольку консолидированный бюджет КНР состоит из двух ступеней — центрального бюджета и провинциальных бюджетов, то принцип подразделения на доходы и расходы «постоянного» и «строительного» бюджетов был применен и к каждой из них. В результате технически бюджет КНР выглядит сегодня намного сложнее, чем раньше. Дефицит бюджета — 1,43% ВВП в 1994 г. и 1,15% в 1995 г. (без учета доходов и расходов по займам) — формально считается в КНР неприемлемым. Была поставлена задача ликвидировать его к 2010 г.
Налоговая система КНР за годы реформ претерпела два крупных этапа преобразований. В 1985 г. важнейший единый торгово-промышленный налог был разделен на три самостоятельных (на продукцию, на добавленную стоимость и на хозяйственную деятельность), значительно увеличилось общее количество взимаемых налогов, а также осуществлен переход от изъятия государством части прибыли предприятий к взиманию с них подоходного налога.
Начавшаяся с 1994 г. налоговая реформа оказалась половинчатой в плане выполнения задач, которые на нее возлагались. В ходе реформы предполагалось существенно модифицировать существовавшую с начала 1980-х годов двухъярусную банковскую систему. Народный банк Китая (верхний ярус) должен был превратиться в подлинный центральный банк страны, ответственный за стабильность национальной валюты. Для этого должно было быть сведено к минимуму вмешательство в его деятельность со стороны центральных и местных властей.
Расположенные на нижнем ярусе государственные специализированные банки (Сельскохозяйственный банк Китая, Народный строительный банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая), а также так называемые универсальные государственные банки (Банк коммуникаций, Банк «Хуа Ся» и др.) должны были коммерциализироваться, т.е. в их деятельности главным ориентиром должно было стать извлечение прибыли. Функции обычного коммерческого кредитования таким образом предполагалось отделить от функций так называемого политического кредитования (под последним в КНР понимается выдача кредитов «по просьбе» центрального или местных правительств, как правило, под льготные процентные ставки). Политическим кредитованием теперь должны были заниматься только специально созданные для этих целей в 1994 г. банки развития (Экспортно-импортный банк, Банк развития деревни и Государственный банк развития).
Тем не менее принятый в 1995 г. закон о Народном банке Китая (НБК) оставил в силе принцип прямого административного подчинения НБК Госсовету КНР. Не были реализованы проекты административной реформы в самой системе НБК: она по-прежнему воспроизводит общие принципы административного деления страны, что обусловливает значительное влияние местных властей на провинциальные и уездные отделения НБК. Закон о коммерческих банках (также принятый в 1995 г.) подтвердил сохранение общенационального кредитного плана как основного инструмента регулирования финансовых рынков. Сохранена практика административного установления обязательных для всех банков ориентиров процентных ставок по кредитам и депозитам. На деле это приводит к тому, что процентные ставки недостаточно эффективно используются в качестве инструмента воздействия на макроэкономическую ситуацию. Пересмотр ставок становится возможным только после соответствующих решений НБК и Госсовета КНР, и в результате запаздывания таких решений реальные процентные ставки нередко остаются заниженными (в условиях высокой инфляции) или завышенными (в условиях вялого экономического роста).
Медленные темпы реформы в государственном секторе промышленности являются главным ограничителем для процесса коммерциализации банков. Если объемы вновь выданных политических кредитов на поддержку убыточных государственных предприятий за последние годы и сократились, то огромные размеры уже накопленной просроченной задолженности делают большинство банков убыточными. Весной 1998 г. правительство вынуждено было объявить о крупномасштабной эмиссии казначейских облигаций, средства от размещения которых предполагалось использовать на рекапитализацию банковской системы. В целом доля накопленных китайскими банками проблемных долгов оценивается специалистами в пределах 20-40% от общего объема выданных кредитов.
Больше последовательности было проявлено в реформе налоговой системы. С начала 1994 г. ставка подоходного налога для предприятий всех форм собственности была унифицирована и установлена на уровне 33% (до этого по такой ставке налог уплачивали предприятия с иностранными инвестициями, для государственных и коллективных предприятий она достигала 55%, а для индивидуальных предприятий — 60%). Одновременно была уп-
разднена система подрядной ответственности для государственных предприятий, теперь они платят подоходный налог по единым ставкам.
Зарубежный опыт привлечения инвестиций в реальный сектор экономики следует внимательно изучать и использовать, адаптируя его к российским условиям.
Инвестиционная привлекательность страны и ее регионов является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной экономики. В этой связи важно правильно оценивать и анализировать изменения, происходящие с этой сфере. Для активизации процесса привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны и ее регионов необходимо уметь научно обоснованно оценивать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, а также продукции, степень их инвестиционной привлекательности. Это позволит более серьезно и научно обоснованно подходить к вопросу стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в период трансформации экономических отношений.
НУРИМУХАМЕТОВ РАШИТ МИРГАРИФАНОВИЧ родился в 1963 г. Окончил Казанский финансово-экономический институт. Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры микроэкономики Казанского финансовоэкономического института. Область научных интересов — экономическая теория. Автор 21 научной работы.
31 Марта Группа №4 — обсуждение мер по улучшению инвестиционного климата в регионах
31 марта в НИУ ВШЭ состоялось заседание Экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства». Эксперты группы обсуждали меры по улучшению инвестиционного климата в регионах.
С основным докладом выступил президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка. Он представил разработанную «Деловой Россией» «Модельную программу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации». Программа создавалась на основе анализа лучших региональных практик привлечения инвестиций в регион, причем не только российских, но и зарубежных (американский штат Калифорния, федеральная земля Бавария в Германии).
«Деловая Россия» включила в модельную программу 50 мер, которые способствуют улучшению инвестиционного климата в регионах. А. Галушка выделил 8 основных принципов, на которых строится успешная работа по привлечению в регион инвестиций: включенность в процесс привлечения лично губернатора (это верно не только для России, подчеркнул А. Галушка); создание индустриальных парков; организация специального агентства по привлечению инвестиций и оргподдержке инвесторов; обеспечение поставщиками и кадрами; подготовка регионом промышленных площадок; финансовая поддержка (налоговые каникулы или льготы); «одно окно» и проектное сопровождение инвесторов.
Как отметил президент «Деловой России», необходима также синхронность в поддержке новых инвестиций со стороны федеральных органов и бюджета. Он подчеркнул бесперспективность фискального подхода к налоговым льготам, когда учитываются только выпадающие налоговые поступления. Необходимо при привлечении инвестора смотреть на налоговые льготы как на финансовое вложение и считать не только выпадающие доходы, но и поступления от возникающей экономической деятельности инвестора.
Глава департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства МЭР Сергей Беляков, комментируя модельную программу, отметил, что, не отрицая стимулирующей роли, которую может играть льготное налогообложение, он против того, чтобы выводить налоговые инструменты на первый план. Некоторые руководители могут расценивать выданные налоговые послабления как индульгенцию, чтобы нне предпринимать мер по улучшению административного климата и снижению организационных барьеров для инвестиций. А именно они — главное препятствие для прихода инвесторов», — отметил С. Беляков.
Лидия Петрашова, партнер консультационной компании KPMG, рассказала о результатахподготовленного совместно с РСПП исследования о мерах по стимулированию прямых иностранных инвестиций в регионы России. Основой стали интервью с иностранными инвесторами. Л. Петрашова подчеркнула, что для инвесторов в любом случае важнее не налоговые льготы, а ясный и предсказуемый административный режим, долговременные, от 10 лет и более, перспективы работы. Она отметила, что большинство иностранных инвесторов, интересующихся российскими регионами, представляют компании, работающие по всему миру, им есть из чего выбирать, и необходимо осознавать, что существует конкуренция за инвестора не только между российскими регионами, но и со стороны таких стран, как Бразилия, Китай и Индия. Для иностранных инвесторов важна также репутация региона, и одного негативного случая, произошедшего с иностранным инвестором в регионе, нередко бывает достаточно для принятия отрицательного решения.
Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Владимир Козин поделился с экспертами опытом своей области по привлечению в регион инвестиций. Он отметил, что региону необходимо избавляться от моноструктуры экономики. В 2006 году, когда началась работа по привлечению инвестиций, 83% ВВП региона обеспечивало машиностроение. За 5 лет, за счет роста других отраслей экономики региона, доля машиностроения понизилась до 71%. Он отметил, что поддержка инвестиций постоянно в поле зрения губернатора, при этом льготы инвесторам выдаются не на индивидуальной основе, а на основе закона области, согласно которому любая инвестиция в регион от 5 млн евро и более сопровождается набором налоговых льгот на срок 8 лет. Создана специальная «Корпорация развития Ульяновской области», которая занимается административным сопровождением.
В. Козин отметил, что серьезным препятствием в работе по снижению административных барьеров в регионах являются территориальные органы федеральных ведомств, которые не заинтересованы в развитии региональной экономики, и на которые губернатор области не имеет рычагов воздействия.
Соруководитель группы №4, проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в этой связи предложил использовать механизм «красной кнопки» на сайтах ведомств, чтобы любой предприниматель мог пожаловаться на волокиту местных территориальных органов в центральный аппарат соответствующего ведомства. При этом реакция ведомств на такие обращения должна контролироваться офисом Уполномоченного по защите прав инвесторов, куда должны копироваться все обращения на «красную кнопку».
Александр Галушка отметил, что анализ успешных практик привлечения инвестиций показывает, что в наиболее преуспевших в привлечении инвестиций регионах губернаторам удалось де-факто поставить под свой контроль работу территориальных органов в части снижения административных барьеров для инвесторов. В связи с чем он предложил закрепить эти лучшие практики законодательно, передав контроль над территориальными органами некоторых федеральных ведомств на региональный уровень. Наталья Зубаревич, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель направления Независимого института социальной политики, подчеркнула, что ситуация с территориальными органами федеральных ведомств — еще одно доказательство того, что децентрализация — одно из ключевых требований для успешной модернизации экономики.
Приложения:
Галушка А.С. Лучшая стратегия модернизации – кардинальное улучшение инвестиционного климата. Региональный аспект
Петрашова Л.В., Черкин Э.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России
Инвестиционная политика Ульяновской области
Презентация к выступлению 1-го зам. губернатора В.П. Козина
3. Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере . — Режим доступа: www.fasie.ru.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
© Мавлатова А.С.*
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
В данной статье рассматриваются проблемы инвестиционной активности на территории России, и возможные пути их решения, в частности, посредством государственного финансового регулирования с использованием налоговых, неналоговых и административных методов стимулирования инвестиционной активности.
Инвестиции служат точным индикатором, указывающим на состояние экономики страны, размер национального дохода, а также, на привлекательность ее для других стран. Инвестиции не только улучшают состояние экономики, но они также являются основой для ускорения научно-технологического и инновационного прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, развития социальной сферы, решения проблем безработицы, охраны окружающей среды. Если взять микроэкономическую составляющую инвестиций, то нельзя не отметить то, что они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли хозяйствующего субъекта. Без инвестиций невозможны обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, преодоление последствий морального и физического износа основных фондов, а также, невозможна модернизация производства, развитие инновационных технологий в сфере деятельности организаций.
Масштабы притока инвестиций в экономику страны, а также их структура определяются инвестиционной привлекательностью страны, которая во многом обусловлена условиями, создаваемыми органами власти для расширения и обеспечения инвестиционной деятельности.
* Студент. Научный руководитель Е.В. Шинкарук, старший преподаватель, кандидат экономических наук.
В связи с этим вопросы государственного регулирования, в том числе путем использования финансовых инструментов, являются важной составляющей государственной политики любого государства.
Всего за январь-декабрь
Линейная (Всего за январь-декабрь)
Рис. 1. Поступило инвестиций от иностранных инвесторов — всего (в долларах) с учетом пересчета рублевого эквивалента, тысяча долларов, Российская Федерация .
Анализ динамики инвестиций в РФ (рис.1), показывает, что наибольший пик активности со стороны иностранных инвесторов пришелся на первые два квартала 2007 года, а затем начался плавный спад, который продолжается до сих пор, так как иностранные инвесторы, по последним данным , инвестируют не в Россию, а, например, в Турцию или Китай. Если говорить о данных 2010 года, то по сравнению с 2009 общий объём капитальных вложений в российскую экономику уменьшился на 17 процентов (в реальном исчислении с поправкой на инфляцию). На фоне общего падения в прошлом году объёма прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41 процент .
Таким образом, в последние три года, мы наблюдаем понижение инвестиционной активности на территории России. Это явление связано с экономическим спадом в стране, инфляционными процессами и снижением устойчивости национальной валюты в период кризиса, а также рядом проблем, оказывающих влияние на инвестиционный климат в России.
В первую очередь, стоит отметить, что иностранные инвесторы инвестируют в основном в такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля. И практически не уделяют внимания наукоемким и технологическим отраслям, сельскому хозяйству . В итоге, в структуре иностранных инвестиций преобладает сырьевой сектор, что, по нашему мнению, не является эффективным, но, тем не менее, является самым прибыльным.
Второй проблемой является то, что иностранные и отечественные инвесторы не стремятся инвестировать в сельское хозяйство, а также в наукоем-
2002 2004 2006 2008 2010
кое производство, так как высок риск и невелика вероятность получить сверх прибыли, что возможно, если инвестировать в сырьевой сектор экономики. Вместе с тем в России огромный аграрный и научный потенциал.
Третьей проблемой является наличие административных барьеров. Это отмечалось на «Совещании по проблемам инвестиционного климата в России» в начале 2010 года, и Э.С. Набибулина (Министр экономического развития РФ — прим. автора) отметила, что на уровне Правительства принято решение о создании административной комиссии, которая будет принимать оперативные решения по отмене административных барьеров, минуя долгие процедуры согласования . Создание административной комиссий при соответствующей проработке ее прав и обязанностей станет эффективным инструментом в преодолении административных барьеров.
Кроме того, говоря об отечественных инвесторах, стоит отметить, что они не заинтересованы инвестировать в российские инвестиционные проекты, объясняя это тем, что, например, в Китае, им предлагают наиболее выгодные условия для ведения бизнеса, инвестиционный климат более мягкий, по сравнению с Россией.
Все эти проблемы влияют на формирование инвестиционного образа страны, который на данный момент является не совсем привлекательным: Россия занимает 48 место из 66 в инвестиционном рейтинге для прямых инвестиций в капитал непубличных компаний1. Основными критериями оценки стали: экономическая активность, объем рынка капитала, налогообложение, защита инвесторов и корпоративное управление, окружающая и социальная среда, предпринимательская культура и возможности сделок.
Исследуя вышеуказанные проблемы, можно выделить три направления стимулирования инвестиционной активности: налоговые методы стимулирования инвестиционной активности, которые могут включать: налоговые льготы как метод стимулирования предпринимателей к инвестированию для целей модернизации и инноваций; изменение срока уплаты налога (в форме предоставления инвестиционного налогового кредита); снижение налоговой нагрузки для стимулирования развития инвестиционных процессов (НДС, Налог на прибыль), неналоговые методы стимулирования инвестиционной активности, такие как: осуществление государственных инвестиций в рамках частно-государственного партнерства; участие государства в УК организаций, которые осуществляют инвестиции в приоритетные для государственной политики отрасли; предоставление финансовой помощи организациям, которые занимаются инвестиционной деятельностью, например субсидий на покрытие инвестиционных затрат, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для осуществления инвестиционной деятельности; поддержка
1 По данным исследования проведенном Ег^&Уащ и БЬЛ Р1рег.
спроса на продукцию организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях, в том числе посредством осуществления госзакупок (например, в сфере оборонной промышленности); создание условий для кредитования организаций, например, субсидирование процентных ставок по кредитам, которые направлены на осуществление инвестиционных проектов и поддержку банков, кредитующих организации, которые занимаются инвестиционной деятельностью (в особенности в сфере науки и технологий); предоставление инвестору возможности использования ускоренной амортизации, а также административные методы стимулирования инвестиционной активности, такие как: снижение административных барьеров и иные механизмы создания привлекательного инвестиционного имиджа страны.
Из этих методов, на наш взгляд, основными можно выделить: налоговые льготы для целей модернизации и инноваций, субсидирование процентных ставок по кредитам, которые направленны на осуществление инвестиционных проектов и создание привлекательного инвестиционного имиджа страны.
Наиболее важным видом налоговой льготы является инвестиционный налоговый кредит. Данная льгота позволяет весьма эффективно стимулировать обновление и расширение основных средств, однако ее применение недостаточно для финансирования инициативных научно-исследовательских работ, так как результаты от их внедрения не могут в короткие сроки обеспечить окупаемость произведенных затрат. Поэтому в практику налогообложения могут быть введены специальные налоговые льготы на проведение научно-исследовательских работ, что очень важно, поскольку позволит привлекать инвестиции в наукоемкие и технологические отрасли, обеспечивая рабочие места молодым учёным и тем самым предотвратить «утечку мозгов».
Немаловажным также является субсидирование ставок по кредитам для целей осуществления инвестиционных проектов. Ведь при недостатке финансирования очень важно вовремя привлечь заемные средства на выгодных условиях и этот метод поддержки инвестиционной активности является одной из важных составляющих, которая создает положительный имидж.
Говоря об инвестиционном имидже России, следует отметить, что здесь сложилась довольно непростая ситуация. Иностранные инвесторы, которые работают в России, лучше оценивают инвестклимат, так как приспособились к условиям, чем те, которые не работают, и оценивают его хуже по многим показателям, поэтому у нас имидж хуже, чем есть на самом деле. В связи с этим проведение качественной информационной работы по формированию положительного имиджа нашей страны в глазах не только иностранных, но и отечественных инвесторов является одной из важных составляющих государственной политики.
В целом совершенствование государственного финансового регулирования инвестиций должно проходить комплексно на всех уровнях, применяя системно и обосновано рассмотренные выше методы. Это позволит создать необходимый инвестиционный климат и получить видимый результат, в том числе, в лице новых инвесторов.
Список литературы:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.
2. www.rian.ru/analytics/20100204/207731782.html.
3. Стенографический отчет о совещании по проблемам инвестиционного климата в России. 2 февраля 2010, Кремль.
4. Статистический сборник «Инвестиции в России», 2009.
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений».
6. Бард В.С. Инвестиционный потенциал Российской экономики. — М.: Экзамен, 2003.
7. www.finam.ru/analysis/conf0000100312/default.asp.
АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
© Маршалко Т.М.*
Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Самара
В статье рассматривается понятие кредитной политики организации по отношению к покупателям и ее основные элементы. Особое внимание уделено экономическому анализу дебиторской задолженности как фактору совершенствования кредитной политики организации. Рассмотрен механизм принятия управленческих решений по результатам анализа.
Современный этап развития российской экономики отличается существенным замедлением платежного оборота, что, в свою очередь, приводит к увеличению дебиторской задолженности в организациях. Кроме того, в российской практике не сложилась в полной мере дисциплина своевременных расчетов, что приводит к возникновению в структуре активов
* Преподаватель кафедры Мировой экономики и менеджмента.