Содержание
- Что такое рабочее место страхователя
- В каких случаях необходимо заполнять 4-ФСС
- Что содержит форма 4-ФСС и где взять данные
- Порядок заполнения таблицы
- Сведения о специальной оценке условий труда
- Заполнение, если не на всех местах была СОУТ
- Договор ДМС: как заключить
- Необходимые документы
- Шаг 1. Получить от работников заявления с просьбой заключить в отношении них договор ДМС (см. образец 1).
- Шаг 2. Издать приказ, где указать перечень лиц, в отношении которых заключаются договоры ДМС (см. образец 2).
- Шаг 3. Написать от имени страхователя (работодателя) страховщику письменное заявление по форме, установленной страховщиком (ст. 18 Закона № 2745).
- Налог на прибыль
- НДС
- НДФЛ и военный сбор
- ЕСВ
- Бухгалтерский учет
- Дополнительное страхование
- Бухгалтерский учет расходов на добровольное страхование
Должен ли работодатель (больница) страховать работников от несчастных случаев и инфекционных заболеваний (в частности, от туберкулеза)?
14 августа 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан производить обычное социальное страхование своих работников в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Страхование медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (в том числе в связи с работой в сфере предупреждения распространения туберкулеза), может осуществляться работодателем либо в добровольном порядке, либо в случае, когда обязанность по такому страхованию предусмотрена законом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, локальным нормативным актом.
Обоснование вывода:
Статья 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I предусматривала обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаемое в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы были установлены в отдельных федеральных законах в отношении определенных категорий медицинских работников (абзац второй п. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», абзац второй п. 2 ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», абзац второй п. 2 ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Однако с 1 января 2012 года Основы утратили юридическую силу. Соответствующие нормы из перечисленных федеральных законов также утратили свою силу. В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержится норм об обязательном страховании жизни и здоровья медицинских и иных работников, занятых на работах, связанных с угрозой их жизни и здоровью.
Соответственно, обязанность по страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в настоящее время на федеральном уровне не установлена (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда по делу N 33-7445/14); Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрена только обязанность любого работодателя производить обычное социальное страхование своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в силу ст.ст. 5, 8 и 9 ТК РФ обязанность работодателя — организации здравоохранения по страхованию ее медицинских, фармацевтических и иных работников, труд которых связан с угрозой их жизни и здоровью, может быть предусмотрена законодательством субъекта РФ или муниципального образования, а также коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 08.04.2015 по делу N 33-3021/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.09.2015 по делу N 33-10436/2015).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Очень часто в фирме работают наемные люди, чья деятельность связана с опасными и вредными условиями труда. На таких предприятиях владелец должен проводить специальные медицинские проверки, создавать условия для своих работников, а также заполнять необходимые документы на таких работников. О том, что такое общее количество рабочих мест страхователя, как посчитать их владельцу — можно узнать далее. Но сначала нужно выяснить, что такое рабочее место страхователя.
Что такое рабочее место страхователя
Это количество рабочих мест, предусмотренное в организации, количество наименований должностей по штатному расписанию или по количеству занимаемых рабочих мест. Руководитель компании, прежде чем проводить специальную проверку, должен определиться с количеством рабочих мест. От этого показателя зависят объем дальнейших работ, стоимость услуг по проведению СОУТ при заключении договора с организацией, которая будет эту проверку проводить.
Рабочее место страхователя
Если директор компании правильно определил рабочие места на своем предприятии, то это дает ему право существенно сэкономить при проведении оценки и подготовить корректный отчет о проведенной экспертизе, который максимально точно отразит условия труда.
Количество рабочих мест можно определить по штатному расписанию, действующему в организации, а количество и продолжительность смен можно по правилам внутреннего трудового распорядка.
В каких случаях необходимо заполнять 4-ФСС
Таблицу 5 и вообще всю форму 4-ФСС нужно заполнять всем работодателям, которые имеют наемных рабочих и сдают в ФНС отчеты, в том числе и нулевые.
К примеру, если работник работает в компании по трудовому договору, то работодатель обязан делать взносы за него в соцстрах. Тарифы определяются индивидуально для каждого человека. Размер взносов зависит от деятельности, которой занимается работодатель, штата, контингента сотрудников.
К сведению! Если владелец предприятия не внес в форму свой ОКВЭД, то размер взносов увеличивается.
Если работник работает в компании по гражданско-правовому или иному договору, то взносы вносятся только в том случае, если это оговорено в условиях контракта.
Предприниматель, открывший компанию в начале года, не заполняет таблицу, то есть вносить в нее какие-то сведения не требуется. Во всех полях ему нужно поставить прочерк.
Список профессий, кому нужно заполнять форму 4-ФСС
Что содержит форма 4-ФСС и где взять данные
Форма 4-ФСС заполняется в строго установленном законом порядке. В нее обязательно входят следующие разделы:
- титульный лист. Здесь вносятся идентификационные реквизиты компании, которая заполняет отчет;
- таблица № 1. В ней содержатся сведения о размере страхового обеспечения на травматизм;
- таблица № 1.1. Информация о направлении работников на работу в иные компании;
- таблица № 2. Расчеты;
Что вносится в форму 4-ФСС
- таблица № 3. Информация о тех расходах, что понес владелец предприятия при оплате НС и ПЗ;
- таблица № 4. Информация о численности работников, которые пострадали от НС и ПЗ;
- таблица № 5. Информация о специальной проверке условий труда, проведенной в организации.
Обратите внимание! Титульный лист и таблицы №№ 1, 2, 5 заполнять обязательно, а если остальных сведений у руководителя компании нет, то их оставляют пустыми. Отдавать их в ФСС также не нужно. Причем заполнять руководитель компании обязан новую форму 4-ФСС за 2 квартал 2019 г.
Порядок заполнения таблицы
В форму 4-ФСС входит таблица № 5, в которой содержатся сведения о проведенной специальной оценки условий труда. Также в ней есть отметка о проведенном обязательном медосмотре сотрудников. Но проводят его при необходимости.
Порядок заполнения данной таблицы описан в п.п. 14-14.4 приложения № 2 Приказа ФСС РФ № 381.
Особенности заполнения формы 4-ФСС
Таблица заполняется в строго установленном законом порядке. В ней обязательно указываются:
- название показателя;
- код строки;
- общее количество рабочих мест страхователя;
- количество рабочих мест, где была проведена специальная оценка условий труда. Обычно ее проводят в начале года;
- общее число сотрудников, которые сталкиваются с вредными и опасными условиями труда. Именно таких работников отправляют на обязательные предварительные и периодические медосмотры;
- количество работников, которые также работают в опасных и вредных условиях труда, но которые прошли обязательный и периодический медосмотр.
Важно! Фирма, где есть наемные сотрудники, обязана 1 раз в 5 лет проводить специальную проверку условий труда.
Готовая таблица № 5 формы 4-ФСС, отправляемая в Фонд социального страхования, включает в себя две строки.
Первая строка
В данную строку вносят показатели, полученные после аттестации или специальной проверки. Но данные должны быть актуальными на 1 января 2019 г.
В графе 3 под названием «Общее число зон» фиксируется число мест, где аттестация или проверка не проводилась.
В графы 4-6 вносится количество рабочих мест, по которым аттестация или специальная проверка проводилась совсем недавно. Но если проверка не проводилась, то в данной графе нужно поставить «0».
В графы 7-8 ничего вносить не требуется.
В первую строку вносится именно количество рабочих мест, количество сотрудников, занятых на них, здесь не учитывается.
Обратите внимание! По закону на одном месте могут работать 2 человека по совместительству. К примеру, если сотрудники работают по сменному графику.
Вторая строка
Из этих строк можно выявить количество работников, которые связаны с вредными и опасными условиями труда. Именно такие работники обязаны проходить предварительный или периодический медосмотр. Причем здесь вносятся данные, полученные от медкомиссии.
В графу 7 вносится общее количество сотрудников, работающих в данной организации, которым требуется проходить медкомиссию.
В графу 8 вносится количество сотрудников, которым нужно обязательно проходить медосмотр или которые уже прошли его до 1 января 2019 г.
В графы 3-6 никакие данные вносить не требуется.
Сведения о специальной оценке условий труда
Это акт, где фиксируются именно рабочие места. Специалисты лицензированной компании проверяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько данные показатели в фирме соответствуют нормам.
Процесс оценки условий труда условно делят на 13 основных этапов:
Важные сведения находятся здесь
- Руководитель фирмы издает приказ о формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При этом он должен установить состав и график ее работы. Обязательно количество членов комиссии должно быть нечетным. И еще в него должен входить специалист по охране труда. Руководителем комиссии обычно является генеральный директор фирмы.
- Руководитель фирмы вместе с комиссией устанавливает перечень рабочих мест, где нужно провести специальную оценку условий труда.
- Руководитель фирмы издает приказ об утверждении графика проведения СОУТ. Причем оценку проводят даже в подсобных помещениях.
- Руководитель фирмы заключает договор со специальной компанией, которая будет проводить СОУТ. Эта организация должна иметь аккредитацию на проведение данной деятельности.
- Руководитель фирмы передает данной организации все сведения, важные бумаги. В них должна содержаться информация об условиях труда на проверяемых рабочих местах. Также руководитель должен отдать работникам организации все технологические бумаги, проекты строительства зданий.
- Руководитель фирмы утверждает результаты идентификации вредных и опасных производственных факторов.
- Руководитель фирмы утверждает отчет о проведении СОУТ.
- Руководитель фирмы уведомляет комиссию об утверждении отчета о проведении СОУТ.
- Руководитель фирмы подает в ФНС декларацию о соответствии условий труда на его предприятии установленным законом нормам.
- Руководитель фирмы знакомит своих работников с данным отчетом.
- Директор предприятия размещает полученные в ходе экспертизы результаты на сайте, принадлежащем данной компании.
- Руководитель фирмы уведомляет ФСС о результатах проведенной экспертизы. Страховщик отправляет в ФНС отчет об обязательном социальном страховании граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. Данные о проведенной экспертизе вносятся в форму 4-ФСС.
- Руководитель фирмы применяет результаты специальной оценки труда. Сотрудники, работающие в опасных условиях труда, имеют право на сокращенный рабочий день, т. е. на 36-часовую рабочую неделю, дополнительный отпуск продолжительностью семь дней, компенсацию в размере 4 % от оклада. А еще пункт с условиями труда обязательно должен быть включен в трудовой договор, заключенный между работодателем и работником.
Заполнение, если не на всех местах была СОУТ
Обратите внимание! Работодатель в начале года должен заполнять новый бланк по форме 4-ФСС.
В таблице № 5 указываются данные о проведенной проверке на начало нового года. В течение года руководитель фирмы может не менять данные, внесенные в таблицу. Но подавая отчетную декларацию в конце каждого квартала, руководитель фирмы должен вносить в форму и данную таблицу. Она включается даже в том случае, если повторная проверка не проводилась.
Рассчитать общее количество рабочих мест страхователя и заполнить таблицу № 5 в форме 4-ФСС просто. Главное, чтобы владелец предприятия правильно внес все сведения в скаченный бланк, вовремя предоставил все документы в ФНС. Но чаще всего работники контролирующего органа самостоятельно указывают пользователю на ошибки и помогают ему заполнить отчеты и таблицы.
Соцпакет для сотрудников
Акценты статьи:
- как работодателю-страхователю заключить договор добровольного медицинского страхования (далее – ДМС) своих работников;
- какими документами подтверждаются расходы на ДМС;
- как страховые платежи влияют на налоги, которые предприятию придется уплачивать в бюджет;
- как расходы на ДМС отражаются в бухучете.
Договор ДМС: как заключить
Благодаря медицинской реформе многие услуги для граждан стали недешевыми. В связи с этим возросла актуальность медицинского страхования, и некоторые щедрые работодатели обеспечивают своих работников такой страховкой.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-0
Для справки. Медстрахование упомянуто в Законе от 04.10.01 г. № 2745-III «О страховании» (далее – Закон № 2745) как среди добровольных видов страхования, так и в «обязательном» перечне. Однако обязательное медстрахование в Украине пока не введено, поскольку нет соответствующих нормативов Кабмина, что прямо предусмотрено ст. 7 Закона № 2745. Есть только обязательное страхование для работников отдельных профессий, в частности для медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ст. 7 Закона № 2745). Поэтому остальным лицам остается заключать договоры ДМС.
Суть договора ДМС состоит в том, что при наступлении предусмотренного в страховом полисе (свидетельстве, сертификате) страхового случая определенные расходы на лечение оплачивает страховая компания – в пределах установленной суммы страхового возмещения. Страховой тариф по договорам ДМС составляет в среднем от 2 % до 5 % страховой суммы. То есть при внесении страхового платежа, скажем, в размере 5 тыс. грн застрахованное лицо может рассчитывать на оплату медуслуг в пределах 100 тыс. грн.
На какой срок заключается договор ДМС?
На практике договоры ДМС заключают, как правило, на один год, а страховой платеж по ним вносят единовременно. Впрочем, возможны и другие варианты, например уплата ежеквартального платежа.
Кто именно заключает договор ДМС для работников предприятия?
Тремя сторонами корпоративного договора ДМС выступают работодатель (страхователь), страховщик и застрахованное лицо – работник. Договоры страхования между страхователем и страховщиком заключают в письменной форме (ч. 1 ст. 981 Гражданского кодекса).
При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается либо в медучреждение, указанное в договоре страхования, либо в ассистентскую фирму (диспетчерский центр), где ему сообщают, в какое медучреждение оно может обратиться. Тогда страховая компания перечисляет необходимую сумму этому медучреждению. Возможен также вариант самостоятельной оплаты застрахованным лицом расходов на медобслуживание с последующей их компенсацией страховой компанией.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-1
Имейте в виду! В любом случае участие работодателя в ДМС ограничивается перечислением страховых платежей за работника на счет страховой компании, а дальнейшие операции происходят без работодателя.
Обязан ли работодатель заключить договор ДМС?
В общем случае у работодателя нет обязанностей по заключению договора ДМС, поскольку в законодательстве нет соответствующих требований.
Однако такая обязанность может появиться в ситуации, когда это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором с конкретным работником. Тогда имеют место так называемые факультативные условия трудового договора. Это условия трудового договора, которые не являются необходимыми для его заключения.
Иными словами, заключение договора (договоров) ДМС – это дополнительная обязанность, принимаемая работодателем на себя с согласия работника (работников).
Какими бывают договоры ДМС?
Страховые полисы (свидетельства, сертификаты) по договорам ДМС отличаются программами и объемами оказания медпомощи. Комплексная страховка обычно включает такие услуги, как:
- амбулаторно-поликлиническое обслуживание и лечение;
- стационарное лечение;
- стоматологическая помощь;
- скорая неотложная помощь.
Необходимые документы
Страхователи (работодатели) могут заключать договоры о страховании третьих лиц (работников) только с их согласия (ч. 2 ст. 3 Закона № 2745). Поэтому для заключения договора ДМС нужно:
Шаг 1. Получить от работников заявления с просьбой заключить в отношении них договор ДМС (см. образец 1).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-2
ОБРАЗЕЦ 1
Директору ТОВ «Карамболь»
Дудкіну О. Г.
головного бухгалтера
Любченко В. М.
Заява
Прошу укласти відносно мене договір добровільного медичного страхування.
26.07.19 р. (підпис) В. М. Любченко
Шаг 2. Издать приказ, где указать перечень лиц, в отношении которых заключаются договоры ДМС (см. образец 2).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-3
ОБРАЗЕЦ 2
ТОВ «Карамболь»
Наказ № 12
26.07.19 р.
м. Київ
Щодо укладення договору добровільного медичного страхування
Наказую укласти договори добровільного медичного страхування зі страховою компанією «Гарант» з 01.08.19 р. відносно таких працівників:
1) Любченко В. М.
Підстава: п. 5.6 Колективної угоди та заяви працівників.
Директор (підпис) С. П. Гармаш
Шаг 3. Написать от имени страхователя (работодателя) страховщику письменное заявление по форме, установленной страховщиком (ст. 18 Закона № 2745).
На основании этих документов работодатель заключает договор ДМС со страховой компанией и вносит страховой платеж (взнос).
Налог на прибыль
Итак, работодатель несет расходы на уплату страховых платежей. По таким операциям в Налоговом кодексе (далее – НК) не предусмотрено корректировок финрезультата на какие-либо разницы. Поэтому все плательщики налога на прибыль показывают их в «прибыльном» учете по данным бухучета. А именно – включают в расходы, уменьшая налогооблагаемую прибыль.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-4
Примите к сведению! В НК описана корректировка, которая применяется в случае несоблюдения условий договоров ДМС. И хотя описание это не совсем удачное, но исходя из норм ст. 1231 НК все же можно утверждать, что в случае нарушения требований к договорам ДМС, предусмотренных НК, страхователь, который признал в бухучете расходы, обязан увеличить финрезультат до налогообложения отчетного периода на сумму таких предварительно уплаченных платежей. При этом ему следует еще начислить пеню в размере 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на конец отчетного периода, в котором такой договор перестал соответствовать указанным требованиям.
Причем из системного прочтения НК можно заключить, что эту корректировку должны проводить все плательщики налога на прибыль – как «высокодоходные» (т. е. плательщики, годовой доход которых составляет более 20 млн грн), так и «малодоходные» (т. е. плательщики, годовой доход которых не превышает 20 млн грн).
Какие же требования установлены НК к договорам ДМС?
Чтобы узнать, что это за требования, обратимся к положениям пп. 14.1.521 НК. Этот подпункт определяет договор ДМС как договор страхования, предусматривающий страховую выплату, которая осуществляется учреждениям здравоохранения в случае наступления страхового случая, связанного с болезнью застрахованного лица или несчастным случаем. Такой договор должен предусматривать минимальный срок его действия – один год и возврат страховых платежей исключительно страхователю при досрочном расторжении договора.
Также в ст. 1231 НК указано, что договор ДМС, в котором страхователем является работодатель, может предусматривать:
- смену страхователя-работодателя (новым страхователем может быть или новый работодатель, или застрахованное лицо, это происходит в случае увольнения застрахованного лица);
- смену страховщика.
Смена страхователя (страховщика) должна подтверждаться трехсторонним соглашением между страхователем (страховщиком), новым страхователем (страховщиком) и застрахованным лицом.
Когда нужно проводить корректировку по ст. 1231 НК?
Контролеры рассматривали, в частности, случай прекращения трудовых отношений между страхователем-работодателем и застрахованным лицом. И пришли к выводу, что корректировка на разницу, предусмотренную ст. 1231 НК, применяется тогда, когда договор ДМС перестает отвечать требованиям пп. 14.1.521 НК. То есть корректировку проводить не нужно, если срок действия договора ДМС не изменяется и такой договор не прекращается досрочно (до окончания своего минимального срока действия – одного года).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-5
Внимание! Налоговики называют в качестве минимального срока действия договора ДМС именно один год. Поэтому если договор расторгается до истечения одного года, будет иметь место нарушение требований НК (независимо от того, возвращаются страхователю страховые платежи или нет).
А что делать в ситуации, когда договор ДМС заключен, скажем, на три года, а разрывается через два года?
Мы считаем, что в такой ситуации все зависит от того, возвращаются страхователю страховые платежи при досрочном расторжении договора или нет. Ведь главное требование (минимальный срок договора – один год) соблюдено. Значит, остается выполнить другое требование – о возврате страховых платежей страхователю. То есть в рассматриваемой ситуации корректировку из ст. 1231 НК не нужно применять только тогда, когда происходит такой возврат.
А если один страховщик меняется на другого?
Тогда нужно заключить трехстороннее соглашение между страхователем (страховщиком), новым страхователем (страховщиком) и застрахованным лицом, как это установлено ст. 1231 НК. Если такое трехстороннее соглашение не заключалось – это нарушение требований НК к договорам ДМС. Поэтому тогда корректировки на разницу по ст. 1231 НК не избежать.
Сумма разницы, предусмотренной ст. 1231 НК, отражается в строке 4.1.5 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль «Сума сплачених платежів, внесків, премій за договором довгострокового страхування життя чи договором страхування в межах недержавного пенсійного забезпечення (стаття 1231 розділу II Податкового кодексу України)».
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-6
Внимание! В случае применения разницы по ст. 1231 НК не забывайте о пене! Однако в самой «прибыльной» декларации места для отражения такой пени нет. Исходя из названия строки 4.1.5 приложения РІ к декларации пеню в ней не показывают. Это логично, поскольку пеня уплачивается отдельно и увеличивать объект налогообложения не должна.
НДС
НДФЛ и военный сбор
НДФЛ. Страховые платежи по договорам ДМС не попадают в число исключений, указанных в пп. 164.2.16 НК. Поэтому такие платежи подлежат обложению этим налогом по ставке 18 % в качестве допблага. На это обращают внимание и налоговики (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГУ ГФС в г. Киеве от 20.05.19 г. № 2249/10/26-15-13-06-12/ІПК; ОИР, категория 103.16).
Перечисляемые страховой компании страховые платежи представляют собой «чистый» доход работника. Поэтому объект налогообложения определяют с применением «натурального» коэффициента (1,219512). Но нужно понимать, что применение «натурального» коэффициента к неденежному доходу генерирует проблемы (подробнее о таких проблемах и методах их решения см. «Как оформить подарки работникам не увеличивая расходы».
Уплатить налог следует в течение трех банковских дней, следующих за днем перечисления страховых платежей (пп. 168.1.4 НК).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-7
Важный нюанс! Страховые взносы по договорам ДМС не должны учитываться при расчете НСЛ, ведь речь не идет о зарплатном доходе.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53559-8
Примите к сведению! При наступлении страхового случая сумма страховой выплаты, в том числе перечисленная страховщиком работнику (застрахованному лицу), не включается в налогооблагаемый доход работника на основании пп. «а» пп. 165.1.27 НК.
С платежей по договорам ДМС придется уплатить военный сбор (далее – ВС) по ставке 1,5 % (пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК). Причем налоговики предписывают удерживать его из дохода без применения «натурального» коэффициента. На такой порядок налогообложения они обращают внимание в Индивидуальной налоговой консультации ГУ ГФС в г. Киеве от 20.05.19 г. № 2249/10/26-15-13-06-12-ІПК (далее – ИНК № 2249), ОИР (категории 103.25, 132.05).
Поэтому суммы ВС остается удерживать из другого налогооблагаемого дохода работника, например из его зарплаты. Возможен также вариант внесения работником суммы ВС в кассу предприятия.
Правда, несмотря на разъяснения налоговиков, по мнению автора, можно также начислить ВС исходя из базы, определенной с учетом «натурального» коэффициента, то есть применив к доходу работника свой коэффициент для ВС (1,015228). Но таким образом проблему все равно полностью не решить – налоговики могут сказать, что сбор уплачен не за счет средств работника, а за счет средств работодателя. Так что первые два способа из названных представляются самыми беспроблемными (хотя и нелогичными).
ЕСВ
Страховые платежи по договорам ДМС не включаются в фонд зарплаты (п. 3.5 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5). Кроме того, такие взносы прямо упомянуты в п. 2 разд. II Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.10 г. № 1170.
Поэтому на страховые платежи не начисляют ЕСВ. На это в свое время указывал и ПФУ в письме от 29.12.12 г. № 31740/03-20.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете обязательства по страховым платежам согласно договорам ДМС отражают на субсчете 654 «Расчеты по индивидуальному страхованию». Минфин в письме от 22.03.10 г. № 31-34000-20-10/6144 указал на то, что расходы на ДМС включаются в состав прочих операционных расходов (субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»).
Между тем в п. 15.1, 15.7 П(С)БУ 16 расходы на страхование указаны в составе общепроизводственных расходов. Поэтому при желании страхователи имеют право отражать расходы по страховым платежам на тех же счетах, что и зарплату застрахованных работников. Такая схема бухучета ошибкой не будет.
Обычно страховые платежи по договорам ДМС вносят единовременно, из расчета годовой суммы страховки. Тогда их следует вначале относить на счет 39 «Расходы будущих периодов», а затем постепенно списывать на счета расходов.
Расчеты с работниками по договорам ДМС рекомендуем вести на субсчете 663 «Расчеты по прочим выплатам». Согласно Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, на этом субсчете ведется учет расчетов по выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда.
Пример
ООО «Карамболь» 01.08.19 г. заключило ДМС со страховой компанией в отношении главного бухгалтера Любченко В. М. Договор заключен сроком на 1 год, страховой платеж – 10 000 грн. Сумму ВС:
- вариант 1 – удержали из зарплаты Любченко В. М.;
- вариант 2 – Любченко В. М. внес в кассу предприятия;
- вариант 3 – удержали из дохода, начисленного с учетом «натурального» коэффициента, то есть дохода, увеличенного на сумму ВС (1,015228).
При этом неденежный доход для удержания НДФЛ был начислен с учетом «натурального» коэффициента. А бухгалтерский учет этих операций может быть таким:
(грн)
Дополнительное страхование
Российский бухгалтер, N 5, 2011 год
Виталий Семенихин,
эксперт журнала
Одной из основных обязанностей работодателя при заключении трудового договора с работником является обязательное социальное страхование работника. Кроме того, работодатель может дополнительно застраховать работника. В настоящей статье рассмотрим порядок включения в трудовой договор условий о добровольном страховании, а также бухгалтерский учет, налогообложение и начисление страховых взносов на дополнительное страхование работников.
Гражданско-правовые основы страхования регулируются главой 48 «Страхование» ГК РФ и положениями Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-1).
Согласно статье 927 ГК РФ и пункту 2 статьи 3 Закона N 4015-1 страхование осуществляется как в обязательном, так и в добровольном порядке на основании договоров личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона, при этом условия и порядок страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Так, порядок страхования определяется следующими федеральными законами:
— Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ);
— Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);
— Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ);
— Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
При заключении трудового договора согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) обязательными для включения в трудовой договор являются условия об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Добровольное страхование осуществляется по воле сторон, которые самостоятельно определяют условия договора страхования.
На основании статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Все виды обязательного социального страхования так или иначе связаны с осуществлением работником трудовой деятельности, так как именно с ее началом у работодателя возникают обязанности по перечислению страховых взносов.
В трудовой договор необходимо включить те виды социального страхования, право на получение обеспечения по которым напрямую зависит от того, состоит ли работник в настоящее время в трудовых отношениях с работодателем (например, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием).
Добровольное страхование осуществляется по воле сторон, которые самостоятельно определяют условия договора страхования.
Если работодатель осуществляет дополнительное страхование работника (например, пенсионное или медицинское), то это должно быть обязательно отражено в трудовом договоре.
Бухгалтерский учет расходов на добровольное страхование
Согласно пункту 5 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н (далее — ПБУ 10/99) расходы на добровольное страхование работников относятся к расходам организации по обычным видам деятельности.
При этом затраты в силу пункта 18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н, исчисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета затрат или других источников страховых платежей.
Перечисление сумм страховых платежей осуществляется по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Если по условиям договора страховые взносы уплачиваются разовым платежом, то указанные расходы отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов». При этом данные затраты подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида (пункт 65 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н).
Отдел правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовил информационный материал для организации своевременного расследования случаев заболеваний новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставлению работникам медицинских организаций государственных гарантий в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313.
В связи с тем, что в профсоюз работников здравоохранения РФ поступают вопросы, связанные с реализацией Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» и организацией расследования профессиональных заболеваний новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников медицинских организаций отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлена на основании нормативных правовых актов и разъяснений органов государственной власти информация для применения в работе.
Указ Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 распространяет свое действие на врачей, средний и младший медицинский персонал медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее – медицинские работники).
Примечание: По мнению Профсоюза, Указ Президента РФ не содержит конкретного перечня должностей или специальностей медицинских работников, определяя только, что они должны непосредственно работать с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию и при решении вопроса о расследовании и предоставлении страховой выплаты необходимо руководствоваться этими признаками. Страховая выплата должна осуществляться вне зависимости от установленной в ходе расследования вины работника или работодателя.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 установлено, что единовременная страховая выплата производится в следующих случаях:
а) смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей — в размере 2 752 452 рублей родственникам погибшего в равных долях;
б) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 г. № 1272-р, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, — в размере 68 811 рублей;
в) в случае стойкой утраты медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей:
инвалиду I группы – в размере 2 064 339 рублей;
инвалиду II группы – в размере 1 376 226 рублей;
инвалиду III группы – в размере 688 113 рублей.
При этом, в соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 единовременная страховая выплата производится сверх предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» выплат.
Работники медицинской организации, выполняющие работу на основании трудового договора, у которых будет подтверждено профессиональное заболевание (страховой случай), вызванное новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ имеют право на следующие виды обеспечения по страхованию:
1) в случае смерти застрахованного – 1 000 000 рублей выгодоприобретателям;
Примечание: В случае смерти застрахованного размер ежемесячных страховых выплат лицам, имеющим на них право, исчисляется исходя из среднего месячного заработка застрахованного, за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получении выплат. Для определения размера выплат каждому лицу, имеющему на них право, общий размер указанных выплат делится на число таких лиц.
Право на получение выплат по потере кормильца имеют:
— нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие на момент смерти право на получение от него содержания;
— один из родителей, супруг (супруга) или другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо старше, но нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
— ребенок застрахованного, родившийся после его смерти;
-лица, состоявшие на иждивении застрахованного, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
2) в случае установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (с 1 февраля 2020 года):
— единовременная страховая выплата исходя из максимального размера 103 527,66 рубля+ районный коэффициент в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности;
— ежемесячная страховая выплата исходя из установленного бюро медико-социальной экспертизы процента утраты трудоспособности – до 79 602,38 рублей;
Примечание: Право на получение страховых выплат (ежемесячных и единовременных) наступает у застрахованного, если результатом наступления страхового случая явилась стойкая утрата им профессиональной трудоспособности, определенная бюро медико-социальной экспертизы.
Ежемесячная страховая выплата призвана заменить потерю в заработке, которую повлекло за собой снижение трудоспособности застрахованного вследствие страхового случая.
Выплата назначается на срок установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля его среднего месячного заработка, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путём деления общей суммы его заработка (с учётом премий, начисленных в расчётном периоде) за 12 месяцев, повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошёл несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчёту не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации страховой выплаты.
Если комиссией, проводившей расследование страхового случая, было установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то ежемесячная страховая выплата уменьшается пропорционально установленному размеру вины, но не более чем на 25%.
3) в случае временной нетрудоспособности – выплачивается пособие по временной нетрудоспособности («оплата больничного») в размере 100 процентов среднего заработка работника. Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты;
4) при наличии последствий после установленного профессионального заболевания (страхового случая) – оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» внесло коронавирусную инфекцию 2019-nCoV в перечень опасных заболеваний, наряду с ВИЧ и чумой. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715, дополнен Код заболеваний по МКБ-10 пунктом 16 следующего содержания: «16. В34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)».
Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания регламентируется постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания.
Примечание: Статья 184 Трудового кодекса РФ гарантирует работнику «При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.»
Согласно статье 8 Закона № 125-ФЗ при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у застрахованного возникает право:
- на пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страховые выплаты (единовременную и ежемесячные);
- оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая;
- возмещение морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, которое осуществляется причинителем вреда.
Основным из условий получения единовременной страховой выплаты в силу Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 и обеспечения по страхованию в силу Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ являются результаты расследования страхового случая.
Для получения единовременной страховой выплаты, предусмотренной подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313, (68 811 рублей) и пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона
от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, (100 процентов среднего заработка работника) необходимо провести расследование в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 г. № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности». Порядок расследования приведен в приложении 1 к настоящему письму.
Для получения единовременной страховой выплаты, предусмотренной подпунктами «а», «в» пункта 2 Указа Президента РФ
от 06.05.2020 № 313, (2 752 452 рублей — в случае смерти или от 688 113 до 2 064 339 рублей – в случае стойкой утраты трудоспособности — инвалидности) и соответствующего обеспечения по страхованию, предусмотренному подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, необходимо провести расследование в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», а также в силу требований, предусмотренных приказом Минздрава России от 28.05.2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967») и приказом Минздрава России от 31.01.2019 г. № 36н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания».
Необходимо отметить следующие требования к оформлению и порядку расследования страховых случаев, имеющихся на момент подготовки информационного материала.
1. Расследование, как правило, должно быть проведено после выздоровления работника или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в целях составления выписки из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма № 027/у), которая будет являться подтверждением заболевания работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, которая вызвала заболевания (синдромы) или осложнения, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р.
2. В уведомлении, предусмотренном пунктом 2 Временного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 695, (Извещении об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), подготовленном по форме согласно приложению № 1 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 № 176) необходимо указывать код по МКБ-10.
Диагноз «COVID-19» для статистического учета в статистике заболеваемости должен быть выставлен в конце каждого эпизода оказания медицинской помощи.
Диагноз устанавливается на основании типичных жалоб, анамнеза, объективных данных и информации о дополнительных методах обследования (функциональных, инструментальных, лабораторных). В медицинской документации обязательно отражается обоснование установленного диагноза в случаях, связанных с COVID-19.
При обращении в медицинскую организацию заболевание, по поводу которого пациент обратился в данном эпизоде, выбирают в качестве основного.
Для целей статистического учета, в случаях, связанных с COVID-19, заключительный клинический диагноз и его код по МКБ-10 заносится в «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» или в «Статистическую карту выбывшего из стационара».
Примерные формулировки нозологических компонентов диагнозов, связанных с COVID-19 в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями Минздрава России от 27.05.2020г. по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19:
1. U07.1 — COVID-19, положительный результат теста на вирус;
2. U07.1 — COVID-19;
3. U07.2 — COVID-19, вирус не идентифицирован;
4. U07.2. — Подозрение на COVID-19;
5. U07.2 — Подозрение на COVID-19, тест не проведен;
6. Z03.8 — Подозрение на COVID-19, исключенное отрицательным результатом теста на вирус;
7. Z03.8 — Наблюдение при подозрении на COVID-19;
8. Z22.8 — Носительство возбудителя COVID-19;
9. Z20.8 — Контакт с больным COVID-19;
10. Z11.5 — Скрининговое обследование с целью выявления COVID-19;
11. Z29.0 – Изоляция.
Диагноз «COVID-19» без дополнительных уточнений (БДУ) означает, что диагноз заболевания установлен, обоснован и подтвержден лабораторным тестом.
Примечание: Росздравнадзор выпустил разъяснения по вопросам применения экспресс-тестов на выявление антител к новой коронавирусной инфекции COVID-19. В частности, указано, что результаты тестирования на антитела не должны использоваться в качестве единственного основания, подтверждающего наличие SARS-CoV-2 или для информирования о статусе инфекции. В случае, если результаты тестирования отрицательные, а клинические симптомы сохраняются, необходимо провести дополнительное повторное тестирование с использованием других методов. Отрицательный результат не исключает возможности заражения COVID-19.
Осложнения основного заболевания в статистике заболеваемости в случаях, связанных с COVID-19, не кодируются и не регистрируются. Регистрации подлежат – основное заболевание и все записанные фоновые, конкурирующие и сопутствующие заболевания для включения в отчетную форму федерального статистического наблюдения № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации».
Примечание: Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 г. № 1272-р
«Об утверждении Перечня заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности».
Согласно Методическим рекомендациям Минздрава России по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции к лабораторным методам могут быть отнесены как выявление РНК SARS-CoV-2 с помощью методов амплификации нуклеиновых кислот, так и определение антител к вирусу (в случае, если расследование случая происходит уже после перенесенного заболевания). Следовательно, для лабораторного подтверждения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) могут быть использованы оба указанных методов.
При необходимости получения информации о частоте осложнений COVID-19 для проведения анализа может быть проведено выборочное статистическое исследование, для которого используют дополнительные коды осложнений в соответствии с их формулировками, содержащимися в МКБ-10.
При выборе основного заболевания следует пользоваться правилом МВ1 – в качестве основного должно быть выбрано более тяжелое состояние (МКБ-10, том 2, стр. 118).
Заключительный клинический диагноз, в случаях, связанных с COVID-19, должен быть уточнен.
В случае выявления вируса при отсутствии жалоб, объективной и дополнительной информации данное состояние следует расценивать как носительство вируса и кодировать рубрикой Z22.8. Такие случаи в статистику заболеваемости и смертности не включаются.
Для получения достоверных статистических данных при изменении диагноза соответствующая информация вносится в первичную учетную медицинскую документацию в соответствии с установленными правилами.
Выбор основного заболевания в случаях, связанных с COVID-19, должен производиться в конце эпизода оказания медицинской помощи, и этот заключительный диагноз может не совпадать с предварительным диагнозом, диагнозом при поступлении или профилем отделения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.
При выборе основного заболевания в случаях, связанных с COVID-19, в статистике заболеваемости необходимо помнить, что при наличии нескольких заболеваний (легкое или длительно сохраняющееся состояние и более тяжелое состояние, по поводу которого больной получал помощь) в соответствии с правилом МВ1 в качестве основного должно быть выбрано более тяжелое состояние (МКБ-10, том 2, стр. 118).
При соблюдении этих правил при летальном исходе в посмертном заключительном клиническом диагнозе основное заболевание, как правило, выбирается в качестве первоначальной причины смерти.
3. В целях эффективного расследования страхового случая медицинская организация, установившая случай заболевания работника, в дополнении к уведомлению о заболевании работника направляет работодателю выписку из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного по форме № 027/у или выдает выписку работнику.
Уведомление и выписка по форме № 027/у должны направляться работодателю.
4. Во врачебную комиссию, созданную работодателем в соответствии с пунктом 3 Временного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 695, в качестве ее дополнительных членов могут входить специалист по охране труда и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного комитета), а также профсоюзный инспектор труда, что будет соответствовать порядку расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания (п.19 Положения расследования и учета профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967) .
Следует отметить, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях расследования профессионального заболевания (страхового случая) в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
5. Врачебная комиссия (работодатель) должна рассматривать все случаи заражения работников медицинской организации новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе, когда COVID-19 не подтверждена лабораторными исследованиями (код по МКБ — 10: U07.2).
Примечание: Росздравнадзор выпустил разъяснения по вопросам применения экспресс-тестов на выявление антител к новой коронавирусной инфекции COVID-19. В частности, указано, что результаты тестирования на антитела не должны использоваться в качестве единственного основания, подтверждающего наличие SARS-CoV-2 или для информирования о статусе инфекции. В случае, если результаты тестирования отрицательные, а клинические симптомы сохраняются, необходимо провести дополнительное повторное тестирование с использованием других методов. Отрицательный результат не исключает возможности заражения COVID-19.
Обращаем внимание: По мнению специалистов Профсоюза, рассмотрение случаев заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) должно быть в рамках расследования не только работников, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313, но и других категорий работников, обеспечивающих деятельность медицинских организаций (немедицинских работников) и подвергающихся воздействию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих трудовых обязанностей.
К таким категориям работников относятся:
— работники, которые не привлечены к непосредственному оказанию медицинской помощи по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе в не перепрофилированных организациях (структурных подразделениях);
— работники рабочих профессий (уборщики помещений и т.д.);
— инженерно-технический персонал (операторы ЭВМ, инженеры по ремонту медоборудования, операторы, электрики и т.д.);
— студенты медицинских учреждений образования;
— водители автомобилей скорой медицинской помощи по аутсорсингу;
и другие работники.
6. Для проведения расследования необходимо подать извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) (по форме согласно приложению № 1 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. № 176) или уведомление, предусмотренное пунктом 2 Временного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 г. № 695, в Фонд социального страхования Российской Федерации
Примечание: Инициировать проведение расследования страхового случая может как медицинская организация, выявившая соответствующего пациента-работника медицинской организации, так и работодатель данного работника, а также выборный орган первичной организации Профсоюза.
В Фонд социального страхования Российской Федерации может обратиться сам работник или его представитель (родственник).
7. Для расследования страховых случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» предусмотрена необходимость направления соответствующих документов, в некоторых случаях формы документов не определены. Поэтому специалистами отдела правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза разработаны примерные формы для составления материалов и обращений при расследовании факта заболевания работника и последующего страхового возмещения потери здоровья.
К документам, необходимым для проведения расследования относятся:
1. Уведомление об установлении факта заболевания работником новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), выдается медицинской организацией, установившей работнику заболевание.
2. Приказ о создании комиссии по расследованию страховых случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 Указа Президента РФ «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» (издается медицинской организацией, работником которой является заболевший).
3. Выписка из истории болезни амбулаторного, стационарного больного (учетная форма 027-у), выдается медицинской организацией, подтверждающей лабораторными методами исследований наличие у заболевшего работника медицинской организации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
4. Копия лабораторных исследований, подтверждающей наличие у пациента новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
5. Протокол работы комиссии по расследованию страховых случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 (составляется и подписывается председателем и всеми членами комиссии).
6. Копия трудового договора (копия трудовой книжки) заболевшего медицинского работника.
7. Если больничный лист выдан на бумажном носителе – его копию.
8. Справка, подтверждающая факт осуществления работы работником, а также содержащей сведения о наличии у работника заболевания (синдрома) или осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с отражением способа осуществления выплат работнику для перечисления единовременной страховой выплаты.
Примечание: Расследование страховых случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 проводится в сроки, предусмотренные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020г. № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности».
8. В целях своевременного предоставления врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) проведение расследования страховых случаев, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 2 Указа Президента РФ №313, должно быть в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» и с особенностями, определенными совместным письмом Минздрава России и Минтруда России от 19.05.2020 г.