Страна происхождения 44 ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  • Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  • Как составить декларацию страны происхождения товара
  • Ограничения страны происхождения товаров
  • Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2020 года

Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.

Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта. Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство. Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Продавец по 44-ФЗ лишен возможности произвести замену страны происхождения товара либо самого продукта. Договор расторгается, если заказчику передана продукция, страна происхождения которой не соответствует заранее согласованным условиям. А именно за такими действиями поставщика следует односторонний отказ.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен. В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим. То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

Для радиоэлектроники:

  • СПИК;
  • подтверждение Минпромторга РФ об изготовлении данной продукции в пределах России;
  • уведомление аналогичного ведомства о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;
  • разовый/годовой сертификат СТ-1.

Для мебели или продукции в сфере машиностроения:

  • СПИК;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

Читайте также: «Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность»

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».
  2. Текстовый блок такого содержания: «В целях исполнения п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 14 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» «название компании-исполнителя» сообщает:…».
  3. Таблица из трех столбцов: № п/п, наименование товара, страна происхождения товара. Помните, НСПТ должно соответствовать названию, установленному Общероссийским классификатором стран мира.
  4. Должность, Ф. И. О., подпись, печать (если она есть). По закону, исполнитель не обязан распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать, чтобы отсканировать. Его разрешается прикрепить на ЭТП в виде файла в формате *.doc без подписи и печати. Но в таком случае обязательна электронная подпись.

Нередко продавцы сомневаются, требуется ли им декларация либо можно только обозначить страну производства. Если компания хочет участвовать в закупках, ей нужно подать документы, подтверждающие ее соответствие и ТРУ всем условиям, установленным заказчиком согласно ст. 14 интересующего нас федерального закона. Допускаются копии таких бумаг. Для участия в конкурсах и запросах котировок копии должны быть заверены.

Если к заявке не прикреплена необходимая декларация, участник рискует потерять положенные ему преференции.

Согласно позиции Минэкономразвития, декларирование страны, в которой произведена продукция, предполагает обозначение названия государства в тексте заявки. Даже если продавец не предоставил отдельные бумаги, заявка соответствует нормам закона, а значит, допускается к торгам. Но нужно понимать, что это только позиция МЭР. Зачастую приходится сталкиваться со случаями, когда территориальные органы ФАС считают наоборот. Поэтому чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендуется предоставить организатору торгов декларацию.

44-ФЗ: ограничения страны происхождения товаров

Национальный режим в госзакупках включает в себя правила, применяемые к ТРУ, изготовленным за пределами нашей страны. Смысл данного режима состоит в таких положениях:

  1. Запрет на иностранную продукцию двойного назначения.
  2. Развитие экономики РФ.
  3. Поддержание обороноспособности страны.
  4. Обеспечение национальной безопасности.
  5. Поддержка отечественных производителей.

У национального режима существует три основных формы, а именно запреты, ограничения, условия допуска (преференции).

Читайте также: «Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения»

Запрет на допуск продукции затрагивает изделия, выпущенные на территории иностранного государства и относящиеся к таким сферам:

  • машиностроение;
  • легкая промышленность и услуги по ее прокату;
  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
  • объекты оборонного значения;
  • ПО.

Запрет можно игнорировать при условии, что на территории РФ/стран ЕАЭС не производятся необходимые товары.

Если говорить об ограничениях, то они касаются допуска:

  • изделий, используемых в медицинской сфере;
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших;
  • радиоэлектронной продукции;
  • некоторых категорий продуктов питания.

На аукцион, проводимый через ЭТП, допускаются заявки с иностранными товарами, входящими в данный список. Но нужно понимать, что большими привилегиями пользуется продукция из РФ и стран-членов ЕАЭС. Если победителем торгов становится исполнитель с зарубежной продукцией, применяется коэффициент, по которому стоимость его предложения снижается на 15 %.

Преференции – это льготы на некоторые товары из ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования заключаются в том, что при любом способе закупок из цены поставщика изделий из стран ЕАЭС вычитается коэффициент 15 %. А при его победе договор заключается по цене, обозначенной им в заявке.

Страна происхождения товара по 44-ФЗ: изменения с 2020 года

С 2020 г. исполнитель должен прописывать в заявке страны происхождения всех товаров. Заказчику важно знать как о продукции, предлагаемой к поставке, так и о товарах, которые планируется использовать во время самих работ. Организатор торгов обязан следить за тем, чтобы сведения присутствовали в заявке. Будьте готовы к тому, что со временем подача интересующих нас данных будет усложняться.

До 01.07.2020 г. участники сами выбирают формат сведений о стране происхождения товара. Они могут писать: «РФ», «Россия», «Российская Федерация», не обращая внимания на требования общероссийского классификатора стран мира. Заказчик не имеет права отвергать заявки, где сведения не указаны в соответствии с данным документом.

С 01.07.2020 г. допускается наименование стран в заявках только по нормам данного классификатора. На день написания этой статьи такое правило затронуло запрос котировок, производимый в электронном виде. Скорее всего, аналогичное требование распространится на конкурсы в электронной форме и аукционы, поскольку ЭТП должны действовать по одному алгоритму. Если с 1 июля 2020 г. интересующая нас информация будет указана в заявке как «РФ», компания не сможет принять участие в закупке.

С 01.01.2020 г. сведения должны подаваться по каждому товару. При этом не учитывается, распространяется ли на конкретный случай один из актов об импортозамещении. То есть если заказчик не использует подобные акты, сведения подаются по всем товарам.

С поставкой все достаточно просто: каждый товар должна сопровождать информация о стране. Правила для работ и услуг менее понятны. Представим, что необходимо выполнить текущий ремонт, а для него могут потребоваться самые разные товары. Для каких из них нужно указать страну происхождения?

Формально – для всех. Но существует мнение, что в данном случае практикуется опыт электронного аукциона. То есть заказчик прописывает в инструкции по заполнению заявки интересующие его товары, а исполнитель подает по ним данные. Оговоримся, что последний не выбирает из предоставленной инструкции товары для выполнения работ и оказания услуг.

Уважаемые заказчики!

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно изменениям при проведении закупок конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка на участие должна содержать наименование страны происхождения, в случае закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

С 1 января нельзя участвовать в закупках без регистрации в ЕИС. При нарушении этого правила оператор электронной площадки вернет заявку участнику.

С 1 января заказчик при заключении контракта должен направлять в реестр контрактов информацию о стране происхождения товара, если при закупке были предусмотрены условия, запреты или ограничения допуска.

С 1 января Казначейство должно проверять соответствие информации о стране происхождения товара условиям контракта как на момент его заключения, так и на момент исполнения. Если наименование страны происхождения, направленное заказчиком, не соответствует условиям контракта, то результат проверки будет отрицательным, сведения в реестр контрактов не включат.

С 8 января 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон №44-ФЗ, согласно которым заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно изменениям, которые вступят в силу с 1 июля 2020 года провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн. руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от совокупного годового объема закупок.

Изменить извещение о проведении запроса котировок в электронной форме будет нельзя, но отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок.

Участник будет предоставлять в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме больше сведений:
— свое соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром;
— участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта;
— также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

С 1 июля заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) потребуется согласовывать после несостоявшихся электронных процедур. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить Правительство.

С 1 июля заказчик сможет проводить электронные малые закупки на сумму до 3 млн. руб. с учетом годового лимита.
Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:
— наименование и характеристики товара;
— товарный знак (при наличии);
— наименование страны происхождения;
— документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
— цену за единицу товара;
— предлагаемое максимальное количество товара;
— срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
— информацию об участнике;
— документы о его соответствии требованиям законодательства;
— декларацию о его соответствии требованиям Федерального закона № 44-ФЗ;
— решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

Сведения о контрактах, заключенных по результатам электронных малых закупок, нужно будет направлять в реестр контрактов.

Многие наши клиенты при участии в госзакупках сталкиваются с большим количеством подводных камней при заполнении заявки на участие в аукционе или иных видах заказов. Имея абсолютно честные намерения вовремя поставить заказчику качественный товар, они самостоятельно подают заявку, а потом через несколько дней взволнованно звонят нам с одной и той же просьбой: нам срочно нужна консультация по госзакупкам, нас отклонили!

И всякий раз наши специалисты по госзакупкам выясняют, что клиент допустил ошибки в заявке, исправить которые подчас бывает не так легко. Одной из популярных проблем при подаче заявок является неуказание наименования места происхождения товара или производителя. Необходимость этой информации определена в ч.1б п.3 ст.66 Федерального закона 44. Как правило, анализ конкурсной документации показывает, что заказчик в точности копирует статьи закона и требует указания этих данных в заявке.

На наш взгляд, в большинстве случаев это требование является достаточно надуманным и подчас противоречивым.

Наименование места происхождения товара — что это такое

В соответствии с ч.1 ст.2 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок базируется на положениях Гражданского кодекса. В 44 законе понятие «наименование места происхождения товара” не определено.

Ст.1516 ГК РФ определяет это понятие как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Государственная регистрация мест происхождения товара

При этом п.1 ст.1518 гласит, что наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации. Государственный реестр НМПТ содержит на сегодняшний день всего 149 наименований, то есть в большинстве случаев товар, планируемый к поставке, не обладает никакими особыми свойствами, которые как-либо определяются характерными для того или иного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Таких требований, как правило, не содержится и в аукционной документации.

Соответственно, указать наименование места происхождения товара поставщик чаще всего не может в связи с отсутствием НМПТ в государственном реестре и несоответствием его определению, данному в ст.1516 ГК РФ.

Если участник государственного заказа является производителем

Двусмысленная ситуация возникает у поставщика тогда, когда производителем планируемого к поставке товара является он сам. В соответствии с п.1 ст.54 наименование производителя – это наименование юридического лица, то есть наименование организации.

Однако, п.5 ст.66 44-ФЗ гласит, что наименование организации должно указываться во второй части заявки. Более того, п.15 ст.66 и п.19 ст.68 44-ФЗ обеспечивают конфиденциальность информации об участниках аукциона, указанной в п.5 ст.66 44-ФЗ до размещения протокола. Наименование организации прямо перечислено в ч.1 п.5 ст.66 44-ФЗ. Таким образом, заказчик не может его знать до размещения протокола.

Нарушение конфиденциальности сведений об участниках прямо нарушает п.2 ст.8 44-ФЗ, а именно принцип обеспечения конкуренции, являющийся основой контрактной системы в сфере закупок.

Однако, согласно ч.1 п.4 ст.67 закона непредоставление информации, указанной в ч.3 ст.66, в том числе и наименования места происхождения товара или наименования производителя, является полноценным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

В какой форме предоставляются сведения о месте происхождения товара

Таким образом, поставщикам, не желающим быть отклоненными, соблюдать этот пункт и указывать нужную информацию все-таки необходимо, и делать это нужно грамотно. Практика показывает, что ввиду отсутствия точной формы предоставления этих сведений, разные заказчики могут отклонять заявки, в которых даже имеется указание места происхождения товара или производителя, но не в правильной форме. При оформлении заявок нашим клиентам мы всегда руководствуемся имеющейся практикой конкретного заказчика, рассмотрения жалоб по данным мотивам в его регионе, специфику товара и конкурентной среды, в которой работает поставщик, и уже после тщательного анализа грамотно формулируем каждый пункт заявки. О том, какие проблемы могут возникнуть у Вас при оформлении заявки, Вы можете прочитать на этой странице.

Своим клиентам мы всегда напоминаем, что тендерный консалтинг гораздо эффективнее вести изначально на этапе составления заявки, нежели исправляя уже сделанные ошибки путем жалоб в контролирующие органы.

Все ссылки на законодательство приведены по состоянию на 18 сентября 2014 г.

Конкретные показатели — это сведения о товаре, который собирается поставлять или использовать в работе участник закупок. Если их неправильно заполнить, то заявку не рассмотрят и не допустят до торгов.

Общие положения

В документации о закупке, а точнее, в техническом задании, госзаказчик описывает товар с разных сторон. Он указывает качественные, технические, функциональные и эксплуатационные свойства. Как правило, это вторая часть документации. Чтобы объяснить потенциальным поставщикам, что ему нужно, госзаказчик может указать:

  • товарный знак;
  • знак обслуживания;
  • фирменное наименование;
  • патент;
  • полезную модель;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения продукции.

Но такими действиями он будет ограничивать конкуренцию. Поэтому каждое упоминание нужно сопровождать фразой «или эквивалент». Это значит, что можно поставить товар, который хочет заказчик, или аналогичный. Исключение сделали для закупок совместимых товаров и запасных частей. В таких случаях можно требовать конкретную марку.

Как заполнить

Эти конкретные показатели обязательно есть в закупках на поставку продукции или оказание услуг или работ, в которых используется товар. Прописываются в виде максимальных, минимальных и диапазонных значений. Участник предоставляет конкретные свойства, которые будут поставлять или использовать в работах. В процессе заполнения поможет номенклатура показателей качества конкретной продукции, установлена она в технических документах — ГОСТ, техпаспорт, ресурсы производителя и т. п. В документах о закупке, в которой нужно предоставить конкретные показатели, заказчик выкладывает инструкцию по составлению заявки (п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ). В ней есть алгоритм заполнения точных характеристик продукции. Заказчик предлагает заполнить таблицу. Эта форма рекомендуемая. Участник сам решает, в каком виде передаст заказчику данные о конкретных показателях продукции.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. (При этом указываются максимальные и(или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) (сведения в настоящей графе не подлежат изменению, исправлению, дополнению и т. д.) Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (заполняется участником электронного аукциона)

Скачать

Не допустить к торгам из-за того, что форма участника не соответствует той, которую разработал заказчик, нельзя. В инструкции все параметры делятся на такие:

  • с максимальными и минимальными величинами;
  • с вариантами значений;
  • неизменяемые;
  • с диапазоном величин.

Заказчик разъясняет, как нужно заполнить каждый параметр. Вот так это выглядит на практике.

В инструкции заказчики запрещают использовать слова, которые отражают неконкретный характер предложения. Такими словами могут быть: «должен», «примерно»,»допускается» и т. п.

ВАЖНО! Анализируйте инструкцию, разные заказчики по-разному интерпретируют смысл конкретных значений.

Где найти

Образец заполнения конкретных показателей товара найдете в реестре контрактов. Заявки, которые побеждают в тендере, становятся частью контракта и публикуются в ЕИС. Вот образец конкретных показателей товара 44 ФЗ. Участник из предложенных в документации диапазонов и вариантов выбрал значение в границах, которые определил заказчик, и удалил слова, которые допускают двусмысленное значение.

Споры о конкретных показателях в практике ФАС

Споры по заполнению конкретных показателей ФАС рассматривает чаще остальных. Единой практики нет, на итоговое решение влияют условия конкретной закупки. Как пример, есть заявки, в которых указывают свойства товара в виде диапазона правомерно, т. к. является конкретным свойством продукции. В этом случае нужно доказать, что этого требует специфика товара. Для этого можно использовать ГОСТ, техрегламент, где указан диапазон, и указание конкретного показателя нелогично. Например, такой параметр как температура эксплуатации. Невозможно использовать при конкретной температуре, например при +20. Она постоянно меняется. Поэтому в заявке можно указать диапазон: от -20 до +40 градусов. Отказать в допуске заказчик не может. В других ситуациях нужно прописывать точные данные, даже если в нормативной документации есть диапазоны. Если сведения, которые вы предоставили, не соответствуют инструкции, их посчитают недостоверными и отклонят заявку по ч. 4 ст. 67 44-ФЗ. Также заявку не допустят до аукциона, если не предоставили сведения, предоставили данные, которые не соответствуют техническому заданию или противоречат друг другу. Практика ФАС по конкретным показателям 44 ФЗ возникает из-за неоднозначности свойств товара. Если не согласны с итогами рассмотрения первых частей заявок, обращайтесь в ФАС на необоснованное отклонение. Обжаловать решение Антимонопольной службы можно в Арбитражном суде. Причем это право есть как у заказчика, так и поставщика.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Об отнесении гарантийного срока товара к конкретным показателям Письмо Минэкономразвития № Д28и-1989 от 08.07.2015

О написании конкретных показателей для составления инструкции по заполнению заявки участника Письмо ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.2016

законодательства об осуществлении закупок

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Крымское УФАС России) в составе:

«…..»

в присутствии представителей:

Управления государственным заказа (далее – Уполномоченный орган): «…..»

Правительства Севастополя (далее – Заказчик):»…..»

Общества с ограниченной ответственностью «Найхет» (далее – ООО «Найхет», Заявитель): «…..»

рассмотрев жалобу ООО «Найхет» от 08 октября 2015 года №08/10-002 (вх. №754/09 от 09 октября 2015 года) на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров в комплекте, извещение № 0174200001915000502 (далее – электронный аукцион, закупка), заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона, документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.

Заявка ООО «Найхет» отклонена по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно в связи с отсутствуем страны происхождения ПО, предлагаемого к поставке (Windows 8.1 Professional 64bit), отсутствуя наименования и производителя в пункте ПО монитора, предлагаемого к поставке.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Заявитель указывает, что Заказчик осуществляет закупку персональных компьютеров в комплекте: системный блок (в сборе, в комплекте и с предустановленными программами), и монитор, а не комплектующих компьютерного оборудования.

Таблица сведений о функциональных и качественных характеристиках товаров заявки ООО «Найхет» содержит описание и технические характеристики предлагаемой к поставке компьютерной техники:

— Системный блок торговой марки (товарный знак) iRu*, знак обслуживания отсутствует, патентов, полезных моделей и промышленных образцов не имеет, произведен в России. Выпускается серийно. Фирменное наименование: Системный блок iRu* в комплекте с клавиатурой и мышью.

— Клавиатура торговой марки (товарный знак) не имеет, знак обслуживания отсутствует, патентов, полезных моделей и промышленных образцов не имеет, произведен в Китае. Выпускается серийно. Фирменное наименование: Клавиатура USB.

— Мышь торговой марки (товарный знак) не имеет, знак обслуживания отсутствует, патентов, полезных моделей и промышленных образцов не имеет, произведен в Китае. Выпускается серийно. Фирменное наименование: Мышь USB.

— Монитор Тип 2 торговой марки (товарный знак) АОС, знак обслуживания отсутствует, патентов, полезных моделей и промышленных образцов не имеет, произведен в Китае. Выпускается серийно. Фирменное наименование: Монитор АОС.

По мнению Заявителя, его заявку отклонили не правомерно, так как она соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации.

Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 12 октября 2015 года 486/04-05/2-15 (вх.№1016-с от 12 октября 2015 года) на жалобу Заявителя.

Пояснения представителей Уполномоченного органа в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 39 Закона о контрактной системе, для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создается комиссия по осуществлению закупок. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек. В соответствии с Положением об Управлении государственного заказа, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 24 мая 2014 года №8, один человек – представитель уполномоченного органа, четыре человека – представители Заказчика.

15 сентября 2015 года размещено извещение об электронном аукционе на поставку персональных компьютеров в комплексе (0174200001915000502). Заказчик: Правительство Севастополя.

07 октября 2015 года состоялось рассмотрение первых частей заявок.

По итогам рассмотрения, решением большинства присутствующих на заседании членов комиссии, заявка Заявителя была признана не соответствующей требованиям по основанию несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно в связи с отсутствуем страны происхождения ПО, предлагаемого к поставке (Windows 8.1 Professional 64bit), отсутствуя наименования и производителя в пункте ПО монитора, предлагаемого к поставке.

Представитель уполномоченного органа допустил заявку Заявителя, так как в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, нет необходимости указывать наименование производителя, в связи с чем такое требование не предъявляется. Участник указал страну происхождения товара – системного блока. Программное обеспечение в данном случае закупалось не отдельно, а являлось составной частью товара – системного блока.

На основании вышеизложенного, Уполномоченный орган считает, что его действия не приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заказчику, согласно уведомлению о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 09 октября 2015 года № 8/2049-с, необходимо было представить возражение на жалобу и иные документы и сведения, предусмотренные частью 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в срок до 13 октября 2015 года.

Возражения и иные документы и сведения предоставлены не были.

Согласно извещению № 0174200001915000502, наименованием объекта закупки является поставка персональных компьютеров в комплекте.

Согласно пункту 22 документации, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страна происхождения товара.

В соответствии с пунктом 23 документации, при необходимости указания в заявке на участие в аукционе информации о наименовании страны происхождения товара, участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: участник аукциона должен однозначно, определенно и недвусмысленно указать на то, что страной происхождения товара является определенная страна (государство), при этом указываются современное официальное полное или сокращенное наименование страны (государства).

Согласно Техническому заданию:

— Операционная система Windows 8.1 Professional 64 bit должна быть с лицензией с возможностью понижения версии и предустановлена;

— Microsoft Office 2013 или более поздней версии в наборе стандарт (состав не менее Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Русская версия) и должен быть в комплекте поставке;

— ПО должно быть совместимым с предлагаемым к поставке монитором, ПО монитора должно быть в комплекте.

На основании вышеизложенного, в комплект компьютера входит: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Операционная система Windows 8.1 Professional 64 bit, Microsoft Office и ПО монитора являются комплектующими к поставляем товарам.

В соответствии с документацией о закупке и подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Таким образом, данные требования предъявляются к поставляемым товарам, а не к комплектующим.

В соответствии с документацией о закупке, заявка ООО «Найхет» содержит конкретные показатели и соответствующие значения комплектующих: Windows 8.1 Professional 64 bit и Microsoft Office, ПО монитора.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушено требование части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части неправомерного отклонения участника аукциона ООО «Найхет», так как его заявка соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07 октября 2015 года, аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе по таким же критериям еще шести участникам аукциона.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя и обоснованности доводов Уполномоченного органа.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Крымского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Найхет» от 08 октября 2015 года № 08/10-002 (вх. № 754/09 от 09 октября 2015 года) на действия Управления государственного заказа при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров в комплекте (извещение № 0174200001915000502) – необоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в виде необоснованного отклонения заявки.

3. Выдать аукционной комиссии, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях членов закупочной комиссии признаков административного правонарушения.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/839-15 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

21 октября 2015 года г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«…..»

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 20 октября 2015 года по делу № 08/839-15 при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Найхет» от 08 октября 2015 года №08/10-002 (вх.№754/09 от 09 октября 2015 года) на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона по поставку персональных компьютеров в комплекте, извещение №0174200001915000502 (далее – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Аукционной комиссии:

1.1 отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №997311 от 07 октября 2015 года (извещение № 0174200001915000502);

1.2 отменить протокол проведения электронного аукциона №1054207 от 12 октября 2015 года (извещение № 0174200001915000502);

1.3 отменить протокол подведения итогов электронного аукциона №1054421 от 13 октября 2015 года (извещение № 0174200001915000502);

1.4 вернуть процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде электронного аукциона (извещение № 0174200001915000502) на стадию рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе;

1.5 сообщить об исполнении пункта 1 настоящего предписания в Управление до 30 октября 2015 года.

2. Закрытому акционерному обществу «Электронные торговые системы» обеспечить:

2.1 обеспечить аукционной комиссии возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

2.2 сообщить об исполнении пункта 1 настоящего предписания в Управление до 30 октября 2015 года.

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Оставьте комментарий